МБОУ «Лицей №4 г.Азнакаево» АМР РТ учитель истории и обществознания Шарипова Зиля Ринатовна_ОТРОЧЕСТВО – ОСОБАЯ ПОРА ЖИЗНИ_план урока _5класс
план-конспект урока по обществознанию (5 класс) на тему
МБОУ «Лицей №4 г.Азнакаево» АМР РТ учитель истории и обществознания Шарипова Зиля Ринатовна
Уроки 4
Тема урока | ОТРОЧЕСТВО – ОСОБАЯ ПОРА ЖИЗНИ | ||
Дата урока |
| ||
Тип урока | Комбинированный | ||
Цель урока | Создавать условия для раскрытия на конкретном возрастном этапе развития человека особенностей становления его личности | ||
Образовательные | · Домашек, Е. В. Школьный справочник по обществознанию [Текст] / Е. В. Домашек. – Ростов н/Д. : Феникс, 2010. · Индивидуальные презентации учащихся по теме «Человек – личность» | ||
План урока | 1. Легко ли быть подростком? 2. Отрочество – пора мечтаний. 3. Самостоятельность – показатель взрослости. 4. Всегда ли самостоятельность приносит пользу. 5. Нужны ли сегодня рыцари | ||
Личностно значимая проблема | Все люди разные, различаются между собой девочки и мальчики, мужчины и женщины, и это очень хорошо, потому что мир становится интересным | ||
методы и формы | Методы: наглядный, частично-поисковый, практический, контроля. Формы: индивидуальная, фронтальная | ||
Основные понятия | Личность, подросток, отрочество, взросление | ||
Планируемые результаты | |||
Предметные | Метапредметные УУД | Личностные УУД | |
Научатся: определять свое место среди сверстников и взрослых, понимать себя. | Познавательные: воспроизводят по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи; формулируют ответы на вопросы учителя; использует знаково-символические средства, в том числе схемы для решения задач. | Выражают свою позицию на уровне положительного отношения к учебному процессу; проявляют учебно-познавательный интерес к | |
Продолжение табл.
Предметные | Метапредметные УУД | Личностные УУД | |||||||
Получат возможность научиться: анализировать свои поступки, чувства, состояния, приобретаемый опыт; работать в группах и парах | Коммуникативные: принимают другое мнение и позицию, допускают существование различных точек зрения; адекватно используют речевые средства для решения различных коммуникативных задач. Регулятивные: планируют решение учебной задачи, выстраивают алгоритм действий; корректируют деятельность, вносят изменения в процесс с учетом возникших трудностей | новому материалу и способам решения новой задачи | |||||||
ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА | |||||||||
Этапы | Время (мин) | Обучающие | Деятельность учителя | Деятельность | Формы | Универсальные | Формы контроля | ||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | ||
I. Моти-вация | 2 | Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала. Презентация «Отрочество – особая пора» | Создаёт условия для возникновения у обучающихся внутренней потребности включения в учебную деятельность, уточняет тематические рамки. Организует формулировку темы и постановку цели урока учащимися | Слушают и обсуждают тему урока, обсуждают цели урока и пытаются самостоятельно их формулировать | Фронтальная работа | Личностные: стремятся хорошо учиться и сориентированы на участие в делах школьника; правильно идентифицируют себя с позицией школьника. Регулятивные: самостоятельно формули- руют цели урока после предварительного обсуждения | Записи | ||
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
II. Акту-ализация знаний | 7 | Выступление учащихся с сообщениями | Организует выступления учащихся с индивидуальными сообщениями и презентациями | Выступают | Фронтальная работа | Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель. Коммуникативные: проявляют активность во взаимодействии | Индивидуальные сообщения |
III. Изучение нового матери-ала | 17 | 1. Чтение и обсуждение стихотворения
2. Задание в рабочей тетради, № 1, с. 9.
3. Работа с учеб-ником,
| 1. Организует прочтение стихотворения и обсуждение его по вопросам: – Почему поэт выбрал такой необычный способ рассказа о жизни людей разного возраста? – Что он хотел сказать своим стихотворением? – Что помогло поэту понять возраст человека? – Смог бы это сделать молодой поэт?
2. Организует самостоятельную работу в рабочих тетрадях, проводит выборочную проверку.
3. Организует комментированное чтение пунктов параграфа.
| 1. Знакомятся 2. Выполняют задание.
3. Читают и обсуждают пункты параграфа, высказывают собственную точку зрения. | 1. Фронтальная работа.
2. Индивидуальная работа. 3. Фронтальная работа. | Личностные: оценивают жизненные ситуации (поступки своих родных, их вклад в историю, развитие нашего государства, влияние истории на судьбы родственников) с точки зрения общепринятых норм и ценностей.
Регулятивные: совместно с учителем обнаруживают и формулируют учебную проблему; | 1. Уст-
2. Задание в рабочей тетради. 3. Уст-
|
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
|
| 4. Игра «Девочки и мальчики».
5. Работа с учебником: рубрики «Жил на свете человек» и «Картинная галерея», с. 17–19.
| 4. Создает игровую ситуацию: произносит фразу, которую нужно закончить. (совпадение рифм Фразы: «Весной венки из одуванчиков плетут, конечно, только…». «Болты, шурупы, шестеренки найдешь в кармане у…». «Коньки на льду чертили стрелочки, в хоккей играли только…». «Болтали час без передышки в цветастых платьицах…». «При всех померяться силенкой, конечно, любят лишь…». «Боятся темноты, трусишки, все, как один, они…». «Шелк, кружева и в кольцах пальчики – выходят на прогулку…». «Футболка, джинсы, набок кепочка – вы угадали – это…». 5. Знакомит с личностью Генрихом Шлиманом – Можно ли этого взрослого человека назвать самостоятельным, дисциплинированным, аккуратным? – Предположите, какой образ жизни он ведет. – Каким он был в детстве? – Серьезно или с усмешкой художник назвал свою картину «Свежий кавалер»?
| 4. Заканчивают фразу, высказанную учителем.
5. Слушают, обсуждают новую информацию, рассматривают репродукцию картины, отвечают на вопросы, рассуждают, делают собственные выводы. | 4. Фронтальная работа.
5. Фронтальная работа.
| Познавательные: извлекают необходимую информацию
Коммуникативные: читают вслух и про себя тексты учебника | 4. уст-
5. Уст-
|
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
|
| 6. Работа с дополнительной информацией (Приложение 2). 7. Практикум, с. 24 | 6. Рассказывает о том, какие занятия в древности считались мужскими.
7. Нацеливает учащихся на обсуждение практических вопросов по теме урока | 6. Слушают, обсуждают новую информацию.
7. Аргументированно отвечают на вопросы, высказывают собственное мнение | 6. Фронтальная работа.
7. Фронтальная работа | проверяют себя); отделяют новое от известного; выделяют главное; составляют план | 6. Уст-ные ответы.
7. Уст- |
IV. Первичное осмысление и закрепление изученного | 7 | Задания в рабочей тетради, | Нацеливает учащихся на самостоятельную работу, поясняет задания, организует выборочный контроль | Выполнение | Индивидуальная работа | Познавательные: самостоятельно осуществляют поиск необходимой информации. Регулятивные: ориентируются в учебнике | задания |
V. Итоги урока. Рефлексия | 5 | Обобщение | Проводит беседу по вопросам: – Кого называют отроком? – Почему принято считать подростковый возраст переходным? | Отвечают Определяют свое эмоциональное состояние на уроке | Фронтальная работа | Личностные: понимают значение знаний Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала | Оценивание учащихся за работу на уроке |
Домашнее задание | 2 | § 2; задания рубрики «В классе и дома», с. 21–22. | Конкретизирует домашнее задание. Распределяет темы проектов, создает творческие группы | Записывают домашнее задание. Выбирает тему проекта | Индивидуальная работа |
|
|
Окончание табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
|
| Подготовка индивидуальных проектов «Особый возраст – отрочество», «Моя семья», «Моя родословная», «Досуг подростков», «Что та-кое жизненный успех», «История российского герба», «Человек – творец добрых дел» |
|
|
|
|
|
Приложение 1
Метаморфозы
Детство – это село Краснощеково, Зрелость – это село Разделово:
Несмышленово, Всеизлазово, Либо Схваткино, либо Пряткино,
Скок-Поскоково, чуть Жестоково, Либо Трусово, либо Смелово,
Но Беззлобнино, но Чистоглазово. Либо Кривдино, либо Правдино.
Юность – это село Надеждино, Старость – это село Усталово,
Нараспашкино, Обольщаньино, Понимаево, Неупреково,
Ну а если немножко Невеждино, Забывалово, зарасталово
Все равно оно Обещаньино. И – не дай нам Бог – Одиноково.
Е. Евтушенко
Приложение 2
Какие занятия раньше считались мужскими
Примитивное вязание пальцами появилось на раннем этапе развития человеческого общества. В Европе вязание на спицах, по одним данным, появилось уже в Древней Греции, по другим – возникло в Италии или в Испании в XIII веке. Долгое время это занятие было сугубо мужским делом. Затем вязание начали осваивать женщины и добились в нем такого мастерства, что мужчины уже не могли с ними соперничать.
Раньше профессия повара тоже была только мужской. Со временем мужчины отошли от приготовления блюд и стали заниматься поиском новых сочетаний продуктов, писать поваренные книги, придумывать новые рецепты. Женщинам отводилась иная роль. Они прекрасно готовили, точно выполняя кулинарные предписания. Однако некоторые блюда (например, в странах Востока) до сих пор поручают готовить только мужчинам (плов, шашлык).
Это объясняет некоторые половые различия: в любой деятельности, которая требует нестандартного решения, поиска, эксперимента, – впереди мужчины; в заданиях, которые связаны с исполнительским мастерством, – впереди женщины. Мужчинам неинтересно изо дня в день делать одно и то же, тогда как женщины могут спокойно выполнять однообразную и, казалось бы, неинтересную работу.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otrochestvo_-_osobaya_pora_zhizni.5_klass.docx | 31.74 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ «Лицей №4 г.Азнакаево» АМР РТ учитель истории и обществознания Шарипова Зиля Ринатовна
Уроки 4
Тема урока | ОТРОЧЕСТВО – ОСОБАЯ ПОРА ЖИЗНИ | ||
Дата урока | |||
Тип урока | Комбинированный | ||
Цель урока | Создавать условия для раскрытия на конкретном возрастном этапе развития человека особенностей становления его личности | ||
Образовательные | ∙ Домашек, Е. В. Школьный справочник по обществознанию [Текст] / Е. В. Домашек. – Ростов н/Д. : Феникс, 2010. ∙ Индивидуальные презентации учащихся по теме «Человек – личность» | ||
План урока | 1. Легко ли быть подростком? 2. Отрочество – пора мечтаний. 3. Самостоятельность – показатель взрослости. 4. Всегда ли самостоятельность приносит пользу. 5. Нужны ли сегодня рыцари | ||
Личностно значимая проблема | Все люди разные, различаются между собой девочки и мальчики, мужчины и женщины, и это очень хорошо, потому что мир становится интересным | ||
Методы и формы | Методы: наглядный, частично-поисковый, практический, контроля. Формы: индивидуальная, фронтальная | ||
Основные понятия | Личность, подросток, отрочество, взросление | ||
Планируемые результаты | |||
Предметные | Метапредметные УУД | Личностные УУД | |
Научатся: определять свое место среди сверстников и взрослых, понимать себя. | Познавательные: воспроизводят по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи; формулируют ответы на вопросы учителя; использует знаково-символические средства, в том числе схемы для решения задач. | Выражают свою позицию на уровне положительного отношения к учебному процессу; проявляют учебно-познавательный интерес к |
Продолжение табл.
Предметные | Метапредметные УУД | Личностные УУД | |||||||
Получат возможность научиться: анализировать свои поступки, чувства, состояния, приобретаемый опыт; работать в группах и парах | Коммуникативные: принимают другое мнение и позицию, допускают существование различных точек зрения; адекватно используют речевые средства для решения различных коммуникативных задач. Регулятивные: планируют решение учебной задачи, выстраивают алгоритм действий; корректируют деятельность, вносят изменения в процесс с учетом возникших трудностей | новому материалу и способам решения новой задачи | |||||||
ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА | |||||||||
Этапы | Время (мин) | Обучающие | Деятельность учителя | Деятельность | Формы | Универсальные | Формы контроля | ||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | ||
I. Моти-вация | 2 | Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала. Презентация «Отрочество – особая пора» | Создаёт условия для возникновения у обучающихся внутренней потребности включения в учебную деятельность, уточняет тематические рамки. Организует формулировку темы и постановку цели урока учащимися | Слушают и обсуждают тему урока, обсуждают цели урока и пытаются самостоятельно их формулировать | Фронтальная работа | Личностные: стремятся хорошо учиться и сориентированы на участие в делах школьника; правильно идентифицируют себя с позицией школьника. Регулятивные: самостоятельно формули- руют цели урока после предварительного обсуждения | Записи |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
II. Акту-ализация знаний | 7 | Выступление учащихся с сообщениями | Организует выступления учащихся с индивидуальными сообщениями и презентациями | Выступают | Фронтальная работа | Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель. Коммуникативные: проявляют активность во взаимодействии | Индивидуальные сообщения |
III. Изучение нового матери-ала | 17 | 1. Чтение и обсуждение стихотворения 2. Задание в рабочей тетради, № 1, с. 9. 3. Работа с учеб-ником, | 1. Организует прочтение стихотворения и обсуждение его по вопросам: – Почему поэт выбрал такой необычный способ рассказа о жизни людей разного возраста? – Что он хотел сказать своим стихотворением? – Что помогло поэту понять возраст человека? – Смог бы это сделать молодой поэт? 2. Организует самостоятельную работу в рабочих тетрадях, проводит выборочную проверку. 3. Организует комментированное чтение пунктов параграфа. | 1. Знакомятся 2. Выполняют задание. 3. Читают и обсуждают пункты параграфа, высказывают собственную точку зрения. | 1. Фронтальная работа. 2. Индивидуальная работа. 3. Фронтальная работа. | Личностные: оценивают жизненные ситуации (поступки своих родных, их вклад в историю, развитие нашего государства, влияние истории на судьбы родственников) с точки зрения общепринятых норм и ценностей. Регулятивные: совместно с учителем обнаруживают и формулируют учебную проблему; | 1. Уст- 2. Задание в рабочей тетради. 3. Уст- |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
4. Игра «Девочки и мальчики». 5. Работа с учебником: рубрики «Жил на свете человек» и «Картинная галерея», с. 17–19. | 4. Создает игровую ситуацию: произносит фразу, которую нужно закончить. (Совпадение рифм Фразы: «Весной венки из одуванчиков плетут, конечно, только…». «Болты, шурупы, шестеренки найдешь в кармане у…». «Коньки на льду чертили стрелочки, в хоккей играли только…». «Болтали час без передышки в цветастых платьицах…». «При всех померяться силенкой, конечно, любят лишь…». «Боятся темноты, трусишки, все, как один, они…». «Шелк, кружева и в кольцах пальчики – выходят на прогулку…». «Футболка, джинсы, набок кепочка – вы угадали – это…». 5. Знакомит с личностью Генрихом Шлиманом – Можно ли этого взрослого человека назвать самостоятельным, дисциплинированным, аккуратным? – Предположите, какой образ жизни он ведет. – Каким он был в детстве? – Серьезно или с усмешкой художник назвал свою картину «Свежий кавалер»? | 4. Заканчивают фразу, высказанную учителем. 5. Слушают, обсуждают новую информацию, рассматривают репродукцию картины, отвечают на вопросы, рассуждают, делают собственные выводы. | 4. Фронтальная работа. 5. Фронтальная работа. | Познавательные: извлекают необходимую информацию Коммуникативные: читают вслух и про себя тексты учебника | 4. Уст- 5. Уст- |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
6. Работа с дополнительной информацией (Приложение 2). 7. Практикум, с. 24 | 6. Рассказывает о том, какие занятия в древности считались мужскими. 7. Нацеливает учащихся на обсуждение практических вопросов по теме урока | 6. Слушают, обсуждают новую информацию. 7. Аргументированно отвечают на вопросы, высказывают собственное мнение | 6. Фронтальная работа. 7. Фронтальная работа | проверяют себя); отделяют новое от известного; выделяют главное; составляют план | 6. Уст-ные ответы. 7. Уст- | ||
IV. Первичное осмысление и закрепление изученного | 7 | Задания в рабочей тетради, | Нацеливает учащихся на самостоятельную работу, поясняет задания, организует выборочный контроль | Выполнение | Индивидуальная работа | Познавательные: самостоятельно осуществляют поиск необходимой информации. Регулятивные: ориентируются в учебнике | Задания |
V. Итоги урока. Рефлексия | 5 | Обобщение | Проводит беседу по вопросам: – Кого называют отроком? – Почему принято считать подростковый возраст переходным? | Отвечают Определяют свое эмоциональное состояние на уроке | Фронтальная работа | Личностные: понимают значение знаний Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала | Оценивание учащихся за работу на уроке |
Домашнее задание | 2 | § 2; задания рубрики «В классе и дома», с. 21–22. | Конкретизирует домашнее задание. Распределяет темы проектов, создает творческие группы | Записывают домашнее задание. Выбирает тему проекта | Индивидуальная работа |
Окончание табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
Подготовка индивидуальных проектов «Особый возраст – отрочество», «Моя семья», «Моя родословная», «Досуг подростков», «Что та-кое жизненный успех», «История российского герба», «Человек – творец добрых дел» |
Приложение 1
Метаморфозы
Детство – это село Краснощеково, Зрелость – это село Разделово:
Несмышленово, Всеизлазово, Либо Схваткино, либо Пряткино,
Скок-Поскоково, чуть Жестоково, Либо Трусово, либо Смелово,
Но Беззлобнино, но Чистоглазово. Либо Кривдино, либо Правдино.
Юность – это село Надеждино, Старость – это село Усталово,
Нараспашкино, Обольщаньино, Понимаево, Неупреково,
Ну а если немножко Невеждино, Забывалово, Зарасталово
Все равно оно Обещаньино. И – не дай нам Бог – Одиноково.
Е. Евтушенко
Приложение 2
Какие занятия раньше считались мужскими
Примитивное вязание пальцами появилось на раннем этапе развития человеческого общества. В Европе вязание на спицах, по одним данным, появилось уже в Древней Греции, по другим – возникло в Италии или в Испании в XIII веке. Долгое время это занятие было сугубо мужским делом. Затем вязание начали осваивать женщины и добились в нем такого мастерства, что мужчины уже не могли с ними соперничать.
Раньше профессия повара тоже была только мужской. Со временем мужчины отошли от приготовления блюд и стали заниматься поиском новых сочетаний продуктов, писать поваренные книги, придумывать новые рецепты. Женщинам отводилась иная роль. Они прекрасно готовили, точно выполняя кулинарные предписания. Однако некоторые блюда (например, в странах Востока) до сих пор поручают готовить только мужчинам (плов, шашлык).
Это объясняет некоторые половые различия: в любой деятельности, которая требует нестандартного решения, поиска, эксперимента, – впереди мужчины; в заданиях, которые связаны с исполнительским мастерством, – впереди женщины. Мужчинам неинтересно изо дня в день делать одно и то же, тогда как женщины могут спокойно выполнять однообразную и, казалось бы, неинтересную работу.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
МБОУ «Лицей №4 г.Азнакаево» АМР РТ учитель истории и обществознания Шарипова Зиля Ринатовна. Задания ЕГЭ по обществознанию по теме: "Политическая элита"
МБОУ «Лицей №4 г.Азнакаево» АМР РТучитель истории и обществознанияШарипова Зиля Ринатовна Задания по теме – ПОЛИТИЧЕСКАЯ ЭЛИТА. 1 часть. Задани...
План урока Проблемно-ориентированного Обучения (PBL). МБОУ «Лицей №4 г.Азнакаево» АМР РТ учитель истории и обществознания Шарипова Зиля Ринатовна
План урока Проблемно-ориентированного Обучения (PBL)Дата :11.04. 2015Учитель : Шарипова Зиля РинатовнаПредмет: Обществознание. Право.Класс: 10 БНа уроке: 3 командыTема : «Нарушение прав туристов...
МБОУ «Лицей №4 г.Азнакаево» АМР РТ учитель истории и обществознания Шарипова Зиля Ринатовна_Урок PBL_Сингапур_ШариповаЗ.Р.
План урока Проблемно-ориентированного Обучения (PBL)Дата :11.04. 2015Учитель:ШариповаЗиляРинатовнаПредмет: Обществознание. Право.Класс: 10 БНа уроке: 3 командыTема : «Нарушение прав туристов&raq...
МБОУ «Лицей №4 г.Азнакаево» АМР РТ учитель истории и обществознания Шарипова Зиля Ринатовна_СВОБОДНОЕ ВРЕМЯ_план урока _5класс
МБОУ «Лицей №4 г.Азнакаево» АМР РТ учитель истории и обществознания Шарипова Зиля РинатовнаУроки 10–11Тема урокаСВОБОДНОЕ ВРЕМЯДата урока Тип урокаОзнакомление с новым материало...
МБОУ «Лицей №4 г.Азнакаево» АМР РТ учитель истории и обществознания Шарипова Зиля Ринатовна. ВВЕДЕНИЕ. ЗАГАДКА ЧЕЛОВЕКА_план урока _5класс
МБОУ «Лицей №4 г.Азнакаево» АМР РТ учитель истории и обществознания Шарипова Зиля РинатовнаУроки 1Тема урокаВведение. ЗАГАДКА ЧЕЛОВЕКАДата урока Тип урокаОзнакомление с новым материал...
МБОУ «Лицей №4 г.Азнакаево» АМР РТ учитель истории и обществознания Шарипова Зиля Ринатовна _СЕМЬЯ И СЕМЕЙНЫЕ ОТНОШЕНИЯ_план урока _5класс
МБОУ «Лицей №4 г.Азнакаево» АМР РТ учитель истории и обществознания Шарипова Зиля РинатовнаУроки 6–7Тема урокаСЕМЬЯ И СЕМЕЙНЫЕ ОТНОШЕНИЯДата урока Тип урокаОзнакомление с ...