Приемы ТРИЗ-педагогики на уроках истории и обществознания как средство активизации познавательной деятельности обучающихся, а также их актуальность в системе московского образования.
проект по истории (6, 7, 8, 9, 10, 11 класс)
В данной презентации мы отразили некоторые приёмы использования ТРИЗ , из нашего исследования, в системе московского образования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
priyomy_triz_na_urokah_istorii_i_obshchestvoznaniya.pptx | 1.77 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
О презентации В данной презентации мы отразили некоторые приёмы использования ТРИЗ , из нашего исследования, в системе московского образования.
Цель использования ТРИЗ Основная цель использования ТРИЗ на уроках – дать школьникам возможность увидеть в изучаемых предметах инструменты творчества – доступные, сильные, изящные; выработать представление о том, как может быть использована получаемая на уроках информация. Создавалась теория в середине XX века, основы её заложил инженер и писатель Генрих Альтшуллер .
Приём «Ассоциативный ряд» Прием «Ассоциативный ряд» использовала на уроке обществознания по теме «Право» (9 класс). На доске я записывала произносимые детьми слова-ассоциации. Затем из полученного списка они выбрали наиболее конкретные и составили определение. Полученное определение сравнили со словарным вариантом и дополнили ассоциативный ряд.
Приём « Да-нет-ка », этот универсальный приём технологии ТРИЗ способен увлечь и маленьких, и взрослых; ставит обучающихся в активную позицию. Формирует следующие универсальные учебные действия: - умение связывать разрозненные факты в единую картину; - умение систематизировать уже имеющуюся информацию; - умение слушать и слышать друг друга. Приём « Да-нет-ка »
В 7 классе: «Я загадала историческое лицо XVII века». Смысл игры в том, чтобы не отгадать сразу, а задать как можно больше вопросов, причем, таких, чтобы учитель мог ответить «да», «нет» или «и да и нет». Фантазия учеников «заработала», они меня спрашивали: «Это народный предводитель?» («нет»), «Государственный деятель?» («да»), «Относится к династии Романовых?» («да»), «Время правления относится ко 2 пол. XVII века?» («и да и нет»), и т.д. Таким образом, узнав все, что нужно для правильного ответа, они отвечают: «Это Алексей Михайлович». Приём « Да-нет-ка »
Прием « Шаг за шагом », автор – Е.Д.Тимашева ( г.Люберцы ). Ученики, шагая к доске, на каждый шаг называют термин, понятие, явление и т.д. из изученного ранее материала. Так, обучающиеся 9 класса, в рамках подготовки к празднику Победы в Великой Отечественной войне, на отдельных уроках при выходе к доске на каждый шаг проговаривают основные сражения, называют событие и дату этого периода. Приём «Шаг за шагом»
В процессе информационного этапа урока внедряю приемы «Своя опора», «Пресс-конференция», «Хорошо-плохо», метод « фокальльных объектов». РАССМОТРИМ НЕКОТОРЫЕ ИЗ НИХ Приём «Шаг за шагом»
Урок пресс-конференция «Антигитлеровская коалиция во Второй мировой войне» (11 класс) моделировал возможную историческую ситуацию накануне Великой Победы – пресс-конференцию «глав» государств – участников коалиции для «журналистов» разных стран, итогом которой стали «статьи» – анализ позиций стран антигитлеровской коалиции по важнейшим вопросам второй мировой войны и послевоенного устройства мира. Приём «Пресс-конференция»
« Хорошо-плохо » – универсальный приём ТРИЗ, направленный на активизацию мыслительной деятельности детей на уроке, формирующий представление о том, как устроено противоречие. В 10 классе ребята получали задания: дайте оценку деятельности Александра Невского по отношению к Орде; определите итоги царствования Ивана IV . Одна группа учеников выделяла положительные моменты, другая отрицательные, третья пыталась разрешить противоречия (оставить «+» и убрать «-»). Приём «Хорошо-плохо»
Этот метод использую при введении новых терминов. Например, в курсе обществознания при изучении темы: «Что такое общество?» в 6 классах совместно с учениками составляем следующую схему: Приём « Ф окальных объектов» На последующих уроках даю задание ученикам: значение термина выучить, привести примеры и самостоятельно нарисовать схему.
ТРИЗ-педагогика дает учителю безграничные возможности для работы. Помогает сделать историю самым интересным предметом школьного курса, соответственно, я является очень важным элементом в системе московского образования . Приведенные примеры тризовских заданий формируют у обучающихся умения и навыки поиска ответа за пределами известного образца, помогают активному усвоению новых знаний и закреплению материала . Эта система обучения убеждает в возможности организовать эффективное занятие, целью которого будет не простое углубление и конкретизация исторических знаний, а главное – формирование всестороннего представления обучающихся о фактах прошлого, критического отношения к источникам и их интерпретациям, развитие умения самостоятельно анализировать и оценивать факты, вырабатывать собственный взгляд на события и их последствия. Вывод
Государственное казенное общеобразовательное учреждение города Москвы «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат №52» sk52@edu.mos.ru +7 (495) 612-40-41 Директор: Лебедева Анна Васильевна LebedevaAV2@edu.mos.ru +7(495) 614-94-56 Заместители директора: Камелева Нелли Олеговна s52kameleva@sk52.org +7 (495) 612-13-12 Кузнецов Вольдемар Владимирович s52kuznvv@sk52.org +7 (495) 614-12-09 sk52@edu.mos.ru
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Информационные технологии как средство активизации познавательной деятельности обучающихся на уроках географии.
Залогом успешной работы педагога является поиск эффективных средств обучения. В настоящее время в образовательном пространстве имеется разнообразный набор компьютерных средств обучения географии...
Игровые моменты на уроках истории и обществознания как способ активизации познавательной деятельности учащихся
КоКак повысить интерес учеников к предмету? Эта проблема волнует всех учителей. Изучение истории и обществознания, как и любой другой учебной дисциплины, сопряжено с немалыми трудностями. Они могут ус...
Внеклассная работа по истории, как средство активизации познавательной деятельности обучающихся
Описание внеклассной работы по истории...
Олимпиада по истории как средство активизации познавательной деятельности обучающихся.
В данной статье представлен материал по подготовке учащихся к школьному туру олимпиады по истории....
Доклад "Дидактическая игра на уроке истории как средство активизации познавательной деятельности обучающихся с интеллектуальными нарушениями"
Обучающемуся с интеллектуальными нарушениями очень сложно усваивать предложенный учителем материал на уроке. В связи с особенностями в развитии обучающийся с интеллектуальной недостаточно...
Из опыта работы "Использование информационно-коммуникативной технологии на уроках истории и обществоззнания, как средство активизации познавательной деятельности обучающихся"
Из опыта работы "Использование иформационно-коммуникативной технологии на уроках истории и обществознания, как средство активизации познавательной деятельности обучающихся"...
«Игровые технологии как средство активизации познавательной деятельности обучающихся на уроках истории»
Выступление на РМО учителей истории и обществознания по теме «Игровые технологии как средство активизации познавательной деятельности обучающихся на уроках истории»...