Задачи и перспективы московского образования(Актовая лекция)
материал по теме
В статье представлено мое видение перспектив развития московского образования, тем более, что за последние годы проблема образования приобретает особую актуальность
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
aktovaya_lekciya_zadachi_i_perspektivy_moskovskogo_obrazovaniya.docx | 34.41 КБ |
Предварительный просмотр:
Учитель прикасается к вечности:
никто не может сказать,
где кончается его влияние.
Генри Адамс
Перед тем как представить Вам свое видение перспектив развития московского образования, хотелось обратить внимание на тот факт, что за последние годы проблема образования приобретает особую актуальность. Образовательная сфера напрямую связана с экономикой, наукой, культурой, она обуславливает военную, технологическую, опять-таки экономическую безопасность, которая невозможна без квалифицированных кадров и современных научных разработок. И это как раз то, что и нужно Москве, так как мы говорим о задачах и перспективах образования не просто отдельного города России, а самого большого развитого города России, и не только самого большого, но в первую очередь города, являющегося центром сосредоточения основного научного потенциала страны. И ни для кого не секрет, что именно Москва, в определенной степени, представляется для остальных регионов неким ориентиром, указывающим основные направления развития во многих сферах деятельности, в том числе в сфере образования.
Несмотря на проделанную за последние годы работу по качественному и техническому улучшению, образовательная система города Москвы по прежнему отстает от мировых стандартов информатизации и дистанционного обучения.
Существует ряд проблем, которые необходимо решить для успешной реализации функций системы образования мегаполиса для интеграции в систему мирового образования. И если мы не хотим продолжать осуществлять преобразования по, так называемому, сценарию «догоняющей модернизации», данные решения должны положительно сказываться на качестве образования, отвечать требованиям времени, и более того, носить опережающий характер.
Для этого первоочередная задача укомплектовать учебные заведения города современным оборудованием, с целью внедрения средств новых информационных технологий в учебный процесс (интерактивные доски, электронные дневники, учебники, классные журналы). Они позволяют разгрузить учителя, увеличить заинтересованность учащихся в предмете, дают возможность решения задач на стыке предметов разных циклов, более наглядно подать материал за счет возможностей мультимедиа. При работе с мультимедийными программами обеспечивается обратная связь, осуществляется быстрый поиск нужной информации, экономится время. Все это способствует формированию мотивации учения, стимулируют инициативу и творческое мышление, что положительно скажется на эффективности и качестве подготовки обучаемых. Но только в том случае, если преподаватель на профессиональном уровне будет обладать навыками обращения с имеющимися в его распоряжении техническими и программными возможностями. Здесь в меньшей степени возникают проблемы с молодыми специалистами, нежели с преподавателями старшего возраста - оказывается, что не так много людей готовы каждые несколько лет переучиваться и вникать в новое.
Так мы переходим ко второй задаче. С одной стороны, по данным 7го Всероссийского форума руководителей образовательных учреждений, проходившего в Москве (28-29 ноября 2011, ГК «Редисон Славянская»), возрастной ценз преподавателей составляет от 47 до 52 лет, при этом в год российские ВУЗы выпускают порядка 150ти тысяч молодых педагогов, из которых большую часть составляют выпускники московских педагогических институтов и университетов. Оттоку кадров из педагогической сферы способствует недостаточный уровень заработной платы, сложность реализации карьерных амбиций. Среди специалистов, окончивших московский педвуз в 2000-2005 гг. и работающих в сфере образования, "дослужиться" до должности завуча (за 7-10 лет) успевают 10,3% - то есть каждый десятый. Их сокурсники в других сферах, занимают руководящие посты заметно чаще - 25,7% - уже четверть от общего числа («Российская газета – Общество» от 28.11.2011 статья Екатерины Добрыниной «Не учат в школе»). Отсюда возникает задача привлечения в московское образование молодых перспективных кадров путём повышения социального статуса и финансового положения педагогов, создания вакансий для молодежи, а также возможностей для карьерного роста. Однако, для развития преподавания и сохранения лучших педагогических традиций, между числом опытных и молодых учителей всегда должен сохраняться баланс. И так как Москва город многонациональный с наличием множества культур, этносов, вероисповеданий, религий , то в столичное образование должны привлекаться люди не только высокопрофессиональные, но и прежде всего толерантные. У нас , равно как и в других сферах, есть люди случайные. Мне очень нравится как об этом сказал Роберт Рождественский.
Удачи вам, сельские и городские
Уважаемые учителя!
Добрые, злые и никакие
Капитаны на мостике корабля.
Удачи вам, дебютанты и асы, удачи!
Особенно по утрам,
Когда вы входите в школьные классы,
Одни – как в клетку,
Другие – как в храм.
Удачи вам, занятые делами,
Которых не завершить всё равно.
Крепко скованные инструкций кандалами
И окриками из РОНО.
Удачи вам, по-разному выглядящие,
С затеями и без всяких затей,
Любящие или же ненавидящие
Этих – будь они трижды! – детей...
...Вы знаете,
Мне по–прежнему верится,
Что, если останется жить земля, -
Высшим достоинством Человечества
Станут когда–нибудь учителя!
Не на словах, а по вещей традиции,
Которая завтрашней жизни под стать,
Учителем надо будет родиться.
И только после этого стать!
Он, даже если захочет, не спрячется:
На него, идущего ранней Москвой,
Станут прохожие оборачиваться,
будто на оркестр духовой!
В нём будет мудрость талантливо–дерзкая.
Он будет солнце нести на крыле...
Учитель – профессия дальнего действия,
Главная на Земле. (Роберт Рождественский)
Очень красиво сказал Роберт Рождественский. Но вернемся к прозе жизни и подумаем о том , что несмотря на серьёзную финансовую государственную поддержку, учебные заведения многое могут сделать сами, привлекая, в том числе работодателей, которые, в принципе, готовы к дополнительным инвестициям и софинансированию, если не только по объемам, но и по качеству подготовки выпускники будут соответствовать требованиям, предъявляемым современной экономикой. В этих условиях требуется новое качество рабочей силы - необходим новый уровень компетенции выпускников. А решать эту проблему образовательные учреждения не могут, не выстраивая отношения с рынком труда и социальными партнерами. Это будет означать постепенную интеграцию образовательных учреждений, с этими партнерами, с бизнесом в целом, но только при создании малых инновационных предприятий и инновационных центров в образовательных заведениях столицы. Будет устранен разрыв между спросом, возникающим в результате изменений, происходящих в экономике города, и, формируемым столичными учебными заведениями предложением. Президент Дмитрий Медведев, и премьер-министр Владимир Путин много внимания уделяют перестройке нашей экономики, в частности её переходу на инновационный метод ведения производственной, хозяйственной деятельности .И для того, чтобы наши выпускники быстрее адаптировались, нужно чтобы уже в процессе учебы они получали навыки работы в этих инновационных центрах, тогда московская система образования, ее учебные и научные учреждения смогут показывать результаты, которые соответствуют мировому уровню, отвечают требованиям времени, что означает конкурентоспособность Москвы в мировой системе образования.
В силу изложенного выше считаю:
- можно и нужно учить всех без исключения;
- качественное образование каждому ребенку в соответствии с индивидуальными особенностями;
- образование должно быть не для школы, а для жизни;
- необходимо утверждать социальный оптимизм через воспитание позитивного отношения к социуму, гражданственности и патриотизма.
И в заключении хотела бы прочитать вам притчу.
Давным-давно в старинном городе жил Мастер, окружённый учениками. Самый способный из них однажды задумался: «А есть ли вопрос, на который наш Мастер не смог бы дать ответа?» Он поймал самую красивую бабочку и спрятал её между ладонями, подошёл к Мастеру и спросил:
— Скажите, какая бабочка у меня в руках: живая или мёртвая?
Он крепко держал бабочку в сомкнутых ладонях и был готов в любое мгновение сжать их ради своей истины.
Не глядя на руки ученика, Мастер ответил:
— Всё в твоих руках.
Спасибо за внимание.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Научно-исследоваетльская работа на тему: Бюджет Московской области: анализ и перспективы развития
Научно-исследоваетльская работа на тему: Бюджет Московской области: анализ и перспективы развития ...
"Задачи и перспективы московского образования"
В презентации представлено мое видение перспектив развития московского образования, тем более, что за последние годы проблема образования приобретает особую актуальность....
Задачи и перспективы Московского образования
Статья для Московского городского профессионального конкурса педагогического мастерства и общественного призвания : "Педагог дополнительного образования Москвы".Одной из важнейших государственны...
Задачи и перспективы московского образования. Записки классного руководителя.
Актовая лекция в рамках Московского городского конкурса "Учитель года"....
Программа Межрегиональной НПК "Обобщение и распространение передового педагогического опыта:современные тенденции, цели, задачи, и перспективы развития математического образования Республики Бурятия" 29 сентября-1 октября 2014 г
Данная программа регламентирует время, содержание мероприятий и место проведения НПК "Обобщение и распространение передового педагогического опыта:современные тенденции, цели, задачи и персп...
Доклад "Перспективы развития внутреннего туризма в Московской области"
Доклад с презентацией...
Участие в областной конференции г.Санкт-Петербург «Современное воспитание: задачи, проблемы, перспективы развития» (Сертификат)
Участие в областной конференции "Современное воспитание: задачи, проблеьы, перспективы развития" (Сертификат)...