МБОУ «Лицей №4 г.Азнакаево» АМР РТ учитель истории и обществознания Шарипова Зиля Ринатовна _СЕМЬЯ И СЕМЕЙНЫЕ ОТНОШЕНИЯ_план урока _5класс
план-конспект урока по обществознанию (5 класс) на тему
МБОУ «Лицей №4 г.Азнакаево» АМР РТ
учитель истории и обществознания Шарипова Зиля Ринатовна
Уроки 6–7
Тема урока | СЕМЬЯ И СЕМЕЙНЫЕ ОТНОШЕНИЯ | ||
Дата урока |
| ||
Тип урока | Ознакомление с новым материалом | ||
Цель урока | Способствовать формированию навыка составления своей родословной, представлений о семье как о частичке общества, как о первом социальном институте, в котором проходит основная часть жизни человека | ||
Образовательные | · Домашек, Е. В. Школьный справочник по обществознанию [Текст] / Е. В. Домашек. – Ростов н/Д. : Феникс, 2010. · Презентации: «Семья» [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http://www.rusedu.ru/detail_1761.html; «Родословная Пушкиных» [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http://ru.wikipedia.org>wiki/Пушкины; «Семья и семейные отношения» | ||
План урока | 1. Зачем люди создают семьи. 2. Если семья не выполняет своих обязанностей. 3. Какие бывают семьи | ||
Личностно значимая проблема | История семьи – страница многовековой истории Отечества | ||
методы и формы | Методы: наглядный, частично-поисковый, практический, контроля. Формы: индивидуальная, фронтальная | ||
Основные понятия | Семья, поколение, авторитет; родители, дети; права, обязанности | ||
Планируемые результаты | |||
Предметные | Метапредметные УУД | Личностные УУД | |
Научатся: изучать историю своей семьи; определять ее функции; характеризовать семейно-правовые отношения. Получат возможность научиться: составлять генеалогическое древо; работать с текстом учебника; анализировать таблицы; решать логические задачи; высказывать собственное мнение, суждения | Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют цели; анализируют вопросы, формулируют ответы. Коммуникативные: участвуют в коллективном обсуждении проблем; обмениваются мнениями, понимают позицию партнера. Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; самостоятельно выделяют и формулируют цель; составляют план и последователь-ность действий | Применяют правила делового сотрудничества; сравнивают разные точки зрения; оценивают собственную учебную деятельность; выражают положительное отношение | |
Продолжение табл.
ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА | |||||||
Этапы | Время (мин) | Обучающие | Деятельность учителя | Деятельность | Формы | Универсальные учебные действия | Формы контроля |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
I. Моти-вация | 2 | Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала | Создаёт условия для возникновения у обучающихся внутренней потребности включения в учебную деятельность, уточняет тематические рамки. Организует формулировку темы и постановку цели урока учащимися | Слушают и обсуждают тему урока, обсуждают цели урока и пытаются самостоятельно их формулировать | Фронтальная работа | Личностные: понимают необходимость Регулятивные: самостоятельно формулируют цели урока после предварительного обсуждения |
|
II. Акту-ализация знаний | 7 | Обсуждение эпиграфа к уроку (Приложе- Презентация «Семья и семейные отношения» | Организует беседу по обсуждению эпиграфа – Кого мы называем родными людьми? – Кого в этом стихотворном отрывке автор называет «родные люди»? – Что, в понимании автора, означает «душевно уважать»? – Согласны ли вы с автором? | Аргументированно отвечают на вопросы, рассуждают, высказывают собственное мнение | Фронтальная работа
| Познавательные: осуществляют поиск необходимой информации. Коммуникативные: высказывают собственное мнение; слушают друг друга, строят понятные речевые высказывания | Устные ответы
|
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
III. Изучение нового матери-ала | 17 | 1. Презентация «Семья».
2. Знакомство
3. Беседа «Моя семья».
4. Работа со схемой «Особенности семьи» (Приложение 3). | 1. Показывает слайды презентации, комментирует новую информацию.
2. Знакомит учащихся с притчей, организует дискуссионную беседу после ее прочтения: – Что означают слова «тепло семейного очага»? – Кем создается семейный очаг? – А что необходимо, чтобы семья была счастлива?
3. Организует беседу с учащимися по вопросам: – Кто хочет рассказать о своей семье, о том, кто хранит семейный очаг в вашем доме? – Как в вашей семье проводят свободное время? – Какие хозяйственные дела выполняют совместно? – Какие прогулки совершают в выходные дни и какие любимые занятия (хобби) объединяют членов семьи? 4. Формулирует задание, организует работу учащихся над анализом схемы: – Какие функции выполняет семья? – Проанализируйте каждую функцию. – Приведите примеры.
| 1. Знакомятся мацией, задают уточняющие вопросы обсуждают новую информацию. 2. Знакомятся
3. Рассказывают о своей семье, о традициях, привычках, любимых совместных занятиях членов своей
4. Анализируют схему, высказывают свое мнение, приводят примеры.
| 1. Индивидуальная работа.
2. Фронтальная работа.
3. Фронтальная работа.
4. Фронтальная работа.
| Личностные: оценивают жизненные ситуа- ции; проявляют самостоятельность и личную ответственность за свои поступки; сохраняют мотивацию к учебной деятельности; проявляют интерес к новому учебному материалу; выражают положительное отношение к процессу познания; адекватно понимают причины успешности/
Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; самостоятельно выделяют |
2. Уст-
3. Уст-
4. Уст-
|
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
|
| 5. Работа с учебником,
6. Работа с рубрикой «Картинная галерея»
7. Знакомство | 5. Формулирует задание, организует самостоятельное прочтение текста и его последующее обсуждение по вопросам: – Какие особенности семейного объединения отмечены в тексте кодекса? – Как вы понимаете слова «семья, материнство, 6. Предлагает учащимся рассмотреть картину – Знакома ли вам такая семейная сценка? – Какие чувства испытывает мать рядом со своими детьми? – Какие чувства испытывают дети к своей матери? – Прочитайте текст В. Белова, проанализируйте слова писателя и выскажите свое мнение. – Сравните современный уклад семьи с тем, что описал В. Белов: – Что входило в обязанности хозяйки дома? – За что в семье отвечал хозяин? – Как распределяются обязанности в современной семье? 7. Показывает слайды презентации, комментирует новую информацию и объясняет, что такое родословное древо и поколенная роспись. На примере родословной Пушкиных учит составлять родословное древо | 5. Знакомятся 6. Рассматривают иллюстрацию в учебнике, читают текст, рассуждают, отвечают на вопросы, приводят собственные примеры.
7. Знакомятся | 5. Фронтальная работа.
6. Фронтальная работа.
7. Индивидуальная работа
| Познавательные: распознают объекты
Коммуникативные: проявляют активность во взаимодействии предлагают помощь | 5. Уст-
6. Уст-
7. Записи в тетради |
Окончание табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
IV. Первичное осмысление и закрепле- ние изученного | 7 | Задания в рабочей тетради, | Определяет задания, нацеливает на самостоятельную работу, организует контроль | Выполняют | Индивидуальная работа | Познавательные: самостоятельно осуществляют поиск необходимой информации Регулятивные: ориентируются в учебнике | Проверка выполнения заданий |
V. Итоги урока. Рефлексия | 5 | Обобщение | – Сколько поколений живет в вашей семье? – Кто такие родственники? – Кто является членом семьи? | Отвечают Определяют свое эмоциональное состояние | Фронтальная работа | Личностные: понимают значение знаний Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изуча-емого материала | Оценивание учащихся |
Домашнее задание | 2 | § 3; задания | Конкретизирует домашнее задание | Записывают | Индивидуальная работа |
|
|
Приложение 1
Эпиграф к уроку
…Родные люди вот какие: Или по почте поздравлять,
Мы их обязаны ласкать, Чтоб остальное время года
Любить, душевно уважать Не думали о нас они…
И, по обычаю народа, Итак, дай бог им долги дни!
О рождестве их навещать А. С. Пушкин. Евгений Онегин. Гл. IV, строфа XX
Приложение 2
Притча «Тепло семейного очага»
Из одного дома решило уйти счастье. Трудно сказать почему, но решило.
«Но прежде, – сказало счастье, – я исполню по одному желанию каждого члена той семьи, в которой жило долгие годы.
«Чего ты хочешь?» – спросило счастье у хозяйки дома.
А та ответила, что нет у нее шубы норковой, – и получила хозяйка шубу.
Спросило счастье взрослую дочь хозяйки: «Чего ты хочешь?» – и та ответила, что замуж хочет за принца заморского, – и вышла замуж за принца заморского.
Спросило счастье сына хозяйки: «А ты чего хочешь?»
«Хочу, – говорит он, – велосипед, буду счастлив, если велосипед будет», – и получил мальчик велосипед.
И уже на пороге дома счастье увидело хозяина и спросило: «А чего ты хочешь?»
Хозяин подумал и сказал: «Хочу, чтобы из моего дома никогда не уходило тепло семейного очага».
И счастье выполнило просьбу хозяина и не ушло из этого дома, потому что счастье живет только там, где горит семейный очаг!
Приложение 3
Схема «Особенности семьи»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
semya_i_semeynye_otnosheniya.5_klass.docx | 40.81 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ «Лицей №4 г.Азнакаево» АМР РТ учитель истории и обществознания Шарипова Зиля Ринатовна
Уроки 6–7
Тема урока | СЕМЬЯ И СЕМЕЙНЫЕ ОТНОШЕНИЯ | ||
Дата урока | |||
Тип урока | Ознакомление с новым материалом | ||
Цель урока | Способствовать формированию навыка составления своей родословной, представлений о семье как о частичке общества, как о первом социальном институте, в котором проходит основная часть жизни человека | ||
Образовательные |
«Родословная Пушкиных» [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http://ru.wikipedia.org>wiki/Пушкины; «Семья и семейные отношения» | ||
План урока | 1. Зачем люди создают семьи. 2. Если семья не выполняет своих обязанностей. 3. Какие бывают семьи | ||
Личностно значимая проблема | История семьи – страница многовековой истории Отечества | ||
Методы и формы | Методы: наглядный, частично-поисковый, практический, контроля. Формы: индивидуальная, фронтальная | ||
Основные понятия | Семья, поколение, авторитет; родители, дети; права, обязанности | ||
Планируемые результаты | |||
Предметные | Метапредметные УУД | Личностные УУД | |
Научатся: изучать историю своей семьи; определять ее функции; характеризовать семейно-правовые отношения. Получат возможность научиться: составлять генеалогическое древо; работать с текстом учебника; анализировать таблицы; решать логические задачи; высказывать собственное мнение, суждения | Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют цели; анализируют вопросы, формулируют ответы. Коммуникативные: участвуют в коллективном обсуждении проблем; обмениваются мнениями, понимают позицию партнера. Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; самостоятельно выделяют и формулируют цель; составляют план и последователь-ность действий | Применяют правила делового сотрудничества; сравнивают разные точки зрения; оценивают собственную учебную деятельность; выражают положительное отношение |
Продолжение табл.
ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА | |||||||
Этапы | Время (мин) | Обучающие | Деятельность учителя | Деятельность | Формы | Универсальные учебные действия | Формы контроля |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
I. Моти-вация | 2 | Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала | Создаёт условия для возникновения у обучающихся внутренней потребности включения в учебную деятельность, уточняет тематические рамки. Организует формулировку темы и постановку цели урока учащимися | Слушают и обсуждают тему урока, обсуждают цели урока и пытаются самостоятельно их формулировать | Фронтальная работа | Личностные: понимают необходимость Регулятивные: самостоятельно формулируют цели урока после предварительного обсуждения | |
II. Акту-ализация знаний | 7 | Обсуждение эпиграфа к уроку (Приложе- Презентация «Семья и семейные отношения» | Организует беседу по обсуждению эпиграфа – Кого мы называем родными людьми? – Кого в этом стихотворном отрывке автор называет «родные люди»? – Что, в понимании автора, означает «душевно уважать»? – Согласны ли вы с автором? | Аргументированно отвечают на вопросы, рассуждают, высказывают собственное мнение | Фронтальная работа | Познавательные: осуществляют поиск необходимой информации. Коммуникативные: высказывают собственное мнение; слушают друг друга, строят понятные речевые высказывания | Устные ответы |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
III. Изучение нового матери-ала | 17 | 1. Презентация «Семья». 2. Знакомство 3. Беседа «Моя семья». 4. Работа со схемой «Особенности семьи» (Приложение 3). | 1. Показывает слайды презентации, комментирует новую информацию. 2. Знакомит учащихся с притчей, организует дискуссионную беседу после ее прочтения: – Что означают слова «тепло семейного очага»? – Кем создается семейный очаг? – А что необходимо, чтобы семья была счастлива? 3. Организует беседу с учащимися по вопросам: – Кто хочет рассказать о своей семье, о том, кто хранит семейный очаг в вашем доме? – Как в вашей семье проводят свободное время? – Какие хозяйственные дела выполняют совместно? – Какие прогулки совершают в выходные дни и какие любимые занятия (хобби) объединяют членов семьи? 4. Формулирует задание, организует работу учащихся над анализом схемы: – Какие функции выполняет семья? – Проанализируйте каждую функцию. – Приведите примеры. | 1. Знакомятся мацией, задают уточняющие вопросы обсуждают новую информацию. 2. Знакомятся 3. Рассказывают о своей семье, о традициях, привычках, любимых совместных занятиях членов своей 4. Анализируют схему, высказывают свое мнение, приводят примеры. | 1. Индивидуальная работа. 2. Фронтальная работа. 3. Фронтальная работа. 4. Фронтальная работа. | Личностные: оценивают жизненные ситуа- ции; проявляют самостоятельность и личную ответственность за свои поступки; сохраняют мотивацию к учебной деятельности; проявляют интерес к новому учебному материалу; выражают положительное отношение к процессу познания; адекватно понимают причины успешности/ Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; самостоятельно выделяют | 2. Уст- 3. Уст- 4. Уст- |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
5. Работа с учебником, 6. Работа с рубрикой «Картинная галерея» 7. Знакомство | 5. Формулирует задание, организует самостоятельное прочтение текста и его последующее обсуждение по вопросам: – Какие особенности семейного объединения отмечены в тексте кодекса? – Как вы понимаете слова «семья, материнство, 6. Предлагает учащимся рассмотреть картину – Знакома ли вам такая семейная сценка? – Какие чувства испытывает мать рядом со своими детьми? – Какие чувства испытывают дети к своей матери? – Прочитайте текст В. Белова, проанализируйте слова писателя и выскажите свое мнение. – Сравните современный уклад семьи с тем, что описал В. Белов: – Что входило в обязанности хозяйки дома? – За что в семье отвечал хозяин? – Как распределяются обязанности в современной семье? 7. Показывает слайды презентации, комментирует новую информацию и объясняет, что такое родословное древо и поколенная роспись. На примере родословной Пушкиных учит составлять родословное древо | 5. Знакомятся 6. Рассматривают иллюстрацию в учебнике, читают текст, рассуждают, отвечают на вопросы, приводят собственные примеры. 7. Знакомятся | 5. Фронтальная работа. 6. Фронтальная работа. 7. Индивидуальная работа | Познавательные: распознают объекты Коммуникативные: проявляют активность во взаимодействии предлагают помощь | 5. Уст- 6. Уст- 7. Записи в тетради |
Окончание табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
IV. Первичное осмысление и закрепле- ние изученного | 7 | Задания в рабочей тетради, | Определяет задания, нацеливает на самостоятельную работу, организует контроль | Выполняют | Индивидуальная работа | Познавательные: самостоятельно осуществляют поиск необходимой информации Регулятивные: ориентируются в учебнике | Проверка выполнения заданий |
V. Итоги урока. Рефлексия | 5 | Обобщение | – Сколько поколений живет в вашей семье? – Кто такие родственники? – Кто является членом семьи? | Отвечают Определяют свое эмоциональное состояние | Фронтальная работа | Личностные: понимают значение знаний Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изуча-емого материала | Оценивание учащихся |
Домашнее задание | 2 | § 3; задания | Конкретизирует домашнее задание | Записывают | Индивидуальная работа |
Приложение 1
Эпиграф к уроку
…Родные люди вот какие: Или по почте поздравлять,
Мы их обязаны ласкать, Чтоб остальное время года
Любить, душевно уважать Не думали о нас они…
И, по обычаю народа, Итак, дай бог им долги дни!
О рождестве их навещать А. С. Пушкин. Евгений Онегин. Гл. IV, строфа XX
Приложение 2
Притча «Тепло семейного очага»
Из одного дома решило уйти счастье. Трудно сказать почему, но решило.
«Но прежде, – сказало счастье, – я исполню по одному желанию каждого члена той семьи, в которой жило долгие годы.
«Чего ты хочешь?» – спросило счастье у хозяйки дома.
А та ответила, что нет у нее шубы норковой, – и получила хозяйка шубу.
Спросило счастье взрослую дочь хозяйки: «Чего ты хочешь?» – и та ответила, что замуж хочет за принца заморского, – и вышла замуж за принца заморского.
Спросило счастье сына хозяйки: «А ты чего хочешь?»
«Хочу, – говорит он, – велосипед, буду счастлив, если велосипед будет», – и получил мальчик велосипед.
И уже на пороге дома счастье увидело хозяина и спросило: «А чего ты хочешь?»
Хозяин подумал и сказал: «Хочу, чтобы из моего дома никогда не уходило тепло семейного очага».
И счастье выполнило просьбу хозяина и не ушло из этого дома, потому что счастье живет только там, где горит семейный очаг!
Приложение 3
Схема «Особенности семьи»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
МБОУ «Лицей №4 г.Азнакаево» АМР РТ учитель истории и обществознания Шарипова Зиля Ринатовна. Задания ЕГЭ по обществознанию по теме: "Политическая элита"
МБОУ «Лицей №4 г.Азнакаево» АМР РТучитель истории и обществознанияШарипова Зиля Ринатовна Задания по теме – ПОЛИТИЧЕСКАЯ ЭЛИТА. 1 часть. Задани...
План урока Проблемно-ориентированного Обучения (PBL). МБОУ «Лицей №4 г.Азнакаево» АМР РТ учитель истории и обществознания Шарипова Зиля Ринатовна
План урока Проблемно-ориентированного Обучения (PBL)Дата :11.04. 2015Учитель : Шарипова Зиля РинатовнаПредмет: Обществознание. Право.Класс: 10 БНа уроке: 3 командыTема : «Нарушение прав туристов...
МБОУ «Лицей №4 г.Азнакаево» АМР РТ учитель истории и обществознания Шарипова Зиля Ринатовна_Урок PBL_Сингапур_ШариповаЗ.Р.
План урока Проблемно-ориентированного Обучения (PBL)Дата :11.04. 2015Учитель:ШариповаЗиляРинатовнаПредмет: Обществознание. Право.Класс: 10 БНа уроке: 3 командыTема : «Нарушение прав туристов&raq...
МБОУ «Лицей №4 г.Азнакаево» АМР РТ учитель истории и обществознания Шарипова Зиля Ринатовна_СВОБОДНОЕ ВРЕМЯ_план урока _5класс
МБОУ «Лицей №4 г.Азнакаево» АМР РТ учитель истории и обществознания Шарипова Зиля РинатовнаУроки 10–11Тема урокаСВОБОДНОЕ ВРЕМЯДата урока Тип урокаОзнакомление с новым материало...
МБОУ «Лицей №4 г.Азнакаево» АМР РТ учитель истории и обществознания Шарипова Зиля Ринатовна. ВВЕДЕНИЕ. ЗАГАДКА ЧЕЛОВЕКА_план урока _5класс
МБОУ «Лицей №4 г.Азнакаево» АМР РТ учитель истории и обществознания Шарипова Зиля РинатовнаУроки 1Тема урокаВведение. ЗАГАДКА ЧЕЛОВЕКАДата урока Тип урокаОзнакомление с новым материал...
МБОУ «Лицей №4 г.Азнакаево» АМР РТ учитель истории и обществознания Шарипова Зиля Ринатовна_ОТРОЧЕСТВО – ОСОБАЯ ПОРА ЖИЗНИ_план урока _5класс
МБОУ «Лицей №4 г.Азнакаево» АМР РТ учитель истории и обществознания Шарипова Зиля РинатовнаУроки 4Тема урокаОТРОЧЕСТВО – ОСОБАЯ ПОРА ЖИЗНИДата урока Тип урокаКомбинированныйЦель...