технологическая карта урока обществознание
план-конспект урока по обществознанию (10 класс) на тему

Насонова Екатерина Афанасьевна

Тема урока: Свобода в деятельности человека

Цель:  ученик осознает роль свободы и ответственности в человеческой деятельности.

Класс:10

Цели и задачи:

·         Обучающие: ознакомить обучающихся с ролью свободы и необходимости в человеческой деятельности.

·         Развивающие: развивать логическое мышление, умение систематизировать социальную информацию по теме, умение сравнивать, анализировать делать выводы.

·         Воспитательные: способствовать выработке гражданской позиции обучающихся.

Тип урока: формирование новых знаний.

Форма урока: урок-проблема с использованием мультимедийной презентации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл технологическая карта урока51.12 КБ

Предварительный просмотр:

Насонова Екатерина Афанасьевна, учитель обществознания, высшей квалификационной категории, МБОУ кадетской школы №1 имени Ф.Ф. Ушакова г.Хабаровска

Тема урока: Свобода в деятельности человека

Цель:  ученик осознает роль свободы и ответственности в человеческой деятельности.

Класс:10

Цели и задачи:

  • Обучающие: ознакомить обучающихся с ролью свободы и необходимости в человеческой деятельности.
  • Развивающие: развивать логическое мышление, умение систематизировать социальную информацию по теме, умение сравнивать, анализировать делать выводы.
  • Воспитательные: способствовать выработке гражданской позиции обучающихся.

Тип урока: формирование новых знаний.

Форма урока: урок-проблема с использованием мультимедийной презентации.

Этапы урока

Содержание

Способы  организации деятельности

Планируемый результат

1 этап

Мотивационно-целевой

Задача: подвести к пониманию учащихся , что сегодня, как никогда важно знать, какими свободами и в какой мере мы обладаем и каким образом мы можем защищать свою свободу.

(Учитель говорит строгим и громким голосом).

- Сели ровно, смотрите только на меня, спину выпрямили, ноги поставили прямо, учебники положили на левый край парты,  никто не поворачивается, и т. п.

- Как вы думаете, какой основополагающий принцип и ценность человеческой жизни я сейчас своими действиями нарушила?

Издавна человек пытался приобрести свободу (?)

- Докажите или опровергните фактами из истории.

В разные исторические эпохи свобода воспринималась людьми по-разному. Для первобытного человека быть свободным означало принадлежать роду, племени, «быть своим». В античности свобода - это возможность распоряжаться судьбой, которая была в руках богов, а также свобода от политической деспотии. В средние века под свободой подразумевалось ведение духовной, праведной и безгрешной жизни. В эпоху Возрождения свобода понималась как беспрепятственное развитие человеческой личности, раскрепощение творческого сознания людей. В новое время это слово было написано на знаменах всех западноевропейских революций и символизировало равноправие всех граждан. Для человека индустриального, современного нам общества свобода обрела экономический и юридический смысл. Что такое свобода лично для вас?

Свобода (выброс на доску)

Свобода во все времена воспринималась как святыня.

В качестве эпиграфа к уроку я предлагаю вам слова немецкого Философа Ф. Ницше втор. пол. XIX в.

Ты называешь себя свободным.
Свободным от чего и свободным для чего?

Тема урока: (слайд 2) «Свобода в деятельности человека»

Сегодня на уроке мы с вами поговорим о свободе. Какие выражения с этим словом вам известны? (Свобода слова, свобода совести, свобода выбора, свобода творчества и т.д.).

Учитель: Вы знаете, что в современном обществе вы обладаете определенным набором свобод, который и подкрепляет ваше ощущение раскованности.
Попробуем смоделировать следующую ситуацию. Я – чиновник, бюрократ, бумажный червь, вы – редакционный коллектив газеты с названием «Мы – не рабы!». Я недовольна названием вашей газеты. В конце концов, крепостное право в нашей стране отменили еще в 1861 г., и, по моему мнению, название абсолютно не соответствует духу времени, а только дополнительно раздражает общественное состояние умов. Приведите, пожалуйста, три аргумента, которые бы убедили меня в возможности существования газеты с таким названием.


Запрос цели: зачем нам надо говорить о свободе сегодня на уроке?

Индивидуальная работа

Проявление интереса к теме.

Свободу.

Первобытность(Принадлежать роду, племени «Быть своим»)

Античность (Распоряжаться судьбой, которая была в руках богов)

Средние века (Ведение духовной, праведной

 и безгрешной жизни)

Эпоха возрождения (Развитие человеческой  личности, раскрепощение творческого

сознания )

Новое время (Свобода равенство. Равноправие всех граждан)

Современное общество (????????)

Свобода: выбор, независимость,. ответственность, желание, активность

Подвести ребят к тебе урока:

«Свобода в деятельности человека».

Слово каждой группе. (интересно посмотреть, появится ли Конституция в аргументах).

Привести аргументы в свою защиту  в выборе названия газеты «Мы –не рабы!»

Чтобы знать и понимать  что такое свобода. Узнать какую роль она играет в жизни человека. В чем ее ценность.

 Свобода – это одна из вечных ценностей, и сегодня как никогда важно знать, какими свободами и в какой мере мы обладаем и каким образом мы можем защищать свою свободу.

2  этап

Поисково-операционный

Задачи: 

-осознание понятия «свобода»;

-показать неразрывную связь  общества и человека,

-освоить способ работы с понятием «свобода»,

-составить модель  «свобода».

  1. блок

-Что такое свобода? ( Работа с понятием, работа со словарем)

  1. Свобода - это независимость, отсутствие стеснений и ограничений, связывающих общественно-политическую жизнь и деятельность… общества и его членов. (Ожегов С.И. Словарь русского языка.)
  2. Свобода – это способность человека к активной деятельности в соответствии со своими намерениями, желаниями и интересами, в ходе которой он добивается поставленных перед собой целей. (Философский энциклопедический словарь)
  3. Свобода своя воля, простор, возможность действовать по-своему; отсутствие стеснения, неволи, рабства, подчинения чужой воле. (В.Даль. Толковый словарь)
  4. Свобода – это независимость от чужой принудительной воли. (И. Кант)
  5. Свобода есть не что иное, как пунктуальное соблюдение общественных законов, справедливых и равных для всех. (К. Ботто)
  6. Свобода – это не праздность, а возможность свободно располагать своим временем и выбирать себе род занятий; короче говоря, быть свободными – значит не предаваться безделью, а самолично решать, что делать и чего не делать. (Ж. Лабрюйер)

7.Свобода не легка, как думают ее враги, клевещущие на нее, свобода трудна, она есть тяжелое бремя. И люди легко отказываются от свободы, чтобы облегчить себя... Все в человеческой жизни должно пройти через свободу, через испытание свободой, через отвержение соблазнов свободы.

Бердяев Н. А.

8.Свободным человек может стать только через свободу других людей. ( Симона де Бовуар)

-Прочтите  определение и подчеркните в нем ключевые слова (4-6 слов)

             

2 блок:

Задание: Найдите составные части общества которые лежат у вас на столе.(Совместная деятельность,  отношения между людьми, духовная сфера, социальная сфера, исторический процесс, экономика, политика, и т.д.).

Самая первая группа составившая выходит к доске и представляет составные части общества.

(Составляется 2 «калейдоскопа» ребятам предлагается самим их назвать)

  • Соответствует ли эта модель  понятию,  с которым вы познакомились раньше?

3 блок:

  •  Для чего необходимо общество? В чем его предназначение? (сохранение условий существования группы людей, обеспечение безопасности, обеспечение защиты, производство материальных благ)
  • Приведите примеры
  •  Ради чего существует общество? Для чего создается материальное благо? Что является высшей целью существования общества? ( Человек)
  • В какой зависимости находятся человек и общество?

Вывод: уровень жизни человека зависит от уровня развития общества

-работа индивидуально- групповая.

 

работа в группах составление модели «Общество» из предложенных компонентов,

- защита моделей представителями групп

Мозговой штурм «Функции Общества»

Фронтальная беседа

Результат:

Осознание понятия «свобода» и его сущность

 

Выделение ключевых слов

создание модели «общество»

Представление результатов работы группы

Понимание функций общества, умение находить и приводить примеры на каждую функцию

3 этап

Рефлексия

Задача: осознать роль свободы и ответсвенности в деятельности человека  человека

Рефлексия:

  • В развитом обществе комфортно жить человеку?
  • Давайте посмотрим, к чему приводит существование человека вне общества.

(показ сюжета о девочке на цепи в собачьей будке. Мальчик –волк)

  • Зачем человеку нужно общество? Какую ценность общество несет для человека? (Человек становится человеком только в обществе, общество дает человеку защищенность, безопасность, создает условия для комфортного существования)

Слово мудрым:

 «Счастье личности вне общества невозможно, как  невозможна жизнь растения, выдернутого  из земли и брошенного на бесплодный песок»

                                Л.Н.Толстой (1823-1910)

 

Фронтальная беседа

Просмотр видеосюжета

Мысль:

Осознание ценности общества для человека.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока обществознания по ФГОС

Пример составления технологической карты урока обществознания...

технологическая карта урока обществознания

урок обществознания в 9 классе  на тему "Семейное право" (технологическая карта по ФГОС)...

Технологическая карта урока обществознания в 5 классе. Вводный урок.

Технологическая карта урока обществознания в 5 классе.Вводный урок с целью создания условий для определения  значимости изучения предмета обществознания, через формирование суждений о возможности...

Технологическая карта урока обществознания. 6 класс Тема урока «Общение»

Технологическая карта урока обществознания. 6 класс Тема урока  «Общение»...

Методическая разработка по обществознанию (9 класс) на тему: Технологическая карта урока обществознания по теме: «Правонарушения и юридическая ответственность».

Технологическая карта урока обществознания в 9 классе по теме "Правонарушения и юридическая ответственность" содержит:1) цель и планируемые результаты;2) этапы с указанием содержания деятель...

Методическая разработка по обществознанию (5 класс) на тему: Технологическая карта урока обществознания по теме: «Самообразование».

Технологическая карта урока обществознания в 5 классе по теме "Самообразоание" содержит:1) цель и планируемые результаты;2) этапы с указанием содержания деятельности учителя и учеников;3) ра...

Технологическая карта урока обществознания _ тема урока: «Общение»_6 класс

Урок обществознания по теме «Общение» позволяет сформировать универсальные учебные действия: 1.Личностные:  понимание значения общения; осмысление отношения к искусству общения.2...