Разработка открытого урока по теме программы: Виды жизненных ситуаций, теме урока: Модели и правила безопасного поведения в различных опасных и чрезвычайных ситуациях.
методическая разработка по обж (10 класс) по теме
Появление данной разработки урока вызвано необходимостью усиления профилактических мероприятий, в связи с наступленоем пожароопасного сезона и резким изменением паводковой обстановки в Томской области. Мной разработан урок "Модели и правила безопасного поведения в различных опасных и чрезвычайных ситуациях", в котором освещены две чрезвычайные ситуации природного характера, вероятность которых возрастает к с приходом весенне-летнего периода. Это наводнение и лесные пожары возникающие переодически на территории Александровского района Томской области.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Модели и правила безопасного поведения в различных опасных и чрезвычайных ситуациях. | 49.09 КБ |
Предварительный просмотр:
Областное государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
«Томский политехнический техникум» (ОГБПОУ «ТПТ»)
Александровский филиал
Областного государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения
«Томский политехнический техникум»
(АФ ОГБПОУ «ТПТ»)
Разработка открытого урока
По теме программы: Виды жизненных ситуаций
Тема урока: Модели и правила безопасного поведения в различных опасных и чрезвычайных ситуациях.
Выполнила: преподаватель-организатор ОБЖ
Белобородова Н.В.
2016
С.Александровское
Тема программы: Виды жизненных ситуаций
Тема урока: Модели и правила безопасного поведения в различных опасных и чрезвычайных ситуациях.
Тип урока: Комбинированный урок.
Цель урока:
1. К концу урока обучающиеся будут знать: правила поведения в различных чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера;
уметь: распознавать признаки надвигающейся ЧС;
Иметь представление: о видах ЧС возникающих на территории Александровского района Томской области.
2. В ходе урока способствовать: восприятию и осмыслению материала; развитию умения выявлять основные признаки ЧС; мотивации учащихся на активную познавательную деятельность.
3. В ходе урока содействовать: Воспитанию чувства патриотизма, гордости за свою страну. Уважительного отношения к окружающему миру.
Оборудование: проектор, экран, компьютер, видео ролик «Наводнения», презентация «Лесные пожары».
План урока:
1. Организационный момент 2 мин
2. Повторение 15 мин
А) Дайте определение ЧС
Б) Перечислите классы ЧС и приведите примеры ЧС
В) дайте определение экстремальной ЧС
3. Изучение нового материала 45 мин
А) Стихийное бедствие - Лесные пожары (определение).
Причины возникновения лесных пожаров. Виды лесных пожаров.
Последствия лесных пожаров.
Б) правила поведения во время лесного пожара.
В) Стихийное бедствие – наводнение (определение). Виды наводнений,
причины возникновения наводнений, последствия наводнения
Г) правила поведения во время наводнения, после наводнения, при ликвидации
последствий наводнений
4. Закрепление изученного на уроке 20 мин
Показ презентации «Лесные пожары»
И видео ролика «Наводнения»
5. Итог урока. 3 мин
6. Домашнее задание. 5 мин
Подготовить памятку: Действия при пожаре, действия при наводнении.
Ход урока.
Преподаватель объясняет тему, цель урока и полагает, что студенты для лучшего усвоения материала должны вести конспект, некоторые из них будут выборочно проверены.
Повторение:
- Что же такое чрезвычайная ситуация?
(Ситуация опасная для здоровья и жизни. ЧС — это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.)
- Перечислите классы ЧС и приведите примеры ЧС.
(1 класс - Стихийные бедствия
2 класс – Техногенные катастрофы
3 класс – Антропогенные или экологические катастрофы
4 класс – Социально-политические конфликты.)
- Дайте определение экстремальной ЧС.
Под экстремальной ситуацией понимается отклонение от нормы процессов или явлений.
Между экстремальной и чрезвычайной ситуацией существует отличие. Как правило, экстремальная ситуация имеет отношение к человеку или группе людей, которая требует для выживания мобилизации значительного количества индивидуальных ресурсов. Чрезвычайная ситуация - более общее понятие, которое предполагает помимо общей оценки сложившейся негативной обстановки привлечение различных ресурсов для ее ликвидации, которые этой обстановкой не затронуты. Экстремальная ситуация является как бы составной частью чрезвычайной ситуации.
Изучение нового материала:
Тема сегодняшнего урока: Модели и правила безопасного поведения в различных опасных и чрезвычайных ситуациях. Рассматривать данную тему мы будем на примере Александровского района Томской области.
Внимание вопрос: Какие ЧС возникают или могут возникнуть в данный период года на территории Александровского района?
(Ответы студентов: лесные пожары, поводок (наводнение))
Пожар – это процесс горения, который возникает вне специального очага и может нанести материальный ущерб, а также представляет собой опасность для жизни и здоровья людей. Классификация пожаров выделяет открытые, закрытые, массовые, сплошные, шквальные. Существует большое количество видов возгораний в зависимости от различных причин и внешних факторов.
Любое возгорание появляется в результате определенных причин, которые учитываются при присвоении ему определенного типа и класса. Самые распространенные причины пожаров следующие:
- Поджог.
- Неисправное производственное оборудование и нарушение технологии процесса производства.
- Нарушение правил эксплуатации того или иного оборудования.
- Неправильная эксплуатация печей, теплогенерирующих агрегатов, установок.
- Неосторожное обращение с огнем.
- Неправильная эксплуатация механизмов транспортных средств.
- Неправильное использование бытовых приборов, работающих на газу, керосине, бензине.
- Взрывы, грозовые разряды.
Очень часто причины пожаров кроются в детской шалости и неумелом обращении с огнем, в результате чего каждое 6-8 возгорание появляется именно из-за этого. В быту самыми частыми причинами таких ситуаций являются неисправная электропроводка, неправильная эксплуатация электрической сети, короткие замыкания. Львиная доля возгораний происходит в результате элементарного пренебрежения правилами эксплуатации бытовых приборов и оборудования.
В загородных домах и вообще в сельской местности пожары часто возникают в результате эксплуатации неисправных печей, дымоходов, когда под воздействием пламени на сгораемые конструкции здания через трещины в кладке попадают топочные газы и искры. Последствия пожаров могут привести к летальному исходу всех тех, кто на момент возгорания находился в помещении или рядом с источником пламени.
Как вести себя при пожаре?
Если возник пожар, нужно знать и строго следовать правилам пожарной безопасности. Одно из важных правил – знать, где находятся средства пожаротушения, и уметь ими пользоваться. Другое правило – знать номер пожарной команды и уметь ее правильно вызвать. Это самые простые правила при пожаре, которые помогут выбраться из огня и предотвратить его дальнейшее распространение.
Если нужно спасти человека при пожаре, то в горящее помещение следует заходить с мокрым полотном на голове, а в сильно задымленном помещении можно перемещаться только ползком. Если загорелась одежда, тушить ее нужно перекатыванием по земле, а вот бежать нельзя – так вы только раздуете пламя. При тушении пожара огнетушащие вещества следует направлять на зоны интенсивного горения.
Природные пожары
Классификация пожаров, которые происходят в природе, делит возгорания на два типа – лесные и торфяные. Кроме того, известны травяные и почвенные пожары. Первые появляются в результате сжигания сухой травы на лугах, пастбищах, угодьях в весенний период. Такая трава загорается быстро, поэтому если ветер сильный, то пожар распространится на большие расстояния. Именно травяные возгорания вроде бы ради благой цели приводят к возникновению масштабных возгораний в лесах и на торфяниках. Почвенные пожары появляются в результате того, что низовой пожар заглубляется в подстилку и торфяной слой почвы.
Лесные пожары
Классификация лесных пожаров
Под лесными пожарами понимают горение, стихийно распространяющееся по лесной территории. Они являются разновидностью ландшафтных пожаров, к которым относятся также степные, тундровые, луговые, лесоболотные и др.
В лесохозяйственной практике различают 3 вида пожаров: низовые, верховые и почвенные.
Низовые пожары характеризуются горением нижних ярусов растительности в лесном биогеоценозе: подстилки, опада, мохового и травяного покрова. При этом образуется кромка пожара, то есть полоса горения, продвигающегося по слою ЛГМ. В гоне низового пожара сгорают кустарнички (брусника, черника, вереск и др.), подлесок и подрост. Выделяют две формы низовых пожаров: беглую и устойчивую.
Беглые пожары характерны для весеннего периода, когда высыхает верхний слой мелких горючих материалов, а лесная подстилка еще влажная. Очень часто такая ситуация возникает в травяных типах леса весной, до нарастания зеленой массы. В этом случае огонь распространяется со средней скоростью 3-5 м/мин, но сравнительно мало повреждает древостой, поскольку не задерживается долго на одном месте. Поэтому термин "беглый" было бы правильнее понимать как поверхностный. При беглом пожаре уничтожается самосев леса, обгорает кора нижней части деревьев и выходящих на поверхность почвы корней, повреждается подрост и подлесок. Такие пожары причиняют наименьший вред лесу, так как количество сгорающих горючих материалов невелико.
Устойчивые низовые пожары происходят в условиях длительной засухи, когда высыхает не только опад, но лесная подстилка и моховой покров.
При устойчивых пожарах лесная подстилка толщиной до 15 см и влажностью 7-20% выгорает до минерального слоя, и вместе с нею сгорает или в значительной степени повреждается поверхностная корневая система деревьев. Особенно сильно страдают ельники (иногда усыхают полностью), а в сосняках и лиственничниках наблюдается большой отпад – до 30 % по запасу, в зависимости от возраста и типа леса. На таких участках в последствии создаются условия для развития высокоинтенсивных пожаров.
Деление низовых пожаров на беглые и устойчивые имеет большое практическое значение. Отличаются не только последствия этих форм пожаров, но различны и тактические приемы, применяемые при их тушении.
Верховые пожары отличаются от низовых тем, что на ряду с горением напочвенного покрова и лесной подстилки горят кроны деревьев. Верховые пожары возникают чаще всего в засушливую погоду и при ветрах средней и большой скорости, за исключением хвойных молодняков, в которых низовой пожар легко переходит в верховой, из-за низкоопушенных крон даже при слабом ветре. Переход огня в кроны во многом облегчается наличием на почве больших запасов ЛГМ, а также многоярусностью насаждения.
Различают устойчивые и беглые верховые пожары. При устойчивом пожаре горение крон деревьев, напочвенного покрова и подстилки происходит одновременно и при этом выделяется большое количество тепла. Средняя скорость продвижения огня на фронте 5-15 м/мин, ширина горящей кромки 6-8 м и более. Такие пожары называют также повальными они обладают наибольшей разрушительной силой – приводят к полной гибели насаждений, причиняя большой ущерб не только лесному, но и всему народному хозяйству.
При беглом (вершинном) верховом пожаре огонь распространяется по кронам скачкообразно со скоростью 250-330 м/мин. Такие пожары наблюдаются при сильном ветре – 15 м/с и более. Во время скачка горят только кроны деревьев, горение длится 15-20 с, и за это время пламя уходит вперед на расстояние около 100 м. после каждого скачка распространение огня по кронам прекращается до подхода кромки низового пожара. Как только низовой пожар пройдет участок, на котором сгорели кроны, начинается подогрев крон на следующем участке и процесс повторяется.
С физической точки зрения такое распространение верхового огня объясняется тем, что тепло от горящих крон, поднимаясь наклонно по ветру, лишь частично попадает на соседние кроны, и его оказывается недостаточно для прогрева хвои и подготовки ее к воспламенению. Полог древостоя подогревается, в основном, за счет тепла от низового пожара; под действием ветра это тепло подогревает кроны впереди на довольно значительном расстоянии. Затем происходит вспышка и огонь быстро охватывает подогретые кроны.
Таблица 1 - По площади, охваченной огнем, лесные пожары подразделяются на шесть классов.
№№ п/п | Класс лесного пожара | Площадь, охваченная огнем, га |
1 | Загорание | 0,1 – 0,2 |
2 | Малый пожар | 0,2 – 2,0 |
3 | Небольшой пожар | 2,1 – 20 |
4 | Средний пожар | 21 – 200 |
5 | Крупный пожар | 201 – 2000 |
6 | Катастрофический пожар | Более 2000 |
Почвенные (торфяные) пожары характеризуются беспламенным горением торфяного слоя почвы. При малой мощности горящего слоя (до 0,3 м) эти пожары называют подстилочно-гумусовыми.
Почвенные пожары характерны для второй половины лета, когда в результате длительной засухи верхний слой торфа просыхает до минимального влагосодержания. При таком содержании влаги он может загореться и поддерживать горение в нижних, менее сухих слоях. Торф прогорает на всю глубину, до минерального слоя почвы или до влажных слоев, в которых горение продолжаться не может.
Почвенные пожары наносят огромный вред лесу: уничтожается органика почвы, несущая запас питательных веществ, в огне сгорают корни деревьев и лес полностью погибает. Горение почвы обнаруживают по выделению угарного газа (СО), имеющего на просвет синеватый оттенок, что связанно с наличием в газе примеси мельчайших дымовых частиц.
Несмотря на отсутствие пламенного горения, почвенные пожары весьма опасны для жизни человека. Коварство их заключается в том, что поверхностный слой торфяно-мохового покрова часто остается несгоревшим, а под ним располагается горящая пещера, куда в случае неосторожности может провалиться человек.
При борьбе с лесными пожарами важное значение имеет скорость распространения огня. При ликвидации низовых пожаров большую роль играет также высота пламени, а в случае почвенных – глубина прогорания. Для определения силы лесных пожаров Н. П. Курбатский (1962) предложил следующую классификацию (таблица 1), которая в настоящее время применяется на практике.
Таблица 1 – Классификация лесных пожаров по их силе.
Показатель силы пожара | Значения показателей силы пожара | ||
слабого | среднего | Сильного | |
Низовой пожар | |||
Скорость распространения огня, м/мин | До 1 | 1 - 3 | Более 3 |
Высота пламени, м | До 0,5 | 0,5 – 1,5 | Более 1,5 |
Верховой пожар | |||
Скорость распространения огня, м/мин | До 3 | 3 - 100 | Более 100 |
Почвенный пожар | |||
Глубина прогорания, см | До 25 | 25 - 50 | Более 50 |
Подземные (почвенные или торфяные) пожары возникают чаще всего, как продолжение низовых или верховых лесных пожаров. Заглубление низового пожара начинается у стволов деревьев, затем оно распространяется в стороны со скоростью от нескольких сантиметров до нескольких метров в сутки. В очагах почвенных пожаров из упавших деревьев образуются непроходимые завалы и участки выгоревшего торфа.
Торфяные пожары могут возникать и вне всякой связи с лесными: в районе торфоразработок и на торфяных болотах. Такие пожары часто охватывают громадные пространства и трудно поддаются тушению. Опасность их состоит в том, что горение часто происходит под землей, образуя пустые места в выгоревшем торфе, в которые могут провалиться люди и техника.
Таким образом, лесные и торфяные пожары представляют собой опасное стихийное бедствие, при котором огнем уничтожаются огромные материальные участки и возможно поражение и гибель людей. Поражающими факторами являются следующие: высокая температура, вызывающая возгорание предметов, способных гореть и поражение людей; задымление больших районов, вызывающее раздражающее действие на людей и затрудняющее борьбу с пожаром; ограничение видимости: отрицательное психологическое действие на людей.
Мероприятия по предотвращению лесных и торфяных пожаров
Для организации защиты лесов и торфяных массивов от пожаров лесохозяйственными организациями разрабатываются научные прогнозы пожарной обстановки на весенне-летний и осенний периоды. Данные прогноза систематически уточняются, дополняются и служат основой для заблаговременного проведения защитных мероприятий. Исходными данными для прогноза являются: сведения о наличии горючих материалов и их свойствах; сведения о метеорологических условиях; сведения о характере местности (наличие препятствий для распространения огня, водоисточников и т. д.). Внешние признаки высокой степени пожароопасности лесов – это большое количество сухой растительности, повышенная ломкость веток и хвои, интенсивный листопад. Метеорологические условия изучаются по метеонаблюдениям и прогнозам погоды. Основными факторами, влияющими на интенсивность распространения пожаров в засушливое время года, являются влажность воздуха и скорость ветра.
Наряду с прогнозированием пожарной обстановки ведется непрерывное пожарное наблюдение. Данные оценки пожарной обстановки служат основанием для проведения профилактических противопожарных мероприятий, основные из которых: строительство водоемов; создание противопожарных барьеров в наиболее опасных участках леса; поддержание в установленном порядке защитных полос и противопожарных разрезов, устройство дорог противопожарного значения; подготовка средств связи; подготовка средств тушения пожаров.
В борьбе с пожарами большое значение имеют технические средства тушения пожаров с использованием воды и огнегасительных смесей (средства тушения пожаров водой, химическими веществами, порошковыми и др.).
Порядок тушения лесных и торфяных пожаров.
В первую очередь организуется пожарная разведка, которая устанавливает места, размеры и границы пожаров, направление, степень их опасности и распространение, а также наличие и состояние водоисточников и путей следования к месту пожара.
Противопожарные формирования выезжают к месту пожара, не дожидаясь окончания разведки.
Борьба с лесными пожарами может вестись одним из трех способов: активным, пассивным и сочетание активного и пассивного способов.
Активный применяется при наличии достаточных сил и средств для борьбы с низовыми и почвенными пожарами. При активном способе для локализации лесного пожара нужно в первую очередь остановить фронт огня; затем сосредоточить усилия на флангах, не допускать расширения фронта огня, стремиться ликвидировать горение.
Пассивный – заключается в отходе на заранее подготовленный или естественный рубеж и вести борьбу при недостатке сил.
Сочетание активного и пассивного применяется при тушении нескольких или крупных пожаров.
Тушение лесных пожаров включает следующие этапы: остановку, локализацию, дотушивание и окарауливание.
Остановка огня – это ликвидация кромки пожара, т. е. остановка распространения огня.
Локализация – это подавление очагов беспламенного горения (тления) в зоне потушенной кромки. Локализация является трудоемким этапом, предотвращающим возникновение повторных пожаров.
Дотушивание – это подавление очагов огня в зоне горения (за пределами потушенной кромки огня) на расстоянии, исключающем возможность возникновения повторных пожаров.
Окарауливание – это охрана мест, где потушены пожары. Лесные пожары тушат огнегасительными веществами с применением технических средств и изоляцией очага пожара путем создания отсечных полос. Отсечная полоса (рубеж) создается с помощью инженерной техники или путем отжига.
Отжиг – это пуск встречного огня с целью выжигания напочвенного покрова и создание широкой отсечной полосы, лишенной лесных горючих материалов. Отжиг производится рано утром от опорного рубежа: ручья, дороги, тропы или искусственно создаваемой полосы.
Борьба с лесными торфяными пожарами может вестись также путем проведения инженерных работ с помощью инженерной техники. К этим работам относятся: устройство просек с удалением гумусового слоя почвы перед фронтом распространения пожара; устройство траншей, канав с помощью землеройной техники и – взрывчатых веществ вдоль просек на глубину не менее толщины залегания торфа; прокладка временных сетей водопровода для подачи воды при тушении пожара; засыпка минеральным, песчаным грунтом, толщина слоя которого 1 м и более, с помощью бульдозера для локализации торфяных пожаров; подрыв гумусового или торфяного слоя перед фронтом распространения огня, особенно на заболоченных участках
Как тушить лесной пожар?
Классификация пожаров позволяет подобрать оптимальную технологию их тушения. Существуют несколько методов тушения пожаров:
- Зелеными ветками, метлами или мешковиной захлестываются кромки низовых пожаров, чтобы смести горящие частички обратно в сторону пожара.
- Кромка возгорания засыпается грунтом, чтобы сбить пламя, ограничить к ним доступ воздуха.
- Прокладываются заградительные минерализованные полосы, канавы, что позволяет остановить кромку пожара.
- Тушение взрывным методом: так создаются заградительные канавы, траншеи, которые ограничивают распространение огня.
- Использование воды.
- Использование химикатов для тушения. Они охлаждают горючие материалы, ограничивают доступ к ним кислорода.
- Тушение гидросамолетами.
Наводнение
Около 40 процентов всех стихийных бедствий приходится на наводнения. Почти три четверти суши Земли находится в районах, где существует опасность затопления.
Установлено, что только в США 10 миллионов человек проживают на местности, подверженной наводнениям.
В результате вырубок лесов наводнение стало частым «гостем» во многих районах Западной Европы, Украины, Румынии, где прежде оно происходило гораздо реже.
В 1931 году в долине реки Хуанхэ (Китай) погибло более 3 миллионов человек.
Наводнение отличается от других видов стихийных бедствий тем, что в некоторой степени его можно предвидеть. Это дает возможность во многих случаях заранее определить время, характер и масштабы наводнения и принять меры по снижению последствий наводнения.
На территории России серьезные наводнения происходят регулярно, по числу жертв занимают второе место и входят в первую тройку по величине материального ущерба. Наиболее часто наводнения происходят в Санкт-Петербурге. На Урале – Серов, Новотроицк, Златоуст.
Жители зон, где наводнения регулярно повторяются, должны быть заранее готовы к опасности и уметь действовать при угрозе и во время наводнения.
Наибольший ущерб на территории России приносят различные наводнения. Суммарная площадь зон возможных катастрофических затоплений составляет более 72 тыс.кв.км , в которые попадают 101 город, 121 поселок городского типа и 2110 населенных пунктов с общим населением более 7 млн.чел.
Весенние паводки или длительные дожди создают зоны подтоплений, в которых проживает 5,7 млн. чел.
Потенциально опасными являются также зоны возможного затопления от 20 крупнейших ГЭС России, на территории которых проживает 6 млн. чел. В связи с этим представляется крайне важным знание и умение определять параметры и характеристики ожидаемых наводнений и возможность их своевременного прогноза.
Значительное затопление местности в результате подъема уровня воды в реке, озере, море или водохранилище, вызываемое различными причинами, и причиняющее материальный ущерб, наносящее урон здоровью населения или приводящее к гибели людей, называется наводнением.
Затопления не сопровождающиеся ущербом квалифицируются как разлив реки, озера или водохранилища.
Для территории России характерны затопления местности в результате подъема уровня воды в реках. В качестве примеров можно упомянуть периодические наводнения на реке Кума в Ставропольском крае, на Северной Двине в Архангельской области, на реке Терек в Дагестане, на Амуре на Дальнем Востоке, наводнения в Пермской, Свердловской областях, в Башкирии и др.
Классификация наводнений
В зависимости от причин вызывающих наводнения выделяются следующие классификационные группы :
- - связанные с максимальным стоком от весеннего таяния снега - половодья;
- - формируемые интенсивными дождями или таянием снега при зимних оттепелях - паводки;
- - вызванные сопротивлением, которое водный поток встречает в реке: зажоры, т.е. образование ледяной пробки подо льдом в начале зимы, и заторы при ледоходе;
- - вызываемые ветровыми нагонами – нагонные;
- - наводнения при прорыве плотин и оградительных дамб – прорывные.
В зависимости от высоты подъема уровня воды, размеров площадей затопления и величины ущерба выделяют:
низкие или малые- с затоплением менее 10% сельхозугодий, нанесением незначительного ущерба и не нарушающие ритма жизни населения; происходят 1 раз в год или 2 года;
высокие- с затоплением 10-15 % угодий (преимущественно сенокосы и пастбища); в густонаселенных районах сопровождаются частичной эвакуацией; наносят ощутимый материальный и моральный ущерб, нарушают хозяйственный и бытовой уклад населения; происходят 1 раз в 20-25 лет;
большие или выдающиеся - охватывают целые речные бассейны, затапливают до 50 % угодий, парализуют хозяйственную деятельность, наносят большой материальный и моральный ущерб, происходят 1 раз в 50 лет;
катастрофические - затопления громадных территорий в пределах одной или нескольких речных систем; затапливается до 75 % угодий, населенные пункты, промышленные предприятия и инженерные коммуникации; такие наводнения приводят к огромным материальным убыткам и гибели людей; случаются на территории РФ не чаще одного раза в 100-200 лет.
Защита от наводнений
Важным условием защиты населения, экономики и территорий от последствий наводнений является прогноз сроков, характера и параметров этих опасных явлений. Госгидромет, на основе данных о запасах влаги в снежных покровах собранных сетью метеостанций по всей территории страны, а также на основе метеопрогнозов моделирует процесс пропуска воды в конкретном речном бассейне и дает прогноз параметров ожидаемого наводнения.
В зависимости от времени упреждения гидрологические прогнозы разделяются на краткосрочные ( до двух недель) и долгосрочные ( с большой заблаговременностью).
Краткосрочные прогнозы производятся посредством решения уравнений гидродинамики для определения уровней и расходов воды в нижнем и промежуточных створах с привязкой их к времени.
Долгосрочные гидрологические прогнозы применяются, как правило, для предсказания масштабов половодий. В основе этих прогнозов лежит водно-балансовый метод, устанавливающий по данным многолетних гидрометеонаблюдений эмпирические зависимости между величиной стока в речном бассейне за время половодья и такими факторами, как запасы воды в снежном покрове, ожидаемые осадки, инфильтрация воды в почву и испарение с поверхности.
По результатам прогноза специально уполномоченные государственные органы и местные органы власти заблаговременно проводят различные защитные мероприятия, которые должны свести к минимуму опасности ожидаемого наводнения в определенном районе.
Закрепление изученного на уроке
Просмотр видеоролика: «Наводнения» и презентации «Лесные пожары».
ПРИЛОЖЕНИЕ № 1
ПАМЯТКА ДЛЯ СТУДЕНТОВ
В пожароопасный сезон в лесу недопустимо:
- бросать в лесу горящие спичи, окурки, тлеющие тряпки;
- разводить костёр в густых зарослях и хвойном молодняке, под низко свисающими кронами деревьев, рядом со складами древесины, торфа, в непосредственной близости от созревших сельхозкультур;
- оставлять в лесу самовозгораемый материал: тряпки и ветошь, пропитанные маслом или бензином, стеклянную тару и посуду, которая в солнечную погоду может сфокусировать солнечный луч и воспламенить сухую растительность;
- выжигать сухую траву на лесных полянах, в садах, на полях, под деревьями;
- разводить костёр с помощью легковоспламеняющихся жидкостей или в ветреную погоду;
- оставлять костёр без присмотра или непотушенным после покидания стоянки.
Если в конкретной местности введён особый противопожарный режим, категорически запрещается посещение лесов до его отмены.
Признаки лесного пожара: устойчивый запах гари, туманообразный дым, беспокойное поведение птиц, животных, насекомых, их миграции в одну сторону, ночное зарево на горизонте.
Что делать если вы оказались в зоне лесного пожара:
- если вы находитесь в лесу, где возник пожар, то определите направление ветра и распространения огня;
- выходите из опасной зоны только вдоль распространения пожара;
- бегите вдоль фронта огня; не обгоняйте лесной пожар; для преодоления нехватки кислорода пригнитесь к земле;
- дышите через мокрый платок или смоченную одежду;
- если невозможно уйти от пожара, войдите в водоем или накройтесь мокрой одеждой, окунитесь в ближайший водоем.
После выхода из зоны пожара сообщите о месте, размерах и характере пожара в пожарную охрану по телефону 01, лесничество или по телефону 112.
Правила безопасного тушения небольшого пожара в лесу:
- почувствовав запах дыма, определите, что и где горит; приняв решение тушить небольшой пожар, пошлите за помощью в населенный пункт;
- пламя небольших низовых пожаров можно сбивать, захлестывая ветками лиственных пород, заливая водой, забрасывая влажным грунтом, затаптывая ногами. Торфяные пожары тушат перекапыванием горящего торфа с поливкой водой.
- при тушении пожара действуйте осмотрительно, не уходите далеко от дорог и просек, не теряйте из виду других участников, поддерживайте с ними зрительную и звуковую связь.
- при тушении торфяного пожара учитывайте, что в зоне горения могут образовываться глубокие воронки, поэтому передвигаться следует осторожно, предварительно проверив глубину выгоревшего слоя.
Что делать, если огонь приближается к населенному пункту:
Необходимо эвакуировать людей, в первую очередь детей, женщин и стариков. Выводить или вывозить людей надо в направлении, перпендикулярном распространению огня. Двигаться следует только по дорогам, а также вдоль рек и ручьев, а порой и по самой воде. При сильном задымлении рот и нос надо прикрыть мокрой ватно-марлевой повязкой, полотенцем, частью одежды. С собой взять документы, деньги, крайне необходимые вещи. Личные вещи можно спасти в каменных строениях без горящих конструкций или просто в яме, засыпанной землей.
При невозможности эвакуироваться (массовые пожары в населенных пунктах) остается только переждать, укрывшись в загерметизированных каменных зданиях, или на больших открытых площадях, стадионах и т.д.
Обнаружив пожар в лесу, не впадайте в панику. Сначала быстро проанализируйте обстановку. Надо подняться на возвышенную точку рельефа или влезть на высокое дерево, отыскать место нахождения очага пожара, определить направление и скорость распространения огня, заметить расположение водоема, болота, опушки, населенных пунктов.
Если Вас застал в лесу пожар с быстро надвигающимся валом огня, бросьте вещи, кроме аварийного запаса, и быстро преодолевайте кромку пожара против ветра, укрыв голову и лицо верхней одеждой. Выходить из зоны любого лесного пожара нужно в наветренную сторону перпендикулярно кромке пожара, по просекам, дорогам, полянам, берегам ручьев и рек. И как можно быстрее, чтобы не оказаться отрезанными сплошной кромкой огня. Знайте, что обнаружение вас с самолета (вертолета) будет весьма затруднено из-за большой задымленности, поэтому надо рассчитывать лишь на свои силы.
Если отрезан путь, укрываться от пожара следует на островах, отмелях, в болоте, на скальных вершинах и т.п. Места укрытий выбирайте подальше от деревьев - они при пожаре, когда обгорают корни, могут бесшумно падать. При приближении огня обильно смочите водой одежду, ложитесь в воду, но не рядом с камышом. На мелководье завернитесь с головой в спальный мешок, предварительно намочив его и одежду водой. Оказавшись в очаге, периодически переворачивайтесь, смачивайте высохшие участки одежды, лицо защищайте многослойной повязкой, лучше из марли, которую постоянно смачивайте. При попадании в очаг снимите с себя всю нейлоновую, капроновую и прочую плавящуюся одежду, избавьтесь от горючего и легковоспламеняющегося снаряжения.
ЕСЛИ У ВАС НЕТ ВОЗМОЖНОСТИ СВОИМИ СИЛАМИ СПРАВИТЬСЯ С ЛОКАЛИЗАЦИЕЙ И ТУШЕНИЕМ ПОЖАРА:
- немедленно предупредите всех находящихся поблизости о необходимости выхода из опасной зоны;
- организуйте выход людей на дорогу или просеку, широкую поляну, к берегу реки или водоёма, в поле;
- выходите из опасной зоны быстро, перпендикулярно направлению движения огня;
- если невозможно уйти от пожара, войдите в водоём или накройтесь мокрой одеждой;
- оказавшись на открытом пространстве или поляне, дышите, пригнувшись к земле, – там воздух менее задымлён;
- рот и нос при этом прикройте ватно-марлевой повязкой или тканью;
- после выхода из зоны пожара сообщите о его месте, размерах и характере в противопожарную службу, администрацию населённого пункта, лесничество.
ПРИЛОЖЕНИЕ № 2
ПАМЯТКА ДЛЯ СТУДЕНТОВ
Как подготовиться к наводнению.
- Изучите, запомните границы возможного затопления, а также возвышенные, редко затапливаемые места, расположенные в непосредственной близости от вашего дома, и кратчайший путь к нему.
- Запомните места хранения лодок, плотов и строительных материалов для их изготовления.
- Заранее составьте перечень документов, имущества и медикаментов, вывозимых при эвакуации.
- Уложите в специальный чемодан необходимые теплые вещи, запас продуктов и медикаментов.
Как действовать во время наводнения.
По сигналу оповещения об угрозе наводнения и об эвакуации сразу же выходите из опасной зоны в назначенный безопасный район или на возвышенные участки местности, захватив с собой документы, ценности, необходимые вещи и двухдневный запас непортящихся продуктов питания
В конечном пункте зарегистрируйтесь
Перед уходом из дома выключите электричество и газ, погасите огонь в отопительных печах, закрепите все плавучие предметы, находящиеся вне зданий. Закройте окна и двери, при необходимости и наличии времени забейте окна и двери первых этажей.
Если эвакуация не была организована, ждите прибытия помощи или спада воды на верхних этажах и крышах зданий, на деревьях или других возвышающихся предметах.
При наводнении прыгать в воду с подручными средствами можно лишь в самом крайнем случае, когда нет надежды на спасение и возвышенность полностью затопляется.
Как действовать после наводнения.
Проветрите помещение. Дождитесь проверки исправности электропроводки, трубопроводов газоснабжения, водопровода и канализации. Для просушивание помещения откройте все двери и окна, уберите грязь, откачайте воду из подвалов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка открытого урока английского языка в 6 классе по учебнику “English V ” И. Н. Верещагина. Тема "Животные в опасности"
Открытый урок английского языка в 6 классе по учебнику "English V" И.Н. Верещагина. Тема "Животные в опасности". Технология: Развитие критического мышления через чтение и письмо. Приемы: "Кластер", "К...
Методическая разработка открытого урока на тему: "Информационная безопасность подростков в сетях интернет"
В данной методической разработке представлен сценарий открытого урока для первокурсников всех специальностей. Цель урока - ознакомиться с потенциальными угрозами, которые могут встретиться при работе ...
Разработка открытого урока по теме: "Отмена крепостного права"
Данная разработка урока выполнена с требованиями ФГОС, подродно дано описание хода урока, технологическая карта....
Разработка открытого урока по теме Past Simple в виде презентации
В данной презентации представлены все этапы урока по теме Past Simple. Презентацию можно использовать как в СПО в качестве повторения грамматических тем и практики чтения так и в основной школе ...
Методы и приёмы обучения безопасному поведению в быту и в чрезвычайных ситуациях
По данным статистики дети - это одна из тех категорий, которая наиболее часто оказывается в экстремальных и опасных. Они же являются самыми незащищенными. В общеобразовательных школах введен пред...
Классный час «Основы безопасности жизнедеятельности человека в опасных и чрезвычайных ситуациях»
Цель:Обобщить знания учащихся по правилам поведения в экстремальных ситуациях, научить предотвращать эти ситуации.Задачи:рассмотрение ситуаций, при которых может возникнуть опасность в повседневной жи...
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА открытого урока по дисциплине: «ОУД.б.04 История» Тема: « Отмена крепостного права и реформы 60-70 –х годов XIXв.»
В данной методической разработке представлена методика проведения комбинированного урока с элементами лабораторной работы, технология проблемного обучения с элемент...