Рабочая программа по обществознанию для 10-11 класса базовый уровень 2018-2019 год.
рабочая программа по обществознанию (10, 11 класс)

Екатерина Григорьевна Шулепова

программа по обществознанию для 10-11 класса базовый уровень

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 3._obshchestvoznanie_bazovyy10-11.docx395.37 КБ

Предварительный просмотр:

Обществознание базовый уровень 10-11 класс


H:\скан история\история3 001.jpg

СОДЕРЖАНИЕ  ПРОГРАММЫ

СОДЕРЖАНИЕ

СТР,

1

Пояснительная записка.                                                                      

4-5

2

Общая характеристика учебного предмета                                      

5-7

3

Региональный компонент(РК)                                                            

7

4

Виды учебных занятий                                                                      

8

5

Описание места учебного предмета, курса в учебном плане.        

9

6

Требования к знаниям, умениям, навыкам обучающихся.            

9-11.

7

Тематический план.                                                                            

12

8

 Содержание учебного плана.                                                            

13-18.

9

Требования к уровню подготовки выпускников                              

19-20    

10

Планируемые результаты изучения обществознания

21-22

11

Критерии и нормы оценки результатов освоения программы      

22-23

12

Список литературы  для учащихся                                                      

24

13

Приложение к рабочей программе учебного предмета «Обществознание

25- 30


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ  ЗАПИСКА.

Рабочая программа по составлена в соответствии с Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта среднего общего образования и на основе  примерных рабочих программ:

1. По обществознанию  для 10-11 классов, автор Н.И. Городецкая. Л.Ф.,  Иванова. А.И.  Матвеев, М. «Просвещение,2014год.

2. По обществознанию  для 10-11 классов  (базовый уровень) Авторы Л.Н. Боголюбов, Н.И. Городецкая, Л. Ф. Иванова, А.И. Матвеев. М. "Просвещение", 2016 год.

Данная программа выполняет две основные функции:

Информационно-методическая функция позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся средствами данного учебного предмета.

Организационно-планирующая функция предусматривает выделение этапов обучения, структурирование учебного материала, определение его количественных и качественных характеристик на каждом из этапов, в том числе для содержательного наполнения промежуточной аттестации учащихся.

Изучение обществоведения в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:

  1. Развитие личности в период ранней юности, ее духовно-нравственной,

политической и правовой культуры, экономического образа мышления, социального поведения, основанного на уважении закона и правопорядка, способности к личному самоопределению и самореализации; интереса к изучению социальных и гуманитарных дисциплин;

  1. Воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности,

правового самосознания, толерантности, приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;

  1. освоение системы знаний об экономической и иных видах деятельности

людей, об обществе, его сферах, правовом регулировании общественных отношений, необходимых для взаимодействия с социальной средой и выполнения типичных социальных ролей человека и гражданина, для последующего изучения социально-экономических и гуманитарных дисциплин в учреждениях системы среднего и высшего профессионального образования или для самообразования;

  1. овладение умениями получать и критически осмысливать социальную

информацию, анализировать, систематизировать полученные данные; освоение способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых для участия в жизни гражданского общества и государства;

  1. формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения

типичных задач в области социальных отношений; гражданской и общественной деятельности, межличностных отношений, отношений между людьми различных национальностей и вероисповеданий, в семейно-бытовой сфере; для соотнесения своих действий и действий других людей с нормами поведения, установленными законом; содействия правовыми способами и средствами защите правопорядка в обществе.

Цели курса вносят существенный вклад в реализацию целей социально-гуманитарного образования на современном этапе развития общества и школы:

  1. содействие самоопределению личности, созданию условий для ее реализации;
  2. формирование человека-гражданина, интегрированного в современную действительность и нацеленного на ее совершенствование, ориентированного на развитие гражданского общества и утверждение правового государства;
  3. воспитание гражданственности и любви к Родине;
  4. создание у учащихся целостных представлений о жизни общества и человека в нем, адекватных современному уровню научных знаний;
  5. выработка основ нравственной, правовой, экономической, политической, экологической культуры;
  6. интеграция личности в систему национальных и мировой культур;
  7. содействие взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народами, различными расовыми, национальными, этническими, религиозными и социальными группами;
  8. помощь в реализации права учащихся на свободный выбор взглядов и убеждений с учетом многообразия мировоззренческих подходов;
  9. ориентация учащихся на гуманистические и демократические ценности.

Основные цели курса определены, исходя из современных требований к гуманитарному образованию учащихся полной средней школы:

  1. способствовать формированию гражданско-правового мышления школьников,
  2. развитию свободно и творчески мыслящей личности;
  3. передать учащимся сумму систематических знаний по обществознанию,
  4. обладание которыми поможет им свободно ориентироваться в современном мире;
  5. формировать у учащихся представление о целостности окружающего мира при
  6. его территориальном многообразии, сложных проблемах, встающих перед человечеством, имеющих свои специфические особенности в разных странах;
  7. развить у школьника словесно – логическое и образное мышление;
  8. способствовать формированию гражданско-правовой грамотности.
  9. помочь учащимся разобраться в многообразии общественных отношений, в
  10. себе, в других людях;- помочь выработать собственную жизненную позицию.

В основу содержания курса положены следующие принципы:

  1. соответствие требованиям современного школьного гуманитарного

образования, в том числе концепции модернизации образования;

  1. структурирование заданий  учащимся применительно к новому

познавательному этапу их учебной деятельности;

  1. формирование у учащихся умения работать с различными источниками,

способности выработки собственных позиций по рассматриваемым проблемам, получение опыта оценочной деятельности общественных явлений.

2.Общая характеристика учебного предмета

Обоснованность создания рабочей программы:  обществоведения является важнейшим предметом в образовательном процессе, без которого невозможно существование и развитие человеческого общества. Происходящие сегодня изменения в общественных отношениях, средствах коммуникации (использование новых информационных технологий) требуют повышения коммуникативной компетенции школьников, совершенствования их подготовки.

Срок реализации рабочей учебной программы – два учебных года.

Уровень обучения:  базовый.

Цели и задачи

Изучение обществоведения в старшей школе направлено на достижение следующих целей:

В направлении личностного развития:

  1. развитие личности в период ранней юности, ее духовно-нравственной, политической

и правовой культуры, экономического образа мышления, социального поведения, основанного на уважении закона и правопорядка, способности к личному самоопределению и самореализации; интереса к изучению социальных и гуманитарных дисциплин;

  1. воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, правового

самосознания,  толерантности, приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации.

В метапредметном направлении:

  1. освоение системы знаний об экономической и иных видах деятельности людей, об

обществе, его сферах, правовом регулировании общественных отношений, необходимых для взаимодействия с социальной средой и выполнения типичных социальных ролей человека и гражданина, для последующего изучения социально-экономических и гуманитарных дисциплин в учреждениях системы среднего и высшего профессионального образования или для самообразования;

  1. формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения

типичных задач в области социальных  отношений;  гражданской и общественной деятельности, межличностных отношений, отношений между людьми различных национальностей и вероисповеданий, в семейно-бытовой сфере; для соотнесения своих действий и действий других людей с нормами поведения, установленными законом; содействия правовыми способами и средствами защите правопорядка в обществе.

В предметном направлении:

  1. овладение умениями получать и критически осмысливать социальную информацию, анализировать, систематизировать полученные данные; освоение способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых для участия в жизни гражданского общества и государства;
  2. Создание фундамента для математического развития, формирования механизмов мышления, характерных для математической деятельности.

Задачи  изучения предмета:

  1. содействие самоопределению личности, созданию условий для ее реализации;
  2. формирование человека-гражданина, интегрированного в современную действительность и нацеленного на ее совершенствование, ориентированного на развитие гражданского общества и утверждение правового государства;
  3. воспитание гражданственности и любви к Родине;
  4. создание у учащихся целостных представлений о жизни общества и человека в нем, адекватных современному уровню научных знаний;
  5. выработка основ нравственной, правовой, экономической, политической, экологической культуры;
  6. интеграция личности в систему национальных и мировой культур;
  7. содействие взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народами, различными расовыми, национальными, этническими, религиозными и социальными группами;
  8. помощь в реализации права учащихся на свободный выбор взглядов и убеждений с учетом многообразия мировоззренческих подходов;
  9. ориентация учащихся на гуманистические и демократические ценности.

Изучение обществознания (включая экономику и право) на базовом уровне среднего (полного) общего образования направлено на достижение следующих целей:

  • развитие личности в период ранней юности, ее духовно-нравственной, политической и правовой культуры, экономического образа мышления, социального поведения, основанного на уважении закона и правопорядка; способности к личному самоопределению и самореализации; интереса к изучению социальных и гуманитарных дисциплин;
  • воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, правового самосознания, толерантности, приверженности к гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;
  • освоение системы знаний об экономической и иных видах деятельности людей, об обществе, его сферах, правовом регулировании общественных отношений, необходимых для взаимодействия с социальной средой и выполнения типичных социальных ролей человека и гражданина, для последующего изучения социально-экономических и гуманитарных дисциплин в учреждениях системы среднего и высшего профессионального образования или самообразования;
  • овладение умениями получать и критически осмысливать социальную (в том числе экономическую и правовую) информацию, анализировать, систематизировать полученные данные; освоение способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых для участия в жизни гражданского общества и государства;
  • формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области социальных отношений; гражданской и общественной деятельности, межличностных отношений, включая отношения между людьми различных национальностей и вероисповеданий, в семейно-бытовой сфере; для соотнесения своих действий и действий других людей с нормами поведения, установленными законом; содействия правовыми способами и средствами защите правопорядка в обществе.

3.Региональный компонент(РК).

Особенностью рабочей программы является введение  тем по истории, культуре,  социально-экономическому развитию Республики Коми. Введение данных тем на уроках способствует формированию у учащихся гражданской ответственности, социального мышления, успешной социализации личности.

- формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области социальных отношений; в сфере гражданской и общественной деятельности, межличностных отношений, включая отношения между людьми разных национальностей и народов, проживающих на территории Республики  Коми, познавательной, коммуникативной, семейно-бытовой деятельности

формирование у обучающихся гражданской ответственности и правового самосознания, духовной культуры, социального мышления и способности к успешной социализации в обществе;

воспитание приверженности к  традиционным национальным  ценностям, положенным в основу законов Республики Коми;

освоение системы знаний о деятельности жителей Республики Коми, об обществе, его сферах, правовом регулировании общественных отношений в республике, необходимых для эффективного взаимодействия с социальной средой;

овладение умениями получения и осмысления социальной информации, систематизации полученных данных; освоение способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых для позитивного участия в жизни Республики Коми.

Региональный компонент  рассматривается на отдельных уроках обществознания и включает следующие вопросы:

  1. Культура коми  народа.
  2. Научные учреждения в Республике Коми.
  3. Учебные заведения в Республике Коми.
  4. Межнациональные отношения  в Республике Коми.
  5. Выборы в Республике Коми.
  6. Система власти в РК.
  7. Конституция РК.
  8. Социальная мобильность в республике Коми.
  9. Социальная политика  в РК.
  10. Рынок труда в Республике Коми.

   


 4. Виды учебных занятий

урок, лекция, практическое занятие,  игры-обсуждения, проектная деятельность.

. При реализации программы ориентируемся на широкий спектр форм и методов раскрытия содержания, а именно:

  • Школьную лекцию.
  • Семинарские занятия с использованием документов учебника и привлеченных дополнительных материалов из хрестоматий и других источников.
  • Уроки-практикумы на основе вопросов и заданий, данных как внутри и после текста параграфа, так и из заданий, ориентированных на вторую и третью часть Единого государственного экзамена.
  • Самостоятельные работы школьников с учебником, задания, направленные на групповую форму.
  • Написание сочинений-эссе.
  • Уроки-презентации, творческие лаборатории, и др.
  • Уроки с использованием мультимедиа.

Формы организации учебного процесса

  • классно-урочная;
  • индивидуальная;
  • групповая;
  • индивидуально-групповая;
  • фронтальная;
  • практикумы;
  • проектно-исследовательская.
  • Формы контроля ЗУН (ов):фронтальный опрос; опрос в парах; контрольная работа; практикум;тестирование;урок-зачет; урок-викторина

 Минимальный набор, выполняемых обучающимися работ самостоятельно, включает в себя опыт познавательной практической деятельности:

— работу с источниками социальной информации с использованием современных средств коммуникации (включая ресурсы Интернета);

— критическое осмысление актуальной социальной информации, поступающей из разных источников, формулирование на этой основе собственных заключений и оценочных суждений;

— решение познавательных и практических задач, отражающих типичные социальные ситуации;

— анализ современных общественных явлений и событий;

— освоение типичных социальных ролей через участие в обучающих играх и тренингах, моделирующих ситуации из реальной жизни, через самостоятельное формулирование правил и норм поведения (в школе, общественных местах и т. п.);

— применение полученных знаний для определения экономически рационального, правомерного и социально одобряемого поведения и порядка действий в конкретных ситуациях;

— аргументированную защиту своей позиции, оппонирование иному мнению через участие в дискуссиях, диспутах, дебатах о современных социальных проблемах;

— написание творческих работ по социальным дисциплинам.


5.Описание места учебного предмета, курса в учебном плане

Рабочая программа рассчитана  на 140 часа, 2 часа в неделю.

На изучение обществоведения в 10 классах на базовом уровне в МБОУ СОШ  с. Объячево   Прилузского района отводится 2 ч в неделю, 72 часа  в год. В соответствии с положением «О формах, периодичности, порядке текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся». За курс 10 класса предусмотрено 3 контрольные работы, включая промежуточную аттестационную контрольную работу. В процессе изучения тем курса  учитель осуществляет промежуточный контроль по отдельным темам в форме срезовых тематических работ и тестирований.

На изучение обществоведения в 11 классах на профильном уровне в отводится 2 ч в неделю, 68 часа в год. В соответствии с положением «О формах, периодичности, порядке текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся». За курс 11 класса предусмотрено 3 контрольных работ, включая итоговую контрольную работу.  В процессе изучения тем курса  учитель осуществляет промежуточный контроль по отдельным темам в форме срезовых тематических работ и тестирований, используя тесты ЕГЭ.

Межпредметные и межкурсовые связи прослеживаются с многими предметами. Обществознание  связано с  биологией  при изучении тем  тема: «Человек, как биологическое существо»,  «Биологическое и социальное в человек», математика связана с  обществознанием   при изучении тем по  экономике «Спрос и предложение». « Рыночная экономика». «Демографическое развитие России»,  обществознание и история при изучении многоих тем « Исторический процесс и его развитие», «Прогресс и регресс в обществе», « Роль личности в истории и многие другие темы.

6.Требования к знаниям, умениям, навыкам обучающихся

В результате изучения обществоведения на профильном уровне ученик 10 класса должен:

Знать/понимать:

  1. социальные свойства человека, его место в системе общественных отношений;
  2. закономерности развития общества как сложной самоорганизующейся системы;
  3. основные социальные институты и процессы;
  4. различные подходы к исследованию проблем человека и общества;
  5. особенности различных общественных наук, основные пути и способы социального и

гуманитарного познания.

Уметь:

  1. характеризовать с научных позиций основные социальные объекты (факты, явления,

процессы, институты), их место и значение в жизни общества как целостной системы; проблемы человека в современном обществе;

  1. осуществлять комплексный поиск, систематизацию и интерпретацию

социальной информации по определенной теме из оригинальных неадаптированных текстов (философских, научных, правовых, политических, публицистических);

  1. анализировать и классифицировать социальную информацию, представленную в

различных знаковых системах (текст, схема, таблица, диаграмма, аудиовизуальный ряд); переводить ее из одной знаковой системы в другую;

  1. сравнивать социальные объекты, выявляя их общие черты и различия; устанавливать

соответствия между существенными чертами и признаками социальных явлений и обществоведческими терминами, понятиями; сопоставлять различные научные подходы; различать в социальной информации факты и мнения, аргументы и выводы;

  1. объяснять: внутренние и внешние связи (причинно-следственные и

функциональные) изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, общества и природы, общества и культуры, подсистем и структурных элементов социальной системы, социальных качеств человека);

  1. раскрывать на примерах важнейшие теоретические положения и понятия социально-

экономических и гуманитарных наук;

  1. участвовать в дискуссиях по актуальным социальным проблемам;
  2. формулировать на основе приобретенных  социально-гуманитарных знаний

собственные суждения и аргументы по определенным проблемам;

  1. оценивать различные суждения о социальных объектах с точки зрения общественных

наук;

  1. подготовить аннотацию, рецензию, реферат, творческую работу, устное

выступление;

  1. осуществлять индивидуальные и групповые учебные исследования по социальной

проблематике;

  1. применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения

познавательных и практических задач, отражающих актуальные проблемы жизни человека и общества.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  1. эффективного выполнения типичных социальных ролей;
  2. сознательного взаимодействия с социальными институтами
  3. ориентировки в актуальных общественных событиях и процессах; выработки собственной гражданской позиции,
  4. оценки общественных изменений с точки зрения демократических и гуманистических ценностей, лежащих в основе Конституции Российской Федерации;
  5. самостоятельного поиска социальной информации, необходимой для принятия собственных решений; критического восприятия информации, получаемой в межличностном общении и в массовой коммуникации;
  6. нравственной оценки социального поведения людей;
  7. предвидения возможных последствий определенных социальных действий субъектов общественных отношений;
  8. ориентации в социальных и гуманитарных науках, их последующего изучения в учреждениях среднего и высшего профессионального образования;
  9. осуществления конструктивного взаимодействия людей с разными убеждениями, культурными ценностями и социальным положением.

В результате изучения обществоведения на профильном уровне ученик 11 класса должен:

Знать/понимать:

  1. биосоциальную сущность человека, основные этапы и факторы социализации личности, место и роль человека в системе общественных отношений;
  2. тенденции развития общества в целом как сложной динамичной системы, а также важнейших социальных институтов;
  3. необходимость регулирования общественных отношений, сущность социальных норм, механизмы правового регулирования;
  4. особенности социально-гуманитарного познания.

Уметь:

  1. характеризовать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки, закономерности развития;
  2. анализировать актуальную информацию о социальных объектах, выявляя их общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками изученных социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями;
  3. объяснять: причинно-следственные и функциональные связи изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, важнейших социальных институтов, общества и природной среды, общества и культуры, взаимосвязи подсистем и элементов общества);
  4. раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия социально-экономических и гуманитарных наук;
  5. осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах (текст, схема, таблица, диаграмма, аудиовизуальный ряд);
  6. извлекать из неадаптированных оригинальных текстов (правовых, научно-популярных, публицистических и др.) знания по заданным темам;
  7. систематизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную социальную информацию; различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы;
  8. оценивать действия субъектов социальной жизни, включая личности, группы, организации, с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;
  9. формулировать на основе приобретенных обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам;
  10. подготовить устное выступление, творческую работу по социальной проблематике;
  11. применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  1. успешного выполнения типичных социальных ролей; сознательного взаимодействия с различными социальными институтами;
  2. совершенствования собственной познавательной деятельности;
  3. критического восприятия информации, получаемой в межличностном общении и в массовой коммуникации; осуществления самостоятельного поиска, анализа и использования собранной социальной информации.
  4. решения практических жизненных проблем, возникающих в социальной деятельности;
  5. ориентировки в актуальных общественных событиях, определения личной гражданской позиции;
  6. предвидения возможных последствий определенных социальных действий;
  7. оценки происходящих событий и поведения людей с точки зрения морали и права;
  8. реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей;
  9. осуществления конструктивного взаимодействия людей с разными убеждениями, культурными ценностями и социальным положением.


7.Тематический план

10 класс

Наименование раздела

Количество уроков

1

Введение

1

2

Общество как сложная динамичная система

8

3

Человек  как  творец и творение культуры

21

4

Социальная сфера общества. Социальные отношения

15

5

Политическая сфера общества

13

5

Правовое регулирование  общественных отношений

13

6

Итоговое обобщение

1

Итого по курсу

72

11 класс

Наименование раздела

Количество уроков

1

Введение

1

2

Взгляды мыслителей на общество, человека. Методологические подходы к историческому процессу.

7

3

Экономика.

21

4

Проблемы социально-политической и духовной жизни

10

5

Правовое регулирование   общественных отношений.

25

6

Общество как сложная динамичная система. Глобальный мир

3

7

Итоговое обобщение

1

итого

68


8. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО  МАТЕРИАЛА

10 КЛАСС.

ВВЕДЕНИЕ. (1 ЧАС)Науки об обществе. Философия ,социология, политология, экономика, право и т.п.

ОБЩЕСТВО КАК  СЛОЖНАЯ ДИНАМИЧНАЯ СИСТЕМА.(8 ЧАСОВ)

Системное строение общества: элементы и подсистемы. Общество и природа. Общество и культура.  Общество как динамичная система. Социальное взаимодействие и общественные отношения. Основные институты общества. Функции социальных институтов. Типология обществ. Традиционное, индустриальное и постиндустриальное общества. Многовариантность общественного развития. Эволюция и революция как формы социального изменения. Понятие общественного прогресса

Уметь:

Объяснять причинно-следственные и функциональные связи изученных цивилизаций.

Анализировать актуальную информацию по цивилизации России, современный этап.

Раскрывать на примерах изученные теоретические положения.

Осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах, систематизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную социальную информацию; различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы.

Формулировать на основе приобретенных обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам.

Подготовить устное выступление, творческую работу.

        

Лабораторная работа  «Общество и общественные отношения».

Практическая  работа «Исторический процесс и его участники».

ЧЕЛОВЕК КАК ТВОРЕЦ И ТВОРЕНИЕ КУЛЬТУРЫ(21 ЧАС)

Человек как результат биологической и социокультурной эволюции. Ценности и нормы. Цель и смысл  жизни.  Науки о человеке. Человек- духовное существо. Духовная жизнь человека. Мировоззрение. Роль мировозрения в жизни общества. Деятельность -как способ существования людей. Структура деятельности. Мышление и деятельность.  Мотивы деятельности. Многообразие деятельности. Потребности и интересы.

Уметь:

Оценивать действия субъектов социальной жизни, включая личности, группы, организации, с точки зрения нравственных норм.

Анализировать актуальную информацию.

Раскрывать на примерах изученные теоретические положения.

Характеризовать основные виды деятельности, выделять их признаки.

Лабораторная работа «Сущность человеческой деятельности».

Познавательная деятельность. Формы познания:чувственное и рациональное  познание. Понятие истины, ее критерии. Виды познания. Основные особенности научного мышления Социальные и гуманитарные знания. Основные особенности научного, социального познания.  Проблема познаваемости мира. Виды человеческих знаний. Человек в системе социальных связей. Личность. Социализация индивида. Социальная роль .  Социальные роли в юношеском возрасте.. Самопознание и самореализация.Самосознание индивида и социальное поведение.Ценности и нормы. Мотивы и предпочтения.

Уметь:

Анализировать актуальную информацию о способах познания.

Раскрывать на примерах изученные теоретические положения.

Формулировать на основе приобретенных обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по проблемам познания.

Лабораторная работа «Истина и её критерии».

Практическая работа « Научное познание».

Свобода и необходимость в человеческой деятельности. Свобода и ответственность.

Духовная жизнь человека. Понятие культуры.Многообразие культур. Виды, формы, функции культуры. Культура коми  народа. Наука. Наука  в современном обществе. Научные учреждения в Республике Коми.

Основные особенности  научного мышления. Этика культуры. Естественные и социально-гуманитарные науки. Философия как наука.

Образование в Российской Федерации. Правила приема в   общеобразовательных учреждениях. Учебные заведения в Республике Коми. Знания, умения,  навыки людей в условиях  информационного  общества.Общественная значимость и личностный смысл образования. Знания, умения и навыки людей в условиях информационного общества.

Религия. Религия и мораль. Принципы морали, нравственные категории.  Мировые религии. Роль религии в современном мире. Религиозные объединения и организации в Российской Федерации.

Искусство. Особенности искусства Виды искусств.  Тенденции в развитии  современного искусства.

Уметь:

Формулировать на основе приобретенных обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы.

Подготовить устное выступление, творческую работу.

Анализировать актуальную информацию.

Раскрывать на примерах изученные теоретические положения.

Лабораторная работа «Духовная деятельность».

СОЦИАЛЬНАЯ СФЕРА ОБЩЕСТВА,  СОЦИАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ(15 уроков)

Социальная структура общества. Социальные группы. Социальное  неравенство. Социальная стратификация. Социальная мобильность. Виды мобильности. Социальная мобильность в РК. Социальное взаимодействие. Социальный конфликт. Социальные аспекты труда. Культура труда. Социальные интересы. Виды социальных норм. Социальный контроль. Отклоняющееся поведение и его типы. Преступность.

.Этнические общности. Межнациональные отношения, национальное самосознание.Национализм. Этносоциальные конфликты, пути их разрешения. Конституционные принципы национальной политики в Российской Федерации.Межнациональные отношения  в Республике Коми.

Семья и брак. Семья как социальный институт. Функции семьи. Типы семей. Проблема неполных семей. Культура бытовых отношений. Современная демографическая ситуация в Российской Федерации. Государственная политика поддержки семьи в Российской Федерации. Социальная политика в РК.

Молодёжь как социальная группа.  Особенности молодёжной субкультуры.

Уметь:

Осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах.

Оценивать действия субъектов социальной жизни, включая личности, группы, организации, с точки зрения социальных норм.

Анализировать актуальную  информацию о социальных объектах, выявляя их общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками изученных социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями.

Раскрывать на примерах изученные теоретические положения.

Лабораторная работа «Социальная структура и социальные отношения».

ПОЛИТИКА КАК ОБЩЕСТВЕННОЕ ЯВЛЕНИЕ, ПОЛИТИЧЕСКАЯ СФЕРА ОБЩЕСТВА (13 часов)

Политика как общественное явление. Понятие власти. Политические институты. Государство, его признаки и  функции. Формы правления :монархия и республика.Политическая система. Структура , функции политической системы. Типология политических режимов. Демократия, ее основные ценности и признаки. Демократические  перемены в России. Гражданское общество и государство. Местное самоуправление. Политические партии и движения. Многопартийность и партийные системы.  Политический процесс, его особенности в Российской Федерации. Избирательная кампания в Российской Федерации.Типы избирательных систем. Выборы в Республике Коми.Человек в политической жизни.  Участие граждан в политической жизни. Политическое участие. Политическая культура.

Уметь:

Раскрывать на примерах изученные теоретические положения.

Характеризовать основные политические объекты, выделяя их существенные признаки, закономерности развития.

Анализировать актуальную и социальную информацию.

Раскрывать на примерах изученные теоретические положения.

Оценивать действия субъектов политической жизни, с точки зрения социальных и политических норм.

Лабораторная работа «Политическая деятельность».

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ(13 ЧАСОВ)

Право в системе социальных норм. Основные признаки  права. Право и мораль. Система российского права. Нормы права, отрасли права, институты права. Законотворческий процесс в Российской Федерации. Источники права. Виды нормативных актов. Современное российское законодательство. Конституционное право. Конституция РФ.

 Административное право.

Гражданское право. Субъекты гражданского права.

Семейное  право. Порядок и условия заключения и расторжения брака. Права и обязанности родителей и детей.

Трудовое право. Субъекты трудового права. Права и обязанности работодателя и работника. Права несовершеннолетних по трудовому праву.

Уголовное право. Основные понятия уголовного права. Право на благоприятную окружающую среду. Экологические правонарушения.

Уметь:

Характеризовать источники права, Конституцию РФ, Состав правонарушений, основные виды наказаний. Уголовную ответственность.

Разъяснять принцип «презумпции невиновности»

Доказывать значимость права в обществе, отличать правовые нормы от других социальных норм.

11 класс.

ВВЕДЕНИЕ (1 ЧАС)

ВЗГЛЯДЫ  МЫСЛИТЕЛЕЙ  НА ОБЩЕСТВО, ЧЕЛОВЕКА( 7 часов)

Философия. Наука и философия. Два взгляда на мировую историю: цивилизации и формации. Цивилизационный подход к истории. Марксистский подход к истории. Цивилизации Востока и Запада.

Взгляды древнего человека на общество, человека мифы древности. Философия Древнего Востока. Античная философия. Платон и Аристотель об обществе и государстве. Мыслители нового времени. Переход к  индустриальной цивилизации.  Мыслители 20 века. Российская цивилизация.

Уметь:

Объяснять причинно-следственные и функциональные связи изученных цивилизаций.

Анализировать актуальную информацию по цивилизации России, современный этап.

Раскрывать на примерах изученные теоретические положения.

Осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах, систематизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную социальную информацию; различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы.

Формулировать на основе приобретенных обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам.

Подготовить устное выступление, творческую работу.

Лабораторная работа «Современные цивилизации».

ЭКОНОМИКА(22 ЧАСА)

Экономика и экономическая наука. Макроэкономика и микроэкономика. Экономический рост и  развитие. Понятия ВВП. Экстенсивный и интенсивный рост. Экономические циклы..  Факторы производства и факторные доходы. Спрос и предложение. Рыночная структура и инфраструктура. Конкуренция и монополия. Политика защиты конкуренции и антимонопольное законодательство.Фирмы в экономике. Факторы производства и факторы доходов. Экономические и бухгалтерские издержки и прибыль. Постоянные и переменные затраты. Основные источники финансирования бизнеса. Налоги уплачиваемые предприятиями.Правовые  основы предпринимательской деятельности. Организационно-правовые формы предпринимательства.

Акции, облигации и другие ценные бумаги. Фондовый рынок.Основные принципы менеджмента. Основы маркетинга.

Роль государства в экономике. Основы денежной и бюджетной политики государства

Денежно-кредитная(монетарная) политика. Бюджетно-налоговая (фискальная) политика. Государственный бюджет.  Государственный долг.

Общественные блага. Внешние эффекты.Банковская система. Финансовые институты. Виды, причины и последствия инфляции.

Рынок труда. Причины и виды безработицы. Безработица и государственная политика в области занятости. Рынок труда в Республике Коми.

Мировая экономика. Понятие мировой экономики. Международная торговля. Государственная политика в области международной торговли.Глобальные экономические проблемы современности. Человек в системе экономических отношений. Рациональное экономическое поведение  собственника, работника, потребителя, семьянина, гражданина.

Особенности современной экономики России. Экономическая политика Российской Федерации.

Уметь:

Анализировать актуальную информацию.

Раскрывать на примерах изученные теоретические положения.

Подготовить устное выступление, творческую работу.

Применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных задач по актуальным экономическим проблемам.

Осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах; извлекать из неадаптированных оригинальных текстов  знания по заданным темам.

Практическая  работа «Рыночные отношения в современной экономике».

ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКОЙ И ДУХОВНОЙ ЖИЗНИ (14 часов).

Свобода и ответственность. Проблема абсолютной свободы. Что такое свободное общество.

Общественное и индивидуальное сознание. Сущность  и структура общественного сознания.

Политическое сознание. Обыденное и теоретическое сознание.

Политическая идеология. Современные политические  идеологии. Либеральные, консервативные, социалистические, коммунистические  идеологии. Роль идеологии в политической  жизни. СМИ и  политическое  сознание.Средства массовой информации в политической системе общества.

Политическое участие.Политическая психология и политическое поведение. Многообразие политического поведения. Опасность политического экстремизма. Регулирование  политического поведения.

Политическое лидерство. Политическая элита и политическое лидерство. Политическая элита, особенности ее формирования в современной России.Теория лидерств. Роль политического  лидера. Типы лидерств.          

    Современная демографическая ситуация в Российской Федерации. Проблемы неполных семей.

 Религиозные объединения и организации в Российской Федерации.Права религиозных организаций.

        Уметь:

Осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах.

Оценивать действия субъектов социальной жизни, включая личности, группы, организации, с точки зрения социальных норм.

Анализировать актуальную  информацию о социальных объектах, выявляя их общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками изученных социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями.

Раскрывать на примерах изученные теоретические положения.

Лабораторная работа «Современные политические идеологии».

СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ПОНИМАНИЮ ПРАВА.(20 ЧАСОВ)

Право в системе социальных норм. Право и мораль. Естественное и позитивное право. Система российского права. Нормы, отрасли, институты права. Источники права. Виды нормативных актов. Основы конституционного строя Российской Федерации. Система власти в РФ. Политическая система РФ.Конституция в Республике Коми. Система власти в РК. Президент и его полномочия.Законотворческий процесс в Российской Федерации.  Законодательство Российской Федерации о выборах.

Гражданство в Российской Федерации. Основания приобретения гражданства.права и обязанности  граждан Российской Федерации. Воинская обязанность. Альтернативная гражданская служба. Права и обязанности налогоплательщиков. Экологическое право. Право на благоприятную окружающую среду и способы его защиты. Экологические правонарушения.

Гражданское право. Субъекты гражданского права.  Имущественные права. Неимущественные права: честь, достоинство, имя. Право на интеллектуальную собственность. Наследование. Организационно-правовые формы и правовой режим предпринимательской деятельности. Способы защиты имущественных и неимущественных прав.

Семейное право. Порядок и условия заключения и расторжения брака. Правовое регулирование отношений супругов. Права и обязанности супругов. Права и обязанности родителей и детей. Воспитание детей, оставшихся без попечения родителей.

Правовое регулирование занятости. Занятость и трудоустройство. Порядок приема на работу, заключения и расторжения трудового договора. Правовые основы социальной защиты и социального обеспечения.

Профессиональное образование. Правила приема в образовательные учреждения профессионального образования. Порядок оказания платных образовательных услуг.

Процессуальное право. Гражданский и арбитражный процесс.участники гражданского процесса. Споры, порядок их рассмотрения. Основные правила и принципы гражданского процесса. Арбитражный процесс. Процессуальное право.: уголовный процесс. Особенности уголовного процесса. Основные принципы и участники процесса. Суд присяжных  заседателей.

Особенности административной юрисдикции. Конституционное судопроизводство. Международная защита прав человека в условиях мирного и военного времени.

Процессы глобализации. Общество и человек перед лицом угроз и вызовов XXI века.

Уметь:

Характеризовать источники права, отрасли права, Конституцию РФ.

Доказывать значимость права и правовой культуры в обществе,

Лабораторная работа «Глобальные проблемы современности».


9.Требования к уровню подготовки выпускников

В результате изучения обществознания (включая экономику и право) на базовом уровне ученик должен

знать/понимать

  • биосоциальную сущность человека, основные этапы и факторы социализации личности, место и роль человека в системе общественных отношений;
  • тенденции развития общества в целом как сложной динамичной системы, а также важнейших социальных институтов;
  • необходимость регулирования общественных отношений, сущность социальных норм, механизмы правового регулирования;
  • особенности социально-гуманитарного познания;

уметь

  • характеризоватьосновные социальные объекты, выделяя их существенные признаки, закономерности развития;
  • анализировать актуальную информацию о социальных объектах, выявляя их общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками изученных социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями;
  • объяснять причинно-следственные и функциональные связи изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, важнейших социальных институтов, общества и природной среды, общества и культуры, взаимосвязи подсистем и элементов общества);
  • раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия социально-экономических и гуманитарных наук;
  • осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах (текст, схема, таблица, диаграмма, аудиовизуальный ряд); извлекать из неадаптированных оригинальных текстов( правовых, научно-популярных, публицистических и др. ) знания по заданным темам; систематизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную социальную информацию; различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы;
  • оцениватьдействия субъектов социальной жизни, включая личность, группы, организации, с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;
  • формулироватьна основе приобретенных обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам;
  • подготавливатьустное выступление, творческую работу по социальной проблематике;
  • применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • успешного выполнения типичных социальных ролей; сознательного взаимодействия с различными социальными институтами;
  • совершенствования собственной познавательной деятельности;
  • критического восприятия информации, получаемой в межличностном общении и массовой коммуникации; осуществления самостоятельного поиска, анализа и использования собранной социальной информации;
  • решения практических жизненных проблем, возникающих в социальной деятельности;
  • ориентировки в актуальных общественных событиях, определения личной гражданской позиции;
  • предвидения возможных последствий определенных социальных действий.
  • оценки происходящих событий и поведения людей с точки зрения морали и права;
  • реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей;
  • осуществления конструктивного взаимодействия людей с разными убеждениями, культурными ценностями и социальным положением.
  • понимания взаимосвязи учебного предмета с особенностями профессий и профессиональной деятельности, в основе которых лежат знания по данному учебному предмету.

10.Планируемые результаты изучения обществознания

Выпускник научится:

Знать/понимать

  1. биосоциальную сущность человека, основные этапы и факторы социализации личности,  место и роль человека  в системе общественных отношений;
  2.  тенденции развития общества в целом  как сложной динамичной  системы, а также важнейших социальных институтов;
  3. необходимость регулирования общественных отношений, сущность социальных норм,  механизмы правового регулирования;
  4. особенности социально-гуманитарного познания.

Уметь:

  1. характеризовать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки, закономерности развития;  
  2. анализировать актуальную  информацию о социальных объектах, выявляя  их общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками изученных социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями;
  3. объяснять: причинно-следственные и функциональные связи изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, важнейших социальных институтов, общества и природной среды, общества и культуры, взаимосвязи подсистем и элементов общества);
  4. раскрывать на примерах  изученные теоретические положения и понятия социально-экономических и гуманитарных наук;
  5. осуществлять  поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах (текст, схема, таблица, диаграмма, аудиовизуальный ряд); извлекать из неадаптированных оригинальных текстов( правовых, научно-популярных, публицистических и др. ) знания по заданным темам;  систематизировать, анализировать  и обобщать неупорядоченную социальную информацию; различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы;
  6. оценивать действия субъектов социальной жизни, включая личности, группы, организации,  с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;
  7. формулировать на основе приобретенных обществоведческих знаний собственные  суждения и аргументы по определенным проблемам;
  8.  подготовить устное выступление, творческую работу по социальной проблематике;
  9.  применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения   познавательных задач  по актуальным социальным проблемам.

Использовать приобретенные  знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  •  успешного выполнения типичных социальных ролей; сознательного взаимодействия с различными социальными институтами;
  • совершенствования собственной познавательной деятельности;
  • критического восприятия информации, получаемой в межличностном общении и в массовой коммуникации;
  • осуществления самостоятельного поиска, анализа и использования собранной социальной информации.
  • решения практических жизненных проблем, возникающих в социальной деятельности;
  • ориентировки в актуальных общественных событиях,
  • определения личной гражданской позиции;
  • предвидения    возможных последствий определенных социальных действий;
  • оценки происходящих событий и поведения людей с точки зрения морали и права,
  • реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей;
  • осуществления конструктивного взаимодействия людей с разными убеждениями, культурными ценностями и социальным положением.

11.Критерии и нормы оценки результатов освоения программы

Критерии и нормы оценки знаний и умений учащихся        

Формы, способы проверки и оценки результатов обучения по данной рабочей учебной программе

-  устный опрос

- тестирование

- анализ текста

-технологии критического мышления,

-игровые технологии,

- практические работы

- творческие работы, рефераты, сообщения, доклады

- зачеты

- контрольные работы в конце каждого раздела

Формы контроля: текущий и итоговый. Проводится в форме контрольных работ, рассчитанных на 45 минут, тестов и самостоятельных работ на 15 - 20 минут с дифференцированным оцениванием  и устных ответов.

Текущий контроль проводится с целью проверки усвоения изучаемого и проверяемого программного материала; содержание  определяются учителем с учетом степени сложности изучаемого материала, а также особенностей обучающихся  класса. Итоговые контрольные работы проводятся:

  1. после изучения наиболее значимых тем программы,
  2. в конце учебного года.

Ставится оценка:

  1. «5» - за ответ, обнаруживающий осознанность знаний, их безошибочность, умение излагать материал в соответствии с требованиями логики и нормами литературной речи. Оценка «5» ставится за краткий, точный, правильный, глубокий ответ или за отличное исправление ошибочного ответа по сложной теме.
  2. «4» - при наличии неполноты ответа или одной – двух несущественных неточностей.
  3. «3» - за знание основных положений темы при значительной неполноте знаний, одной – двух ошибок
  4. «2» - за незнание большей части материала темы или основных ее вопросов
  5. «1» - при отказе от ответа или при полном незнании темы

Нормы оценки знаний за письменную работу учащихся по обществоведению.

Оценка «5» ставится, если ученик:

  1. выполнил работу без ошибок и недочетов;
  2. допустил не более одного недочета.

Оценка «4» ставится, если ученик выполнил работу полностью, но допустил в ней:

  1. не более одной негрубой ошибки и одного недочета;
  2. или не более двух недочетов.

Оценка «3» ставится, если ученик правильно выполнил не менее половины работы или допустил:

  1. не более двух грубых ошибок;
  2. или не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочета;
  3. или не более двух-трех негрубых ошибок;
  4. или одной негрубой ошибки и трех недочетов;
  5. или при отсутствии ошибок, но при наличии четырех-пяти недочетов.

Оценка «2» ставится, если ученик:

  1. допустил число ошибок и недочетов превосходящее норму, при которой может быть выставлена оценка «3»;
  2. или если правильно выполнил менее половины работы.

Нормы оценки знаний за выполнение теста учащимися по обществоведению

При выполнении тестовых работ оценка «пять» ставится, если правильных ответов от 90 % до 100% ;«четыре» – если правильных ответов 77 %;  до 89% , оценка «три»  если правильных ответов     52  % до 77%  ; оценка «два» ставится, если правильных ответов   набрано учеником  51 % и менее 51%.

При выполнении рефератов, сообщений, докладов оценка «пять» ставится, если тема полностью раскрыта, ответ аргументирован, ученик может ответить на любой заданный учителем вопрос и чётко ориентируется в материале своей работы. Оценка «четыре» ставится, если работа такого же уровня, но при наличии некоторой неполноты раскрытия темы; оценка «три» ставится, если тема раскрыта неполно, ученик не может чётко ответить на заданный учителем вопрос по материалу работы; оценка «два» выставляется, если тема не раскрыта, ученик обнаруживает незнание материала.

% выполнения

Менее 51%

52-77%

77-89

90-100

Отметка

«2»

«3»

«4»

«5»

Нормы оценки знаний за творческие работы учащихся по обществоведению

Отметка Содержание

2

3

4

5

1Общая информация

Тема предмета не очевидна. Информация не точна или не дана.

Информация частично изложена.  В работе использован только один ресурс.

Достаточно точная информация. Использовано более одного ресурса.

Данная информация кратка и ясна. Использовано более одного ресурса.

2 Тема

Не раскрыта и не ясна тема Объяснения некорректны, запутаны или не верны.

Тема частично раскрыта. Некоторый материал изложен некорректно.

Сформулирована и раскрыта тема  Ясно изложен материал.

Сформулирована и раскрыта тема

Полностью изложены основные аспекты темы.

3 Применение и проблемы

Не определена  область применения данной темы. Процесс решения неточный или неправильный.

Отражены некоторые области применения темы. Процесс решения неполный.

Отражены области применения темы. Процесс решения практически завершен.

Отражены области применения темы. Изложена стратегия решения проблем.

12.Список литературы для учащихся

1. Обществознание: учебник для учащихся 10 класса  под редакцией  Л. Н. Боголюбова, Н.И. Городецкая, А.И. Матвеева, М, "Просвещение", 2008 год

2.Обществознание: учебник для учащихся 11 класса  под редакцией  Л. Н. Боголюбова, Н.И. Городецкая, А.И. Матвеева, М, "Просвещение", 2008 год

3. «Человек и общество» учебник по обществознанию /Л.Боголюбов, Л.Иванова, А.Лазебникова и др./ 1 и 2 части. М.: «Просвещение», 2005 г.

4.

13. Приложение к рабочей программе учебного предмета «Обществознание»

Рабочая программа  для 10 класс(базовый уровень)

№  урока

Название раздела

Кол часов

Тема урока.

1

Введение

1

  1. Введение

2-9

Общество как сложная динамичная система

8

  1. Системное строение общества: элементы и подсистемы.
  2. Общество как динамичная система.
  3. Социальное взаимодействие и  общественные  отношения.
  4. Основные институты общества.
  5. Типология обществ.
  6. Типология обществ (продолжение)
  7. Многовариантность  общественного развития. Эволюция и революция как формы социального изменения.
  8. Понятие общественного прогресса.

10-29

Человек как  творец и творение культуры

21

  1. Человек – существо биосоциальное. Ценности и нормы.
  2. Человек- духовное существо. Духовная жизнь человека.
  3. Деятельность человека- сущность и структура. Мышление и деятельность.
  4. Мотивы деятельности. Многообразие деятельности. Потребности и интересы.
  5.  «Деятельность человека». Практикум.
  6. Познавательная деятельность. Ступени познания.Истина и её критерии.
  7. Виды познания. Проблемы познаваемости мира.
  8. Я познаю мир. Виды человеческих знаний.
  9. Особенности научного, социального познания.
  10. Культура и духовная жизнь общества.
  11. Многообразие культур. Виды, формы.функции культуры.Культура коми  народа.
  12. Наука. Основные особенности научного мышления.
  13. Естественные и  социально-гуманитарные  науки. Научные учреждения в Республике Коми
  14. Образование в Российской Федерации. Правила приема в   общеобразовательных учреждениях. Учебные заведения в Республике Коми.
  15. Знания, умения навыки людей в условиях  информационного  общества.
  16. Мировоззрение. Философия как наука
  17. Религия и мораль.
  18. Религия. Мировые религии. Роль религии в современном мире.
  19. Искусство.Виды искусств.
  20. Свобода и необходимость в деятельности человека.
  21. Урок - обобщения по разделу " Человек  как  творец и творение культуры"

30-44

Социальная сфера общества. Социальные отношения.

15

  1. Социальная структура общества. Социальные группы.
  2. Социальная стратификация.
  3. Социальная мобильность.Социальная мобильность в РК.
  4. Социальное взаимодействие. Социальный конфликт.
  5. Виды социальных норм и социальный контроль.
  6. Отклоняющееся поведение и его типы.
  7. Этнические общности. Межнациональные отношения. Межнациональные отношения  в Республике Коми
  8. Межнациональные отношения, Этнонациональные конфликты, пути их решения.
  9. Конституционные принципы национальной политики в  Российской Федерации.
  10. Семья и брак.
  11. Тенденции в развития современной семьи.  Проблемы неполных семей.
  12. Государственная политика поддержки семьи в Российской Федерации.Социальная политика в РК.
  13. Молодежь  как социальная группа.
  14. Особенности молодежной субкультуры.
  15. Обобщающий урок по теме  "Социальная сфера общества"

45-56

Политическая сфера общества

.

13

  1. Политика как общественное явление. Понятие власти.
  2. Государство и его функции.
  3. Политическая система.
  4. Типология политических режимов.
  5. Демократия, её основные ценности и  признаки.
  6. Гражданское общество и правовое государство.
  7. Политические партии  и движения.
  8. СМИ  в политической системе общества.
  9. Политический процесс, его особенности в  России.
  10. Избирательная кампания  в Российской Федерации.Выборы в Республике Коми.
  11. Участие граждан в политической жизни. Политическое участие.
  12. Практикум «Политическая система общества».
  13. Обобщающий урок по теме "Политическая сфера общества"

57-71

Правовое регулирование  общественных отношений

13

  1. Право в системе социальных норм. Право и мораль.
  2. Система российского права. Нормы, отрасли, институты права.
  3. Источники права. Виды нормативных актов.
  4. Законотворческий процесс в Российской Федерации
  5. Современное российское законодательство.
  6. Административное право.
  7. Гражданское право. Субъекты гражданского права.
  8. Семейное  право. Порядок и условия заключения и расторжения брака.Права и обязанности родителей и детей.
  9. Трудовое право. Субъекты трудового права. Права и обязанности работодателя и работника.
  10. Права несовершеннолетних по трудовому праву.
  11. Уголовное право. Основные понятия уголовного права.
  12. Право на благоприятную окружающую среду. Экологические правонарушения.
  13. Обобщающий урок по теме "Правовое регулирование общественных отношений"

72

Итоговое обобщение по курсу  обществознания.

1

  1. Итоговое обобщение.


Рабочая программа  для 11 класс(базовый уровень)

№  урока

Название раздела

Кол часов

Тема урока.

1

Введение.

1

  1. Введение.

«Взгляды мыслителей на общество, человека. Методологические подходы к историческому процессу.

7

  1. Наука и философия.
  2. Взгляды древнего человека на общество, человека (мифологическое сознание).
  3. Философия Древнего Востока.
  4. Мыслители нового времени.
  5. Мыслители 20 века.
  6. Цивилизационный подход к истории.
  7. Марксистский подход к истории.

2.

Экономика и экономические науки.

21

  1. Экономика и экономические науки.
  2. Экономический рост и  развитие. Экономические циклы. Понятия ВВП.
  3. Спрос и предложения. Рыночные структуры..
  4. Факторы производства и факторы доходов. Фирмы в экономике.
  5. Фондовый рынок. Акции.облигации  и другие ценные бумаги.
  6. Политика защиты конкуренции  и антимонопольное законодательство
  7. Экономические и бухгалтерские издержки и прибыль. Постоянные и переменные затраты.
  8. Налоги уплачиваемые предприятиями.
  9. Правовые основы предпринимательской деятельности.организационно-правовые формы предпринимательства.
  10. Основные источники финансирования бизнеса
  11. Основные принципы  менеджмента. Основы  менеджмента
  12. Роль государства в экономике . Общественные блага. Внешние эффекты.
  13. Государственный бюджет.  Государственный долг.
  14. Основы денежной и бюджетной политики государства
  15. Банковская система.  Финансовые институты.
  16. Виды, причины и последствия инфляции.
  17. Рынок труда. Безработица  и государственная политика  в области занятости.
  18. Человек в системе экономических отношений. Рациональное экономическое поведение  собственника, работника.потребителя, семьянина, гражданина.
  19. Мировая экономика. Государственная политика  в области международной торговли.Глобальные  экономические проблемы современности.
  20. Особенности  современной экономики России. Экономическая политика  РФ.
  21. Обобщающий урок по теме "Экономика".Контрольная работа.

Проблемы социально-политической и духовной жизни

10

  1. Свобода и ответственность. Проблема абсолютной свободы.
  2. Общественное и индивидуальное сознание.
  3. Политическое сознание. Современные политические  идеологии
  4. Социальная роль и социализация индивида.
  5. Социальные роли в юношеском возрасте.
  6. Самопознание индивида и   социальное поведение.
  7. Политическая психология, политическое поведение. Политическое участие Опасность политического экстремизма.
  8. Политическая элита и политическое лидерство. Теория лидерств
  9. Современная демографическая ситуация в Российской Федерации.
  10. Религиозные объединения и организации в Российской Федерации.

Правовое регулирование   общественных отношений.

25

  1. Современные подходы к  пониманию права.
  2. Основы конституционного строя Российской Федерации. Лабораторная работа по I главе Конституции РФ.
  3. Президент РФ  и его полномочия. Лабораторная работа по IV главе Конституции РФ.
  4. Система власти в РФ. Законодательная власть в РФ. Законотворческий процесс. Практическая работа по Конституции РФ.
  5. Исполнительная власть РФ. Правительство РФ.
  6. Судебная власть РФ. Система судов РФ. Лабораторная работа.
  7. Конституция Республики Коми. Система власти в Республике Коми.
  8. Гражданство в Российской Федерации. Пути получения гражданства.
  9. Права и обязанности граждан РФ. Обязанности граждан РФ: воинская обязанность, альтернативная  гражданская служба.
  10. Права и обязанность налогоплательщиков
  11. Экологическое право. Способы защиты экологических прав.
  12. Гражданское право. Имущественные права. Неимущественные права: честь, достоинство, имя.
  13. Гражданское право.Право на интеллектуальную собственность. Наследование
  14. Способы  защиты  имущественных и неимущественных прав.
  15. Семейное право. Порядок и  условия заключения  брака. Права и обязанности родителей и детей.
  16. Семейное право. Правовое регулирование  отношений супругов.
  17. Занятость и трудоустройство.  Порядок приема на работу. Заключение и расторжение трудовых договоров.
  18. Правовые основы  социальной защиты и социального обеспечения.
  19. Профессиональное  образование. Общественная значимость и личный смысл образования. Порядок оказания  образовательных услуг.
  20. Процессуальное право: основные  правила и принципы  гражданского процесса. Споры,  порядок их рассмотрения.
  21. Процессуальное право: особенности уголовного процесса.
  22. Процессуальное право. Особенности  административной юрисдикции.
  23. Процессуальное право: конституционное производство.
  24. Международная защита прав  человека в условиях мирного и военного времени.
  25. Обобщающий урок по теме «Человек и закон».

Общество как сложная динамичная система. Глобальный мир.

3

  1. Процессы глобализации
  2. Глобальные проблемы современности
  3. Общество и человек  перед лицом угроз и вызовов века.

Итоговое обобщение

1

  1. Итоговое обобщение


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по обществознанию в 6-9 классах, базовый уровень

Рабочая программа создана на основе  Федерального  базисного учебного  плана для образовательных учреждений Российской Федерации по программе Л.Н.Боголюбова, Н. И. Городецкой и др....

Рабочая программа учебного предмета «Обществознание» для 5 - 9 класса, базовый уровень, МО учителей истории и обществознания

Рабочая программа учебного предмета «Обществознание» для 5 - 9  класса, базовый уровень, МО учителей истории и обществознания...

Рабочая программа учебного предмета «Обществознание»» для 10 - 11 класса. базовый уровень, МО учителей истории и обществознания

Рабочая программа учебного предмета «Обществознание»» для 10 - 11  класса. базовый уровень, МО учителей истории и обществознания...

Рабочая программа по предмету «Обществознание» для 10- 11 класса (базовый уровень)

Рабочая программа по предмету «Обществознание»  для 10- 11 класса (базовый  уровень)...

Адаптированная рабочая программа для обучающихся 6 классов по математике 204 часа на этапе основного общего образования (Федеральный базисный план) Базовый уровень 2018– 2019 учебный год

Рабочая программа по математике для 6 класса составлена на основе федерального компонента Государственного стандарта основного общего образования и ориентирована на использование линии УМК «Мате...

2018-2019 Рабочая программа по физике для 10-11 классов (базовый уровень)

Пояснительная  записка Изучение предмета «Физика» представляет собой неотъемлемое звено в системе непрерывного образования обучающихся.Рабочая программа  предназначена для п...

Рабочая программа по обществознанию для 10-11 класса профильный уровень 2018-2019 год.

программа по обществознанию для 10-11 класса профильный уровень...