Рабочая программа по обществознанию для 10-11 класса профильный уровень 2018-2019 год.
рабочая программа по обществознанию (10, 11 класс)
программа по обществознанию для 10-11 класса профильный уровень
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
1._obshchestvoznanie_profil10-11.docx | 365.56 КБ |
Предварительный просмотр:
Обществознание профильный уровень 10-11 класс
Содержание программы:
1. Пояснительная записка. стр.3-5.
2.Общая характеристика учебного предмета. стр. 6-7
3.Описание места учебного предмета, курса в учебном плане стр. 8-9
4.Требования к знаниям, умениям, навыкам обучающихся стр. 9-11.
5. Региональный компонент стр. 11
6. Формы организации учебного процесса стр. 11.
7.Тематический план по обществознанию для 10-11 класса (профильный уровень) стр. 12.
8.Содержание учебного предмета стр. 13-18
9.Планируемые результаты изучения обществознания стр. 19-20
10.Критерии и нормы оценки результатов освоения программы стр. 20-22
11. Список литературы для учащихся стр. 22
12 Приложение. Календарно-тематическое планирование. стр. 22-34.
1.Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования, а также программы Обществоведение.10- 11 классы. Профильный уровень под редакцией Л. Н. Боголюбова, А. Ю. Лазебниковой. – М.: Просвещение, 2010 год. Программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта. Содержание среднего (полного) обществоведческого образования на профильном уровне представляет собой комплекс знаний, отражающих основные объекты изучения: общество в целом, социальные отношения, политика, духовно - нравственная сфера. Все означенные компоненты содержания взаимосвязаны, как связаны и взаимодействуют друг с другом изучаемые объекты. В данном курсе представлены основы важнейших социальных наук: философии, социологии, политологии, социальной психологии.
Данная программа выполняет две основныефункции:
Информационно-методическая функция позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся средствами данного учебного предмета.
Организационно-планирующая функция предусматривает выделение этапов обучения, структурирование учебного материала, определение его количественных и качественных характеристик на каждом из этапов, в том числе для содержательного наполнения промежуточной аттестации учащихся.
Изучение обществоведения в старшей школе на профильном уровне направлено на достижение следующих целей:
- Развитие личности в период ранней юности, ее духовно-нравственной,
политической и правовой культуры, экономического образа мышления, социального поведения, основанного на уважении закона и правопорядка, способности к личному самоопределению и самореализации; интереса к изучению социальных и гуманитарных дисциплин;
- Воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности,
правового самосознания, толерантности, приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;
- освоение системы знаний об экономической и иных видах деятельности
людей, об обществе, его сферах, правовом регулировании общественных отношений, необходимых для взаимодействия с социальной средой и выполнения типичных социальных ролей человека и гражданина, для последующего изучения социально-экономических и гуманитарных дисциплин в учреждениях системы среднего и высшего профессионального образования или для самообразования;
- овладение умениями получать и критически осмысливать социальную
информацию, анализировать, систематизировать полученные данные; освоение способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых для участия в жизни гражданского общества и государства;
- формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения
типичных задач в области социальных отношений; гражданской и общественной деятельности, межличностных отношений, отношений между людьми различных национальностей и вероисповеданий, в семейно-бытовой сфере; для соотнесения своих действий и действий других людей с нормами поведения, установленными законом; содействия правовыми способами и средствами защите правопорядка в обществе.
Цели курса вносят существенный вклад в реализацию целей социально-гуманитарного образования на современном этапе развития общества и школы:
- содействие самоопределению личности, созданию условий для ее реализации;
- формирование человека-гражданина, интегрированного в современную действительность и нацеленного на ее совершенствование, ориентированного на развитие гражданского общества и утверждение правового государства;
- воспитание гражданственности и любви к Родине;
- создание у учащихся целостных представлений о жизни общества и человека в нем, адекватных современному уровню научных знаний;
- выработка основ нравственной, правовой, экономической, политической, экологической культуры;
- интеграция личности в систему национальных и мировой культур;
- содействие взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народами, различными расовыми, национальными, этническими, религиозными и социальными группами;
- помощь в реализации права учащихся на свободный выбор взглядов и убеждений с учетом многообразия мировоззренческих подходов;
- ориентация учащихся на гуманистические и демократические ценности.
Основные цели курса определены, исходя из современных требований к гуманитарному образованию учащихся полной средней школы:
- способствовать формированию гражданско-правового мышления школьников,
- развитию свободно и творчески мыслящей личности;
- передать учащимся сумму систематических знаний по обществознанию,
- обладание которыми поможет им свободно ориентироваться в современном мире;
- формировать у учащихся представление о целостности окружающего мира при
- его территориальном многообразии, сложных проблемах, встающих перед человечеством, имеющих свои специфические особенности в разных странах;
- развить у школьника словесно – логическое и образное мышление;
- способствовать формированию гражданско-правовой грамотности.
- помочь учащимся разобраться в многообразии общественных отношений, в
- себе, в других людях;- помочь выработать собственную жизненную позицию.
В основу содержания курса положены следующие принципы:
- соответствие требованиям современного школьного гуманитарного
образования, в том числе концепции модернизации образования;
- структурирование заданий учащимся применительно к новому
познавательному этапу их учебной деятельности;
- формирование у учащихся умения работать с различными источниками,
способности выработки собственных позиций по рассматриваемым проблемам, получение опыта оценочной деятельности общественных явлений.
2.Общая характеристика учебного предмета
Обоснованность создания рабочей программы: обществоведения является важнейшим предметом в образовательном процессе, без которого невозможно существование и развитие человеческого общества. Происходящие сегодня изменения в общественных отношениях, средствах коммуникации (использование новых информационных технологий) требуют повышения коммуникативной компетенции школьников, совершенствования их подготовки.
Срок реализации рабочей учебной программы – два учебных года.
Уровень обучения: углубленный.
Цели и задачи
Изучение обществоведения в старшей школе направлено на достижение следующих целей:
В направлении личностного развития:
- развитие личности в период ранней юности, ее духовно-нравственной, политической
и правовой культуры, экономического образа мышления, социального поведения, основанного на уважении закона и правопорядка, способности к личному самоопределению и самореализации; интереса к изучению социальных и гуманитарных дисциплин;
- воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, правового
самосознания, толерантности, приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации.
В метапредметном направлении:
- освоение системы знаний об экономической и иных видах деятельности людей, об
обществе, его сферах, правовом регулировании общественных отношений, необходимых для взаимодействия с социальной средой и выполнения типичных социальных ролей человека и гражданина, для последующего изучения социально-экономических и гуманитарных дисциплин в учреждениях системы среднего и высшего профессионального образования или для самообразования;
- формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения
типичных задач в области социальных отношений; гражданской и общественной деятельности, межличностных отношений, отношений между людьми различных национальностей и вероисповеданий, в семейно-бытовой сфере; для соотнесения своих действий и действий других людей с нормами поведения, установленными законом; содействия правовыми способами и средствами защите правопорядка в обществе.
В предметном направлении:
- овладение умениями получать и критически осмысливать социальную информацию, анализировать, систематизировать полученные данные; освоение способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых для участия в жизни гражданского общества и государства;
- Создание фундамента для математического развития, формирования механизмов мышления, характерных для математической деятельности.
Задачи изучения предмета:
- содействие самоопределению личности, созданию условий для ее реализации;
- формирование человека-гражданина, интегрированного в современную действительность и нацеленного на ее совершенствование, ориентированного на развитие гражданского общества и утверждение правового государства;
- воспитание гражданственности и любви к Родине;
- создание у учащихся целостных представлений о жизни общества и человека в нем, адекватных современному уровню научных знаний;
- выработка основ нравственной, правовой, экономической, политической, экологической культуры;
- интеграция личности в систему национальных и мировой культур;
- содействие взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народами, различными расовыми, национальными, этническими, религиозными и социальными группами;
- помощь в реализации права учащихся на свободный выбор взглядов и убеждений с учетом многообразия мировоззренческих подходов;
- ориентация учащихся на гуманистические и демократические ценности.
Курс обществоведения 10-11 классов включает основные содержательные линии:
- Социально-гуманитарные знания и профессиональная деятельность;
- Общество и человек;
- Деятельность как способ существования людей;
- Сознание и познание;
- Личность. Межличностные отношения;
- Социальное развитие современного общества;
- Политическая жизнь современного общества;
- Духовная культура;
- Современный этап мирового развития.
Содержание среднего общего образования по «Обществоведению» представляет собой комплекс знаний, отражающих основные объекты изучения: общество в целом, человек в обществе, познание, экономическая сфера, социальные отношения, политика, духовно-нравственная сфера, право. Все обозначенные компоненты содержания взаимосвязаны, как связаны и взаимодействуют друг с другом изучаемые объекты. Помимо знаний, в содержание курса входят: социальные навыки, умения, ключевые компетентности, совокупность моральных норм и принципов поведения людей по отношению к обществу и другим людям; правовые нормы, регулирующие отношения людей во всех областях жизни общества; система гуманистических и демократических ценностей.
Содержание курса уровне обеспечивает преемственность по отношению к основной школе путем углубленного изучения некоторых социальных объектов, рассмотренных ранее. Наряду с этим, вводятся ряд новых, более сложных вопросов, понимание которых необходимо современному человеку.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- успешного выполнения типичных социальных ролей; сознательного взаимодействия с различными социальными институтами;
- совершенствования собственной познавательной деятельности;
- критического восприятия информации, получаемой в межличностном общении и в массовой коммуникации;
- осуществления самостоятельного поиска, анализа и использования собранной
социальной информации;
- решения практических жизненных проблем, возникающих в социальной
деятельности;
- ориентировки в актуальных общественных событиях, определения личной
гражданской позиции;
- предвидения возможных последствий определенных социальных действий;
- оценки происходящих событий и поведения людей с точки зрения морали и права;
- реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения
гражданских обязанностей;
- осуществления конструктивного взаимодействия людей с разными убеждениями, культурными ценностями и социальным положением.
3.Описание места учебного предмета, курса в учебном плане
Рабочая программа рассчитана на 210 часа, 3 часа в неделю.
На изучение обществоведения в 10 классах на профильном уровне в МБОУ СОШ с. Объячево Прилузского района отводится 3 ч в неделю, 108 часа в год. В соответствии с положением «О формах, периодичности, порядке текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся». За курс 10 класса предусмотрено 5 контрольные работы, включая промежуточную аттестационную контрольную работу. В процессе изучения тем курса учитель осуществляет промежуточный контроль по отдельным темам в форме срезовых тематических работ и тестирований.
Список контрольных работ в 10 классе:
1. Контрольная работа по разделу " Социально-гуманитарные знания и профессиональная деятельность".
2.Контрольная работа по разделу"Общество и человек".
3. Контрольная работа по разделам"Деятельность как способ существования людей", "Сознание и познание".
4.Линость и межличностные отношения".
5.Итоговая годовая контрольная работа за курс 10 класса.
На изучение обществоведения в 11 классах на профильном уровне в отводится 3 ч в неделю, 102 часа в год. В соответствии с положением «О формах, периодичности, порядке текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся». За курс 11 класса предусмотрено 4 контрольных работ, включая итоговую контрольную работу. В процессе изучения тем курса учитель осуществляет промежуточный контроль по отдельным темам в форме срезовых тематических работ и тестирований, используя тесты ЕГЭ.
Список контрольных работ в 11 классе:
1.Контрольная работа по разделу "Социальное развитие современного общества".
2. Контрольная работа по разделу "Политическая жизнь современного общества".
3.Контрольная работа по разделу " Духовная культура"
4. Итоговая контрольная работа по курсу 11 класса.
Межпредметные и межкурсовые связи прослеживаются с многими предметами. Обществознание связано с биологией при изучении тем тема: «Человек, как биологическое существо», «Биологическое и социальное в человек»,математика связана с обществознанием при изучении тем по экономике «Роль экономики в жизни общества». « Рыночная экономика». «Демографическое развитие России».Прослеживается связь между обществознанием и историей при изучении многих тем, таких как : "Исторический процесс", "Проблемы общественного прогресса""Типология обществ", "Демократия", "Государство в политической системе общества" и др.
4.Требования к знаниям, умениям, навыкам обучающихся
В результате изучения обществоведения на профильном уровне ученик 10 класса должен:
Знать/понимать:
- социальные свойства человека, его место в системе общественных отношений;
- закономерности развития общества как сложной самоорганизующейся системы;
- основные социальные институты и процессы;
- различные подходы к исследованию проблем человека и общества;
- особенности различных общественных наук, основные пути и способы социального и
гуманитарного познания.
Уметь:
- характеризовать с научных позиций основные социальные объекты (факты, явления,
процессы, институты), их место и значение в жизни общества как целостной системы; проблемы человека в современном обществе;
- осуществлять комплексный поиск, систематизацию и интерпретацию
социальной информации по определенной теме из оригинальных неадаптированных текстов (философских, научных, правовых, политических, публицистических);
- анализировать и классифицировать социальную информацию, представленную в
различных знаковых системах (текст, схема, таблица, диаграмма, аудиовизуальный ряд); переводить ее из одной знаковой системы в другую;
- сравнивать социальные объекты, выявляя их общие черты и различия; устанавливать
соответствия между существенными чертами и признаками социальных явлений и обществоведческими терминами, понятиями; сопоставлять различные научные подходы; различать в социальной информации факты и мнения, аргументы и выводы;
- объяснять: внутренние и внешние связи (причинно-следственные и
функциональные) изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, общества и природы, общества и культуры, подсистем и структурных элементов социальной системы, социальных качеств человека);
- раскрывать на примерах важнейшие теоретические положения и понятия социально-
экономических и гуманитарных наук;
- участвовать в дискуссиях по актуальным социальным проблемам;
- формулировать на основе приобретенных социально-гуманитарных знаний
собственные суждения и аргументы по определенным проблемам;
- оценивать различные суждения о социальных объектах с точки зрения общественных
наук;
- подготовить аннотацию, рецензию, реферат, творческую работу, устное
выступление;
- осуществлять индивидуальные и групповые учебные исследования по социальной
проблематике;
- применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения
познавательных и практических задач, отражающих актуальные проблемы жизни человека и общества.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- эффективного выполнения типичных социальных ролей;
- сознательного взаимодействия с социальными институтами
- ориентировки в актуальных общественных событиях и процессах; выработки собственной гражданской позиции,
- оценки общественных изменений с точки зрения демократических и гуманистических ценностей, лежащих в основе Конституции Российской Федерации;
- самостоятельного поиска социальной информации, необходимой для принятия собственных решений; критического восприятия информации, получаемой в межличностном общении и в массовой коммуникации;
- нравственной оценки социального поведения людей;
- предвидения возможных последствий определенных социальных действий субъектов общественных отношений;
- ориентации в социальных и гуманитарных науках, их последующего изучения в учреждениях среднего и высшего профессионального образования;
- осуществления конструктивного взаимодействия людей с разными убеждениями, культурными ценностями и социальным положением.
В результате изучения обществоведения на профильном уровне ученик 11 класса должен:
Знать/понимать:
- биосоциальную сущность человека, основные этапы и факторы социализации личности, место и роль человека в системе общественных отношений;
- тенденции развития общества в целом как сложной динамичной системы, а также важнейших социальных институтов;
- необходимость регулирования общественных отношений, сущность социальных норм, механизмы правового регулирования;
- особенности социально-гуманитарного познания.
Уметь:
- характеризовать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки, закономерности развития;
- анализировать актуальную информацию о социальных объектах, выявляя их общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками изученных социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями;
- объяснять: причинно-следственные и функциональные связи изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, важнейших социальных институтов, общества и природной среды, общества и культуры, взаимосвязи подсистем и элементов общества);
- раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия социально-экономических и гуманитарных наук;
- осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах (текст, схема, таблица, диаграмма, аудиовизуальный ряд);
- извлекать из неадаптированных оригинальных текстов (правовых, научно-популярных, публицистических и др.) знания по заданным темам;
- систематизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную социальную информацию; различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы;
- оценивать действия субъектов социальной жизни, включая личности, группы, организации, с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;
- формулировать на основе приобретенных обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам;
- подготовить устное выступление, творческую работу по социальной проблематике;
- применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- успешного выполнения типичных социальных ролей; сознательного взаимодействия с различными социальными институтами;
- совершенствования собственной познавательной деятельности;
- критического восприятия информации, получаемой в межличностном общении и в массовой коммуникации; осуществления самостоятельного поиска, анализа и использования собранной социальной информации.
- решения практических жизненных проблем, возникающих в социальной деятельности;
- ориентировки в актуальных общественных событиях, определения личной гражданской позиции;
- предвидения возможных последствий определенных социальных действий;
- оценки происходящих событий и поведения людей с точки зрения морали и права;
- реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей;
- осуществления конструктивного взаимодействия людей с разными убеждениями, культурными ценностями и социальным положением.
5. Региональный компонент рассматривается на отдельных уроках обществознания и включает следующие вопросы:
- Традиционная культура коми народа.
- Научные учреждения в Республике Коми.
- Учебные заведения в Республике Коми.
- Межнациональные отношения в Республике Коми.
- Выборы в Республике Коми.
- Система власти в РК.
- Конституция РК.
- Социальная мобильность в республике Коми.
- Социальная политика в РК.
- Рынок труда в Республике Коми.
6.. Формы организации учебного процесса
- классно-урочная;
- индивидуальная;
- групповая;
- индивидуально-групповая;
- фронтальная;
- практикумы;
- проектно-исследовательская.
- Формы контроля ЗУН (ов):фронтальный опрос; опрос в парах; контрольная работа; практикум;тестирование;урок-зачет; урок-викторина
Виды учебных занятий: урок, лекция, практическое занятие, игры-обсуждения, проектная деятельность.
. При реализации программы ориентируемся на широкий спектр форм и методов раскрытия содержания, а именно:
- Школьную лекцию.
- Семинарские занятия с использованием документов учебника и привлеченных дополнительных материалов из хрестоматий и других источников.
- Уроки-практикумы на основе вопросов и заданий, данных как внутри и после текста параграфа, так и из заданий, ориентированных на вторую и третью часть Единого государственного экзамена.
- Самостоятельные работы школьников с учебником, задания, направленные на групповую форму.
- Написание сочинений-эссе.
- Уроки-презентации, творческие лаборатории, уроки-проекты и др.
- Уроки с использованием мультимедиа.
7.Тематический план по обществознанию для 10-11 класса (профильный уровень)
10 класс | ||
№ | Наименование раздела | Количество уроков |
1 | Введение | 1 |
2 | Раздел 1. «Социально-гуманитарные знания, и профессиональная деятельность.- | 17 |
3 | Раздел 2. «Общество и человек»- | 24 |
4 | Раздел 3. "Деятельность как способ существования людей"- | 13 |
5 | Раздел 4. "Сознание и познание" - | 21 |
6 | Раздел 5. "Личность. Межличностные отношения"- | 30 |
7 | Итоговое обобщение | 2 |
Итого за год 108 часов | ||
11 класс | ||
1 | Введение | 1 |
2 | Раздел 1. «Социальное развитие современного общества. | 32 |
3 | Раздел 2. «Политическая жизнь современного общества" | 35 |
4 | Раздел 3. "Духовная культура" | 19 |
5 | Раздел 4. "Современный этап мирового развития " | 13 |
6 | Итоговое обобщение | 2 |
Итого за год 102 часа |
8.Содержание учебного предмета
10 класс.
ВВЕДЕНИЕ (1 ЧАС)
СПЕЦИФИКА СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНОГО
ЗНАНИЯ. ВВЕДЕНИЕ В ФИЛОСОФИЮ. (17 ЧАСОВ)
Социальные науки, их классификация. Социология, политология, социальная психология как общественные науки. Основные этапы развития социально-гуманитарного знания. Профессиональные образовательные учреждения. Основные профессии социально-гуманитарного профиля. Профессиональные требования и конкуренция на рынке труда.Мотивы выбора профессии. Особенности профессий социально-гуманитарной направленности.Профессии:политолог, социолог, педагог, социальный педагог, психолог.
Место философии в системе обществознания. Философия и наука.
Философия и наука. Древние мыслители о мире и человеке. Философия Древней Индии. Древнекитайская философия. Особенности философии Востока. Античная философия. Средневековая философия. Кризис средневековой философии. Философия и общественная мысль в новое и новейшее время. Марксистке учение об обществе. Общественная мысль России до XIX века. Общественная мысль России в XX веке.
Уметь- объяснить теории философов –просветителей, найти отличительные черты русских мыслителей от мировых философов;
Использовать в практической деятельности- сравнить философские взгляды учёных разных эпох, выделить главное и общее – указать различия.
ОБЩЕСТВО И ЧЕЛОВЕК.(24 ЧАСА)
Сущность человека как проблема философии. Человечество как результат биологической и социокультурной эволюции .Происхождение человека и становление общества.Наука о происхождении человека.Человечество как результат биологической и социальной революции. Мышление и деятельность. Мышление и язык.Общество и общественные отношения. Общество и природа. "культура- "вторая природа" Понятие культуры. Общественные отношения.
Общество как развивающаяся система. .Системное строение общества. Взаимосвязь сфер общества. Факторы изменения социума .Изменчивость и стабильность общества. Типология обществ. Многообразие и неравномерность процессов общественного развития. Традиционное общество, индустриальное общество.контуры современного мира. Западное и восточное общество. Смысл и направленность исторического развития.Теории локальных цивилизаций. Данилевский, Тойнби. Теория общественно -экономических формаций. Два подхода к историческому процессу. Формации и цивилизации. Типы социальной динамики.Эволюции и социальные революции. Исторический процесс и его участники.Роль народа в историческом процессе. Социальные группы и личности в историческом процессе. Факторы изменения социума.Прогресс и регресс. Противоречивость прогресса. Критерии прогресса.многообразие путей и форм общественного развития.
Свобода и необходимость в человеческой деятельности.Свобода и ответственность. Свобода как познанная необходимость. Что такое свободное общество.
Уметь- охарактеризовать науки, изучающие человека, уметь выделить характерные черты цивилизаций, объяснить понятия – аксиология, секуляризация, знак, символ;
Использовать в практической деятельности- соотнести общественные институты и сферы общественной жизни, обосновать свою позицию о будущем человеческого общества.
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СПОСОБ СУЩЕСТВОВАНИЯ ЛЮДЕЙ(13 уроков)
Деятельность как способ существования людей. Сущность и структура деятельности. Потребности и интересы. Многообразие видов деятельности. Содержание и формы духовной деятельности. Создание и освоение духовных ценностей. Духовный мир человека. Духовный мир общества. Духовное потребление и духовное производство. Трудовая деятельность. Человеческий фактор производства. Социология труда. Социальное партнерство и перспективы его развития в России. Политика как деятельность людей. Легитимность власти. Субъекты и объекты политики. Политическое лидерство.
Уметь- объяснить мотивы деятельности, условия , дисциплина, культура труда;
Использовать в практической деятельности- проиллюстрировать соотношение деятельности и поведения на примере своих товарищей.
СОЗНАНИЕ И ПОЗНАНИЕ (21 час)
Онтология и теория познания. Проблема познаваемости мира. Познание как деятельность Чувственное и рациональное познание.Cущность и формы рационального познания. Понятие научной истины, ее критерии. Истина и заблуждение. Относительность истины Многообразие путей познания. Мифы, опыт, здравый смысл, искусство, паранаука. Наука, основные особенности методологии научного мышления. Особенности научного познания. Уровни научного познания. Дифференциация и интеграция научного знания. Особенности социального познания. Основные принципы научного социального познания. Конкретно-исторический подход в социальном познании.
Сознание и познание.Общественное и индивидуальное сознание.Теоретическое и обыденное сознание. Сущность и особенности общественного сознанияЗнание и сознание. Духовная жизнь людей. Самопознание. Самооценка. Развитие самосознания и формирование личности. Самопознание и его роль в развитии личности. Самооценка и развитие личности. Я- концепция. Самопознание и его роль в развитии личности.
Уметь- привести примеры чувственного и рационального познания, культурный контекст, идеальный тип, массовое сознание;
Использовать в практической деятельности- выявить факторы, влияющие на самопознание личности
ВВЕДЕНИЕ В СОЦИАЛЬНУЮ ПСИХОЛОГИЮ. ЛИЧНОСТЬ И МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ (30 УРОКОВ)
Социальная психология как наука. Индивид, индивидуальность, личность.Структура личности. Периодизация развития личности.Возраст и становление личности. Направленность личности. Социальное поведение. Структура направленности личности. Ролевое поведение. Гендерное поведение.
Общение как обмен информацией. Понятие информации.. Особенности общения в информационном обществе. Общение как межличностное взаимодействие. Общение как взаимопонимание. Общение в юношеском возрасте. Формы юношеского общения. Стереотипы и "эффекты восприятия" Межличностные отношения в группах. Группы условные. Референтные группы. Интеграция в группах разного уровня. Групповая сплоченность и конформное поведение. Межличностная совместимость. Конформность ,нонконформность, самоопределение личности. Идентификация в межличностном общении Групповая дифференциация и лидерство. Стили лидерств. Семья как малая группа. Психология семейных взаимоотношений. Воспитание в семье.
Антисоциальные группы.Особая опасность криминальных групп. Конфликт в межличностных отношениях. Структура и динамика межличностного конфликта. Поведение личности в конфликте. Этнические и религиозные взаимоотношения в современном мир.
Уметь- различать виды общения, межличностное взаимодействие, межличностная совместимость, конформность;
Использовать в практической деятельности- рассказать об особенностях своей личности, формах юношеского общения, о видах молодёжных формальных и неформальных групп.
11 класс.
ВВЕДЕНИЕ.(1 ЧАС) Общество как форма совместной жизнедеятельности людей. Социология как наука..
ВВЕДЕНИЕ В СОЦИОЛОГИЮ (32 ЧАСА)
Социальное развитие современного общества. Социум как особенная часть мира. Социальная структура и социальные отношения. Социальные группы, их классификация. Маргинальные группы. Социальная стратификация. Социальная мобильность и социальные лифты. Виды социальной мобильности. Социальная мобильность в Республике Коми.
Тенденции в развитии социальных отношений. Социальные институты.Типы социальных институтов. Функции социальных институтов. Социальная инфраструктура.
Экономика как подсистема. Экономические институты. Влияние экономики на социальную структуру. Экономика и культура.экономика и уровень жизни. Экономика и политика.
Социальные статусы и роли. Социальные роли. Социальные роли в юношеском возрасте Социализация личности. Социальное поведение. Социальная адаптация. Социальные ценности и социальные нормы. Социальные регуляторы. Мораль в жизни общества. Право. Роль права в жизни общества. Правовая культура.
Отклоняющееся поведение, его формы и проявления. Преступность. Социальные последствия отклоняющегося поведения. Социальный контроль. Социальные интересы. Социальные ценности и нормы. Социальное взаимодействие и общественные отношения. Формы социального взаимодействия. Социальное сотрудничество. Социальные интересы. Социальный конфликт и пути его разрешения.
Этническое многообразие современного мира. Этнос и нации.Нация и национальность. Этнокультурные ценности и традиции. Ментальные особенности этноса. Межнациональное сотрудничество и конфликты. Регулирование межэтнических отношений. Конституционные основы национальной политики в РФ.Межнациональные отношения в Республике Коми.
Демографическая ситуация в России. Демографическая политика в Российской Федерации. Семья и брак как социальные институты. Традиционные семейные ценности. Тенденции развития семьи в современном мире. Проблемы неполных семей. Государственная политика поддержки семьи. Культура бытовых отношений. Социально -бытовые отношения.
Молодежь как социальная группа. Образование и профессиональная подготовка. Начало трудовой деятельности молодежи. Молодежная субкультура. Особенности молодежной субкультуры. Проблемы молодежи в современной России. Социальная структура российского общества. Социальные проблемы современной России. Конституционные основы социальной политики Российской Федерации. Социальная политика в Республике Коми. Государственные стратегии борьбы с бедностью.
Уметь - составить структуру современного общества, привести примеры современных молодёжных субкультур, составить эссе на тему межэтнических современных отношений
Использовать в практической деятельности – формировать в себе правовую личность с учетом современности.
ВВЕДЕНИЕ В ПОЛИТОЛОГИЮ(35 ЧАСОВ)
Политология как наука. Политическая система общества, её структура и функции. Власть и политика. Типология властных отношений. Легитимация власти. Система власти в РК. Конституция РК
Политика как общественное явление. Политическая система, ее структура и функции. Государство в политической системе. Признаки и функции государства.внутренняя и внешняя политика государства. Понятие бюрократии. Основные направления политики государства.
Политический режим. Типы политических режимов. Демократия и ее основные ценности и признаки. Проблемы современной демократии. Делегирование властных полномочий. Парламентаризм. Развитие традиций парламентской демократии в России. Правовое государство. Становление правового государства. Гражданское общество. Общественный контроль за деятельностью институтов публичной власти. Место и роль СМИ в политическом процессе. Влияние СМИ на избирателя.
Политическое сознание и политическое поведение. Политическая идеология. Современные политические идеологии. Роль идеологии в политической жизни. Политическая психология и политическое поведение. Многообразие форм политического поведения.
Политические партии и движения. Становление многопартийности в России. Тенденции в развитии политических партий и движений.
Политическая элита. Типология элит, особенности их формирования в современной России.
Понятие политического лидерства. Типология лидерства. Группы давления (лоббирование). Выборы в демократическом обществе. Избирательная система. Избирательная кампания. Избирательные технологии. Выборы в Республике Коми.
Человек в политической жизни. Политическое участие. Понятие политической культуры. Типология политических культур. Политический конфликт. Источники и значение политических конфликтов. Политический конфликт и пути его урегулирования. Политический терроризм. Истоки и опасность политического экстремизма в современном обществе. Политический процесс, его формы.Типологизация политического процесса. Современный этап политического развития России.
Особенности политического процесса в современной России.. Политическая жизнь современного общества.
Уметь- выделить основные направления политики современной России.
Использовать в практической деятельности- принять участие в политических акциях избирательных кампаниях в качестве наблюдателя.
ДУХОВНАЯ КУЛЬТУРА (19 часов)
Понятие культуры.материальная и духовная культура. Многообразие и диалог культур. Субкультура и контркультура. Проблемы многообразия культур. Диалог культур.толерантность. Духовная жизнь людей. Мировоззрение, его виды и формы. Менталитет. Мораль и нравственность. Нравственная культура общества. Мир моральных категорий. Наука в современном мире. Роль науки в информационном обществе. Функции науки. Этика науки. Научные учреждения в Республике Коми.
Образование в современном мире. Социальная и личностная значимость образования. Российское образование на путях модернизации. Профессиональное образование в РФ. Учебные заведения в Республике Коми.
Роль и значение непрерывного образования в информационном обществе
Религия. Роль религии в жизни общества. Церковь как общественный институт. Принцип свободы совести. Мировые религии. Религиозные объединения и организации в России.
Искусство. Функции искусства. Структура искусства. Современное искусство. Место искусства в современном мире. Культурное многообразие. Традиционная культура коминарода.Массовая культура сущность и особенности. Массовая культура в России. СМИ и массовая культура. Духовная культура современного общества.
Уметь - выделить характерные черты массовой и элитарной культуры, объяснить основные каноны мировых религий; дать развёрнутое толкование формулы «Единство в многообразии», оценку процесса глобализации на современном этапе.
Использовать в практической деятельности составить развёрнутый план ответа на вопрос «Рольдуховной культуры в жизни общества», дать развёрнутое толкование формулы «Единство в многообразии», оценку процесса глобализации на современном этапе.
СОВРЕМЕННЫЙ ЭТАП МИРОВОГО РАЗВИТИЯ, (15 часов) Многообразие современного мира.
Особенности традиционных обществ на современном этапе .Индустриальные и постиндустриальные общества. Достижения и противоречия западной цивилизации . Целостность и противоречивость современного общества. Процессы глобализации и становление единого человечества. Последствия глобализации.Противоречия процесса глобализации. Сетевые структуры в современной политике.Сетевой терроризм.целостность и противоречия современного мира. Современный этап мирового развития. Глобальные проблемы современности. Экологические проблемы в Республике Коми. Россия в глобальном мире. Взгляд на будущее.
Самостоятельные, лабораторные и практические работы, выполняемые учащимися
Не менее 40% учебного времени отводится на самостоятельную работу учащихся, позволяющую им приобрести опыт познавательной и практической деятельности. Минимальный набор выполняемых учащимися работ включает в себя:
- работу с источниками социальной информации, с использованием современных средств коммуникации (включая ресурсы Интернета);
- критическое осмысление актуальной социальной информации, поступающей из разных источников, формулирование на этой основе собственных заключений и оценочных суждений;
- решение познавательных и практических задач, отражающих типичные социальные ситуации;
- анализ современных общественных явлений и событий;
- освоение типичных социальных ролей через участие в обучающих играх и тренингах, моделирующих ситуации из реальной жизни, через самостоятельное формулирование правил и норм поведения (в школе, общественных местах и т.п.);
- применение полученных знаний для определения экономически рационального, правомерного и социально одобряемого поведения и порядка действий в конкретных ситуациях;
- аргументированную защиту своей позиции, оппонирование иному мнению через участие в дискуссиях, диспутах, дебатах о современных социальных проблемах;
- защита исследовательских работ и презентаций.
- присутствие на судебных процессах
Требования к уровню подготовки выпускников
9.Планируемые результаты изучения обществознания
Выпускник научится:
Знать/понимать
- биосоциальную сущность человека, основные этапы и факторы социализации личности, место и роль человека в системе общественных отношений;
- тенденции развития общества в целом как сложной динамичной системы, а также важнейших социальных институтов;
- необходимость регулирования общественных отношений, сущность социальных норм, механизмы правового регулирования;
- особенности социально-гуманитарного познания.
Уметь:
- характеризовать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки, закономерности развития;
- анализировать актуальную информацию о социальных объектах, выявляя их общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками изученных социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями;
- объяснять: причинно-следственные и функциональные связи изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, важнейших социальных институтов, общества и природной среды, общества и культуры, взаимосвязи подсистем и элементов общества);
- раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия социально-экономических и гуманитарных наук;
- осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах (текст, схема, таблица, диаграмма, аудиовизуальный ряд); извлекать из неадаптированных оригинальных текстов( правовых, научно-популярных, публицистических и др. ) знания по заданным темам; систематизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную социальную информацию; различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы;
- оценивать действия субъектов социальной жизни, включая личности, группы, организации, с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;
- формулировать на основе приобретенных обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам;
- подготовить устное выступление, творческую работу по социальной проблематике;
- применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- успешного выполнения типичных социальных ролей; сознательного взаимодействия с различными социальными институтами;
- совершенствования собственной познавательной деятельности;
- критического восприятия информации, получаемой в межличностном общении и в массовой коммуникации;
- осуществления самостоятельного поиска, анализа и использования собранной социальной информации.
- решения практических жизненных проблем, возникающих в социальной деятельности;
- ориентировки в актуальных общественных событиях,
- определения личной гражданской позиции;
- предвидения возможных последствий определенных социальных действий;
- оценки происходящих событий и поведения людей с точки зрения морали и права,
- реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей;
- осуществления конструктивного взаимодействия людей с разными убеждениями, культурными ценностями и социальным положением.
10.Критерии и нормы оценки результатов освоения программы
Критерии и нормы оценки знаний и умений учащихся
Формы, способы проверки и оценки результатов обучения по данной рабочей учебной программе
- устный опрос
- тестирование
- анализ текста
-технологии критического мышления,
-игровые технологии,
- практические работы
- творческие работы, рефераты, сообщения, доклады
- зачеты
- контрольные работы в конце каждого раздела
Формы контроля: текущий и итоговый. Проводится в форме контрольных работ, рассчитанных на 45 минут, тестов и самостоятельных работ на 15 - 20 минут с дифференцированным оцениванием и устных ответов.Итоговая контрольная работа может быть по продолжительности времени 2 часа и составить 90 минут .
Текущий контроль проводится с целью проверки усвоения изучаемого и проверяемого программного материала; содержание определяются учителем с учетом степени сложности изучаемого материала, а также особенностей обучающихся класса. Итоговые контрольные работы проводятся:
- после изучения наиболее значимых тем программы,
- в конце учебного года.
Ставится оценка:
- «5» - за ответ, обнаруживающий осознанность знаний, их безошибочность, умение излагать материал в соответствии с требованиями логики и нормами литературной речи. Оценка «5» ставится за краткий, точный, правильный, глубокий ответ или за отличное исправление ошибочного ответа по сложной теме.
- «4» - при наличии неполноты ответа или одной – двух несущественных неточностей.
- «3» - за знание основных положений темы при значительной неполноте знаний, одной – двух ошибок
- «2» - за незнание большей части материала темы или основных ее вопросов
- «1» - при отказе от ответа или при полном незнании темы
Нормы оценки знаний за письменную работу учащихся по обществоведению.
Оценка «5» ставится, если ученик:
- выполнил работу без ошибок и недочетов;
- допустил не более одного недочета.
Оценка «4» ставится, если ученик выполнил работу полностью, но допустил в ней:
- не более одной негрубой ошибки и одного недочета;
- или не более двух недочетов.
Оценка «3» ставится, если ученик правильно выполнил не менее половины работы или допустил:
- не более двух грубых ошибок;
- или не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочета;
- или не более двух-трех негрубых ошибок;
- или одной негрубой ошибки и трех недочетов;
- или при отсутствии ошибок, но при наличии четырех-пяти недочетов.
Оценка «2» ставится, если ученик:
- допустил число ошибок и недочетов превосходящее норму, при которой может быть выставлена оценка «3»;
- или если правильно выполнил менее половины работы.
Нормы оценки знаний за выполнение теста учащимися по обществоведению
При выполнении тестовых работ оценка «пять» ставится, если правильных ответов от 90 % до 100% ;«четыре» – если правильных ответов 77 %; до 89% , оценка «три» если правильных ответов 52 % до 77% ; оценка «два» ставится, если правильных ответов набрано учеником 51 % и менее 51%.
При выполнении рефератов, сообщений, докладов оценка «пять» ставится, если тема полностью раскрыта, ответ аргументирован, ученик может ответить на любой заданный учителем вопрос и чётко ориентируется в материале своей работы. Оценка «четыре» ставится, если работа такого же уровня, но при наличии некоторой неполноты раскрытия темы; оценка «три» ставится, если тема раскрыта неполно, ученик не может чётко ответить на заданный учителем вопрос по материалу работы; оценка «два» выставляется, если тема не раскрыта, ученик обнаруживает незнание материала.
% выполнения | Менее 51% | 52-77% | 77-89 | 90-100 |
Отметка | «2» | «3» | «4» | «5» |
Нормы оценки знаний за творческие работы учащихся по обществоведению
Отметка Содержание | 2 | 3 | 4 | 5 |
1Общая информация | Тема предмета не очевидна. Информация не точна или не дана. | Информация частично изложена. В работе использован только один ресурс. | Достаточно точная информация. Использовано более одного ресурса. | Данная информация кратка и ясна. Использовано более одного ресурса. |
2 Тема | Не раскрыта и не ясна тема Объяснения некорректны, запутаны или не верны. | Тема частично раскрыта. Некоторый материал изложен некорректно. | Сформулирована и раскрыта тема Ясно изложен материал. | Сформулирована и раскрыта тема Полностью изложены основные аспекты темы. |
3 Применение и проблемы | Не определена область применения данной темы. Процесс решения неточный или неправильный. | Отражены некоторые области применения темы. Процесс решения неполный. | Отражены области применения темы. Процесс решения практически завершен. | Отражены области применения темы. Изложена стратегия решения проблем. |
11. Список литературы для учащихся
1. Учебник по обществознанию для 10 класса (профильный уровень). Л.Н. Боголюбов, А. Ю. Лазебникова, Н.М. Смирнова. М., Просвещение. 2014 год.
2. Учебник по обществознанию для 11 класса (профильный уровень). Л.Н. Боголюбов, А. Ю. Лазебникова, Т.А. Кинкулькин. М., Просвещение 2016год.
12. Приложение к рабочей программе по учебному предмету «Обществознание»Календарно-тематическое планирование.
10 класс
№ | Тема урока | Кол-во часов | Тип урока. |
1 | Введение. Курс обществознания: цели, задачи. | 1 | Вводный урок |
Раздел 1. «Социально-гуманитарные знания, и профессиональная деятельность.-17 часов | |||
2 | Естественно-научные и социально-гуманитарные знания, их и общие черты и отличия. Социальные науки и их классификация | 1 | Объяснение нового материала. |
3 | Основные этапы соц-гуманитарного знания.Место философии в системе обществознания. Философия и наука. | 1 | Комбинированный урок. |
4 | Древние мыслители о мире и человеке. Философия Древней Индии. | 1 | Объяснение нового материала. |
5 | Древнекитайская философия. Особенности философии Востока. | 1 | Объяснение нового материала. |
6. | Античная философия. | 1 | Объяснение нового материала. |
7 | Средневековая философия. Кризис средневековой философии. | 1 | Лабораторная работа. |
8. | Философия и общественная мысль в новое и новейшее время. | 1 | Объяснение нового материала. |
9 | Марксистке учение об обществе. | 1 | Объяснение нового материала. |
10 | Общественная мысль России до XIX века. | 2 | Объяснение нового материала |
11 | Общественная мысль России в XX веке. | 1 | Лабораторная работа. |
12 | Практическая работа по теме « Социально-гуманитарные знания»» | 1 | Практическая работа. |
13 | Профессиональная деятельность в сфере социально-гуманитарного знания. | 1 | Объяснение нового материала. |
14 | Профессиональная деятельность в сфере социально-гуманитарного знания. | 1 | Практическая работа. |
15-16 | Социально-гуманитарные знания и профессиональная деятельность. Основные профессии социально-гуманитарного профиля | 2 | Объяснение нового материала |
17 | Зачет по теме «Социально-гуманитарные знания». | 1 | Эссе. |
Раздел 2. «Общество и человек»- 24 часа. | |||
18 | Происхождение человека и становление общества. | 1 | Объяснение нового материала |
19 | Человечество как результат биологической и социокультурной эволюции. | 1 | Объяснение нового материала. |
20 | Теории происхождения человека. Мышление и деятельность. Мышление и речь. | 1 | Объяснение нового материала |
21 | Взгляды философов на сущность человека. Сущность человека как проблема философии. | 1 | Объяснение нового материала |
22 | Общество как форма совместной деятельности людей. Социальные взаимодействия и общественные отношения. | 1 | Комбинированный урок |
23 | Социум как особая часть мира. Общество как динамичная система. Системное строение общества. | 1 | Комбинированный урок. |
24 | Взаимосвязь сфер общества. | 1 | Комбинированный урок. |
25-26 | Типология обществ. Многообразие и неравномерность процессов общественного развития. Традиционное общество, индустриальное общество. | 2 | Объяснение нового материала. Практическое занятие. |
27-28 | Восток и Запад. Восток и Запад | 1 1 | Объяснение нового материала. Практическое занятие. |
29-30 | Смысл и направленность исторического развития. Теории локальных цивилизаций. | 2 | Объяснение нового материала |
31 | Смысл и направленность исторического развития. Теория общественно -экономических формаций. | 1 | Объяснение нового материала |
32 | Два подхода к историческому процессу. Формации и цивилизации. | 1 | Практическое занятие. |
33 | Исторический процесс и его участники. Типы социальной динамики. | 1 | Объяснение нового материала |
34 | Исторический процесс и его участники, субъекты исторического процесса. Факторы изменения социума. | 1 | Практическое занятие. |
35 | Прогресс и регресс. | 1 | Объяснение нового материала |
36 | Противоречивость прогресса.Критерии прогресса. | 1 | Практикум. |
37 | Свобода и необходимость в человеческой деятельности. | 1 | Объяснение нового материала |
38 | Свобода и ответственность. Что такое свободное общество? | 1 | Практикум |
39 | Мое понимание свободы. | 1 | Написание эссе. |
40 | Обобщающий урок по теме "Человек и общество" | 1 | Практическое занятие. |
41 | Контрольная работа по разделу"Человек и общество". | 1 | |
Раздел 3. "Деятельность как способ существования людей"-13 уроков. | |||
42 | Деятельность как способ существования людей. Потребности и интересы. | 1 | Объяснение нового материала |
43 | Многообразие видов деятельности. | 1 | Комбинированный урок. |
44 | Многообразие видов деятельности. | 1 | Практическая работа. |
45 | Содержание и формы духовной деятельности. Создание и освоение духовных ценностей. | 1 | Комбинированный урок. |
46 | Духовный мир человека. | 1 | Практическое занятие |
47 | Духовный мир общества. Духовное потребление и духовное производство. | 1 | Комбинированный урок. |
48 | Трудовая деятельность. Человеческий фактор производства. | 1 | Объяснение нового материала. |
49 | Социология труда.Социальное партнерство и перспективы его развития в России. | 1 | Практическое занятие |
50 | Политика как деятельность людей. Легитимность власти. | 1 | Объяснение нового материала. |
51 | Субъекты и объекты политики. | 1 | Практическое занятие. |
52 | Политическое лидерство. | 1 | Объяснение нового материала. |
53 | Деятельность как способ существования людей | 1 | Практическое занятие. |
54 | Зачет по теме "Деятельность как способ существования людей" | 1 | Контрольная работа. |
Раздел 4. "Сознание и познание" -21 часов | |||
55 | Онтология и теория познания. Проблема познаваемости мира. | 1 | Объяснение нового материала. |
56 | Чувственное и рациональное познание | 1 | Объяснение нового материала. |
57 | Понятие научной истины и её критерии. Относительность истины. | 1 | Объяснение нового материала. |
58 | Истина и заблуждения | 1 | Практическое занятие. |
59 | Многообразие путей познания. Мифы, опыт, здравый смысл, искусство, паранаука. | 1 | Объяснение нового материала. |
60 | Многообразие путей познаний. Мифологическое и рационально-логическое знание. | 1 | Практическое занятие. |
61-62 | Научное познание мира. Основные особенности методологии научного мышления. Дифференциация и интеграция научного знания. | 2 | . Объяснение нового материала Практическое занятие. |
63 | Особенности социального познания. | 2 | Объяснение нового материала. |
64 | Конкретно-исторический подход в социальном познании. | 1 | Практическое занятие. |
65- | Духовная жизнь людей. Знание и сознание.Общественное и индивидуальное сознание. | 1 | Объяснение нового материала. |
66 | Сущность и особенности общественного сознания. | 1 | Комбинированный урок. |
67 | Знание и сознание. Теоретическое и обыденное сознание. | 1 | Практическое занятие. |
68-69 | Самопознание. Самооценка. Развитие самосознания и формирование личности. | 2 | Объяснение нового материала. |
70-71 | Самопознание и его роль в развитии личности. | 2 | Практическое занятие. |
72-73 | Сознание и познание | 2 | Уроки- обобщения по теме. |
74 | Контрольная работа по разделу "Сознание и познание" | 1 | Решение тестов. |
Раздел 5. "Личность. Межличностные отношения"-30 уроков | |||
75 | Социальная психология как наука. | 1 | Объяснение нового материала. |
76-77 | Человек. Индивид. Личность. Периодизация развития личности. | 2 | Объяснение нового материала. Практическое занятие. |
78-79 | Направленность личности. Социальное поведение. Структура направленности личности. | 2 | Объяснение нового материала. Практическое занятие. |
80-81 | Жизненные цели, социальные установки. Ролевое поведение. Гендерное поведение. | 2 | Объяснение нового материала. Практическое занятие. |
82-83 | Общение как обмен информацией. Особенности общения в информационном обществе. | 2 | Объяснение нового материала. Практическое занятие. |
84-85 | Общение как межличностное взаимодействие. Общение в юношеском возрасте. Формы юношеского общения. | 2 | Объяснение нового материала. Практическое занятие. |
86 | Общение как взаимопонимание. Стереотипы и "эффекты восприятия" | 1 | Объяснение нового материала. |
87-88 | Межличностные отношения в группах. Группы условные. Референтные группы. | 2 | Объяснение нового материала. Практическое занятие. |
89-90 | Интеграция в группах разного уровня. | 2 | Объяснение нового материала. Практическое занятие. |
91-92 | Групповая сплоченность и конформное поведение. Межличностная совместимость. | 2 | Объяснение нового материала. Практическое занятие. |
93-94 | Конформность ,нонконформность, самоопределение личности. Идентификация в межличностном общении. | 1 | Практическое занятие |
96-97 | Групповая дифференциация и лидерство. Стили лидерств. | 2 | Объяснение нового материала. Практическое занятие. |
98 | Групповая дифференциация и лидерство. Стили лидерств | 1 | Практическое занятие. |
99-100 | Семья как малая группа. Психология семейных взаимоотношений. Воспитание в семье. | 2 | Объяснение нового материала. Практическое занятие. |
101-102 | Антисоциальные группы. Особая опасность криминальных групп. | 2 | Объяснение нового материала. Практическое занятие. |
103- | Конфликт в межличностных отношениях. Структура и динамика межличностного конфликта. | 1 | Объяснение нового материала. |
104 | Поведение личности в конфликте. | 1 | Практическое занятие. |
105 | Этнические и религиозные взаимоотношения в современном мире. | 1 | Объяснение нового материала. Практическое занятие |
106 | Зачет по теме "Личность. Межличностные отношения" | 1 | Зачет |
107-108 | Итоговое обобщение | 2 | Практические занятия |
11 класс
№ | Тема урока | Кол-во часов | Тип урока. |
1 | Введение. Социология как наука. | 1 | Вводный урок |
Раздел 1. «Социальное развитие современного общества.- 32 часов | |||
2 | Социальная структура общества. Социальные группы, их классификация. | 1 | Объяснение нового материала. |
3 | Социальная структура общества и общественные отношения. Маргинальные группы. | 1 | Комбинированный урок. |
4 | Социальная стратификация и социальная мобильность. Тенденции в развитии социальных отношений. | 1 | Комбинированный урок. |
5 | Социальные институты. Типы социальных институтов. Функции социальных институтов. | 1 | Объяснение нового материала. |
6. | Социальные институты. Социальная инфраструктура. | 1 | Комбинированный урок. |
7 | Экономика как подсистема. Экономические институты. Влияние экономики на социальную структуру. | 1 | Объяснение нового материала. |
8. | Экономика и культура. Качество и уровень жизни. Экономика и политика. | 1 | Лабораторная работа. |
9 | Социальные статусы в обществе.социальные статусы в юношеском возрасте. | 1 | Объяснение нового материала. |
10 | Социальные роли. Социализация личности. Социальное поведение. | 1 | Объяснение нового материала. |
11 | Социальные ценности и социальные нормы. | 1 | Объяснение нового материала |
12 | Социальные ценности и социальные нормы. Роль права в жизни общества.правовая культура. | 1 | Урок практикум. |
13 | Отклоняющееся поведение, его формы и проявления. Социальный контроль. | 1 | Объяснение нового материала. |
14 | Отклоняющееся поведение.и социальный контроль. Социальные последствия отклоняющегося поведения. | 1 | Комбинированный урок. |
15 | Практическая работа по теме ""Социальные ценности и социальный контроль" | 1 | Практическая работа. |
16-17 | Социальное сотрудничество.Cоциальные интересы. Социальный конфликт и пути его разрешения. | 2 | Объяснение нового материала Практическая работа. |
18-19 | Этническое многообразие современного мира. Этнос и нации. Межнациональные отношения. | 2 | Объяснение нового материала Практическая работа. |
20 | Этнокультурные ценности и традиции. Ментальные особенности этноса. | 1 | Комбинированный урок. |
21 | Межнациональное сотрудничество и конфликты. Конституционные основы национальной политики в РФ. | 1 | Объяснение нового материала. |
22 | Демографическая ситуация в России | 1 | Объяснение нового материала. |
23 | Демографическая ситуация в России. Демографическая политика в Российской Федерации. | 1 | Практическая работа. |
24 | Семья и брак как социальные институты Традиционные семейные ценности. | 1 | Объяснение нового материала. |
25 | Тенденции развития семьи в современном мире. Проблемы неполных семей. | 1 | Объяснение нового материала. |
26 | Культура бытовых отношений. Семейная политика в Российской Федерации. | 1 | Комбинированный урок. |
27 | Молодежь как социальная группа. Образование и профессиональная подготовка. | 1 | Объяснение нового материала. |
28 | Молодежь как социальная группа. Проблемы молодежи в современной России. | 1 | Практическая работа. |
29 | Особенности молодежной субкультуры | 1 | Комбинированный урок |
30 | Социальная структура российского общества. | 1 | Объяснение нового материала |
31 | Социальные проблемы современной России. | 1 | Практическая работа. |
32 | Конституционные основы социальной политики России | 1 | Практическая работа. |
33 | Контрольная работа по теме "Социальное развитие современного общества" | 1 | Контрольная работа. |
Раздел 2. «Политическая жизнь современного общества"- 35 часа. | |||
34-35 | Политология как наука. Политическая система общества, её структура и функции. | 2 | Объяснение нового материала Практикум |
36 | Государство в политической системе. Понятие бюрократии. Основные направления политики государства. | 1 | Комбинированный урок. |
37 | Политический режим. Типы политических режимов. | 1 | «Комбинированный урок. |
38-39 | Политика и власть.типология властных отношений. Легитимация власти. | 2 | Объяснение нового материала Практикум |
40 | Демократия/ её основные ценности и признаки. | 1 | Объяснение нового материала Практикум |
41 | Проблемы современной демократии. Делегирование властных полномочий.. | 1 | Комбинированный урок. |
42-43 | Парламентаризм. Развитие традиций парламентской демократии в России. | 2 | Комбинированный урок. |
44-45 | Правовое государство. Становление правового государства. | 2 | Объяснение нового материала Практикум |
46-47 | Гражданское общество. Общественный контроль за деятельностью институтов публичной власти. | 2 | Объяснение нового материала Практикум |
48 | Место и роль СМИ в политическом процессе. Влияние СМИ на избирателя. | 1 | Практикум |
49 | Политическая идеология. Современные политические идеологии. Роль идеологии в политической жизни. | 1 | Объяснение нового материала |
50 | Политическая психология и политическое поведение. | 1 | Объяснение нового материала |
51-52 | Политические партии и движения. Становление многопартийности в России. | 2 | Объяснение нового материала Практикум |
53 | Политические элиты. Теория элит, особенности их формирования в современной России. | 1 | Комбинированный урок. |
54 | Политическое лидерство. Типология лидерства. Группы давления(лоббирование) | 1 | Объяснение нового материала |
55 | Выборы в демократическом обществе.Избирательная система. | 1 | Объяснение нового материала |
56 | Избирательная компания. Избирательные технологии. | 1 | Практикум |
57 | Человек в политической жизни. Политическое участие. | 1 | Объяснение нового материала |
58 | Понятие политической культуры. Типология политических культур. | 1 | Практикум |
59 | Политический конфликт. Источники и значение политических конфликтов. | 1 | Объяснение нового материала Практикум |
60-61 | Политический конфликт и пути его урегулирования. | 2 | Объяснение нового материала Практикум |
62 | Политический терроризм. Истоки и опасность политического экстремизма в современном обществе. | 1 | Объяснение нового материала Практикум |
63-64 | Особенности политического процесса в современной России. | 2 | Объяснение нового материала Практикум |
65 | Политическая жизнь современного общества. | 1 | Объяснение нового материала. |
66 | Современный этап политического развития России. | 1 | Практическая работа. |
67 | Обещающий урок по теме "Политическая жизнь современного общества." | 1 | Практикум. |
68 | Контрольный урок по разделу "Политическая жизнь современного общества" | 1 | Контрольная работа. |
Раздел 3. "Духовная культура"- 19 часов | |||
69-70 | Понятие культуры. Многообразие и диалог культур. Субкультура и контркультура. | 1 1 | Объяснение нового материала. Практическое занятие |
71-72 | Духовная жизнь людей. Мировоззрение/ его виды и формы. Менталитет. | 2 | Объяснение нового материала. Практическое занятие |
73-74 | Мораль и нравственность. Нравственная культура общества. | 2 | Объяснение нового материала. Практическое занятие |
75-76 | Наука в современном мире. Роль науки в информационном обществе. Этика науки. | 2 | Объяснение нового материала. Практическое занятие |
77 | Образование в современном мире. Социальная и личностная значимость образования. | 1 | Объяснение нового материала. |
78 | Российское образование на путях модернизации. Профессиональное образование в РФ. | 1 | Практическое занятие |
79 | Роль и значение непрерывного образования в информационном обществе. | 1 | Практическое занятие |
80 | Роль религии в жизни общества. Церковь как общественный институт. Принцип свободы совести. | 1 | Объяснение нового материала. Практическое занятие |
81 | Мировые религии.религиозные объединения и организации в России. | 1 | |
82-83 | Искусство. Место искусства в духовной культуре. | 2 | Объяснение нового материала. Практическое занятие |
84 | Массовая культура.массоваякультура в России. СМИ и массовая культура | 1 | |
85-86 | Духовная культура современного общества. | 1 1 | Объяснение нового материала. Практическое занятие. |
87 | Обобщающий урок по теме "Духовная культура " | 1 | Обобщающий урок. Контрольная работа. |
Раздел 4. "Современный этап мирового развития "-15 уроков. | |||
88-89 | Многообразие современного мира. Особенности традиционных обществ на современном этапе .Индустриальные и постиндустриальные общества | 2 | Объяснение нового материала. Практическое занятие |
90-91 | Целостность и противоречивость современного общества. | 2 | Объяснение нового материала. Практическое занятие |
92-93 | Глобализация и её последствия | 2 | Объяснение нового материала. Практическое занятие |
94-95 | Сетевые структуры в современной политике. | 2 | Объяснение нового материала. Практическое занятие |
96 | Взгляд на будущее | 1 | Объяснение нового материала. Практическое занятие |
97 | Россия в глобальном мире. | 1 | Объяснение нового материала. Практическое занятие |
98-99 | Современный этап мирового развития | 2 | Обобщающий урок. Контрольная работа. |
100-101 -102 | Итоговое обобщение | 3 | Практическое занятие |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по обществознанию 11 класс(профильный уровень)
Эта программа является ориентиром для составления авторских учебных программ и учебников. Она определяет инвариантную (обязательную) часть учебного курса, за пределами которого остается возможно...
Рабочая программа по обществознанию. (К учебнику Л. Боголюбова, 10 класс, профильный уровень)
Рабочая программа и тематическое планирование по обществознанию в 10 классе, профильный уровень....
Рабочая программа по обществознанию для 10-11 класса (профильный уровень)
Рабочая программа составлена по учебнику "Обществознание" Л.Н. Боголюбова (профильный уровень), включает разделы "Экономика" (учебник И.В. Липсица), "Право" (учебники 10-11 класса Л.Н. Боголюбова). Ра...
Планирование уроков обществознания в 10 - 11 классе (профильный уровень)
Планирование составлено по учебнику Л. Н. Боголюбова для профильного изучения, рассчитано на 4 часа в неделю, включая блок Право и Экономика....
Рабочая программа учебного предмета «Обществознание» Для 10 класса (профильный уровень) Разработана Яшниковым Д.В. ,учителем истории и обществознания
Рабочая программа учебного предмета «Обществознание» Для 10 класса (профильный уровень) Разработана Яшниковым Д.В. ,учителем истории и обществознания...
Адаптированная рабочая программа для обучающихся 6 классов по математике 204 часа на этапе основного общего образования (Федеральный базисный план) Базовый уровень 2018– 2019 учебный год
Рабочая программа по математике для 6 класса составлена на основе федерального компонента Государственного стандарта основного общего образования и ориентирована на использование линии УМК «Мате...
Рабочая программа по обществознанию для 10-11 класса базовый уровень 2018-2019 год.
программа по обществознанию для 10-11 класса базовый уровень...
- Мне нравится (4)