Конспект урока "Труд -основа жизни"
методическая разработка по обществознанию (5, 6 класс) на тему

Клюева Александра Александровна

Урок обществознания 5-6 класс

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл trud_osnova.docx36.93 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Труд- основа жизни.

Класс: 6

Предмет: обществознание

Клюева Александра Александровна МОУ СОШ 80 г. Сочи  

Цели: Раскрыть роль и значение труда в жизни человека, формирование понимания того, что труд основа жизни.

Задачи: 1. Выяснить какую роль играет труд в жизни человека; почему труд оценивается по           разном, откуда берется богатство .

               2.Воспитания трудолюбия и уважения к труду.

               3.Воспитание стремления реализовать свои возможности.

Оборудование: Учебник, тетрадь, иллюстрации в учебнике на стр.125

                            Схемы на доске, пословицы и поговорки на доске. Карточки.

Словарные слова: Труд, товар, услуга, меценат.

Ход урока:

  • Организационный момент (1-2 мин)

-нацелить детей на урок

-сообщение темы и цели урока

  • Актуализация опорных знаний по теме «Одноклассники, сверстники, друзья» (7 мин)
  1. Фронтальный опрос

а) Как называются люди близкие по возрасту? (сверстники)

б) Что такое общение? (Взаимные, деловые, дружеские отношения людей)

в) Объясните поговорку «Не имей сто рублей, а имей сто друзей» (ответ учащихся)

г) Выбрать правильные утверждения

   - Ваши сверстники живет в разных странах.

   -Ваши сверстники одинаково понимают, что есть добро и зло

   -В одном классе могут находится ученики, которые не хотят дружить.

2.Подготовка устного ответа по карточке (заранее раздается слабоуспевающим учащимся , после ответа учащихся остальные ребята могут дополнить ответ)

Внимательно прочитайте вопрос и дайте развернутый ответ.

-Кого можно считать другом?

-чем сверстники отличаются от друзей?

( сверстников у человека много, они могут жить в разных странах и городах, могут быть совершенно не знакомыми друг с другом ,а друзей у человека на много меньше ,близких же единицы)

-Какую роль в жизни человека могут играть друзья? (играют значительную роль.Они помогают в трудных жизненных ситуациях. С друзьями можно поделиться самым сокровенным радостями и горестями).

3. Выводы по опросу (дружба- это бесценный союз, которым нужно дорожить . Стараться развивать в себе качества присущие хорошему другу- доброту, умение прощать , выслушивать .умение заступаться ,делиться вещами Делить радость и горе.

3. Переход к новой теме.(2 мин)

Итак, мы повторили ранее изученную тему о межличностных отношениях, которые   являются важными элементами человеческой жизни. Сегодня мы поговорим о не менее важной сфере нашей жизнедеятельности- труде. Теперь откроем тетради запишем число и тему урока.

4. Изучение новой темы.(15 мин)

План:

  1. Каким бывает труд?
  2. Что создается трудом?
  3. Как оценивается труд?
  4. Богатство и бедностью.
  5. Богатство обязывает.

На доске

Словарные слова(термины)

Поговорки о труде.

Труд-деятельность человека в процессе которой он создает предметы

(продукты)необходимые для удовлетворения своих потребностей.

Товар-продукт труд, который сделан на продажу.

Услуга –действие приносящее пользу другому или бытовые полезные удобства (прачечная)

Меценат-богатый покровитель наук и искусств.

-Умение и труд все перетрут

-Дело мастера боится

-Без труда не вытащишь и рыбку из пруда

-не печь кормит, а поле

-птицу узнают в полете, а человека в работе

 

1.Каким бывает труд

Труд дает человеку все необходимое для жизни: пищу, одежду. Предметы быта. Жилище.

Все люди, имеющие возможность  трудится, трудятся.

Чем больше человек знает и умеет, тем интереснее его труд.

Ребята найдите синонимы к слову труд (работа, деятельность. занятие., дело)

  Понятие труд на стр.124, переносим в тетрадь. Синонимы для сопоставления слов на стр. 124.

Вопрос классу. Итак, что же такое труд?

-деятельность человека для создания материальных благ и духовных ценностей

-работа, занятие

-усилие   направленное на достижение цели

-результат деятельности (запись выводов в тетрадь).

Скажите ребята так зачем человеку трудиться? Что дает человеку труд?

Составление схемы на доске и в тетрадях

                         

                                               Что дает человеку труд

 

?                 ?                                    ?                               ?                                  ?                         ?                    ?

Богатство, жилище, пищу, Новые знакомства, одежду, предметы быта, самореализацию.

(возможные ответы учащихся)

Стр.125 иллюстрация «Хлеб». Вопрос классу- Каким трудом заняты герои этой картинки? Какие обязанности они выполняют, какая в этом польза? (ответ класса)

2.Что создается в процессе труда?  

Трудом создаются различные продукты, среди них товары и услуги. Сейчас мы с вами об этом поговорим подробнее.

В чем же разница межу товаром и услугой стр.126 Рассмотрим иллюстрацию и выясним, что является материальным изделием, а что нет (приводи примеры) работа с учебником стр.125-126 и подготавливаем сообщение, чем товар отличается от услуги ? какие ценности создаются трудом ?

 

 3.Как оценивается труд?

Стр.127 Работа с учебником

Вопрос классу:

всегда ли труд оплачивается и как? (зарплата, премия, повышение, благодарность)

Что ты знаешь из уроков истории о труде и крепостных крестьянах?

Что ждет работника за плохую работу? (Снижение зарплаты, штраф, увольнение, выговор)

Рубрика «Поэтическое слово» прочитайте стих и ответьте на вопросы.

 

4-5 Богатство и бедность. Богатство обязывает.

Работа с учебником на стр.127-128. Самостоятельно заполните схему на доске и в тетради ,опираясь на материалы учебника.

 

             

                      ?        ?

                                                         ?

Предполагаемый ответ учащихся:

1.природные ресурсы

2.результат трудовой деятельности

3.знание и умения человека,                

оцениваемые другими людьми

Итак, что же такое богатство? Одинаково ли оно у всех? (ответ класса) 

Стр.128-130.работа с текстом учебника. Запись в тетрадь.

Благотворительность (благо и творить) Как вы понимаете данное словообразование? (ответ класса).

Как вы понимаете выражение «Богатство –обязывает»? (ответ класса)

Работа в тетради с материалами учебника. Составляем таблицу.

Люди

Поступки.

Прасковья Ковалева -Жемчугова

Завещала все свои деньги

Данная таблица на доске приведена в качестве примера.

Аналогичным образом дети продолжают заполнять ее, самостоятельно находя информацию в тексте учебника.

 Подведение итогов урока.

Слово учителя: Сегодня мы с вами поговорили о труде. Каким он бывает ,как оценивается. Надеюсь каждый из Вас извлек для себя самое главное. Труд- это наша возможность удовлетворить свои потребности, стать личностью, принести благо людям. Нужно уметь трудиться и уважать труд Давайте с Вами ответим на некоторые вопросы изученной темы.

-Что такое труд?

-Что дает труд человеку?

-Зачем нужно трудиться?

-Какие правила помогают успешно трудиться?

-От чего зависит достаток в вашем доме? (Класс отвечает на вопросы)  

Сообщение домашнего задания: параграф 12 стр.124-132, вопросы стр.131 (1-4) ,пояснение домашнего задания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект внеклассного занятия на тему: "Труд - основа жизни"

Данная беседа предназначена для проведения с учащимися 8 класса коррекционной школы VIII вида. На всех этапах  детям предлагаются развивающие упражнения, что способствует поддержанию познавательн...

Конспект внеклассного занятия на тему: "Труд - основа жизни"

Данное мероприятие предназназначено для учащихся 8 класса коррекционной школы VIII вида. На всех этапах детям предлагаются упражнения развивающего характера, что способствует поддержанию познавательно...

конспект урока обществознания в 6 классе Труд-основа жизни

конспект урока по обществознанию в 6 классе Труд- основа жизни...

Конспект урока "Питание – основа жизни"

Цели:сформировать представление о значении питания в жизни человека;дать понятие о группах веществ: белки, жиры, углеводы, а так же о витаминах и их значении в жизни человека;формировать коммуникативн...

Конспект урока "Обмен веществ – основа жизни"

Конспект урока по Биологии в 6 классе по теме: "Обмен веществ – основа жизни"...