Конспект урока по обществознанию (5 класс) тема урока: "Семья и семейные отношения"
план-конспект урока по обществознанию (5 класс) на тему
Урок по теме «Семья» акцентирует внимание обучающихся на таком современном социальном институте как семья. Изучение этой темы призвано создать условия для полноценного выполнения выпускником типичных для подростка социальных ролей как в семье, так и вне ее, общей ориентации в нравственной и правовой оценки конкретных поступков людей.
На уроках по этой теме школьники получают представления и основы научных знаний об устройстве современной семьи, ее функциях и особенностях, о ее различных социокультурных моделях, механизмах социальной регуляции внутрисемейных отношений, способах взаимодействия личностей, типичных социальных ролях человека в современной семье.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_po_teme_semya_i_semeynye_otnosheniya.docx | 34.05 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок по теме: «Семья и семейные отношения»
Цели: дать представление о том, какую роль семья играет в жизни каждого человека; объяснить, зачем люди создают семью; охарактеризовать типы семей; показать отношение государства к семье; раскрыть значение понятий семья, счастливая семья, семейные ценности.
Планируемые результаты:
Предметные: обучающиеся овладеют целостными представлениями о семье; научатся объяснять ключевые слова понятия семья,поколение; научатся понимать побудительную роль мотивов в формировании семьи; проводить сравнительный анализ семейного уклада; существовавшего в прошлом и современного; применять социальные и нравственные нормы правила, анализируя и оценивая реальные ситуации; объяснять значение коммуникации в межличностном общении;
Метапредметные: самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе; определять собственное отношение к явлениям современной жизни; формулировать свою точку зрения; определять последовательность промежуточных целей учетом конечного результата; составлять план действий; осуществлять расширенный поиск информации; анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; давать определения понятий;
Личностные: формирование отношения к семье как к одной из важнейших ценностей человека.
Оборудование: проектор, презентация, учебник, пакет с рабочим материалом, Конституция РФ.
Тип уроков: открытия нового знания.
Ход уроков.
(1-ый час)
1. Организационный момент: Добрый день, ребята! Я рада видеть вас здесь.
Время - вроде замкнутого круга,
Год мелькнул, как месяц, день, как час,
Почему-то выслушать друг друга
Не хватает времени у нас.
Может, стоит нам остановиться
Среди этой вечной кутерьмы?
Может, разглядеть поближе лица
Друг у друга всё ж успеем мы?
КРУГ РАДОСТИ. Сегодня мы начнем наш урок необычным способом! Чтобы настроиться на работу, и начать урок с хорошим настроением!
(Упражнение) «Групповое приветствие»:
Дети образуют круг. Затем каждый по очереди встает в центр, поворачивается лицом к группе и здоровается со всеми любым способом, но не повторяет сказанное ранее. Остальные же все вместе (хором) повторяют каждое предложенное приветствие.
- А теперь присаживаемся на свои места, начнем урок.
2. Мотивационно целевой этап.
В одном маленьком городе живут по соседству две семьи. В первой семье супруги постоянно ссорятся, виня друг друга во всех бедах, а во второй каждый в своей половинке души не чает. Дивится строптивая хозяйка счастью соседки, завидует. Говорит мужу:
— Пойди посмотри, как у них так все гладко получается. Пришел тот к соседям, зашел тихо в дом и спрятался в укромном уголке. Наблюдает. А хозяйка веселую песенку напевает и порядок в доме наводит. Вазу дорогую от пыли вытирает. Вдруг звонит телефон, женщина отвлеклась, а вазу поставила на край стола, да так, что вот-вот упадет.
В этот момент заходит в комнату ее муж. Зацепил он вазу, та упала и разбилась. «Что будет-то?» — думает сосед.
Подошла жена, вздохнула с сожалением и говорит мужу:
— Прости, дорогой. Я виновата. Так небрежно ее на стол поставила.
— Что ты, милая! Это я виноват. Торопился и не заметил вазу. Ну да ладно, не было бы у нас большего несчастья.
Больно защемило сердце у соседа. Пришел он домой расстроенный. Жена к нему:
— Ну что ты так долго? Посмотрел?
— Да!
— Ну и как там у них?
— У них все виноваты, а у нас все правы.
— В чем смысл этой притчи?
— Как вы думаете, какое отношение она имеет к теме нашего урока? (Ответы учеников)
— Что такое семья?
— Чем все семьи похожи?
— Что отличает одну семью от другой?
(Ответы учеников.)
Тема нашего урока: «Семья и семейные отношения».
— Предположите, о чем пойдет речь на нашем уроке.
— Как вы думаете, на какие вопросы нам предстоит ответить?
(Ответы учеников.)
План уроков
- Зачем люди создают семьи.
- Если семья не выполняет своих обязанностей.
- Какие бывают семьи.
Проблемные вопросы. Почему большинство людей создают семью? Что семья дает человеку? Что человек дает семье? Нужна ли семья ребенку?
III. Работа по теме уроков
— Рассмотрите иллюстрации на с. 26-27 учебника.
— Что их объединяет? (Ответы учеников.)
Ключевым словом нашего урока является слово семья. Большинство людей имеют семью, поэтому важно понимать, зачем ее создают, по каким законам она развивается, какой бывает. Обсудим это на нашем уроке.
1. Зачем люди создают семьи
Мудрые люди говорят: «Любая дорога начинается с первых шагов, здание — с фундамента, а человек становится человеком только в семье».
— Как вы понимаете это высказывание?
— Согласны ли вы с ним?
(Ответы учеников.)
Проблемный вопрос. Зачем человеку семья?
— Для того чтобы ответить на этот вопрос, предлагаю сыграть в игру «Перевоплощение». Разделитесь на три группы. Первая группа должна определить и рассказать нам, зачем нужна семья, от имени детей, вторая группа — от имени родителей, третья группа — от имени пожилых людей (бабушки и дедушки).
(Проверка выполнения задания.)
— На чем, в первую очередь, строится семья. (Любовь.)
Действительно, главная особенность семьи — чувство любви и привязанности.
— Какие пословицы о семье вы знаете?
- На что и клад, коли в семье лад.
- Любовь да совет — так и горя нет.
- Согласье в семье — достаток в дому, раздоры в семье — пропадать всему.
- Семья сильна, когда над ней крыша одна.
- Добрая семья прибавит разума-ума.
- В своей семье не велик расчет.
- Вся семья вместе — так и душа па месте.
- В родной семье и каша гуще.
- За общим семейным столом еда вкуснее.
— Семьи образуются по-разному. Внимательно рассмотрите и прокомментируйте предложенную схему.
Семья
- Семья образуется, когда мужчина и женщина вступают в брак
- Основа такой семьи: взаимное чувство любви, стремление создать уютный дом, родить и воспитать детей
- В других семьях происходит объединение на родственной основе (бабушка и внуки, тетя и племянники и т. д.)
- Основа такой семьи: желание помогать друг другу, заботиться о малых детях и стариках
(Проверка выполнения задания.)
— Выполним небольшое творческое задание. Представьте графически семью в виде солнышка с расходящимися лучами. Рядом с каждым лучом подпишите одно из назначений семьи. При выполнении задания вспомните примеры из жизни вашей собственной семьи.
Семья
- Рождение детей
- Воспитание нового поколения
- Ведение общего хозяйства, взаимная материальная помощь
- Физическая, экономическая, психологическая защита
- Эмоциональная разрядка (получение и отдача любви, тепла, ласки)
Семья — самое главное в жизни человека, самое дорогое, то, что придает ему силы. Она является обязательной частью любого общества, любого государства. Представьте себе соты пчелиного улья. Так и государство состоит из множества ячеек — семей.
— Используя прием «Мозговой штурм», предположите, какое главное предназначение имеет семья, с точки зрения государства.
(Ответы учеников.)
— Должно ли государство заботиться о благополучии семей? Ответ аргументируйте.
(Проводится дискуссия.)
— Сыграем в игру «Цепочка». Вы должны, используя свои знания и опыт, называть те виды помощи, которую государство оказывает семьям.
(В ходе проверки выполнения задания на доске составляется схема.)
- Государство
- Строит детские сады
- Материально обеспечивает школы
- Заботится о благополучии семей
- Выплачивает материнский капитал
- Осуществляет помощь многодетным семьям
- Помогает семьям приобрести жилье
Итак, любое государство в первую очередь заинтересовано в сохранении и укреплении семейных отношений. Даже в глубокой древности осознавали важность этого. Так, законы царя Хаммурапи, одни из самых древних в мире, требовали обязательного заключения брачного договора, который записывался на глиняной табличке с последующим обжиганием ее и хранением на случай возможных в будущем конфликтов. И в нашей стране существует система законов, которые стоят на страже семьи.
А сейчас вы сыграете роль юристов-консультантов, которые объясняют членам молодой семьи их права. Чтобы провести полноценную консультацию, нам надо самим хорошо знать российское законодательство.
— Откройте с. 28 учебника, прочитайте фрагмент Семейного кодекса Российской Федерации и поясните молодой семье, что значит находиться под защитой государства, с точки зрения данного кодекса.
(Ученики выполняют задание.)
— Как вы понимаете фразу: «Семья, материнство, отцовство, детство находятся под защитой государства»?
(Ответы учеников.)
Давайте подведем итог изученного материала: Зачем же люди создают семьи? И что семья дает человеку? (ответы)
(2-ой час)
Здравствуйте, ребята! Рада видеть вас сегодня! На прошлом уроке мы начали изучать тему... (напомните какую?). Сегодня мы продолжаем изучение темы «Семья и семейные отношения».
Вспомним намеченный на первом уроке план. Какие вопросы мы должны изучить сегодня и чего достигнуть, чему научиться на уроке? (ответы)
Давайте проверим, как вы усвоили предыдущий материал.
- Как образуются семьи? В чем заключается основа такой семьи?
- Основные назначения семьи. Назовите их?
- Каким образом государство заботится о благополучии семьи?
2. Если семья не выполняет своих обязанностей
— Но не все семьи выполняют свои обязанности. Давайте составим портрет благополучной и неблагополучной семьи. Вы можете использовать слова из списка-подсказки, в котором перечислены черты этих двух семей. Отберите качества, которыми, с вашей точки зрения, должна обладать та или иная семья.
Список-подсказка: злобность, дружелюбие, лень, заботливость, внимательность, любовь, зависть, ворчливость, строгость, неуступчивость, верность.
(Проверка выполнения задания.)
В неблагополучных семьях злоупотребляют спиртными напитками, а способы воспитания детей жестокие, грубые, унижающие человеческое достоинство. В таких случаях мы говорим, что семья не выполняет своих обязанностей ни перед своими родными и близкими, ни перед государством. А значит, нарушает Основной закон нашей страны — Конституцию РФ.
— Познакомьтесь с выдержками из Конституции Российской Федерации о защите семьи.
Статья 38
- Материнство и детство, семья находятся под защитой государства.
- Забота о детях, их воспитание — равное право и обязанность родителей.
- Трудоспособные дети, достигшие 18 лет, должны заботиться о нетрудоспособных родителях.
Статья 43
- Каждый имеет право на образование.
- Гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях.
- Каждый вправе на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование в государственном или муниципальном образовательном учреждении и на предприятии.
- Основное общее образование обязательно. Родители или лица, их заменяющие, обеспечивают получение детьми основного общего образования.
- Российская Федерация устанавливает федеральные государственные образовательные стандарты, поддерживает различные формы образования и самообразования.
Чтобы никто не мог нарушить ваши права, вы должны их хорошо знать.
— Работая с текстом учебника на с. 28 и дополнительным материалом, назовите свои права и дайте их характеристику.
Дополнительный материал
Закон признает ребенком лицо, не достигшее 18 лет.
Ребенок имеет право:
- на общение с обоими родителями, дедушкой, бабушкой, братьями и сестрами;
- на защиту от злоупотреблений родителей (может обращаться в специальные органы опеки и попечительства, а с четырнадцати лет — в суд);
- на выражение своего мнения в решении касающихся его семейных вопросов;
- на выступление в ходе судебного разбирательства (с десяти лет учет мнения ребенка обязателен);
- на участие в решении вопроса о своей фамилии (с десяти лет изменение фамилии может быть произведено только с согласия ребенка);
- с шести лет совершать самостоятельно мелкие сделки (например, что-то покупать в магазине, принимать подарки и т. п.);
- с четырнадцати лет на большую свободу действий (появляется личное имущество, которым он может свободно распоряжаться).
(Проверка выполнения задания.)
За невыполнение государственных законов суд может лишить родителей родительских прав, тогда заботу о ребенке берет на себя государство.
- Какой мы можем сделать вывод? Какие бывают семьи? Как охарактеризовать благополучную и неблагополучную семью? Какие основные права имеет ребенок?
3. Какие бывают семьи
Все семьи разные, но можно найти черты, которые делают их похожими.
— Работая с материалом учебника на с. 29, заполните таблицу.
Виды семей
Вид семьи | Характеристика |
Двухпоколенная | В семье живут только родители (мать, отец) и их дети, т. е. в этой семье два поколения — старшее, к которому относятся родители, и младшее, к которому относятся дети |
Трехпоколенная | В семье живут три поколения, не только дети, их родители, но и родители родителей, т. е. бабушки и дедушки |
Четырехпоколенная | В семье живут четыре поколения, не только дети, их родители и родители родителей, т. е. бабушки и дедушки, но еще и прабабушки и прадедушки |
Неполная семья | По каким-то причинам в семье отсутствует один из родителей |
(Проверка выполнения задания.)
Физминутка
Моя семья.
«Кто живёт у нас в квартире? »
Раз, два, три, четыре (хлопаем в ладоши)
Кто живёт у нас в квартире? (шагаем на месте)
Раз, два, три, четыре, пять (прыжки на месте)
Всех могу пересчитать (шагаем на месте)
Папа, мама, брат, сестра (хлопаем в ладоши)
Кошка Мурка, два котёнка (наклоны туловища вправо, влево)
Мой сверчок, щегол и я - (повороты туловища вправо, влево)
Вот и вся моя семья. (хлопаем в ладоши)
В старину трехпоколенные семьи были весьма распространены, особенно в сельской местности.
— Обратимся к рубрике «Путешествие в прошлое» на с. 31 учебника. Внимательно прочитайте описание сельской семьи северных губерний России.
(Ученики выполняют задание.)
— Почему человек без семьи считался обиженный Богом и судьбой?
— Чем скреплялась многопоколенная семья?
— Кто являлся главой семьи?
— Какие качества цементировали эту семью?
— Почему ругань, зависть, своекорыстие были лично невыгодны для всех членов семьи?
— Кто такая большуха?
— Справедливо ли такое название?
— Сравните сегодняшний уклад семьи с тем, который описал В. Белов.
— Как вы думаете, за какой семейный труд отвечал хозяин — мужчина, глава дома и крестьянской семьи?
— А что входило в обязанности хозяйки?
— Как распределяются обязанности в современной семье?
(Ответы учеников.)
— Мы с вами узнали о неполной семье. Означает ли это, по вашему мнению, что такая семья хуже полной? При ответе опирайтесь на репродукцию картины, представленную на с. 30 учебника, и вопросы к ней.
(Ответы учеников.)
Итак, какие семьи бывают? Охарактеризуйте их?
IV. Закрепление изученного материала
Игра «Угадаем — не угадаем?»
Кто из нас не любит отгадывать загадки? Сейчас займемся вашим любимым делом — будем искать на них ответы. Разгадать загадки будет легко, ведь они все на тему семьи.
Загадка 1. Русская пословица гласит: «Жить для себя — тлеть, для семьи — … (пропущен глагол), а для народа — светить». Назовите пропущенный глагол. (Гореть.)
Загадка 2. О какой русской игрушке говорит эта цитата из энциклопедии: «Она олицетворяет идею крепкой семьи, достатка, продолжения рода, несет в себе идею единства»? (О матрешке.)
Загадка 3. Как называется жилище большой трудолюбивой пчелиной семьи? (Улей, борть.)
Загадка 4. Как называется семья львов? (Прайд.)
Загадка 5. Самые «семейные» грибы — это… (Опята.)
V. Подведение итогов уроков. Рефлексия
— Подведем итоги нашей работы. Предлагаю вам продолжить следующие фразы.
- На уроке я работал (а)… (активно / пассивно).
- Своей работой на уроке я… (доволен (довольна) / недоволен (недовольна)).
- Урок мне показался… (коротким / длинным).
- За урок я (не устал(а) /устал(а)).
- Мое настроение… (стало лучше / стало хуже).
- Материал урока мне был… (полезен / бесполезен, интересен / скучен).
Дом, как известно всем давно –
Это не стены, не окна,
Это не стулья со столом
Это не дом.
Дом – это то, куда готов
Ты возвращаться вновь и вновь
Яростным, добрым, нежным, злым
Еле живым
Дом это тот, где вас поймут, тот, где надеются и ждут,
Где ты забудешь о плохом –
Это твой дом.
- Я желаю каждому из вас построить в будущем такой же дом своей семьи.
- Ребята, как вы думаете, какое домашнее задание вы получите?
Параграф 3, подготовить проект по теме «Моя семья»
Молодцы, ребята. Вы хорошо сегодня поработали. Спасибо за внимание.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по обществознанию 11 класс. Тема: "Рынок труда. Беработица"
"Самый несчастный из людей тот, для кого в мире не оказалось работы" (Томас Карлейль). Цели урока: сформировать у учащихся научное представление о современной экономике, разъяснить сущность такого явл...
план конспект урока по обществознанию 9 класс тема "Правоохранительные органы"
урок изучения нового материала, с элементами исследовательской рабоы учащихся, с использованием ИКТ...
Конспект урока по обществознанию 6 класс Тема: «Семейный бюджет»
Конспект урока по обществознанию 6 классТема: «Семейный бюджет»...
КОНСПЕКТ УРОКА ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ 9 КЛАСС Тема урока: Правовое государство
КОНСПЕКТ УРОКА ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ 9 Тема урока: Правовое государство 9кл...
Конспект урока по «Обществознанию» 6 класс \ Тема урока: «Человек славен добрыми делами»
Конспект урока по «Обществознанию» 6 класс...
Обществознание. 5 класс. 7 урок: Семья и семейные отношения
Данный материал по обществознанию для 5-х классов составлен с учетом федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО), в соответствии с учебным пл...
Конспект урока по обществознанию 6 класс Тема урока: Человек в группе
Цели урока: 1) Осознать, что общество необходимо человеку; 2) Подвести учащихся к пониманию того, что любая группа может оказать влияние на человека и у каждой группы существуют определённые правил...