Конспект внеклассного занятия на тему: "Труд - основа жизни"
план-конспект урока (8 класс) по теме
Данное мероприятие предназназначено для учащихся 8 класса коррекционной школы VIII вида. На всех этапах детям предлагаются упражнения развивающего характера, что способствует поддержанию познавательного интереса в ходе всего занятия. Единственное, если дети не знакомы с венгерским кроссвордом, необходимо этот навык отработать предварительно.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_vneklassnogo_zanyatiya_na_temu.docx | 26.06 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект внеклассного занятия на тему: «Труд - основа жизни»
Цели: - формирование понимания того, что труд – основа всей жизни, убеждения в том, что всё достигается большим трудом;
- воспитание трудолюбия, гражданской зрелости;
коррекция зрительного восприятия посредством упр-ия в разгадывании венгерского кроссворда;
коррекция мышления на основе упр-ий в определении скрытого смысла пословиц, разгадывания ребусов.
Ход занятия:
- Оргмомент.
- Активизация познавательной активности.
Чтение притчи Соломона (Информация для детей: третий еврейский царь, легендарный правитель объединённого Израильского царства в 965-928 до н. э. Бог дал Соломону царствование при условии, что тот не будет отклоняться от служения Богу. В обмен на это обещание Бог наделил Соломона невиданной мудростью и терпением)
« Пойди к муравью, ленивец, посмотри на действия его и будь мудрым.
Нет у него ни начальника, ни приставника, ни повелителя;
Но он заготовляет летом хлеб свой, собирает во время жатвы пищу свою.
Доколе ты, ленивец, будешь спать? Когда ты встанешь от сна твоего?
Немного поспишь, немного подремлешь, немного, сложив руки, полежишь.
И придёт, как прохожий бедность твоя и нужда твоя, как разбойник”.
Беседа с учащимися:
- О чём говорится в этой притче? К кому обращается Соломон?
- Для чего (почему) трудится муравей?
- Какой смысл имеет эта притча?
- А зачем ещё трудится человек? И что значит - трудиться?
- Какого человека мы можем назвать тружеником?
- Что такое трудолюбие? Как вы понимаете значение этого слова?
А теперь сравним своё толкование слов с тем объяснением, которое даёт “Толковый словарь”:
Труженик – человек, который трудится, трудолюбивый человек.
Трудолюбивый – любящий трудиться.
- Перед вами венгерский кроссворд. Найдите в нем слово труженик. Подчеркните слово маркером.
Т | Р | У | Д | Р | О | С | М | Е | О | Х |
П | О | Л | И | А | Д | Т | Ь | Я | Ч | |
А | З | Ь | Т | Е | С | Ь | Т | Е | О | |
Л | П | Р | О | П | И | Т | М | Н | Т | Т |
А | Т | М | Т | Е | Р | А | И | Е | К | |
Н | Е | А | С | Е | И | Н | Р | Л | Ж | |
О | Д | У | Б | Е | Н | И | Х | |||
И | С | С | Е | Ф | О | Р | П | Ь | Т | Е |
Р | А | Е | М | Д | Л | Я | Т | |||
Р | Т | У | Ч | Ё | Б | А | С | Т | С | Т |
У | Ж | Е | Н | И | К | Ч | Е | Н | О | Ь |
III. Объявление темы урока.
Из нашей беседы вы поняли, что говорить мы будем о труде. Тема занятия:
Труд – основа жизни.
Пока в пространстве
кружится планета,
На ней,
залитой солнцем,
никогда
Не будет дня,
чтоб не было рассвета.
Не будет дня,
чтоб не было труда.
Р.Рождественский.
- Как вы понимаете смысл строк Р. Рождественского?
Вывод: Человек трудился всегда, и будет трудиться всегда, т.к. только с помощью труда он смог превратиться из дикаря в разумное существо.
Труд сопровождает человека всю его жизнь от рождения до смерти. Давайте попробуем проследить это.
Изображе- ние грудного ребенка |
- Перед вами изображение грудного ребенка. Докажите, что, несмотря на свой малый возраст, ему приходится постоянно трудиться? В чем заключается его труд?
Изображе- ние ребенка 3 лет |
- Как трудится в этом возрасте человек? (учится говорить, держать ложку, самостоятельно одеваться, умываться, убирать свои игрушки, помогать маме) Если на этом этапе ребенок будет лениться или родители будут делать все за него, то в дальнейшей жизни человеку будет сложно.
Изображе- ние школьника |
Учится читать писать, осваивает более сложные трудовые операции: дежурит по классу, участвует в конкурсах и т.п.
подросток |
Взр. человек |
Пожилой |
- Мы доказали с вами, что труд сопровождает человека всю его жизнь. Если в какой-то момент своей жизни человек проявит лень, чему-нибудь не научится, то всю оставшуюся жизнь ему придется это наверстывать.
IV. Беседа по теме.
Понятие труд имеет много составляющих. В первую очередь человек для чего трудится? (Чтобы прокормить себя, семью, обеспечить всем необходимым.)
То есть труд – это добывание пропитания (найдите слово в кроссворде).
Но ведь не всякий труд ради добывания пропитания считается достойным человека. Все мы знаем, что некоторые зарабатывают деньги воровством, стараются словчить, обмануть другого, получить больше, чем заслуживают.
- Можно ли уважать таких людей?
- Каким должен быть труд? (честным)
Правильно. Главная составляющая любого труда – это честность (найдите слово в кроссворде)! Запомните это на всю жизнь, чтобы могли смело сказать: всему, что у меня есть, я обязан только себе.
Послушайте стихотворение:
Странное дело,
А может быть, нет-
Жил-был на свете
Когда-то сапожник.
Был он сапожником
Сорок пять лет.
Но про него говорили:
«Художник!»
(Почему?)
- О человеке какой профессии говорится в стихотворении?
- Почему его труд сапожника сравнили с трудом художника? Как выполнял свою работу сапожник?
- Красиво, стал специалистом своего дела.
- Как называют специалиста, достигшего высокого искусства в своём деле; человека, который умеет хорошо, ловко делать что-нибудь?
Мастер |
Подберите ещё одно слово, близкое по значению.
Профессионал |
- Значит, труд – это не только добывание пропитания. Это ещё мастерство и профессионализм (найдите эти слова в кроссворде)
- В своих сочинениях вы написали профессии, которым будете учиться: мальчики хотят стать каменщиками-сварщиками. Девочки кондитером и продавцом.
Хотели бы вы добиться в своей работе мастерства, стать профессионалами своего дела?
В сочинении вы затруднились об этом написать.
- В результате чего человек становится мастером? Объясните смысл пословицы.
Мастерство тому даётся, кто весь делу отдаётся. |
- Вы должны отдавать все силы, чтобы научиться своей профессии. Не все достигают мастерства.
- Кто не стремится к успеху. Значит целеустремлённость важное качество в труде.
- Кто никогда ничего не доводит в жизни до конца. Значит упорство необходимо в труде.
- Мастерства достигают не разговорами, а делами. Значит, в труде нужны поступки.
Человек, знающий своё дело, профессионал – это всегда востребованный работник. Его труд оплачивается выше, по сравнению с менее опытными работниками.
Желаю вам быть мастерами своего дела, не останавливайтесь на достигнутом, стремитесь к большему.
Например, каменщик-сварщик может построить суперсовременное здание.
Кондитер – испечь и украсить торт, который до него никто не делал.
Сапожник – сшить современные сапоги, кроссовки.
Вернёмся к стихотворению о сапожнике и художнике. Напомню вам его.
- А теперь послушайте продолжение этого стихотворения.
Странное дело,
А может быть, нет-
Жил-был на свете
Когда-то художник.
Был он художником
Семьдесят лет.
Но про него говорили:
«Сапожник!»
(Почему?)
Странное дело,…а, может быть,…нет?
- Почему труд художника сравнили с трудом сапожника?
- Какой ещё вывод можно сделать из этого стихотворения? (В любую работу нужно вкладывать душу, то есть делать приятно себе и людям.)
Таким образом, мы можем сделать ещё один вывод. Труд – это служба людям. И от него людям должна быть (найдите слово в кроссворде)
польза |
Давайте вспомним героя фильма «Рождественская история».- Можем ли мы назвать его лентяем? Нет! Он всю жизнь трудился, но была ли кому-нибудь польза от его труда?
Тот, кто копит богатство и не пользуется им для блага других, бесплодно трудился и без пользы старался, ведь теперь мы знаем, что труд – это служба людям.
Давайте теперь сравним этого героя сказки с реальным человеком. Он тоже был богат, так как являлся российским императором. Вы уже много о нём слышали – это Пётр I. Давайте прочитаем, как он относился к труду.
(Учебник «История России» стр. 128)
- Как проходил день Петра I? Найдите строчки, в которых говорится, что Пётр I всю жизнь посвятил изучению разных наук.
- Что Пётр I умел делать сам, несмотря на своё высокое положение?
- А кто из вас может похвастаться тем, что сам себя обслуживает: ремонтирует себе одежду, стирает, может приготовить обед, навести порядок?
- Всё это очень важные навыки, они очень пригодятся вам в жизни. Человек, который владеет многими ремёслами, чувствует себя независимым, и на многих вещах может сэкономить. Например, девочки могут и не выбрать профессию швеи, но этот навык может пригодится им в жизни: сами сошьют постельное бельё, фартук, халат. Не надо покупать эти вещи в магазине, экономия.
- Мальчики чему могут научиться? (Ремонтировать бытовые приборы, сантехнику, делать ремонт, пользоваться машинкой для стрижки волос.)
V. Ребус
Разгадаем пословицу:
Не за своё дело не берись, а за своим делом не ленись.
- Как вы её понимаете?
Начиная такое важное дело, как выбор профессии, надо постараться правильно оценить свои способности, возможности и ответить на вопросы: «Что у меня лучше получается? К чему я сам больше склонен?» Свои способности человек может узнать, только приложив их к делу, работе, участвуя в различных конкурсах, кружках. Пока человек бездействует, он сам не узнает своих способностей.
- Если вы возьмётесь не за своё дело, чем может это обернуться для вас и других людей?
(Работа станет нелюбимой. Она не будет приносить радость. Человек может даже заболеть, ведь будет постоянно раздражаться.)
Но такой труд вреден не только для самого человека, но и для окружающих. Всё, к чему прикасаются наши руки, наш взгляд: вяжем ли мы, стряпаем, рисуем, строим – на всё накладываются наши чувства, наша энергия. Что выйдет из-под рук человека, который ненавидит то, что делает?
А когда человек получает от своего труда радость, удовлетворение – это наивысшее проявление труда. И результат такого труда будет блестящим! Значит ещё одна составляющая труда (найдите в кроссворде)
радость |
VI. Игра «Отгадай пословицу».
- На каждую пословицу приведите пример из жизни, связанный с трудом.
- Что для вас сейчас является основным трудом?
Значит ещё одна составляющая труда – это
учёба |
(найдите слово в кроссворде)
Докажите, что учёба – это труд.
Ваша учёба, ваше разностороннее развитие – это база вашей дальнейшей жизни. Не ленитесь учиться всю жизнь. Выбрав профессию, учитесь ей всю жизнь, чтобы стать мастером своего дела. Учитесь разным делам, всё это только поможет вам в жизни.
VII. Итог занятия.
- А теперь посмотрим на кроссворд и повторим, что же входит в понятие труд. (труженик, пропитание, честность, мастер, профессионал, польза, радость, учёба)
- В кроссворде остались незачёркнутые буквы. Прочитайте из них фразу, которая подведёт итог нашей беседе.
Трудитесь! Мир не будет раем для тех, кто хочет жить лентяем.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ИЗ ИСТОРИИ ПИСЬМЕННОСТИ КОНСПЕКТ ВНЕКЛАССНОГО ЗАНЯТИЯ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ ИЗ ИСТОРИИ ПИСЬМЕННОСТИ Цель занятия: познакомить учащихся с истоками возникновения славянской письменности.
КОНСПЕКТ ВНЕКЛАССНОГО ЗАНЯТИЯ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУИЗ ИСТОРИИ ПИСЬМЕННОСТИЦель занятия: познакомить учащихся с истоками возникновения славянской письменности. Наше внеклассное мероприятие по русском...
Конспект внеклассного занятия на тему: "Труд - основа жизни"
Данная беседа предназначена для проведения с учащимися 8 класса коррекционной школы VIII вида. На всех этапах детям предлагаются развивающие упражнения, что способствует поддержанию познавательн...
внеклассное занятие Я выбираю здоровый образ жизни
внеклассное занятие для 8-9 классов...
конспект воспитательного занятия по теме "Труд подростков с точки зрения закона"
Конспект воспитательного занятия по теме: «Труд подростков с точки зрения закона», основными целями которого являются: 1. Познакомить воспитанников с основными докум...
материал к уроку обществознания 6 класс по теме труд и образ жизни
Разработка урока обществознания 6 класс к учебнику Кравченко по теме "Труд и образ жизни" и презентация....
Внеклассное занятие по формированию здорового образа жизни
Что такое здоровье и как его сохранять и поддерживать...
Занятие по самопознанию "Любовь – основа жизни"
Занятие направлено на создание атмосферы общности и дружелюбия,развитию чувство любви к окружающему миру.Предназначено для учащихся 10-11 классов....