финансовая грамотность
методическая разработка по обществознанию (7, 8, 9 класс) на тему

     Игровое занятие по финансовой грамотности.    АУКЦИОН Для проверки  знаний и умения логически мыслить .Что мы знаем о деньгах? Как их зарабатывают и тратят. 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл finansovaya_gramotnost.docx38.66 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер-класс «Основы финансовой грамотности»

 прием – «Мозаика». Для формирования групп игроков распределяем  по цвету  квадрата, который выбирают сами.

- «Есть одна вещь на свете, которая необходима практически всем людям. Без нее очень трудно жить, зато при ее наличии многое становится доступным. Эта вещь может принять любой облик – превратиться в куклу, конструктор, ноутбук, поездку за границу… И никакого волшебства здесь нет! Эта вещь есть и у твоих родителей, и ты ее получаешь время от времени, и ее название, я уверена, тебе прекрасно известно – это ДЕНЬГИ».

Слайд 1

     Игровое занятие по финансовой грамотности.    АУКЦИОН Для проверки  знаний и умения логически мыслить викторина проходит в форме аукциона. Эта игра мотивирует даже не особенно успешных учеников. Игра проходит по следующим правилам:  Я продаю вопрос , а вы покупаете .  А рассчитывается с вами Тамара Александровна,  За правильный ответ вы можете получить деньги.

     - Для чего нужны деньги? (

     .- Деньги нужны для того, чтобы осуществлять расчеты между разными людьми, компаниями и даже между разными странами. Ведь ты же не будешь за покупку мобильного телефона расплачиваться, скажем, пряниками? Или, например, чтобы через год купить себе компьютер, ты же не будешь копить шариковые ручки или фломастеры, а потом пытаться обменять их в магазине на нужный тебе компьютер? Думаем, что ты будешь копить именно деньги.

Слайд 2

      - Что мы знаем о деньгах? Их зарабатывают и тратят. Как зарабатывают? Как тратят?

 - Сегодня я хочу представить вам несколько фрагментов занятий.

Слайд 3

     

ВИКТОРИНА.

  1. Два пятака минус три алтына. Сколько будет?

(Одна копейка) 

Один пятак равен пяти копейкам. Один алтын равен трем копейкам. Значит составляем простое арифметическое действие: (5*2)-(3*3)=1. В ответе одна копейка

Ответ: Слайд 4

  1. В древние времена, когда еще не было золотых и серебряных денег, население пользовалось «вещевыми деньгами». В каких странах в качестве денег использовались:

Шкурки белок, лис, куниц, соболей? (На Руси)

• Чай?  (В Монголии)

• Ракушки? (В Китае, Индии и Африке)

обсудить.

Ответ: Слайд 5-7

  1. Как официально называется лицевая сторона монеты? (Аверс)

.Ответ: Слайд 8

  1. Как официально называется обратная сторона монеты? (Реверс)

Ответ: Слайд 9

  1. Достопримечательности какого города изображены на российской купюре (образца 1997 года) достоинством:

Десять рублей? (Красноярск)1 Слайд 10

     
Самая мелкая купюра номиналом в десять рублей изображает железнодорожный мост через реку Енисей, входящий в книгу ЮНЕСКО «Лучшие мосты мира». Также на этой стороне купюры находится часовня святой Параскевы Пятницы, великой целительницы. С оборотной стороны изображена красноярская ГЭС, которая является второй по мощности среди российских ГЭС.

Пятьдесят рублей? (Санкт-Петербург)  Слайд 11

Город-герой Санкт-Петербург с его знаменитыми строениями изображены на купюре номиналом в пятьдесят рублей. Символ Невы – женская фигура, восседающая на троне у основания Ростральной колонны, а на заднем плане – Петропавловская крепость, являющаяся исторической достопримечательностью города. Эти изображения находятся на лицевой стороне купюры. На оборотной стороне – здание бывшей биржи у набережной.

Сто рублей? (Москва)   Слайд 12

Распространенная в обиходе сторублевая купюра содержит изображение столицы – города Москвы. Аполлон с колесницей - скульптура с фронтона Большого Театра, а также само здание этого культурного заведения находится по обе стороны купюры.

Пятьсот рублей? (Архангельск)   Слайд 13

Мощь и могущество города Архангельска передает памятник Петру I и морской порт с парусником. Эти изображения расположены на лицевой стороне купюры номиналом в пятьсот рублей. На оборотной же стороне виден Соловецкий монастырь – мужской монастырь Русской православной церкви, воздвигнутый еще в 1420-1430 годы и являющийся объектом всемирного наследия ЮНЕСКО.

Тысяча рублей? (Ярославль)  Слайд 14

На крупной зеленой купюре изображен памятник основателю города – князю Ярославу Мудрому, который держит в руках храм. Он располагается в центре города. Памятник был воздвигнут в честь основания князем города Ярославля. На заднем фоне видна часовня Казанской Богоматери, имеющая форму ракеты. На оборотной стороне купюры находится еще один памятник истории - храм Иоанна Предтичи (Крестителя), который имеет высокое федеральное и культурное значение.

Пять тысяч рублей? (Хабаровск)    Слайд 15

Красивая яркая купюра номиналом в пять тысяч рублей изображает величественный памятник генералу-губернатору восточной Сибири, графу Николаю Муравьев-Амурскому. Благодаря этой великой личности был возвращен Амур, уступленный Китаю в 1989 году. На оборотной стороне купюры изображено также могущественное строение - Хабаровский мост, или «Амурское чудо», длина которого составляет 2700 метров.

         

Следующий прием – «Мозаика».

В нескольких темах (таких как: «Что такое деньги и откуда они берутся», «Современные деньги России и других стран», «Откуда в семье деньги», «На что тратятся деньги») есть так называемые экономические задачки.

Метод «Мозаика» может быть использован при  решении задач или ответе на вопросы.

  • Класс делится на группы. В каждой группе число человек соответствует количеству задач.

(в нашем случае - это три группы по три человека )

  • Членам группы случайным образом (например, на каждом столе лежат карточки с номерами номером вниз) присваиваются номера, соответствующие номеру задачи.

(У вас на столах лежат карточки синего цвета. Выберите каждый одну. а теперь поменяйтесь местами так, чтобы за одним столом сидели все, у кого карточка № 1, № 2, № 3.)

  • Ученики пересаживаются таким образом, чтобы за одним столом оказались игроки с одинаковыми номерами, которые вместе решают задачу (задачи), соответствующую их номерам.
  • Все возвращаются в свои команды, и каждый «эксперт» представляет свою задачу остальным членам команды.
  • Из каждой команды к доске вызывают игроков для решения задач, в которых они не были экспертами.

(группы, работающие с задачами, следят за временем по таймеру на экране: 3 минуты на решение задачи, 5 минут – на обсуждение в своей команде, 3-4 минуты на объяснение решения задачи у доски)

Слайд 16

Задачи:

  • Двух щенков и попугая можно обменять на четырёх котят. Один котёнок меняется на 50 рыбок, а один щенок - на двух попугаев. Сколько рыбок надо отдать, чтобы получить щенка?
  • Один топор можно обменять на два лука, а один лук на четыре глиняных горшка. За два глиняных горшка надо отдать пять пучков лечебной травы. Сколько пучков травы надо собрать, чтобы получить топор?
  • Три бабушки лепили пельмени. Первая лепит 240 пельменей в час, вторая – 180, а третья – 300. Сколько минут им понадобится, чтобы слепить 3000 пельменей? Сколько денег при этом они потратят, если продукты для изготовления 40 пельменей стоят 30 р.?

*проверка решения по слайдам

Решение:

Слайд 17

Задача № 1:

  • Двух щенков и попугая можно обменять на четырёх котят. Один котёнок меняется на 50 рыбок, а один щенок - на двух попугаев. Сколько рыбок надо отдать, чтобы получить щенка?
  • 2 щенка+1 попугай=4 котёнка
  • 1 котёнок=50 рыбок
  • 1 щенок=2 попугая
  • 1 щенок=? рыбок

Решение:

  • 2 щенка+1 попугай=200 рыбок
  • 4 попугая+1 попугай=200 рыбок
  • 1 попугай=40 рыбок
  • 1 щенок =2 попугая= 80 рыбок

Слайд 18

Задача № 2:

Один топор можно обменять на два лука, а один лук на четыре глиняных горшка. За два глиняных горшка надо отдать пять пучков лечебной травы. Сколько пучков травы надо собрать, чтобы получить топор?

  • 1 топор=2 лука
  • 1 лук=4 глиняных горшка
  • 2 глиняных горшка=5 пучков
  • 1 топор =? пучков

Решение:

  • 1 топор=8 глиняных горшков
  • 1 топор = 20 пучков

Слайд 19

Задача № 3:

  • Три бабушки лепили пельмени. Первая лепит 240 пельменей в час, вторая – 180, а третья – 300. Сколько минут им понадобится, чтобы слепить 3000 пельменей? Сколько денег при этом они потратят, если продукты для изготовления 40 пельменей стоят 30 р.?
  • 1 бабушка=240 пельменей за 1 час
  • 2 бабушка=180 пельменей за 1 час
  • 3 бабушка=300 пельменей за 1 час
  • 3 000 пельменей =? минут

Решение:

  • 240+180+300=720 (пельменей) – за 60 минут 
  • 720+720+720+720=2880 (пельменей) – за 240 минут 
  • 240:6=40 (пельменей) – 1 бабушка делает за 10 минут
  • 180:6=30 (пельменей) – 2 бабушка делает за 10 минут
  • 300:6=50 (пельменей) – 3 бабушка делает за 10 минут
  • 40+30+50=120 (пельменей) – за 10 минут вместе
  • 240+10=250 (минут)

  • 1 бабушка: 240:60=4 (пельменя) – за 1 минуту
  • 2 бабушка: 180:60=3 (пельменя) – за 1 минуту
  • 3 бабушка: 300:60=5 (пельменей) – за 1 минуту
  • 4+3+5=12 (пельменей) – за 1 минуту
  • 12*10=120 (пельменей) – за 10 минут

  • 240+180+300=720 (пельменей) – за 60 минут
  • 720+720+720+720=2880 (пельменей) – за 240 минут
  • 3000-2880=120 (пельменей)

В это время четвёртая группа делится на две части, каждой дается творческое задание:

Слайд 20

  1. Постер «Оборот денег»  (тема: Современные деньги России и других стран)

 СОЕДИНИТЕ     Нарисуйте или подберите рисунки к следующим ситуациям:

  • Человек кладёт деньги в банк.
  • Человек берёт деньги из банкомата.
  • Человек совершает покупки.
  • Инкассаторы забирают деньги из магазина.

Расположите ваши картинки на листе формата А3 и соедините их стрелками таким образом, чтобы проиллюстрировать круговое движение денег.

* По́стер (англ. poster — «афиша, объявление, плакат»): Постер — художественно оформленный плакат, используемый для рекламных или декоративных целей (чаще с изображением актера, музыканта, спортсмена).

В начальной школе постер может быть выполнен на 1/2 или 1/4 листа ватмана. Он должен иметь большой и чёткий заголовок, в котором указана тема работы. Основную часть занимает иллюстративный материал: готовые картинки или рисунки автора. Текст к ним должен быть кратким и написан крупным шрифтом. На постере обязательно должны быть указаны имя автора и список источников (книг, статей и сайтов), материалы которых были изучены при работе над исследованием или проектом.

«Быстрые деньги»                      игрокам нужно с помощью чайной ложечки

перенести как можно больше монет достоинством 10 копеек из тарелки в од-

ном конце зала в стаканчик в другом конце. ,

   монетки, 2 стаканчика, ложки

«Финансы поют романсы» - игроки отдыхают, ведь в процессе вы-

полнения задания участникам предлагается исполнить песню, танец или ин-

сценировку по мотивам известных песен. За каждое выступление получают

деньги.

«Что? Где? Когда?»

вопросы «Что? Где? Когда?».

1. Говорят, что «деньги не пахнут», так ли это? (Характерный запах

имеют монеты но это не запах металла. Он исходит от соединений, образующихся от соприкосновения с металлом органических субстанций, например, человеческого пота.

Причём чтобы человек почувствовал этот «металлический» запах, достаточно очень малого количества реагентов.)

2. «Здесь» одновременно могут поместиться ГЭС, здание Биржи,

Большой театр и монастырь? Где «это» может находиться? и что оно может

содержать? (Кошелек. Банкноты России номиналом 10, 50, 100 и 500 рублей).

 5. Откуда взялось выражение «за душой ничего нет»      ? (В старину считали,

что душа человека помещается в углублении между ключицами, ямочке на

шее. В этом же месте на груди был обычай хранить деньги. Поэтому о бед-

ном человеке говорят, что у него «за душой ничего нет»).

 «Время – деньги»

) предлагает участникам

продолжить «пословицы и поговорки о деньгах».

Шпаргалка модератору:

Денег ни гроша, да слава хороша.

Деньги под ногами не валяются. Дружба дороже денег

Здоров буду – и денег добуду. Раз в кошельке пусто, значит и ума – не

густо.

Не имей сто рублей, а имей сто друзей.

Дружба - дружбой, а денежкам - счет.

Не в деньгах счастье. Счастье не в деньгах, а в их количестве.

 Всех денег не заработаешь.

Береги хлеб для еды, а деньги для беды

Деньги счет любят. Денег куры не клюют.

Береженая копейка рубль бережет. Денег как грязи.

Деньги дело наживное

Слайд 21

  1. Мини-исследование (тема: На что тратятся деньги)

«Шарлотка»

Для простого пирога - шарлотки нужны следующие продукты: 3 больших кислых яблока, 1 стакан муки, 1 стакан сахара, 3 яйца и немного корицы. Рассчитайте, сколько будет стоить одна порция пирога, если его собираются съесть 6 человек.

(Для этого необходимо узнать цены продуктов и вес каждого из них.)

Продукты

Количество

Цена

Стоимость

Яблоки

3

90 руб за 1 кг

90 руб

Мука

50 руб

Сахар

50 р

Яйца

50 руб

Корица

1 пакетик

20 руб

1 стакан = 200 г

Решение:

Продукты

Количество

Цена

Стоимость

Яблоки

3

90 руб за 1 кг

90 руб

Мука

1 стакан = 200 г

50 руб

10 руб

Сахар

1 стакан = 200 г

50 р

10 р

Яйца

3

50 руб

15 руб

Корица

1 пакетик

20 руб

5 руб

70+10+10+15+5=120 руб

120 : 6 = 20 руб – 1 порция пирога

Итог: видеоролик о финансовой грамотности

«Биржа труда» - игроки получают возможность зарабатывания де-

нег устраиваясь на работу. Предлагается работа художника-оформителя, пи-

сателя, швеи, шеф повара, и др. Игроки узнают о правилах приема на работу,

трудовом договоре, имеют возможность устроиться на работу и получить

зарплату. Модератор на станции

3. Названия многих денежных единиц тесно связаны с различными ме-

рами веса. Названия каких валют произошли от мер веса? (Британский фунт

стерлингов: стерлингами назывались серебряные монеты, и 240 таких монет

весили один фунт, валюта стран под названием лира, которое является ита-

льянским эквивалентом весовой единицы фунт. В средневековой Западной

Европе для измерения веса серебра пользовались маркой, которая была чуть

легче фунта - от неё произошла дойчмарка).

4. Где деньги делают из пластика вместо бумаги? (Купюры австралий-

ских долларов сделаны не из бумаги, а из специального пластика. В 1996 го-

ду Австралия первой в мире полностью перешла на пластиковые банкноты, а

к настоящему времени её примеру последовали Румыния, Вьетнам, Новая

32

Зеландия, Бруней, Бермудские острова и Папуа - Новая Гвинея).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа факультатива по курсу финансовая грамотность "Основы финансовой грамотности" 7 класс

Целью изучения курса «Финансовая грамотность» являются развитие экономического образа мышления, воспитание ответственности и нравственного поведения в области экономических отношений в сем...

Программа факультатива по курсу финансовая грамотность "Основы финансовой грамотности" 8 класс

От выпускников образовательных учреждений ожидается успешное и достаточно быстрое вхождение в социум, что предполагает принятие ими ценностей и культуры общества, требует способности принимать правоме...

Программа факультатива по курсу финансовая грамотность "Основы финансовой грамотности" 9 класс

Целью изучения курса «Финансовая грамотность» являются развитие экономического образа мышления, воспитание ответственности и нравственного поведения в области экономических отношений в сем...

Педагогическая мастерская «Учим финансовой грамотности: различные виды заданий по финансовой грамотности и возможность их использования в рамках изучения отдельных учебных предметов»

Финансовая грамотность – знание и понимание финансовых понятий и финансовых рисков, навыки, мотивация и уверенность, необходимые для принятия эффективных решений в разнообразных финансовых ситуа...

Финансовая грамотность в математике.Основные модели основ финансовой грамотности в математике

Доклад на тему "Основные модели основ финансовой грамотности в курс математики. Финансовая грамотность в математике."...

Зачет Финансовая грамотность Всероссийский онлайн зачет по финансовой грамотности

Зачет Финансовая грамотность Всероссийский онлайн зачет по финансовой  грамотности...