Статья: "Сквозные темы" в подготовке к ЕГЭ по истории. "Вестник московского образования" №17 2014
материал для подготовки к егэ (гиа) по истории по теме

Опрышко Елена Анатольевна

Статья в "Вестнике московского образования" №17 2014 год, с. 224

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл skvoznye_temy.docx33.4 КБ

Предварительный просмотр:

Сквозные темы при подготовке к ЕГЭ по истории.

Проблема подготовки учащихся к ЕГЭ — то, с чем сталкивается практически каждый учитель истории. И каждый ответственный учитель делает то, что должен: дает рекомендации по использованию литературы, проверяет тренировочные и диагностические работы, консультирует по вопросам оформления работы, стимулирует учеников к выполнению заданий в печатных сборниках и в открытом банке заданий ЕГЭ. Но у каждого учителя есть и личный опыт, отличный от опыта коллег. И обмен этим опытом может быть очень полезным делом в профессиональном сообществе учителей истории.

Обычно подготовка к ЕГЭ проходит в контексте линейного изучения отечественной истории, когда ученики повторяют содержание школьной программы по истории, начиная с истории восточных славян в древности и заканчивая началом XXI века, постепенно переходя от одной эпохи к другой, от одного правителя к другому. Но в истории немало процессов, которые развиваются на протяжение нескольких правлений, нескольких исторических периодов. Это и есть сквозные темы, пронизывающие и связывающие разные исторические периоды. Часть таких тем рассматривается в учебниках и пособиях особо, например, история становления крепостного права или история культуры. Но существует еще множество тем, изучать которые удобно вычленяя в отдельную тему.

Возьмем, например, крестьянский вопрос в XIX веке. Определенные события, связанные с этой темой, происходят при всех российских императорах указанного периода. И, изучая историю XIX линейно, конечно же, мы изучаем и крестьянский вопрос в деятельности каждого императора. Вычленив эту тему, как сквозную, мы добьемся лучшего запоминая и лучшей систематизации материала. Удобно при изучении этой темы предложить ученикам самостоятельно заполнить таблицу:

Крестьянский вопрос во внутренней политике России в XIX веке

Александр I

Николай I

Александр II

Александр III

- Указ о вольных хлебопашцах. 1803

-Отмена крепостного права в Прибалтике в 1816 — 1819 гг.

-Проект крестьянской реформы А. Аракчеева. 1818

Такая работа не только позволит лучше запомнить события, касающиеся крестьянского вопроса, но и будет способствовать развитию навыков систематизации, даст дополнительную подготовку к выполнению задания С-6. Ведь итоги ЕГЭ свидетельствуют о том, что зачастую, владея фактическим материалам, выпускники не умеют систематизировать его, выделить именно направления деятельности исторических деятелей.

Другой пример работы над сквозной темой — история армии в Российском государстве, деятельность правителей, связанная с реформами армии:

XV в. (вт. пол.)

(при Иване III)

дворянское ополчение

- Дворянское ополчение - предоставление помещикам (дворянам) поместий — условного владения в собственности государства при условии несения военной службы

- сохраняется практика военных ополчений

XVI в.

(при Иване IV)

стрелецкое войско

- дворянское ополчение сохраняется+в 1555-1556 принимается Уложение о службе, регламентирующее порядок службы помещиков в зависимости от количества земли

1550 — создание стрелецкого войска — пехоты, вооруженной огнестрельным оружием, которая постоянно несла службу

- военные ополчения исчезают

XVII в.

полки нового строя

- создание с 1630-х гг. полков нового (иноземного строя) — под командованием иностранных офицеров. Драгунские, рейтарские, солдатские полки.

- сохранение стрелецкого войска, сохранение дворянского войска

к. XVII – н. XVIII в.

(при Петре I)

рекрутская повинность

Создание регулярной армии

- c 1705 – введение регулярных рекрутских наборов (податные сословия выставляли определенное количество рекрутов для пожизненной службы (в 1793 сокращена до 25 лет))

- стрелецкие войска ликвидированы в к. XVII — н.XVIII

- дворянское ополчение упразднено в н. XVIII в.

- создание гвардейских полков Преображенского и Семеновского

вт. пол. XIX в.

(при Александре II)

- с 1874 — всеобщая воинская повинность (всесословная, когда в армию стали призывать всех мужчин, вне зависимости от их сословной принадлежности). Была частью великих реформ Александра II.

Сведя историю российской армии в сквозную тему, мы видим ее развитие, изменения принципов комплектования как непрерывный процесс, наглядно демонстрируем учащимся смену принципов комплектования, выделяем исторических деятелей, проведших кардинальные реформ армии. Создание такой сквозной темы помогает лучшему запоминанию, систематизации материла, осмыслению темы как непрерывного процесса, что, безусловно, положительно сказывается на результатах итоговой аттестации.

Еще один пример сквозной темы, позволяющий осмыслить важный процесс в нашей истории — народные выступления. Эту тему, на мой взгляд можно давать для самостоятельного изучения в виде таблицы, выполненной по типу задания В-6, охватывающей всю эту сквозную тему:

Народные восстания в истории России

Название и предводитель.

Год

Причины.

При каком правителе.

1606

1606-1607

Василий Шуйский

Повышение налога на соль, ...

Чеканка медной монеты, ...

Степан Разин

Петр I

Крестьянская война под предводительством Е. Пугачева

Еще пример сквозных тем — история культуры. Читая главы учебников и пособий, посвященные культуре, ученики обычно с трудом усваивают имена деятелей культуры, ученых, музыкантов, художников, архитекторов, названия выдающихся произведений искусства и т.д. Гораздо проще запоминание происходит при вычленении направлений творческой деятельности. Так, например, может выглядеть таблица по истории русской музыки:

Фамилия.

Время деятельности, направление

Сочинения

М.Глинка

Пер.пол.19

Основатель русской оперы

Оперы «Жизнь за царя» (др. название - Иван Сусанин)

«Руслан и Людмила» (по поэме Пушкина)

М.Мусоргский

Вт.пол.19, участник объединения композиторов «Могучая кучка»(1860-е )

Оперы, в т.ч. «Борис Годунов» по драме Пушкина

А.Бородин

Вт.пол.19, участник «Могучей кучки»(1860-е )

Опера «Князь Игорь» (в основе - «Слово о полку Игореве»)

Н.Римский-Корсаков

Вт.пол.19, участник «Могучей кучки»(1860-е )

Оперы, в т.ч. «Царская невеста» (сюжет: опричные времена)

Кюи, Балакирев

Композиторы, создатели объединения «Могучая кучка»

П.Чайковский

Вт.пол.19 в.

Оперы. В т.ч. «Евгений Онегин» и "Пиковая дама" по Пушкину

Балеты, в т.ч. «Лебединое озеро», «Спящая красавица», «Щелкунчик»

С. Рахманинов

Н.20 века

Композитор, пианист

Ф. Шаляпин

Пер.четв. 20 в.

Певец, бас

С. Собинов

Пер. треть 20 в.

тенор

А.Рубинштейн,

Н.Рубинштейн

Музыканты, педагоги вт.пол. 19 в.

А. - основатель первой в России консерватории (СПб), Н. - основатель Московской консерватории

С. Прокофьев

Композитор, 20 век, пер.пол.

Музыка к фильму «Александр Невский» С. Эйзенштейна, балет «Ромео и Джульетта"»

Д. Шостакович

Великий композитор, 30-е - 60-е 20 в.

7-я Ленинградская симфония. написана в блокадном Ленинграде

И. Дунаевский

Композитор 1930-х

Знаменитые советские песни

М. Ростропович

Виолончелист 70-е

+диссидент, лишенный гражданства в 70-е

А. Александров

Композитор с.20 в.

Автор Священной войны и музыки Гимна СССР (РФ)

А. Пахмутова

Композитор 1970-=х - 1980-х

Советские песни 1970-х - 1980-х

Еще один пример использование сквозных тем при изучении истории культуры — история живописи и архитектуры. При этом необходимо, чтобы выпускники составляли коллекции изображений к эти темам, потому что без изображений изучение истории архитектуры превратится в бессмысленную зубрежку.

Архитектура и скульптура XVIII века

название

Архитектор

стиль

примечания

Петропавловский собор (1713-1733) в СПб

Д.Трезини

Петровское барокко

(Трезини основатель европейской архитектурной традиции в России. Построил также здание 12 коллегий. )

Петропавловский собор - усыпальница российских императоров начиная с Петра I.

Зимний дворец вСПб (1754-1762)

Б.Растрелли

(елизаветинское) барокко

Официальная зимняя резиденция российских императоров.

В Зимнем помещается Эрмитаж (начало коллекции положила Екатерина II).

В 1917 - в здании размещалось Временное правительство

Большой Екатерининский дворец в Царском селе (1752-56) (г.Пушкин)

Б.Растрелли (перестроил)

барокко

В этом дворце была утраченная в гг. ВОВ янтарная комната

Большой Петергофский дворец. 1717, позже перестроен (Петродворец)

Ж.-Б.Леблон (Растрелли)

Петровское барокко

Главный дворец в Петергофе.

Фонтаны у дворца (Самсон и каскад).

Дворец серьезно пострадал в гг. ВОВ

Дом Пашкова в Москве (1784-86)

В. Баженов

классицизм

Государственная библиотека им.Ленина (Румянцевская)

(Баженов также построил дворец в Царицино (Москва))

Сенат (Москва, Кремль) 1776 - 1787

М.Казаков

классицизм

(Казаков построил здание Московского университета на Моховой, здание Благородного собрания в Москве (с Колонным залом))

Памятник Петру Iв Спб

(Медный всадник)

Э. Фальконе, по приказу Екатерины II

классицизм

На Сенатской площади, место восстания декабристов в 1825, поэма Пушкина "Медный всадник"

Памятник Суворову в СПб (1799) , фонтан Самсон в Петродворце

М. Козловский

классицизм

Бюсты Екатерины II. Ломоносова, Суворова, Потемкина и др

Ф.Шубин

классицизм

Таврический дворец, к 18 в.

И. Старов

классицизм

Резиденция Г. Потемкина,

1906 — 1917 место заседаний Думы,

в 1917 некоторое время заседало Временное правительство,

в 1918 — место заседаний Учредительного собрания, сейчас Межпарламентская ассамблея стран СНГ

Исключительно полезно использование сквозных тем при изучении внешней политики России: войн, международных договоров, изменений территории и т.д. Именно сквозное изучение этих процессов может дать целостное представление о внешней политике, ее направлениях, ее преемственности, помочь систематизировать знания, осмыслить эту сложнейшую часть истории нашего государства. Пример работы над одной из тем этого блока — небольшая тема утверждения российско-китайской границы:

Расширение территории России (договоры с Китаем)

год

договор

Присоединенная территория

правитель

примечания

1689

Нерчинский договор

Восточная Сибирь, Забайкалье, Приамурье

Софья Алекссевна

Первое согласование границы между Россией и Китаем (граничная линия крайне неопределенна)

1858

Айгуньский договор

Граница по р. Амур до впадения в нее р. Уссури. Уссурийский край оставался в общем владении

Александр II

Подписавший договор генерал-губернатор В.Сибири Н. Муравьев получил титул Амурский

1860

Пекинский договор

Присоединения Уссурийского края

Александр II

Подписан посланником в Пекина графом Н. Игнатьевым

Разумеется, сквозные темы, связанные с изучением внешней политики, неотделимы от работы с картой, с изучением основ исторической географии.

Можно выделить множество сквозных тем для изучения. Например:

  • История церкви;
  • Экономика России;
  • Развитие российского законодательства;
  • Органы государственной власти;
  • Центральные органы отраслевого управления;
  • Революционное движение;
  • Темы по различным отраслям культуры и др.

В заключение еще раз отметим достоинства использования сквозных тем при изучении истории и подготовке к ЕГЭ по истории. Во-первых, сквозные темы позволяют прочнее усвоить материал. Во-вторых, привлекают внимание к темам, которые могут быть изучены недостаточно глубоко при линейном изучении (история науки, архитектуры, музыки, живописи и т.п.). В-третьих, работа со сквозными темами учит систематизировать материал, что дает подготовку к выполнению заданий части В и С (В-1, В-6, С-6). В-четвертых, учит самостоятельности при подготовке к итоговой аттестации.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Задачи и перспективы московского образования(Актовая лекция)

В статье представлено мое видение перспектив развития московского образования,  тем более, что за последние годы проблема образования приобретает особую актуальность...

"Задачи и перспективы московского образования"

В презентации представлено мое видение перспектив развития московского образования,  тем более, что за последние годы проблема образования приобретает особую актуальность....

Задачи и перспективы Московского образования

Статья для Московского городского профессионального конкурса педагогического мастерства и общественного призвания : "Педагог дополнительного образования Москвы".Одной из важнейших государственны...

Задачи и перспективы московского образования. Записки классного руководителя.

Актовая лекция в рамках Московского городского конкурса "Учитель года"....

Выступление на Круглом столе по теме: "Подготовка и проведение открытого занятия в учреждении дополнительного образования детей" 28.11.2012 г.

Выступление представлено в форме презентации, в которой подробно описана методика организации и проведения открытого занятия в учреждении дополнительного образования детей....

Проблемы миграции в московском образовании

Современный мегаполис всегда представляет из себя полиэтническое пространство. Это и есть один из признаков большого города – в нём живут, работают и учится люди самых разных национальностей....

Приемы ТРИЗ-педагогики на уроках истории и обществознания как средство активизации познавательной деятельности обучающихся, а также их актуальность в системе московского образования.

В данной презентации мы отразили некоторые приёмы использования ТРИЗ , из нашего исследования, в системе московского образования....