Конспект урока "Труд -основа жизни"
методическая разработка по обществознанию (5, 6 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Тема: Труд- основа жизни.
Класс: 6
Предмет: обществознание
Клюева Александра Александровна МОУ СОШ 80 г. Сочи
Цели: Раскрыть роль и значение труда в жизни человека, формирование понимания того, что труд основа жизни.
Задачи: 1. Выяснить какую роль играет труд в жизни человека; почему труд оценивается по разном, откуда берется богатство .
2.Воспитания трудолюбия и уважения к труду.
3.Воспитание стремления реализовать свои возможности.
Оборудование: Учебник, тетрадь, иллюстрации в учебнике на стр.125
Схемы на доске, пословицы и поговорки на доске. Карточки.
Словарные слова: Труд, товар, услуга, меценат.
Ход урока:
- Организационный момент (1-2 мин)
-нацелить детей на урок
-сообщение темы и цели урока
- Актуализация опорных знаний по теме «Одноклассники, сверстники, друзья» (7 мин)
- Фронтальный опрос
а) Как называются люди близкие по возрасту? (сверстники)
б) Что такое общение? (Взаимные, деловые, дружеские отношения людей)
в) Объясните поговорку «Не имей сто рублей, а имей сто друзей» (ответ учащихся)
г) Выбрать правильные утверждения
- Ваши сверстники живет в разных странах.
-Ваши сверстники одинаково понимают, что есть добро и зло
-В одном классе могут находится ученики, которые не хотят дружить.
2.Подготовка устного ответа по карточке (заранее раздается слабоуспевающим учащимся , после ответа учащихся остальные ребята могут дополнить ответ)
Внимательно прочитайте вопрос и дайте развернутый ответ.
-Кого можно считать другом?
-чем сверстники отличаются от друзей?
( сверстников у человека много, они могут жить в разных странах и городах, могут быть совершенно не знакомыми друг с другом ,а друзей у человека на много меньше ,близких же единицы)
-Какую роль в жизни человека могут играть друзья? (играют значительную роль.Они помогают в трудных жизненных ситуациях. С друзьями можно поделиться самым сокровенным радостями и горестями).
3. Выводы по опросу (дружба- это бесценный союз, которым нужно дорожить . Стараться развивать в себе качества присущие хорошему другу- доброту, умение прощать , выслушивать .умение заступаться ,делиться вещами Делить радость и горе.
3. Переход к новой теме.(2 мин)
Итак, мы повторили ранее изученную тему о межличностных отношениях, которые являются важными элементами человеческой жизни. Сегодня мы поговорим о не менее важной сфере нашей жизнедеятельности- труде. Теперь откроем тетради запишем число и тему урока.
4. Изучение новой темы.(15 мин)
План:
- Каким бывает труд?
- Что создается трудом?
- Как оценивается труд?
- Богатство и бедностью.
- Богатство обязывает.
На доске
Словарные слова(термины) | Поговорки о труде. |
Труд-деятельность человека в процессе которой он создает предметы (продукты)необходимые для удовлетворения своих потребностей. Товар-продукт труд, который сделан на продажу. Услуга –действие приносящее пользу другому или бытовые полезные удобства (прачечная) Меценат-богатый покровитель наук и искусств. | -Умение и труд все перетрут -Дело мастера боится -Без труда не вытащишь и рыбку из пруда -не печь кормит, а поле -птицу узнают в полете, а человека в работе |
1.Каким бывает труд
Труд дает человеку все необходимое для жизни: пищу, одежду. Предметы быта. Жилище.
Все люди, имеющие возможность трудится, трудятся.
Чем больше человек знает и умеет, тем интереснее его труд.
Ребята найдите синонимы к слову труд (работа, деятельность. занятие., дело)
Понятие труд на стр.124, переносим в тетрадь. Синонимы для сопоставления слов на стр. 124.
Вопрос классу. Итак, что же такое труд?
-деятельность человека для создания материальных благ и духовных ценностей
-работа, занятие
-усилие направленное на достижение цели
-результат деятельности (запись выводов в тетрадь).
Скажите ребята так зачем человеку трудиться? Что дает человеку труд?
Составление схемы на доске и в тетрадях
Что дает человеку труд
? ? ? ? ? ? ?
Богатство, жилище, пищу, Новые знакомства, одежду, предметы быта, самореализацию.
(возможные ответы учащихся)
Стр.125 иллюстрация «Хлеб». Вопрос классу- Каким трудом заняты герои этой картинки? Какие обязанности они выполняют, какая в этом польза? (ответ класса)
2.Что создается в процессе труда?
Трудом создаются различные продукты, среди них товары и услуги. Сейчас мы с вами об этом поговорим подробнее.
В чем же разница межу товаром и услугой стр.126 Рассмотрим иллюстрацию и выясним, что является материальным изделием, а что нет (приводи примеры) работа с учебником стр.125-126 и подготавливаем сообщение, чем товар отличается от услуги ? какие ценности создаются трудом ?
3.Как оценивается труд?
Стр.127 Работа с учебником
Вопрос классу:
всегда ли труд оплачивается и как? (зарплата, премия, повышение, благодарность)
Что ты знаешь из уроков истории о труде и крепостных крестьянах?
Что ждет работника за плохую работу? (Снижение зарплаты, штраф, увольнение, выговор)
Рубрика «Поэтическое слово» прочитайте стих и ответьте на вопросы.
4-5 Богатство и бедность. Богатство обязывает.
Работа с учебником на стр.127-128. Самостоятельно заполните схему на доске и в тетради ,опираясь на материалы учебника.
? ?
?
Предполагаемый ответ учащихся:
1.природные ресурсы
2.результат трудовой деятельности
3.знание и умения человека,
оцениваемые другими людьми
Итак, что же такое богатство? Одинаково ли оно у всех? (ответ класса)
Стр.128-130.работа с текстом учебника. Запись в тетрадь.
Благотворительность (благо и творить) Как вы понимаете данное словообразование? (ответ класса).
Как вы понимаете выражение «Богатство –обязывает»? (ответ класса)
Работа в тетради с материалами учебника. Составляем таблицу.
Люди | Поступки. |
Прасковья Ковалева -Жемчугова | Завещала все свои деньги |
Данная таблица на доске приведена в качестве примера.
Аналогичным образом дети продолжают заполнять ее, самостоятельно находя информацию в тексте учебника.
Подведение итогов урока.
Слово учителя: Сегодня мы с вами поговорили о труде. Каким он бывает ,как оценивается. Надеюсь каждый из Вас извлек для себя самое главное. Труд- это наша возможность удовлетворить свои потребности, стать личностью, принести благо людям. Нужно уметь трудиться и уважать труд Давайте с Вами ответим на некоторые вопросы изученной темы.
-Что такое труд?
-Что дает труд человеку?
-Зачем нужно трудиться?
-Какие правила помогают успешно трудиться?
-От чего зависит достаток в вашем доме? (Класс отвечает на вопросы)
Сообщение домашнего задания: параграф 12 стр.124-132, вопросы стр.131 (1-4) ,пояснение домашнего задания.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект внеклассного занятия на тему: "Труд - основа жизни"
Данная беседа предназначена для проведения с учащимися 8 класса коррекционной школы VIII вида. На всех этапах детям предлагаются развивающие упражнения, что способствует поддержанию познавательн...
Конспект внеклассного занятия на тему: "Труд - основа жизни"
Данное мероприятие предназназначено для учащихся 8 класса коррекционной школы VIII вида. На всех этапах детям предлагаются упражнения развивающего характера, что способствует поддержанию познавательно...
конспект урока обществознания в 6 классе Труд-основа жизни
конспект урока по обществознанию в 6 классе Труд- основа жизни...
Конспект урока "Питание – основа жизни"
Цели:сформировать представление о значении питания в жизни человека;дать понятие о группах веществ: белки, жиры, углеводы, а так же о витаминах и их значении в жизни человека;формировать коммуникативн...
Конспект урока "Обмен веществ – основа жизни"
Конспект урока по Биологии в 6 классе по теме: "Обмен веществ – основа жизни"...