Элективный курс по обществознанию "Глобальная безопасность" 10-11 классы
календарно-тематическое планирование по обществознанию (10 класс) на тему

Белова Ольга Степановна

Календарно-тематическое планирование для старшей школы, которое можно использовать при изучении обществознания на профильном уровне.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл elektivnyy_kurs_globalnaya_bezopasnost.docx32.45 КБ

Предварительный просмотр:

Элективный курс «Глобальная безопасность»

Пояснительная записка

Традиционный курс «Обществознание» в последнее десятилетие претерпел значительные изменения. Уже не первый год наших школьников знакомят с различными точками зрения, различными вариантами ответов на вопросы: что такое человек? Как устроено человеческое общество? По каким законам оно развивается? Как эти законы определяют деятельность людей? Почему сами люди способны творить свою культуру и развивать общечеловеческую цивилизацию? Наконец, какое будущее нас ожидает: мирное объединенное человечество или планетарная ядерная катастрофа?

Углубление отдельных тем обязательных учебных предметов федерального компонента и обязательных предметов по выбору дисциплин.

Разнообразие ответов на эти ключевые вопросы для молодого человека, начинающего самостоятельно осваивать окружающий мир, — несомненное достижение современной российской школы. Мы, как и все общество, ушли от принудительного единообразия, от идеологической зашоренности, от мышления навязанными стереотипами. Многообразие точек зрения, открытость новым интерпретациям вроде бы давно известных истин, дискуссионность как основной дидактический принцип — все это становится основой методики преподавания гуманитарных дисциплин и обществознания в особенности. Развивая умение мыслить самостоятельно, находить реальные проблемы, доказывать свою точку зрения и опровергать аргументы оппонента, мы формируем у нашей молодежи ключевые навыки для успешного освоения современного мира. Но достаточно ли только этого?

Прежде чем отвечать на этот вопрос, спросим себя: а чем мы — старшее поколение россиян — отличаемся от наших детей и, от тех, кого мы учим, от сегодняшних школьников и завтрашних первокурсников российских вузов? Ответ очевиден: жизненным опытом, который есть результат нашего успешного приспособления к окружающему миру. Этот опыт у каждого свой, но и целом можно сказать, что мы ориентируемся на одну и ту же катртину мира, на действующие в этом мире закономерности. Мы знаем границы возможного, стараемся ставить достижимые цели, вырабатываем нормы поведения, соответствующие нашим моральным ценностям и мировоззренческим идеалам.

В личном общении с нашими детьми мы разными путями передаем этот опыт — мы воспитываем их. Из множества таких личных контактов-взаимодействий складывается преемственность между нами (взрослыми) и нашими ближайшими потомками (детьми). И важнейшим компонентом этой преемственной связи поколений россиян должно стать точное, ясное и объективное знание о современном мире. Те, кто завтра выйдут из стен школы во взрослый мир, должны четко представлять себе:

-как этот мир устроен — что сближает всех жителей планеты и что разъединяет их;

-какие силы определяют пути и способы развития нашего мира;

-какие ресурсы обеспечивают лидерство тех или иных сил;

-какие стратегии используются этими силами для утверждения своего лидерства и установления глобального контроля;

-какое место в этом мире жесткой конкуренции занимает Россия.

Цель элективного курса – сформировать знания об основных угрозах современного мира, научить учащихся анализу необходимой информации для выявления закономерностей развития международного сообщества.

Данная цель курса реализуется посредством решения ряда  задач:

Образовательные :

- Освоение знаний  об основных принципах, нормах, институтах международных отношений, возможности международной правовой системы;

- Овладение умениями, необходимыми для применения освоенных знаний и способов деятельности с целью реализации и защиты от глобальных угроз;

Воспитательные:

-  Воспитание  гражданской ответственности и чувства собственного достоинства; дисциплинированности, уважения к основам международного права, демократическим правовым институтам, международным соглашениям;

- Развитие гражданских качеств, патриотического отношения к России, пробуждение активной гражданской позиции;

- Формирование толерантности и толерантного поведения;

Развивающие :

- Создать условия для формирования и развития у учащихся умения

самостоятельно работать со справочной и учебной литературой, собственными конспектами, иными источниками информации.

-  Развивать у учащихся умение выделять главное, существенное в изученном материале, сравнивать, обобщать изученные факты, логически излагать свои мысли при решении практических задач;  развивать самостоятельность, умение преодолевать трудности в учении.

- Развивать практические умения учащихся при выполнении практических  задач.

- Развивать критическое мышление применительно к реалиям нашей правовой жизни;

-  Ориентация при решении вопросов дальнейшего образования, выбора профессии и места работы.

Основные умения и навыки, приобретаемые и развиваемые в ходе работы над курсом:

В области познавательной деятельности:

- умение самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки целей до получения и оценки результата);

- участие в проектной деятельности, в организации и проведении учебно-исследовательской работы;

-  выдвижение гипотез,  осуществление их проверки, владение приемами исследовательской деятельности,  элементарными навыками прогнозирования (умение отвечать на вопрос: «Что произойдет, если...»).

В области информационно-коммуникативной деятельности предполагается:                                  

-  поиск нужной информации по заданной теме в источниках международного права;

- извлечение необходимой информации из источников, созданных в различных знаковых системах (текст, таблица, график),

- отделение основной информации от второстепенной,

- критическое оценивание достоверности полученной информации,

- передача содержания информации адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно);

- умения развернуто обосновать суждения, давать определения, приводить доказательства; объяснение изученных положений на самостоятельно подобранных конкретных примерах, владение основными навыками публичных выступлений.        

-  понимание ценности образования как средства развития культуры личности;

- объективное оценивание своих учебных достижений, поведения, черт своей личности, - учет мнения других людей при определении собственной позиции и самооценке,

- владение навыками организации и участия в коллективной деятельности: постановка общей цели и определение средств ее достижения, конструктивное восприятие иных мнений и идей, определение собственного отношения к явлениям современной жизни, умение отстаивать свою гражданскую позицию, формулировать свои мировоззренческие взгляды, осуществление осознанного выбора путей продолжения образования или будущей профессиональной деятельности.

      Данный курс адресован учащимся общеобразовательных школ. Элективный курс «Глобальная безопасность»  предназначен для учеников 10-11 классов.

Его можно использовать как в учебной, так и во внеурочной деятельности.

Актуальность и полезность курса в том, что подросткам чрезвычайно важно научиться определять угрозы глобальных проблем современности, алгоритм действий в проблемных ситуациях, уметь формулировать свои позиции, находить адресата законных требований, понимать текст правового содержания.

Методы преподавания данного элективного курса определяются его целями и задачами. Занятия построены на основе активных и интерактивных методик. Обсуждение проблемных вопросов невозможно без приобретения учащимися опыта ведения диалога, дискуссии и приобщения учащихся к творческой деятельности, способности к моделированию ситуаций.

Элективный курс «Глобальная безопасность» соединяет четко оформленный теоретический материал с возможностью подключать в процесс занятий практический материал. Структура курса подчинена задаче организации максимально разнообразной познавательной деятельности учащихся.

Характеристика ресурсов

   Предлагаемый курс рассчитан на школьников 10-11 классов средней школы. Программа  курса рассчитана на 17часов. Занятия проводятся один раз в неделю в течение одного полугодия.

        В соответствии с целями и задачами курса в структуре содержания выделяются 9 тем: «Иллюзия утраченных угроз», «Мир продолжает вооружаться»,  «Региональные конфликты с глобальными последствиями», «Международная безопасность и суверенитет», «Экономическое развитие против экологии», «Угрозы постиндустриального мира», «Хватит ли на всех ресурсов?», «Болезни нового века», «Угроза международного терроризма и нового тоталитаризма».

Ожидаемый результат

В процессе обучения учащиеся приобретают следующие умения и навыки:

– самостоятельно получать информацию из нормативно-правовых источников и анализировать  международные правовые документы;

– применять на практике знания по отстаиванию своих прав государствами на международной арене, находить пути разрешения конфликтов, пользоваться основными механизмами для защиты от последствий глобальных проблем;

– определять правовой статус, определяя права и ответственность на разных этапах международных договоренностей;

– анализировать последствия террористических актов, с точки зрения правовых норм;

– выявлять проблемы, осуществлять поиск путей их разрешения, обсуждать результаты, делать выводы;

– создавать и защищать свой проект;

На основе такого знания нынешние школьники смогут сформировать собственное мировоззрение — гражданскую позицию, в основе которой лежит стремление развивать все свои способности и силы, с тем чтобы повысить конкурентоспособность нашей Родины в современном мире. Вот почему школьный предмет «Обществознание» превращается в один из решающих инструментов формирования того творческого патриотизма, без которого ни один народ в XXI в. не сможет отстоять свое право на самостоятельное развитие.

Мир XXI в. — это глобальный мир. Все континенты, государства и народы планеты Земля объединены в неразрывное целое самыми разными взаимосвязями. Прежде всего это взаимосвязи экономические.

Содержание программы курса.

Вводный урок (1 ч)

Проблемы глобальной безопасности. Кто кому и чем угрожает в современном мире.

Тема 1. Иллюзия утраченных угроз (1 ч)

Понятия глобализация и антиглобализм. Глобальные проблемы человечества. Перспективы решения. Варианты развития.

Тема 2. Мир продолжает вооружаться (2 ч)

Двухполярная система. Угроза ядерного конфликта в XX веке. Прекращение гонки вооружений. Однополярная система. Опасность космических программ. Ядерное оружие в руках стран третьего мира.

Тема 3. Региональные конфликты с глобальными последствиями (2 ч)

Ядерное оружие в руках стран третьего мира. «Проблемы мирного атома». Индия и Пакистан, КНДР и Иран, Северная и Южная Корея, как вероятные источники третьей мировой войны. Конфликты в Африке. Страны арабского мира – новый очаг нестабильности.

Тема 4. Международная безопасность и суверенитет. (2 ч)

ООН как стабилизатор международной политики. США - вклад в развитие «демократии» в нефтегазовых государствах. НАТО в Ираке и Афганистане. «Бархатные революции».

Тема 5. Экономическое развитие против экологии. (2 ч)

Новые риски в связи с развитием цивилизации. Преодоление последствий постиндустриальной эпохи. Киотский протокол. Изменения биоресурсов. Климатические катаклизмы.

Тема 6. Угрозы постиндустриального мира. (1 ч)

Техногенные катастрофы. Масштабные отключения электроэнергии. Угрозы глобальной экономики.

Тема 7. Хватит ли на всех ресурсов? (2 ч)

Проблемы современной демографии. Возобновляемые и невозобновляемые ресурсы. Мальтузианство. Проблема неравномерного потребления ресурсов. Растущий Дефицит воды. Ресурсная проблема как источник угрозы новых конфликтов.

Тема 8. Болезни нового века. (1 ч)

Новые вирусы и болезни, появившиеся благодаря химическому, бактериологическому и ядерному оружию. Неблагоприятная экологическая среда, ВИЧ, атипичная пневмония, губчатый энцефалит. Угрозы новых пандемий старых болезней. Последствия активного использования антибиотиков.

Тема 9. Угроза международного терроризма и нового тоталитаризма. (2 ч)

Сетевые террористические организации. Источники финансирования терроризма. Угрозы электронного терроризма и кибертерроризм. Биологический, химический и ядерный терроризм.

Опасность этнического, религиозного и социального терроризма. Консолидация международного сообщества в борьбе против терроризма.

Список литературы.

  1. Арутюнян Ю.В. Этносоциология / Ю.В. Арутюнян, Л.М. Дробижева, А.А. Сусоколов. — М., 1998.
  2. Бард А. Нетократия. Новая правящая элита и жзнь поело капитализма / А. Бард, Я. Зодерквист. — М., 2005.
  3. Бестужев-Лада И. М. Альренативная цивилизация / И. М. Бестужев-Лада. — М., 2003.
  4. Бродель Ф. Динамика капитализма / Ф. Бродель. — Смоленск, 1993.
  5. Валлерстайн И. Миро-системный анализ. Интернет-ресурс http://www.nsu.ru/filf/rpha/papers/geoecon/waller.htm
  6. Глобальное сообщество: картография постсовременного мира. — М., 2002.
  7. Глобальное сообщество: новая система координат (подходы к проблеме). — СПб., 2000.
  8. Данилевский Н.Я. Россия и Европа /Н. Я. Данилевский. М 1991. (Интернет-ресурс http://monarhiya.narod.ru/DNY/dny-lisl him)
  9. Ильин И. О русском национализме / И. Ильин. — М . 2006
  10. Ильин И. Почему мы верим в Россию / И. Ильин. — М , Ч)2006
  11. Информационное общество. Антология. — М., 2004.
  12. Маркс К., Энгельс Ф. Немецкая идеология / К. Маркс, Ф ; и мы* Соч. — 2-е изд. — М., 1955. — Т. 3. — С. 15—78.
  13. Мартин К.-П. Западня глобализации. Атака на процветание и демократию / К.-П. Мартин, X. Шуман. — М., 2001.
  14. Мегатренды мирового развития. — М., 2001.
  15. Народы и религии мира. Интернет-ресурс: http://www peoples/index/welcome, shtml.

Учебно-тематический план элективного курса

«Глобальная безопасность»

Содержание обучения. Разделы, темы

Количество часов

Форма проведения занятий

1

Тема 1. Иллюзия утраченных угроз

2  часа

Практикум по работе с документами (2 часа)

2

Тема 2. Мир продолжает вооружаться

2 часа

Практикум с элементами моделирования  (1 час)

Решение практических задач  

 (1 час)

3

Тема 3. Региональные конфликты с глобальными последствиями

2 часа

Практикум по работе с документами (1 час)

Решение практических задач

(1 час)

4.

Тема 4. Международная безопасность и суверенитет

2 часа

Практикум с элементами моделирования  (2 часа)

5.

Тема 5. Экономическое развитие против экологии.

2 часа

Практикум по работе с документами (1 час)

Решение практических задач

(1 час)

6.

Тема 6. Угрозы постиндустриального мира.

1 час

Решение практических задач

(1 час)

7.

Тема 7. Хватит ли на всех ресурсов?

2 час

Практикум по работе с документами (1 час)

Решение практических задач

(1 час)

8.

Тема 8. Болезни нового века.

1 час

Практикум по работе с документами (1 час)

9.

Тема 9. Угроза международного терроризма и нового тоталитаризма.

2 час

Практикум по работе с документами (1 час)

Решение практических задач

(1 час)

10.

Итоговые занятия. Защита рефератов и проектов.

1 час

Анализ содержания рефератов и проектов. Обсуждение защиты, оценивание работ (3 часа)

№ занятия в году

№ занятия в теме

Тема занятия

Дата

1

1

Вводный урок. Проблемы глобализации. (1 ч)

2

1

Тема 1. Иллюзия утраченных угроз (1 ч)

3-4

1-2

Тема 2. Мир продолжает вооружаться (2 ч)

5-6

1-2

Тема 3. Региональные конфликты с глобальными последствиями (2 ч)

7-8

1-2

Тема 4. Международная безопасность и суверенитет. (2 ч)

9-10

1-2

Тема 5. Экономическое развитие против экологии. (2 ч)

11

1

Тема 6. Угрозы постиндустриального мира. (1 ч)

12-13

1-2

Тема 7. Хватит ли на всех ресурсов? (2 ч)

14

1

Тема 8. Болезни нового века. (1 ч)

15-16

1-2

Тема 9. Угроза международного терроризма и нового тоталитаризма. (2 ч)

17

1

Итоговое занятия. Защита рефератов и проектов. (1 ч)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОГРАММА Элективного курса по алгебре 9 класс Тема: «Решение задач повышенной сложности»

Количество часов - 34.Основная цель электива- это решение задач повышенной сложности и подготовка учащихся к ГИА по алгебре. Программа содержит пояснительную записку,календарно- тематическое планирова...

Введение в социологию. Авторская программа элективного курса для 10-11 класса

Данная авторская прграмма предназначена для ведения элективного курса в 10-11х социально-экономических профильных классах. Программа углубляет знания курса "Обществознание", позволяет гораздо лучше по...

Элективный курс по математике 9 класс «Решение задач основных тем курса математики»

Курс предназначен для повторения знаний, умений  и   подготовки кГИА   по математике. При изучении курса угроза перегрузок учащихся отсутствует, соотношение между объемо...

рабочии программы по химии 7-11 класс О.С. Габриелян,элективный курс 8,9,11 классы

Рабочии программы по химии 7-11 класс разработана на основе Примерной программы основного общего образования по химии и Программы курса химии для 7-11 классов общеобразовательных учреждений авторов О....

Английская и американская литература. Элективный курс для профильных гуманитарных классов (10-11 класс)

Основной целью программы является знакомство учащихся с развитием английской литературы, литературными направлениями и течениями, творчеством наиболее известных писателей и литературных деятелей...