элективный курс по обществознанию "основы экономики"
элективный курс по обществознанию (10 класс) на тему
Данный элективный курс можно использовать для обучающихся 10-11 классов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
elektivnyy_kurs_po_obshchestvoznaniyu_v_10_klasse.doc | 86 КБ |
Предварительный просмотр:
Элективный курс по обществознанию
«Основы экономики»
(Автор-составитель: Мифтахова Лидия Александровна,
учитель истории и обществознания
МОУ «Моркинская средняя (полная)
общеобразовательная школа №6»)
- Пояснительная записка
Программа курса предназначена для углубления знаний по обществознанию и для ознакомления учащихся 10 класса с основами экономики.
Программа курса разработана на основе федерального компонента Государственного образовательного стандарта и программы по экономике для 10-11 классов.
Программа ставит следующие цели обучения экономике в школе:
- формирование основ экономического мышления и привитие навыков в принятии самостоятельных решений в различных жизненных ситуациях;
- социальная адаптация учащихся к происходящим изменениям в жизни российского общества;
- воспитание гражданственности и формирование гуманистических и демократических ценностей и убеждений учащихся;
- профессиональная ориентация и развитие способностей учащихся к деятельности в сфере экономики и предпринимательства;
- развитие предпринимательской инициативы молодежи и ознакомление предпринимательством и прикладным экономическими дисциплинами.
Содержание программы отвечает двум основным условиям. Во-первых, сохраняется преемственность с содержанием обществоведческих курсов средней школы, учитываются межпредметные и внутрикурсовые связи. Во-вторых, предусмотрено дальнейшее углубление и расширение знаний об экономике. Все содержательные линии программы нацелены на адекватное отражение основополагающих и социально-значимых проблем современной экономики с учетом необходимой адаптации для учащихся общеобразовательной школы.
В рамках изучения курса предполагаются разнообразные формы и методы обучения: лекции, деловые игры, работа с источниками, конференции, экскурсии, организация встреч с работниками банка, налоговой инспекции, биржи труда, экономистом и предусматривает равное количество часов на теоретическое и практическое изучение. Особенностью данного курса является отведение определенного времени на профориентационную работу.
Программа рассчитана на один год обучения в 10 классе, на что отводится 34 часа.
- Учебно-тематический план.
№ п/п | Название темы | Количество часов | Форма проведения | Образовательный продукт | ||
всего | лекции | практика | ||||
1 | Экономика. Наука и хозяйство. | 1 | 1 | лекция | конспект | |
2 | Ограниченность ресурсов. | 1 | 1 | лекция | конспект | |
3 | Товар. Экономические товары. | 1 | 1 | лекция | конспект, схема | |
4-5 | Экономические системы | 2 | 1 | 1 | лекция | конспект, таблица |
6 | Рыночный механизм | 1 | 1 | лекция | конспект, схема | |
7 | Спрос | 1 | 1 | лекция | конспект, графики | |
8 | Предложение | 1 | 1 | лекция | конспект, графики | |
9-10 | Взаимодействие спроса и предложения | 2 | 1 | 1 | лекция | конспект, графики |
11 | Потребление и потребитель | 1 | 0,5 | 0,5 | лекция | конспект |
12 | Производство | 1 | 1 | лекция | конспект | |
13 | Рынок и государство | 1 | 1 | лекция | конспект | |
14-15 | Налогообложение и налоги | 2 | 1 | 1 | лекция, заполнение налоговой декларации | конспект, задачи |
16-17 | Банки и банковская система | 2 | 1 | 1 | лекция, встреча с работниками банка | конспект, тест |
18 | Инфляция | 1 | 1 | лекция | конспект | |
19-20 | Рынок труда и безработица | 2 | 1 | 1 | лекция, встреча с работниками биржи труда | конспект, схема |
21 | Измерение результатов экономической деятельности страны. | 1 | 0,5 | 0,5 | лекция | конспект, задачи |
22 | Экономический рост и развитие | 1 | 0,5 | 0,5 | лекция | конспект, задачи |
23 | Фискальная политика | 1 | 1 | лекция | конспект | |
24 | Монетарная политика | 1 | 1 | лекция | конспект | |
25 | Международная торговля | 1 | 1 | лекция | конспект | |
26 | Международная финансовая система | 1 | 1 | лекция | конспект | |
27 | Предпринимательство и бизнес | 1 | 1 | лекция | конспект, схема | |
28-29 | Организация бизнеса | 2 | 1 | 1 | лекция | конспект |
30 | Финансирование бизнеса и финансовый учет | 1 | 1 | лекция, встреча с экономистом | конспект, задачи | |
31 | Маркетинг | 1 | 0,5 | 0,5 | лекция | конспект |
32-33 | Ведение бизнеса. Деловая среда бизнеса | 2 | 1 | 1 | лекция, встреча с представителями малого бизнеса | конспект |
34 | Государство и бизнес | 1 | 0,5 | 0,5 | лекция | конспект, тест |
- Содержание образования.
1.Экономика. Наука и хозяйство.
Экономическая наука. Экономика как хозяйство. Микроэкономика. Макроэкономика.
2.Ограниченность ресурсов.
Потребности и ресурсы. Ограниченность как недостаточность доступных ресурсов для удовлетворения всех потребностей. Необходимость выбора. Компромиссный выбор. Альтернативная стоимость.
3.Товар. Экономические товары.
Что такое товар? Экономический товар.
4-5.Экономические системы.
Основные вопросы экономики и способы их решения в различных экономических системах. Типы (модели) экономических систем: традиционная, централизованная (командная), рыночная. Смешанные экономические системы.
6.Рыночный механизм.
Рынок. Рыночный механизм. Виды рынков. Конкуренция и структура рынка. Основные типы (модели) структуры рынка: совершенная конкуренция, монополистическая конкуренция, монополия, олигополия. Условия возникновения монополий. Естественные монополии. Методы антимонопольного регулирования и защиты конкуренции.
7.Спрос.
Величина спроса. Спрос. Шкала спроса. Кривая спроса. Закон спроса. Факторы, формирующие спрос. Индивидуальный и рыночный спрос. Взаимосвязанные товары и услуги. Эластичность. Эластичность спроса по цене. Определение эластичности спроса по изменению общей выручки.
8.Предложение.
Величина предложения. Предложение. Шкала предложения. Кривая предложения. Закон предложения. Факторы. Влияющие на предложение. Индивидуальное и рыночное предложение. Эластичность предложения по цене.
9-10.Взаимодействие спроса и предложения.
Рыночное равновесие. Равновесная цена и равновесное количество. Влияние изменений спроса и предложения на равновесную цену и равновесное количество. Неравновесные ситуации. Фиксированные цены.
11.Потребление и потребитель.
Потребление. Потребитель. Основные источники доходов. Перераспределение доходов государством: налоги и социальные выплаты (трансферт). Минимальная заработная плата. Прожиточный минимум. Семейный бюджет. Рациональное поведение потребителя.
12.Производство.
Производство. Товары и услуги. Производственные ресурсы (факторы производства). Рынки факторов производства и их особенности. Производительность. Факторы, влияющие на производительность. Стоимость производства (затраты). Бухгалтерские и экономические затраты. Прибыль. Бухгалтерская и экономическая прибыль.
13.Рынок и государство.
Цели и функции государства в экономике. Государственный бюджет. Основные источники доходов и главные статьи расходов государства. Дефицит государственного бюджета. Государственный долг.
14-15.Налогооложение и налоги.
Налоги. Функции налогов. Принципы и методы налогообложения. Прогрессивные, пропорциональные и регрессивные налоги. Прямые и косвенные налоги. Основные виды налогов в России.
16-17.Банки и банковская система.
Банки и их функции. Банковская система: центральный и коммерческие банки. Функции центрального банка: цели и инструменты. Банковский процент. Депозитные операции. Процент по депозиту. Кредитные операции коммерческих банков.
18.Инфляция.
Причины и последствия инфляции. Измерение инфляции: индексы цен, темп инфляции. Номинальные и реальные величины.
19-20.Рынок труда и безработица.
Рынок труда. Спрос на предложение и спрос труда. Заработная плата. Различия в оплате труда и их причины. Мотивация и стимулирование труда. Профсоюзы. Безработица и полная занятость. Виды безработицы (фрикционная, структурная, циклическая, сезонная). Естественная безработица. Уровень безработицы и уровень занятости. Взаимосвязь инфляции и безработицы.
21.Измерение результатов экономической деятельности страны.
Валовой внутренний продукт. Валовой национальный продукт. Методы исчисления ВВП. Дефлятор.
22.Экономический рост и развитие.
Экономический рост. Темп роста. Уровень экономического развития страны.
Экономический цикл. Фазы экономического цикла.
23.Фискальная политика.
Цели и инструменты фискальной политики. Меры фискальной политики, направленные на стабилизацию экономического развития.
24.Монетарная политика.
Цели и инструменты монетарной политики. Меры монетарной политики, направленные на стабилизацию экономического развития. Взаимосвязь монетарной и фискальной политики.
25.Международная торговля.
Предпосылки и выгоды международной торговли. Государственная политика в области международной торговли: политика свободной торговли и протекционизм.
26.Международная финансовая система.
Валюта, обменный курс валюты. Факторы, влияющие на обменный курс валюты.
27.Предпринимательство и бизнес.
Предприниматель и мотивация его деятельности. Фирма и ее экономические цели.
28-29.Организация бизнеса.
Организация фирмы. Организационно-правовые формы ведения бизнеса по российскому законодательству.
30.Финансирование бизнеса и финансовый учет.
Уставный капитал и источники его формирования. Капиталовложения (инвестиции). Основной и оборотный капитал. Основные источники финансирования бизнеса. Ценные бумаги и их виды (акции, облигации). Дивиденды. Бухгалтерский учет. Баланс фирмы. Активы и пассивы. Отчет о прибылях и убытках.
31.Маркетинг.
Маркетинг и маркетинговые исследования.
32-33.Ведение бизнеса. Деловая среда бизнеса.
Управление фирмой: цели, задачи, стратегии управления. Деловая среда бизнеса: основные правовые, финансовые и налоговые институты. Биржа и виды бирж: товарная, фондовая, валютная. Виды биржевых сделок. Роль бирж в экономике.
34.Государство и бизнес.
Сущность финансовой политики государства.
Список литературы для учителя и учащихся:
1.Программы общеобразовательных учреждений по обществознанию.
/М., Дрофа, 2001/
2.Программы общеобразовательных учреждений по экономике. /М., Дрофа, 2001/
3.И.В.Липсиц. Экономика. Учебник для 10 класса в 2-х книгах.
/М., Вита-Пресс, 2003/
4.Л.Л.Любимов, И.В. Липсиц. Основы экономики. /М., Просвещение, 1994/
5.Е.В.Савицкая, С.Ф.Серегина. Уроки экономики в школе. Кн.1-2
/М., Вита-Пресс, 2006/
6.С.Волков, Б.Корнейчук. Экономика. Сборник задач. /М., Айрис, 2002/
7.Л.П. Кураков, В.Л. Кураков. Словарь-справочник по экономике.
/М., Гелиос, 1999/
8. Интернет-ресурсы «Дни финансовой грамотности»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа элективного курса «Право и экономика в жизни общества». для 10-х классов
Содержание данного курса представляет собой комплекс знаний о роли права в условиях рыночной экономики. Актуальность проблем, связанных с изучением основ экономики в школе, обусловлена с радикальными ...
Элективный курс "Введение в экономику"
Данный элективный курс поможет учащимся почувствовать себя в мире экономики более уверенно, познакомит с тем, как этот мир устроен и позволит понять, почему события в нём разви...
Рабочая программа элективного курса «Право и экономика».
Настоящая программа раскрывает содержание общего курса экономических знаний, давая необходимые представляя не только о современных экономических ...
программа элективного курса "Основы домашней экономики и предпринимательства"
Элективный курс «Основы домашней экономики и предпринимательства» является пропедевтикой к школьным базовым курсам «Экономика» и «Технология»для 10 - 11 класса....
Рабочая программа элективного курса "Математика в экономике"
Актуальность элективного курса «Математика в экономике» состоит в том, что он дополняет и развивает школьный курс математики, а так же является информационной поддержкой выбранного...
Интегрированный элективный курс "Математика в экономике"
Интегрированный элективный курс "Математика в экономике" предназначен для учащихся девятых классов, а также учащихся десятых-одиннадцатых классов экономического профиля. Курс рассчитан на 34...
программа элективного курса "Введение в экономику"
Современное общество настойчиво требует от выпускников школ не слепого подражания и бездумного соблюдения инструкций и правил, а вдумчивого, творческого подхода к действительности. Осознанный выбор бу...