Конспект урока по обществознанию в 11 классе на тему "Источники права"
план-конспект урока по обществознанию (11 класс) на тему

Семёнова Ольга Васильевна

Конспект урока

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_uroka_v_11_klasse_na_temu.docx18.33 КБ

Предварительный просмотр:

План урока в 11 классе на тему «Источники права»


Задачи урока:

 обучающая – формирование новых знаний, выработка умений и навыков ориентации в правовом пространстве на основе уже имеющихся знаний о праве;

 воспитательная – формирование познавательного интереса к дисциплине; воспитание умений общаться: слушать других, адекватно реагировать на замечания; развитие культуры речи;

 развивающая – развитие у студентов познавательных способностей внимания, восприятия, наблюдательности, аналитического мышления;

Компетенции, формируемые на уроке:

1. Познавательная:

 знать понятия: право, источники права;

 знать виды источников права, знать классификацию законов;

2. Коммуникативная – уметь работать в группах, аргументировать собственную точку зрения, формулировать требуемые выводы

Тип урока: комбинированный

Вид урока: лекция с элементами практической работы, показ презентации.

Оборудование: ПК, мультимедиа-проектор, презентационный материал. Программное обеспечение: Microsoft Office Power Point 2007.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Актуализация знаний студентов

III. Усвоение новых понятий

1. Знакомство с основными понятиями (Право, источник права)

2. Правовой обычай

3. Судебный (юридический) прецедент

4. Нормативный акт

5. Конституция РФ

IV. Закрепление новых знаний

V. Подведение итогов. Домашнее задание

Тема сегодняшнего занятия «Источники права». Тема достаточно сложная, но именно тем она и интересна, т.к. сегодня мы с вами будем изучать фундаментальные основы права. Как вы думаете, что такое источник?(То, что даёт начало чему-н., откуда исходит что-либо). Право берет свое начало в жизни человека и общества, его источником, говоря научно, служит объективная реальность, общественные отношения (какие виды общественных отношений вы знаете? (экономические, политические, культурные и т. д)

Что вы понимаете под источником права? Давайте запишем. Источники права — это официально закрепленные формы внешнего выражения содержания права, обязательные для всех.

Как вы думаете, какие могут быть источники права?

В современном мире к основным источникам права относят: правовой обычай, юридический прецедент, нормативно правовой акт. Следует так же отметить, что крупнейшие современные правоведы, например профессор С.С Алексеев, Нерсесянц и др.) к числу основных источников права относят естественное право.

Рассмотрим каждый из источников более подробно.

Правовой обычай можно определить как вошедшее в привычку народа правило поведения, которому государство придает общеобязательное значение и гарантирует его соблюдение своей принудительной силой. Признание обычая и превращение его в норму права осуществляется разными путями. Иногда государство санкционирует обычай в официальной, документальной форме. Так, в Гражданском кодексе РФ есть статья 5, в которой признается так называемый «обычай делового оборота», т. е. не предусмотренное законом правило поведения, которое складывается и широко применяется в какой-либо области предпринимательской деятельности (конечно, если это правило не нарушает никаких других законов)Но может ли быть так, что обычай негде документально не закреплен, а государство его фактически, хотя и не официально функционирует? - Да, так, судьи России при разводе супругов обычно оставляют детей с матерью, хотя как таковой правовой нормы в нашем законодательстве нет. Так же, есть интересный пример, где в некоторых странах правовые обычаи играют существенную роль в жизни общества. Например, в Таиланде по сей день бытует обычай (ставший правовым), определяющий условия развода супругов. Муж и жена в присутствии свидетелей одновременно зажигают по свече одинаковых размеров. Тот из супругов, чья свеча догорит первой, должен покинуть дом, не взяв с собой ничего из имущества. Давайте запишем краткое определение. Правовой обычай это обычай, который в силу многократного применения приобрел общеобязательное значение и соблюдение которого обеспечивается принудительной силой государства. Разновидностью обычаев являются деловые обыкновения, т.е. обычаи складывающихся в той или иной сфере деятельности (в судебной, парламентской, исполнительно-распорядительной и т.п.).

Следующий источник права, это судебный его еще называют(юридический) прецедент, а так же правом судей или судебным правом. Прецедент в данном случае означает судебное решение по конкретному юридическому делу, которое служит образцом при рассмотрении аналогичных дел.

Представьте себе ситуацию: судья рассматривает дело, но в законах страны нет необходимой именно для данного случая нормы права. Как быть? Вот в этом случае судья сам принимает решение, руководствуясь, общими принципами права, своим мировоззрением, моральными ценностями, опираясь на свой опыт и житейскую мудрость. Если принятое судьей решение окажется достаточно убедительным образцом при рассмотрении аналогичных дел, оно становится судебным прецедентом. Таким образом, получается, что суд не только применяет, но и сам создает правовые нормы. Судебный прецедент служит одним из основных источников права в таких странах, как Англия, США, Канада, Австралия.

Давайте запишемСудебный прецедент это – какое - либо конкретное решение по конкретному юридическому делу, которое служит образцом при рассмотрении аналогичных дел. Примером судебного прецедента В 1969 году, когда американцы вели войну во Вьетнаме (1964-1973), учащиеся одной из школ штата Айова решили во время пребывания в школе носить черные повязки на руках в знак протеста против войны. Администрация школы издала приказ, запрещающий носить повязки. Приказ был оспорен в судах; в конечном счете спор был перенесен в Верховный суд США. Верховный суд США посчитал данный приказ нарушением конституции США, а именно свободы слова, выражения мнений. Решение суда стало прецедентом (Tinker v. Des Moines School District, 1969). Родилась норма, запрещающая администрациям школ издавать акты, препятствующие выражению мнений со стороны учеников. Пример 2. Американский гражданин В. из штата Небраска как-то подскользнулся на льду перед входом в ресторан "К." и серьезно повредил руку. Гражданин подал иск в суд с требованием возместить ему ущерб, нанесенный по вине ресторана. Вина ресторана, по его мнению, заключалась в том, что предприятие не проявило должной заботы о посетителях, не озаботилось тем, чтобы убрать лед с пространства перед входом. Верховный суд штата Небраска принял решение в пользу гражданина В. (Bray v. Kate, 1990). Родился прецедент, в 

силу которого можно требовать компенсации за нанесение ущерба здоровью, вызванного халатностью или отсутствием должной заботы о посетителях со стороны общественных заведений.

В качестве источника так же принято рассматривать и естественное право. Т.к. у каждого из нас с вами от рождения есть неотчуждаемые права и никто не в праве их у нас отнять. Что вы знаете о естественном праве? Давайте запишем определение Естественное право - это прирожденные и неотчуждаемые права человека, которые официально признаны государством и закреплены в его конституции и других законах. Какие права являются не отчуждаемыми?

-Подзаконный акт как источник права обладает меньшей юридической силой, чем закон (находится под законом,ниже закона).Записывайте определение (слайд 13) Подзаконные акты делятся по иерархии, записывайте (слайд 14)Высшее положение в иерархии подзаконных актов как источников права занимают, конечно, указы и распоряжения Президента РФ. В них определяются основные направления внутренней и внешней политики страны. (объяснение)

Давайте отдельно рассмотрим Конституцию, так как она является основным законом любого демократического государства. Конституция занимает самое высокое положение в иерархии нормативных актов прежде всего потому, что она имеет высшую юридическую силу на всей территории России свою силу Конституция получила непосредственно из рук народа, поскольку принята была путем всенародного голосования — референдума (12 декабря 1993 г.).Задачи, которые решает Конституция в качестве главного источника права, не может решить ни один другой нормативный акт. Она закрепляет: 1) основы конституционного строя (высшие ценности и систему политических, экономических, социальных отношений); 2) права и свободы граждан; 3) федеративное устройство; 4) организацию высших органов власти. Все 

остальные законы и подзаконные акты должны приниматься и издаваться только в соответствии с Основным законом, они не могут ему противоречить!  Подведение итогов. Выставление оценок. Домашнее задание: работа с конспектом, учебник Л.Н. Боголюбов«Обществознание» 10 класс § 19 прочитать, ответить на вопросы. Написать стадии законотворческого процесса в виде схемы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по обществознанию 11 класс. Тема: "Рынок труда. Беработица"

"Самый несчастный из людей тот, для кого в мире не оказалось работы" (Томас Карлейль). Цели урока: сформировать у учащихся научное представление о современной экономике, разъяснить сущность такого явл...

КОНСПЕКТ УРОКА ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ 9 КЛАСС Тема урока: Правовое государство

КОНСПЕКТ УРОКА ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ 9 Тема урока: Правовое государство  9кл...

План-конспект урока по Обществознанию - 11 класс - "Процессуальное право: уголовный процесс"

План-конспект: с практическими заданиями (в формате ЕГЭ), с указанием на видеоматериалы....

Конспект урока по обществознанию (5 класс) тема урока: "Семья и семейные отношения"

Урок по теме «Семья» акцентирует внимание обучающихся на таком современном социальном институте как семья. Изучение этой темы призвано создать условия для полноценного выполнения выпускник...

План-конспект урока по обществознанию 9 класс "Уголовное право"

Разработка урока для учителя по обществознанию 9 класс "Уголовное право"...