МБОУ «Лицей №4 г.Азнакаево» АМР РТ учитель истории и обществознания Шарипова Зиля Ринатовна. ВВЕДЕНИЕ. ЗАГАДКА ЧЕЛОВЕКА_план урока _5класс
план-конспект урока по обществознанию (5 класс) на тему
МБОУ «Лицей №4 г.Азнакаево» АМР РТ учитель истории и обществознания Шарипова Зиля Ринатовна
Уроки 1
Тема урока | Введение. ЗАГАДКА ЧЕЛОВЕКА | ||
Дата урока |
| ||
Тип урока | Ознакомление с новым материалом | ||
Цель урока | Способствовать формированию у учащихся представлений о возрастных периодах жизни человека, о его наследственных признаках, об отличии человека от животного | ||
Образовательные | · Домашек, Е. В. Школьный справочник по обществознанию [Текст] / Е. В. Домашек. – Ростов н/Д. : Феникс, 2010. · Презентации: «Человек родился» [Электронный ресурс]. – Режим доступа : www.proshkolu.ru/user/rizingelena/file/586150; «Загадка человека»* | ||
План урока | 1. Введение в предмет. 2. Зачем человек рождается? 3. Что такое наследственность? 4. Наследственность – биологическая сущность всех людей. 5. Можно ли влиять на наследственность | ||
Личностно значимая проблема | Подведение учащихся к пониманию ценности жизни как великого чуда, к ответу на вопрос «Зачем человек рождается?» | ||
методы и формы | Методы: наглядный, частично-поисковый, практический, контроля. Формы: индивидуальная, фронтальная | ||
Основные понятия | Человек, личность, отличительные признаки | ||
Планируемые результаты | |||
Предметные | Метапредметные УУД | Личностные УУД | |
Научатся: называть отличие человека от животного; работать с текстом учебника. | Познавательные: осуществляют поиск необходимой информации; самостоятельно создают алгоритмы деятельности при решении проблем различного характера. | Осмысливают гуманистические традиции и ценности современного общества | |
Продолжение табл.
Предметные | Метапредметные УУД | Личностные УУД | |||||||
Получат возможность научиться: анализировать схемы и таблицы; высказывать собственное мнение, суждения | Коммуникативные: допускают возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентируются на позицию партнёра в общении и взаимодействии. Регулятивные: определяют цели и личностно значимую проблему урока; действуют с учетом выделенных учителем ориентиров |
| |||||||
ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА | |||||||||
Этапы | Время (мин) | Обучающие | Деятельность учителя | Деятельность | Формы | Универсальные учебные действия | Формы контроля | ||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | ||
I. Моти-вация | 2 | Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала | Создаёт условия для возникновения у обучающихся внутренней потребности включения в учебную деятельность, уточняет тематические рамки. Организует формулировку темы и постановку цели урока учащимися | Слушают и обсуждают тему урока, обсуждают цели урока и пытаются самостоятельно их формулировать | Фронтальная работа | Личностные: стремятся хорошо учиться и сориентированы Регулятивные: самостоятельно формулируют цели урока после предварительного обсуждения |
| ||
II. Акту-ализация знаний | 7 | 1. Знакомство учащихся с новым учебным предметом. (Презентация | 1. Знакомит учащихся с новым предметом «Обществознание», с основными темами и задачами предмета, с учебником (его внешним видом, общим содержанием, условными обозначениями) и рабочей тетрадью. | 1. Обсуждают основные темы | 1. Фронтальная работа.
| Личностные: имеют желание учиться; положительно отзываются | 1. Работа
| ||
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
|
| «Загадка человека») 2. Работа |
2. Создает условия для самостоятельного прочтение статьи «Как работать с учебником», организует беседу по вопросам: – Что вы узнали после прочтения этой статьи? – Какие основные рубрики есть в учебнике? – Для чего необходимы эти рубрики? | тему и план урока в тетрадь. 2. Знакомятся |
2. Фронтальная работа | Познавательные: Коммуникативные: высказывают собственное мнение; слушают друг друга, строят понятные речевые высказывания |
2. Уст-ные ответы |
III. Изучение нового матери-ала | 17 | 1. Презентация «Человек родился»**.
2. Беседа по теме «Человек родился».
| 1. Показывает слайды презентации, комментирует новую информацию.
2. Организует диалог с учащимися по вопросам: – Кто такой человек? – Чем отличается забота о потомстве у животных от воспитания человека? – Может ли животное мыслить, владеет ли оно речью, занимается ли творческой деятельностью? – Что необходимо ребенку, чтобы он рос и развивался? | 1. Знакомятся 2. Отвечают
| 1. Индивидуальная работа.
2. Фронтальная работа.
| Личностные: оценивают жизненные ситуации (поступки своих родных, их вклад в историю, развитие нашего государства, влияние истории на судьбы родственников) с точки зрения общепринятых норм и ценностей. Регулятивные: совместно с учителем обнаруживают и |
2. Уст-ные ответы.
|
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
|
|
3. Заполнение таблицы «Отличие человека и прочтением текста (прило-
4. Анализ высказываний.
5. Работа с учебником,
| – Достаточно ли того, чтобы его кормили, одевали, заботились о нем? 3. Знакомит с таблицей, помогает выделить отличительные черты, организует беседу по вопросам: – Чем человек отличается от животного? – Почему дети-маугли не стали людьми?
4. Знакомит учащихся с высказываниями: «Прожитая жизнь оценивается человеческими поступками», «Бесцельно прожитая жизнь», «Человек – творец своего счастья», «Эгоизм и себялюбие не приносят радости и счастья»; организует дискуссионную беседу по вопросам: – Что означает высказывание «Прожитая жизнь оценивается человеческими поступками»? – Можно ли плохими поступками оценивать жизнь человека? – Может ли сам человек оценить свои поступки 5. Нацеливает учащихся на анализ схемы и таблицы (сравнить схему учебника с таблицей «Отличие человека от животного») и на обсуждение – Зачем человек рождается? – Каковы ценности человеческой жизни? |
3. Определяют черты, отличающие человека лицу, отвечают на вопросы, приводят примеры 4. Анализируют высказывания, отвечают на вопросы, делают самостоятельно выводы.
5. Рассматривают и анализиру-ют схему и таблицу, делают сравнения, отвечают на |
3. Индивидуальная, фронтальная работа.
4. Фронтальная работа.
5. Индивидуальная
| учебную проблему; самостоятельно определяют промежуточные цели урока. Познавательные: извлекают необходимую информацию из учебника; дополняют и расширяют имеющиеся знания и представления о своих предках, о связи между поколениями; ориентируются в своей системе знаний: самостоятельно предполагают, какая информация нужна для решения учебной задачи; отбирают необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем. Коммуникативные: читают вслух и про себя тексты учебников и при этом ведут «диалог с автором» (прогнозируют будущее |
3. Проверка таблицы, уст-ные ответы.
4. Уст-ное задание.
5. Уст-ные ответы.
|
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
|
| 6. Работа с учебником, Знакомство | 6. Формулирует задание, организует самостоятельное прочтение текста и его последующее обсуждение по вопросам: – Что узнали из текста учебника? – Что такое наследственность? – Согласны ли вы с суждением, что «человек – часть природы»? Проводит обсуждение рубрики «Жил на свете человек» | вопросы. 6. Самостоятельно знакомятся | 6. Индивидуальная, фронтальная работа | чтение; ставят вопросы к тексту и ищут ответы; проверяют себя); отделяют новое от известного; выделяют главное; | 6. Уст-ные ответы |
IV. Первичное осмысление и закрепление изученного | 7 | 1. Задания в рабочей тетради,
2. Прочтение стихотворения | 1. Нацеливает учащихся на самостоятельную работу, поясняет задания, организует выборочный контроль.
2. Организует беседу по тексту стихотворения – Почему подростки хотят скорее повзрослеть? – Что они подразумевают под этим понятием? | 1. Выполнение заданий в рабочей тетради.
2. Рассуждают, отвечают на вопросы | 1. Индивидуальная работа.
2. Фронтальная работа | Познавательные: самостоятельно осуществляют поиск необходимой информации Регулятивные: ориентируются в учебнике | 1. Проверка выполнения заданий в рабочей тетради. 2. Уст-ные ответы |
V. Итоги урока. Рефлексия | 5 | Обобщение | Проводит беседу по вопросам: – Человек рождается как «чистый лист» или природа дает ему что-то от рождения? – Какие биологические признаки наследует живое существо? – Чем различается деятельность животного и человека? | Отвечают Определяют свое эмоциональное состояние | Фронтальная работа | Личностные: понимают значение знаний Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала | Оценивание учащихся |
Окончание табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
Домашнее задание | 2 | § 1; задания рубрики «В классе и дома», | Конкретизирует домашнее задание | Записывают | Индивидуальная |
|
|
Приложение 1
Отличия человека от животного
Человек | Животное |
|
|
Волчонок Балу
Эта история произошла в Индии. Житель одной индийской деревни нашел трех волчат и… ребенка. Пойманный «волчонок» кусался, рычал, царапался, скулил, проявляя признаки поведения животного. Крестьянин и его семья, в которой стал жить Балу (что переводится как «медведь, медвежонок»), стали ухаживать за мальчиком, стараясь сделать из него человека. Но из этого ничего не вышло: Балу ел только сырое мясо, передвигался на четвереньках, по ночам выл, как волк.
Человек-волчонок прожил среди людей девять лет, но так и не стал человеком: не научился говорить, едва откликался на свое имя. Он не смог приспособиться к человеческому обществу и умер.
Известны и другие случаи, когда воспитателями детенышей человека становились павианы, медведи и даже леопарды.
Приложение 2
кому двенадцать лет, тот в детский сад…
кому двенадцать лет, тот в детский сад
ходил тысячелетия назад.
Об этом самом детстве золотом
он вспоминает чуть не со стыдом.
забыть его скорее! ведь оно
в геройской биографии пятно.
В. Берестов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vvedenie._zagadka_cheloveka._5_klass.docx | 32.25 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ «Лицей №4 г.Азнакаево» АМР РТ учитель истории и обществознания Шарипова Зиля Ринатовна
Уроки 1
Тема урока | ВВЕДЕНИЕ. ЗАГАДКА ЧЕЛОВЕКА | ||
Дата урока | |||
Тип урока | Ознакомление с новым материалом | ||
Цель урока | Способствовать формированию у учащихся представлений о возрастных периодах жизни человека, о его наследственных признаках, об отличии человека от животного | ||
Образовательные | ∙ Домашек, Е. В. Школьный справочник по обществознанию [Текст] / Е. В. Домашек. – Ростов н/Д. : Феникс, 2010. ∙ Презентации: «Человек родился» [Электронный ресурс]. – Режим доступа : www.proshkolu.ru/user/rizingelena/file/586150; «Загадка человека»* | ||
План урока | 1. Введение в предмет. 2. Зачем человек рождается? 3. Что такое наследственность? 4. Наследственность – биологическая сущность всех людей. 5. Можно ли влиять на наследственность | ||
Личностно значимая проблема | Подведение учащихся к пониманию ценности жизни как великого чуда, к ответу на вопрос «Зачем человек рождается?» | ||
Методы и формы | Методы: наглядный, частично-поисковый, практический, контроля. Формы: индивидуальная, фронтальная | ||
Основные понятия | Человек, личность, отличительные признаки | ||
Планируемые результаты | |||
Предметные | Метапредметные УУД | Личностные УУД | |
Научатся: называть отличие человека от животного; работать с текстом учебника. | Познавательные: осуществляют поиск необходимой информации; самостоятельно создают алгоритмы деятельности при решении проблем различного характера. | Осмысливают гуманистические традиции и ценности современного общества |
Продолжение табл.
Предметные | Метапредметные УУД | Личностные УУД | |||||||
Получат возможность научиться: анализировать схемы и таблицы; высказывать собственное мнение, суждения | Коммуникативные: допускают возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентируются на позицию партнёра в общении и взаимодействии. Регулятивные: определяют цели и личностно значимую проблему урока; действуют с учетом выделенных учителем ориентиров | ||||||||
ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА | |||||||||
Этапы | Время (мин) | Обучающие | Деятельность учителя | Деятельность | Формы | Универсальные учебные действия | Формы контроля | ||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | ||
I. Моти-вация | 2 | Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала | Создаёт условия для возникновения у обучающихся внутренней потребности включения в учебную деятельность, уточняет тематические рамки. Организует формулировку темы и постановку цели урока учащимися | Слушают и обсуждают тему урока, обсуждают цели урока и пытаются самостоятельно их формулировать | Фронтальная работа | Личностные: стремятся хорошо учиться и сориентированы Регулятивные: самостоятельно формулируют цели урока после предварительного обсуждения | |||
II. Акту-ализация знаний | 7 | 1. Знакомство учащихся с новым учебным предметом. (Презентация | 1. Знакомит учащихся с новым предметом «Обществознание», с основными темами и задачами предмета, с учебником (его внешним видом, общим содержанием, условными обозначениями) и рабочей тетрадью. | 1. Обсуждают основные темы | 1. Фронтальная работа. | Личностные: имеют желание учиться; положительно отзываются | 1. Работа |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
«Загадка человека») 2. Работа | 2. Создает условия для самостоятельного прочтение статьи «Как работать с учебником», организует беседу по вопросам: – Что вы узнали после прочтения этой статьи? – Какие основные рубрики есть в учебнике? – Для чего необходимы эти рубрики? | тему и план урока в тетрадь. 2. Знакомятся | 2. Фронтальная работа | Познавательные: Коммуникативные: высказывают собственное мнение; слушают друг друга, строят понятные речевые высказывания | 2. Уст-ные ответы | ||
III. Изучение нового матери-ала | 17 | 1. Презентация «Человек родился»**. 2. Беседа по теме «Человек родился». | 1. Показывает слайды презентации, комментирует новую информацию. 2. Организует диалог с учащимися по вопросам: – Кто такой человек? – Чем отличается забота о потомстве у животных от воспитания человека? – Может ли животное мыслить, владеет ли оно речью, занимается ли творческой деятельностью? – Что необходимо ребенку, чтобы он рос и развивался? | 1. Знакомятся 2. Отвечают | 1. Индивидуальная работа. 2. Фронтальная работа. | Личностные: оценивают жизненные ситуации (поступки своих родных, их вклад в историю, развитие нашего государства, влияние истории на судьбы родственников) с точки зрения общепринятых норм и ценностей. Регулятивные: совместно с учителем обнаруживают и | 2. Уст-ные ответы. |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
3. Заполнение таблицы «Отличие человека и прочтением текста (Прило- 4. Анализ высказываний. 5. Работа с учебником, | – Достаточно ли того, чтобы его кормили, одевали, заботились о нем? 3. Знакомит с таблицей, помогает выделить отличительные черты, организует беседу по вопросам: – Чем человек отличается от животного? – Почему дети-маугли не стали людьми? 4. Знакомит учащихся с высказываниями: «Прожитая жизнь оценивается человеческими поступками», «Бесцельно прожитая жизнь», «Человек – творец своего счастья», «Эгоизм и себялюбие не приносят радости и счастья»; организует дискуссионную беседу по вопросам: – Что означает высказывание «Прожитая жизнь оценивается человеческими поступками»? – Можно ли плохими поступками оценивать жизнь человека? – Может ли сам человек оценить свои поступки 5. Нацеливает учащихся на анализ схемы и таблицы (сравнить схему учебника с таблицей «Отличие человека от животного») и на обсуждение – Зачем человек рождается? – Каковы ценности человеческой жизни? | 3. Определяют черты, отличающие человека лицу, отвечают на вопросы, приводят примеры 4. Анализируют высказывания, отвечают на вопросы, делают самостоятельно выводы. 5. Рассматривают и анализиру-ют схему и таблицу, делают сравнения, отвечают на | 3. Индивидуальная, фронтальная работа. 4. Фронтальная работа. 5. Индивидуальная | учебную проблему; самостоятельно определяют промежуточные цели урока. Познавательные: извлекают необходимую информацию из учебника; дополняют и расширяют имеющиеся знания и представления о своих предках, о связи между поколениями; ориентируются в своей системе знаний: самостоятельно предполагают, какая информация нужна для решения учебной задачи; отбирают необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем. Коммуникативные: читают вслух и про себя тексты учебников и при этом ведут «диалог с автором» (прогнозируют будущее | 3. Проверка таблицы, уст-ные ответы. 4. Уст-ное задание. 5. Уст-ные ответы. |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
6. Работа с учебником, Знакомство | 6. Формулирует задание, организует самостоятельное прочтение текста и его последующее обсуждение по вопросам: – Что узнали из текста учебника? – Что такое наследственность? – Согласны ли вы с суждением, что «человек – часть природы»? Проводит обсуждение рубрики «Жил на свете человек» | вопросы. 6. Самостоятельно знакомятся | 6. Индивидуальная, фронтальная работа | чтение; ставят вопросы к тексту и ищут ответы; проверяют себя); отделяют новое от известного; выделяют главное; | 6. Уст-ные ответы | ||
IV. Первичное осмысление и закрепление изученного | 7 | 1. Задания в рабочей тетради, 2. Прочтение стихотворения | 1. Нацеливает учащихся на самостоятельную работу, поясняет задания, организует выборочный контроль. 2. Организует беседу по тексту стихотворения – Почему подростки хотят скорее повзрослеть? – Что они подразумевают под этим понятием? | 1. Выполнение заданий в рабочей тетради. 2. Рассуждают, отвечают на вопросы | 1. Индивидуальная работа. 2. Фронтальная работа | Познавательные: самостоятельно осуществляют поиск необходимой информации Регулятивные: ориентируются в учебнике | 1. Проверка выполнения заданий в рабочей тетради. 2. Уст-ные ответы |
V. Итоги урока. Рефлексия | 5 | Обобщение | Проводит беседу по вопросам: – Человек рождается как «чистый лист» или природа дает ему что-то от рождения? – Какие биологические признаки наследует живое существо? – Чем различается деятельность животного и человека? | Отвечают Определяют свое эмоциональное состояние | Фронтальная работа | Личностные: понимают значение знаний Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала | Оценивание учащихся |
Окончание табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
Домашнее задание | 2 | § 1; задания рубрики «В классе и дома», | Конкретизирует домашнее задание | Записывают | Индивидуальная |
Приложение 1
Отличия человека от животного
Человек | Животное |
Волчонок Балу
Эта история произошла в Индии. Житель одной индийской деревни нашел трех волчат и… ребенка. Пойманный «волчонок» кусался, рычал, царапался, скулил, проявляя признаки поведения животного. Крестьянин и его семья, в которой стал жить Балу (что переводится как «медведь, медвежонок»), стали ухаживать за мальчиком, стараясь сделать из него человека. Но из этого ничего не вышло: Балу ел только сырое мясо, передвигался на четвереньках, по ночам выл, как волк.
Человек-волчонок прожил среди людей девять лет, но так и не стал человеком: не научился говорить, едва откликался на свое имя. Он не смог приспособиться к человеческому обществу и умер.
Известны и другие случаи, когда воспитателями детенышей человека становились павианы, медведи и даже леопарды.
Приложение 2
Кому двенадцать лет, тот в детский сад…
Кому двенадцать лет, тот в детский сад
Ходил тысячелетия назад.
Об этом самом детстве золотом
Он вспоминает чуть не со стыдом.
Забыть его скорее! Ведь оно
В геройской биографии пятно.
В. Берестов
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План урока Проблемно-ориентированного Обучения (PBL). МБОУ «Лицей №4 г.Азнакаево» АМР РТ учитель истории и обществознания Шарипова Зиля Ринатовна
План урока Проблемно-ориентированного Обучения (PBL)Дата :11.04. 2015Учитель : Шарипова Зиля РинатовнаПредмет: Обществознание. Право.Класс: 10 БНа уроке: 3 командыTема : «Нарушение прав туристов...
МБОУ «Лицей №4 г.Азнакаево» АМР РТ учитель истории и обществознания Шарипова Зиля Ринатовна_Урок PBL_Сингапур_ШариповаЗ.Р.
План урока Проблемно-ориентированного Обучения (PBL)Дата :11.04. 2015Учитель:ШариповаЗиляРинатовнаПредмет: Обществознание. Право.Класс: 10 БНа уроке: 3 командыTема : «Нарушение прав туристов&raq...
МБОУ «Лицей №4 г.Азнакаево» АМР РТ учитель истории и обществознания Шарипова Зиля Ринатовна_СВОБОДНОЕ ВРЕМЯ_план урока _5класс
МБОУ «Лицей №4 г.Азнакаево» АМР РТ учитель истории и обществознания Шарипова Зиля РинатовнаУроки 10–11Тема урокаСВОБОДНОЕ ВРЕМЯДата урока Тип урокаОзнакомление с новым материало...
МБОУ «Лицей №4 г.Азнакаево» АМР РТ учитель истории и обществознания Шарипова Зиля Ринатовна_ОТРОЧЕСТВО – ОСОБАЯ ПОРА ЖИЗНИ_план урока _5класс
МБОУ «Лицей №4 г.Азнакаево» АМР РТ учитель истории и обществознания Шарипова Зиля РинатовнаУроки 4Тема урокаОТРОЧЕСТВО – ОСОБАЯ ПОРА ЖИЗНИДата урока Тип урокаКомбинированныйЦель...
МБОУ «Лицей №4 г.Азнакаево» АМР РТ учитель истории и обществознания Шарипова Зиля Ринатовна _СЕМЬЯ И СЕМЕЙНЫЕ ОТНОШЕНИЯ_план урока _5класс
МБОУ «Лицей №4 г.Азнакаево» АМР РТ учитель истории и обществознания Шарипова Зиля РинатовнаУроки 6–7Тема урокаСЕМЬЯ И СЕМЕЙНЫЕ ОТНОШЕНИЯДата урока Тип урокаОзнакомление с ...