Конспект урока обществознания в 6 классе "Труд - основа жизни"
план-конспект урока по обществознанию (6 класс)

Астайкина Людмила Дмитриевна

-

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_po_teme_trud-osnova_zhizni.doc72 КБ

Предварительный просмотр:

Урок обществознания в 6 классе

по теме:

«Труд – основа жизни».

       

           Разработала и провела

          учитель обществознания: Астайкина Л. Д.

1 слайд.

Здравствуйте, ребята.

2 слайд.

Обратите внимание на экран. Будьте внимательны и наблюдательны.

Ребята, кого вы здесь видите?

(Врачей, строителей, хлеборобов, пожарников)

Людей разных профессий, каждый из которых обладает определённым мастерством.

А что объединяет этих людей?

Правильно, труд.

3 слайд.

В мире слов разнообразных,

Что блестят, горят и жгут, —

Золотых, стальных, алмазных, —

Нет священней слова: «труд»!

                                                     Автор: В. Брюсов

4 слайд.

        Ребята, сегодня на уроке мы будем говорить о труде.

        И тема нашего урока «Труд – основа жизни».

5 слайд.

В процессе работы мы с вами раскроем роль и значение труда в жизни человека.

6 слайд.

Наш урок мы начнём с песни «Рабочий человек» в исполнении Марка Бернеса.

7 слайд.

Эпиграфом нашего урока послужат слова Франческо Петрарки: Человек рожден для труда, как птица для полета и рыба для плавания.  В конце урока мы  вновь вернёмся с вами к этим словам и выясним, доказали ли истину данных слов.

8 слайд.

А теперь мы познакомимся с одной притчей.

Притча,  это короткий рассказ в иносказательной форме, с нравственным поучением. 

В кузнице отремонтировали две сохи. Они выглядели одинаково. Одна из них осталась стоять в углу сарая. Её жизнь была легче, чем жизнь другой сохи, она ничего не делала, стояла в углу и наслаждалась жизнью. А вот первая соха, которую крестьянин на следующее утро погрузил на телегу и привёз на поле, не залеживалась, а была всегда при деле.  Там она стала красивой и блестящей. Когда обе сохи вновь встретились в сарае, они с удивлением посмотрели друг на друга. Соха, которую не употребляли в дело, была покрыта ржавчиной. С завистью она смотрела на блестящую подругу:
- Скажи, как ты стала такой красивой? Ведь мне так хорошо было в тишине сарая стоять в своём углу.
- Это безделье тебя изменило
, а я стала красивой от труда – ответила вторая соха.

Какой смысл имеет эта притча?  

1. Надо трудиться.

2. Не надо сидеть без дела.

 Да,  эта притча учит нас тому, что в жизни  многое формируется  через  трудолюбие, в данном случае и  красота. Как видим без труда даже соха, на которой не работали, заржавела, а вторая, на которой трудились, стала красивой и блестящей,  и на вопрос подруги, как ты стала красивой, ответила, я стала красивой от труда.

А можем ли мы здесь сравнить труд сохи с трудом человека?

Можем. Труд так же  красит и  человека.  

А как труд красит человека?

Добрым словом. Тот, кто работает у него жизнь интереснее, насыщеннее, красивее. Если он трудится на благо народа, это приносит ему славу, почёт других людей. А без труда человек меняется в плохую сторону.

Правильно, автор притчи и хотел именно через образы сохи показать  нам человека трудолюбивого и лентяя.

9 слайд.

Ребята, а какие пословицы о труде и лени вы можете привести в пример?

 Посмотрите на иллюстрации, может быть они послужат вам подсказкой.

 1. Труд человека кормит а лень портит.

 2. Хочешь есть калачи, не лежи на печи.

        3. Лентяя хлебом не корми, только с печи не гони.

        4. Дерево ценят по плодам, а человека – по делам.

        5. Без дела жить – только небо коптить.

       6.  У ленивой пряхи и для себя нет рубахи.

       7. Дерево сильнее корнями, а человек – трудами.

       8. Землю солнце красит, а человека труд.

   Хорошо, молодцы.

10 слайд.

О лентяях и трудолюбивых людях говорится не только в притчах и пословицах, но и в сказках. Давайте одну из них послушаем.

У одного человека было три сына. И вот однажды он умер, оставив каждому из них наследство. Старшему сыну достался большой красивый дом, среднему – корова, ну а самому младшему – топор с рукавицами. 
Каждый сын занялся своим делом. Старший создал семью и жил вместе с женой и детьми в своем доме. Средний сын решил продавать молоко. А младшему  достался самый тяжелый труд – работать топором. 
Прошло несколько лет… Пришло время пожинать плоды своего труда. Старший сын жил, за домом не следил, он у него весь покосился и из большого и красивого превратился в убогий и невзрачный. Средний сын оказался ленивым, и очень скоро его корова стала давать все меньше молока. И только младший сын с помощью своего топора смог не только себе на хлеб заработать, но и дом построить, и корову купить.  
Позавидовали ему братья. И решили, что топор у брата волшебный, надо его себе забрать и зажить припеваючи. Но не тут-то было. Топор стащили, а ничего не сработало. «Рукавиц не хватает!» - решили они. И присвоили их себе. Снова ничего! А младший брат в это время не горевал. Он купил себе новый топор, лучше прежнего, и продолжал работать. Тогда и поняли братья, что все дело не в топоре, а в трудолюбии и умении. Взяли пример со своего младшего брата, научились трудиться и стали хорошими мастерами.

Как вы думаете, чему учит нас эта сказка?

Трудолюбию.

Не надо завидовать чужому труду.

Нужно самим работать.

Нужно добиваться всего своим трудом.

Издавна прославлялся человек труда и высмеивался ленивый, не желающий ничего делать. Труд всегда был, есть и будет важнейшей составляющей в жизни человека.

11 слайд.

 К сегодняшнему уроку для вас коллективным домашним заданием было провести анкетирование среди учителей и учащихся по вопросам: Что такое труд? Что создается трудом? и Как вознаграждается труд? Кто из вас желает сделать сообщение о результатах данного анкетирования?

Нами было опрошено 50 человек.

20    из них считают что труд -  это полезная деятельность человека для создания материальных ценностей;

       15 человек  считают, что труд -  осмысленные действия человека, приносящие какие-то результаты;

       5 человек считают, что труд – это тяжёлая обязанность;

       10 человек считают, что труд – это  работа, которая должна быть вознаграждена чем-то.

А как ответили на вопрос «Что создаётся трудом?»

       На вопрос «Что создаётся трудом?»  ответили:

             20  человек: «Трудом создаются техника, товары потребления»

            15  человек: «Трудом создаётся всё то, чем пользуется человек в жизни»;

  15  человек: «Трудом создаются  все ценности, окружающие людей, приносящие ему пользу».

А какие ответы были на вопрос «Как вознаграждается труд?»

       А на вопрос «Как вознаграждается труд» дали такие ответы:

       20 человек ответили:  «Деньгами»;

      15 человек ответили: «Премиями, грамотами, благодарностями»;

     10  человек ответили: «Благодарностью, уважением людей»;

     5  человек ответили: «Моральным удовлетворением, радостью от сделанной работы».

   С заданием вы справились.

         А какой всё же вывод мы  сделаем по результатам анкетирования. Как считают большинство вами опрошенных?

         Большинство опрошенных считают, что труд - это деятельность людей, трудом создаются товары и услуги и труд вознаграждается деньгами.                                            

12 слайд.

А теперь обратимся к словарям, и посмотрим, какие определения слову «труд» дают их авторы.  Начнём со словаря Ожегова.

В толковом словаре Ожегова слово труд – это целесообразная деятельность человека, направленная на создание с помощью орудий производства материальных и духовных ценностей.        

Следующий словарь Даля.

В толковом словаре Даля,  труд – это работа, занятие, упражненье, дело; все, что требует усилий, старанья и заботы; всякое напряженье телесных или умственных сил; все, что утомляет. Человек рожден на труд. Без труда нет добра. Труд кормит и одевает.

И какое определение дано в Большом Энциклопедическом словаре?

В Большом Энциклопедическом словаре слово труд звучит так. Это целесообразная деятельность человека, направленная на сохранение, видоизменение, приспособление среды обитания для удовлетворения своих потребностей, на производство товаров и услуг.

Ребята, одинаковы ли определения в словарях слову «труд»?

В словаре Даля другое определение, а в словаре Ожегова и в Большом энциклопедическом словаре похожие. В словаре Даля труд – это работа, занятие, дело, а в словаре Ожегова и в Большом энциклопедическом словаре труд это целесообразная деятельность человека.

       А теперь прочитаем  определение к понятию  «труд» по учебнику. Страница 124.

И какой вывод  мы можем сделать с вами из всего того что узнали о слове «труд»?

(Главное в труде это деятельность с определённой целью и результатом)

13 слайд.

Труд- это деятельность человека, которая имеет определенную цель, требует специальных знаний и умений и всегда приводит к результату.

Чтобы это лучше запомнить, сделаем запись в тетрадях.

14 слайд.

А что для вас сейчас является основным трудом? ( Учёба) 

Учёба – это база вашей дальнейшей жизни.  Как выстроить свою жизнь? На этот сложный вопрос вы не раз будете искать ответы. Для определения главных и второстепенных целей и задач я предлагаю вам выполнить индивидуальные мини - проекты: у каждого из вас на столе нарисованное дерево, пусть оно  олицетворяет вашу жизнь, а на веточках этого дерева  вы запишите все цели, которые хотели бы достичь в жизни.  

А сейчас мы послушаем некоторых из вас. Кто желает?

 Я хочу,  чтобы вы их все достигли, но знайте, что для достижения любой цели нужно приложить труд и усилие.

15 слайд.  Это нам доказали  и наши спортсмены, которые защищали честь России на 22 зимних олимпийских играх в Сочи. Как много и упорно они трудились и какова цена их победы. Россия  стала первой по выигранным медалям. И как вы ребята думаете спорт это труд?

16 слайд.

Вот сейчас идут параолимпийские игры, где участвуют люди с ограниченными возможностями, а для этих людей спорт не просто труд, а смысл их жизни, эти люди достойны восхищения. И мы также радуемся их успехам.

17 слайд.

Игра. У каждого на парте лежат карточки со словами “да”, “нет”. Я вам сейчас буду задавать вопросы, а вы поднимаете ту карточку, на которой, по-вашему, мнению зафиксирован правильный ответ. Будьте готовы свой ответ обосновать.

- Дети должны помогать родителям по дому?

       - Дети должны выполнять те домашние задания, которые вызывают у них лишь интерес?

       - Дети должны хорошо учиться?  

       - В древние времена дети не работали, а только играли?

- А что делали?  

18 слайд.

Во все времена детей приобщали к труду, иногда это был тяжёлый  изнурительный труд. Обратим внимание на картину Перова «Тройка».

Что вы видите на картине?

Как изображены лица детей?

(лица изнеможённые, лица маленьких мучеников).

(лица с застывшим страданием и безысходностью)

А ещё что изображено на картине?

(очень длинная, мрачная стена монастыря).

 Именно эта стена делает картину ещё более безрадостной. Она говорит о том, что в жестоком, несправедливом мире, в том самом времени, где царил звериный закон, выживает сильнейший, -  нет никакого просвета, нет выхода, неоткуда ждать помощи. И по упорству детей в их нелёгком труде мы видим, что они привыкли во всём полагаться только на себя. Их судьба – работать.

В мире, где они живут, нет маленьких и взрослых, нет мужчин и женщин, а есть богатые и бедные, рабочие и работодатели.

Мы же с вами живём в другом времени. Теперь в России труд свободен  никто не может принудить работать на нелюбимой работе. Каждый сам волен решать – где ему работать. У человека есть право на труд. Каждая профессия хороша по- своему. В мире ребята тысячу профессий, давайте посмотрим на некоторые из них.

19 слайд-видео. 

Я думаю, когда вы вырастете, то выберете ту профессию, которая вам по душе, но помните, что любая из них нужна и важна!

20 слайд.

Ветерок спросил, пролетая:

- Отчего ты, рожь, золотая?

А в ответ колоски шелестят:

- Золотые руки растят!

Ребята, о каком человеке можно сказать: «У него золотые руки»?

Тот кто хорошо работает;

Тот который хорошо знает своё дело.

Да это человек – мастер своего дела, который  усердно трудится и получает отличные результаты. Его работа вызывает у людей восхищение и дарит хорошие эмоции.

А каждый ли может быть мастером своего дела?   Чтобы ответить на этот вопрос послушайте стихотворение:

21 слайд.

Странное дело,

А может быть, нет-

Жил-был на свете

Когда-то сапожник.

Был он сапожником

Сорок пять лет.

Но про него говорили:

«Художник!»

Почему труд сапожника сравнили с трудом художника? Как он выполнял свою работу?

Он был мастером своего дела. Его мы можем назвать, человек с золотыми руками. Он очень красиво выполнял свою работу.  Его обувь была произведением искусства. Ей можно было любоваться, как картинами художников.

Правильно. И вот как об этом говориться ребята в пословице.

Мастерство тому даётся, кто весь делу отдаётся.

   Но а теперь послушайте продолжение этого стихотворения.

22 слайд.

     Странное дело,

А может быть, нет -

Жил-был на свете

Когда-то художник.

Был он художником

Семьдесят лет.

Но про него говорили:

«Сапожник!»

Почему?

 Потому что художник при выполнении работы не вкладывал в неё душу, не был старателен.

Каждый человек в жизни должен выбрать дело именно по душе и выбрать такую работу, которая приносила бы удовольствие, радость и себе и людям.  Как говорится в пословице «Не за своё дело не берись, а за своим делом не ленись).

23 слайд.

Человек красив и славен своим трудом. В труде – смысл жизни. Так было и будет во все времена. Мы оцениваем человека по тому, как он работает и как он относится к другим людям. Трудом создано все прекрасное и все самое необходимое на Земле. Труд немыслим без человека, а человек немыслим без труда. Это люди, которые трудятся на благо нашего района, многих из них, вы, узнали. Мы должны быть им благодарны за их труд.

Ребята, как вы думаете, смогли ли мы доказать истину слов  «Человек рожден для труда, как птица для полета и рыба для плавания».

Понравился ли вам урок?

А что каждый из вас взял из этого урока для себя, для жизни?

24 слайд.

 Домашние задание будет творческое, написать  сочинение - размышление на тему «Все профессии нужны, все профессии важны». Где вы должны рассказать о профессии,  которая вам нравится.

И наш урок  завершим словами  Роберта Рождественского:

25 слайд.

Пока в пространстве кружится планета,

На ней, залитой солнцем, никогда

Не будет дня, чтоб не было рассвета.

Не будет дня, чтоб не было труда.

                                        Р.Рождественский.

26 слайд.

Всем всего доброго.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока "Поспорим с Шопенгауэром". Основы здорового образа жизни.

Данный урок "Поспорим с Шопенгауэром" по теме "Здоровый образ жизни. Основные понятия и определения" был дан в ходе аттестации. Время занятия - 45 минут....

конспект урока обществознания в 6 классе Труд-основа жизни

конспект урока по обществознанию в 6 классе Труд- основа жизни...

Конспект урока Обществознания в 11 классе по теме: Роль СМИ в политической жизни.

Конспект урока Обществознания в 11 классе по теме:Роль СМИ в политической жизни. Цели и задачи: Создать условия для осознания учащимися значения и роли средств массовой информации; проанализирова...

Конспект урока обществознания 6 класс " Устройство общественной жизни. Основные сферы жизни общества и их взаимодействие"

Конспект урока по обществознанию "" Устройство общественной жизни. Основные сферы жизни общества и их взаимодействие" для 6 класс по ФРП...