конспект урока обществознания в 6 классе Труд-основа жизни
план-конспект урока по обществознанию (6 класс) на тему
конспект урока по обществознанию в 6 классе Труд- основа жизни
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_trud-osnova_zhizni.docx | 98.67 КБ |
Предварительный просмотр:
Труд- основа жизни.
Давайте вспомним. Какие виды деятельности человека вы знаете? (Учеба, игра, труд, общение). Мы с вами уже затрагивали такой вид деятельности, как учеба, а сегодня мы начинаем новый раздел нашего курса, посвящённый труду.
Наверное, каждый знает по себе, что трудиться для человека очень тяжело, у большинства из нас нет желания этого делать. Однако труд, однозначно, обязателен для любого человека.
Наверняка вы знаете, что принято считать, что хороший человек – это трудолюбивый человек, а вот человек, который ленится, бесцельно проживает свою жизнь не приятен обществу. Давайте выясним, почему же труд считают основой жизни и почему он так полезен и необходим человечеству.
Как вы думаете, всякое ли занятие можно назвать трудом? Почему?
Итак, первое, что мы выяснили, что труд-это занятие, работа.
В самом общем смысле труд – это направленная деятельность человека. Мы все живём в мире, который сами для себя создали. В дикой природе не существует домов, улиц, газонов, тротуаров, автомобилей, квартир, лифтов и прочих предметов, созданных человеком. Всё это – плод человеческого труда. Получается, что труд – это, по сути, основная часть человеческой жизни.
Далеко не всякая деятельность человека является трудом, потому что труд обязательно даёт какой-то результат. Если вы заняты каким-то бесцельным делом, например, играете в компьютерную игру, то это не является трудом, так как вы просто пытаетесь провести своё свободное время таким образом. Никакой конечной пользы для вас или окружающих эта компьютерная игра не принесёт. Но для человека, который создал эту компьютерную игру, это был подлинный труд, потому что для него конечной целью являлся продукт, результат его деятельности. Вы же просто выступаете потребителем, который бесцельно тратит время, вы не развиваетесь от такого времяпровождения.
Но заниматься трудовой деятельностью далеко не так интересно, как праздно проводить время. Согласитесь, что если вы заняты каким-то делом, не особо вам сейчас интересным, но, тем не менее, необходимым, вы бы с удовольствием променяли его на лежание на диване или компьютерную игру. Ведь просмотр телевизора или компьютерные игры – это тоже некая деятельность. То есть труд – это действие, направленное на конечный результат, на достижение пользы. Человек должен преодолеть свою лень и апатию, чтобы получить конечный результат.
Теперь давайте обобщим. Итак, труд -это
Слайд 2. Схема Труд.
Как вы думаете, что дает человеку труд?
Слайд 3(богатство, жилище, духовные ценности, возможность самореализоваться, предметы быта, умение взаимодействовать, новые знакомства)
Мы с вами еще вернемся позже к одному из понятий. А именно к богатству.
А сейчас мы проведем маленькое социологическое исследование. На листочках, вы должны, написать, что для вас богатства. 2 человека у нас обработают и чуть позже огласят результаты.
Трудовая деятельность человека бывает разной. Она отличается по сложности, характеру тех действий, которые выполняет человек, по содержанию того, что делает человек.
Открыли рабочую тетрадь на стр.46-47 Прочитайте задание. На стр.47 есть характеристики. Давайте их разберем. По рядам по 4.4.3
Слайд 4 (анаграммы профессий)
Разгадайте анаграммы(надо переставить буквы, чтобы получить новое слово) с названиями профессий(Рапов-повар, катадов-адвокат, реженин-инженер, кологин- кинолог) Дать им характеристику.
Слайд 5 . Зачем я вам показала данный слайд (Вам придется скоро определяться с выбором профессии. Если вы сможете правильно определить то, к какой профессии вы имеете склонность, в таком случае ваша жизнь сложится весьма удачно. Человек, который занимается делом, которое он любит, – это, как правило, успешный человек, человек, который живёт в достатке. Жизнь такого человека доставляет ему самому удовольствие, потому что заниматься тем трудом, для которого ты предназначен, - быть может, самое большое счастье.)
Мы с вами разбирали профессии, которые нам понятны. Но жизнь идет вперед и дает нам новые профессии, особенно в экономике, названия которых нам не понятны. Ребята познакомят Вас с ними.
Мерчендайзер – специалист по расстановке товара в торговом зале
Маркетолог- специалист, исследующий спрос на производимую продукцию и организацию ее сбыта.
Логистик –специалист, который координирует движение товаров на пути от производства до точек реализации.
Веб-дизайнер- создатель сайтов
Провизор – работник аптеки.
Трудиться можно совершенно по-разному. Но кем бы вы не работали, вам придется выпускать какие-то конкретные конечные продукты или вещи, а можно оказывать услуги. И мы с вами сталкиваемся с новыми понятиями: товар и услуга.
Стр.76 учебника познакомится с пунктом «Что создается трудом» и объяснить, как вы поняли, что такое товар, а что такое услуга.
Слайд 6 Товар-продукт, произведенный на продажу. Услуга- бытовые удобства, предоставляемые кому-нибудь
Игра «Сбор урожая» яблоки-товары, груши-услуги.
Молодцы! Мы с вами собрали богатый урожай знаний, потрудились на славу. Каждый труд должен быть оценен. Как я оценила ваш труд (похвала)?
Как еще оценивают труд? (заработная плата)
Слайд 7.Конституция РФ определяет заработную плату как «вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты и стимулирующие выплаты». Это вознаграждение может быть небольшим, а может представлять собой достаточно крупную сумму. В современной жизни все больше обращают внимание на …, поэтому основная часть является стимулирующей.
Бывает и такое, что труд людей при жизни может и не быть оценён людьми их поколения.
Слайд 8 Что вы видите на рисунке?
Например, создателя Эйфелевой башни укоряли за его произведение, считая, что оно уродует облик Парижа. Сейчас же Эйфелева башня – это символ Парижа, без которого просто невозможно представить этот город.
Все заработанное человек приносит в семью. Давайте посмотрим, какие еще доходы есть в семье
Раб.тетрадь. с.50, зад.7.
И каждой семье хочется, чтобы она была богатой. Вообще вопрос о мерилах богатства достаточно сложен.
Слайд 9
Всё дело в том, что богатство зависит от условий. Представьте себе ситуацию, что вы находитесь в очень жестких жизненных обстоятельствах. Можем взять конкретный исторический пример, а именно блокаду Ленинграда во время Великой Отечественной войны. Тогда нормой питания на одного ленинградца было 125 граммов хлеба в сутки. Выдавали специальные продовольственные карточки, потеря которых была равносильна смерти, ведь кушать было нечего. Любые продукты питания, которыми владели люди, в то время были очень серьёзным богатством. Банка консервов или банка домашнего варенья, которая сохранилась в эту страшную зиму 1943 года, становились настоящим сокровищем. Люди, которые имели продукты, считались самыми богатыми ленинградцами.
БОГАТСТВО –ВРЕМЯ
Один бизнесмен накопил состояние, составляющее миллионы долларов. Он решил, что наконец-то возьмет себе год отдыха от работы и поживет в роскоши, которую может себе позволить. Но не успел он принять это решение, как к нему спустился ангел смерти. Будучи профессиональным торговцем, он решил любым способом уговорить продать ему хоть немного времени: – Дай мне три дня жизни, и можешь взять треть моего состояния. Ангел не соглашался.
– Ладно, тогда два… нет… три миллиона! Дай мне всего один день, чтобы я смог насладиться красотой земли и навестить семью, которую из-за вечной занятости давно не видел. Но ангел был непоколебим. Тогда человек стал умолять дать ему хотя бы пару минут, чтобы написать сыну прощальную записку. Это желание было удовлетворено. "Дорожи своим временем, – написал он. – За все свои миллионы долларов я не смог купить и одного часа”.
Богатство -здоровье
Один молодой человек все время жаловался на свою жизнь:- Ну почему я такой неудачник. У других есть машины, квартиры, хорошее образование, а у меня?.. жизнь проходит мимо! А ведь я молод и полон сил…
Однажды его стоны услышал, проходящий мимо пожилой человек:
- Согласишься ли ты, если за миллион тебе отрежут ногу, ну или хоть руку? – приостановившись, спросил он.
- Нет, конечно!
- А глаз?
- Даже за 10 миллионов не согласился бы! – воскликнул юноша.
- Вот видишь! У тебя есть то, что не купишь и за 10 миллионов, а ты стонешь и жалуешься на невезучесть и бедность. Научись правильно распоряжаться тем богатством, которое у тебя есть! Смелее и Бог поможет тебе!
Давайте посмотрим, что вы относите к богатству. Социологическая комиссия отчитывается (кто такой социолог)
Но если мы всё-таки будем говорить о богатстве материальном, которое для многих людей является основным смыслом, который вкладывается в слово «богатство», нельзя не вспомнить русских купцов. В дореволюционной России русские купцы всегда считали, что богатство обязано служить в том числе и на пользу другим людям. Если ты действительно богатый человек, ты не должен думать только о себе или о своём ближайшем окружении. Если ты заработал много денег, значит, ты использовал труд многих людей. Не ты один зарабатывал эти деньги, множество людей позволило тебе, как аккумулятору, сконцентрировать в своих руках это состояние. Соответственно, ты должен как-то поделиться им с окружающими. Необходимое условие для того чтобы ощущать себя воистину богатым человеком – это принести пользу обществу.
В европейской традиции подобные действия называются меценатством. Меценатство – это бескорыстное финансовое и другое участие в развитии культуры, науки, помощь её деятелям. Название произошло по имени известного римлянина Мецената, который большую часть своего состояния истратил на художников, музыкантов, поэтом, помогая им материально. В России подобные действия называют благотворительностью. Благотворительность как явление была очень популярна в России в конце 19 – начале 20 века среди состоятельных людей или предпринимателей. Знаменитая коллекция братьев Третьяковых также была в качестве благотворительного подарка передана Москве, хотя сами Третьяковы были купцами, которые собирали эту коллекцию для себя, но решили оставить её не своим потомкам, а всем россиянам.
Не менее известна и деятельность братьев Бахрушиных, которые собрали потрясающую коллекцию предметов, связанных с театром в той или иной степени. Бахрушины построили в Москве больницы, публичные библиотеки, которыми могли пользоваться самые обычные люди. Совместно с издательствами они выпускали широкие тиражи книг, для того чтобы простые люди могли приобрести их и приобщиться к русской культуре, русской классике. Это было достаточно большим подарком, ведь тогда не существовало телевидения, не существовало радио, не было интернета, и для того чтобы заниматься самообразованием, нужно было иметь в распоряжении большие деньги. Благотворители помогали людям массово читать классиков русской литературы.
Например, выдающийся банкир Павел Рябушинский тратил огромные деньги на строительство дорог, больниц и других объектов социального значения.
Можно привести ещё очень много примеров это по сути золотой фонд российского художественного творчества.
Только ли богатые могут быть милосердными?
Учитель предлагает оценить ситуацию, описанную И. С. Тургеневым: «Когда при мне превозносят богача Ротшильда, который из громадных своих доходов уделяет целые тысячи на воспитание детей, на лечение больных, на призрение старых — я хвалю и умиляюсь.
Но, и хваля и умиляясь, не могу я не вспомнить об одном убогом крестьянском семействе, принявшем сироту-племянницу в свой разоренный домишко.
— Возьмем мы Катьку, — говорила баба, — последние наши гроши на нее пойдут — не на что будет соли добыть, похлебку посолить...
— А мы ее... и не соленую, — ответил мужик, ее муж.
Далеко Ротшильду до этого мужика!»
В каких вы благотворительных акциях участвовали?
Вывод: Почему труд –основа жизни, почему он так полезен и необходим человеку.
Вот из таких шагов, из таких мелких действий и соткана вся наша жизнь. Мы окружаем себя теми действиями, которые создают природу человека. Ведь, как уже упоминалось, ничего того, что нас окружает в городах, в природе изначально не существовало.
Самая простая градация – деление труда на интеллектуальный и физический. Но и внутри данной градации также возможно дробление. Так, высокоинтеллектуальный труд можно разделить на низкоинтеллектуальный и высокоинтеллектуальный. В данном случае можно привести много примеров. Например, дворник – это работа, связанная с физическим трудом, когда человек убирает улицы, создаёт чистоту и порядок. В то время как врач или инженер – это люди интеллектуального труда, создающие нечто, используя, прежде всего, свои знания, а также умения и навыки. Но речь не идёт о том, чей труд более важен. Если у нас не будет дворников, если никто не будет убирать улицы, разве наша жизнь будет комфортной и её можно будет назвать человеческой? Любой труд человека важен и необходим. Главное – это понимать, как много вы можете сделать и что именно вы можете сделать.
Помимо деления труда на интеллектуальный и физический, можно привести и некоторые другие классификации труда. Так, труд можно разделить на добровольный и принудительный. Ваши мама с папой наверняка работают где-то, но делают они это добровольно, для того, чтобы иметь возможность содержать семью и жить достойно. Однако, к сожалению, даже в современном мире нередки случаи, когда людей в бедных странах принуждают к труду помимо их воли, а они не имеют права отказаться. По сути труд рабов на плантациях являлся ярчайшим примером принудительного труда.
Также важно знать о том, что труд можно классифицировать как коллективныйили индивидуальный. Допустим, если учёный в одиночку сделал некое открытие, такой труд является индивидуальным. Если же над проектом трудился целый научный коллектив, и вместе они пришли к какому-то результату, такой труд будет являться коллективным.
Это действительно очень важно – уже в вашем возрасте понять, чем именно вы можете заниматься. Дело в том, что каждый из нас предназначен для какого-то труда, так сложилась человеческая цивилизация. Не каждый может стать врачом, не каждый может стать писателем, не каждый может стать художником или военным. Абсолютно бесталанных людей в мире нет, у каждого человека есть свои склонности и способности. Но иногда бывает сложно понять, в чём именно заключается твой талант. Вы должны уже сейчас научиться прислушиваться к себе для того чтобы понять, а что можете именно вы, какой труд для вас был бы интересен, какое дело приносило бы пользу и вам, и окружающим людям.
. Все мы с вами являемся потребителями таких вещей, когда идём в магазин и покупаем то, что нам необходимо. Обувь, одежда, предметы домашнего обихода – всё это сделано кем-то. Видимо, люди, которые произвели все эти товары, предназначены для такого труда. С другой стороны, многие из вас бывали в салонах красоты или больницах, где вам оказывали некие услуги. Труд людей, работающих в данной сфере – предоставление определённых услуг. В данный момент вы изучаете онлайн-урок, то есть мы оказываем вам образовательную услугу. Иными словами, услуга – это действие, обязательно осуществленное при взаимодействии поставщика и клиента.
Человек трудится всегда, человек трудится постоянно, потому что это форма существования человеческой цивилизации. Поэтому для вас важно определиться уже сейчас, кем вы хотите стать.
Так постепенно мы подходим с вами к изучению большого блока, который в будущих классах будет для вас основным в курсе обществознания. Речь в данном случае идёт об экономике. Все те продукты, которые производит человек, это не просто какие-то вещи, а то, что мы называем товаром. Товар - это продукт труда, произведённый для продажи (или шире — обмена), а не для собственного потребления. Любой товар, будь то услуга или какой-то конечный продукт, имеет свою цену. В данном случае мы можем говорить о том, что цена товара – это интегральный показатель, на который оказывает влияние много компонентов. Кто-то произвёл продукт, причем, иногда это один человек, а иногда множество людей. Соответственно, каждый из этих людей вложил часть своего труда в цену этого товара, каждый должен получить какие-то деньги от его продаж.
Заработная плата – это справедливое вознаграждение за проделанный людьми труд. С самого начала мы упоминали о том, что человек очень любит отдыхать и далеко не так сильно любит трудиться. Тем не менее, мы все пытаемся преодолеть в себе слабости. Если вы хорошо трудились и сделали какой-то качественный продукт, причём неважно услугу или конкретную вещь, и получили за это вознаграждение, это совершенно нормально. Всё зависит от того, насколько важный и качественный тот продукт, который вы сделали, насколько он востребован сейчас и в будущем.
Иногда и художников, и скульпторов признают значительно позже того времени, когда они творили. Но в любом случае труд для человека – это обязательная форма существования. Человека не существует без создания того, чего нет в дикой природе. Единственный вектор, о котором точно знает человечество, это наша цель создавать те вещи, которых в природе нет, окружать себя своими творениями.
Возможно, когда-нибудь вы задумывались о том, что же такое богатство. Какого человека можно считать богатым, а какого – состоятельным, хорошо ли быть богатым или плохо – всё это не такие уж однозначные вопросы, как может показаться на первый взгляд. Каждый может сам для себя ответить на эти вопросы, но всё же мы можем попытаться оценить все эти понятия. Давайте же разберёмся с тем, насколько важна эта тема для каждого из вас.
. Сейчас мы можем только посочувствовать такой ситуации. Потому что когда ты живёшь в мирное время, богатством для тебя являются какие-то предметы обихода или даже предметы роскоши, которые ты можешь себе позволить, поскольку у тебя есть лишние средства.
Вы можете спросить ваших родителей, они подтвердят, что, когда они были в вашем возрасте, считалось плохо быть богатым. Возможности у людей также были ограничены, потому что в Советском Союзе все должны были быть равны. Советское общество было построено по иному принципу, нежели современное. Люди жили скорее в рамках коллективного богатства, чем индивидуального. Считалось, что вместе люди богаты, а каждый человек по отдельности должен быть богат стремлением к правильному образу жизни, богат интеллектуально и культурно, но не материально. Сейчас у вас немного другая жизнь, общество, в котором вы живёте, базируется на совершенно иных принципах. Сейчас мы не воспринимаем благосостояние как нечто предосудительное. Наоборот, в богатстве нет ничего плохого. Важнее, только акценты, а именно:
1) Как ты достиг этого состояния, как ты стал богатым человеком?
2) Как ты распоряжаешься своим богатством?
Эти два момента требуют особого объяснения. Давайте чётко определимся с тем, что же понимать под богатством. Богатство – это всё то, что представляет для человека ту или иную пользу, то, что мы ценим. Не имеет значения, материальную, эстетическую или интеллектуальную пользу приносит вам богатство. Главное – что это дорого вам.
Способы достижения богатства бывают самыми разными. Иногда мы воспринимаем как ценность и подлинное богатство природные ресурсы. Наше с вами государство богато практически всеми видами природных ресурсов. Россию можно назвать таблицей Менделеева, собранной в недрах земли. У нас есть самые разные полезные ископаемые: топливные, рудные и нерудные. В целом, это богатство принадлежит государству, но определённые месторождения полезных ископаемых принадлежат конкретным людям. Частные компании и их владельцы распоряжаются ресурсными богатствами нашего государства. Конечно, эти люди материально достаточно обеспечены.
Очень важным источником богатства могут быть знания, умения, навыки человека. К сожалению, объективная действительность такова, что в нашей стране не всегда ещё знания людей оплачиваются надлежащим образом. Люди иногда чувствуют, что зря потратили время, долго обучаясь в высших учебных заведениях либо занимаясь самообразованием. Но если вы смотрите художественные фильмы, то наверняка замечали, что когда фильм снимается о какой-либо катастрофе или глобальных катаклизмах, то человечество, прежде всего, пытается спасти учёных. В такой ситуации подлинным богатством мира являются умные, мыслящие люди, которые могут передать с собой какой-то очень важный опыт или что-то изобрести. Безусловно, их необходимо сохранить.
Есть крайне забавный исторический анекдот, причём, возможно, он правдив, то есть, основан на реальных событиях. Речь идёт о битве при пирамидах, которую Наполеон давал мамелюкам (мамелюки - это рабы-воины, служившие в особых частях армии). Когда началось сражение, мамелюки неожиданно напали на французов. Бонапарт не растерялся и скомандовал пехотам разделиться на несколько частей - каре, то есть принять специальное построение в виде квадрата, когда пехотинцы могут защищаться со всех сторон от наседающей кавалерии противника. При этом в середину квадрата, то есть в защищённую позицию, Наполеон поставил ослов и учёных. По сути самое ценное, что может быть в армии, - это ослы, то есть животные, которые перевозят провиант, боеприпасы и прочие грузы, и учёные, которые добывают полезные сведения. Их нужно сохранить, а дело пехотинцев – защищаться и, возможно, даже умереть. Вот так высоко Наполеон ценил учёных и образованных людей. Поэтому образование, наши знания, умения и навыки – такое же богатство, как и материальные блага.
Итак, кто же и как становится богатым в современном мире? Если рассматривать историю человечества, то способы достижения богатства были самыми разными. Разбойники, которые действовали на море и в лесах, занимались бандитским захватом чьих-то ценностей, а честные люди достигали богатства своим собственным трудом. Сейчас, конечно, общество стало более взрослым и бандитский способ достижения богатства – это уже далеко не норма, наоборот, это печальное исключение. Как правило, богатство достигается собственным трудом, причём трудом весьма упорным.
Для того чтобы стать по-настоящему богатым в материальном смысле слова человеком, нужно привнести в мир что-то своё, нечто новое и уникальное. Но это вполне возможно. Есть примеры, когда миллиардерами становились совсем молодые люди, например, знаменитый создатель социальной сети Facebook Марк Цукерберг. Он изобрёл свой сайт, когда ему не было ещё и 20 лет. Но главное не в этом. Суть заключается в том, что богатство – это лишь один из способов достижения деховного удовлетворения.
Рис. 6. Марк Цукерберг (Источник)
Есть и прямо противоположный взгляд на проблему богатства. Существует мнение, что бедный человек, который не имеет имущества, на самом деле по-настоящему богат, потому что он свободен. Он не скован никакими обязательствами ни перед кем и ни перед чем. Никакие вещи его не задерживают. Был такой выдающийся древнегреческий философ Диоген. Он раздал всё своё имущество и жил в пифосе, то есть бочке или сосуде для хранения вина, оливкового масла или зерна. Единственной собюственностью Диогена была кружка, из которой он пил. Однажды он увидел, как маленький мальчик возле общественного колодца подставляет ладошку под струю воды и пьёт из неё. Диоген воскликнул, что он глупец и цепляется за ненужные вещи, когда природа и так дала ему всё необходимое. Диоген выбросил кружку, оставшись вообще без всякой собственности, совершенно свободной человеческой личностью.
Рис. 7. Диоген (Источник)
Был и другой пример – знаменитый итальянский философ и монах Франциск Ассизский, между прочим, очень состоятельный человек. Он раздал всё своё имущество, взял мешок, прорезал в нём три дыры (две для рук и одну для головы), одел этот мешок на себя, перевязался бечёвкой и вот так и проходил всю оставшуюся жизнь. Его последователи – францисканцы – один из самых серьёзных духовных орденов в рамках католической церкви до сих пор. Конечно, они уже не ходят в мешковине, у них вполне приличные одеяния из хорошего материала, но, тем не менее, они исповедуют всё те же ценности: материальную бедность и духовное богатство. Отсюда мы можем сделать вывод, что взгляды на то, как человеку будет комфортно жить, могут быть самыми разными. Важно, чтобы эти взгляды были частью вашей подлинной натуры, вашей подлинной сущности.
Рис. 8. Францисканцы (Источник)
Труд людей чаще всего оценивается по количеству сделанного. Но как оценить труд ученого или воспитателя? Важную роль в оценке труда играет качество. Плата за труд составляет заработную плату работника. Качественный труд заслуживает поощрения. Это может быть премия или дополнительная оплата (надбавка), а может быть и благодарность или повышение в должности. Для добросовестного работника важна и моральная оценка его труда (одобрение, похвала), собственная удовлетворенность результатами. За плохую работу может быть наложено взыскание в виде штрафа, а то и последовать увольнение.
- Для того, чтобы вопрос с оцениванием был у нас с вами полным, предлагаю вам следующее задание.
Вы должны закончить предложения:
Папа за работу на заводе получил __________________________ .
Маша учится в строительном институте и получает __________________ .
Бабушка каждый месяц получает _____________________ .
На младших детей в семье мама получает __________________ .
Вся названное выше составляет ________________________ семьи.
Проверка. 1-2 ребенка читают получившийся текст.
IV. Подведение итогов урока.
- Наш урока подходит к концу. Давайте вернемся к тем вопросам, которые мы ставили перед собой в начале урока.
Ответили ли мы на них?
Нарисуйте лесенку из трех ступенек и отметьте галочкой, где находитесь вы по степени понимания пройденной темы: если поняли всё- то на самой высокой ступеньке, если остались вопросы- на средней, если ничего не понятно- на последней.
Поднимите руки, кто отметил себя на средней ступеньке? На высокой?
V. Объяснение домашнего задания.
- Ребята, успех любого дела во многом зависит от правильного поведения его участников. Чтобы труд помогал удовлетворить разнообразные потребности, был приятным занятием, а не обузой, радовал вас и окружающих результатами, нужно следовать правилам.
Домашнее задание у вас будет творческое. Ваша задача- составить правила хорошего, результативного труда, но не просто правила, а правила в пословицах.
Первое правила я уже сочинила, давайте запишем его:
«Поспешишь- людей насмешишь». Планируй свою работу, рассчитывай время и силы на её выполнение.
«Есть терпенье, будет и уменье». Будь настойчив и терпелив в достижении цели и результатов труда»
На следующем уроке мы выберем с вами 10 самых лучших правил, и комиссия печати поможет оформить эти правило и разместить их на вашем классном уголке в кабинете.
Параграф по своему содержанию связан с уроком «Семейное хозяйство». Ключевое понятие темы — «труд». На этапе включения учащихся в проблему темы ее усвоению будет способствовать следующее:
— повторение изученного ранее материала (учащимся следует предложить подготовить список контрольных вопросов по параграфу и по одному из подготовленных списков провести контрольный опрос);
— привлечение знаний из курсов начальной школы «Окружающий мир», «Рассказы по истории» путем ответов на вопросы рубрики «Вспомни»;
— включение учащихся в обсуждение проблемных вопросов рубрики «Обсудим вместе».
Обращение к материалам курсов начальной школы поможет напомнить учащимся такие важные для усвоения темы положения, как:
— труд дает все необходимое для жизни (пища, предметы быта, одежда, жилище);
— в результате труда создаются ценности (машины, заводы, фабрики);
— труд позволяет сохранить и увеличить богатства природы;
— трудом создаются книги, произведения литературы и искусства, памятники и т. п.
Следующим важным шагом в усвоении понятия «труд» является знакомство учащихся с характеристиками труда, данными в разделе «Каким бывает труд». Чтобы убедиться в том, что учащиеся понимают смысл этих характеристик, рекомендуем попросить их привести примеры, характеризующие такие признаки этого понятия, как «деятельность, требующая знаний и умений», «деятельность, приводящая к результату», «деятельность, различная по содержанию и сложности». Полнее осмыслить этот термин поможет обсуждение проблемного вопроса «Может ли любой человек работать врачом, программистом, почтальоном?», а также выполнение задания 1 § 12 в рабочей тетради.
Рубрика «Картинная галерея» знакомит учащихся с репродукцией картины Т. Н. Яблонской «Хлеб». Вопросы и задания к картине позволяют учителю подвести учащихся к пониманию таких важных аспектов труда человека, как мотивы труда, его социальная значимость, отношение людей к труду и его результатам, взаимоотношения участников совместного труда. Учащиеся описывают не только сам процесс труда (участники, обязанности), но и средства, которыми художник смог выразить отношение людей к труду. Ученики видят на картине людей, занятых тяжелым ручным трудом, но увлеченных и вдохновленных своей работой.
Предметом размышлений и обсуждений могут служить причины подобного отношения к труду. Желательно, чтобы учащиеся своими словами сумели объяснить общественную значимость труда, возможность каждого труженика реализовать себя в важном для всех деле, коллективный характер деятельности и др. Разумеется, не следует требовать, чтобы учащиеся запомнили и воспроизвели все эти характеристики труда, достаточно того, что они услышат их в обобщении учителя по итогам обсуждения картины.
Следующий раздел «Что создается трудом» знакомит учащихся с основными результатами человеческого труда, требует разъяснения разделения этих результатов на материальные и нематериальные продукты труда. Глубже осмыслить это положение поможет обращение учащихся к рисункам, размещенным в тексте параграфа, и выполнение заданий к ним. Учитель помогает школьникам не просто констатировать результаты труда (услуга, изделие), но и объяснить свой выбор.
Требует внимания тезис о том, что продукты труда используются для удовлетворения собственных нужд человека или для продажи. Его целесообразно проиллюстрировать примерами, которые свидетельствуют о том, что в процессе исторического развития на смену натуральному обмену (товар на товар) приходит обмен товара на деньги.
Закрепить полученные знания необходимо с помощью задания 2 § 12 в рабочей тетради.
Раздел параграфа «Как оценивается труд» включает ряд положений и тезисов, требующих внимания и дополнительного разъяснения или обсуждения.
Во-первых, тезис о том, что труд оценивается по количеству и качеству. Его полезно подкрепить конкретными примерами (их можно найти как в сфере производства, так и в сфере бытовых услуг). Например, следует спросить, знают ли ребята, какова заработная плата их родителей, кто в семье получает больше. От чего зависит размер оплаты труда?
Важно, чтобы учащиеся поняли, что со временем люди научились определять величину вложенного труда и ценить не только сложность выполняемых трудовых операций, но и общественное значение результатов труда.
Во-вторых, труд может иметь материальную и моральную оценку. Учителю необходимо разъяснить значение этих оценок и объяснить, как каждая из них влияет на получение желаемых результатов работы. Рекомендуем предложить учащимся ответить на следующие вопросы и сделать выводы:
1. Чем, кроме денег, можно оценить труд?
2. Когда благодарность людей важнее денег?
3. Почему трудовые заслуги людей отмечают почетными наградами?
4. А существует ли труд без расчета на вознаграждение? Как можно назвать такой труд?
Предметом размышлений могут служить материалы рубрики «Поэтическое слово», которая знакомит учащихся с басней Л. Н. Толстого «Старик и яблоня». Учителю важно донести этический смысл басни, раскрыть значение бескорыстного труда человека.
Особого внимания на уроке заслуживает разговор о труде на общее благо, его влиянии на самого человека. Имеет значение осознание учащимися в ходе обсуждения этого аспекта труда положения о том, что их посильный труд на общее благо уже сейчас, а не только в будущем — это существенный вклад в улучшение окружающей жизни (своей семьи, села или города, страны в целом).
Следующий раздел параграфа «Богатство и бедность» помогает осмыслить эти полярные социальные явления, их тесную взаимосвязь с трудом человека.
Разговор с учащимися полезно начать с проблемного вопроса: «Что является богатством?»
Обсуждение ответов учащихся позволит подвести их к выводу, что богатство — это все то, что ценят люди, что является значимым для них.
Положение учебного текста о различных целях и средствах достижения богатства целесообразно подкрепить примерами из знакомых учащимся сюжетов сказок, кинофильмов, рассказов. Полезно также напомнить учащимся о том, что «отрицательные» цели и средства достижения богатства, как правило, приводят и к «отрицательному» результату. Стоит вспомнить, например, двух героинь сказки «Морозко». Одна из них бескорыстно помогала по дому, попав в терем Мороза Ивановича. Именно за доброту наградил Морозко трудолюбивую девушку. Зато вторая сестра, позарившись на богатство, желая получить его как можно больше, осталась ни с чем, когда ее сверкающие на солнце «драгоценности» растаяли. Другие аналогичные примеры могут привести сами учащиеся.
Бóльшая часть урока посвящена обсуждению таких дискуссионных вопросов, как:
1. Что является источниками богатства для человека?
2. Как стать богатым?
Следует предложить учащимся высказать свое мнение по этим вопросам, обобщить результаты обсуждения, привести дополнительные примеры или задать дополнительные вопросы. Например:
1. Что значит «разумно» распорядиться имеющимся богатством?
2. Как вы оцениваете поступок миллиардера Пола Гетти, которому предложили раздать свое состояние, в результате чего каждый житель планеты получил бы по сто долларов? На это Пол Гетти ответил, что уже к вечеру эти деньги перейдут от бедных к богатым. Вместо этого Пол Гетти основал в Лос-Анджелесе музей, которому по затратам на строительство нет равного в мире.
3. Может ли богатый человек исправить жизнь бедного или устранить причины бедности?
Последний вопрос является наиболее трудным для понимания шестиклассниками. Здесь нужна помощь учителя. Конечно, благотворительность не может исправить чужую жизнь, а может только немного улучшить ее, но человек в отличие от животного не может обходиться удовлетворением только необходимых потребностей (еда, сон и т. п.). К сожалению, не может он и полностью устранить причины такого социального зла, как бедность. «Подавать легко, гораздо труднее сделать подачку излишней», — писал Генри Форд. Он, в частности, предлагал деньги, вложенные в благотворительность, затратить на расширение производства (это увеличит количество дешевых товаров, создаст новые рабочие места для безработных) и тем самым поднять общее благосостояние.
Одним из путей борьбы с нуждой является пробуждение самостоятельности и активности самого нуждающегося человека для обеспечения своего благополучия. Поэтому один из способов разбогатеть — это открыть свое дело, приносящее доход (заняться предпринимательством).
Важно обратить внимание учащихся на то, что это отнюдь не легкий способ, требующий от организатора не только знаний и умений, но и определенных личностных качеств (инициативности, самостоятельности в принятии решений, способности к риску, ответственности и др.). Можно предложить учащимся привести известные примеры организации собственного дела, обсудить составляющие его успеха.
В результате дискуссии учащиеся приходят к важному выводу о том, что благотворительность, не устраняя причины бедности, необходима для улучшения жизни нуждающихся, если они в силу каких-либо обстоятельств не могут обеспечить себе достойное существование.
«Богатство обязывает» — этот принцип и традицию русских купцов полезно разъяснить на примерах из жизни российских меценатов в историческом и современном контексте. Примеры можно найти в разделе параграфа «Богатство обязывает», в дополнительной литературе или использовать материалы рубрики «Жил на свете человек».
Специальная рубрика кратко знакомит с известными русскими меценатами — братьями Сергеем Михайловичем и Павлом Михайловичем Третьяковыми. Для раскрытия темы параграфа особенно значимы сведения об источниках богатства семьи Третьяковых, позволившего заниматься благотворительностью и меценатством.
Материалы рубрики «Жил на свете человек» подводят учащихся к выводу о том, что в основе богатства лежит многолетний, кропотливый труд, а материальное богатство меценатов помогало сохранять духовное богатство.
Глубже обсудить проблему богатства и бедности, донести до учащихся разницу между понятиями «духовное богатство» и «материальное богатство» учителю поможет обращение к литературным примерам, жизненным ситуациям. Например, можно предложить учащимся (возможно индивидуальное опережающее задание) познакомиться с рассказом И. С. Тургенева «Два богача» (см.: Хрестоматия по литературе для средней школы: Учеб. пособие для 5—9 кл. — СПб.; Астрахань, 1994. — С. 282) и ответить на вопросы:
1. Кому и зачем нужна благотворительность?
2.
Завершить разговор можно, обсудив проблемные вопросы: «Кого можно считать бедным?» и «Каковы причины бедности?».
Учитель помогает обобщить мнения учащихся и подводит итог: труд не только основа жизнедеятельности человека, важнейшая его потребность, но и условие его благосостояния и благополучия.
Завершить работу с учебным текстом можно обсуждением заданий к § 12.
Материал рубрики «Учимся трудиться и уважать труд» является своего рода рекомендациями для эффективного достижения нужных результатов. Их задача — научить пользоваться знаниями: уметь применять, расширять и дополнять, находить новые связи, употреблять в новом контексте.
Реализовать принцип деятельности на уроке учителю поможет ряд известных педагогической практике методических и организационных приемов: работа в группах по выполнению заданий, «учебный мозговой штурм», решение творческих задач и т. п.
Приведем несколько примеров реализации такого подхода.
Правило «Поспешишь — людей насмешишь». Оно позволяет обсудить умение планировать свою работу с учетом времени на ее выполнение. Это обсуждение строится на основе самостоятельной работы учеников. Группы учащихся (по 5—8 чел.) получают одно и то же задание: «До Нового года осталось 3 дня, вашему классу поручили выпустить праздничную газету. Обсудите и предложите план выполнения этого задания с учетом имеющегося времени на его выполнение».
Результат работы может быть представлен на проверку учителю, или представитель одной из групп сообщает об итогах работы, а другие ученики его дополняют или опровергают.
Правило «Есть терпенье, будет и уменье». Необходимость настойчивости и терпения в достижении цели и результатов труда следует рассмотреть на примерах, предложенных учащимися, при обсуждении рассказа В. А. Сухомлинского «По капле».
«Никита, ученик четвертого класса, был очень ленивым. Не хотел как следует работать, вот и получил двойку по грамматике. Дали Никите работу на лето. Положил он на стол учебник грамматики и вздохнул тяжело. Нужно выполнить двести упражнений. Разве такую работу сделаешь?
Прошел день, прошел другой, прошел третий. Вот и неделя проходит, а Никита каждый день только смотрит на книжку и вздыхает — тяжело-тяжело.
Устал Никита от безделья. Сидит и смотрит в окно. А за окном под водосточной трубой стоит пустое ведро. Из трубы в ведро капает вода — капля за каплей. Нечего делать Никите, сидит он возле окна целый день и смотрит, как вода капает.
А вечером вышел Никита, смотрит, а воды уже полведра накапало. На следующее утро ведро было полным.
Удивился Никита: значит, из маленьких капелек насобиралось полное ведро воды!
Вздохнул тяжело Никита и открыл грамматику. И тетрадь открыл».
Правило «Что посеешь, то и пожнешь». Учитель предлагает учащимся решить творческую задачу, требующую анализа положительных и отрицательных последствий ситуации.
«Два класса участвовали в сборе колосков пшеницы, оставшихся в поле после комбайна. Ребята предложили соревноваться в выполнении работы. Неожиданно загромыхал гром. Надвигалась гроза. Учащиеся торопились. Один класс первым убрал свой участок, сложил колоски в скирду и бросился по домам. Второй класс продолжал собирать колоски и складывать урожай под специальный навес от дождя. Через несколько дней бригадир колхоза пришел принимать собранный урожай».
Как вы думаете, кто выиграл в соревновании и почему?
Закрепить материал урока, эмоционально осмыслить его поможет обращение к рубрике «Поэтическое слово», знакомящей учащихся с рассказом В. А. Сухомлинского «Черные руки». Сюжет рассказа и вопросы к нему помогут учителю обсудить еще один важный вопрос темы урока «Что значит уважать труд?».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока обществознания 11 класс
Конспект урока обществознания 11 класс "Современная научная картина мира. Философский взгляд"...
ПЛАН – КОНСПЕК УРОКА.Обществознание 9 класс. Тема: ДУХОВНАЯ ЖИЗНЬ ЧЕЛОВЕКА
Цели урокаОбразовательная: Создание условий для формирования у учащихся системы знаний о духовной жизни человека, освоение понятий (духовная жизнь, убеждения, право на свободу ...
Технологическая карта урока обществознания 5 класс "Труд- основа жизни"
Целями урока является, создать условия для раскрытия роли и значения труда в жизни человека, способствовать воспитанию культуры труда и уважительного отношения к нему...
Конспект урока географии 6 класс «Биосфера – сфера жизни» Центры происхождения культурных растений (на основе системно-деятельностного подхода) Учебник: «География.5-6 класс». Авторы: А.И.Алексеев, Е.К.Липкина В.В.Николина; «Просвещение», 2012. (Полярна
Содержание школьной географии ориентировано не только на изучение, но и на преобразование изученных процессов и явлений, на самостоятельное решение географической проблемы и получение нового для учени...
Презентация по обществознанию 5 класс "Труд - основа жизни"
Данную презентацию можно использовать при изучении темы "Труд - основа жизни" в 5 класе на уроках обществознания...
Презентация по обществознанию 5 класс. Труд - основа жизни
В этой презентации я расскажу про тему 4-ой главы учебника обществознания (Боголюбов, Иванова). Тема : Труд - основа жизни....
Конспект урока по обществознанию 5 класс "Труд - основа жизни"
Конспект открытого урока...