Статья - "Природа как необходимое и доступное средство обучения, воспитания и развития дошкольников и младших школьников на занятиях семейного клуба «Ладошка к ладошке»
статья
В данной статье рассматриваются возможности сочетания игровой, театрализованной и трудовой деятельности на занятиях семейного клуба "Ладошка к ладошке" для развития, воспитания и образования дошкольников и младших школьников в условиях триады: ребенок-родитель, педагог, а также приведены тематические планы примерных занятий для данных возрастных категорий.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.doc | 56.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Природа как необходимое и доступное средство обучения, воспитания и развития дошкольников и младших школьников на занятиях
семейного клуба «Ладошка к ладошке»
Очень важно каждого ребенка научить чувствовать и понимать природу, ведь от этого также зависит его успешная адаптация в мире взрослых. Спокойствие внутреннего мира позволит ребенку научиться гармонично сочетать работу и отдых с наименьшими энергетическими потерями, что очень важно в преддверии школьного возраста. Триада «ребенок-родитель-педагог» предоставляет максимальные возможности для этого.
В отделении дополнительного образования Садово-архитектурного колледжа разработаны занятия, целью которых является способствовать развитию и формированию гармоничной, творчески талантливой и социально адаптированной личности ребенка в уникальных условиях «Петербургской усадьбы» с непосредственным участием ребенка, родителя и педагога.
Задачи
Образовательные:
- Формирование знаний, умений и навыков для экологического и творческого самовыражения ребенка
- Создание условий для обмена семейным, педагогическим опытом
- Способствование повышению интереса участников к проблеме формирования экологической культуры и трудовых навыков у детей
Воспитательные:
- Воспитание компонентов трудовой и познавательной деятельности, практических умений и навыков
- Воспитание нравственных качеств: трудолюбия, самостоятельности, настойчивости, целеустремленности
- Формирование положительных взаимоотношений между детьми и взрослыми
Развивающие:
- Развитие творческой фантазии
- Создание условий для закладки и развития основ экологической культуры
Организация занятий
- Занятия проводятся по субботам, длительность 1,5 часа Начало занятия в 10.00 или в 12.00.
- Периодичность занятий:
для детей подготовительной группы д/с и младших школьников – один раз в месяц
для дошкольников (средняя и старшая группы д/с) – один раз в месяц/два месяца. - Построение занятия:
- интерактивная познавательная экскурсия с ознакомлением, наблюдением и непосредственным тактильным контактом (по желанию и договоренностью с родителями) с объектами флоры и фауны
- Творческие мастерские по изготовлению предметов декоративно-прикладного искусства
- Все необходимые материалы для занятия предоставляет учреждение - ОДОД СПб ГБПОУ С-АК
- Обязательным условием является посещение ребенком занятия вместе со взрослым (мамой, папой или бабушкой и т.д.)
Тематический план занятий
месяц | Средняя группа – Старшая группа | Подготовительная группа | 1-2 классы начальной школы |
октябрь | Тема: Осенние приметы Путешествие по дендропарку, знакомство с хвойными и лиственными растениями. Встреча с Осенью. Т/Мастерская – куколка «Октябринка» | Тема: Осенние изменения в природе. Путешествие по дендропарку, знакомство с древесными растениями (дуб, береза, клен, липа, орех манчжурский, лиственница, сосна, ель) Встреча с Осенью (театрально-игровая переменка, блиц-опрос) Т/Мастерская – «Стрекоза» | Тема: Осень. Причины и факторы природных изменений. Путешествие по дендропарку. Физические (внешние) и физиологические (механизм прекращения сокодвижения) факторы листопада. Режим питания деревьев осенью. Встреча с Осенью (театрально-игровая переменка, блиц-опрос) Т/Мастерская – «Бабочка» |
ноябрь | Тема: Подсолнух – маленькое солнце Т/Мастерская – «Солнышко-колоколнышко» | Тема: Светолюбивые и теневыносливые растения Знакомство с теневыносливыми растениями (папоротник, фиалка, ландыш, сансевиерия, бегония) и светолюбивыми (роза, финиковая пальма, кактус опунция, орхидея, банан). Посещение зимнего сада и теплицы (кактусы, папоротники) Встреча с феей цветов – Астрой Блиц-опрос Т/Мастерская – «Астра-звезда» | Тема: Овощные культуры и их семена Знакомство овощными культурами: Встреча с Хозяйкой (сказка о том, как все семена перепутались). Книжка-раскраска (сам/работа) Посещение зооуголка, кормление кроликов. Т/Мастерская - «Подкова» |
декабрь | Тема: Ель как хвойное растение и символ Нового года Знакомство с лиственными растениями Зимнего сада, их отличие от хвойных. Встреча со Снегурочкой. Сказка «Елочка и Новый год» Посещение зооуголка Т/Мастерская – «Зимняя композиция» | Тема: Знакомство с хвойными растениями Презентация «Хвойные растения» (ель, сосна, пихта, лиственница, сосна кедровая) Работа с микроскопами и живым природным материалом. Посещение Зимнего сада и зооуголка Встреча с Королем и Сыщиком Т/Мастерская – Зимняя картина «Новогодняя елочка» | Тема: Растения и животные – символы Нового года История новогоднего праздника. Животные восточного гороскопа Посещение оранжереи, Зимнего сада и зооуголка с картой-заданием (миниквест) Встреча с Зимушкой, блиц-опрос. Т/Мастерская – Новогодняя игрушка – «Шапочка» |
январь | Тема: Мышка Театрализованная презентация «Сказка о глупом мышонке» Посещение живого уголка (знакомство с различными видами семейства мышиных) Т/Мастерская: Коллаж из природного материала «Мышка» | Тема: Зимующие птицы Жизнедеятельность зимующих птиц Оформление справочника зимующих птиц (раскраска) Блиц-опрос Посещение живого уголка (отличие птиц нашего региона от птиц тропического леса) Т/Мастерская – «Печенье для птиц» | Тема: На птичьем дворе Знакомые незнакомцы – домашние птицы: гусь, утка, индюк, курица, петух. Птичьи голоса Птичьи семьи (выведение птенцов) Задание: «Найди домашних птиц и раскрась» Яйцо как основа (зародыш) птичьей жизни. Т/Мастерская – Коллаж из природного материала «Петушок» |
февраль | Тема: Ты кто? Заяц или кролик? Заяц – житель наших лесов (питание, линька, рождение зайчат) Кролик – житель теплых стран (питание, образ жизни, рождение крольчат) Посещение зооуголка Т/Мастерская – «Кролик» | Тема: Животные зимнего леса Игра на различение «Кто где живет» Поиски ежика (на картинке, в Зимнем саду…) Посещение живого уголка, знакомство с африканским ежиком Т/Мастерская – «Ежик» | Тема: «Медведи на планете Земля» Зоны и среда обитания медведей (работа с глобусом и картой) Чем питаются разные виды медведей (книжка-раскраска) Посещение теплицы экзотов для знакомства с растениями, которыми питаются медведи (сахарный тростник, гранат, цитрусовые, ананасы) Т/Мастерская – «Медвежонок – мамин помощник» |
март | Тема: Весна Краски весны. Первые цветущие кустарники. Мимоза. Знакомство с Весной. Музыкальная игра-пляска Т/Мастерская – Весенняя картина «Мимоза в ладошках» | Тема: Весна Признаки, приметы весны Народные приметы Перелетные птицы Дикие животные в весеннем лесу (смена окраса, появление потомства, выход из спячки) Превращение зимнего леса в весенний (дорисуй и раскрась) Игровая переменка с хозяйкой Весной Т/Мастерская – «Мартенички» | Тема: Солнце и солнечная Африка Солнце и его роль на Земле. Экватор Знакомство с материком Африка. Зоны. Животные и растения Африки Посещение теплицы (слоновья нога, пальмы, кофе, кактусы, банан…) Посещение живого уголка (мадагаскарские тараканы, тушканчики, черепахи, попугаи) Т/Мастерская – «Солнечный символ» |
апрель | Тема: «Скворец – весны певец» Книжка-раскраска «Скворушка» Внешнее описание птицы, питание, гнездование, выращивание птенцов. Зооуголок (канарейки, попугаи) Сравнение Игра: «Пригласи птиц в весенний лес» Т/Мастерская – «Яйцо пасхальное» | Тема: «Первоцветы» Знакомство с подснежником, крокусом, медуницей, пролеской, печеночницей, мать-и-мачехой и ветреницей. Форма листьев, окраска цветка, отличительные особенности. Теплица растений. Поиск по цветовой гамме и сравнение. Т/Мастерская – «Подарок весны» (флористика) | Тема: Перелетные птицы Признаки весны. Характеристика перелетных птиц, их внешний вид, гнездование, видовые особенности. Сам/работа с картой мира (путь перелетных птиц) Смена декораций зимнего леса на весенний (выполнение задания) Посещение зооуголка (птицы) Т/Мастерская – «Птичка» (нитки) |
май | Тема: «Радуга весны – Бабочки» Экскурсия по весеннему парку, цветение деревьев, трав и кустарников. Насекомые. Виды насекомых. Бабочки. Т/Мастерская - Куколка | Тема: «Подарки весны» Экскурсия по весеннему парку, цветение деревьев, трав и кустарников. Посещение зооуголка Т/Мастерская - кукла «Летница-волшебница» (из ткани) | Тема: «Весенние сказки на Усадьбе» Легенды и сказки о растениях «Петербургской усадьбы» Фотографирование с ручными животными в Зимнем саду Т/Мастерская - памятный медальон «Мои друзья» |
Возможны изменения в тематическом плане (влияние погодных условий и т.д.) Замена темы осуществляется на равнозначную по содержанию и с учетом возрастных особенностей дошкольников и младших школьников.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Нестандартные задачи как средство обучения, воспитания и развития школьников
Материал из опыта работы по указанной теме. Систематизация задач школьного курса, их роль и назначение, некоторые приемы решения нестандартных задач...
Тема самообразования: "Игра как средство обучения, воспитания и развития личности
Данный материал глубоко рассматривает понятие "Игра", ее цели. Приметы дидактических игр....
Речевое развитие дошкольников и младшиих школьников
В настоящее время происходят гуманизация и демократизация современного общества, социально-экономические перемены, модернизация системы образования. В это непростое время большое внимание уделяется пр...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ по обучению грамоте и развитию связной речи младших школьников «ПИШИЧИТАЙ»
Программа по курсу «Пишичитай» составлена в целях развития речи детей младшего школьного возраста. Программа составлена для обучения по одному часу в неделю – 35 часов в год (1 занятия в неделю по 45 ...
«Досуговые программы «Петербургской усадьбы» как возможность сочетания обучения, воспитания и релаксации дошкольников и младших школьников»
В данной статье приведены примеры досуговых программ, которые разработаны, апробированы и с успехом проводятся в образовательном учреждении как отвечающие современным требованиям....
Статья "Место и роль робототехники в воспитании дошкольников и младших школьников"
В статье раскрываются перспективы преподавания робототехники, начиная с младшего возраста....
Конспект занятия по нетрадиционному рисованию в группе дошкольников 5-6 лет (техника «Цветные ладошки») «Раз ладошка, два ладошка, получились осьминожки»
Цель: Нарисовать рисунок в технике «Цветные ладошки». Укреплять умение выполнять работу в нетрадиционных техниках.Задачи:Обучающая: - Познакомить детей с новым видом нетрадиционной техники...