Методическая разработка урока "Конституция РФ - основной закон страны"
методическая разработка по обществознанию (9 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Меркуловская средняя общеобразовательная школа»
Методическая разработка урока по теме:
«Конституция Российской Федерации - основной Закон страны ».
Суковатова Надежда Сергеевна,
учитель истории и обществознания
МБОУ «Меркуловская СОШ»
Шолоховский район
Ростовская область
х. Меркуловский
2013 г.
Тема урока: Конституция РФ – основной закон страны.
Предмет: обществознание.
Класс: 9 общеобразовательный класс
Программно-методическое обеспечение: программа курса для 8-9 классов общеобразовательных учреждений; автор А.И.Кравченко. – М., «Русское слово», 2006г.; базовый уровень; используемый учебник А.И. Кравченко, Е.А.Певцова Обществознание, 9 класс, 9-е издание, М.»Русское слово», 2009г.
Цели:
- образовательные:
- дать учащимся представление о последовательности исторического пути развития конституционного строя в России;
- выяснить, почему Конституция РФ является основным законом государства;
- изучить содержание Конституции РФ с опорой на структуру документа;
- формирование представления о важности соблюдения законов государства;
- развивающие:
- развитие гражданско-правового образования учащихся;
- продолжит работу с учащимися по формированию навыков работы с различными источниками по предмету;
- уметь находить информацию и отвечать на вопросы предлагаемые учителем;
- развитие гражданской инициативы и гражданской ответственности;
- развитие умения работать в группе, выслушивать мнения других и излагать свои мысли;
- воспитательные:
- привитие интереса к предмету;
- формировать политическую культуру и гражданскую позицию у учащихся;
- толерантность и уважение к Основному закону страны.
Задачи:
- способствовать осознанию ценности Конституции Российской Федерации как основного закона страны;
- способствовать осмысленному усвоению конституционных принципов, отражающих основы конституционного строя страны;
- способствовать пониманию прав человека, формированию уважения к правам других людей.
Форма проведения – комбинированный урок, с использованием групповой, коллективной, индивидуальной формы работы .
Тип урока: урок изучения нового материала.
Методические приемы: аналитическая работа с документом, самостоятельная работа, творческая, поисковая работы, работа в группах.
Формы организации учебной деятельности: фронтальная работа, индивидуальная, групповая работа.
Оборудование: учебник А.И.Кравченко Обществознание 9 класс. – М., Русское слово, 2009; Конституция РФ; раздаточный материал к уроку; тетрадь; мультимедийная презентация, компьютер, проектор.
Документы по проблеме.
Конституция Российской Федерации.
Основные понятия: конституция, гражданин, гражданское чувство, патриот, гражданство.
Место урока в школьном курсе:
занятие может быть проведено в рамках изучения темы «Политическая система общества» курса «Обществознание» в 9-11 классах.
Этапы урока:
- Мотивационный блок (содержательная часть, организационная часть, проблемная часть )
- Подведение итогов занятия. Рефлексия.
Ход урока и этапы проведения занятия.
Мотивационный блок.
- Организационный момент.
- Содержательная часть. (Слайд 1)
Речевая деятельность.
Эпиграф к уроку
Какая Конституция самая лучшая?
Та, которая лучше исполняется.
Л. Берне (Слайд 2)
(1786-1837, немецкий публицист, литературный критик)
Наш мир перешагнул уже рубеж XXI века. Какой долгой, мучительной, трудной, кровопролитной была история человечества! А чего ждем мы в будущем?
Будут ли люди умножать силы зла или творить добро?
Многое зависит от того, какой выбор сделает человек.
Вопрос классу: обратите внимание на эпиграф к уроку, высказывание Берне: «Какая Конституция самая лучшая?
Та, которая лучше исполняется.»
Как вы думаете, почему Л. Берне так считал? (ответы на поставленный вопрос предлагают учащиеся.)
Актуализация темы
Скажите, пожалуйста, какими документами вы пользуетесь, когда необходимо подтвердить свою личность?
(Ответ учащегося: паспорт, свидетельство о рождении)
Какую информацию можно извлечь из паспорта или свидетельства о рождении?
(Ответ: ФИО, год рождения, прописка, гражданство, семейное положение)
Как вы считаете, у государства может быть подобный документ?
(Ответ: да, Конституция)(Слайд 3)
О чем пойдет речь на сегодняшнем уроке?
Совершенно верно, о Конституции.
(Слайд 4 . Тема урока) Слушание.
Цели сегодняшнего урока: (Слайд 5)
- выяснить, почему Конституция РФ является основным законом государства;
- изучить содержание Конституции РФ с опорой на структуру документа;
Какую информацию можно извлечь из Конституции? Это мы с вами узнаем.
Изучение нового материала
- Беседа с учащимися (речевая деятельность)
Рассмотрим первый вопрос.
- Что такое конституция? (в переводе с латинского означает «устройство», постановление) (Слайд 6)
Конституция – основной Закон государства, определяющий
- Как устроено государство,
- Как образованы органы власти,
- Каковы права и обязанности граждан.
Приведите 2-3 ассоциации к понятию «Конституция»
- Какое европейское государство впервые разработало проект конституции? (Франция, 1791 г.) (Слайд 7)
- Какова история принятия конституции в нашей стране? (Слайд 8)
- Сообщение учащегося. (Доклад, слушание)
- Необходимо возвратиться в прошлое, чтобы проследить путь развития конституционного строя в России.
С середины XIX в. начинается медленный процесс вызревания конституционного строя. Наиболее активно этот процесс пошел в период царствования Александра II, именно в годы его правления был разработан проект Конституции, которая должна была даровать стране парламент, ограничивающий власть царя (но этот проект так и не был реализован).
Россия XIX в. не была еще готова к переходу от царского самодержавия к установлению власти права и закона, т.е. того, что должна была установить Конституция. В годы правления Александра III развитие конституционного строя было остановлено.
Следующий серьезный шаг на пути к Конституции был сделан в начале XX в, в годы правления последнего императора, Николая II.
17 октября 1905 г. Николай II вынужден был подписать Манифест «Об усовершенствовании государственного порядка», который даровал населению страны гражданские права и свободы, а также орган законодательной власти – Государственную думу.
Из уроков истории мы узнали, что в октябре 1917 г. произошел октябрьский переворот, повлекший приход большевиков к власти. В 1918 г. большевики принимают 1-ю Конституцию Советской России, после которой еще три – 1924 г., 1936 г., 1977 г. Все советские Конституции в основном выполняли пропагандистские функции, что помогало скрывать существенное ущемление прав граждан Советского Союза. Вся система права, закона и правосудия были отброшены назад, деформированы.
Положение в стране меняется после путча в августе 1991 г., после которого в стране начались радикальные преобразования. В сложившихся условиях только принятие новой Конституции могло стабилизировать обстановку в стране. Огромным количеством ученых был разработан проект Конституции. Этот проект был вынесен на референдум. 12 декабря 1993 г. новая Конституция России была принята, т.о. была принята 1-ая демократическая Конституция в истории России.
Вопрос к классу: (речевая деятельность)
- При каком президенте была принята Конституция? (Слайд 9)
3. Запись в тетради. (Слайд 10) (записывание)
Развитие конституционного строя (Слайд 11)
1. Середина XIX в. – первый проект Конституции России (не был реализован). (Слайд 12)
2. 17 октября 1905 г. – Манифест «Об усовершенствовании государственного порядка», даровал гражданские права и свободы, а также Государственную думу. (Слайд 13)
3. 1918 г., 1924 г., 1936 г., 1977 г. – советские Конституции. (Слайд 14)
4. 12 декабря 1993 г. – первая демократическая Конституция в истории России. (Слайд 15)
4. Работа с документом (сборник Конституции РФ). (Слайд 16)
- Когда и кем была принята Конституция РФ? (речевая деятельность)
( Была принята в результате всенародного голосования, в котором участвовало около 55% населения, из них 60% высказались за конституцию и 40% против.)
- Каково содержание конституции? (Слайд 17)
(Конституция РФ достаточно сложный и большой документ: он состоит из 2-х разделов: в 1-м разделе 9 глав, 137 статей, 2-й – 9 положений. Т.к. Конституция принималась не на один или два года, то предусмотрено для дальнейшего совершенствования Конституции в нее вносят поправки, дополнения, изменения – это глава 9, которая так и называется «Конституционные поправки и пересмотр Конституции»).
- Какими правами наделены граждане нашей страны? (Слайд 18)
( гражданские права: ст. 19-25, 27-29, 45-54,60,62;
политические права: ст. 30-33, 63;
социальные права: ст.38-43;
экономические: ст.34-37;
культурные права: ст. 26,44).
- Какие обязанности должен выполнять гражданин РФ? (Слайд 19)
( Работа с учебником, стр.95)(поисковая работа)
5. Слово учителя.
- Необходимо отметить, что Конституция – это основной закон страны, все принимаемые законы в государстве должны ориентироваться на Конституцию и не могут ей противоречить. Перед Конституцией России стоят три задачи:
Закрепить и гарантировать права человека.
Упорядочить государственную власть.
Утвердить правосудие.
- Первая задача означает, что в Конституции должна быть закреплена и гарантирована вся совокупность естественных и неотъемлемых прав человека и гражданина, признанных мировым сообществом.
Правам человека должна быть обеспечена полная и безусловная защита, а также беспрепятственное действие на всей территории России. В стране не должны издаваться законы, которые могли бы отменить, изменить или ограничить эти права. Все это и будет служить гарантией ненарушаемости личного достоинства и свободы человека.
Эта задача решена в главе 2.
Выполнение второй задачи требует такой организации власти, когда полностью исключается ее сосредоточение в одних руках. Для этого должно быть использовано ни в чем не превзойденное «изобретение» человечества – принцип разделения властей.
Третья задача требует такой организации «третьей власти», которая сможет утвердить торжество правосудия в России. А чтобы правосудие смогло выполнить свою задачу, оно должно стать независимой и сильной властью, способной защитить права человека.
- Для чего, человеку нужна демократическая, а не подаренная кем-то конституция? ( Для того, чтобы ощущать себя гражданином)
5. Работа в группах. Раздаточный материал ( 5 конвертов) (Слайд 20)
I группа: Понятие «Гражданин»
Задание. Какие значения слова гражданин вам известны?
- Обращение к человеку.
- Высокое звание, которым человека удостаивают за определенные поступки (почётный, уважаемый).
- Лицо, принадлежащее к постоянному населению.
Гражданин – житель какой-то страны, имеющий право гражданства, участник правовой и политической жизни.
II группа: Понятие «Гражданское чувство»
Каждый человек и гражданин обладает определенными чувствами.
Задание. Выберите из предложенного списка чувства человека, которые на ваш взгляд являются гражданскими.
Гуманность, скромность, чувство справедливости, честность, чувство долга, чувство чести, искренность, чувство вины, стыдливость, сочувствие, милосердие, ответственность.
- Объясните свой выбор.
III группа: Понятие «Патриот»
Задание. Определить, какое понятие зашифровано в данных словах?
Полезный, активный, творческий, решительный, инициативный, организованный, толерантный.
- Патриотом часто называют человека, совершившего подвиг.
- Знаете ли вы героев-земляков?
- Какие памятники героям Великой Отечественной войны есть в городе Липецке?
IV группа: Понятие «Гражданство»
Задание. Выберите из предложенного списка определение понятия «гражданство»:
- совокупность прав и обязанностей гражданина;
- политико-правовая связь лица с конкретным государством.
V группа:
Задание. Как можно стать гражданином России?
- Признание гражданства РФ.
- Приобретение гражданства по рождению.
- Приобретение гражданства в порядке регистрации.
- Прием в гражданство (натурализация) – для иностранцев, проживающих на территории РФ.
- Восстановление в гражданстве.
- В порядке оптации (выбор гражданства при изменении границ).
Запись на слайде. Гражданин – лицо, принадлежащее к постоянному населению государства, пользующееся всеми правами и исполняющий обязанности. (Слайд 21)(записывание)
(Речевая деятельность) - Все мы, живущие в Российской Федерации, независимо от социальной и национальной принадлежности граждане своего Отечества, своего государства – России.
- Каков наш статус, как жителей станицы Вешенской? ( Мы – вёшенцы)
- Разработка программы саморазвития «Моя гражданская позиция»
(Слайд 22)(Творческая работа)
- Становление личности человека происходит под влиянием многих факторов, но в первую очередь, от нас самих, от того какие цели я ставлю перед собой, какова моя гражданская позиция? И сейчас мы постараемся разработать программу саморазвития: «Моя гражданская позиция».
Задание. В группах обсудить одно из направлений программы саморазвития. (Слайд 23)
I группа: Я – гражданин России
II группа: Я – успешный ученик
III группа: Я – достойный житель своего города
IV группа: Я – человек демократического общества
V группа: Я – толерантная личность
Ожидаемый результат (Слайд 24)
Я – гражданин России
Я – человек с активной жизненной позицией
Я знаю историю моей Родины
Я знаю структуру политической власти страны и местного самоуправления
Я – успешный ученик
Я учусь с удовольствием, умею добывать знания
У меня есть цель и я знаю, как её достичь
Я владею компьютером и Интернетом
Я – достойный житель своего города
Я люблю свою малую родину
Я соблюдаю чистоту в своем районе
Я участвую в благоустройстве своего края
Я – человек демократического общества
Я знаю свои права, учусь их защищать и уважаю права других людей
Я умею делать правильный выбор в конкретных жизненных ситуациях
Я знаю свои обязанности и готов их выполнять
Я – толерантная личность
Я умею ладить с людьми, терпимо и с пониманием относиться к ним
Я умею слушать и сопереживать, ценить мнение других
Я умею общаться и эффективно сотрудничать в команде
III Выполнение логического задания (Слайд 25)
- Что может сделать каждый молодой человек, обучающийся в школе, для процветания России и влияния на политику правительства?
( занимать активную гражданскую позицию; участвовать в решении каких-либо проблем школы, города, участвуя в социальных проектах;
развивать политическую культуру, чтобы к 18 годам сделать осознанный выбор, основанный на знаниях и практических навыках; изучать влияние СМИ; осваивать навыки управления и самоуправления)
Рефлексия (Слайд 26)
Возвращаясь к эпиграфу урока
Какая Конституция самая лучшая?
Та, которая лучше исполняется.
Л. Берне (Слайд 26)
Можно сделать выводы…(речевая деятельность учащихся)
Игра «Веночек» ( по кругу, ребята кладут руки в одну сторону на плечи друг другу и говорят о тех знаниях, которые приобрели на уроке)
Учитель: Пусть наш круг даёт поддержку в тяжёлую минуту. Мы все граждане одной страны с названием Россия, мы - вёшенцы.
IV Домашнее задание (Слайд 27)
Составить проект Конституции класса.
(Слайд 28).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
проект "Конституция РФ- основной закон страны"
данные презентации учащихся 9-10 класса явились итогом их работы над проектом по Конституции РФ....
"Основной закон страны"
Представляю презентацию внеклассного мероприятия "основной закон страны". Мероприятие проходило в форме игры " Своя игра"....
Урок 6 класс "Основной закон страны"
Тема урока по обществознанию 6 класс.«Основной закон страны» Цели и задачи: Объяснить значение понятий: «конст...
Урок по обществознанию "Конституция – основной закон страны."
Урок по обществознанию 6 класс (презентация)Тема: Конституция – основной закон страны.Цель урока:охарактеризовать основные положения Конституции РФ....
Конспект урока обществознания в 6 классе по теме "Конституция - основной закон страны"
тема "Конституция - основной закон страны".Цели урока:Образовательная - сформировать представление о Конституции, познакомить со структурой документа. Объяснить новые понятия: права и обязанности...
учебно-методическая разработка урока "Конституция-основной закон государства"
Методическая раработка урока "Конституция-основной закон государства"...
Методическая разработка урока по обществознанию "Конституция РФ- основной закон страны".
Методическая разработка урока по обществознанию "Конституция РФ- основной закон страны" использовалась для проведения уроков, посвященных 20-летию со дня принятия Конституции РФ. Материал расчит...