Методическая разработка открытого урока по учебной дисциплине ОДБ. 01 Русский язык по теме «Сложносочиненные предложения»
план-конспект урока по русскому языку

Ивина Любовь Николаевна

Тема: Сложносочиненные предложения.

Тип урока: комбинированный

Формы работы: фронтальная, индивидуальная, парная.

Здоровьесберегающий компонент: профилактика умственного перенапряжения путём смены видов деятельности. Создание атмосферы психологического комфорта обучающихся на уроке.

Цель: углубить знания о сложносочиненном предложении; познакомить с делением сложносочинённого предложения на виды по средствам связи; формировать навык распознавания сложносочиненных   предложений; совершенствовать орфографические и пунктуационные умения и навыки обучающихся.

Задачи урока через планируемые результаты:

Личностные:

  • создание ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности;
  • создание условий для развития уважительного отношения обучающихся друг к другу;
  • уметь проводить самооценку на основе критерия успешности.

 Предметные:

  • знать отличительные признаки сложносочинённого предложения;
  • знать виды сложносочинённых предложений по средствам связи;
  • расставлять знаки препинания в предложениях.

Метапредметные:

Регулятивные:

  • формировать умение формулировать тему урока, цели урока, выводы о проделанной работе;
  • формировать умение принимать и сохранять учебную задачу;
  • оценивать правильность выполнения своих и чужих действий.

Коммуникативные:

  • развивать умение работать с информацией на уроке, связно излагать мысли;
  • сохранять и развивать умение сотрудничать с одногруппниками и преподавателем;
  • использовать речевые средства для решения коммуникативных задач.

Познавательные:

  • понимать и интегрировать информацию в имеющийся запас знаний, преобразовывать, структурировать и применять с учётом решаемых задач;
  • извлекать нужную информацию из источника, делать выводы.

Оборудование: учебник, перфокарты для словарного диктанта, карточки с заданиями, презентация по теме.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл slozhnosochinennye_predlozheniya.docx26.47 КБ
Файл moy_urok.pptx504.59 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство общего и профессионального образования

Ростовской области государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Ростовской области

«Торгово-промышленный техникум имени Л.Б. Ермина в г. Зверево»

         Методическая разработка открытого урока

по учебной дисциплине ОДБ. 01 Русский язык

    по теме «Сложносочиненные предложения»

Преподаватель: Ивина Любовь Николаевна

Зверево

Тема: Сложносочиненные предложения.

Тип урока: комбинированный

Формы работы: фронтальная, индивидуальная, парная.

Здоровьесберегающий компонент: профилактика умственного перенапряжения путём смены видов деятельности. Создание атмосферы психологического комфорта обучающихся на уроке.

Цель: углубить знания о сложносочиненном предложении; познакомить с делением сложносочинённого предложения на виды по средствам связи; формировать навык распознавания сложносочиненных   предложений; совершенствовать орфографические и пунктуационные умения и навыки обучающихся.

Задачи урока через планируемые результаты:

Личностные:

  • создание ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности;
  • создание условий для развития уважительного отношения обучающихся друг к другу;
  • уметь проводить самооценку на основе критерия успешности.

 Предметные:

  • знать отличительные признаки сложносочинённого предложения;
  • знать виды сложносочинённых предложений по средствам связи;
  • расставлять знаки препинания в предложениях.

Метапредметные:

Регулятивные:

  • формировать умение формулировать тему урока, цели урока, выводы о проделанной работе;
  • формировать умение принимать и сохранять учебную задачу;
  • оценивать правильность выполнения своих и чужих действий.

Коммуникативные:

  • развивать умение работать с информацией на уроке, связно излагать мысли;
  • сохранять и развивать умение сотрудничать с одногруппниками и преподавателем;
  • использовать речевые средства для решения коммуникативных задач.

Познавательные:

  • понимать и интегрировать информацию в имеющийся запас знаний, преобразовывать, структурировать и применять с учётом решаемых задач;
  • извлекать нужную информацию из источника, делать выводы.

Оборудование: учебник, перфокарты для словарного диктанта, карточки с заданиями, презентация по теме.

Этапы

Деятельность преподавателя

Деятельность обучающегося

1.Организационный момент.

Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности

-Улыбнитесь! Даже если на сердце темно

И мешают в дороге ошибки,

Посмотрите, заглянул теплый день к нам в окно,

Разве это не стоит улыбки?

2.Постановка цели урока

- Запишите в тетрадь предложение и определите вид этого предложения:

 В здании человеческого счастья дружба возводит стены, а любовь образует купол.

- Какие предложения мы сегодня будем рассматривать? Определите тему урока.

-Определите цель урока.

1.Углубить знания о ________(сложносочиненном предложении)

2.Научиться определять __________________(строение) сложносочиненных предложений.

3. Научиться выявлять _______________________(средства связи) между частями сложносочиненного предложения.

Записывают число, предложение, определяют вид предложение.

Учащиеся формулируют тему урока.

Учащиеся дополняют предложения.

3.Словарный диктант (перфокарты)

- Вставьте в окошки перфокарты пропущенные буквы.

Пр...дажа

П..купатель

Ассртимент

Трминал

Твародвижение

Упковка

Спорттвары

Млоко

Кнтролер

Крамика

Хлодильник

Кнцелярия

Сртификат

Прянсти

Рклама

Дгустация

Кнфеты

Макроны

Кпчености

Клбаса

Кнсервы

- Взаимопроверка словарного диктанта.

Оценка «5» — за диктант, в котором нет ошибок.

Оценка «4» — если допущены 1-2 ошибки.

Оценка; «3» — если допущены 3-4 ошибки.

Оценка «2» — если допущено до 7 ошибок.

продажа

покупатель

ассортимент

терминал

товародвижение

упаковка

спорттовары

молоко

контролер

керамика

холодильник

канцелярия

сертификат

пряности

реклама

дегустация

конфеты

макароны

копчености

колбаса

консервы

Учащиеся заполняют перфокарты.

Учащиеся проверяют словарный диктант. Выставляют оценки.

4.Актуализация имеющихся знаний (фронтальный опрос)

Фронтальный опрос.

- Что мы называем предложением?

- По количеству грамматических основ предложения делятся на …  

- Какие предложения называются сложными?

- Назовите способы связи простых предложений в сложные предложения.

- На какие типы в зависимости от способа связи делятся сложные предложения?

- На какие типы делятся союзные сложные предложения?

Обучающиеся отвечают на вопросы.

- Синтаксическая единица, состоящая из одного или нескольких слов и характеризующаяся интонационной и смысловой законченностью.

- Простые и сложные

- Сложные предложения – это предложения, состоящие из двух или более грамматических основ (простых предложений).

- Существует два способа связи простых предложений в составе сложного:1)интонация и 2)союзы.

- Сложные предложения делятся на 1)союзные  и 2)бессоюзные

- Союзные предложения делятся на 1)сложносочиненные и 2)сложноподчиненные.

5. Решение учебной задачи. Открытие новых знаний. Работа с учебником.

- Перепишите предложения, расставьте знаки препинания, вставьте пропущенные буквы, объясните написание. Подчеркните главные члены предложений. Начертите схему предложений

1) Дни были невыносимо жаркие, г..рячие, но в небольшом дубовом лесочке стояла живительная свежесть. 2) Из чащобы на опушку выск..чил заяц, и он потихоньку стал проб..раться от деревца к деревцу. 3) Проводник поставил палатку, разл..жил костёр, а остальные тоже приготовились к ночлегу. 

- Определите, какие это предложения. Почему вы решили, что это сложносочиненные предложения?

- Определите строение ССП предложений.

- Сформулируйте понятие ССП. (работа с учебником)

- На какие разряды делятся сочинительные союзы? Пользуясь материалом учебника стр.. определите, что обозначают соединительные, разделительные  и противительные союзы в предложениях, заполним таблицу.

Разряды союзов

Наиболее употребительные сочинительные союзы

Что обозначают

соединительные

И; да (и); тоже; ни..., ни...; не только, но и...; не столько..., сколько..

Явления, происходящие одновременно или последовательно

разделительные

То..., то...; не то..., не то...; или; либо

Явления, которые чередуются или одно исключает другое        

противительные

А; но; да (но); однако; же; зато

Одно явление противопоставляется другому                                

- Давайте определим средства связи простых предложений  в СПП.

По 1 обучающемуся  работают у доски.

Отвечают на вопросы.

Предложения состоят из двух и более частей, части в ССП равноправны и связаны с помощью сочинительных союзов

Работа с учебником, заполнение таблицы.

Рассматривают  предложения, с которыми работали ранее.

6. Первичное закрепление. (фронтальная работа)

- Прочитайте  предложения,  определите  средства связи частей в ССП.

1)Открыли дверь, и в кухню паром вкатился воздух со двора (Паустовский) (соединительные)

2)Утром прошёл дождь, зато сейчас над нами блистало чистое небо (Паустовский) (разделительные)

3) Не то он завидовал Наталье, не то он сожалел о ней (Тургенев) (противительные)

- Составьте из простых предложений сложносочинённые.

1.Все были рады. Мне было грустно.

2.Сад опустел. Несколько девушек задержались в яблоневой аллее.

3.В доме все легли спать. В одном окошке горел свет.

4.Друзья опоздали в кино. Они весело провели время.

1.Все были рады, а мне было грустно.

2. Сад опустел, но несколько девушек задержались в яблоневой аллее.

3. В доме все легли спать, однако в одном окошке горел свет.

4. Друзья опоздали в кино, зато они весело провели время.

Читают предложения, определяют средства связи частей в СПП.

Из простых предложений составляю сложносочинённые.

7. Закрепление материала Самостоятельная работа

Определить вид сложносочинённого предложения, расставить знаки препинания, нарисовать схемы.

1. Вот идет Ермил к лошади, а лошадь от него таращится, храпит, головой трясет…

 2. То слишком морозит, то моросит дождь.

3. Тут раздался лёгкий свист, и Дубровский умолк.

4. Не то тучи разойдутся, не то гроза нас всё-таки обойдёт.

5. Песня над домом смолкла, зато над прудом соловей заводил свою.

Обучающиеся работают самостоятельно (записывают предложения, определяют вид, расставляют знаки препинания, рисуют схемы

8. Подведение итогов урока. Выставление отметок.

- Наш урок подходит к концу. Давайте вместе выясним, что же мы теперь знаем о ССП?

9.Задание на дом (творческое)

Просмотр видеоролика.

Написать минисочинение «Счастье – это просто!» использую ССП.

Смотрят видеоролик.

Записывают домашнее задание.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Методическая разработка открытого урока по учебной дисциплине ОДБ.01 Русский язык по теме « Сложносочиненные предложения» Преподаватель: Ивина Любовь Николаевна

Слайд 2

В здании человеческого счастья дружба возводит стены, а любовь образует купол. Четырнадцатое ноября

Слайд 3

Тема: Сложносочиненные предложения Цель урока Углубить знания о сложносочиненном предложении Научиться определять строение сложносочиненных предложений Научиться выявлять средства связи между частями сложносочиненного предложения.

Слайд 4

Словарный диктант Пр ... дажа П .. купатель Асс … ртимент Т … рминал Т … вародвижение Уп … ковка Спортт … вары М … локо К … нтролер К … рамика Х … лодильник К … нцелярия С … ртификат Прян … сти Р … клама Д … густация К … нфеты Мак … роны К … пчености К … лбаса К … нсервы Вставьте в окошки перфокарты пропущенные буквы.

Слайд 5

пр о дажа п о купатель асс о ртимент т е рминал т о вародвижение уп а ковка спортт о вары м о локо к о нтролер к е рамика х о лодильник к а нцелярия с е ртификат прян о сти р е клама д е густация к о нфеты мак а роны к о пчености к о лбаса к о нсервы Взаимопроверка словарного диктанта. Оценка «5» — за диктант, в котором нет ошибок. Оценка «4» — если допущены 1-2 ошибки. Оценка; «3» — если допущены 3-4 ошибки. Оценка «2» — если допущено 5 и более ошибок .

Слайд 7

Дни были невыносимо жаркие, г.. рячие , но в небольшом дубовом лесочке стояла живительная свежесть. Из чащобы на опушку выск .. чил заяц, и он потихоньку стал проб.. раться от деревца к деревцу. Проводник поставил палатку, разл ..жил костёр, а остальные тоже приготовились к ночлегу .

Слайд 8

Разряды союзов Наиболее употребительные сочинительные союзы Что обозначают соединительные И; да (и); тоже; ни..., ни...; не только, но и...; не столь­ко..., сколько.. Явления, происходящие одно­временно или последовательно разделительные То..., то...; не то..., не то...; или; либо Явления, которые чередуются или одно исключает другое противительные А; но; да (но); однако; же; зато Одно явление противопостав­ляется другому

Слайд 9

1 ) Открыли дверь, и в кухню паром вкатился воздух со двора. 2) Утром прошёл дождь, зато сейчас над нами блистало чистое небо. 3 ) Не то он завидовал Наталье, не то он сожалел о ней. Прочитайте предложения, определите средства связи частей в ССП.

Слайд 10

1.Все были рады. Мне было грустно . 2.Сад опустел. Несколько девушек задержались в яблоневой аллее . 3.В доме все легли спать. В одном окошке горел свет . 4.Друзья опоздали в кино. Они весело провели время. Составьте из простых предложений сложносочинённые.

Слайд 11

Самостоятельная работа Задание: Определить вид сложносочинённого предложения, расставить знаки препинания, нарисовать схемы. 1. Вот идет Ермил к лошади а лошадь от него таращится, храпит, головой трясет… 2 . То слишком морозит то моросит дождь. 3. Тут раздался лёгкий свист и Дубровский умолк. 4 . Не то тучи разойдутся не то гроза нас всё-таки обойдёт. 5. Песня над домом смолкла зато над прудом соловей заводил свою .

Слайд 12

Задание на дом Написать минисочинение « Счастье – это просто!» использую ССП.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка по теме "Сложносочиненное предложение. Защита проекта". 9 класс

Урок построен  с применением метода проекта.  Данный проект расширяет знания учеников о сложносочиненном предложении, совершенствует навыки постановки знаков препинания в ССП, готовит к тест...

Методическая разработка открытого урока по учебной дисциплине "Русский язык"

Методическая разработка открытого урока по учебной дисциплине "Русский язык"  по теме "Синтаксис"....

презентация к уроку русского языка по теме "Сложносочиненное предложение" 10 класс

В работе содержится  теоретическое обоснование постановки знаков препинания в сложносочиненных предложениях. В качестве закрепления навыка в конце урока предлагается выполнить тест ЕГЭ № 15...

Методическая разработка открытого занятия по учебной дисциплине «Иностранный язык» Тема: «Достопримечательности Лондона» для специальности 08.02.02 Строительство и эксплуатация инженерных сооружений

Методическая разработка открытого занятия по учебной дисциплине «Иностранный язык» Тема: «Достопримечательности Лондона» для специальности 08.02.02 Строительство и эксплуатация...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ОТКРЫТОГО УРОКА ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ «Информатика и ИКТ»

Методическая разработка открытого урока по УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНе «Информатика и ИКТ» по теме «Компьютер как универсальное устройство для работы с информацией»М...

Методическая разработка открытого урока по учебной дисциплине «ОУД 01.01 РУССКИЙ ЯЗЫК»

Целью данного урока является повышение коммуникативной компетентности будущего специалиста гостиничного сервиса, что предполагает умение оптимально использовать средства языка при устном и письменном ...

Урок русского языка по теме "Сложносочиненные предложения"

Урок русского языка с использованием модульных технологий (9 класс)...