Конспект открытого урока по обществознанию в 11 классе на тему:"Экономика и ее роль в жизни общества"
классный час по обществознанию (11 класс)

Тотикова Нелли Хасановна

Познакомить с местом и ролью экономики в жизни общества, показать причины процветания страны, проблемы рыночной экономики, раскрыть роль культуры в развитии цивилизованной  рыночной экономики;

развивать умения анализировать и классифицировать социальную информацию, сравнивать социальные объекты; участвовать в дискуссии, работать с документами;

формировать отношение к проблемам экономики, создать условия для объективной оценки значимости  экономики в жизни человека и общества и показать значение экономических знаний на современном этапе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ekonomika_i_ee_rol.docx100.44 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №1 им. А.Коцоева с.Гизель»

Конспект открытого урока по обществознанию в 11 классе на тему:

http://festival.1september.ru/files/articles/64/6459/645987/presentation/1.JPG

Учитель истории и обществознания

Тотикова Нелли Хасановна

2018г.

Конспект открытого урока по обществознанию в 11 классе на тему:

«Экономика и ее роль в жизни современного общества» 18.04 2018г

Цель урока:

  1. познакомить с местом и ролью экономики в жизни общества, показать причины процветания страны, проблемы рыночной экономики, раскрыть роль культуры в развитии цивилизованной  рыночной экономики;
  2. развивать умения анализировать и классифицировать социальную информацию, сравнивать социальные объекты; участвовать в дискуссии, работать с документами;
  3. формировать отношение к проблемам экономики, создать условия для объективной оценки значимости  экономики в жизни человека и общества и показать значение экономических знаний на современном этапе.

Оборудование: интерактивная доска, мультимедийный проектор, схемы, пакет документов к уроку.

Тип урока: урок - исследование.

Понятия: экономика, производство, факторы производства, уровень жизни, национальный доход, ВВП.

На интерактивной доске:

«Нельзя считать себя грамотным человеком без

знаний о том, как устроена наша экономическая

жизнь…»

(В.С.Автономов)

Ход урока

I. Организационный момент.

Учитель: Что такое экономика? Какую роль она играет в жизни общества? Как вы думаете, надо ее ругать или восхищаться ею?

Сегодня мы с вами попробуем найти ответы на эти вопросы.

Тема урока: «Роль экономики в жизни общества».

                                                   

 План урока

1. Экономика как подсистема общества.

2. Экономика и уровень жизни.

3. Экономика, политика и культура.

II. Изучение нового материала

Учитель рассказывает, что термин «экономика» впервые употребил древне-

греческий философ Ксенофонт и само слово произошло от греческих «дом»,

«хозяйство» и «номос»- закон, далее это понятие расширили труды великого

философа Аристотеля. Его труды так и остались высшим достижением экономической мысли Античности.

Вопрос к учащимся: Что же сегодня подразумевает понятие «экономика»?

На интерактивной доске схема:  

Экономическая жизнь общества

                                           

Учитель:

- Ребята, скажите, что происходит в процессе производства

 - Могут ли потребление и распределение людьми  товаров и услуг существенно влиять на производство? Приведите примеры…

 - Что значит обмен? Идет оживленное обсуждение вопросов…

  Учитель: Итак, развитие общества и развитие его экономической жизни  тесно взаимосвязаны, осуществляя взаимное влияние друг на друга.

Учитель: Как вы думаете, почему экономика так влияет на общество?

Учащиеся отвечают, что общество не может существовать без производства

материальных благ; общественное производство определяет появление и развитие социальной структуры; экономические отношения активно влияют на политическую жизнь общества, а в процессе производства создаются необходимые материальные условия для развития духовной жизни общества…

Вопрос учителя: Понятие «экономические институты» нередко используется для обозначения экономических категорий - рынка, собственности, конкуренции, налогов и т.д…

Назовите основные направления развития экономической сферы жизни современного общества? Какие перемены произошли в мире?

Учащиеся отметили, что к основным направлениям развития экономической сферы можно отнести компьютеризацию, информатизацию, появление новых технологий, развитие способностей человека - основного участника производства…

Учитель: Мы получили общее представление об экономике как подсистеме общества. Теперь вам предстоит разбиться на группы провести исследовательскую работу по анализу роли и места экономики в жизни общества. Первая группа исследует вопрос «Экономика и уровень жизни»,

Вторая группа разбирается с вопросом «Экономика и социальная структура общества». Третья группа - экономику, политику и культуру.

Работа с дополнительными материалами…

Учащиеся 1 группы пришли к выводу, что большую роль в экономической жизни общества играет уровень жизни, а ВВП-показатель эффективного развития экономики, а следовательно и уровня жизни.

В ходе обсуждения учащиеся рассказывают о причинах низкой эффективности экономики и пришли к выводу, что уровень экономического роста прямо влияет на уровень жизни в стране.

Презентация 2 группы доказала, что экономика влияет на рождаемость и зависит:

  • от материальных благ;
  • обеспечения жильем;
  • народонаселение влияет на уровень экономики и зависит от общей численности населения…

Далее учащиеся рассказывают о роли развитой экономики как важном факторе хорошего здоровья, а если плохая экономика - это низкая производительность труда и сокращение продолжительности жизни…

Таким образом, налицо взаимозависимость экономики и состояния здоровья общества.

На интерактивной доске демонстрация схемы социальной структуры современного общества и положения различных слоев населения.

Учащиеся отметили что:

-социальное расслоение общества обостряет противоречия интересов различных социальных групп;

-рыночную экономику необходимо корректировать путем проведения определенной социальной политики, чтобы не допустить социального взрыва.

Учитель: Что предполагает социальная политика Российского государства в настоящее время?

Учащиеся:- поддержку малоимущих граждан;

                   - помощь в трудоустройстве;

                   - обеспечение свободы предпринимательства;

                   - регулирование трудовых отношений и т.д.

Презентация работы 3 группы: исследуя свое задание учащиеся пришли к выводу, что государство реализует в помощь рыночной экономике свободное развитие общества, правовой порядок , внешнюю и внутреннюю безопасность.

Участники 3 группы отмечают, что важнейшая задача государства - охрана и поддержание конкуренции в экономике.

Обеспечение полной занятости, справедливое распределение доходов, защита природного потенциала - таковыми должны стать основные цели государственной политики. Учащиеся рассказывают о влиянии на экономику политических институтов, о взаимосвязи экономики и культуры, большой роли науки, СМИ, образования и искусства…

III. Закрепление

На интерактивной доске вопросы:

  • Назовите три основные части экономики как науки?              ( Слайд №1)

  • Выполните задание с кратким ответом:                                   ( Слайд №2)

Предмет изучения:

А) преодоление инфляции;

Б) рост цен на продукцию;

В) антимонопольная политика государства;

Г) увеличение объема производства;

Д) проблема выбора, с которой сталкиваются отдельные участники экономической деятельности;

Уровни экономического анализа:

                                                                                                   1) микроэкономика;

                                                                                                   2) макроэкономика.

                                                               

В чем заключается главная проблема экономики?                               (Слайд №3)  

Название экономических ресурсов, задействованных в создании конкретного товара.

Домашнее задание: написать эссе на высказывание:

«Дайте мне хорошую политику, и я дам вам хорошие финансы».  Анн Тюрго

Литература:

Автономов В.С. Введение в экономику 10-11 класс;

Боголюбов Л.Н., Лазебникова А.Ю. Обществознание для 11 класса;

ЕГЭ 2018 г. 20 вариантов под редакцией Рутковской.                                                                                              

                                                                                                 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок в 8 классе по теме "Экономика и её роль в жизни общества"

Урок разработан в соответствии с требованиями ФГОС с  технологической картой урока и презентацией к уроку...

Контрольная работа №3 по обществознанию на тему "Экономика и её роль в жизни общества" (8 класс)

Контрольная работа имеет 4 части (Часть 1. Тестовые задания; Часть 2. Теоретические задания; Часть 3. Вопросы; Часть 4. Дополнительные задания с текстом). В комплект докуменета добавлены ответы и...

Опорный конспект по теме "Экономика и её роль в жизни общества" 8 класс

Данный материал может быть использован учащимися 8 классов, работающими по программе под редакцией Л.Н.Боголюбова...

конспект открытого урока по обществознанию 11 класс Семья в современном обществе

Данный урок практического варианта , личностно-ориентированный....

Презентация по обществознанию на тему: "Экономика и ее роль в жизни общества"

Презентация по обществознанию на тему: "Экономика и ее роль в жизни общества"...

Презентация по обществознанию на тему: "Экономика и ее роль в жизни общества"

Презентация по обществознанию на тему: "Экономика и ее роль в жизни общества" 8 класс...

Рабочий лист к уроку по теме "Экономика и ее роль в жизни общества"

Основные понятия: потребности, ресурсы,  свободные блага, экономические блага, товары, услуги, альтернативная стоимость...