программа элективного курса "Введение в экономику"
элективный курс по экономике (9 класс) по теме
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
elektiv_vvedenie_v_ekonomiku.docx | 47.59 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа элективного курса «Введение в экономику» для учащихся 9-х классов
Объем курса – 34 часа, 1 час в неделю
Автор – составитель: Лукьянова Н.С., учитель истории, обществознания, экономики МАОУ «СОШ №2» г. Колпашево
Содержание программы
- Пояснительная записка
- Обоснование актуальности курса
- Требования к возрасту обучающихся
- Межпредметные связи
- Объем учебной нагрузки
- Нормативно – правовое обеспечение программы
- Цели и задачи элективного курса
- Формы проведения занятий:
- Содержание программы
- Тематическое планирование
- Список рекомендуемой литературы для учителя
- Список рекомендуемой литературы для учащихся
- Приложение: некоторые результаты реализации элективного курса «Введение в экономику»
- Пояснительная записка
Обоснование актуальности курса
Современное общество настойчиво требует от выпускников школ не слепого подражания и бездумного соблюдения инструкций и правил, а вдумчивого, творческого подхода к действительности. Осознанный выбор будущей профессии, самостоятельность, умение нестандартно мыслить, ставить перед собой задачи и принимать решения, эффективно сотрудничать в коллективе – все это становится необходимым для сегодняшних старшеклассников.
Все эти приоритетные задачи образования во многом решаются во время обучения на старшей ступени средней полной школы, которая в течение 10 последних лет работает в режиме профильного обучения. В условиях профильного образования в средней школе «Экономика» может преподаваться в рамках курса «Обществознание» либо являться самостоятельной учебной дисциплиной в рамках соответствующего профиля. Однако далеко не всегда выбор профиля осуществляется обучающимися осознанно. Чтобы помочь старшеклассникам сделать собственный выбор, в 9 классе предлагаются курсы по выбору (элективные). Одним из них является элективный курс «Введение в экономику». Также он может быть реализован в 10 классе в рамках профильного обучения.
В условиях постоянной нехватки часов учебного плана, многие школы отказываются от ведения экономики как самостоятельной учебной дисциплины. Вместе с тем, статистика конкурса на экономические специальности в ВУЗы (ТГУ, ТПУ) показывает, что они по-прежнему являются востребованными. Кроме этого, рыночная экономика, в условиях которой мы живем, требует от каждого человека в обыденной жизни понимания экономических явлений и процессов.
Вышеуказанные проблемы можно эффективно решать, включив в учебный план элективный курс «Введение в экономику». Программа данного элективного курса разработана в контексте школьного обществоведческого образования и предполагает теоретическое и практическое знакомство обучающихся с основными экономическими субъектами и их деятельностью. Элективный курс может оказать помощь обучающимся как будущим наемным работникам, предпринимателям, управленцам.
Экономическая деятельность тесно связана с умениями поиска, отбора, критического осмысления полученной информации, поэтому ряд занятий курса направлены на дальнейшее формирование у обучающихся навыков работы с информацией.
Содержание курса направлено на совершенствование коммуникативных навыков деятельности, в том числе устной коммуникации.
Требования к возрасту обучающихся
Программа элективного курса рассчитана на обучающихся 9-10 классов, и может быть реализована как в рамках предпрофильной подготовки обучающихся, так и в рамках профильного обучения.
Возрастные особенности шестнадцати - семнадцатилетних юношей и девушек характеризуются тем, что старшеклассники оценивают учебный процесс с точки зрения жизненных перспектив. В старшем школьном возрасте устанавливается довольно прочная связь между профессиональными и учебными интересами: выбор профессии способствует формированию учебных интересов, изменению отношения к учебной деятельности. В связи с необходимостью самоопределения у школьников возникает потребность разобраться в окружающем и в самом себе, найти смысл происходящего. Характерным для учебного процесса является систематизация знаний по различным предметам, установление межпредметных связей. Все это создает почву для овладения общими законами природы и общественной жизни, что приводит к формированию научного мировоззрения. Именно эта нацеленность на перспективу, стремление к осознанному и правильному выбору жизненного пути делает элективный курс «Введение в экономику» актуальным именно для старшеклассников.
Межпредметные связи
«Экономика» в контексте школьного профильного образования тесно связана с другими учебными дисциплинами и науками. Экономические процессы невозможно объяснить, не изучив психологию и социологию (поведение людей, их поступки, мотивы их действий). На экономику большое влияние имеет политика, которая может создавать условия для ускорения роста экономики, а в некоторых случаях наоборот тормозить процессы развития.
Экономика тесно связана с историей, ведь понимание особенностей экономического развития страны соотносится с пониманием особенностей эпохи. Также экономика взаимодействует со статистикой, которая предоставляет факты, свидетельствующие об экономической жизни страны или отдельного человека. Понимание глобальных экономических процессов и международного взаимодействия не может обойтись без географии. А знания в области математики способствуют пониманию обучающимися экономических законов и экономических моделей. Кроме этого, экономическая сфера жизни общества взаимодействует с правовой, поэтому навыки правового поведения в экономике поможет сформировать курс «Правоведение».
Объем учебной нагрузки
Объем курса – 34 часа в год (1 час в неделю, 4 часа в месяц). Если в учебном плане школы недостаточно часов для проведения элективного курса в объеме 34 часов, то возможно сокращение количества часов до 17 с обязательной корректировкой содержания и планирования.
Нормативно – правовое обеспечение программы
- Закон РФ «Об образовании»
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 года № 373 «Об утверждении и введении в действие ФГОС НОО»
- Приказ Минобрнауки России от 17 мая 2012 г. № 413«Об утверждении федерального государственного стандарта среднего (полного) образования».
- Примерные основные образовательные программы начального, основного общего и среднего (полного) образования
- Демонстрационные варианты КИМ ЕГЭ по обществознанию
- Приказ Минобрнауки России от 24.12.2010 г. №.2080 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2011-2012 учебный год»
- Приказ Минобрнауки России от 3 июня 2011 г. N 1994 «О внесении изменений в
- Федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для ОУ РФ, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Минобрнауки РФ от 09.03.2004г. №1312
- Федеральный Закон от 1 декабря 2007 г. № 309 – ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части изменения понятия и структуры государственного образовательного стандарта» (в ред. Федеральных законов от 18.07.2009 г. № 184 – ФЗ, от 10.11.2009 г. № 260 – ФЗ;
- Поручение Президента Российской Федерации от 22 ноября 2008 г. № Пр-2505, распоряжение Правительства Российской Федерации от 27 февраля 2010 г. № 246-р о реализации национальной образовательной инициативы «Наша новая школа»;
- Постановление правительства РФ от 7 февраля 2011 г. N 61 О Федеральной целевой программе развития образования на 2011-2015 годы.
- Распоряжение Департамента общего образования Томской области от 19.01. 2011 г. № 34-р «Об утверждении Плана действий по модернизации общего образования Томской области, направленных на реализацию национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» на период 2011 – 2015 гг.»;
- Распоряжение Департамента общего образования Томской области от 06.11.12г. № 722-р «О введении в действие решения коллегии Департамента общего образования от 28 сентября 2012 года по вопросу «О задачах формирования единого информационно-коммуникационного пространства региональной общеобразовательной системы».
- Распоряжение Департамента общего образования Томской области от 28.03.12 № 186-р «Об утверждении ведомственных целевых программ Департамента общего образования Томской области на 2012 – 2014 гг.».
- Постановление Администрации Томской области от 15.02.2012г. № 51а «О комплексе мер по модернизации системы общего образования Томской области в 2012 году».
Для создания программы использованы:
- Программа «Основы экономических знаний», автор: Любимов В.В.
- Программа «Основы экономических знаний», автор: Липсиц И.В.
- Программа «Основы предпринимательства», автор: Липсиц И.В.
- Программа «Основы экономической теории», авторский коллектив под руководством С.И. Иванова
Цели элективного курса
- Формирование и развитие экономического образа мышления, потребности обучающихся в получении экономических знаний в контексте современного состояния экономики страны и интереса к изучению экономических дисциплин с точки зрения их практической значимости
- Создание условий для выявления индивидуальные образовательных потребностей ребенка, способствующих личному самоопределению и самореализации
- Воспитание уважения к человеческому труду и предпринимательской деятельности
- Развитие информационных компетенций обучающихся
- Получение позитивного опыта применения полученных знаний и умений для будущей трудовой деятельности в качестве наемного работника или собственника-предпринимателя
Задачи элективного курса:
- Ознакомление обучающихся с экономической сферой как базовой подсистемой общества
- Выявление специфики профессий и специальностей социально-экономической направленности на современном рынке труда, а также требования, предъявляемые обществом к ним
- Предоставление обучающемуся возможности стать субъектом экономических отношений в ходе моделирующих упражнений и деловых игр, имитирующих реальные явления и процессы в экономике
- Создание условий для формирования у обучающихся компетентностного подхода к работе с информацией по направлениям:
- Определение недостаточности информации для совершения действия/принятия решения (определения пробелов информации)
- Выявление разнообразных способов получения информации, представленных различными носителями
- Выработки понимания необходимости критического осмысления полученной информации
- Обработки и интерпретация информации
- Совершенствование коммуникативных компетенций (устная коммуникация, коммуникативное взаимодействие в микрогруппах и парах, межгрупповое взаимодействие)
- Выработка первоначальных навыков решения экономических задач и применения их на практике
Формы проведения занятий:
- Лекция
- Моделирующее упражнение
- Создание мини-проекта
- Решение экономических задач и построение графиков,
- Практикум
- Деловая игра
- Экскурсия
- Защита творческих работ и рефератов
- Содержание программы
Тема 1. Фундаментальные проблемы экономики. 5 ч. Уроки 1-5
Безграничность потребностей и ограниченность ресурсов создают проблему выбора. Свободные и экономические блага. Факторы производства и доходы от их использования. Практическое применение экономических знаний в современном обществе.
Тема 2.Рыночный механизм. 3ч. Уроки 6-8
Какими способами решаются фундаментальные проблемы экономики. Рынок и его функции. Кругооборот доходов и расходов в рыночной экономике. Плюсы и минусы чисто рыночной системы. Спрос и предложение. Взаимодействие спроса и предложения установление рыночных цен. Изменение рыночного равновесия.
Тема 3.Домашнее хозяйство как субъект рыночных отношений. 3 ч. Уроки 9-11
Основные субъекты рыночных отношений. Роль домашнего хозяйства в экономике. Домашнее хозяйство и частные инвестиции. Домашнее хозяйство собственники трудовых ресурсов. Домашнее – налогоплательщик и потребитель товаров и услуг.
Бюджет семьи.
Тема 4.Фирма - основной субъект рыночной экономики. 16 ч. Уроки 12-27
Историческая эволюция товарного производства. Разделение труда. Рождение капиталистических предприятий. Производительность. Условия деятельности фирмы. Право собственности. Управление фирмой. Организационно-правовые формы предпринимательской деятельности.
Прибыль и затраты. Виды прибыли и виды затрат.
Конкуренция и типы рыночных структур. Поведение фирмы в условиях конкуренции.
Значение рекламы в деятельности фирмы. Стратегия продвижения товара.
История успешных предпринимателей.
Труд как фактор производства. Наем на работу в фирму.
Тема 5. Современные проблемы макроэкономики. 4 ч. Уроки 28-30
Государство и его роль в современной экономике. Общественные товары и услуги. Пределы вмешательства государства в экономику.
Деньги. Закон денежного обращения. Функции денег.
Тема 6. Итоговое повторение и обобщение. 3ч. Уроки 32-34
- Тематическое планирование:
№ | Тема урока | Количество часов | Форма урока | Характеристика деятельности учащихся или виды учебной деятельности | Виды контроля | Планируемые образовательные результаты освоения материала | Основные термины и понятия |
1 | Что такое экономика и почему человечество не может без нее обойтись? | 1 | Проблемно - эвристический урок | Участвуют в беседе, выдвигают гипотезы, самостоятельно формулируют выводы и делают обобщения | Наблюдение | Обучающиеся должны усвоить основные научные подходы к пониманию «экономики» как в теоретическом, так и прикладном значении, свободно оперировать ими | экономика хозяйство блага |
2 | Экономические специальности на российском рынке труда | 1 | Урок ученических сообщений (по выбору обучающихся) | Самостоятельно готовят реферативные работы, участвуют в поиске и отборе информации, конспектируют, представляют работы, работают в программе Microsoft PowerPoint | Наблюдение анкетирование | Расширение представлений обучающихся о сфере профессиональной деятельности в области экономики, формирование навыков работы с информацией | разделение труда профессия специальность специализация рынок труда |
3 | Может ли экономика удовлетворить все потребности людей или экономическое применение «пирамиды Маслоу» | 1 | Проблемно - эвристический урок | Актуализируют обществоведческие знания по теме «Потребности», выстраивают логическую взаимосвязь между индивидуальными и групповыми потребностями, способами их удовлетворения и экономической деятельностью общества, заполняют схему «пирамида Маслоу» с опорой на обществоведческие знания, делают выводы, приводят примеры | Наблюдение, фронтальный опрос | Закрепление понимания потребностей и взаимосвязи между их удовлетворением и хозяйственной деятельностью общества, отработка навыков схематизации в обработке информации, использование собственного опыта и знаний для формулирования примеров, подтверждающих теоретические обобщения | потребности рациональный выбор альтернативная стоимость |
4 | Реальная экономика нашего города (региона) | 1 | Урок-экскурсия | Посещают одно из действующих предприятий города (производящего товары или представляющего услуги) | Беседа, самостоятельное составление мини-отчета о посещенной фирме (предприятии) | Практическое знакомство с реальной экономикой, закрепление понимания экономики как сферы приложения труда и удовлетворения потребностей общества и индивида, источнике получения дохода | товар услуга потребитель производитель |
5 | Что такое экономические ресурсы и кто получает доходы от владения ими? | 1 | Комбинированный урок | Осваивают теоретические вопросы по теме, усваивают новые знания о факторах производства и факторных доходах, о том, кто может быть субъектом собственности и объектом собственности, систематизируют информацию и оформляют ее в табличном виде | Фронтальный опрос, правильность и самостоятельность в заполнении таблицы | Расширение теоретических знаний по теме, формирование навыков систематизации информации, выделения главного | экономические ресурсы факторы производства собственник факторный доход объект собственности субъект собственности |
6 | Рынок | 1 | Урок в форме моделирующего упражнения | Активно выступают в роли экономических субъектов (продавец, покупатель), осуществляют необходимые подсчеты (прибыль, издержки) | Наблюдение, записи в рабочем листе (приложение к игре) | Получение практических навыков в сфере рыночных отношений, освоение новых социальных ролей, совершенствование коммуникативных навыков, повышение мотивации к изучению экономики | рынок субъекты рынка прибыль конкуренция |
7-8 | Как рождается цена в условиях рынка? | 2 | Комбинированный урок с использованием инструмента PMI | Усваивают фундаментальные механизмы рыночной экономики – спрос и предложение, установление цены | Индивидуальное выполнение графиков на основе знаний о функциях спроса, предложения, равновесной цены и факторах их изменения | Развитие навыков аналитической деятельности с применением инструмента PMI, понимание основных закономерностей рыночного механизма | спрос предложение факторы спроса и предложения цена рыночное равновесие |
9 | Основные экономические субъекты | 1 | Комбинированный урок | Выполняют схему «Взаимодействие экономических субъектов» под руководством педагога с описанием особенностей роли каждого субъекта, приводят примеры, иллюстрирующие роли каждого субъекта экономических отношений | Индивидуальный опрос с элементами эвристической беседы | Закрепление понимания роли каждого субъекта в экономике и необходимости их взаимодействия для успешного функционирования экономической системы | экономический субъект налоги рынок доход фактор производства государство |
10 | Хозяйственно-экономические функции семьи. Домашнее хозяйство. | 1 | Урок-беседа | Участвуют в беседе, опирающейся на жизненный опыт обучающихся и знания на примере собственной семьи, конспектируют, выполняют задания в мини-группах | Наблюдение | Формирование уважения к семье, воспитание ценностного отношения к семье не только как к важнейшей социальной группе, но и субъекту экономики | домашнее хозяйство натуральное хозяйство труд доход |
11 | Составление семейного бюджета как проявление экономической функции семьи. | 1 | Урок-практикум | Планируют доходы и расходы, используют Интернет – ресурсы и программу Ехеl | Наблюдение, заполнение листа самооценки | Овладение навыками самостоятельного планирования, закрепление понимания рационального поведения в экономике, развитие навыков групповой коммуникации и совместной деятельности | бюджет доход расход сбережение инвестиции |
12 | От ремесленной мастерской – к современной фирме. | 1 | Лекция с элементами беседы | Актуализируют и углубляют знания о развитии промышленного производства, конспектируют, определяют критерии для выделения этапов развития промышленного производства, сопоставляют этапы развития промышленности с основными историческим эпохами и изменениями в обществе | Тестирование | Понимание процесса промышленного развития как определяющего изменения во всех сферах жизни общества, закрепление понимания экономики как базовой сферы жизни общества | ремесло мануфактура фабрика завод промышленный переворот фирма |
13 | «Фабрика» | 1 | Деловая игра | Работают в малых группах по 4-5 человек (состав группы – по желанию), моделируют процесс производства, самостоятельно объясняют влияние на производительность труда различных факторов, учатся рассчитывать производительность труда | Наблюдение, заполнение листа самооценки | Понимание специализации как важнейшего условия современного производства, получение практического представления о преимуществах разделения труда и специализации, значении инвестиций в человеческий капитал и материальные ресурсы, совершенствование навыков коммуникации, внутригруппового и межгруппового взаимодействия | производство производительность специализация человеческий капитал |
14-15 | Мировые бренды – история успеха. | 2 | Урок подготовки мини – проектов и их презентации (бренд - по выбору обучающихся) | Выявляют основные трудности предпринимательской деятельности (риски) и пути достижения целей в бизнесе, получают и анализируют информацию об успешных предпринимательских проектах, обобщают, систематизируют и представляют информацию, используя программу | Взаимооценивание, самооценивание, наблюдение | Развитие навыков проектной деятельности, совершенствование информационной и коммуникативной компетенций, предъявление компетентности формулировать и задавать вопросы, представлять и обосновывать собственное мнение и мнение группы | бренд предприниматель предпринимательский риск фирма реклама бизнес |
16 | Основные экономические цели деятельности фирмы | 1 | Лекция с элементами беседы | Учатся определять основные цели фирмы в зависимости от формы собственности, анализируют цели фирмы | Фронтальный опрос с элементами беседы | Развитие навыков анализа рыночного поведения фирм, стратегического планирования не только в сфере экономики, но и в любой сфере жизни общества | прибыль продукция рыночная стратегия риск |
17 | Кто может управлять фирмой? | 1 | Урок-практикум | Совершенствуют навыки работы с документами, отбирают необходимую информацию, систематизируют и обобщают, конспектируют | Самостоятельная работа по систематизации, оформленная в табличном виде | Предметные знания об организации управления фирмой, совершенствование информационной компетенции | менеджер предприниматель собственник АО кооператив |
18 | Почему фирма не всегда приносит прибыль? | 1 | Лекция с элементами беседы | Определяют наиболее эффективные объемы производства фирмы | Фронтальный опрос, выполнение математических расчетов для определения минимальных и максимальных объемов производства | Умение определять минимально эффективный размер производства | размер фирмы (МЭР) максимизация прибыли |
19-20 | Понятия прибыли и издержек. Решение задач по теме «Экономическая и бухгалтерская прибыль». | 2 | Урок-решение задач | Учатся решать экономические задачи практической направленности по алгоритму, применять теоретические знания на практике, ищут экономические обоснования снижения издержек | Самостоятельная работа по решению экономических задач | Усвоение алгоритма решения задач, формирование навыков поиска рационального решения и оптимального выбора | прибыль виды прибыли издержки доход |
21 | Конкуренция или сотрудничество – кто выигрывает от нее? | 1 | Моделирующее упражнение игра | Выявляют и анализируют особенности рыночных структур и моделируют стратегию поведения фирмы в зависимости от типа рыночной структуры, в которой она действует, систематизируют информацию в таблице | Наблюдение, самооценивание | Усвоение признаков разных типов рыночных структур и разницу моделей деятельности фирмы в каждой из них | конкуренция монополия монопсония олигополия совершенная конкуренция |
22 | Реклама в жизни фирмы. | 1 | Сообщения обучающихся с использованием слайд-шоу (по выбору обучающихся) | Учатся находить в разных источниках необходимую информацию, выбирать и представлять собственную позицию | Индивидуальный опрос | Усвоение значения и роли рекламы в современной экономике, выявление каналов воздействия рекламы на потребителя | реклама каналы рекламы |
23 | Рекламный вампир | 1 | Творческая работа | Выступают в роли специалиста в области рекламы, участвуют в создании собственного рекламного продукта индивидуально или в составе группы, используют Интернет-ресурсы | Выработка критериев и взаимооценивание творческого рекламного продукта | Формирование навыков творческой деятельности, поиска и отбора необходимой информации в сети Интернет, критического осмысления информации, презентация творческого продукта | |
24 -25 | Я – наемный работник фирмы. Как подготовить резюме? | 2 | Практикум | Знакомятся с основными требованиями к составлению резюме при поступлении на работу, самостоятельно подготавливают резюме, выявляют типичные недочеты в содержании резюме | Наблюдение | Усвоение необходимых требований к подготовке резюме, получение навыков самопрезентации | труд вакансия квалификация производительность труда резюме анкета |
26 | Я – наемный работник фирмы. Собеседование. | 1 | Комбинированный урок с использованием метода «мозгового штурма» | Участвуют в «мозговом штурме», развивают навыки критического мышления, анализируют, работают в мини-группах | Взаимооценивание, наблюдение | Выработка требований, предъявляемых к работнику, и критериев, необходимых для успешного трудоустройства, развитие навыков анализтической деятельности | биржа труда вакансия наемный работник трудовой договор |
27 | Как занять вакантную должность? | 1 | Практикум | Выступают в новой социальной роли, анализируют причины возможного отказа работодателя в предоставлении работы, учатся взаимодействовать и добиваться поставленной цели | Наблюдение, анкетирование | Развитие устной коммуникации, совершенствовании е умений задавать вопросы и отвечать на них, развитие монологической речи | кадровое агентство |
28 | Почему современной экономике не обойтись без государства? | 1 | Комбинированный урок | Анализируют причины вмешательства государства в экономическую сферу и определяют пределы вмешательства | Фронтальный опрос, выполнение заданий к тексту о роли государства в экономике | Закрепление понимания необходимости и рамок вмешательств государства в современную экономику, последствий вмешательства, совершенствование информационной компетенции | экономическая политика государства общественные товары и услуги внешние эффекты смешанная ЭС |
29 | Деньги каждому нужны, деньги разные важны… | 1 | Комбинированный урок с использованием инструмента «PMI» | Узнают о роли денег в экономике и их функциях, механизмах возникновения инфляции | Индивидуальный опрос | Понимание действия закона денежного обращения и функции денег в экономике | деньги денежная масса скорость обращения денег инфляция |
30 | Угрозы современной экономике – мифы или реальность? | 2 | Проблемно-эвристический урок с использованием метода «Шесть шляп мышления» | Групповая работа по оцениванию проблем современной экономики планирование мер их предупреждения в условиях глобального мира, презентация результатов проделанной работы в группе и пресс-конференция | Взаимоконтроль, наблюдение | Развитие навыков устной коммуникации, группового взаимодействия, навыков аналитической деятельности, монологической речи, получения позитивного опыта публичного выступления перед аудиторией | экономический кризис глобализация экономический спад безработица |
31-32 | «Каждому об экономике необходимо знать, что….» | 2 | Создание творческих работ (сочинения), индивидуальных и групповых мини-проектов и их презентация (по выбору обучающихся) | Работа в программе Microsoft PowerPoint, систематизируют основные экономические понятия и выявляют перспективы и сферы применения экономических знаний | Взаимооценивание с использованием самостоятельно разработанных критериев оценки (рейтинг-лист), наблюдение | Развитие навыков устной и письменной коммуникации, работы в программах Microsoft PowerPoint, использование ресурсов Интернета | |
33 | Итоговое занятие «Что я еще хотел бы узнать об экономической сфере жизни общества»? | 1 | Творческая работа | Выполняют творческую работу в форме эссе или в форме устного выступление | Взаимооценивание, наблюдение | Закрепление представлений об экономике как базовой сфере общества, развитие навыков устной и письменной коммуникации |
- Список рекомендуемой литературы для учителя
- Зайдель Х., Темен Р. “Основы учения об экономике” / Пер. с нем. –М.: Ассоциация “Профессиональное образование”, 1992.
- Зайченко Н.А. “Экономика. Задачи, упражнения, тесты, кроссворды”. Санкт-Петербург, 1998 год.
- Липсиц И.В. «Экономика», 2001.
- Меньшикова О., Попова Т. “Нужны ли детям экономические сказки // Проблемы теории и практики управления”. -1992.
- Романовская Н.И. “Экономическая игротека”. Москва, 1994 год.
- Самоукана Н.В. “Игры в школе и дома” - М.: Новая школа, 1993.
- Сандерс Ф. и др. “Основные экономические понятия. Структура преподавания”. – М.: Аспект-Пресс, 1995.
- Смирнова Т.О., Т.Н. Проснякова. “Методические рекомендации в помощь учителю экономики 2–4 классов” (ФНМЦ им. Л.В.Занкова) “Белка и компания. Экономика в сказках, играх и задачах” – учебник, задачник-тетрадь в 2-х частях. Самара, корпорация “Федоров”, 2000 год.
- Стейнлек Дж.Ф. “Экономика для начинающих” // пер с англ. –М.: Республика, 1994.
- Список рекомендуемой литературы для учащихся
- Автономов В.С. Введение в экономику, 2008.
- Основы предпринимательской деятельности, книга для учителя 10–11 классы, 1997.
- Райзберг Б.А. “Твоя экономика”. Москва, 1996 год.
- Розанова Н.М. «Моя фирма». Москва, 2006 г
- Хесс Карл. “Капитализм для детей. Как стать предпринимателем”. - М.: Вагриус, 1994.
- Некоторые результаты реализации элективного курса
Курс реализуется в 9-х классах с 2011 г.
Ежегодно по результатам посещения элективного курса «Введение в экономику» осуществляется выбор предмета «Экономика» в качестве профильного предмета в классах социально-экономического и социально-гуманитарного профилей.
Таблиц 1. Выбор предмета «Экономика» на профильном уровне
Учебный год | Количество выбравших предмет «Экономика» на профильном уровне | Количество посещавших занятия элективного курса |
2011-2012 | 11 | 8 |
2012-2013 | 9 | 6 |
Обучающиеся школы участвуют о Всероссийской олимпиаде школьников по «Экономике».
Таблица 2. Результативность участия в муниципальном этапе Всероссийской олимпиады школьников по экономике
Учебный год | Количество участников олимпиады | Количество победителей и призеров |
2011-2012 | 3 | 1 призер |
2012-2013 | 6 | 1 победитель и 2 призера |
Таблица 3 . Результаты поступления в Вузы на экономические специальности
Учебный год | Количество поступивших на экономические специальности |
2011-2012 | 3 |
2012-2013 | 4 |
Таблица 4 . Участие обучающихся в конкурсах, конференциях по экономике
год | Мероприятие/уровень | ФИО автора | Название /тип работы | Результат участия |
2010 | Районная научно-практическая конференция | Абраменко Роман, 11 класс | Проектно -исследовательская работа «Как стать квалифицированным специалистом с наименьшими затратами» | Диплом победителя |
2010 | Международный дистанционный конкурс молодежных предпринимательских проектов «Создай свой бренд» | Коллективная, 11 класс | Предпринимательский проект «Таежный бамбук» | Диплом за 2 место |
2011 | Районная научно-практическая конференция | Михайлова Дарья, 10 класс | Проект «Эффективность личного приусадебного хозяйства» | Диплом за 3 место |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа Элективного курса по экономике (17 часов) «Азбука экономики» 10 класс
Одной из важнейших задач современной школы является формирование экономического мышления у школьников, направленного на развитие у них творческого поиска, инициативы, предпринимательства.Изучение экон...
Программа Элективного курса по экономике (17 часов) «Прикладная экономика» 10 класс
Одной из важнейших задач современной школы является формирование экономического мышления у школьников, направленного на развитие у них творческого поиска, инициативы, предпринимательства.Изучение экон...
ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА ПО ЭКОНОМИКЕ 8 КЛАСС
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКАОдной из важнейших задач современной школы является формирование экономического мышления у школьников, направленного на развитие у них творческого поиска, инициативы, предпр...
Программа элективного курса "Домашняя экономика"
Рабочая программа «Домашняя экономика» разработана на основе авторской программы Новожилова Н.В. «Экономика семьи». Программа рассчитана на 17 учебных ...
Программа элективного курса по экономике
Программа предполагает начальное знакомство обучающихся с российским рынком ценных бумаг, что в определённой степени обеспечит их социальную защищённость и позволит активно участвова...
Программа элективного курса по экономике. Азбука страхования.
Элективный курс "Азбука страхования" разработан для учашихся 10 - 11 клсассов и рассчитан на 18 часов с использованием 4 практических работ....
ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА «ИСТОРИЯ ЭКОНОМИКИ» ДЛЯ 11 КЛАССА
Жизнь общества зависит от экономических законов не меньше, чем от законов природы. Количество или качество товаров и даже настроение людей, в конечном счёте, определяются экономическими законами...