программа элективного курса "Основы домашней экономики и предпринимательства"
элективный курс по экономике (8 класс) на тему
Элективный курс «Основы домашней экономики и предпринимательства» является пропедевтикой к школьным базовым курсам «Экономика» и «Технология»для 10 - 11 класса.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_elektiva_9_klass.doc | 103 КБ |
Предварительный просмотр:
Томская область
Кожевниковский район
МБОУ «Кожевниковская средняя общеобразовательная школа №1»
РАССМОТРЕНО Протокол НМС №___ от _______________ 20___ года Адаменко О.А.______________ | УТВЕРЖДАЮ Директор МБОУ «КСОШ №1» Костырева Л.А._____________ Приказ №___________ от _____________20____года |
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
элективного курса
Основы домашней экономики и предпринимательства
возраст обучающихся 15-16 лет,
срок реализации — 1 год
Автор-составитель:
Титкова Наталия Витальевна,
учитель технологии, экономики и обществознания, первой категории.
Кожевниково – 2012
Пояснительная записка
Элективный курс «Основы домашней экономики и предпринимательства» является пропедевтикой к школьным базовым курсам «Экономика» и «Технология»для 10 - 11 класса.
Одной из важнейших задач современной школы при переходе к новому ФГОС, является формирование экономического мышления у школьников, направленного на развитие у них творческого поиска, инициативы, предпринимательства.
Изучение экономики и применение её принципов помогают разобраться в том, какие мотивы и стимулы определяют поведение миллионов людей, участвующих в рыночной экономике в качестве потребителей, владельцев бизнеса, менеджеров, наемных работников, инвесторов и государственных служащих, и понять, какие последствия имеют ежеминутно и повсеместно совершаемые ими экономические решения.
Ряд школьных предметов вносят вклад в экономическое образование учащихся: география, обществознание, информатика и др., раскрывая его различные аспекты. Однако специальной дисциплины, формирующей экономические знания о рыночной экономике, в основной школе нет. Таким образом, актуальность введения данного элективного курса объясняется следующими причинами:
1. переходом России на рыночные отношения и необходимостью повышения экономических знаний и предпринимательских компетенций у учащихся;
2.отсутствием специального предмета в основной школе;
3.недостаточными знаниями учащихся школы в экономических вопросах и заинтересованностью школьников в данной проблеме.
Цель программы состоит в формировании у школьников систематического представления об основах организации хозяйственной деятельности и истории возникновения различных институтов рыночной экономики.
Исходя из цели программы, можно выстроить систему задач.
Предметные:
- формирование основ экономических знаний о народном хозяйстве, потребностях человека и общества, путях их удовлетворения, закономерностях производства продуктов и услуг, товарообменных процессах;
- формирование знаний прикладного характера, т.е. знания простейших основ хозяйственной жизни; знакомство с принципами ведения семейного бюджета;
- формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных экономических задач.
Личностные:
- овладение умениями получать и критически осмысливать экономическую информацию, анализировать, систематизировать полученные данные;
- подходить к событиям общественной и политической жизни с экономической точки зрения;
- освоение способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых для участия в экономической жизни общества и государства;
- развитие экономического образа мышления; способности к личному самоопределению и самореализации;
- формирование коммуникативных навыков;
- воспитание ответственности за экономические решения и умение вести за собой;
- потребности в получении экономических знаний и интереса к изучению экономических дисциплин;
- воспитание уважения к труду и предпринимательской деятельности.
Метапредметные:
- объяснение изученных положений на предлагаемых конкретных примерах;
- решение познавательных и практических задач, отражающих типичные экономические ситуации;
- применение полученных знаний для определения экономически рационального поведения и порядка действий в конкретных ситуациях;
- умение обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства;
- поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа и извлечение необходимой информации из источников, созданных в различных знаковых системах (текст, таблица, график, диаграмма, аудиовизуальный ряд и др.). Отделение основной информации от второстепенной, критическое оценивание достоверности полученной информации, передача содержания информации адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно);
- работа с текстами различных стилей, понимание их специфики; адекватное восприятие языка средств массовой информации;
- самостоятельное создание алгоритмов познавательной деятельности для решения задач творческого и поискового характера;
- владение элементарными умениями прогноза (умение отвечать на вопрос: «Что произойдет, если...»);
- пользования мультимедийными ресурсами и компьютерными технологиями для обработки, передачи, систематизации информации, создания баз данных, презентации результатов познавательной и практической деятельности;
- владение основными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия, полемика), следование этическим нормам и правилам ведения диалога (диспута).
Данная программа призвана помочь осуществлению учениками осознанного выбора путей продолжения образования или будущей профессиональной деятельности.
Соответствие программы возрастным особенностям
Программа рассчитана на учащихся 9 класса, это начало юношеского возраста 15-16 лет. Юность – завершающий этап социализации. Деятельность и ролевая структура личности на этом этапе уже приобретают ряд новых, взрослых качеств. Предмет ведется 1 час в неделю.
Предполагаются следующие принципы, формы и методы совместной деятельности:
Принципы обучения:
Доступность обучения (природосообразность).
Принцип научности обучения.
Принцип воспитывающего обучения (единства обучения и воспитания)
Систематичность и последовательность в обучении.
Оптимальное сочетание наглядных, словесных и практических методов обучения.
Сознательность, активность и самостоятельность учащихся в обучении.
Типы и формы обучения – комбинированные занятия, ситуативно-ролевые игры и упражнения, беседы, дискуссии, практические упражнения.
Основные методы обучения:
Монологический - применяется в основном при изучении теоретического материала, где учитель дает новые сведения, советы, рекомендации.
Диалогический – осуществляется в основном по принципу вопрос-ответ, ученики могут получить уточняющие сведения, консультации, советы при возникших в процессе обучения проблемах, вопросах.
Показательный – где учитель наглядно демонстрирует изученный в теоретической части материал, интегрируя его в практические навыки.
Проблемно-поисковый – где учащимся предлагается самим найти решение той или иной проблемы возникшей в процессе обучения в ходе группового обсуждения или практических тренингах с целью интенсификации обучения и актуализации знаний.
Программа курса рассчитана на 35 учебных часов.
- освоение типичных экономических ролей через участие в обучающих играх и тренингах, моделирующих ситуации из реальной жизни (в школе, общественных местах и т.п.);
- применение полученных знаний для определения экономически рационального, правомерного и социально одобряемого поведения;
- аргументированную защиту своей позиции, оппонирование иному мнению через участие в дискуссиях о современных социальных проблемах;
- описание творческих работ по экономическим вопросам.
Ожидаемые результаты:
Знать понятия функции денег, банковскую систему, причины различий в уровне оплаты труда, основные виды налогов, организационно-правовые формы предпринимательства, виды ценных бумаг, факторы экономического роста.
Уметь (включает требования, основанные на более сложных видах деятельности, в том числе творческой: характеризовать, анализировать, объяснять, раскрывать на примерах, осуществлять поиск социальной информации, оценивать, формулировать собственные суждения и т.д.)
- •приводить примеры: факторов производства и факторных доходов, общественных благ, внешних эффектов, российских предприятий разных организационных форм, глобальных экономических проблем;
- описывать: действие рынка, основные формы заработной платы и стимулирования труда, инфляцию, основные статьи госбюджета России, экономический рост, глобализацию мировой экономики;
- объяснять: взаимовыгодность добровольного обмена, причины неравенства доходов, виды инфляции, причины международной торговли.
- Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для (требования, выходящие за рамки учебного процесса и нацеленные на решение разнообразных жизненных задач. Эти требования связанные с реализацией целей воспитания и развития личности учащихся, могут быть определены как прогнозируемые):
- получения и оценки экономической информации;
- составления семейного бюджета;
- оценки собственных экономических действий в качестве потребителя, члена семьи и гражданина.
Требования к образовательному результату | Характеристика результата | Способы оценки результата |
Личностные | Сформированность навыков образовательной, общественно-полезной деятельности; | Мониторинг и наблюдение |
Метапредметные | Владение навыками проектной деятельности, умение самостоятельно определять цели и составлять планы; | Творческая работа, ролевая игра, самопрезентация, защита проекта |
Предметная | Получение новых знаний в рамках курса, преобразование знаний и их применение в учебно-проектных ситуациях; | Групповая работа, практикум |
Оценка результатов освоения программы включает использование традиционных методов, оценивание гражданской активности обучающихся через участие в дискуссиях, олимпиадах, конференциях, деловых играх, конкурсах, участие в реализации проекта.
Содержание учебного материала
Тема 1. Экономическое устройство России
Типы экономических систем. Причины перехода к рыночной экономике в России в конце XX века. Эффективность экономики. Урок – беседа «Почему нельзя иметь всё».Экстенсивный и интенсивный путь развития хозяйства. Равновесие спроса и предложения. Монополия, олигополия и современная конкуренция. Национальный доход и национальный продукт. Географические факторы размещения предприятий. Инфляция и перераспределение доходов. Закон денежного обращения. Банковская система и создание кредитных денег. Налоговая система.
Тема 2. Семейные доходы. Благосостояние семьи.
Источник доходов семьи. Экономические ресурсы. Труд и зарплата. Производительность труда. Деньги и капитал. Процент на капитал. Различие семей по уровню доходов. Бедные и богатые. Средний класс. На что тратит деньги семья. Социальные платежи. Пенсия. Бюджет. Виды бюджетов. Из чего складывается семейный бюджет. Какие бывают деньги. Почему растут цены.. Зарплата и её виды. Прожиточный минимум. Уровень жизни.. Кто платит за бесплатные блага. Контрольный урок –игра.
Тема 3. Потребитель и его квартира. Расходы и сбережения.
Квартира в экономике семьи. Квартиросъёмщик. Квартира и оплата коммунальных услуг. Счетчики. Жилищные субсидии.
Тема 4. Производство в домашнем хозяйстве.
Виды домашнего производства. Факторы домашнего производства. Как повысить производительность домашнего труда. Бытовая техника. Срок годности и безопасность использования. Дача, огород, домашние заготовки. Деловая игра по теме «Расчёт затрат на уборку комнаты, приготовление обеда». Индивидуальное строительство.
Тема 5. Расходы и сбережения.
Благосостояние семьи и умение тратить деньги. Расходы, затраты, издержки, потребление. Постоянные и переменные виды расходов. Сбережения. Виды сбережений. Бережливость. Бюджет семьи. Дефицит бюджета. Планирование бюджета. Семейная бухгалтерия. Рациональное ведение домашнего хозяйства.
Тема 6. Я и моё село.
История и география моего села. Природные ресурсы малой родины. Виды природных ресурсов. Как используются природные ресурсы в моём регионе .Предприятия моего села. Собственность. Виды собственности. Бизнес в моём селе. Экология моего села. Мини-проект. Урок-конференция по защите мини проектов.
Тема 7 . Налоги и налогоплательщики.
Что такое налог. Виды налогов. Куда поступают налоги и как они используются. Налогоплательщик. Налоговая декларация. Налог на доходы. Реальный доход семьи. Публичное выступление по теме «Налоги».
Тема 8 .Бизнес и экология.
Экология и предпринимательство. НТР, природа и здоровье человека. Развитие экологически чистых технологий как перспектива предпринимательства. Использование вторичных ресурсов. Структура плана охраны окружающей среды. Рациональное природопользование. Проект «Мусор. Мой вклад в решение данной проблемы»
Тема 9.Культура человека и деловое общение
Нужны ли человеку правила поведения. Культура. Этика. Деловой этикет. Правила поведения, которые помогут сохранить чувство собственного достоинства. Мир и лад в семье. Азбука воспитанного человека. Культура и внешний вид.Выступление. Правила поведения в общественных местах. Видиоурок. Деловая игра.
Учебно-тематический план
№ п/п | Наименование разделов и тем уроков | Количество часов | Вид занятия | Внеаудиторная самостоятельная работа | ||
Всего | В том числе практических
| Вид контроля | ||||
1 | Экономическое устройство России. | 3 | 2 | Урок-беседа | ||
2 | Семейные доходы. Благосостояние семьи. | 5 | 3 | Ролевая игра | ||
3 | Потребитель и его квартира. | 3 | 2 | Деловая игра | ||
4 | Производство в домашнем хозяйстве. | 3 | 1 | |||
5 | Расходы и сбережения. | 2 | 1 | |||
6 | Я и мой город. | 4 | 3 | Создание проекта | ||
7 | Налоги и налогоплательщики. | 3 | 2 | |||
8 | Бизнес и экология. | 6 | 4 | Встреча, экскурсии | ||
9 | Культура человека и деловое общение. | 3 | 1 | Деловая игра | ||
10 | Основные проблемы экономики России | 2 | 1 | Публичное выступление | ||
11 | Резерв | 2 | ||||
ИТОГО | 36 | 20 |
Литература для учителя и учеников:
1.Равичев С и др. Сборник задач по экономике. 8-11 классы. М: Наталис, 1998.. 2.Автономов В.С. Введение в экономику. – М.: Вита-Пресс, 1998.
Российская экономика. – М.: Просвещение, 1998.
3.Симоненко В.Д., Шелепина О.И. Семейная экономика: Учебник для 7-8 классов общеобразоват. учрежд. – М.: Вита-Пресс,2000.
4.Липсиц И.В. Экономика: Книга 1. Учебник для 9 кл. общеобразоват. учрежд. – М.: Вита-Пресс,2003.
5.Липсиц И.В. Экономика: история и современная организация хозяйственной деятельности: Учебник для 7-8 кл. общеобразоват. учрежд. – М.: Вита-Пресс,2002.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа Элективного курса по экономике (17 часов) «Азбука экономики» 10 класс
Одной из важнейших задач современной школы является формирование экономического мышления у школьников, направленного на развитие у них творческого поиска, инициативы, предпринимательства.Изучение экон...
Программа Элективного курса по экономике (17 часов) «Прикладная экономика» 10 класс
Одной из важнейших задач современной школы является формирование экономического мышления у школьников, направленного на развитие у них творческого поиска, инициативы, предпринимательства.Изучение экон...
ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА ПО ЭКОНОМИКЕ 8 КЛАСС
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКАОдной из важнейших задач современной школы является формирование экономического мышления у школьников, направленного на развитие у них творческого поиска, инициативы, предпр...
Программа элективного курса "Домашняя экономика"
Рабочая программа «Домашняя экономика» разработана на основе авторской программы Новожилова Н.В. «Экономика семьи». Программа рассчитана на 17 учебных ...
Программа элективного курса по экономике
Программа предполагает начальное знакомство обучающихся с российским рынком ценных бумаг, что в определённой степени обеспечит их социальную защищённость и позволит активно участвова...
Программа элективного курса по экономике. Азбука страхования.
Элективный курс "Азбука страхования" разработан для учашихся 10 - 11 клсассов и рассчитан на 18 часов с использованием 4 практических работ....
«Игра-предприятие» к разделу программы «Домашняя экономика. Основы предпринимательства»
На уроке рассматриваются проблемы, связанные с пониманием честного труда и справедливого распределения между коллегами по работе получаемых материальных благ....