Социокультурный проект "Солнышко в ладошке"
проект по обществознанию (7 класс) на тему

Перегудова Светлана Михайловна

Идея акции заключается в том, чтобы вложить в дело как можно больше тепла души. С задором, чувством соревновательности «Кто больше раздаст Солнышек».

Накануне Дня пожилого человека актив ДШО заготавливает как можно больше «солнышек» (небольшое изображение улыбающегося солнышка)

Создаются Маршруты Помощи.

1 октября «солнышки» раздаются всем школьникам.

У каждого ребенка – особое задание «по плечу», либо он сам выбирает себе доброе дело.

В течение всего дня происходит в хуторе своеобразная мозайка Добрых Дел. (Принести пожилому человеку в дом воды, сходить за продуктами, донести до дома сумки, нарубить дров, отправить поздравительную открытку, вскопать грядку, были даже случаи, когда пожилые люди просили просто посидеть с ними и поговорить…).

Изюминка вроде бы простой волонтерской Акции заключается в том, что когда Доброе Дело выполнено, ребенок протягивает руку тому, кому помогал и, пожимая ее, оставляет в руке маленькое солнышко с доброй улыбкой.

Смотрит, человек, а у него -  Солнышко в ладошке!

 

Проект был придуман активом пионерской дружины имени Сергея Тюленина под руководством вожатой в 2005 году и стал традиционным для детской школьной организации Новоахтубинской школы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл svl-rabota.docx33.68 КБ

Предварительный просмотр:

Оглавление

Введение. Проблема социальной активности молодых людей….………  2

Описание проекта…………………………………………………………..... 5

Выводы по результатам проекта……………….…………………………   7

Список используемых ресурсов……………………………………………  10

Приложения

Введение. Проблема социальной активности молодых людей

Хутор Ямы, в котором мы живем, школа, все, что нас окружает, мы любим. Болеем душой за нашу малую Родину.

Мы – активные, позитивные молодые люди. Хотим раскрасить свою жизнь яркими красками.

Но как это сделать, если в настоящее время наблюдается снижение активности молодежи, увлечение «сидением» в интернете? Сдвинуть кого-нибудь с места на «подвиги» бывает очень сложно.

На современном этапе развития российского общества становление молодежи происходит в сложных условиях ломки сложившихся ценностей и формирования новых отношений.

Вот что отмечают по этому поводу современные исследователи проблем молодежи В.И. Чупров и Ю.А. Зубок: «… она развивается в условиях риска, в условиях неопределенности» [1, с.173]. Вследствие чего у молодых людей наблюдается пессимизм, растерянность, неверие в будущее и нежелание что-либо менять в настоящем. Особенно эти настроения проявляются у сельской молодежи, которая зачастую не имеет возможностей для самореализации, проявления лидерских, творческих качеств. Снижение уровня социальной активности молодежи порождает деградацию личности, и негативно сказывается на развитии общества в целом.

Кроме того, снижение социальной активность молодежи - это реальная угроза демократии, поскольку последующие поколения все меньше будут включаться в соответствующие общественные практики.

Вместе с тем, молодежь является социально-демографической группой, в большей степени, чем другие, нацеленной на повышение своего социального статуса и освоение новых социальных ролей. Ее можно рассматривать, с одной стороны, как наиболее адаптирующуюся, а с другой - инициативную и инновационную часть социума, способную обеспечить реализацию ключевых направлений развития российского общества. Исходя из этого, считаем проблему повышения социальной активности молодежи, в том числе сельской особенно актуальной.

Исследованиям социальной активности молодежи посвящены работы ряда ученых: Е.С. Соколовой, Д.В. Кротова, А.В. Кострикина, С.П. Иваненкова, В.З. Когана и других.

По мнению С.П. Иваненкова и А.В. Кострикина, социальная активность может рассматриваться как повышенное по сравнению с принятым в обществе или той или иной социальной группе участие в различных социальных практиках, направленных на общественное благо, таких как участие в общественных организациях и движениях, акциях, включенность в молодежные сообщества [2, с.84].

П.Д. Павленок рассматривает социальную активность как сознательную, целенаправленную деятельность человека, социальной группы, общности, ориентированная на преобразование объективных социальных условий, формирование социальных качеств личности [6, с.204].

Среди перечисленных определений отмечаются общие тенденции: активность есть качество личности как субъекта деятельности, а социальность подчеркивает ее направленность на деятельность и ее общественную значимость [3, с.323].

В нашем проекте мы опираемся на определение, данное А.В. Ивановым, согласно которому, социальная активность – сложное интегрированное качество личности, проявляющееся в инициативной, направленной, социально значимой деятельности и готовности действовать в интересах других людей [3, с.325].

Технология повышения социальной активности молодежи является технологией социальной работы, как совокупность последовательных операций, процедур целенаправленного воздействия на молодежь, как социальную группу, и реализации заранее намеченных планов (проектов, программ) и получение общественно значимого результата.

Исходя из вышеперечисленного, выводим 

цель проекта: повышение социальной активности молодых людей в сельской местности. 

Задачи проекта:

  1. Создать креативную среду для процесса повышения социальной активности сельской молодежи.
  2. Мотивировать окружающих на совершение добрых дел и поступков. Показать, что делать добрые дела и совершать хорошие поступки приятно. Сделать каждое доброе дело событием.
  3. Прививать доброту, заботу, внимательность к окружающему миру. Формировать чувство патриотизма, гражданской позиции, понимание прав и свобод личности.

        Предполагаемый результат – это повышение активности школьников, выполнение конкретной работы по улучшению окружающей обстановки на территории школы и за ее пределами.

Описание проекта

Государство применяет различные меры для того, чтобы социальная активность молодежи повышалась. Разрабатываются программы, проводятся конкурсы, тренинги, фестивали, реализуются различные проекты.

Таковым является наш проект по повышению социальной активности школьников «Солнышко в ладошке», реализуемый в школе х. Ямы филиале МОУ СОШ х. Клетский, рассчитанный на школьников 10 - 15 лет.

Идея проекта заключается в том, чтобы направить энергию молодежи в полезные для общества дела, на первый взгляд, не касающиеся конкретного исполнителя. По сути дела, это такая работа, за которую вроде бы никто не отвечает, но если ее выполнить, жизнь станет лучше. А если еще при этом, вложить в дело как можно больше тепла души, то оно вообще станет общественно – полезным, социально – значимым.

Реализация проекта строится по этапам.      

1 этап

Команда учащихся на заседании школьного актива создает общий маршрут добрых дел. Можно составить схематичную карту очаговых дел на территории, закрепленной за школой. Оговариваются временные промежутки: перемена, час после уроков, выходной день, каникулы. И здесь все будет зависеть от конкретного объема работы и времени, которым располагаем.

2 этап

Заготовка «солнышек» с доброй улыбкой. Здесь в ход идет фантазия: от нарисованных, до фотоколлажных улыбающихся «солнышек», размером с ладошку.

З этап 

Это основной этап, предполагающий выполнение конкретных дел согласно карте-маршруту. Но дело в том, что карта одна, а участников проекта много. И тут включается элемент соревнования: кто больше успеет выполнить дел.

Получается, что объем работы общий, но в тоже время, у каждого ребенка – дело по своему выбору «по плечу».

В момент реализации проекта происходит своеобразная живая мозаика добрых дел.

4 этап 

Изюминка проекта. Когда Доброе Дело выполнено, ребенок протягивает руку тому, кому помогал и, пожимая ее, оставляет в руке маленькое «солнышко» с доброй улыбкой. Смотрит, человек, а у него -  «солнышко» в ладошке!

5 этап 

На этом этапе проводится подведение итогов. На заседании участники делятся впечатлениями, подсчитывают количество врученных «солнышек». Анализируют качество работы.

Выводы и результаты проекта

Результаты работы выглядят как радуга на палитре:

  • Разучили сказку и пригласили к себе в гости дошколят;
  • поиграли с детьми младших классов на перемене;
  • потренировались в технике чтения;
  • объяснили трудную задачу
  • помогли протереть пыль в библиотеке;
  • устроили уголок отдыха на перемене;
  • посадили цветы и деревья вдоль Аллеи Памяти во дворе школы;
  • поздравили ветерана войны с днем Победы;
  • принесли пожилому человеку в дом воды;
  • помогли соседке донести до дома сумки,
  • вскопали грядки соседской бабушке,
  • скрасили одиночество пожилому человеку беседой
  •  и многое другое…

Мы сажали деревья и цветы, открывали Аллею Памяти в школьном саду, встречали капсулу с Мамаева Кургана, посещали в Волгограде ветерана Владимира Семеновича Турова, чистили берег реки в хуторе, ухаживали за братской могилой. И это только небольшой список дел.

На заключительном этапе проекта проводится рефлексия нашей деятельности по повышению социальной активности школьников, вносятся поправки и дополнения, а также намечается план дальнейшей работы.

Привлечение добровольцев из числа школьников, родителей, учителей к разработке и осуществлению проекта развивают пропаганду нравственных понятий Милосердие, Ответственность, Доброта, формирует нравственный опыт, гуманистические ценностные ориентиры.

В результате этого проекта мы приобретаем социально значимый опыт общения со старшим поколением, развиваем творческие способности.

Проект «Солнышко в ладошке» - это самостоятельная творческая деятельность, которая помогает не просто улучшить жизнь вокруг, но и задуматься над собственным личностным ростом, помогает развить в себе толерантное отношение к окружающим, неравнодушие, гражданскую позицию, вырабатывает лидерские качества, и решает очень важную задачу: мы занимаемся добрыми полезными обществу делами, делая этот выбор самостоятельно!

И в конце работы хотелось бы ответить на очень важный вопрос: зачем нужны добрые дела?

Во-первых, когда человек относится с добром и любовью к другим людям, его начинают также уважать и любить, у него повышается авторитет в глазах других людей.

Во-вторых, когда вы дарите любовь и добро, у вас повышается настроение и в душе появляется позитив. Это немаловажный фактор – держать себя всегда в позитивном настрое. Негативные чувства вызывают отрицательные вибрации в организме, тем самым ухудшая моральное и даже физическое состояние человека. Поэтому, путем доставления другим людям положительных эмоций, вы сами улучшаете свое состояние. Иногда простая улыбка, которую вы подарите знакомому или даже незнакомому человеку может очень ощутимо на него повлиять. Сказанный комплимент, небольшая похвала и т.д. – все это позволяет получать людям, принимающим и отдающим, положительные эмоции.

Давайте делать добрые дела, тогда люди и весь мир станет немного лучше!

Жизнь свою раскрасим сами, тот, кто смел, шагай за нами!

Гражданин начинается в детстве…

Как хорошо, что в мире есть мосты,

Далекие и близкие мосты,

Высокие и низкие мосты.

Из щедрости они и доброты.

От сердца – к сердцу,

От страны – к стране,

От солнца -  к Солнцу ,

От тебя ко мне.

Я знаю, это люди, а не боги

От щедрости своей и доброты,

Чтоб не кончались светлые дороги,

Из ясных радуг сделали мосты.

От сердца -  к сердцу,

От страны к стране,

От солнца – к Солнцу,

От тебя – ко мне.

Список используемых ресурсов

  1. Зубок, Ю. А. Социальная регуляция в условиях неопределенности. Теоретические и прикладные проблемы в исследовании молодежи / Ю. А. Зубок, В. И. Чупров., М. : Acfdemia, 2008 г.
  2. Иваненков С.П., Кострикин А.В. Проблемы исследования социальной активности молодежи // СПб, 2009 г.,№3, С. 82-100.
  3. Иванов А.В. Методика формирования социальной активности учащегося: Учебное пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений, М., 2013 г.
  4. Кострикин А.В. Социальная работа с молодежью и повышение социальной активности молодежи // Второй международный психолого-социальный Конгресс: Материалы. 14-15 мая 2009 года, СПб.: СПбГИПСР, 2010 г., С. 10-13.
  5. Никитина Н.И., Глухова М.Ф. Методика и технология работы социального педагога. М., "Гуманитарный издательский центр Владос", 2005 г.
  6. Павленок П.Д. Методология и теория социальной работы: Учебное пособие, М.: ИНФРА-М, 2008 г.
  7. Технологиясоциальной работы: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. И.Г. Зайнышева, М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002 г.
  8. Якушев А. В. Социальная защита. Социальная работа: Конспект лекций. М.: «А-Приор», 2009 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа мини-курса по ИЗО "Зоопарк на ладошке"

Мини-курс для учащихся 5 классов в объеме 10 часов. Целью курса является обучение учещихся лепке из пластилина животных в движении, составление общей композиции...

Проектная лаборатория "Зоопарк на ладошке"

Во время занятий дети  знакомятся с разнообразием мира животных, получают знания, умения, навыки работы с пластилином, в процессе использования которого  расширяются возможности изобразитель...

"Игровые приёмы занятия "Орешек на ладошке".

"Орешек на ладошке" - эффективное средство для развития мелкой моторики".Целесообразность данных упражнений".Правила выполнения массажа.Разнообразие игр в сухом бассейне".Игровое занятие "Орешек на ла...

Программа воспитательной работы в 5 классе "Добрые ладошки"

Цель:-  помочь пятиклассникам адаптироваться в новых учебных условиях, создать максимально благоприятные условия для раскрытия и развития каждого ребенка;-  создать оптимальные условия...

ФГОС: Развитие социокультурных умений учащихся (социокультурной осведомлённости) через участие в конкурсах эссе на английском языке.

Рассматривая перечень коммуникативных умений по предмету «Иностранный язык» по видам речевой деятельности (Программа к УМК «Английский в фокусе» , которые учащиеся развивают за курс основного общего о...

Конспект занятия по нетрадиционному рисованию в группе дошкольников 5-6 лет (техника «Цветные ладошки») «Раз ладошка, два ладошка, получились осьминожки»

Цель: Нарисовать рисунок в технике «Цветные ладошки». Укреплять умение выполнять работу в нетрадиционных техниках.Задачи:Обучающая: - Познакомить детей с новым видом нетрадиционной техники...

Статья - "Природа как необходимое и доступное средство обучения, воспитания и развития дошкольников и младших школьников на занятиях семейного клуба «Ладошка к ладошке»

В данной статье рассматриваются возможности сочетания игровой, театрализованной и трудовой деятельности на занятиях семейного клуба "Ладошка к ладошке" для развития, воспитания и образования...