Методическая разработка открытого урока по учебной дисциплине «ОУД 01.01 РУССКИЙ ЯЗЫК»
методическая разработка по русскому языку (10 класс)

Старовойтенко Алла Алексеевна

Целью данного урока является повышение коммуникативной компетентности будущего специалиста гостиничного сервиса, что предполагает умение оптимально использовать средства языка при устном и письменном общении в жизненных и профессиональных ситуациях.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

 «СЕМИКАРАКОРСКИЙ АГРОТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ТЕХНИКУМ»

( ГБПОУ РО « САТТ»)

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

ОТКРЫТОГО УРОКА

ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ

« ОУД 01.01 РУССКИЙ ЯЗЫК»

СПЕЦИАЛЬНОСТЬ 43.02.11 «Гостиничный сервис»

ТЕМА «ЧИСЛА ЕСТЬ БОГ»

(ИМЯ ЧИСЛИТЕЛЬНОЕ)

Преподаватель: Старовойтенко А.А.

2020 г.

Технологическая карта открытого урока по русскому языку в группе ГС-9-20

Предмет

Русский язык

Курс

I

Тип урока

урок открытия новых знаний

Тема

Имя числительное. Правописание имён числительных.

Цель

Расширение понятийной базы по теме «Имя числительное», открытие обучающимися новых знаний о числительных,  их классификации по разрядам, склонении и правописании;

Основные термины, понятия

числительное; количественные, порядковые и дробные числительные; простые, сложные, составные числительные.

Планируемый результат

Предметные умения

- иметь представление о понятиях «имя числительное», «количественные, порядковые и дробные числительные»,;

- уметь определять разряд имён числительных;

- уметь определять группу имени числительного по составу;

- уметь правильно склонять числительные по падежам;

- уметь грамотно писать имена числительные;

- уметь правильно употреблять имена числительные в речи.

 Личностные УУД:

- устанавливать  связь между целью учебной деятельности и ее мотивом;

 - определять общие для всех правила поведения;

 - определять правила работы в группах, парах;

 - оценивать  усваиваемое содержание (исходя из личностных ценностей);

 - устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом.

Регулятивные УУД:

 - определять и формулировать цель деятельности на уроке;

 - проговаривать последовательность действий на уроке; работать по плану, инструкции;

 - высказывать свое предположение на основе учебного материала;

  - отличать верно выполненное задание от неверного;

  - осуществлять самоконтроль;

  - совместно с учителем и однокурсниками давать оценку деятельности на уроке.

 Познавательные УУД:

- ориентироваться в учебнике, тетради, справочной литературе;

 - ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания);

- извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях, официально-деловых текстов, справочной литературы

 - находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях, таблицах, используя свой жизненный опыт;

 - проводить анализ учебного материала;

 - проводить классификацию, указывая на основание классификации;

  - проводить сравнение, объясняя критерии сравнения.

  Коммуникативные УУД:

 - слушать и понимать речь других;

 - умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

 -владеть  диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами русского языка.

Организация пространства

Формы работы

Ресурсы

Фронтальная

Работа в парах

Индивидуальная

Книгопечатная продукция:

Русский язык.  Учебник для учреждений нач и среднего проф. образования. Е.С. Антонова, Т.М. Воителева, 2016

Рабочие листы

Программно-педагогические средства, реализуемые с помощью компьютера:

 презентация на смарт-доске «Имя числительное»

Технические средства обучения:

Компьютер

Дидактические задачи этапов урока

Этапы урока

Дидактические задачи

1.Организационный

(этап мотивации к учебной деятельности)

Подготовка учащихся к работе на уроке: выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности. Прием «Подари улыбку», эпиграф к уроку.

2.Актуализация  опорных знаний и умений.

Выявление места и причины затруднения

Активизация соответствующих мыслительных операций  (анализ, обобщение, классификация и т.д.) и познавательных процессов (внимание, память). Осознание учащимися потребности открытия новых знаний и умений. (интеллектуальная разминка «Назови фразеологизм»,

3.Построение проекта выхода из создавшейся ситуации.

Постановка учебной проблемы

Обеспечение мотивации для принятия обучающимися цели учебно-познавательной деятельности.

(«прочти текст с числительными»)

4.Реализация построенного проекта Формулирование проблемы, планирование деятельности

Создание условий для формулировки цели урока  и постановки учебных задач.

( «слепой текст»)

5. Этап первичного закрепления

В парах или группах учащиеся выполняют задания по новому проекту, проговаривая каждый этап (заполнение таблиц)

Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания знаний, связей и отношений в объекте изучения.

6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Установление правильности и осознанности усвоения учебного материала, выявление пробелов, неверных представлений, их коррекция. Учащиеся самостоятельно выполняют задания, проверяют их по эталону сами, затем друг у друга.

7. Включение в систему знаний и повторения

Зафиксировать полученное знание, довести полученный навык до автоматизированности использования.

(вернуться к тексту, найди ошибку)

8. Подведение итогов. Рефлексия учебной деятельности

Анализ и оценка успешности достижения цели; выявление качества и уровня овладения знаниями. Учащиеся соотносят цели и результаты своей деятельности.

Ход урока:

I. Организационный момент– 1 мин.

 Разминка «Подари улыбку».  Эмоциональный настрой.

 

На доске - фото улыбающихся молодых людей и улыбающихся  подростков  из этой группы.

-Здравствуйте, мои дорогие, неповторимые, талантливые студенты!

- Улыбка ничего не стоит, но много дает. Она обогащает тех, кто ее получает, не обедняя при этом тех, кто ею одаривает. Она длится мгновение, а в памяти остается порой навсегда.

-Подарите друг другу улыбку. Улыбайтесь, и вы будете нравиться людям.

                                       (ребята обмениваются своими  улыбками)

  1. Актуализация опорных знаний и умений – 1 мин. 

Обратите внимание на экран, сейчас перед вами будут появляться картинки, на которых изображен фразеологизм.  Ваша задача, назвать фразеологизм, который зашифрован на картинке. Кстати, что такое фразеологизм, кто мне напомнит?

(Фразеологизм – это устойчивое, неделимое сочетание слов, например, бить баклуши-бездельничать)

Итак, внимание на экран…..

  1. Построение проекта выхода из создавшейся ситуации.

Постановка учебной проблемы  – 5 мин.

Что звучало в каждом вашем ответе?  (число)

Правильно, молодцы! Вы всё знаете! Теперь вы сами можете сказать, чем мы будем сегодня заниматься, о какой части речи будем говорить? Как будет звучать тема нашего урока?

Имя числительное

Сегодня для вашего удобства вы будете все записывать в рабочие листы, которые лежат перед вами. Подпишите их, запишите дату и тему нашего урока.

(Открываем запись темы на доске).

Эпиграф нашего урока «Числа - и есть тот бог, который правит миром». (Пифагор).

-Как вы понимаете это высказывание Пифагора? Согласны ли вы с ним?

(В жизни мы очень часто сталкиваемся с числами).

- Цифры окружают нас всюду.

Сейчас получаете какую специальность? Связанную с туризмом. Скажите,  как будущие специалисты гостиничной сферы, туристического бизнеса, должны знать историю происхождения своего родного города? Конечно.

Обратите внимание в рабочих листах на первое задание, как оно звучит…

Прочтите текст, который называется

История улиц Семикаракорска

В нашем городе около 70 улиц и 30 переулков. В начале 40-х годов 19 века в станице появилась первая улица - "Береговая". Старейшая улица "Береговая" стала "Красноармейской". Бывшая "Аптекарская" стала улицей "Ленина". Улица "Церковная" сначала стала улицей "Октябрьской", а в 2000 году была переименована в проспект "Атаманский". Самая протяженная улица "Авилова" получила своё название в 1920 году, в честь увековечения памяти первого председателя Семикаракорского ревкома Владимира Васильевича Авилова. Эта улица насчитывает около 865 домов: по четной стороне вы можете любоваться  374 домами,  а по нечетной – 491 домом.

  Возникли затруднения при чтении данного текста? Всегда ли при употреблении числительных в устной речи вы знаете, как их произносить? Нет

Исходя из этого, сформулируйте цели сегодняшнего занятия, используя план нашего урока:

  1.  Знание разрядов  имен числительных;
  2. Склонение имен числительных;
  3.  Правописание имен числительных;
  4.  Употребление числительных в речи;

Цель – познакомиться с понятием «Имя числительное», лексико-грамматическими разрядами числительных, сформировать навыки правильной речи. Эти знания вам пригодятся в будущей профессии. Помните, что хороший грамотный специалист ценится  вдвойне.

  1. Реализация построенного проекта. Изучение нового материала 20-30 мин

Обратитесь в рабочих листах к заданию 2,

Используя материал учебника на стр. 172-176, вставьте пропущенные слова в текст.

Имя числительное – это самостоятельная часть речи, которая обозначает (количество или порядок предметов при счете), отвечает на (вопросы сколько? Который, какой.) По значению числительные делятся на (количественные и порядковые) По составу различаются числительные (простые, сложные и составные). Количественные делятся на  следующие  группы: (числительные, обозначающие целое число, собирательные, дробные.)

V.Этап первичного закрепления

3 задание.

Далее перед вами числительные, внимательно посмотрите на них. И разделите их на две группы.  По какому признаку вы разделите эти числительные?

Первый, шесть, семьсот тридцать три, двадцать пятый, шестидесятый, восемьдесят один, девять, девятнадцатый.

Одна группа числительных, которая отвечает на вопрос – сколько? (количественный). Вторая группа отвечает на вопрос какой, который?

( порядковые)..

4 задание

Теперь еще задание для закрепления материала, подобное третьему

У вас в рабочих листах и на доске ( один человек работает) записаны имена числительные:

Два, пятьдесят, тридцать три, двадцать девять, шесть, восемь, пятнадцать, сто семьдесят три, шесть, сорок пять, двести семьдесят три, одиннадцать.

— Вы должны разделить эти числительные на три группы. По какому признаку вы разделите эти числительные? (В одну группу войдут числительные, состоящие из одного корня, в другую — числительные, состоящие из двух корней, в третью из двух слов и более.), один у доски. Обязательно, проверка! взаимопроверка

— Верно, давайте теперь запишем, что числительные, которые состоят из одного слова, называются простыми, из двух корней – сложными, Числительные, которые состоят из двух и более слов называются составными.

Объяснение материала:

К морфологическим признакам числительного относится только склонение (изменение по падежам). Числительные не изменяются по числам ( кроме числ. один) и не имеют категории рода.

Склонение числительных сорок, девяносто, сто

падежи

И., В.

Р., Д., Т., П.

Сорок девяносто сто

сорока девяноста ста

в сложных числительных изменяется каждая часть слова, при склонении составных имен числительных каждое слово.

например: стр. 175 числительное шестьсот двадцать три

стр. 178.

VI.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону Закрепим, все в тетради, у закрытой доски работает  1 человек, склоняем числительное  573,

У количественного числительного склоняется каждая цифра (слово).

Падеж

Вопрос

573

Именительный

есть что?

пятьсот семьдесят три рубля

Родительный

нет чего?

пятисот семидесяти трёх рублей

Дательный

рад чему?

пятистам семидесяти трём рублям

Винительный

вижу что?

пятьсот семьдесят три рубля

Творительный

оплачу чем?

пятьюстами семьюдесятью тремя рублями

Предложный

думаю о чём?

о пятистах семидесяти трёх рублях

Примечание. Числительное 3 (или оканчивающееся на 3) в винительном падеже имеет разные формы склонения: три — для счёта неодушевлённых объектов (вижу три стола), трёх — для счёта одушевлённых (вижу трёх человек). Подробнее смотрите на главной странице сайта.

Проверили, оценили учащегося у доски.

VII. Включение в систему знаний и повторения

А теперь давайте вернемся к заданию 2, к тексту об истории улиц города Семикаракорска и прочтем  последние  предложения еще раз.

Эта улица насчитывает около 865 домов: по четной стороне вы можете любоваться  374 домами,  а по нечетной – 491 домом.

Насчитывает около восьмисот шестидесяти пяти домов; по четной стороне вы можете любоваться тремястами семьюдесятью четырьмя  домами, а по нечетной – четырьмястами девяноста одним домом.

           А мы шагаем дальше. Посмотрите на экран и скажите, как правильно сказать

С обоих концов или с обеих концов

Обоими руками или обеими руками

 Прошу вас открыть стр.176 и узнать, на какие группы в свою очередь делятся количественные числительные. Пожалуйста, читаем вслух.

Итак, кол. Числ.делятся на числ., обозн. Целое число, собирательные и дробные.

Сейчас нас интересуют числительные оба и обе.

 Оказывается!

Числ. Оба  употребляются только с сущ. Муж и ср. рода, например обоих чудовищ

  обе употребляются только с сущ жен. Рода, нельзя сказать у обоих сестер, правильно у обеих….

Исправьте ошибки в сочетании числительных с существительными.

Обе маленькие девочки вышли во двор.

У обоих картин этого художника всегда толпился народ.

Обои Ивановы – хорошие ученики.

У обоих сестер удивительно красивая внешность.

щенки, волчонок, сани, кудри, брюки, брат, очки, мальчик, ученик.

VIII. Закрепление изученного материала, подведение итогов, рефлексия  5-7 мин

Итак, урок подошёл к концу, подведём итоги.

-Что сегодня изучили?

-Чему учились, выполняя задания?

(Правильно употреблять числительные в устной речи, правильно писать числительные,).

- Для чего вам необходимы эти умения? Где  эти знания можете применить?

Рефлексия

Рефлексия: Выберите то выражение с числительным, которое характеризует ваше состояние после урока:

Семь пятниц на неделе;

Двух зайцев убил;

Как свои пять пальцев;

Обещанного три года ждут;

Покажите все свою правую ладонь. На чистом листе бумаги обведите свою ладошку. Каждый палец – это позиция, по которой необходимо высказать свое мнение

  1. Мизинец – Мысли, знания, информация. Что новое сегодня я узнал? Какие важные знания приобрел? В чем возросла моя компетентность, усилился профессионализм? Какие новые и важные идеи сегодня меня «озарили»?

сегодня на уроке я узнал

  1. Безымянный – Близость к цели. Какие оперативные задачи, приближающие меня к достижению важных целей (долгосрочных стратегических), я сегодня решил? И наоборот, достижение каких целей было недостаточным, неуспешным?

 сегодня на уроке я научился…

  1. Средний – состояние, Какие дела были особенно интересными? Что было связано с положительными эмоциями и высокой мотивацией? Напротив, какие дела были скучными, субъективно тяжелыми, делались «через силу»?

настроение у меня…

  1. Указательный – услуга, помощь, сотрудничество. Какие достижения в сфере общения и человеческих отношений были сегодня? Кому я помог, кому оказал цепную услугу, с кем нашел общий язык, с кем вместе хорошо работал? Познакомился ли я с новыми людьми? Улучшились ли мои отношения со старыми знакомыми? Или наоборот, с кем возник конфликт? С кем опыт сотрудничества был неудачным и в силу каких причин?

сегодня на уроке я помог, порадовал…

  1. Большой – бодрость, На какие задачи я затратил больше всего энергии, физических сил? Что позволило отдохнуть, восстановить силы?

сегодня на уроке я был вялым, усталым, легким, для своего здоровья я сделал…

Если Вы желаете добиться в жизни успеха, то необходимо воспользоваться методом пяти пальцев, который был предложен Л.Зайвертом. Этим методом рекомендуется пользоваться каждый вечер. Данный метод является доступной и простой техникой, в которой за каждым из пяти пальцев руки закреплён один из факторов качества достижения цели. Нужно только посмотреть на ладонь правой руки и по первым буквам названия пальцев вспомнить те принципы, на основании которых будет совершаться контроль. Данный удобный и компактный способ даёт возможность качественно и быстро контролировать прошедший день. Если Вы будете ежедневно анализировать прошедший день, контролировать приближение к поставленной цели, то Вы обязательно её достигнете.

Оценки за работу у доски….., за работу на уроке….., на втором уроке мы продолжим знакомиться с именем числительным.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка открытого урока по учебной дисциплине "Русский язык"

Методическая разработка открытого урока по учебной дисциплине "Русский язык"  по теме "Синтаксис"....

Методическая разработка открытого урока по учебной практике ПМ 05 "Приготовление блюд из мяса и с/х птицы"

Методическая разработка открытого материала по ПМ 05 "Приготовление блюд из мяса и с/х птицы"...

Методическая разработка открытого занятия по учебной дисциплине «Иностранный язык» Тема: «Достопримечательности Лондона» для специальности 08.02.02 Строительство и эксплуатация инженерных сооружений

Методическая разработка открытого занятия по учебной дисциплине «Иностранный язык» Тема: «Достопримечательности Лондона» для специальности 08.02.02 Строительство и эксплуатация...

Разработка открытого урока по учебной дисциплине "Обществознание" на тему "Девиантное поведение"

В моей педагогической деятельности приоритетными направлениями обучения являются активные и интерактивные приемы и методы организации деятельности студентов на занятиях.Методическая разработка предста...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ОТКРЫТОГО УРОКА ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ «Информатика и ИКТ»

Методическая разработка открытого урока по УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНе «Информатика и ИКТ» по теме «Компьютер как универсальное устройство для работы с информацией»М...

Методическая разработка открытого урока по учебной дисциплине ОДБ. 01 Русский язык по теме «Сложносочиненные предложения»

Тема: Сложносочиненные предложения.Тип урока: комбинированныйФормы работы: фронтальная, индивидуальная, парная.Здоровьесберегающий компонент: профилактика умственного перенапряжения путём смены видов ...

Методическая разработка Открытого урока по общеобразовательной дисциплине «Информатика» на тему: «Безопасность в сети Интернет»

Методическая разработкаОткрытого урока по общеобразовательной дисциплине «Информатика»на тему: «Безопасность в сети Интернет»...