конспект открытого урока по обществознанию 11 класс Семья в современном обществе
план-конспект урока по обществознанию (11 класс) на тему
Данный урок практического варианта , личностно-ориентированный.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
semya_v_sovremennom_obshchestve.docx | 32.68 КБ |
Предварительный просмотр:
СЕМЬЯ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ
Урок обществознания 11 класс
Цель урока | Учащиеся в ходе занятия определяют роль семьи в современном обществе. На основе личного опыта через обобщение и рефлексию извлекают теоретические знания(умение делать выводы, экстраполировать свой жизненный опыт на социальные процессы). Понимание значимости семьи как ценности. |
Мотивация | Задумаемся о том, чем семья отличается от случайно встретившихся на улице группы людей. Автобусная остановка- большое количество людей, но вот на остановке появились отец с маленьким сыном. Отец высвободил руку из маленькой ладони ребенка и отошел к киоску за газетами. Предположите, каковы будут действия и чувства сына(последует за отцом, встревожится- зависимость от взрослого-семья). Но вот подошли еще двое. Как они повлияют на людей? Никак (чужие люди) |
Мозговой штурм | Что такое семья? С помощью красок выразите семью: вытянуть цвет Белый - невинность, цвет невесты, верность членов семьи, Желтый - цвет птенца, ребенка, взаимосвязь, взаимозависимость Зеленый- цвет зарождающейся жизни, Синий - бескорыстие во взаимоотношениях, преданность и поддержка Черный - печаль, которую делят пополам… В пакете документов - соответствие краскам –определение семьи. |
Сообщение | История Российской семьи |
? зачем семья нужна человеку и государству | ЧЕЛОВЕКУ:1.поддержка: духовно-нравственная, эмоциональная, материальная, 2.продолжение рода, 3. Решение личных проблем ГОСУДАРСТВУ: 1.воспитание граждан, 2. демографическая задача,3.здоровье народа. |
Работа с документом (Приложение №1) | Острогорский Семья На основе текстов объясните, чем является семья? (социальная группа, социальный институт) Функции: репродуктивная, экзистенциальная, воспитательная, хозяйственно-экономическая, духовно- эмоциональная, досуговая, сексуальная |
Сообщение | Как семью оценивают наши современники? По данным социологических опросов Вы на пороге взрослой жизни. Вам 18 лет. Хочу жениться? |
Работа с текстом (Приложение №2) | Выбор супруга –Гесиод(Этапы)Согласны? Жизненный цикл семьи Ваша семья( нуклеарная, традиционная) Презентация |
Практикум (Приложение №3) | Если встречу человека… |
Правила в семье | Кодексы- работа с текстом |
Вывод Эссе | Коли семья вместе то и душа на месте. |
Дом .зад | Боголюбов 11кл стр.201-выписать перечень изменений, переживаемых семьей. Причины распада семьи. Опережающее задание Молодежь - портрет |
Приложение №1
В младенческие годы и весь дошкольный период человек воспитывается исключительно семьей, жизнью семьи. Здесь получают свою первую пищу его склонности, здесь зарождаются его симпатии, потребности, интересы, здесь обозначается его характер… Но жизнь семьи, ее нравы, влечения, идеалы, привязанности, занятия, развлечения, весь склад ее, в свою очередь, являются отражением жизни всего общества.
…В семьи приносятся и здесь переживаются общественные успехи и неудачи… Здесь отец или мать срывает свое сердце, которое там, вне дома приходилось сдерживаться… Семья никак не может оградиться от жизни, и воспоминания лиц, переживших в молодые годы вторжение неприятеля, голодовку, всегда содержат рассказ о глубоких следах, оставленных в них пережитыми впечатлениями. Но и помимо таких крупных событий, обыденная жизнь неизбежно отражается на складе семейной жизни. Живет в общественной жизни доброжелательство, взаимное доверие, совместный труд – и семьи живут дружно, сердечно, сглаживая шероховатости отношений взаимной уступчивостью, любя детей. Складывается общественная жизнь не по-человечески, а по-звериному, по принципу борьбы за существование, с преследованием личных интересов, причем все кругом кажутся опасными соперниками, которых надо остерегаться и делать безвредными, и в семьях начинают грызться, вместо любви слышится отстаивание своих прав, вместо ласки и помощи – ссоры и брань. Общественная распущенность всегда забирается и в семьи, понижение интересов отражается в семейном быту. Вместо литературных, эстетических, общественных разговоров слышатся речи о картах, домашнем хозяйстве, проделках прислуги, наживе, костюмах и пр.
Если есть семьи, на которых общественные нравы и жизнь оказывают, можно сказать, подавляющее влияние, то есть и такие, которые охраняют «святая святых» от всякого рода бурных волн житейского моря. В этих семьях живут любовь и согласие, когда кругом грызутся, в них верят в добро и правду, когда кругом все изолгались…В этих семьях дети – радость… тогда как в других они – лишние рты, обуза, помеха устроиться, ими тяготятся, ими тяготятся, и дети живут в загоне и пренебрежении.
Вопросы и задания к документу:
- В чем основная идея документа? 2. Какая социальная функция семьи в центре внимания А.Н. Острогорского? Чем его описание этой функции дополняет текст параграфа? 3. Как характеризует автор влияние общества на семью? 4. Какие выводы из прочитанного текста можно сделать для понимания взаимосвязи семьи и общества? 5. Как вы думаете, почему данный текст, написанный около ста лет назад, не потерял своей актуальности?
Приложение №2
В дом свой супругу вводи,
как в возраст придешь подходящий,
До тридцати не спеши,
но и за тридцать долго не медли.
Лет тридцати ожениться –
вот самое лучшее время.
Года четыре пусть зреет невеста,
женитесь на пятом.
Девушку в жены бери –
ей легче внушить благонравье.
Взять постарайся из тех,
кто с тобою живет по соседству.
Все обгляди хорошо –
чтобы не на смех соседям жениться.
Лучше хорошей жены ничего
не бывает на свете,
Но ничего не бывает
ужасней жены нехорошей.
Гесиод
- Возрастные критерии вступления в брак (оптимальный возраст вступления в брак для юноши и девушки, готовность к созданию семьи, желание иметь детей и быть готовым к их воспитанию);
- Важность добрачного периода (узнавание друг друга, уточнение и проверка принятого решения о вступлении в брак, готовность к сотрудничеству и компромиссам, терпимость, сдержанность, уважение друг к другу и другие качества, необходимые для последующей совместной жизни);
- Социальная разница (материальная или социальная разница – осложняющие факторы вновь создаваемой семьи, важность близких духовных качеств будущих супругов);
- Нравственно – эстетические аспекты взаимоотношений (любовь как основа брака; эмоциональная, духовная, моральная, физическая совместимость людей, вступающих в брак, - главная опора семейной жизни).
Приложение№3
«Когда встречу своего человека…, или Мишень душевного попадания»
Встречу своего Человека – это значит, встречу человека, который будет мне:
Магнит – влекущий душевно (интересный) или физически (желанный);
Родной – гармоничный, свой, который легко меня понимает, с ним легко уживаться;
Ровня – человек моего круга и моего личного и социального уровня;
Нужный – человек, который помогает делать то, что вам важно;
Семьянин – тот, кто хочет и может создать семью. Это мужчина, уже многого достигший в жизни и стремящийся к стабильности, женщина, настроенная на семейные отношения и детей.
Семья
- Семья это
- фактор производства
- социальный институт
- этническая общность
- компонент политической системы
- Отличительным признаком семь традиционного типа является
- добровольное распределение обязанностей между супругами
- главенствующее положение отца семейства
- активное участие женщин в общественном производстве
- посильное участие детей в домашних делах
- Патриархальной семье присуще
- отсутствие жестокого разделения обязанностей на мужские и женские
- совместное принятие решений
- заключение браков между близкими родственниками
- совместное проживание нескольких поколений родственников
- В партнерской семье в отличие от патриархальной
- совместно проживает несколько поколений родственников
- количество детей супругами, как правило, планируется
- осуществляется социализация детей
- поощряются браки между близкими родственниками
- Отличительным признаком партнерской семьи является
- выполнение функции социализации детей
- главенствующая роль отца семейства
- отсутствие отношений господства и подчинения
- регулирование поведения своих членов
- К функциям семьи относится
- организация общественного производства
- поддержание экономической стабильности
- установление социальных норм
- социализация подрастающего поколения
- В совместном расходовании семейного бюджета проявляется функция семьи
- экономическая
- социально-статусная
- психологически-эмоциональная
- коллективистская
- Верны ли следующие суждения о семье как социальном институте
А) Семья –один из наиболее древних институтов общества
Б) Важнейшей функцией семьи является первичная социализация детей
- Верно только А. 1. Оба суждения верны
- Верно только Б. 2. Оба суждения неверны
- Найдите в приведенном ниже списке черты свойственные только семье традиционного типа, обведите цифры, под которыми они указаны
- совместное ведение хозяйства
- главенствующее положение отца семейства
- совместное проживание нескольких поколений родственников
- жестокое разделение обязанностей на мужские и женские
- нацеленность на социализацию детей.
Цифры указать в порядке возрастания.
С 4. В чем, по мнению автора, проявляется двойственность семьи?
С. 5 Назовите четыре функции семьи, на которые указывает автор.
С. 7 Используя текст и знания обществоведческого курса, сформулируйте четыре основные тенденции развития семьи в современном обществе.
Дополнительный материал
1.Эволюция развития семьи как социального института.
Семья – ниточка, как бы мини - модель общества. Без семьи и семейного воспитания, семейной заботы о ребёнке не было бы ни общества, ни государства, ни этноса. Как бы не менялись общественные установки, какие бы бури не проносились над людьми – семья всегда оставалась.
Утописты – революционеры всех времён почему-то мечтали уничтожить семью, выступали за свободную любовь, за то что бы функции семьи передать государству.
В.И. Ленин ратовал за то, что бы построить огромные фабрики-кухни, фабрики прачечные и освободить женщину от домашнего труда.
Семья очень древний социальный институт. Она исторически менялась: в обществе не утихают споры о том, какая из форм семьи более жизнеспособна. В эпоху матриархата, когда власть принадлежала женщинам, каждый знал свою мать, но никто не знал своего отца, вместо семьи были так называемые беспорядочные отношения. Затем власть пришла к мужчине, и отец стал, заинтересован в том, что бы точно знать, кому передать своё хозяйство, свой дом. Возникла парная семья.
Российские славянофилы в прошлом веке отстаивали идеал патриархальной семьи, где основная власть принадлежала главе семейства – отцу. Все остальные члены семьи должны были беспрекословно выполнять его волю. Роль женщины сводилась к рождению и воспитанию детей и ведению домашнего хозяйства.
Противники такой семьи были не только среди западников. С критикой патриархальной семьи как чуждой новым общественным отношениям выступали русские марксисты. О тирании, присущей такой семье, которая истязает и калечит человеческую личность, писал Н.Бердяев. Он призывал отстаивать более свободные формы семьи: «Евангелие требует свободы от рабства у семьи. С появлением государства и права появились законы и о браке. В некоторых мусульманских странах до сих пор, особенно в деревнях, существуют полигамные браки. По мусульманским законам мужчине разрешается иметь до 4х жен; в некоторых странах жен больше. В Непале в первой половине ХХ века семья строилась по противоположному принципу: одна жена могла иметь до 5 мужей. Но в большинстве стран укрепилась и сохранилась моногамная семья.
2.Брак - основа семейных отношений.
Формулируется проблемный вопрос: "Как вы думаете «семья» и «брак» - это одно и то же?" Ученики высказывают свое мнение.
Первоначальную основу семейных отношений составляет брак. Брак – это исторически меняющаяся форма отношений между мужчиной и женщиной, посредством которой общество упорядочивает и санкционирует их половую жизнь и устанавливает их супружеские права и обязанности. Брак – это контракт, который заключают 3 стороны: мужчина, женщина и государство. Семья представляет собой более сложную систему отношений, чем брак, т.к. объединяет не только супругов, их детей, но и других родственников.
Этот основной тип семьи насчитывает в России 60-70% от общего числа вступивших в брак. Бездетные молодожены – 15-20 % и бездетные супруги – 10-15%.
Семья – не брачная группа, а социальный институт, т.е. система связей и взаимодействий между членами семьи, выполняемых функцию воспроизводства населения и регулирования отношений между полами, родителями и детьми.
Появление брака как правовой формы отношений между мужчиной и женщиной связано с наследованием собственности. Согласно европейским традициям, наследование собственности осуществлялось по мужской линии. В древнеримском законодательстве право на наследство признавалось за кровными родственниками. При императоре Августе (I в. до н.э. - I в. н.э.) был введён налог на безбрачие.
В современном мире условия и порядок вступления в брак, его прекращение и признание недействительным регулируется семейным правом. Брак регистрируется в органах записи актов гражданского состояния (ЗАГС). Брак, заключенный по религиозному обряду или в соответствии с обычаями какой-либо народности, не имеет правового значения.
Регулирование прав и обязанностей супругов, а так же родителей и детей в России осуществляется в соответствии с Семейным кодексом, принятым в 1995 г.
Мы же рассмотрим семью как социальный институт, т.е. её тесное взаимодействие функционирование с другими социальными институтами.
Вопрос к ученикам: "Почему семью называют ячейкой общества?"
3. Функции семьи.
Функции семьи:
Специфические - вытекают из сущности семьи и отражают их особенности.
1.Репродуктивная.
Выполняет две основные задачи:
-общественную - воспроизводство населения.
-индивидуальную - удовлетворяет потребности в детях.
Сколько детей имеет современная семья. Для воспроизводства общества в семье должно быть не менее трёх детей.
2.Воспитательная.
а) Формирование личности ребёнка.
б) Семья оказывает влияние на развитие личности каждого её члена в течение всей жизни.
в) Постоянное влияние детей на родителей и других взрослых членов семьи, побуждающие их активно заниматься самовоспитанием.
3.Хозяйственно-экономическая.
Семья обеспечивает прочные связи, поддерживает материально несовершеннолетних и нетрудоспособных её членов, оказывает поддержку тем членам семьи, у которых возникли материальные и финансовые трудности.
4.Восстановительная.
Направлена на восстановление и укрепление физических, психологических, эмоциональных и духовных сил человека после трудового рабочего дня.
5.Регулятивная.
Регулирует и упорядочивает отношения между полами, осуществляет первичный контроль за соблюдением членами семьи общественных норм личной, групповой и общественной жизни.
6.+Социализация личности.
Семья опосредствует связь личности с обществом: она формирует у ребёнка представлений о социальных связях и включает в них его с рождения.
Потребность человека в детях, их воспитания и социализации придаёт смысл самой человеческой жизни.
Неспецифические - семья вынуждена осуществлять в определённых обстоятельствах.
7. Досуговая.
8. Социально-статусная.
9. Эмоциональная.
10. Функция духовного общения.
11. Сексуальная.
Итог:
Семья обеспечивает социализацию молодёжи в ходе усвоения детьми нормативов общественной жизни, удовлетворяет эмоциональную потребность в совместных переживаниях, обмене чувствами и настроениями, предотвращает психологическую неуравновешенность, защищает от переживания чувства изолированности и т.д. Одним из результатов домашнего функционирования семьи как социальной группы является эффективное предупреждение отклонений от требования социальных норм в подавляющем большинстве сфер общественной жизни.
Цитата Л.Гумилёва: "Элементы системы: члены семьи и предметы их обихода, в том числе муж, жена, тёща, сын, дочь, дом, колодец, кошка. Они составляют семью до тех пор, пока супруги не разведутся, дети не отколются, начав зарабатывать сами, тёща не разругается с зятем, колодец не зацветёт и кошка не заведёт котят на чердаке. Если после этого они останутся в доме, хотя бы туда провели водопровод, это будет не семья, а заселённый участок, то есть все элементы живой костной природы останутся на месте, но система семьи исчезнет. И, наоборот, если умрёт тёща, будет перестроен дом, сбежит кошка, уедет учиться любящий сын, семья сохранится, несмотря на перемены в числе элементов. Это значит, что реально существующим фактором системы являются не предметы, а связи, хотя они и не имеют ни массы, ни заряда, ни температуры".
Надо отметить, что семья и сейчас эволюционирует, причем, кажется, в худшую сторону. Постепенно исчезает тот аромат большой семьи, в котором должны расти дети.
Постановка проблемного задания: "На примере нашей страны можете ли вы сказать, что семья переживает кризис? В чем это проявляется?"
1. Падение рождаемости.
2. Нестабильность семьи, разводы. По количеству разводов Россия занимает первое место в мире.
3. Сознательный отказ от рождения единственного ребёнка.
4. Массовый отказ от детей, сдача их в родильные или детские дома, бегство детей из дома, жестокое обращение с детьми.
5. Резкое сокращение уровня "брачности" и одновременно активный рост внебрачной рождаемости. Доля внебрачных детей в России составляет 17%. С 1991 г. смертность значительно превысила рождаемость. И только в 2006 г. эти показатели начали меняться.
Постановка проблемного задания: "В чем причина кризисного положения семьи?"
1. Экономические - потери работы, невыплата заработной платы, низкий уровень оплаты труда.
2. Социальные - алкоголизм, тунеядство, противонравное поведение. Как правило, этому способствует низкий культурный уровень, бездуховность, безответственность перед детьми.
3. Трудовая занятость женщин. Профессиональные интересы становятся серьезным конкурентом семейных.
Вместе с тем семья остаётся высшей ценностью и чтобы укрепить и позиции, правительствами многих стран принимаются специальные меры. Они включают в себе разного рода пособия и финансовые льготы, отпуска для родителей в связи с уходом за маленькими и больными детьми, создание дошкольных детских учреждений, приспособленных режимов дня нуждам работающих семей. Здесь отражаются стремление общества и государства к определённой демографической политике, ведёт к росту рождаемости.
Вопрос : "Ощущаете ли вы, на примере своей семьи помощь со стороны государства? В чем она выражается?"
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока по обществознанию "Молодежь в современном обществе", 11 класс."
Открытый урок для окружной недели педагогического мастерства....
Урок по обществознанию "Семья в современном обществе"
Разработка урока обществознания в 11 классе по теме "Семья в современном обществе"...
Открытый урок русского языка "Нужны ли современному обществу искусство и литература? "
Учащиеся на уроке защищают презентацию «Нужны ли современному обществу искусство и литература?»...
Урок по обществознанию на тему "Современное общество"
Узнаем о современном обществе...
Конспект открытого урока по обществознанию в 11 классе на тему: «Рыночные отношения в современной экономике»
Раскрыть основные черты рыночной экономики;Расширить представления учащихся о существующих типах экономических систем;Донести до учащихся, что в условиях рыночной экономики колоссальное значение имеет...
Конспект открытого урока по обществознанию в 11 классе на тему:"Экономика и ее роль в жизни общества"
Познакомить с местом и ролью экономики в жизни общества, показать причины процветания страны, проблемы рыночной экономики, раскрыть роль культуры в развитии цивилизованной рыночной экономики;раз...
конспект открытого урока по обществознанию в 8 классе на тему: "Социальная структура общества".
1. Описание социальной структуры общества.2. Выделение видов социальной мобильности.3. Закрепление изученного материала....