Разработка открытого урока биологии в 8 классе и технологическая карта учащегося к уроку по теме: "Врожденные и приобретенные формы поведения"
план-конспект урока по биологии (8 класс) на тему

Роженко Алексей Владимирович

Разработка урока и технологическая карта учащегося к уроку биологии в 8 классе по теме " Врожденные и преобретенные формы поведения"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Открытый урок биологии в 8 классе.       Дата проведения: 24.04.2018г.

Учитель: Роженко А.В.

Раздел 12 : Поведение и психика.

Тема урока: Врожденные и приобретенные формы поведения.

Задачи:  показать, что врожденные формы поведения так же устойчивы, как морфологические признаки;  разъяснить, что приобретенные формы поведения изменчивы и отражают конкретную экологическую обстановку, в которой находится животное или человек;  приобретенные формы  поведения человека  определяются как природной средой, так  и обществом.

Цели:

  • образовательные – сформировать понятия «потребности организма», «поведение», «психика»,  «высшая нервная деятельность»,  познакомить учащихся с методами изучения ВНД,  формами поведения человека и животных 
  • развивающие – развивать умения и навыки самостоятельного овладения знаниями, развивать память, умения применять полученные знания на практике,  творческой инициативы и активности, умение анализировать и оценивать свою работу;
  • воспитательные – воспитывать чувство ответственности за результаты своего труда,  интерес к предмету и развитие коммуникативных качеств:  доброжелательное отношение, взаимопомощь, умение сотрудничать.

Тип урока: комбинированный

Оборудование: компьютер, проектор, управляемая презентация к уроку, технологические карты для учащихся с заданиями, учебник под редакцией Драгомилова А.Г.. Маш Р.Д. – 8 класс БИОЛОГИЯ.

                                            ХОД УРОКА

1.Вступительное слово учителя:                                                 Мотивационный этап

Создание ситуации для психологического настроя на урок.

-Здравствуйте, ребята. Вы готовы, глазки? (Поглаживают веки глаз)

Да! (Смотрят в «бинокль»)

Вы готовы, ушки?

Да! (Прикладывают ладони к ушам, поглаживая их)

Вы готовы, ручки?

Да! (Хлопают в ладоши)

Вы готовы, ножки?

Да! (Поглаживают ноги, притопывают)

Вы готовы?

Да! (Разводят руки в стороны и обнимают себя)

Прикоснитесь ладошками друг к другу

-Улыбнитесь, мысленно пожелайте друг другу мира, добра. Пожелайте успеха друг другу в проведении этого урока.

А какой у нас урок?

Урок биологии.

Сообщение темы  и целей урока

2.Актуализация знаний и умений:

I. Выполните задание:

Прочтите перечень свойств и признаков предметов:

1. Масса

2. Размеры

3. Температура

4. Форма

5. Окраска

6. Запах

7. Объем

8. Особенности поверхности

9. Расположение тела человека в пространстве

10. Расстояние до предмета

11. Прочность и хрупкость

12. Характер звука

13. Вкусовые качества

14. Боль

    Зашифруйте ответы на вопрос,  что из перечисленного различает:

I. Зрительный анализатор

II. Слуховой анализатор

III. Двигательный (мышечный) анализатор

IV. Кожный анализатор

V. Вкусовой анализатор

VI. Обонятельный (кожный) анализатор

VII.. Вестибулярный аппарат

I.

II.

III.

IV.

V.

VI.

VII.

2.4.5.7.8.9.10

7.10.12

1.2.4.7.11

3.4.8.14

13

6.

9

  II.  Вопрос соседу

1) Каков общий план строения нервной системы?

2) Какие функции выполняет нервная система?

3) Каков принцип деятельности нервной системы?

4)Что такое рефлекс?

5) Чем безусловные рефлексы отличаются от условных?

6) Что такое рефлекторная дуга? Из каких участков она состоит?

7) Из каких отделов состоит головной мозг?

8) Какое строение имеют большие полушария?

3. Изучение нового материала  

I.  Понятие о поведении и психике.

Мы начинаем изучать раздел:  Поведение и психика.

Высшая нервная деятельность- деятельность высших отделов центральной нервной системы, обеспечивающая наиболее совершенное приспособление животных и человека к внешней среде.   Высшая нервная деятельность – это процессы, происходящие в высших отделах центральной нервной системы животных и человека. К этим процессам относят условных и безусловных рефлексов, а также "высших" психических функций, которые обеспечивают адекватное поведение животных и человека в изменяющихся окружающих природных и социальных условиях. Высшую нервную деятельность центральной нервной системы следует отличать от работы центральной нервной системы по синхронизации работы различных частей организма между собой. Высшая нервная деятельность связывают с нейрофизиологическими процессами, проходящими в коре больших полушарий головного мозга и ближайшей к ней подкорке. Термин "высшая нервная деятельность" впервые введён в науку И. П. Павловым, считавшим его эквивалентным понятию психическая деятельность. Все формы психической активности, включая мышление и сознание человека, Павлов считал элементами высшей нервной деятельности. Непрерывное совершенствование высшей нервной деятельности происходит в процессе обучения (усвоения чужого опыта), в результате которого человек приобретает способность выбирать наилучший из возможных вариантов, предвидеть результаты своей деятельности, изменять окружающие его условия, создавать новые, не имеющие аналогов материальные и духовные ценности, т. е. осуществлять психическую деятельность. Индивидуальные особенности проявления высшей нервной деятельности зависят от характера, темперамента, интеллекта, внимания, памяти и др. свойств организма и психики. Расстройство высшей нервной деятельности человека (невроз) вызывается неблагоприятными условиями внешней среды (биологической и социальной), физическим и умственным перенапряжением и сопровождается нарушениями функций различных органов и систем (сердечно-сосудистой, эндокринной, пищеварительной и др.). Для устранения этих нарушений необходимы отдых (от нескольких недель до нескольких месяцев), перемена обстановки, переключение на другие интересы. Профилактика расстройств высшей нервной деятельности заключается в закаливании организма, ведении здорового образа жизни.

Методы исследования физиологии высшей нервной деятельности: метод условных рефлексов, полиграфическая регистрация реакций, электроэнцефалография, магнитоэнцефалография, термоэнцефалография, позитронно-эмиссионная томография, функциональная магнитно-резонансная томография, оптическая регистрация активности нейронов, экстраклеточная и внутриклеточная регистрация, электрическое раздражение мозга, экстирпация и функциональное выключение участков мозга, исследования в онтогенезе и филогенезе, клинический метод, метод моделирования. Автоматизация экспериментов с применением компьютера.

Психика – субъективный образ объективного мира, отражение действительности в мозге

Поведе́ние — определённый сложившийся образ взаимодействия с окружающей средой. 

Поведение определяется способностью изменять свои действия под влиянием внутренних и внешних факторов. 

Поведение — характерная черта животного типа организации, оно имеет огромное приспособительное значение, позволяя животным избегать негативных факторов окружающей среды, хотя поведение характерно и для более простых организмов, например, простейшие проявляют способность перемещаться в ответ на раздражители среды и способны к элементарным формам научения. У многоклеточных организмов поведение находится под контролем нервной системы. В целом можно отметить, что поведение возникает на высоком уровне организации, когда организм приобретает способность воспринимать, хранить и преобразовывать информацию, используя её с целью самосохранения и приспособления к условиям существования.

Потребности - нужда в чем-либо, объективно необходимом для поддержания жизнедеятельности и развития организма, человеческой личности, социальной группы, общества в целом; внутренний побудитель активности

Человек как все биологические существа обладает рядом потребностей: в пище, воде, комфортной температуре, У него есть инстинкты самосохранения и продолжения рода.

       II. Формы поведения

                                Формы поведения

Врожденные                                           Приобретенные  

Безусловные рефлексы                          Условные рефлексы

Инстинкты                                              Динамический стереотип

Запечатление                                          Рассудочная деятельность

                   

                 Врожденные формы поведения

 Безусловные рефлексы – постоянные, наследуемые реакции, закономерно возникающие в ответ на раздражения, имеющие непосредственное биологическое значение      

-имеются с рождения

-в течение жизни не изменяются и не исчезают

-одинаковые у всех организмов одного вида

-приспосабливают организм к постоянным условиям

-рефлекторная дуга проходит через спинной мозг или ствол головного

                              Примеры:

выделение слюны при попадании лимона в рот

сосательный рефлекс новорожденного

чихание, кашель, отдергивание руки от горячего чайника

 

Инстинкты – цепь последовательно связанных безусловных рефлексов

(голод, самосохранение, размножение.) (Побудительные , положительные инстинкты; Тормозные, отрицательные  инстинкты)

Запечатление – врожденная способность к запоминанию в раннем возрасте

Примеры импринтинга

Классический пример запечатления – формирование реакции следования за матерью у птенцов выводковых птиц, или, по современной терминологии, запечатление привязанности. Эта реакция сама по себе врожденная, но в течение первых часов после вылупления молодые птицы должны "запечатлеть" облик матери. Если в этот период утята не видят утки, то впоследствии будут ее бояться. Более того, поведение утенка, не встретившего в соответствующий период подходящего для запечатления объекта, в дальнейшем будет резко нарушено: он будет избегать контактов со всеми живыми существами.

                 Приобретенные формы поведения

Условные рефлексы - рефлексы, вырабатывающиеся в течении индивидуальной жизни, благодаря образованию временных связей в высших отделах ЦНС.

                                 

-приобретаются в течение жизни

-могут изменяться или исчезать в течение жизни

-у каждого организма свои собственные,      индивидуальные

-приспосабливают организм к изменяющимся условиям

-временная связь образуется в коре больших полушарий

                                      Примеры:

выделение слюны при виде лимона

реакция 6-месячного ребенка на бутылочку с молоком

реакция кошки/собаки на кличку

Выработка условного рефлекса

Условный (безразличный) раздражитель должен предшествовать безусловному (вызывающему безусловный рефлекс).                     Например: зажигается лампа, через 10 секунд собаке даётся мясо.

Динамический стереотип – система условно-рефлекторных связей путем многократного повторения одних и тех же действий в одной и той же последовательности.

Динамический стереотип явл. основой образования привычек у ч-ка, формирования опред. последовательности в трудовых операциях, приобретения умений и навыков. Ходьба, бег, прыжки, катание на лыжах, игра на рояле, пользование при еде ложкой, вилкой, ножом, письмо – все это навыки, в основе кот. лежит образование динамических стереотипов в коре больших полушарий. Обр-ие динамического стереотипа лежит в основе режима дня каждого ч-ка. Стереотипы сохр-ся долгие годы и составляют основу человеческого поведения. Стереотипы очень трудно поддаются переделке. Трудность переделки стереотипов заставляет обращать особой внимание на правильность приемов воспитания и обучения детей с 1х лет жизни

Подробнее - на Znanija.com - https://znanija.com/task/2134768#readmore

Рассудочная деятельность ( мышление) – высшая форма приспособленности к условиям среды, в основе которой лежит обобщение прошлого опыта. Она не отражает найденные ранние связи между явлениями, а прогнозирует возможность возникновения новых.

                                         Формы мышления

     Образование общих                                     Формирование суждений

представлений и понятий                                    и умозаключений

 

                                                    Мышление

Словестно-логическое    Абстрактное    Эмоциональное      Практическое  или  

                                                                                                   наглядно- деятельное      

Рассудочная деятельность позволяет улавливать закономерности, связывающие предметы и явления окружающей среды, и использовать их в новых условиях в своем поведении.      

4. Закрепление:

Решить кроссворд                  

                              2

             1

                   3

                                                                  4

                  5

              5

                                     6

                                                     7

8

По горизонтали:

 1. Врожденная форма поведения, при которой на основе прошлого опыта образуются новые связи, - это деятельность…

З. Врожденный рефлекс.

5. Состояние индивида, создаваемое испытываемой им нуждой в объектах, необходимых для его существования и развития, и выступающее источником его активности.

6. Врожденная форма поведения, представляющая собой совокупность последовательных безусловных рефлексов.

8. Прочная и быстрая фиксация в памяти животных признаков (облика) какого-либо объекта.

По вертикали:

2. Приобретенная форма поведения, представляющая собой систему условно-рефлекторных связей, сложившихся в головном мозге, это динамический …

4. Субъективный образ объективного мира, отражение действительности в мозге.

5. Сложный комплекс приспособительных двигательных актов, направленных на удовлетворение имеющихся у организма потребности и появляющихся во внешне наблюдаемой целенаправленной деятельности.

7. Приобретенный рефлекс, с помощью которого происходит приспособление организма к меняющимся воздействиям среды.

5. Подведение итогов урока:  Ребята, заканчивается наш урок, давайте подведём итоги.  У меня освободился микрофон,  и  поэтому у вас есть возможность высказаться по поводу того, что…

- Для меня стало новым…

- Меня удивило…

- Я научился…

- Я понял, что могу…

- Мне понравилось (не понравилось)…

6. Выставление оценок

7. Домашнее задание:  §56-57, вопросы. (повторить записи в тетради П,р №___, с. 216).

8. Рефлексия: С помощью смайликов нарисуйте своё настроение, с  которым вы уходите с урока?

http://kiev.prostogorod.ua/images/repo/jos_repo_news/132446/sm_hO9OA0.jpg http://im2-tub-ru.yandex.net/i?id=20709514-09-72&n=21 http://cs4917.userapi.com/u40586154/-6/x_f138e2c8.jpg



Предварительный просмотр:

Технологическая карта

урока  биологии

учащегося 8 класса

ФИ учащегося:_________________________________________

                                     ДАТА: ________________

Тема урока:___________________________________________________

                     

                      _____________________________________________________

1.  Актуализация знаний (проверка домашнего задания)

1.1. Выполните задание:

Прочтите перечень свойств и признаков предметов:

1. Масса

2. Размеры

3. Температура

4. Форма

5. Окраска

6. Запах

7. Объем

8. Особенности поверхности

9. Расположение тела человека в пространстве

10. Расстояние до предмета

11. Прочность и хрупкость

12. Характер звука

13. Вкусовые качества

14. Боль

    Зашифруйте ответы на вопрос,  что из перечисленного различает:

I. Зрительный анализатор

II. Слуховой анализатор

III. Двигательный (мышечный) анализатор

IV. Кожный анализатор

V. Вкусовой анализатор

VI. Обонятельный (кожный) анализатор

VII.. Вестибулярный аппарат

I.

II.

III.

IV.

V.

VI.

VII.

                                                                              Результат:______________

1.2. Вопрос соседу!

                                                                             Результат:_______________

Психика - ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Высшая нервная деятельность -_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

                

Поведение- ______________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

                                              Формы поведения

        

       1. ___________________                        1. ___________________

       2.___________________                         2.____________________

       3.___________________                         3.____________________

                2.          I группа:    Врожденные формы поведения

Безусловные  рефлексы  -__________________________________________

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Особенности безусловных рефлексов:

1

2

3

4

5

                           Примеры безусловных рефлексов

Инстинкты -_____________________________________________________

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Виды инстинктов:     -_____________________

                                    -_____________________

                                    -_____________________

                                    -_____________________

Пример побудительного  (положительного) инстинкта:__________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________

Пример тормозного(отрицательного) инстинкта:_______________________

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Запечатление (импринтинг) - _______________________________________
_________________________________________________________________

 Пример запечатления:

 Какое значение имеют врожденные формы поведения?_________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

                                                                                 Результат:_______________

            2.     II группа:        Приобретенные формы поведения

Условные рефлексы -_____________________________________________

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Особенности условных рефлексов:

1

2

3

4

5

                           Примеры условных рефлексов

Как выработать условный рефлекс?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Динамический стереотип - __________________________________________

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Примеры  динамического стереотипа:_________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Рассудочная деятельность -_________________________________________

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Чем отличается рассудочная деятельность от условных рефлексов и динамического стереотипа?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

                                                                                     Результат:_____________

 Решить кроссворд: Формы поведения

Решить кроссворд                  

                              2

             1

                   3

                                                                  4

                  5

              5

                                     6

                                                     7

8

По горизонтали:

 1. Врожденная форма поведения, при которой на основе прошлого опыта образуются новые связи, - это деятельность…

З. Врожденный рефлекс.

5. Состояние индивида, создаваемое испытываемой им нуждой в объектах, необходимых для его существования и развития, и выступающее источником его активности.

6. Врожденная форма поведения, представляющая собой совокупность последовательных безусловных рефлексов.

8. Прочная и быстрая фиксация в памяти животных признаков (облика) какого-либо объекта.

По вертикали:

2. Приобретенная форма поведения, представляющая собой систему условнорефлекторных связей, сложившихся в головном мозге, это динамический …

4. Субъективный образ объективного мира, отражение действительности в мозге.

5. Сложный комплекс приспособительных двигательных актов, направленных на удовлетворение имеющихся у организма потребности и появляющихся во внешне наблюдаемой целенаправленной деятельности.

7. Приобретенный рефлекс, с помощью которого происходит приспособление организма к меняющимся воздействиям среды.

                                                                                  Результат:____________________

                              Подведение итогов:________________________________

                                                       

У меня освободился микрофон,  и  поэтому у вас есть возможность высказаться по поводу того, что…

- Для меня стало новым…

- Меня удивило…

- Я научился…

- Я понял, что могу…

- Мне понравилось (не понравилось)…

                                                               Оценка за урок:_________________

Рефлексия:

         http://kiev.prostogorod.ua/images/repo/jos_repo_news/132446/sm_hO9OA0.jpghttp://im2-tub-ru.yandex.net/i?id=20709514-09-72&n=21 http://cs4917.userapi.com/u40586154/-6/x_f138e2c8.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок математики 5 класс.Технологическая карта к уроку

технологическая карта урока математики 5 класс. Тема: Делимостьь чисел.Свойства делимости.(в соответствии с ФГОС)...

Методическая разработка урока в формате ФГОС."Правописание приставок пре- и при-". Урок-практикум 5 класс. Технологическая карта урока.

Цель урока:-закрепить знания об употреблении приставок ПРЕ- и ПРИ- в зависимости от их лексического значения; повторить правописание слов с трудно определяемым значением данных приставок;-продол...

Методическая разработка урока в формате ФГОС."Правописание приставок пре- и при-". Урок-практикум 5 класс. Технологическая карта урока.

Цель урока:-закрепить знания об употреблении приставок ПРЕ- и ПРИ- в зависимости от их лексического значения; повторить правописание слов с трудно определяемым значением данных приставок;-продол...

Технологическая карта и презентация урока в 5 классе по теме:"Слесарный верстак. Организация рабочеге места".

Представлена технологическая карта урока по ФГОС, а также презентация по теме урока. Надеюсь будет полезна для педагогов....

Урок русского языка по теме "Вопросительные и относительные местоимения". 6-й класс. Технологическая карта с анализом урока по ФГОС

Технологическая карта урока русского языка (образец, на примере темы "Вопросительные и относительные местоимения", 6 класс) с последующим анализом урока в соответствии с требованиями ФГОС....

Презентация к открытому уроку биологии в 8 классе по теме: "Врожденные и приобретенные формы поведения"

Презентация к открытому уроку биологии в 8 классе по теме: " Врожденные и приобретенные формы поведения"....