Конспект урока на тему "Труд - основа жизни"
план-конспект урока по обществознанию (5 класс) на тему
Предварительный просмотр:
КОНСПЕКТ УРОКА ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ В 5 КЛАССЕ
- Тема урока: «Труд – основа жизни»
- Целевые установки урока:
- образовательная цель: изучение понятия «труд», определение роли и значения труда в жизни человека, изучение понятий «товар» и «услуги», формирование умения различать эти понятия; изучение вопросов оценивания труда человека в современном обществе;
- воспитательная цель: воспитание культуры труда и уважительного отношения к нему, воспитание интереса к обществознанию как к предмету.
- развивающая цель: развитие умения работать с текстом учебника, таблицей, притчей, рисунками; развитие умения сравнивать, анализировать, отвечать на поставленные вопросы по существу, работать индивидуально и в парах; формирование умения высказывать и отстаивать свою точку зрения.
- Тип урока: урок изучения нового материала
- Литература:
- Обществознание. 5класс: учеб. для общеобразоват. учреждений / под ред. Л.Н. Боголюбова, Л.Ф. Ивановой. – М.: Просвещение, 2013. – 127 с.
- Иванова Л.Ф., Хотеенкова Я.В. Обществознание. 5 класс: рабочая тетрадь. / Л.Ф. Иванова, Я.В. Хотеенкова. – М.: Просвещение, 2014. – 80 с.
- Интернет сайты:
- http://ped-kopilka.ru/blogs/lukjanchikova-elena/konspekt-uroka-obschestvoznanija-v-5-klase-po-teme-trud-osnova-zhizni.html
- http://nsportal.ru/shkola/obshchestvoznanie/library/2015/07/29/tehnologicheskaya-karta-uroka-obshchestvoznaniya-5-klass
- http://nsportal.ru/shkola/klassnoerukovodstvo/library/2015/02/23/trud-osnova-zhizni
- Технические средства обучения:
- Компьютер;
- Экран;
- Проектор;
- Колонки;
- Доска;
- Мел.
План урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся |
1.Организационный момент | Учитель приветствует обучающихся: «Здравствуйте, ребята! Присаживайтесь!». Проверка отсутствующих. | Обучающиеся приветствуют учителя стоя и молча, затем садятся на свои места. Староста называет отсутствующих. |
2.Определение темы урока | Ребята, посмотрите на картинку, которая изображена на экране (слайд 1), и ответьте на вопрос: что объединяет всех этих людей? Верно, тут изображены представители различных профессий. Наш народ богат талантами, мастерами своего дела. Таким человеком был и замечательный поэт, творивший в начале прошлого века, Валерий Яковлевич Брюсов. Сейчас мы познакомимся с одним из его стихотворений. (слайд 2). Но вот беда – одно слово в нём за давностью лет утеряно. Давайте определим это слово. Верно, конечно же это слово «труд».(слайд 3) Какой же теме будет повещен наш урок? | Они работают, трудятся Дети читают стихотворение и определяют недостающее слово – труд Труду |
3.Новая тема урока «Труд – основа жизни». План урока: 1) Труд и его виды. 2) Что создается трудом. 3) Оценка труда. | Верно, мы начинаем изучение новой главы, которая называется «Труд». А тема сегодняшнего урока: «Труд-основа жизни». Давайте запишем тему урока в тетради. Как вы считаете, о чем мы обязательно должны сказать при рассмотрении этой темы? Верно, сегодня мы рассмотри следующие вопросы:
В конце урока нам нужно ответить на вопрос: «Почему труд является основой жизни?», а также сравнить ваш труд и труд ваших родителей. Скажи, пожалуйста, а как вы понимаете, что такое труд? Верно, труд – это целенаправленная деятельность человека, которая требует знаний и умений и всегда приводит к результату. Давайте запишем это определение в тетради. (слайд 4) Труд различается по содержанию и сложности. Далеко не каждый человек может работать врачом, программистом, почтальоном. Труд грузчика, к примеру, считается, простым. А вот инженер имеет дело с техникой, приборами, что требует обширных знаний, поэтому такой труд называется сложным. На выполнение задания у вас 5 минут. Время истекло, давайте проверим как вы справились с заданием. Молодцы! С заданием справились. Таким образом, мы выяснили, что труд – это деятельность человека, которая всегда выполняется с какой-то целью и приводит к результату. Так же разобрались в том, что труд различается по содержанию и сложности. Ребята, давайте прочитаем притчу и определим ее основной смысл? (слайд 6) Ребята, а зачем человеку трудиться? Что создается трудом? Верно, труд дает человеку все необходимое для жизни: пищу, одежду, предметы быта, жилище. Трудом создаются различные продукты. Среди них - вещи, разные изделия, а также услуги. Например, книги, которые лежат у вас в портфелях, - это изделие. А вот когда вы идете в парикмахерскую или к врачу, вы пользуетесь услугой. Продукт, произведенный на продажу, называется товаром. В товарах, которые вы приобретаете для своих нужд, заключен многообразный человеческий труд. Давайте попробуем дать определения, что такое товар и что такое услуга. Посмотри на определения на экране: Товар - это продукт труда, изготовленный для обмена, продажи. Услуги - это бытовые удобства, предоставляемые кому-нибудь. Запишите в тетради эти определения. Молодцы, мы выяснили, что трудом могут создаваться как материальные изделия, так и услуги, разницу между ними мы разобрали. Ребята, а как оценивается труд работника? Качественный труд заслуживает поощрения. А как можно поощрить работника? Правильно. Это может быть премия или дополнительная оплата (надбавка), а может быть и благодарность или повышение в должности. Для добросовестного работника важна и моральная оценка его труда (одобрение, похвала), собственная удовлетворенность результатами. А за плохую работу могут как-то наказать работника? Верно. За плохую работу может быть наложено взыскание в виде штрафа, а то и последовать увольнение. Ребята, а всегда ли труд оплачивается? А назовите мне примеры. Хорошо, еще хорошим примером труда, за который не платят денег, является деятельность волонтеров. Давайте послушаем сообщение, которое подготовила ваша одноклассница, и подумаем: что же является оплатой за этот труд? (приложение 3) Совершенно верно, это и является оплатой за этот благородный труд. Таким образом мы выяснили как же оценивается труд человека: это не только зарплата которую получает человек, но и моральная оценка его деятельности, а также собственная удовлетворенность результатом работы. | Обучающиеся записывают тему урока в тетради. Что такое труд, каким он бывает, зачем трудиться Это занятие человека, которым он занимается, когда хочет что-то изготовить или заработать деньги Дети записывают определение в тетради. Дети работают с таблицей. Я считаю, что для профессии шахтера подходят характеристики…….. Один из обучающихся читает притчу. Основной смысл в том, что каждому человеку необходимо трудиться. Чтобы зарабатывать деньги, чтобы изготовить что-то. Еда, вещи, дома
Товар – это материальное изделие, а услуга – это когда за деньги для тебя что-то делают. Дети записывают определения в тетради. 1 , 3 – материальное изделие 2,4 – услуга Ему платят зарплату. Грамота, повышение, премия Да, отругать, уволить Нет Рабы Благодарность, моральная оценка, собственная удовлетворенность. |
4.Закрепление нового материала | Давайте теперь ответим и на главные вопросы нашей темы: Почему труд является основой жизни? Верно, трудом создается все необходимое для жизни человека. Ребята, а занимаетесь каким-нибудь трудом? Сравните ваш труд и труд ваших родителей. Верно, труд ваших родителей и учебный труд отличаются, но учебный труд тоже очень важен, потому что именно он готовит вас к труду во взрослой жизни. | Труд является основой жизни, потому что труд дает человеку все необходимое для жизни: пищу, одежду, предметы быта, жилище. А также позволяет зарабатывать деньги, чтобы содержать свою семью. Учебным Родители ходят на работу, а мы в школу, родители зарабатывают деньги, а мы получаем знания. |
5. Вывод учителя по новой теме | Таким образом, мы изучили с вами, что такое труд, узнали какие виды труда бывают, узнали, что создается трудом, а также рассмотрели как оценивается труд. | |
6.Рефлексия | Посмотрите пожалуйста на экран (слайд 7) и ответьте на вопросы:
| Ответы обучающихся |
7.Домашнее задание | Учитель просит достать дневники и записать домашнее задание: параграф 9, написать 10 правил результативного труда | Обучающиеся достают дневники и записывают домашнее задание. |
8.Выставление оценок | Учитель оценивает работу обучающихся на уроке, выставляет оценки в журнал и дневники обучающихся. | Обучающиеся, получившие оценки на уроке, подносят дневник учителю для выставления оценок. |
ПРИЛОЖЕНИЕ №1
Профессия | Характеристика труда |
Шофёр | |
Учитель | |
Художник | |
Домашняя хозяйка | |
Дворник | |
Программист | |
Агроном | |
Полицейский | |
Врач | |
Продавец |
ПРИЛОЖЕНИЕ №3
Волонтёрство – это добровольная работа на пользу обществу, на помощь конкретным людям, нуждающимся в дополнительной социальной защите и поддержке.
Волонтёр – это человек, который делает что-то полезное для других и не просит ничего взамен.
Волонтеры добровольно работают бесплатно. Основные причины, по которым люди вступают в волонтёрские движения.
1. Волонтёрство – это возможность сделать мир счастливее. Добровольцы занимаются «размножением» улыбок, растят надежды на излечения тяжелобольных, восстанавливают веру в молодое поколение у пожилых людей и занимаются другими интересными делами, которые приносят позитив в наш мир. Многим волонтерство помогает обрести смысл жизни.
2. Волонтёрство – это приобретение практических знаний, необходимых для найма на оплачиваемую работу.
Большинство работодатели не хотят нанимать молодых специалистов без опыта работы. А как приобрести этот опыт, если тебя не хотят брать на работу? Волонтёрская деятельность – реальный выход из этой непростой ситуации. Работа добровольцем может помочь вам приобрести навыки, необходимые для устройства на хорошую оплачиваемую работу.
3. Волонтёрство – это встречи с интересными людьми. Большинство волонтеров – разносторонние личности со множеством хобби и индивидуальными взглядами на жизнь. Также, работая добровольцем, вы можете встретиться с волонтёрами из других стран, известными спортсменами и звёздами эстрады, которые принимают участие в благотворительных мероприятиях.
4. Волонтёрство – это получение навыков, которые могут пригодиться в повседневной жизни.
Например, в рамках волонтерской деятельности добровольцы могут приобреcти опыт ремонтных и строительных работ – волонтеры занимаются оклейкой обоев и окраской окон в больницах и интернатах, установкой детских площадок и многим другим. В результате такой работы добровольцы приобретают навыки, позволяющие им, сделать качественный ремонт у себя дома и подработать по данной специализации.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока литературы на тему:"Проблема счастья в поэме Н.А.Некрасова"Кому на Руси жить хорошо",конспект урока литературы на тему:"Жизнь и творчество М.Цветаевой"
конспект урока по литературе .Работа в группах...
Урок "Семья - нравственная основа жизни человека. Быт поместного дворянства в романе "Война и мир" Л.Н. Толстого"
Разработка урока литературы в форме круглого стола с использованием технологии "Развитие критического мышления через чтение и письмо". В методическом описании урока указаны цель урока, задачи, планиру...
Тема урока: Труд – нравственная основа жизни героев Платонова (по рассказу А.П.Платонова «Песчаная учительница»).
Лабораторная работа «Как изменилась жизнь в пустыне» Найдите в главе II яркие слова, рисующие враждебный человеку облик пустыни, где затерялось село Хошутово. Каким увидела Хошутово Мария Никифоровн...
рабочий лист учащегося на уроке обществознания "Труд- основа жизни"
Рабочий лист включает: работу по определению темы урока, закреплению изученного материала, самооценки и домашнего задания....
Урок-конференция "Вода - основа жизни"
Вода - основа жизни на ЗемлеУрок – практикум, где в форме пресс – конференции, обучающиеся 8 класса получают знания о воде....
Презентация + конспект урока по теме "Особенности жизни в океане. Распространение жизни в океане".
Конспект урока географии для учащихся 6 класса к учебнику Дронова, Савельевой...
Конспект урока "Обмен веществ – основа жизни"
Конспект урока по Биологии в 6 классе по теме: "Обмен веществ – основа жизни"...