Элективный курс "Введение в экономику"
элективный курс по экономике (9 класс) по теме
Данный элективный курс поможет учащимся почувствовать себя в мире экономики более уверенно, познакомит с тем, как этот мир устроен и позволит понять, почему события в нём развиваются так, а не иначе. Учащиеся совершат путешествие по миру экономики и узнают, как сегодня работают многие экономические «устройства»: деньги, торговля, банки, фирмы и многое другое. Учащиеся смогут разобраться в том, по каким законам развивается экономика, какие причины определяют поведение людей и коммерческих организаций в различных ситуациях, какие последствия для страны и её граждан может иметь экономическая политика правительства и научиться самому вести себя в мире экономики наиболее рационально. Дорога в мир экономических знаний будет не всегда простой, но интересной, потому, что разговор мы поведём о том, что волнует людей всегда и везде: Где лучше работать? Как зарабатывать больше? Как с наибольшей выгодой использовать деньги? Почему одни люди живут богаче, а другие – беднее? Как обеспечить своё будущее и будущее своих детей.
Мир экономики покажется учащим интересным, а некоторые, возможно, захотят побольше узнать о нём и в будущем даже стать экономистами. Но и для тех, кто выберет другую сферу приложения своих сил, полученные знания будут очень полезными.
Программа элективного курса «Введение в экономику» содержит вопросы основ знаний по микро- и макроэкономике для учащихся общеобразовательных школ. Экономика как отрасль знаний нацелена на изучение не материально-вещественной, а общественной стороны производства, т.е. тех экономических отношений, которые возникают в процессе общественного труда и влияют на развитие производства. Элективный курс «Введение в экономику» позволит обеспечить целостность и преемственность восприятия экономических знаний обучающимися с 9 по 11 класс, а также сочетать теоретические формы проведения занятий с практическими: написанием комментариев к экономической статье, решением задач, проведением тренингов и деловых игр, моделированием и участием школьников в работе школьных и городских научно-практических конференций.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Элективный курс по экономике для обучающихся 9-10-х классов | 63.19 КБ |
Предварительный просмотр:
«Рассмотрено» «Утверждаю»
Методическим Директор
советом школы МОБУ СОШ № 2
г. Свободного
Амурской области
____________________ _____________________
Программа
элективного курса
Составила:
учитель географии и экономики
высшей квалификационной категории
МОБУ СОШ № 2
Колесникова
Ирина Васильевна
г. Свободный
2012 – 2013 уч. год
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ
Критерии характеристики программы | Варианты характеристики учебной программы |
1. Возраст учащихся | учащиеся основной и средней школы |
2. Пол учащихся | смешанная группа |
3. Продолжительность реализации программы | 34 часа |
4. Формы организации обучения | групповые занятия |
5. Виды учебной деятельности | исследовательская |
6. Образовательная область | Экономика |
7. Способы реализации содержания программы | исследовательские и творческие программы |
8. Уровни освоения программы | профессионально-ориентированный |
9. Тип учебной программы | ориентационная |
Пояснительная записка
Все мы живём в мире экономики. Именно экономика, т.е. хозяйственная деятельность людей, обеспечивает нас всем необходимым. Свет и тепло в доме, одежда и еда, даже обучение и развлечения – это и многое другое стало возможным в результате этой деятельности. Для того, чтобы организовать её, людям пришлось придумать множество разных способов объединения и координации своих усилий и создать массу профессий. Наша будущая жизнь будет во многом определяться тем, насколько хорошо работает экономика России, а мы сами разбираемся в её устройстве и умеем принимать верные решения.
Поэтому данный элективный курс поможет учащимся почувствовать себя в мире экономики более уверенно, познакомит с тем, как этот мир устроен и позволит понять, почему события в нём развиваются так, а не иначе. Учащиеся совершат путешествие по миру экономики и узнают, как сегодня работают многие экономические «устройства»: деньги, торговля, банки, фирмы и многое другое. Учащиеся смогут разобраться в том, по каким законам развивается экономика, какие причины определяют поведение людей и коммерческих организаций в различных ситуациях, какие последствия для страны и её граждан может иметь экономическая политика правительства и научиться самому вести себя в мире экономики наиболее рационально. Дорога в мир экономических знаний будет не всегда простой, но интересной, потому, что разговор мы поведём о том, что волнует людей всегда и везде: Где лучше работать? Как зарабатывать больше? Как с наибольшей выгодой использовать деньги? Почему одни люди живут богаче, а другие – беднее? Как обеспечить своё будущее и будущее своих детей.
Мир экономики покажется учащим интересным, а некоторые, возможно, захотят побольше узнать о нём и в будущем даже стать экономистами. Но и для тех, кто выберет другую сферу приложения своих сил, полученные знания будут очень полезными.
В нынешним социально-экономических условиях особая роль отводится школьному экономическому образованию, по сути призванному сформировать экономическое мышление и привить навыки рационального экономического поведения, создать предпосылки для последующего профессионального обучения и эффективной практической деятельности подрастающего поколения.
Экономическое образование является неотъемлемой, важной частью общего среднего образования. Взаимосвязь экономики с математикой, информатикой, историей, географией, правом, обществознанием и др. школьными дисциплинами позволит создать у обучающихся адекватное представление об окружающем мире, сформировать личность современного всесторонне образованного человека и гражданина. В основной общеобразовательной школе преподавание экономики как отдельного предмета Базисным учебным планом не предусмотрено. Изучение экономических вопросов включено в минимум содержания образовательных областей и учебных дисциплин («Обществоведение», «Технология», «География»), реализующих инвариантный компонент содержания образования Базисного учебного плана.
В связи с этим рекомендуется интегрированное изучение и введение модулей по экономике в курсах других школьных предметов. Интеграция экономических и правовых знаний может быть представлена такими элективными курсами: «Введение в экономику», «Основы экономики и предпринимательства», «Основы бизнеса», «Защита прав потребителя».
Программа элективного курса «Введение в экономику» содержит вопросы основ знаний по микро- и макроэкономике для учащихся общеобразовательных школ. Экономика как отрасль знаний нацелена на изучение не материально-вещественной, а общественной стороны производства, т.е. тех экономических отношений, которые возникают в процессе общественного труда и влияют на развитие производства. Элективный курс «Введение в экономику» позволит обеспечить целостность и преемственность восприятия экономических знаний обучающимися с 9 по 11 класс, а также сочетать теоретические формы проведения занятий с практическими: написанием комментариев к экономической статье, решением задач, проведением тренингов и деловых игр, моделированием и участием школьников в работе школьных и городских научно-практических конференций.
Реализация данной программы направлена на достижение следующих целей:
- развитие гражданского образования, экономического образа мышления, потребности в получении экономических знаний и интереса к изучению экономических дисциплин, способности к личному самоопределению и самореализации;
- воспитание ответственности за экономические решения, уважения к труду и предпринимательской деятельности;
- освоение системы знаний об экономической деятельности и об экономике России для последующего изучения социально-экономических и гуманитарных дисциплин;
- овладение умениями получать и критически осмысливать экономическую информацию, анализировать, систематизировать полученные данные; подходить к событиям общественной и политической жизни с экономической точки зрения;
- освоение способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых для участия в экономической жизни общества и государства;
- формирование опыта применения полученных знаний и умений для будущей работы в качестве наёмного работника и эффективной самореализации в экономической сфере.
Задачи программы
Программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций:
- объяснение изученных положений на предлагаемых конкретных примерах;
- решение познавательных и практических задач, отражающих типичные экономические ситуации;
- применение полученных знаний для определения экономически рационального поведения и порядка действий в конкретных ситуациях;
- умение обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства;
- поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа и извлечение необходимой информации из источников, созданных в различных знаковых системах (тест, таблица, график, диаграмма, аудиовизуальный ряд и др.), отделение основной информации от второстепенной, критическое оценивание достоверности полученной информации, передача содержания информации адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно);
- выбор вида чтения в соответствии с поставленной целью (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.);
- работа с текстами различных стилей, понимание их специфики; адекватное восприятие языка средств массовой информации;
- самостоятельное создание алгоритмов познавательной деятельности для решения задач творческого и поискового характера;
- участие в проектной деятельности, владение приёмами исследовательской деятельности, элементарными умениями прогноза (умение отвечать на вопрос: «Что произойдёт, если…»);
- пользование мультимедийными ресурсами и компьютерными технологиями для обработки, передач, систематизации информации, создание баз данных, презентации результатов познавательной и практической деятельности;
- владение основными видами публичных выступлений (высказывание, монолог, дискуссия, полемика).
Требования к уровню подготовки учащихся
Учащиеся должны знать: понятия «экономика как наука» и «экономика как хозяйство»; «потребности», «ресурсы». Суть ограниченности ресурсов. Понятия «альтернативная стоимость», «собственность», «стимулы», «экономическая система». Основные вопросы экономики и различные способы их решения. Типы экономических систем. Типы (формы) собственности. Понятия: «разделение труда», «специализация», «торговля», «обмен», «сравнительное преимущество», «спрос», «эластичность спроса», «предложение». Факторы, влияющие на спрос. Закон спроса, закон предложения, механизм формирования рыночных цен. Понятие «рыночное равновесие»; сущность конкуренции. Основные типы структуры рынка и особенности ценообразования на рынках разной структуры; рыночный механизм принятия решений, его достоинства и слабые стороны. Роль государства в компенсации слабых сторон рыночного механизма. Цели и функции государства в экономике. Понятия: «общественные товары и услуги», «внешние (побочные) эффекты», «доход семьи», «семейный бюджет», «прожиточный минимум», «потребительская корзина», «минимальная заработная плата». Основные источники доходов семьи. Методы государственного регулирования доходов. Формы социальной поддержки малообеспеченных. Социально-экономические последствия неравенства доходов. Понятия «факторы производства», «затраты (издержки)», «выручка», «прибыль». Различие между бухгалтерской и экономической прибылью, затратами. Понятия: «государственный бюджет», «государственный долг», «дефицит государственного бюджета». Основные источники доходов и главные статьи расходов государства. Источники покрытия дефицита государственного бюджета. Функции налогов, устройство налоговой системы России, основные виды налогов. Природу и функции денег в экономике. Виды денег; понятия: «банк», «депозит», «кредит», «банковский процент». Структуру банковской системы России. Функции Центробанка России. Особенности рынка труда, формы организации оплаты труда, методы стимулирования работников. Механизм формирования заработной платы ,понятие «минимальная заработная плата». Роль профсоюзов и их влияние на рынок труда. Основные права и обязанности наёмных работников и работодателей. Понятия «инфляция», «безработица»; виды безработицы, система помощи безработным и др.
Учащиеся должны уметь: Определять альтернативную стоимость на простых примерах. Принимать решения в конкретных жизненных ситуациях с учётом альтернативной стоимости; приводить примеры элементов традиционной, централизованной (командной) и рыночной систем и различных решений одних и тех же проблем экономикой централизованного и рыночного типа. Приводить примеры разных типов собственности, примеры специализации и разделения труда. Объяснять взаимовыгодность добровольного обмена; читать и строить шкалу и график (кривую) спроса на конкретных примерах. Различать изменение величины спроса и изменение спроса. Проводить графический анализ изменения спроса; читать и строить шкалу и график (кривую) предложения на условных примерах. Различать изменение величины предложения и изменение предложения. Проводить графический анализ изменения предложения; находить на условных примерах равновесную цену и равновесное количество. Проводить анализ изменения рыночной ситуации в результате изменения спроса и предложения. Анализировать последствия установления фиксированных цен; объяснять действия рыночного механизма на условных примерах; анализировать статистику о доходах населения и приводить примеры социальной защиты в России и др. странах. Составлять семейный бюджет; вычислять в простых случаях производительность труда, затраты на производство, выручку; приводить примеры случаев несостоятельности рынка. Приводить примеры общественных товаров и услуг, внешних (побочных) эффектов. Меры, применяемые государством для регулирования последствий внешних эффектов и для обеспечения предложения общественных товаров и услуг. Раскрывать связь дефицита государственного бюджета с др. экономическими проблемами. Раскрывать действенность налоговой системы с дефицитом государственного бюджета. Объяснять взаимосвязь эмиссии денег и роста общего уровня цен в стране. Анализировать причины и последствия инфляции в конкретных экономических ситуациях. Объяснять, кто выигрывает, кто проигрывает от инфляции, анализировать причины различий в уровне оплаты труда. Определять влияние изменений на рынках товаров и услуг на рынок труда. Рассчитывать размер оплаты труда на простых примерах. Анализировать статистику занятости, анализировать статистические данные по основным макроэкономическим показателям; показать выгоду от внешней торговли и международной специализации на условных и практических примерах.
Связь программы вариативного курса
с программой «Экономика»
Минимальное содержание курса « Экономика» должно быть реализовано во всех общеобразовательных учреждениях, независимо от их профиля и организационно- правовых форм собственности. Оно является основой для разработки программ, учебно-методических пособий, материалов итоговой аттестации выпускников. Представленное в обязательном минимуме содержание может быть включено в качестве компонента содержания образования в региональный план общеобразовательного учреждения. Но в Базисном учебном плане многих общеобразовательных учреждений России (приказ Минобразования России №322 от 9.02.1998) учебная дисциплина «Экономика» включена в образовательную область «Обществознание». Из-за отсутствия часов в инвариантной части Базисного плана обучение экономике в основной общеобразовательной школе в виде отдельного предмета рекомендуется проводить за счёт времени вариативной части плана (школьный или региональный компонент). На этой ступени общеобразовательной школы изучение экономических вопросов осуществляется в ходе преподавания курсов: «Обществознание», «География», «Технология», реализующих инвариантный компонент содержания образования Базисного учебного плана. Углубленное изучение экономики может осуществляться за счёт элективных курсов.
Состав учащихся
Данная программа элективного курса «Введение в экономику» предназначена для организации обучения основам экономических знаний учащихся 9-10 классов общеобразовательных школ на базе учебника И.В. Липсица (в 2 ч.) и должна стать начальным этапом накопления знаний перед изучением следующего курса «Основы экономики и предпринимательства» в 11 классе.
Продолжительность обучения
34 часа
Курс может быть расширен, можно предложить учащимся тренировочные задания для самостоятельной работы, при условии, что это не будет для них большой перегрузкой.
Организация самостоятельной работы учащихся
Изучение курса «Введение в экономику» предполагает проведение самостоятельных работ учащимися под руководством и наблюдением учителя в классе, а также самостоятельное выполнение заданий учащимися на дому. Для выполнения самостоятельных работ учащимися целесообразно предложить 8- 10 занятий (часов), в соответствии с изучаемыми темами. Причём, наиболее трудные задания необходимо выполнять под руководством учителя в классе.
Оценка результатов работы по программе вариативного курса
1. Способы подведения итогов работы: создание презентаций, буклетов, публичные выступления, организация зачётов;
2. Способы диагностики и контроля знаний и умений учащихся: тесты, решения задач, анализ предложенных ситуаций, построение графиков, схем, выполнение контрольных и творческих работ.
3. Способы диагностики удовлетворённости учащихся: диагностика личностных достижений учащихся (« Табель оценки достижений»), проведение анкетирования учащихся («Уровень удовлетворённости»), письменные отзывы о работе учителя, о преподавании курса.
4. Основные критерии оценки работ учащихся: публичные выступления на школьных и городских научно-практических конференциях; сообщения, рефераты, доклады, проекты на уроках истории, обществознания, географии; участие в олимпиадах и марафонах по экономике; выполнение экзаменационных заданий по смежным дисциплинам при сдаче ЕГЭ.
Учебно-материальная база
Занятия элективного курса будут проводиться в специализированном кабинете информатики, где имеется хорошая мультимедийная поддержка: компьютеры, возможность использования интернет-ресурсов. В школьной библиотеке имеются экономические энциклопедии и учебная литература по экономике (на каждого учащегося).
Список литературы
1. Казаков А.П., Минаева Н.В. Экономика (лекции, упражнения, тренинги) М.,2005
2. Липсиц И.В. Экономика (в 1,2 ч.) М., Вита-Пресс, 2004, 2005
3. Липсиц И.В. Экономика. История и современная организация хозяйственной деятельности. М., Вита- Пресс, 2006
4. Макарова О., Раев В. Сборник тестов по экономике. М., 2007
5. Мицкевич А.А. Сборник заданий по экономике. М., Вита-Пресс, 2005
6.Савицкая Е.В. Уроки экономики в школе (методическое пособие, 9 класс) М., Вита-Пресс, 2002
7. Экономическая энциклопедия для детей и взрослых. М., АОЗТ «Нефтехиминвест», 1995
8. Справочник «100 экзаменационных ответов»
Тематический план
№ п/п | Тема | Количество часов | ||
Всего | Теоретических | Практических | ||
1 | Что такое экономика? | 1 | 1 | |
2 | Основы хозяйственной жизни человечества. | 1 | 1 | |
3 | Ограниченность экономических ресурсов. | 1 | 1 | |
4 | Главные вопросы экономики. | 1 | 1 | |
5 | Понятие об экономических системах (традиционная и рыночная). | 1 | 1 | |
6 | Понятие об экономических системах (командная и смешанная). | 1 | 1 | |
7 | Понятие о спросе и предложении. | 1 | 1 | |
8 | Формирование рыночных цен. Рыночное равновесие. | 1 | 1 | |
9 | Причины и следствия нарушения рыночного равновесия. | 1 | 1 | |
10 | Причины возникновения, формы и функции денег. | 1 | 1 | |
11 | Законы денежного обращения. Факторы формирования денежной массы. | 1 | 1 | |
12 | Причины и виды инфляции. | 1 | 1 | |
13 | Причины появления и виды банков. | 1 | 1 | |
14 | Принципы кредитования. Роль Центрального банка РФ. | 1 | 1 | |
15 | Экономическая природа рынка труда. | 1 | 1 | |
16 | Спрос на рынке труда. Факторы формирования предложения на рынке труда. | 1 | 1 | |
17 | Формирование заработной платы. Различия в уровнях оплаты труда. | 1 | 1 | |
18 | Социальны проблемы рынка труда. Профсоюзы и трудовые конфликты. | 1 | 1 | |
19 | Прожиточный минимум и минимальная зарплата. | 1 | 1 | |
20 | Основные способы стимулирования трудовой активности. | 1 | 1 | |
21 | Экономические проблемы безработицы. | 1 | 1 | |
22 | Роль фирм в экономической жизни страны. | 1 | 1 | |
23 | Виды прибыли, затрат и их экономическое значение. | 1 | 1 | |
24 | Фирмы и конкуренция. | 1 | 1 | |
25 | Доходы и расходы семьи. Семейный бюджет. | 1 | 1 | |
26 | Инфляция и семейная экономика. | 1 | 1 | |
27 | Неравенство доходов и его последствия. | 1 | 1 | |
28 | Бедность как экономическая проблема. | 1 | 1 | |
29 | Экономические свободы и роль государства в их защите. | 1 | 1 | |
30 | Причины и формы вмешательства государства в экономические проблемы. | 1 | 1 | |
31 | Государственные финансы. Принципы и методы налогообложения. | 1 | 1 | |
32 | Понятие о государственном бюджете. | 1 | 1 | |
33 | Причины и следствия возникновения гос. долга | 1 | 1 | |
34 | Подведём итоги. | 1 | 1 | |
Всего по программе: | 34 | 26 | 8 |
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Тема занятия | Кол-во часов | Тип занятия | Элементы содержания | Требования к уровню подготовки обучающихся | Вид контроля | Элементы дополнительного содержания | Д/з | Дата проведения |
РАЗДЕЛ 1 ПОНЯТИЕ ОБ ЭКОНОМИКЕ (4 часа) | |||||||||
1 | Что такое экономика? | 1 | лекция (изучение нового материала) | понятие об экономической науке, микро- и макроэкономике, круг изучаемых ими проблем | знать: -понятие об экономической науке, объяснять понятия «микро- и макроэкономика» | словарик терминов, составить схему «устройство экономики» | подобрать материал о великих экономистах | ||
2 | Основы хозяйственной жизни человечества. | 1 | комбинированный | потребности людей и их виды; причины, по которым потребности людей не могут быть удовлетворены полностью | знать: - виды потребностей -причины, по которым потребности людей не могут быть удовлетворены | составить схему «Виды потребностей» | решение задач на расчёт производительности труда | ||
3 | Ограниченность экономических ресурсов. | 1 | обобщение и закрепление знаний | абсолютная и относительная ограниченность ресурсов; основные виды ограниченных ресурсов человека; причины, по которым невозможно преодоление ограниченности производственных ресурсов; права владельца | знать: -понятия «абсолютная и относительная ограниченность ресурсов»; -виды ограниченных ресурсов; -причины невозможности преодоления ограниченности ресурсов | решение задач | неизбежность выбора и его цена | ||
4 | Главные вопросы экономики | 1 | обобщение и закрепление знаний | свободные и экономические блага; выбор и альтернативная стоимость; факторы производства | знать: -главные вопросы экономической жизни общества; -основные понятия темы; -уметь решать задачи по теме | построение графика «Кривая производственных возможностей» | |||
РАЗДЕЛ 2 ТИПЫ ЭКОНОМИЧЕСКИХ СИСТЕМ (2 часа) | |||||||||
5 | Понятие об экономических системах (традиционная и рыночная) | 1 | лекция (изучение нового материала) | понятие об экономических системах и основные критерии их разграничения; традиционная и рыночная системы, их особенности и формы практической реализации; частная собственность как основа рыночной системы | знать: - понятия «традиционная и рыночная системы», «конкуренция», «частная собственность»; уметь подбирать примеры к каждой из них | заполнение таблицы | схема «Основы капитал. системы» | ||
6 | Понятие об экономических системах (командная и смешанная) | 1 | комбинированный | понятие об экономических системах и основные критерии их разграничения; командная и смешанная системы, их особенности и формы практической реализации | знать: - понятия «командная и смешанная системы», уметь подбирать примеры к каждой из них; недостатки командной системы | заполнение таблицы | схема «Основные элементы смешанной системы | ||
РАЗДЕЛ 3 СПРОС И ПРЕДЛОЖЕНИЕ (3 часа) | |||||||||
7 | Понятие о спросе и предложении | 1 | лекция, (изучение нового материала) | понятие о спросе и предложении; факторы формирования величины спроса и предложения, эластичность спроса и её значение для продавцов; различия в мотивах рыночного поведения покупателей и продавцов | знать: -понятия «спрос и предложение»; факторы формирования величины спроса и предложения; эластичность спроса и её значение для продавцов (объяснять) | решение задач, построение графиков | |||
8 | Формирование рыночных цен. Рыночное равновесие. | 1 | комбинированный | взаимодействие спроса и предложения; механизмы рыночного ценообразования; типы рыночных ситуаций: дефицит, затоваривание, равновесие; рынок покупателей и продавцов | знать: -типы рыночных ситуаций: затоваривание, равновесие, дефицит; -механизм формирования рыночного равновесия; -рынок покупателей и продавцов; описывать действия рынка | решение задач, схема «Типы рыночных ситуаций» | основные рыночные структуры | ||
9 | Причины и следствия нарушения рыночного равновесия. | 1 | комбинированный | нарушение рыночного равновесия на стороне спроса либо предложения; рынок, как маятник, всегда стремится к равновесию и постоянно от него отклоняется (смещение кривой влево-вправо) | знать: -механизм формирования рыночного равновесия; -равновесная цена и равновесное количество; -изменение ситуации на рынке при росте предложения; -недостатки «замораживания» цен; | решение задач, контрольные вопросы | |||
РАЗДЕЛ 4 ОСНОВЫ ДЕНЕЖНОГО МЕХАНИЗМА (3 часа) | |||||||||
10 | Причины возникновения, формы и функции денег. | 1 | лекция | роль денег в экономике; история развития различных форм денег; основные функции денег: средство измерения, сбережения, платежа | знать: -причины изобретения денег; -функции денег; -иметь понятие о бартере; -знать понятия «ликвидность», «активы», «эмиссия, «эмицент»; -отличать товарные деньги, наличные и безналичные | составить таблицу «Функции денег» | причины выделения из мира денежных товаров- драгоценных металлов | сообщения учащихся по теме | |
11 | Законы денежного обращения. Факторы формирования денежной массы. | 1 | практикум | понятие о денежном обращении; закон обмена и его использование; понятие о скорости обращения денег и метод её определения | знать: -понятие о денежном обращении; -закон обмена, его использование; -скорость обращения денег; -покупательская способность денег | решение задач | основы денежной политики государства | найти материал об Ирвинге Фишере | |
12 | Причины и виды инфляции. | 1 | изучение нового материала | причины возникновения инфляции и её влияние на покупательную способность денег; виды инфляции | знать: -понятие «инфляция» и причины, её определяющие -виды инфляции, их особенности; -инфляция и экономика | составить таблицу «Виды инфляции» | понятие об инфляционной психологии; | страницы истории «Виноват ли Колумб в революции цен»? | |
РАЗДЕЛ 5 МЕСТО БАНКОВ В ЭКОНОМИКЕ (2 часа) | |||||||||
13 | Причины появления и виды банков. | 1 | лекция (изучение нового материала) | раскрыть современное устройство кредитной сферы экономики; показать роль банков в организации денежного обращения, назначение банков и их виды | знать: -понятия «банк», «банкир», «маржа», -типы банков; -банковская система страны; -какие причины привели к возникновению банков | схема Классификация банков» | |||
14 | Принципы кредитования. Роль Центрального банка РФ. | 1 | практикум | основные принципы кредитования: срочность, платность, возвратность, гарантированность; основные источники средств для кредитования; кредитный договор, кредитоспособность, залог; банки и структура денежной массы | знать: -принципы кредитования; -понятия «кредит», «кредитный договор», «депозит», «залог», «кредитоспособность», «вексель», «чековый счёт», «кредитная эмиссия», «депозитный мультипликатор» | решение простейших задач на расчёт кредита | роль Центро- банка России, его функции; что такое «революция цен» | решение задач на расчёт кредита | |
РАЗДЕЛ 6 РЫНОК ТРУДА (3 часа) | |||||||||
15 | Экономическая природа рынка труда. | 1 | комбинированный | понятие о рынке труда; особенности труда как товара; продавцы и покупатели на рынке труда; понятие о характере спроса на рынке труда; мобильность рабочей силы | знать: -особенности труда как товара; -деятельность продавцов и покупателей на рынке труда; -объяснять суть положения «спрос на рынке труда» | словарик темы, моделирование ситуаций и их анализ | |||
16 | Спрос на рынке труда. Факторы формирования предложения на рынке труда. | 1 | обобщение и закрепление знаний | факторы, формирующие предложение и спрос на рынке труда; закон предложения на рынке труда; понятие об эффективности дохода и его влиянии на предложение труда | знать: -факторы, формирующие предложение и спрос на рынке труда; -закон предложения на рынке труда; -объяснять положение об эффекте дохода и его влиянии на предложение | решение задач; привести примеры, объясняющие положение об эффекте дохода и его влиянии на предложение труда | роль государства на рынках труда | задача «Посчитаем подумаем» | |
17 | Формирование заработной платы. Различия в уровнях оплаты труда. | 1 | обобщение и закрепление знаний | заработная плата как равновесная цена труда; влияние на заработную плату изменений в соотношениях спроса и предложения на рынках труда; причины возникновения устойчивых отраслевых различий в уровнях заработной платы | знать: -как формируется заработная плата, что влияет на её величину; -приводить примеры, объяснять их | работа в группах, принятие решений по предложенным проблемам | рассмотреть уровни з/платы по отдельным отраслям экономики | ||
РАЗДЕЛ 7 СОЦИАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ РЫНКА ТРУДА (4 часа) | |||||||||
18 | Социальны проблемы рынка труда. Профсоюзы и трудовые конфликты. | 1 | лекция | главное отличие рынка труда от др. рынков; стратегия рабочих и работодателей 19-20 в.; за что борются профсоюзы; договоры и контракты на рынке труда | знать: -главные отличия рынка труда; -профсоюз и его функции; -трудовой контракт и причины его заключения; -что такое «трудовые договора» и «генеральные соглашения» | составление контракта при приёме на работу | роль профсоюзов и гос-ва на рынках труда | ||
19 | Прожиточный минимум и минимальная зарплата. | 1 | комбинированный | прожиточный минимум как минимальная цена труда; проблемы относительной динамики прожиточного минимума, минимальной и средней зарплаты | знать: -понятия «прожиточный минимум», «минимальная и средняя зарплата»; -объяснять соотношение прожиточного минимума, минимальной и средней заработной платы | решение задач, составить словарик темы | роль профсоюзов и гос-ва на рынках труда | материалы из СМИ, данные УСЗН по городу Свободному | |
20 | Основные способы стимулирования трудовой активности. | 1 | комбинированный | основные способы стимулирования трудовой активности работников; виды заработной платы; трудовая пенсия как способ стимулирования роста производительности и качества труда | знать: -основные способы стимулирования трудовой активности работников; -виды заработной платы; -объяснять, как трудовая пенсия способствует росту производительности и качества труда | задания по группам, составить схему «Виды заработной платы», таблицу «Способы стимулирования труда работников» | |||
21 | Экономические проблемы безработицы. | 1 | комбинированный | понятие о безработице и критерии признания человека безработным; виды безработицы и причины их возникновения; понятие полной занятости и методы сокращения безработицы | знать: -что такое безработица; -критерии признания человека безработным; -виды безработицы и причины их возникновения; -уровень безработицы | составить таблицу «Виды безработицы» | моделирование ситуаций и их анализ | составить примеры на определение видов безработицы | |
РАЗДЕЛ 8 РОЛЬ ФИРМ В ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЖИЗНИ СТРАНЫ (3 часа) | |||||||||
22 | Роль фирм в экономической жизни страны. | 1 | лекция (изучение нового материала) | понятия «фирма» и «предприятие»; фирма и отрасль; понятие о добавленной стоимости; виды фирм и их отличия | знать: -понятия «фирма, предприятие, отрасль»; -понятие о добавленной стоимости; -уяснение учащимися экономической природы коммерческой фирмы; -виды фирм и их отличия | Составить словарик темы, схему «Виды фирм» и решение задач | |||
23 | Виды прибыли, затрат и их экономическое значение. | 1 | лекция (изучение нового материала) | что такое общие издержки; из каких затрат они складываются; какие затраты больше: экономические или бухгалтерские? чем расходы отличаются от затрат; закон убывающей предельной производительности факторов производства. | знать: -понятия «прибыль», «затраты», «экономические затраты», «бухгалтерские затраты»; -виды фирм, их особенности | Схема «Формы предпринимательской деятельности», таблица «Фирмы, их достоинства и недостатки» | |||
24 | Фирмы и конкуренция. | 1 | Обобщение и закрепление знаний | понятие о внутренних и внешних ресурсах и затратах фирмы; типы конкуренции; типы конкурентных рынков; влияние конкуренции на деятельность фирм; понятие о нормальной прибыли владельцев фирмы. | знать: -понятие о внутренних и внешних ресурсах, затратах фирмы; -понятие о нормальной прибыли владельцев фирмы; -конкуренция, её виды, типы конкурентных рынков | Решение задач | |||
РАЗДЕЛ 9 ЭКОНОМИКА СЕМЬИ (4 часа) | |||||||||
25 | Доходы и расходы семьи. Семейный бюджет. | 1 | Комбинированный (ролевая игра) | Источники доходов семьи; изменение структуры доходов семьи как следствие экономических преобразований в стране; семейные расходы и закономерности их изменения; закон Энгеля; семейный бюджет | знать: -понятия темы; -уметь объяснять источники доходов семьи; -изменение структуры доходов семьи; -умение составлять семейный бюджет | Фронтальный опрос | Составить семейный бюджет. | Реклама, защита прав потребителей, рациональный потребитель | |
26 | Инфляция и семейная экономика. | 1 | Комбинированный | Негативное влияние инфляции на семейную экономику; номинальный и реальный доход; основные группы семей в зависимости от дохода; кто больше страдает от инфляции? | знать: -понятие «инфляция», «номинальный доход», «реальный доход»; -семьи с фиксированными доходами; -семьи с переменными доходами; -какие семьи страдают от инфляции сильнее | ||||
27 | Неравенство доходов и его последствия. | 1 | Комбинированный | Что порождает неравенство в благосостоянии; неравенство доходов и неравенство богатств; методы измерения неравенства доходов; механизм регулирования неравенства; кривая Лоренца. | знать: -понятие о прогрессивном налогообложении; -социальные программы; -уметь анализировать материалы СМИ; -работать с нормативными документами. | Анализировать материалы СМИ и работать с нормативными документами | |||
28 | Бедность как экономическая проблема. | 1 | Комбинированный | Понятие о прогрессивном налогообложении; социальные программы; какие группы населения России наиболее бедны и с чем это связано; расширение масштабов социальной поддержки. | знать: -понятие о прогрессивном налогообложении; -социальные программы; -уметь анализировать материалы СМИ; -работать с нормативными документами. | Анализировать материалы СМИ и работать с нормативными документами | Сочинение-рассуждение «Какими видами социальной помощи пользуется ваша семья» | ||
РАЗДЕЛ 10 РОЛЬ ГОСУДАРСТВА В ЭКОНОМИКЕ (5 часов) | |||||||||
29 | Экономические свободы и роль государства в их защите. | 1 | Комбинированный | Какие экономические свободы лежат в основе современного устройства экономической жизни общества; какая из них лежит в основе частной собственности; что значит «приватизация». | знать: -роль государства как экономической свободы; -государственные органы, участвующие в регулировании экономической жизни | Составить схему «Государственные органы, участвующие в регулировании экономической жизни» | |||
30 | Причины и формы вмешательства государства в экономические проблемы. | 1 | Применение знаний и умений | Понятие о слабости (несовершенстве) рынка; необходимость вмешательства государства в экономическую жизнь; понятие об общественных благах; экономические функции государства и их роль в компенсации слабости рынка. | знать: -понятие слабости рынка; -экономические функции государства; -понятие о общественных благах; -монополизация рынка, внешние эффекты; -формы вмешательства государства в работу рыночной системы | Составить схему «Экономические функции государства» | Повторение по курсу | ||
31 | Государственные финансы. Принципы и методы налогообложения. | 1 | Комбинированный | Финансы, действия современной налоговой системы, принципы и методы налогообложения; структуры налоговой системы | знать: -понятие «финансы», «налогообложение», «косвенный налог», «акциз», «пошлина»; -механизмы налогообложения; -масштаб налоговых изъятий | Составить схему «Структура налоговой системы России» | Ответить на вопрос: «Какие виды налогов платят члены вашей семьи в государственный бюджет?» | ||
32 | Понятие о государственном бюджете. | 1 | Комбинированный | Государственный бюджет, дефицит государственного бюджета; кто утверждает и исполняет федеральный бюджет России; причины и следствия возникновения государственного долга; виды долгов, способы финансирования государственного долга | знать: -понятие «бюджет», «дефицит государственного бюджета»; -кто утверждает и исполняет федеральный бюджет России; -перечень статей государственных доходов; - перечень статей государственных расходов; | ||||
33 | Причины и следствия возникновения государственного долга. | 1 | Изучение нового материала | Способы ликвидации дефицита бюджета; теневая экономика, государственные ценные бумаги, государственный долг; способы финансирования государственного долга. | знать: -основные способы решения проблемы: сокращение бюджетных расходов, источники дополнительных доходов, эмиссия необеспеченных денег, одалживание денег; -виды гос. долга; -трансферты; -«теневая экономика» | ||||
34 | Подведём итоги. | 1 | Зачёт (контрольное занятие) | Выявить знания учащихся по изученному курсу | знать: -основные вопросы по изученному материалу; -экономические термины и понятия; -уметь решать экономические задачи; -моделирование ситуаций и их анализ. | Тесты, контрольные задания, решение задач |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа Элективного курса по экономике (17 часов) «Азбука экономики» 10 класс
Одной из важнейших задач современной школы является формирование экономического мышления у школьников, направленного на развитие у них творческого поиска, инициативы, предпринимательства.Изучение экон...
Программа Элективного курса по экономике (17 часов) «Прикладная экономика» 10 класс
Одной из важнейших задач современной школы является формирование экономического мышления у школьников, направленного на развитие у них творческого поиска, инициативы, предпринимательства.Изучение экон...
Элективный курс по экономике: "Бизнес-курс за школьной партой"
Данный курс является авторской разработкой, имеет практико-ориентированную направленность, расчитан на 17 часов, предназначен для обучающихся 9 классов....
ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА ПО ЭКОНОМИКЕ 8 КЛАСС
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКАОдной из важнейших задач современной школы является формирование экономического мышления у школьников, направленного на развитие у них творческого поиска, инициативы, предпр...
Программа элективного курса "Домашняя экономика"
Рабочая программа «Домашняя экономика» разработана на основе авторской программы Новожилова Н.В. «Экономика семьи». Программа рассчитана на 17 учебных ...
Элективный курс по экономике «Основы экономической теории»
Примерная рабочая программа элективного курса по экономике «Основы экономической теории»....
Программа элективного курса по экономике
Программа предполагает начальное знакомство обучающихся с российским рынком ценных бумаг, что в определённой степени обеспечит их социальную защищённость и позволит активно участвова...