технологическая карта урока обществознания
план-конспект урока по обществознанию (9 класс) по теме
урок обществознания в 9 классе на тему "Семейное право" (технологическая карта по ФГОС)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
технологическая карта урока обществознания | 99.15 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока обществознания
в 9 классе способом создания проблемной ситуации
учителя истории и обществознания МКОУ ООШ с. Гвардейское Красноармейского района Саратовской области Султановой Клавдии Акимовны
Тема урока: «Семейное право»
Тип урока: урок формирования знаний с учётом технологии группового самостоятельного обучения.
Цель урока: создать условия для осознания и осмысления новой учебной информации, применения ранее полученных компетенций в знакомой и новой учебной ситуациях; возможности для соотнесения учащимися ранее полученных знаний с приобретёнными на уроке.
Планируемые результаты:
Личностные: понимание того, что семейные отношения должны выстраиваться на основе не только любви, но и на взаимоуважении, доверии, равенстве, иначе придётся разрешать вопросы в судебном порядке, что способствует нарушению психического и физического здоровья всех членов семьи.
Метапредметные: умение пользоваться соответствующей правовой нормой при разрешении конкретной жизненной ситуации, работать в группе, анализировать источники, проводить социологический опрос, обрабатывать его результаты и представлять соответствующие выводы в таблице и диаграмме, интерпретировать события.
Предметные: знание совокупности правовых норм, которая регулирует отношения между людьми в связи с вступлением в брак, созданием семьи.
Понятия: брак, ЗАГС, семейное право, личные и имущественные отношения, брачный договор, брачный контракт, «гражданский брак», законный режим имущества, договорный режим имущества, свидетельство о браке.
Оборудование: видеопроектор, раздаточный материал: задания для групп.
№ п/п | Этап | Время (в ми-нутах) | Деятельность | УУД | |
учитель | учащиеся | ||||
1 | Этап мотивации (самоопределения к деятельности) | 3 | Учитель рассказывает притчу: «Когда-то давным-давно на Земле был остров, на котором жили все человеческие ценности. Но однажды они заметили, как остров начал уходить под воду. Все ценности сели на свои корабли и уплыли. На острове осталась лишь Любовь. Она ждала до последнего, но когда ждать уже стало нечего, она тоже захотела уплыть с острова. Тогда она позвала Богатство и попросилась к нему на корабль, но Богатство ответило: | подводящий проблемный диалог: | Личностные: нравственно-этическая ориентация Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли Регулятивные: целеполагание |
2 | Этап актуализации пробного учебного действия | 4 | Выстраивание ассоциативного ряда: | Затем учащимся даётся задание составить определение «брак» и записать в тетрадь. | Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации познавательные: поиск и выделение необходимой информации; |
3 | Постановка учебной задачи | 2 | Работа с терминологией: На экран выводится слайд из презентации: | Тема урока и понятие «Семейное право» записывается в тетрадь. | Регулятивные: постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно; коммуникативные: постановка вопросов познавательные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели |
4 | Открытие учащимися новых знаний | 15 | 2. Фронтальная проверка работы. 3. Деление класса на группы. Таким образом, класс делится на несколько групп. 5. Проверка работы в группах. |
Задание: прочитать пункт « Что такое семейное право?» и составить к нему вопросы: 4.Самостоятельная работа в группах. | Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение целей, функций участников, способов взаимодействия; познавательные: осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме; регулятивные: планирование, прогнозирование личностные: смыслообразование |
5 | Первичное закрепление знаний | 7 | Слайд | Разгадать кроссворд: По горизонтали: 1. Принцип семейного права, обеспечивающий одинаковое положение супругов | Регулятивные: выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, оценивание качества и уровня усвоения; познавательные: контроль и оценка процесса и результатов деятельности; |
6 | Включение новых знаний в систему учебных действий | 8 | 1.Выберите высказывания и народные поговорки, которые соответствуют вашим взглядам, объясните свой выбор. «Брак представляет собой отношения между мужчиной и женщиной, где независимость обеих сторон одинакова, зависимость обоюдна, а обязательства взаимны» (Л.К.Анспахер, американский писатель 19-20 вв.) | 2. Дайте краткий ответ:
| Регулятивные: выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, оценивание качества и уровня усвоения; коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в |
7 | Объяснение домашнего задания | 3 | Попробуйте составить брачный договор | ||
8 | Рефлексия (подведение итогов) | 3 |
| Регулятивные: Коррекция Коммуникативные: выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения |
Задания для работы в группах
1 группа:
Задания:
1. Прочитайте пункт в учебнике на с.274 «Условия вступления в брак и препятствия к заключению брака» и ответьте на вопросы:
– Где заключается брак?
– Как определить, каким браком живут супруги: «гражданским» или состоят в законном браке?
– Во сколько лет заключается брак?
– При каких условиях брак может заключаться раньше?
– Что нужно сделать для того, чтобы семьи не распадались?
2. Запишите в тетрадь понятие «брачный возраст» и его определение.
3. Что из нижеприведённого является препятствием для юридического оформления брака (отметьте знаком «+») и приведите пример обстоятельств, которые могут послужить такими препятствиями:
а) отсутствие обоюдной любви между мужчиной и женщиной;
б) значительная разница в возрасте будущих супругов;
в) нежелание женщины менять свою девичью фамилию на фамилию мужа;
г) желающие вступить в брак являются родными братом и сестрой?
(ответ: г).
2 группа (получившая опережающее задание к уроку):
Задания:
1.Проведите социологический опрос среди своих родственников:
Вопросы для респондентов | Количество респондентов | % от общего числа |
1. Во сколько лет вы вышли замуж? |
|
|
2. Во сколько лет бы вышли сейчас замуж? |
|
|
3. Какой брак вы предпочитаете: |
|
|
4. Причина выхода замуж: |
|
|
а) любовь |
|
|
б) выгода |
|
|
в) беременность |
|
|
г) боязнь остаться одному (одной) |
|
|
д) другое (перечислите, пожалуйста) |
|
|
итого |
|
|
3. Постройте диаграмму
4. Сделайте выводы по исследованию, подготовьте отчет
В социологическом опросе участвовало ……человек ……… возраста. Респондентам (участникам опроса) были заданы следующие вопросы:
В результате опроса было установлено:
3 группа:
Задания:
- Прочитайте пункт в учебнике на с.275 «Права и обязанности супругов» и статью 31 СКРФ «Равенство супругов в семье»:
- Каждый из супругов свободен в выборе рода занятий, профессии, мест пребывания и жительства.
- Вопросы материнства, отцовства, воспитания, образования детей и другие вопросы жизни семьи решаются супругами совместно, исходя из принципа равенства супругов.
- Супруги обязаны строить свои отношения в семье на основе взаимоуважения и взаимопомощи, содействовать благополучию и укреплению семьи. Заботиться о благосостоянии и развитии своих детей.
- Выполните задание: Какие из приведённых в левом столбце положений относятся к правам супругов, а какие – к их обязанностям (укажите цифрами)?
1. Права супругов | 1.Оказание материальной поддержки друг другу. |
2. Обязанности супругов | 2.Равная ответственность за воспитание детей. |
| 3.Сохранение одним из супругов добрачной фамилии. |
| 4.Свободный выбор каждым из супругов места жительства. |
|
|
(ответ:1-3, 4; 2-1, 2)
3. Дополните вторую колонку таблицы собственными примерами.
4. Выполните задание: Какое из нижеприведённых действий относится к нарушению норм семейного права (отметьте знаком «+»):
а) супруга без согласия мужа подала на развод;
б) супруг не допускал к обсуждению вопросов семейного бюджета свою жену;
в) супруг при вступлении в брак поменял свою фамилию на фамилию жены;
г) супруги проживали в разных городах.
(Ответ: б)
4 группа:
Задания:
1.Прочитайте материал в учебнике на с.276 «Имущественные права и обязанности супругов» текст статей 34, 35, 36, 37, 40 СКРФ, выясните, как СКРФ регулирует
имущественные отношения супругов и дополните схему:
Выпишите определение брачный договор из ст.40 СКРФ в тетрадь.
Статья 40. Брачный договор.
Брачным договором признаётся соглашение лиц, вступающих в брак, или соглашение супругов, определяющие имущественные права и обязанности супругов в браке и (или) в случае его расторжения.
5 группа
Задание.
1. Прочитайте материал в учебнике на с.276 «Имущественные права и обязанности супругов», текст статей 34, 35, 36, 37, 40 СКРФ, выясните, как СКРФ регулирует имущественные отношения супругов и дополните схему:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока обществознания по ФГОС
Пример составления технологической карты урока обществознания...
Технологическая карта урока обществознания в 5 классе. Вводный урок.
Технологическая карта урока обществознания в 5 классе.Вводный урок с целью создания условий для определения значимости изучения предмета обществознания, через формирование суждений о возможности...
Технологическая карта урока обществознания. 6 класс Тема урока «Общение»
Технологическая карта урока обществознания. 6 класс Тема урока «Общение»...
Методическая разработка по обществознанию (9 класс) на тему: Технологическая карта урока обществознания по теме: «Правонарушения и юридическая ответственность».
Технологическая карта урока обществознания в 9 классе по теме "Правонарушения и юридическая ответственность" содержит:1) цель и планируемые результаты;2) этапы с указанием содержания деятель...
Методическая разработка по обществознанию (5 класс) на тему: Технологическая карта урока обществознания по теме: «Самообразование».
Технологическая карта урока обществознания в 5 классе по теме "Самообразоание" содержит:1) цель и планируемые результаты;2) этапы с указанием содержания деятельности учителя и учеников;3) ра...
Технологическая карта урока обществознания _ тема урока: «Общение»_6 класс
Урок обществознания по теме «Общение» позволяет сформировать универсальные учебные действия: 1.Личностные: понимание значения общения; осмысление отношения к искусству общения.2...
Технологическая карта урока обществознания. 10 класс. Тема урока: «Государство»
Технологическая карта урока обществознания. 10 класс. Тема урока: «Государство»...