Разработка открытого урока по учебной дисциплине "Обществознание" на тему "Девиантное поведение"
методическая разработка по обществознанию по теме
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_deviantnoe_povedenie_parhomenko.docx | 236.63 КБ |
deviantnoe_povedenie_-_29.05.2018.pptm | 2.22 МБ |
Предварительный просмотр:
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Саратовской области
"Саратовский политехнический колледж"
Методическая разработка урока
«Девиантное поведение»
Выполнила:
Пархоменко Ксения Владимировна,
Преподаватель общественных дисциплин
без квалификационной категории
Саратов 2018
Аннотация
В моей педагогической деятельности приоритетными направлениями обучения являются активные и интерактивные приемы и методы организации деятельности студентов на занятиях.
Методическая разработка представляет собой конспект урока по учебной дисциплине «Обществознание» по специальностям среднего профессионального образования, где данная дисциплина преподается в цикле общеобразовательных дисциплин.
Данная методическая разработка урока по теме «Девиантное поведение» предназначена для работы со студентами II курса, изучающими обществознание. Урок входит в комплекс занятий по теме раздела «Социальные отношения», который рассчитан на 5 часов аудиторных занятий и построен с применением здоровьесберегающих технологий.
Методическая разработка предназначена для преподавателей обществознания и рассчитана на обучающихся, изучающих обществознание в образовательных организациях.
Содержание
Список используемых источников 23
Технологическая карта урока 27
Введение
Принятие нового Закона об Образовании и внедрение Федеральных государственных образовательных стандартов обусловили те существенные изменения, которые происходят в настоящее время в российском образовании, в том числе и в системе среднего профессионального образования. В условиях реализации стандартов третьего поколения приоритетной задачей педагогов СПО становится формирование общих и профессиональных компетенций субъектов образовательного процесса через интеграцию современных педагогических и информационных технологий. Реализуя образовательную программу профессионального учебного заведения, важно координировать тематическое наполнение образовательных событий, мероприятий, рабочих программ с будущей специальностью выпускников.
Современные требования к профессиональной подготовке выпускаемых специалистов определяют ряд задач, стоящих перед преподавателями средних специальных учебных заведений. Формирование профессиональных качеств начинаются с первого года обучения. Способствовать их формированию и развитию - первоочередная задача преподавателя общественных дисциплин. Исходя из этого очень важно на уроках и во внеурочное время знакомить студентов с особенностями будущей профессии, способствовать его ориентации в незнакомой среде, прививать любовь к избранной специальности, развивать коммуникативные навыки общения. Воспитанию профессионала способствует систематическая и целенаправленная работа педагогического коллектива по разъяснению сущности и значения будущей специальности. Специальность контролера станочных и слесарных работ неразрывно связаны с правилами поведения в коллективе и обществе.
Знакомство обучающихся с социальным поведением и контролем расширяет общий кругозор, способствует усвоению правил поведений, развитию профессиональных качеств и формированию навыков здорового образа жизни.
Несмотря на многообразие новейших педагогических технологий в системе образования, которые направлены на реализацию личностно-ориентированного подхода, я отдаю предпочтение игровым методам обучения. Игра является действительным инструментом преподавания, который активизирует мыслительную деятельность студентов, позволяет сделать учебный процесс привлекательным и интересным. Игра так же является одним из методов, который стимулирует учебно-познавательную деятельность и позволяет использовать все уровни усвоения знаний. Целью обучения обществознанию является обучение основным видам деятельности: воспитанию гражданственности, социальной ответственности, правового самосознания, патриотизма, приверженности конституционным принципам Российской Федерации.
В данной методической разработке показано, как можно познакомить с новым материалом с применением игровых методов обучения и мультимедийных технологий. На уроке преподаватель использует специально разработанную презентацию, в которой содержатся определенного рода задания, посвященные теме «Девиантное поведение». В результате проведения данного урока студенты знакомятся с новыми знаниями о поведении людей в обществе, повторяют социальные нормы.
Характеристика темы
Содержание рабочей программы по учебной дисциплине «Обществознание» по специальности 15.01.29 «Контролер станочных и слесарных работ» (базовая подготовка) рассчитано на 171 аудиторных часов. Данная тема «Девиантное поведение» связана с повседневной жизнью, с профессией студентов, поэтому является актуальной. Она входит в раздел: «Социальные отношения» и пересекается с темами: «Социальный контроль», «Социальный конфликт», «Традиции и обычаи». Содержание материала позволяет развить речевые способности студентов, формируется умение отвечать на вопросы преподавателя и собеседника, умение составлять высказывание по поставленным вопросам.
Тема 4.2.2 | Содержание учебного материала: Повторение материала по теме «Социальные нормы» | Количество часов | Уровень усвоения | |
Девиантное поведение | 1 | Девиантное поведение, его формы, проявление. Профилактика негативных форм девиантного поведения среди молодежи. Социальная и личностная значимость здорового образа жизни. | 5 | 2 |
2 | Практические занятия: Анализ материалов СМИ о наркомании, алкоголизме, преступности. | |||
3 | Проект решения актуальных социальных проблем. | |||
Самостоятельная работа: Выполнение индивидуальных заданий по теме: «Социальные нормы и девиантное поведение». |
Планируемые результаты:
Предметные:
− владение умениями выявлять причинно-следственные, функциональные, иерархические и другие связи социальных объектов и процессов;
− сформированность представлений об основных тенденциях и возможных перспективах развития мирового сообщества в глобальном мире;
− сформированность представлений о методах познания социальных явлений и процессов;
− владение умениями применять полученные знания в повседневной жизни, прогнозировать последствия принимаемых решений;
− сформированность навыков оценивания социальной информации, умений поиска информации в источниках различного типа для реконструкции недостающих звеньев с целью объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов общественного развития.
Метапредметные:
- формирование и развитие навыков работы самостоятельно;
- формирование навыков работы в малых группах;
- освоение универсальных учебных действий (УУД)
- умение самостоятельно ставить учебные и познавательные задачи (определять цели и задачи урока), исходя из поставленной преподавателем проблемной ситуации;
- овладение основами принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной деятельности, владение основами рефлексии;
- развитие умения взаимодействовать с окружающими;
- умение устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение и выводы;
- развитие коммуникативных способностей;
- умение организовывать сотрудничество и совместную деятельность с преподавателем и со сверстниками, распределять функции и роли участников, взаимодействовать и находить общие способы работы, умение работать в группе, находить общее решение, слушать партнера;
- умение адекватно и осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, умение планировать свое речевое поведение;
- развитие коммуникативной компетенции, включая умение взаимодействовать с окружающими, выполняя разные социальные роли;
- осуществление регулятивных действий самонаблюдения, самоконтроля;
Личностные:
− сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития общественной науки и практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;
− толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, учитывая позиции всех участников, находить общие цели и сотрудничать для их достижения; эффективно разрешать конфликты;
− готовность и способность к саморазвитию и самовоспитанию в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества, к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;
− осознанное отношение к профессиональной деятельности как возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем;
- формирование умений речевого этикета в новых социальных ролях: роли гостя и хозяина (за столом);
- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками и взрослыми, в межкультурной и межэтнической коммуникации.
Основные инновационные технологии и их элементы, используемые на уроке:
1.Технология проблемного обучения
2.Технология проектного обучения
3.Технология личностно-ориентированного обучения
В качестве наглядного примера по организации деятельности студентов предложен на рассмотрение план занятия по заявленной теме, содержание которого разработано в соответствии с новой типологией уроков ФГОС.
Памятка по проведению урока
1. Необходимо зайти в аудиторию, где будет проходить урок, за 5-10 минут до его начала. Осмотрите её, убедитесь, что всё готово к уроку: санитарное состояние аудитории, красиво ли расставлена мебель, чиста ли доска, на месте ли все наглядные пособия. Подготовьте и проверьте все используемое оборудование на уроке. Не превращайте этот элемент урока в пустую формальность.
2. Старайтесь показать студентам красоту и привлекательность организационного начала урока.
3. Не тратьте время на поиски страницы вашего предмета в классном журнале. Это можно сделать до начала урока.
4. Начинайте урок энергично. Увлекайте студентов интересным содержанием материала, следите, все ли студенты способны работать в заданном темпе, помогите слабым поверить в свои силы. Держите в поле зрения всю аудиторию. Предотвращайте попытки нарушить рабочий порядок.
5. Держите себя на уроке с достоинством, серьезно, не допускайте ненужных шуток и острот.
6. Ведите себя спокойно, не нервничайте, не возбуждайте группу резкими замечаниями или окриками. Для поддержания дисциплины отдельных студентов достаточно пристального взгляда или спокойного замечания без раздражения или без повышения голоса. Помните, лучшее замечание – это замечание без слов: недоуменный или удивленный взгляд, пауза в рассказе.
7. Во время урока стойте лицом к аудитории, чтобы вас студенты видели и осознавали, что они всегда находятся под наблюдением преподавателя. Это обеспечивает необходимый деловой контакт между преподавателем и группой.
8. Не делайте общих замечаний. На них,как правило, никто не реагирует. Замечания должны быть адресованы конкретным нарушителям дисциплины. Не делайте частых замечаний. К ним студенты адаптируются. Лучше смените вид деятельности на уроке, например, дайте какое-нибудь самостоятельное задание, а в это время скорректируйте свою дальнейшую работу на уроке.
9. Не допускайте неловких и смешных поз, не расхаживайте непрерывно перед аудиторией, не поворачивайтесь спиной к студентам.
10. Излагая материал, не отводите своего взгляда в сторону, а внимательно смотрите на них, наблюдая за их работой и поведением.
11. Ведите преподавание культурно-всегда пользуйтесь указкой, не стирайте с доски мел рукой и следите за тем, чтобы студенты тоже не вытирали доску руками. Своим поведением и внешним видом преподаватель должен служить примером для обучающихся. Будьте всегда опрятны, скромно и строго одеты.
12. Не допускайте фамильярности во взаимоотношениях со студентами, стремитесь к установлению взаимоотношений, основанных на доверии и уважении.
13. Следите за своими действиями и старайтесь не допускать ошибок, а если сделали ошибку, то не стыдитесь сознаться в этом и немедленно исправьте её.
14. Не оставляйте без реагирования ни одного нарушения дисциплины. Продуманно подходите к выбору и принятию мер по каждому проступку. Нельзя делать замечания безразличным тоном или небрежно.
15. Умейте придавать голосу нужные интонации.
16. Для укрепления дисциплины желательно продумать задания для студентов, заставляющие их «браться за ручку» и делать записи в тетрадях. В эти моменты студент сосредотачивает внимание на содержании урока.
План урока
обществознанияв группе второго курса по теме «Девиантное поведение»
Автор: | Пархоменко Ксения Владимировна, преподаватель общественных дисциплин ГАПОУ СО«Саратовский политехнический колледж» |
Тема, группа: | «Девиантное поведение» |
Тип: | Урок открытия новых знаний |
Характеристика: | Группа второго курса колледжа со средним показателем качества знаний |
Раздел: | Социальные отношения |
Цель: сформировать представление об отклоняющемся поведении, проанализировать причины девиантного поведения, описать последствия наиболее опасных форм отклоняющегося поведения.
Задачи:
Обучающие: усвоение новых знаний на основе имеющихся, самостоятельное добывание новых знаний. Закрепление практических умений и навыков.
Развивающие: развитие умений анализировать, сопоставлять, делать выводы; умений, необходимых для применения полученных знаний при решении практических задач.
Воспитательные: формирование навыков социального поведения, профилактика опасных форм отклоняющегося поведения, популяризировать здоровье сберегающие технологии.
Методы: проблемно-поисковый, коммуникативный.
Форма проведения занятия: работа в малых группах.
Методическое обеспечение: доска, раздаточный материал, компьютер.
Учебники:
1. Боголюбов Л.Н. и др. Обществознание. 10 класс. Базовый уровень.— М., 2015.
2. Боголюбов Л.Н. и др. Обществознание. 11 класс. Базовый уровень.— М., 2015.
3. Важенин А.Г. Обществознание для профессий и специальностей технического, естественнонаучного, гуманитарного профилей: учебник. — М., 2017.
4. Северинов К.М. Обществознание в схемах и таблицах. — М., 2016.
Ход урока
Организационный момент. Приветствие. Проверка явки студентов.
«Я не хочу и не могу верить, чтобы зло было нормальным состоянием людей»
(Ф.М. Достоевский)
Ребята, скажите, о чем эта цитата?
1.Мотивирование к учебной деятельности.
Демонстрируется видеоролик (слайды) с отличающимся поведением: белая ворона.
Преподаватель предлагает студентам установить связь между изображением на слайде и темой урока.
Даётся подсказка в виде притчи:
«Представьте, что за окном солнечное лето. И самая обычная черная ворона отложила в своём гнезде самые обычные яйца. Через несколько недель из них вылупились самые обычные птенцы черного цвета. Но один птенец был не такой как все, он был белого цвета. Черные подсмеивались над ним и не хотели с ним дружить. Став старше, «белая ворона» понимала, что с ней не очень-то хотят дружить и не навязывала другим своего общества. Она жила уединенно, но, как, ни странно, совершенно, не тяготилась своим уединением, и это тоже отталкивало других ворон, которые привыкли жить стаями.
Отсюда и появилось выражение «Белая ворона» - это метафора, используемая для обозначения лица, имеющего поведение или систему ценностей, отличные от других лиц своей общности».
Студенты формулируют тему урока и записывают её в опорный конспект, отвечают устно на поставленные вопросы.
Скажите, является ли поведение белой вороны социальным?
Вспомните, как называется такое поведение?
Как вы думаете, о чем пойдет речь на сегодняшнем уроке?
Тема урока «Отклоняющееся или девиантное поведение».
2.Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии.
Проверка домашнего задания.
Студенты отвечают на поставленные вопросы:
Что такое норма? (лат. norma– правило, образец, эталон)
Дайте определение социальной нормы. (Социальная норма – установленное в обществе правило поведения, регулирующее отношения между людьми, общественную жизнь)
Какими методами регулируются социальные нормы? (запрет - указание на действия, которые не следует совершать; дозволение – указание на варианты поведения, которые желательны, но не обязательны; предписание – указание на требуемое действие.)
Задание №1. (Приложение №1) Составьте в тетради кластер или схему. Какие социальные нормы пронизывают нашу жизнь? Дайте им определения.
Эстетические нормы Эксцентричное поведение
Моральные нормы Социальные нормы традиции
правовые нормы политические нормы религиозные нормы обычаи
Эталон ответа.
Обычаи – одобренные обществом массовые образцы действий, которые рекомендуется выполнять.
Традиции – ценности, нормы, общественные установки, унаследованные от предшественников.
Религиозные нормы – соблюдение религиозных норм поддерживается моральным сознанием верующих и религиозной верой в неизбежность кары за грехи – отступление от этих норм.
Правовые нормы – знание законов.
Политические нормы – правила поведения, регулирующие политическую деятельность, которые находят отражение в законах, международных договорах, политических принципах, моральных нормах.
Эстетические нормы – закрепляют представления о прекрасном и безобразном не только в художественном творчестве, но и в поведении людей.
Правила этикета – правила поведения, касающиеся внешнего проявления отношения к людям (обхождение с окружающими, форма общения и приветствий, поведение в общественных местах и др.).
Мода - кратковременная форма массового поведения, возникающая стихийно под влиянием формирующих в данный период и в данном обществе настроений, вкусов, увлечений.
Эксцентричное поведение – человек, который удивляет других людей своим странным поведением.
Почему люди часто ведут себя не так как принято в обществе? (Люди ведут себя не столько в соответствии с расчетом собственной выгоды, сколько под влиянием эмоций, страхов, стереотипов и предрассудков)
3.Выявление места и причины затруднения
После выполнения задания ребята проводят проверку, сравнивая результат с эталоном на слайде. У кого возникли затруднения? (Идет обсуждение)
4.Целеполагание и построение проекта
Преподаватель предлагает студентам найти пути решения выявленной проблемы. Поступают следующие предложения от студентов:
- познакомиться с новыми знаниями по теме;
- научиться применять эти знания и определения в соответствующих жизненных ситуациях.
Преподаватель вместе со студентами формулирует цель урока: сформировать представление об отклоняющемся поведении, проанализировать причины девиантного поведения, описать последствия наиболее опасных форм отклоняющегося поведения.
Преподаватель предлагает провести урок в форме работы в малых группах.
Далее определяется алгоритм (последовательность действий) выхода из затруднительной ситуации:
- определить понятие девиантного поведения;
- выявить причины девиантного поведения;
- разобрать виды и типы девиантного поведения.
5. Реализация построенного проекта.
Преподаватель говорит о том, что в ходе работы необходима новая информация, которая относится к правилам поведения и обращает внимание на раздаточный материал, в котором имеются изображения.
Этап применения знаний и способов действий. Преподаватель говорит о том, что в ходе работы может понадобиться понятие и определение причин девиантного поведения.
Студенты записывают определение в конспект (технологическую карту):
Девиация (от лат. deviatio – отклонение в поведении) поведение, которое не согласуется с общественными нормами.
«Причины девиантного поведения некоторые теории объясняют с точки зрения биологических, психологических, социологических.
Биологический подход указывает на врожденную предрасположенность человека к совершению девиантных поступков (рождение талантливого ребенка, сейчас появились такие конкурсы талантливых детей, как «Синяя Птица», «Лучше всех» и др.). Психологический – объясняет девиантное поведение различными отклонениями в психическом развитии (рождение детей с умственными дефектами, которые приводят к слабоумию, психопатии). Социологический – учитывает влияние социальных и культурных факторов (незнание законов населением, конфликты между господствующей культурой и субкультурой, в обществе появляются, особенно в молодежной среде, скинхеды, готы, хиппи, панки).
Далее студентам, которые разделены на две группы, предлагается выполнить проект (Приложение №2): Составьте изображение элементов девиантного поведения, используя карточки и клей. Определите, что явилось причиной девиантного поведения.
Результат оформляется на листе А-3, после чего составляют личное отношение к изображаемому поведению.
1 группа:
2 группа
Результат проверяют на слайде презентации.
На данном этапе урока проводится первичное закрепление знаний.
Для закрепления новых знаний - выполнение письменного задания (Приложение №3): Выполните тестовое задание:
А1. Какой из приведенных примеров отклоняющегося поведения нарушает правовые нормы
1) знакомый стал фанатом хоккейной команды
2) ученики шумно ведут себя на уроке
3) чиновник вымогает взятку
4) сосед стал активистом оппозиционной политической партии
А2. Какой из примеров отклоняющегося поведения заслуживает осуждения?
1) увлечение историей рок-группы
2) чрезмерное потребление спиртных напитков
3) увлечение массовыми историческими играми
4) посещение митинга, участники которого протестуют против политики правительства
A3. Верно ли, что:
а) наркомания — это проблема, касающаяся только западных стран;
б) нельзя считать наркоманию отклоняющимся поведением, так как наркоман остается гражданином страны?
1) верно только а 2) верно только б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны
А4. Верно ли, что:
а) причиной отклоняющегося поведения служит нежелание отставать от других членов привлекательной для подростка группы;
б) причиной отклоняющегося поведения может быть следование социальным нормам?
1) верно только а 2) верно только б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны
В1. Что из перечисленного соответствует примерам с нейтральным отклоняющимся поведением?
1) человек, выкрасивший волосы в ярко-зеленый цвет
2) пьющие родители, переставшие заботиться о детях
3) студент, начавший употреблять наркотики
4) человек, решивший посвятить свою жизнь религии
5) солдат, совершивший героический поступок
6) школьник, собирающий коллекцию минералов
Результат проверяют на слайде презентации.
Эталон ответа:
А1. 3
А2. 2
А3. 4
А4. 1
В1. 1,4,6
6. Учебно-информационный этап
«Поведение человека в обществе может носить девиантный характер. Это поведение уголовно ненаказуемое (безбилетный проезд, нарушение правил дорожного движения, сквернословие, нецензурная брань в общественных местах и т.д.).
Особую опасность составляют преступные деяния (делинквентное поведение), которые наносят вред человеку, обществу, государству, что влечет уголовную ответственность (убийство человека, кража, изнасилование, причинение тяжкого вреда здоровью и т.д.).
Выполнение задания: Соотнесите, к какому типу относится девиантное поведение.
Первая команда: Привести примеры позитивного поведения, которые важны в жизни каждого человека.
Вторая команда: Привести примеры негативного проявления, которые наносят вред и самому человеку и окружающим людям.
Положительные причины | Негативное проявление |
Героизм Пьянство Наркомания Самопожертвование Преступность Творчество Трудолюбие Суицид Талант Игровая зависимость Правонарушение Гениальность Сквернословие Психические отклонения Спортивные рекорды |
Проверка с эталоном ответа (в презентации).
Нормальному функционированию общества и установлению в нем порядка способствует социальный контроль, который обеспечивает взаимодействие элементов составляющих общество, посредством нормативного регулирования – социальных санкций. Они могут выражаться в виде поощрения (позитивная санкция) или в виде наказания (негативная санкция).
Студенты отвечают на поставленные вопросы:
Что такое санкции? (Это меры, которые вводит общество в отношении лиц с отклоняющимся поведением/ любая реакция общества на поведение человека или группы)
Приведите пример позитивной санкции. (Вручается медаль, памятный подарок, повышение в должности, грамоты студентам и т.д.)
Приведите пример негативной санкции. (Штраф, лишение свободы, чина, званий, наград, увольнение).
«Социальный контроль связан с социализацией, в ходе которой люди видят образцы поведения. Часто человек не задумывается о своем поведении, т.к. делает он это на уровне привычки. Он сам отбирает для себя образцы поведения, соответствующие общепринятым нормам. Кроме этого, человек, включенный в ту или иную группу, может испытывать на себе ее воздействие и, в связи с этим не позволяет себе совершать девиантные поступки. Такая система внутреннего контроля индивида называется самоконтроль (совесть).
Самой податливой к девиации группой является молодежь. Сегодня в нашей стране проводится «молодежная политика», где целью является развитие и реализация потенциала молодежи в интересах России. Проводятся конкурсы профессионального мастерства («Лидеры России»), проект «WorldSkills». Все эти конкурсы способствуют повышению престижа рабочих профессий, обновлению кадрового состава высшего эшелона государственной власти.
7 мая 2018 года президент В.В.Путин, впервые пригласил на инаугурацию волонтеров, которые помогали ему в предвыборной кампании, ведь 2018 год объявлен годом волонтеров. Так же ведется пропаганда здорового образа жизни, проводят меры по организации досуга молодежи.
Отсутствие отклонений в поведении индивидуумов способствует становлению в обществе социального порядка».
7. Этап включения в систему знаний и повторение.
Просмотр видеоролика «Философия жизни», где необходимо определить общечеловеческие ценности. (Это все хорошее, полезное, нужное, чем можно гордиться, что можно передать из поколения в поколение. Это и хорошие привычки. А вот от вредных надо избавляться)
Студенты отвечают на поставленные вопросы:
А чем полна ваша жизнь?
Чему вы отдаете предпочтение?
Что вам нравится, а что нет?
Есть ли у вас вредные привычки?
Хотите ли вы от них избавиться?
«Вы должны помнить: хорошие, а особенно плохие привычки имеют долгую память. Делайте из этого правильный вывод.
Мне очень хочется, чтобы каждый из вас постарался не допускать негативных девиаций в своем поведении и тем самым изменил мир в лучшую сторону. У каждого человека есть выбор делать добро или зло. Закончить урок я бы хотела словами Евгения Евтушенко:
Пусть нам не дано
Изменить все немедля,
как хочется, –
Когда изменяемся мы,
Изменяется мир»
8. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог урока)
Подведение итогов, выставление оценок, домашнее задание.
Д/з: §16 стр. 176-183, ответить на вопросы, подготовить сообщение по теме: «Волонтерское движение в России». (как пример позитивного отклоняющегося поведения).
Рефлексия.
Преподаватель просит студентов оценить результативность урока.
«Понравился ли вам урок? Кому понравился - поднимают карточку с лайком, кого заставила задуматься тема урока - карточку с знаком вопроса, кому не понравился урок-карточку с дизлайком».
Заключение
В наше время современное обучение направлено на поиск различной методики, новых форм и приемов обучения, которые бы помогли не только качественно обучить, но в первую очередь, развить потенциал личности. На сегодняшний день у молодежи размыто представление о добре и зле, от сюда - нарушения дисциплины, падение интереса к учебному процессу, конфликты.
На изучения темы «Девиантное поведение» отводится всего пять часов, и чтобы повысить эффективность восприятия материала, студенты вовлекаются в самостоятельную внеаудиторную работу по поиску информации на тему «Социальные нормы и девиантное поведение».
Результаты поиска представляются в форме отчета. Таким образом, идет частичное опережающее самообучение и подготовка почвы для восприятия основных теоретических положений темы.
При изучении материала темы используется комплекс технических и методических средств обучения, таких как электронные презентации, плакатные и дидактические средства, тестовый контроль знаний.
Половина аудиторного времени отводится на выработку у студентов умений культуры слушания, владения приемами творческой переработки информации, рационального использования времени, анализа и обобщения полученных знаний, применения их в незнакомой ситуации (решение ситуационной проблемной задачи).
В результате изучения данной темы студенты приобретают не только навыки самостоятельной деятельностной работы и самовоспитания, но и глубоко понимают взаимосвязь теоретического и практического обучения.
Список используемых источников
1. Боголюбов Л.Н. и др. Обществознание. 10 класс. Базовый уровень.— М., 2015.
2. Боголюбов Л.Н. и др. Обществознание. 11 класс. Базовый уровень.— М., 2015.
3. Баранов П.А. Обществознание в таблицах. 10—11 класс. — М., 2016.
4. Баранов П.А., Шевченко С.В. ЕГЭ 2015. Обществознание. Тренировочные задания. — М.,2015.
5. Важенин А.Г. Обществознание для профессий и специальностей технического, естественнонаучного, гуманитарного профилей: учебник. — М., 2017.
6. Важенин А.Г. Обществознание для профессий и специальностей технического, естественнонаучного, гуманитарного профилей. Практикум. — М., 2017.
7. Важенин А.Г. Обществознание для профессий и специальностей технического, естественнонаучного, гуманитарного профилей. Контрольные задания. — М., 2017.
8. Воронцов А.В., Королева Г.Э., Наумов С.А. и др. Обществознание. 11 класс. Базовый уровень. — М., 2016.
9. Горелов А.А., Горелова Т.А. Обществознание для профессий и специальностей социально-экономического профиля. — М., 2016.
10. Горелов А.А., Горелова Т.А. Обществознание для профессий и специальностей социально-экономического профиля. Практикум. — М., 2016.
11. Котова О.А., Лискова Т.Е. ЕГЭ 2015. Обществознание. Репетиционные варианты. — М., 2015.
12. Лазебникова А.Ю., Рутковская Е.Л., Королькова Е.С. ЕГЭ 2015. Обществознание. Типовые тестовые задания. — М., 2016.
13. Северинов К.М. Обществознание в схемах и таблицах. — М., 2016.
14. Соболева О.Б., Барабанов В.В., Кошкина С.Г. и др. Обществознание. 10 класс. Базовый уровень. — М., 2015.
Интернет-ресурсы:
Приложение№1.
Задание
Составьте в тетради кластер или схему. Какие социальные нормы пронизывают нашу жизнь? Дайте им определения.
Эстетические нормы Эксцентричное поведение
Моральные нормы Социальные нормы традиции
правовые нормы политические нормы религиозные нормы обычаи
Приложение№2
Проект
Составьте изображение элементов девиантного поведения, используя карточки и клей. Определите, что явилось причиной девиантного поведения проявленное на изображении.
Результат оформляется на листе А-3, после чего составляют личное отношение к изображаемому поведению.
1 группа:
2 группа
Приложение№3
Задание Выполните тестирование.
А1. Какой из приведенных примеров отклоняющегося поведения нарушает правовые нормы:
1) знакомый стал фанатом хоккейной команды;
2) ученики шумно ведут себя на уроке;
3) чиновник вымогает взятку;
4) сосед стал активистом оппозиционной политической партии.
А2. Какой из примеров отклоняющегося поведения заслуживает осуждения?
1) увлечение историей рок-группы;
2) чрезмерное потребление спиртных напитков;
3) увлечение массовыми историческими играми;
4) посещение митинга, участники которого протестуют против политики правительства.
A3. Верно ли, что:
а) наркомания — это проблема, касающаяся только западных стран;
б) нельзя считать наркоманию отклоняющимся поведением, так как наркоман остается гражданином страны?
1) верно только а
2) верно только б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны.
А4. Верно ли, что:
а) причиной отклоняющегося поведения служит нежелание отставать от других членов привлекательной для подростка группы;
б) причиной отклоняющегося поведения может быть следование социальным нормам?
1) верно только а
2) верно только б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны.
В1. Что из перечисленного соответствует примерам с нейтральным отклоняющимся поведением?
1) человек, выкрасивший волосы в ярко-зеленый цвет;
2) пьющие родители, переставшие заботиться о детях;
3) студент, начавший употреблять наркотики;
4) человек, решивший посвятить свою жизнь религии;
5) солдат, совершивший героический поступок;
6) школьник, собирающий коллекцию минералов.
Приложение№4
Задание. Соотнесите к какому типу относится девиантное поведение.
Первая команда:
Привести примеры позитивного поведения, которые важны в жизни каждого человека.
Вторая команда:
Привести примеры негативного проявления, которые наносят вред и самому человеку и окружающим людям.
Положительные причины | Негативное проявление |
Героизм Пьянство Наркомания Самопожертвование Преступность Творчество Трудолюбие Суицид Талант Игровая зависимость Правонарушение Гениальность Сквернословие Психические отклонения Спортивные рекорды |
Задание. Просмотр видеоролика «Философия жизни». Определить общечеловеческие ценности.
Студенты отвечают на поставленные вопросы:
А чем полна ваша жизнь?
Чему вы отдаете предпочтение?
Что вам нравится, а что нет?
Есть ли у вас вредные привычки?
Хотите ли вы от них избавиться?
Технологическая карта урока
Тема урока «Девиантное поведение»
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
«Я не хочу и не могу верить, чтобы зло было нормальным состоянием людей» (Ф.М. Достоевский) )
«Белая ворона» - это метафора, используемая для обозначения лица, имеющего поведение или систему ценностей, отличные от других лиц своей общности.
Девиантное поведение
Проверка домашнего задания по теме «Социальные нормы» Что такое норма? Что такое социальная норма? Какими методами регулируются социальные нормы?
Политические нормы Политические нормы Религиозные нормы Этикет Эстетические нормы Перечислите виды социальных норм и дайте им объяснение Правовые нормы Обычаи Эксцентричное поведение Традиции Мода
Цель урока: Проанализировать причины и последствия девиантного поведения
План урока: Отклоняющееся поведение: А) Понятие девиантного поведения. Б) Причины девиантного поведения. В) Виды и типы девиантного поведения.
Девиация ( от лат. deviatio – отклонение в поведении ) поведение, которое не согласуется с общественными нормами. Понятие девиантного поведения
Причины девиантного поведения Биологическая теория Социологическая теория Психологическая теория Природная предрасположенность к нарушениям социальных норм Конфликт между господствующей культурой и субкультурой Неправильное развитие, воспитание, иная система ценностей, что закреплена нормами
Виды девиантного поведения Позитивное Негативное
Негативное отклоняющееся поведение правонарушения Алкоголизм, курение, наркомания преступления
Позитивное отклоняющееся поведение Улучшение общественных отношений Новаторство Проявление инициативы
Проект: Определите, что явилось причиной девиантного поведения 1 группа 2 группа
А1. Какой из приведенных примеров отклоняющегося поведения нарушает правовые нормы 1) знакомый стал фанатом хоккейной команды 2) ученики шумно ведут себя на уроке 3) чиновник вымогает взятку 4) сосед стал активистом оппозиционной политической партии А2. Какой из примеров отклоняющегося поведения заслуживает осуждения? 1) увлечение историей рок-группы 2) чрезмерное потребление спиртных напитков 3) увлечение массовыми историческими играми 4) посещение митинга, участники которого протестуют против политики правительства A3. Верно ли, что: а) наркомания — это проблема, касающаяся только западных стран; б) нельзя считать наркоманию отклоняющимся поведением, так как наркоман остается гражданином страны? 1) верно только а 2) верно только б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны А4. Верно ли, что: а) причиной отклоняющегося поведения служит нежелание отставать от других членов привлекательной для подростка группы; б) причиной отклоняющегося поведения может быть следование социальным нормам? 1) верно только а 2) верно только б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны В1. Что из перечисленного соответствует примерам с нейтральным отклоняющимся поведением? 1) человек, выкрасивший волосы в ярко-зеленый цвет 2) пьющие родители, переставшие заботиться о детях 3) студент, начавший употреблять наркотики 4) человек, решивший посвятить свою жизнь религии 5) солдат, совершивший героический поступок 6) школьник, собирающий коллекцию минералов Задание. Выполните тестовое задание
Эталон ответов А1. Какой из приведенных примеров отклоняющегося поведения нарушает правовые нормы 3) чиновник вымогает взятку В1. Что из перечисленного соответствует примерам с нейтральным отклоняющимся поведением? 1) человек, выкрасивший волосы в ярко-зеленый цвет 4) человек, решивший посвятить свою жизнь религии 6) школьник, собирающий коллекцию минералов А2. Какой из примеров отклоняющегося поведения заслуживает осуждения? 2) чрезмерное потребление спиртных напитков A3. Верно ли, что: а) наркомания — это проблема, касающаяся только западных стран; б) нельзя считать наркоманию отклоняющимся поведением, так как наркоман остается гражданином страны? 4) оба суждения неверны А4. Верно ли, что: а) причиной отклоняющегося поведения служит нежелание отставать от других членов привлекательной для подростка группы; б) причиной отклоняющегося поведения может быть следование социальным нормам? 1) верно только а
Девиантное – это поведение, уголовно ненаказуемое Делинквентное (лат. delictum – проступок) – преступление, влекущее уголовную ответственность Типы негативного отклоняющегося поведения
Первая группа: Привести примеры позитивного поведения, которые важны в жизни каждого человека. Вторая группа: Привести примеры негативного проявления, которые наносят вред и самому человеку и окружающим людям. Соотнесите к какому типу относится девиантное поведение
Эталон ответа Положительные примеры Негативные проявления Героизм Пьянство Самопожертвование Наркомания Творчество Преступность Трудолюбие Суицид Инициатива Игровая зависимость Талант Правонарушение Гениальность Сквернословие Спортивные рекорды Психические отклонения
Общественное мнение Самоконтроль Контроль девиантного поведения Социальные санкции Наказание Поощрение
Задание. Определите общечеловеческие ценности .
Д/ з : §16 стр. 176-183, ответить на вопросы, подготовить сообщение по теме: «Волонтерское движение в России», как пример позитивного отклоняющегося поведения. Домашнее задание
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка открытого урока по учебной дисциплине "Русский язык"
Методическая разработка открытого урока по учебной дисциплине "Русский язык" по теме "Синтаксис"....
Разработка открытого урока по теме программы: Виды жизненных ситуаций, теме урока: Модели и правила безопасного поведения в различных опасных и чрезвычайных ситуациях.
Появление данной разработки урока вызвано необходимостью усиления профилактических мероприятий, в связи с наступленоем пожароопасного сезона и резким изменением паводковой обстановки в Томской о...
Методическая разработка открытого урока по учебной практике ПМ 05 "Приготовление блюд из мяса и с/х птицы"
Методическая разработка открытого материала по ПМ 05 "Приготовление блюд из мяса и с/х птицы"...
Разработка открытого урока биологии в 8 классе и технологическая карта учащегося к уроку по теме: "Врожденные и приобретенные формы поведения"
Разработка урока и технологическая карта учащегося к уроку биологии в 8 классе по теме " Врожденные и преобретенные формы поведения"...
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ОТКРЫТОГО УРОКА ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ «Информатика и ИКТ»
Методическая разработка открытого урока по УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНе «Информатика и ИКТ» по теме «Компьютер как универсальное устройство для работы с информацией»М...
Методическая разработка открытого урока по учебной дисциплине «ОУД 01.01 РУССКИЙ ЯЗЫК»
Целью данного урока является повышение коммуникативной компетентности будущего специалиста гостиничного сервиса, что предполагает умение оптимально использовать средства языка при устном и письменном ...
Методическая разработка открытого урока по учебной дисциплине ОДБ. 01 Русский язык по теме «Сложносочиненные предложения»
Тема: Сложносочиненные предложения.Тип урока: комбинированныйФормы работы: фронтальная, индивидуальная, парная.Здоровьесберегающий компонент: профилактика умственного перенапряжения путём смены видов ...