Конспект открытого урока по обществознанию в 11 классе на тему:"Экономика и ее роль в жизни общества"
классный час по обществознанию (11 класс)
Познакомить с местом и ролью экономики в жизни общества, показать причины процветания страны, проблемы рыночной экономики, раскрыть роль культуры в развитии цивилизованной рыночной экономики;
развивать умения анализировать и классифицировать социальную информацию, сравнивать социальные объекты; участвовать в дискуссии, работать с документами;
формировать отношение к проблемам экономики, создать условия для объективной оценки значимости экономики в жизни человека и общества и показать значение экономических знаний на современном этапе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ekonomika_i_ee_rol.docx | 100.44 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №1 им. А.Коцоева с.Гизель»
Конспект открытого урока по обществознанию в 11 классе на тему:
Учитель истории и обществознания
Тотикова Нелли Хасановна
2018г.
Конспект открытого урока по обществознанию в 11 классе на тему:
«Экономика и ее роль в жизни современного общества» 18.04 2018г
Цель урока:
- познакомить с местом и ролью экономики в жизни общества, показать причины процветания страны, проблемы рыночной экономики, раскрыть роль культуры в развитии цивилизованной рыночной экономики;
- развивать умения анализировать и классифицировать социальную информацию, сравнивать социальные объекты; участвовать в дискуссии, работать с документами;
- формировать отношение к проблемам экономики, создать условия для объективной оценки значимости экономики в жизни человека и общества и показать значение экономических знаний на современном этапе.
Оборудование: интерактивная доска, мультимедийный проектор, схемы, пакет документов к уроку.
Тип урока: урок - исследование.
Понятия: экономика, производство, факторы производства, уровень жизни, национальный доход, ВВП.
На интерактивной доске:
«Нельзя считать себя грамотным человеком без
знаний о том, как устроена наша экономическая
жизнь…»
(В.С.Автономов)
Ход урока
I. Организационный момент.
Учитель: Что такое экономика? Какую роль она играет в жизни общества? Как вы думаете, надо ее ругать или восхищаться ею?
Сегодня мы с вами попробуем найти ответы на эти вопросы.
Тема урока: «Роль экономики в жизни общества».
План урока
1. Экономика как подсистема общества.
2. Экономика и уровень жизни.
3. Экономика, политика и культура.
II. Изучение нового материала
Учитель рассказывает, что термин «экономика» впервые употребил древне-
греческий философ Ксенофонт и само слово произошло от греческих «дом»,
«хозяйство» и «номос»- закон, далее это понятие расширили труды великого
философа Аристотеля. Его труды так и остались высшим достижением экономической мысли Античности.
Вопрос к учащимся: Что же сегодня подразумевает понятие «экономика»?
На интерактивной доске схема:
Экономическая жизнь общества
Учитель:
- Ребята, скажите, что происходит в процессе производства
- Могут ли потребление и распределение людьми товаров и услуг существенно влиять на производство? Приведите примеры…
- Что значит обмен? Идет оживленное обсуждение вопросов…
Учитель: Итак, развитие общества и развитие его экономической жизни тесно взаимосвязаны, осуществляя взаимное влияние друг на друга.
Учитель: Как вы думаете, почему экономика так влияет на общество?
Учащиеся отвечают, что общество не может существовать без производства
материальных благ; общественное производство определяет появление и развитие социальной структуры; экономические отношения активно влияют на политическую жизнь общества, а в процессе производства создаются необходимые материальные условия для развития духовной жизни общества…
Вопрос учителя: Понятие «экономические институты» нередко используется для обозначения экономических категорий - рынка, собственности, конкуренции, налогов и т.д…
Назовите основные направления развития экономической сферы жизни современного общества? Какие перемены произошли в мире?
Учащиеся отметили, что к основным направлениям развития экономической сферы можно отнести компьютеризацию, информатизацию, появление новых технологий, развитие способностей человека - основного участника производства…
Учитель: Мы получили общее представление об экономике как подсистеме общества. Теперь вам предстоит разбиться на группы провести исследовательскую работу по анализу роли и места экономики в жизни общества. Первая группа исследует вопрос «Экономика и уровень жизни»,
Вторая группа разбирается с вопросом «Экономика и социальная структура общества». Третья группа - экономику, политику и культуру.
Работа с дополнительными материалами…
Учащиеся 1 группы пришли к выводу, что большую роль в экономической жизни общества играет уровень жизни, а ВВП-показатель эффективного развития экономики, а следовательно и уровня жизни.
В ходе обсуждения учащиеся рассказывают о причинах низкой эффективности экономики и пришли к выводу, что уровень экономического роста прямо влияет на уровень жизни в стране.
Презентация 2 группы доказала, что экономика влияет на рождаемость и зависит:
- от материальных благ;
- обеспечения жильем;
- народонаселение влияет на уровень экономики и зависит от общей численности населения…
Далее учащиеся рассказывают о роли развитой экономики как важном факторе хорошего здоровья, а если плохая экономика - это низкая производительность труда и сокращение продолжительности жизни…
Таким образом, налицо взаимозависимость экономики и состояния здоровья общества.
На интерактивной доске демонстрация схемы социальной структуры современного общества и положения различных слоев населения.
Учащиеся отметили что:
-социальное расслоение общества обостряет противоречия интересов различных социальных групп;
-рыночную экономику необходимо корректировать путем проведения определенной социальной политики, чтобы не допустить социального взрыва.
Учитель: Что предполагает социальная политика Российского государства в настоящее время?
Учащиеся:- поддержку малоимущих граждан;
- помощь в трудоустройстве;
- обеспечение свободы предпринимательства;
- регулирование трудовых отношений и т.д.
Презентация работы 3 группы: исследуя свое задание учащиеся пришли к выводу, что государство реализует в помощь рыночной экономике свободное развитие общества, правовой порядок , внешнюю и внутреннюю безопасность.
Участники 3 группы отмечают, что важнейшая задача государства - охрана и поддержание конкуренции в экономике.
Обеспечение полной занятости, справедливое распределение доходов, защита природного потенциала - таковыми должны стать основные цели государственной политики. Учащиеся рассказывают о влиянии на экономику политических институтов, о взаимосвязи экономики и культуры, большой роли науки, СМИ, образования и искусства…
III. Закрепление
На интерактивной доске вопросы:
- Назовите три основные части экономики как науки? ( Слайд №1)
- Выполните задание с кратким ответом: ( Слайд №2)
Предмет изучения: А) преодоление инфляции; Б) рост цен на продукцию; В) антимонопольная политика государства; Г) увеличение объема производства; Д) проблема выбора, с которой сталкиваются отдельные участники экономической деятельности; | Уровни экономического анализа: 1) микроэкономика; 2) макроэкономика. |
В чем заключается главная проблема экономики? (Слайд №3)
Название экономических ресурсов, задействованных в создании конкретного товара.
Домашнее задание: написать эссе на высказывание:
«Дайте мне хорошую политику, и я дам вам хорошие финансы». Анн Тюрго
Литература:
Автономов В.С. Введение в экономику 10-11 класс;
Боголюбов Л.Н., Лазебникова А.Ю. Обществознание для 11 класса;
ЕГЭ 2018 г. 20 вариантов под редакцией Рутковской.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок в 8 классе по теме "Экономика и её роль в жизни общества"
Урок разработан в соответствии с требованиями ФГОС с технологической картой урока и презентацией к уроку...
Контрольная работа №3 по обществознанию на тему "Экономика и её роль в жизни общества" (8 класс)
Контрольная работа имеет 4 части (Часть 1. Тестовые задания; Часть 2. Теоретические задания; Часть 3. Вопросы; Часть 4. Дополнительные задания с текстом). В комплект докуменета добавлены ответы и...
Опорный конспект по теме "Экономика и её роль в жизни общества" 8 класс
Данный материал может быть использован учащимися 8 классов, работающими по программе под редакцией Л.Н.Боголюбова...
конспект открытого урока по обществознанию 11 класс Семья в современном обществе
Данный урок практического варианта , личностно-ориентированный....
Презентация по обществознанию на тему: "Экономика и ее роль в жизни общества"
Презентация по обществознанию на тему: "Экономика и ее роль в жизни общества"...
Презентация по обществознанию на тему: "Экономика и ее роль в жизни общества"
Презентация по обществознанию на тему: "Экономика и ее роль в жизни общества" 8 класс...
Рабочий лист к уроку по теме "Экономика и ее роль в жизни общества"
Основные понятия: потребности, ресурсы, свободные блага, экономические блага, товары, услуги, альтернативная стоимость...