Рабочая программа элективного курса "Математика в экономике"
элективный курс (алгебра, 10 класс) по теме

Хайржанова Ольга Николаевна

 

    Актуальность элективного курса «Математика в экономике» состоит в том, что он дополняет и развивает школьный курс математики, а так же является информационной поддержкой выбранного профиля дальнейшего образования и ориентирован на удовлетворение и поощрение любознательности старших школьников, их аналитических и синтетических способностей. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rp_elektivnogo_kursa_matematika_v_ekonomike.doc110 КБ

Предварительный просмотр:

  Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №1»

                                                                          УТВЕРЖДАЮ:

                 Директор МБОУ «СОШ №1»                                                      ______________А.В.Петряев

                                                   «____» ____________ 2012 г.

Рассмотрено на заседании                                                                               Согласовано:

экспертного совета                                                               Зам. директора МБОУ «СОШ №1»

__________________________                                                ___________________________

Протокол №____ от _________                                                   «____» ____________ 2012 г.

                                                                                           

Рабочая программа элективного курса

«Математика в экономике»

 для  10-х классов

Составитель: Хайржанова О.Н.

                                                                                                                 

2012 год

                                         ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

    Рабочая программа элективного курса «Математика в экономике» разработана на основе Программы элективного курса «Математика в экономике», автор – Никитина В.С., учитель математики СОШ № 18 г.Нерюнгри, Республика Саха (Якутия). Программа опубликована в журнале «Профильная школа»,  № 5, 2005 год, издательство «Русский журнал», г.Москва.

    В рабочей программе произведена корректировка, так как на изучение курса автор Никитина В.С. отводит 68 часов, а занятия элективных курсов начинаются с октября месяца. Корректировке подвергаются следующие темы:                                                  

1). Объединены темы «Линейное программирование» и «Решение задач линейного программирования» .                                                                                                                              2). Сокращено количество часов на тему «Матрицы, определители, действия над ними».                                                                                                                 3). Объединены темы «Теория вероятностей. Основные понятия и теоремы» и «Формула полной вероятности».                                                                                                                                 4). Объединены темы «Случайные величины» и «Числовые характеристики случайных величин».

Высвободившиеся часы отведены на проектную деятельность, так как в программе Никитиной В.С. на эту работу часы не предусмотрены.

    Актуальность элективного курса «Математика в экономике» состоит в том, что он дополняет и развивает школьный курс математики, а так же является информационной поддержкой выбранного профиля дальнейшего образования и ориентирован на удовлетворение и поощрение любознательности старших школьников, их аналитических и синтетических способностей. Занятия элективного курса будут направлены на:

  1. Формирование у обучающихся потребности в продуктивном освоении знаний.
  2. Формирование умений выбирать и строить свою образовательную и профессиональную траекторию.
  3. Овладение комплексом способов деятельности, которые помогут обучающимся быть мобильными в образовательной и профессиональной деятельности.
  4. Формирование навыков самореализации для достижения своих целей.
  5. Формирование  духовно – нравственных ценностей обучающихся.

     Основная идея курса состоит в том, что в процессе работы ученики овладевают новыми знаниями, обогащают свой жизненный опыт, получают возможность практического применения своих интеллектуальных, организаторских способностей, развивают свои коммуникативные способности, овладевают умениями, связанными с работой с научной и справочной литературой.

    Доминирующая педагогическая технология – проектная деятельность, так как она способствует формированию у обучающихся исследовательских коммуникативных навыков, расширяет возможности школьников к адаптации в современном мире, помогает им самореализоваться.

    Методы обучения: проблемное обучение, частично-поисковый метод, работа в малых группах, метод проектов.  

    Цель курса – формирование у обучающихся понимания роли математических знаний как инструмента, позволяющего выбрать лучший вариант действий из многих возможных, формирование профессиональной компетентности.

     Задачи курса:                                                                                                                                    1).Расширять научный кругозор обучающихся.                                                                                                                  2). Обучать старшеклассников решению учебных и жизненных проблем, способам анализа информации.                                                                                                                                            3). Формировать понятие об экономико-математических методах.  

          4). Способствовать интеллектуальному развитию обучающихся, формированию качеств мышления, характерных для математической деятельности при проектировании решения задач в области экономики.

    5). Содействовать формированию опыта творческой деятельности  

     школьников через исследовательскую деятельность при решении    

     нестандартных задач и  выполнении проектов.                                                                                    

    6). Рассмотреть практическое применение математических знаний в современном мире.                                                                                                    

    7). Увеличить объем математических знаний.

    Рабочая программа соответствует цели и задачам профильного обучения – социализация личности, развитие коммуникативных умений и навыков обучающихся.

Общее количество часов – 62, из них:

30 часов – теоретическая часть, направленная на расширение знаний обучающихся по математике и экономике, формирование профессиональных навыков, расширение знаний о профессиях, связанных с математикой и экономикой.

32 часа – проектная деятельность, направленная на развитие коммуникативных умений и навыков обучающихся.

     Итоги работы обучающихся на занятиях элективного курса «Математика в экономике» будут подводится в виде тестирования после каждой основной темы, на итоговом занятии с выступлениями обучающихся о проделанной работе по выбранной теме творческой работы и на Дне науки.

                                 

       

                                       Тематика творческих работ.

1). На перекрёстке двух наук.

2). Экономическое развитие предприятия.

3). Домашняя экономика.

4). Кредиты. Жизнь в долг…

5). Мир денег.

6). Задачи на проценты в нашей жизни.

7). Банковское дело.  

8). Инфляция. Виды инфляций.

№ п/п

Темы и основное содержание.

Всего занятий

В том числе

Теория

Практика

Семинар, конференция

Деловые и ролевые игры

1.

ЧТО ТАКАЕ ЭКОНОМИКО-МАТЕМАТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ.                        Понятие о математических моделях. О математических моделях в экономике. «Правильное» оптимальное решение. Как применять экономико-математические методы на практике.


10


2


6


-


2

2.

      ЭЛЕМЕНТАРНАЯ МАТЕМАТИКА В ЭКОНОМИКЕ.                                  Задачи на доли, дроби и пропорции. Понятие процента. Решение задач на проценты. Основные понятия кредитной операции. Начисление простых процентов. Сложные проценты. Уравнения первой и второй степени. Дробно-рациональные уравнения. Неопределённые уравнения. Прогрессии. Функции и графики. Геометрия. Логические задачи и задачи на смекалку.  


30


2


20


6


2

3.

    МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ОПЕРАЦИЙ В ЭКОНОМИКЕ.                         Линейное программирование. Матрицы, определители, действия над ними. Решение систем линейных уравнений. Формулы Крамера. Метод Гаусса. Теория вероятностей. Формула Бейеса. Случайные величины. Теория массового обслуживания. Теория игр. Теория статистических решений. Сетевое планирование.


22


3


10


7


2

Учебно-тематическое планирование.

                                                             

                                                    Список литературы.

  1. Прокопенко Н.И. Задачи на смеси и сплавы. – М.: Чистые пруды, 2010.
  2. Бадьева Э.А и др. Домашняя экономика. – С.: Средне-Уральское книжное издательство, 1991.
  3. Абчук В.А. Экономико-математические методы. – СПб.: Союз, 1999.
  4. Башарин Г.П. Элементы финансовой математики: приложение к газете «Первое сентября», математика № 27 1995г, № 16 1996г.
  5. Барабанов О.О. Задачи на проценты как проблема нормы словоупотребления. //Математика в школе. - № 5, 2003.
  6. Шведова И.Ф. Экономическая азбука. – М.: East-West, 1992.
  7. Иванова С.И. Основы экономической теории в 2-х частях. – М.: Вита, 2008.
  8. Кондратьев Д.Л. Твоя коллекция монет. – М.: Детская литература, 2004.
  9. Кэрролл Л. Логическая игра. – М.: Наука, 1991.
  10. Шарыгин И.Ф. 2200 задач по геометрии. – М.: дрофа, 1999.

Календарно-тематическое планирование.

№ п/п

Темы и основное содержание

Форма занятий

Виды деятельности

Количество часов

Сроки

проведения

теоретических

практических

1.



1.1

ЧТО ТАКОЕ ЭКОНОМИКО-МАТЕМАТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ.

Вводное занятие. Цели и задачи курса. Знакомство с темами творческих работ. Выбор темы творческой работы, способов работы над темой.




Презентация.


Беседа. Проектирование личного учебного плана.




1




1

Октябрь



1 неделя

1.2

Понятие о математических моделях. О математических моделях в экономике.

Лекция с обратной связью.

Диалог. Работа в парах.

1

1

2 неделя

1.3

«Правильное» оптимальное решение.

Практикум по решению задач.

Работа в группах.

-

2

3 неделя

1.4

Как применять экономико-математические методы на практике.

Ролевая игра.

Работа в  группах.

-

2

4 неделя

1.5

Знакомство с требованиями к оформлению исследовательской работы.

Консультация.

Беседа. Индивидуальные консультации

-

2

Октябрь-ноябрь

5 неделя

2.

2.1

ЭЛЕМЕНТАРНАЯ МАТЕМАТИКА В ЭКОНОМИКЕ.

Задачи на доли, дроби и пропорции.


Семинар.


Работа в парах.



-



2

Ноябрь

2 неделя

2.2

Понятие процента. Решение задач на проценты.

Ролевая игра.


Тестирование.

Работа в группах. Индивидуальная работа.

-

2

3 неделя

2.3

Обсуждение и составление плана исследовательской работы.

Консультация.

Работа с литературой. Обсуждение результатов работы над проектом.

-

2

4 неделя

2.4

Основные понятия кредитной операции.

Лекция с обратной связью.

Сообщение. Работа в группах.

1

1

Декабрь

1 неделя

2.5

Начисление простых процентов. Сложные проценты.

Практикум по решению задач.

Беседа.

1

1

2 неделя

2.6

Работа по основным разделам темы.

Консультация.

Работа с литературой. Обсуждение результатов работы над проектом.

-

4

3,4 неделя

2.7

Уравнения первой и второй степени. Дробно-рациональные уравнения. Неопределённые уравнения.

Семинар.

Тестирование.

Работа в группах. Индивидуальная работа.

-


2


Январь

3 неделя

2.8

Прогрессии.

Семинар.

Сообщение. Работа в группах.

-

2

4 неделя

2.9

Работа по разделу «Основная часть».

Консультация.

Работа с литературой. Обсуждение результатов работы над проектом.

-

4

Январь-февраль

5неделя,

Февраль

1 неделя

2.10

Функции и графики.

Практикум по решению задач.  Тестирование.

Работа в парах. Индивидуальная работа.

-

2

Февраль

2 неделя

2.11

Геометрия. Логические задачи и задачи на смекалку.

Семинар.

Работа в группах.

-

2

3 неделя

2.12

Работа по разделу «Введение».

Консультация

Работа с литературой. Обсуждение результатов работы над разделом.

-

2

4 неделя

2.13

Работа по разделу «Заключение».

Консультация

Работа с литературой. Обсуждение результатов работы над разделом.

-

2

Март

1 неделя

3.

3.1

МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ОПЕРАЦИЙ В ЭКОНОМИКЕ.

Линейное программирование.

Матрицы, определители, действия над ними.


Лекция с обратной связью.


Диалог. Работа в парах.


1


1

2 неделя

3.2

Оформление творческой работы. Оформление приложения.

Консультация.

Обсуждение результатов работы над проектом.

-

2

3 неделя

3.3

Решение систем линейных уравнений. Формулы Крамера. Метод Гаусса.

Лекция с обратной связью.

Работа в парах.

1

1

Апрель

1 неделя

3.4

Анализ выполненной исследовательской работы. Подготовка выступления.

Консультация.

Индивидуальная работа.

-

4

2,3 неделя

3.5

День науки.

Конференция.

Защита проекта.

-

4

4 неделя,

Апрель-май

5 неделя

3.6

Теория вероятностей. Формула Бейеса. Случайные величины.

Лекция с обратной связью.

Работа в группах.

1

1

Май

1 неделя

3.7

Теория массового обслуживания.

Теория статистических решений.

Деловая игра.

Работа в группах.

-

2

2 неделя

3.8

Подведение итогов работы над темой творческой работы.

Конференция.

Защита проектов.

-

2

3 неделя

3.9

Сетевое планирование.

Теория игр.

Семинар.

Тестирование.

Работа в группах.

Индивидуальная работа.

-

2

4 неделя

Перечень контрольных работ с планируемыми результатами и критериями оценивания.

Контрольные работы по теме

Цель контрольной работы (планируемые результаты)

Технология проведения

Критерии

(нормы)

оценивания

Задачи на проценты.

Проверить усвоение изученного материала по теме.

Тестирование.

Уровень достижения результата.


Уравнения.

Проверить усвоение изученного материала по теме.

Тестирование.

Уровень достижения результата.

Прогрессии. Функции.

Проверить усвоение изученного материала по теме.

Тестирование.

Уровень достижения результата.

Теория вероятностей.

Проверить усвоение изученного материала по теме.

Тестирование.

Уровень достижения результата.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа Элективного курса по экономике (17 часов) «Азбука экономики» 10 класс

Одной из важнейших задач современной школы является формирование экономического мышления у школьников, направленного на развитие у них творческого поиска, инициативы, предпринимательства.Изучение экон...

Программа Элективного курса по экономике (17 часов) «Прикладная экономика» 10 класс

Одной из важнейших задач современной школы является формирование экономического мышления у школьников, направленного на развитие у них творческого поиска, инициативы, предпринимательства.Изучение экон...

Рабочая программа элективного курса «Право и экономика».

Настоящая программа раскрывает содержание общего курса экономических знаний, давая необходимые представляя не только о современных экономических ...

Рабочая программа элективного курса предпрофильной подготовки для обучающихся 9 класса "Введение в экономику"

Файл содержит  рабочую программу элективного курса предпрофильной подготовки для обучающихся 9 класса общеобразовательной школы "Введение в экономику", составленную на основе авторской программы ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА «КОРРУПЦИЯ: ПРОБЛЕМЫ, ПОИСКИ РЕШЕНИЙ БОРЬБЫ С КОРРУПЦИЕЙ» – 10 КЛАСС «КОРРУПЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ПОЛИТИКЕ И ЭКОНОМИКЕ: СВИДЕТЕЛЬСТВА И ФАКТЫ» - 11 КЛАСС

laquo;КОРРУПЦИЯ: ПРОБЛЕМЫ, ПОИСКИ РЕШЕНИЙ БОРЬБЫ С КОРРУПЦИЕЙ» – 10 КЛАСС «КОРРУПЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ПОЛИТИКЕ И ЭКОНОМИКЕ: СВИДЕТЕЛЬСТВА И ФАКТЫ» - 11 КЛАСС...

Рабочая программа элективного курса по экономике. 9 класс.

Рабочая программа содержит основные цели, планируемые результаты, календарно-тематическое планирование....

Рабочая программа элективного курса по экономике

Элективный курс "Оновы экономических знаний", 10 класс....