Статья - "Природа как необходимое и доступное средство обучения, воспитания и развития дошкольников и младших школьников на занятиях семейного клуба «Ладошка к ладошке»
статья

Жарова Виктория Геннадьевна

В данной статье рассматриваются возможности сочетания игровой, театрализованной и трудовой деятельности на занятиях семейного клуба "Ладошка к ладошке" для развития, воспитания и образования дошкольников и младших школьников в условиях триады: ребенок-родитель, педагог, а также приведены тематические планы примерных занятий для данных возрастных категорий. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya.doc56.5 КБ

Предварительный просмотр:

Природа как необходимое и доступное средство обучения, воспитания и развития дошкольников и младших школьников на занятиях

семейного клуба «Ладошка к ладошке»

Очень важно каждого ребенка научить чувствовать и понимать природу, ведь от этого также зависит его успешная адаптация в мире взрослых. Спокойствие внутреннего мира позволит ребенку научиться гармонично сочетать работу и отдых с наименьшими энергетическими потерями, что очень важно в преддверии школьного возраста. Триада «ребенок-родитель-педагог» предоставляет максимальные возможности для этого.

В отделении дополнительного образования Садово-архитектурного колледжа разработаны занятия, целью которых является способствовать развитию и формированию гармоничной, творчески талантливой и социально адаптированной личности ребенка в уникальных условиях «Петербургской усадьбы» с непосредственным участием ребенка, родителя и педагога.

Задачи

Образовательные:

  • Формирование знаний, умений и навыков для экологического и творческого самовыражения ребенка
  • Создание условий для обмена семейным, педагогическим опытом
  • Способствование повышению интереса участников к проблеме формирования экологической культуры и трудовых навыков у детей

Воспитательные:

  • Воспитание компонентов трудовой и познавательной деятельности, практических умений и навыков
  • Воспитание нравственных качеств: трудолюбия, самостоятельности, настойчивости, целеустремленности
  • Формирование положительных взаимоотношений между детьми и взрослыми

Развивающие:

  • Развитие творческой фантазии
  • Создание условий для закладки и развития основ экологической культуры

Организация занятий

  1. Занятия проводятся по субботам, длительность 1,5 часа Начало занятия в 10.00 или в 12.00.
  2. Периодичность занятий:
    для детей подготовительной группы д/с и младших школьников – один раз в месяц
    для дошкольников (средняя и старшая группы д/с) – один раз в месяц/два месяца.
  3. Построение занятия:
  • интерактивная познавательная экскурсия с ознакомлением, наблюдением и непосредственным тактильным контактом (по желанию и договоренностью с родителями) с объектами флоры и фауны
  • Творческие мастерские по изготовлению предметов декоративно-прикладного искусства
  1. Все необходимые материалы для занятия предоставляет учреждение - ОДОД СПб ГБПОУ С-АК
  2. Обязательным условием является посещение ребенком занятия вместе со взрослым (мамой, папой или бабушкой и т.д.)

Тематический план занятий

месяц

Средняя группа – Старшая группа

Подготовительная группа

1-2 классы начальной школы

октябрь

Тема: Осенние приметы

Путешествие по дендропарку, знакомство с хвойными и лиственными растениями. Встреча с Осенью.

Т/Мастерская – куколка «Октябринка» 

Тема: Осенние изменения в природе.

Путешествие по дендропарку, знакомство с древесными растениями (дуб, береза, клен, липа, орех манчжурский, лиственница, сосна, ель)

Встреча с Осенью (театрально-игровая переменка, блиц-опрос)

Т/Мастерская – «Стрекоза»

Тема: Осень. Причины и факторы природных изменений.

Путешествие по дендропарку. Физические (внешние) и физиологические (механизм прекращения сокодвижения) факторы листопада.

Режим питания деревьев осенью.

Встреча с Осенью (театрально-игровая переменка, блиц-опрос)

Т/Мастерская – «Бабочка»

ноябрь

Тема: Подсолнух – маленькое солнце

Т/Мастерская – «Солнышко-колоколнышко»

Тема: Светолюбивые и теневыносливые растения

Знакомство с теневыносливыми растениями (папоротник, фиалка, ландыш, сансевиерия, бегония) и светолюбивыми (роза, финиковая пальма, кактус опунция, орхидея, банан).

Посещение зимнего сада и теплицы (кактусы, папоротники)

Встреча с феей цветов – Астрой

Блиц-опрос

Т/Мастерская – «Астра-звезда»

Тема: Овощные культуры и их семена

Знакомство овощными культурами:

Встреча с Хозяйкой (сказка о том, как все семена перепутались).

Книжка-раскраска (сам/работа)

Посещение зооуголка, кормление кроликов.

Т/Мастерская - «Подкова»

декабрь

Тема: Ель как хвойное растение и символ Нового года

Знакомство с лиственными растениями Зимнего сада, их отличие от хвойных.

Встреча со Снегурочкой.

Сказка «Елочка и Новый год»

Посещение зооуголка

Т/Мастерская – «Зимняя композиция»

Тема: Знакомство с хвойными растениями

Презентация «Хвойные растения» (ель, сосна, пихта, лиственница, сосна кедровая)

Работа с микроскопами и живым природным материалом.

Посещение Зимнего сада и зооуголка

Встреча с Королем и Сыщиком

Т/Мастерская – Зимняя картина «Новогодняя елочка»

Тема: Растения и животные – символы Нового года

История новогоднего праздника.

Животные восточного гороскопа

Посещение оранжереи, Зимнего сада и зооуголка с картой-заданием (миниквест)

Встреча с Зимушкой, блиц-опрос.

Т/Мастерская – Новогодняя игрушка – «Шапочка»

январь

Тема: Мышка

Театрализованная презентация «Сказка о глупом мышонке»

Посещение живого уголка (знакомство с различными видами семейства мышиных)

Т/Мастерская: Коллаж из природного материала «Мышка»

Тема: Зимующие птицы

Жизнедеятельность зимующих птиц

Оформление справочника зимующих птиц (раскраска)

Блиц-опрос

Посещение живого уголка (отличие птиц нашего региона от птиц тропического леса)

Т/Мастерская – «Печенье для птиц»

Тема: На птичьем дворе

Знакомые незнакомцы – домашние птицы: гусь, утка, индюк, курица, петух.

Птичьи голоса

Птичьи семьи (выведение птенцов)

Задание: «Найди домашних птиц и раскрась»

Яйцо как основа (зародыш) птичьей жизни.

Т/Мастерская – Коллаж из природного материала «Петушок»

февраль

Тема: Ты кто? Заяц или кролик?

Заяц – житель наших лесов (питание, линька, рождение зайчат)

Кролик – житель теплых стран (питание, образ жизни, рождение крольчат)

Посещение зооуголка

Т/Мастерская – «Кролик»

Тема: Животные зимнего леса

Игра на различение «Кто где живет»

Поиски ежика (на картинке,  в Зимнем саду…)

Посещение живого уголка, знакомство с африканским ежиком

Т/Мастерская – «Ежик»

Тема: «Медведи на планете Земля»

Зоны и среда обитания медведей (работа с глобусом и картой)

Чем питаются разные виды медведей (книжка-раскраска)

Посещение теплицы экзотов для знакомства с растениями, которыми питаются медведи (сахарный тростник, гранат, цитрусовые, ананасы)

Т/Мастерская – «Медвежонок – мамин помощник»

март

Тема: Весна

Краски весны.

Первые цветущие кустарники. Мимоза.

Знакомство с Весной. Музыкальная игра-пляска

Т/Мастерская – Весенняя картина «Мимоза в ладошках»

Тема: Весна

Признаки, приметы весны

Народные приметы

Перелетные птицы

Дикие животные в весеннем лесу (смена окраса, появление потомства, выход из спячки)

Превращение зимнего леса  в весенний (дорисуй и раскрась)

Игровая переменка с хозяйкой Весной

Т/Мастерская – «Мартенички»

Тема: Солнце и солнечная Африка

Солнце и его роль на Земле. Экватор

Знакомство с материком Африка. Зоны.

Животные и растения Африки

Посещение теплицы (слоновья нога, пальмы, кофе, кактусы, банан…)

Посещение живого уголка (мадагаскарские тараканы, тушканчики, черепахи, попугаи)

Т/Мастерская – «Солнечный символ»

апрель

Тема: «Скворец – весны певец»

Книжка-раскраска «Скворушка»

Внешнее описание птицы, питание, гнездование, выращивание птенцов.

Зооуголок (канарейки, попугаи) Сравнение

Игра: «Пригласи птиц в весенний лес»

Т/Мастерская – «Яйцо пасхальное»

Тема: «Первоцветы»

Знакомство с подснежником, крокусом, медуницей, пролеской, печеночницей, мать-и-мачехой и ветреницей. Форма листьев, окраска цветка, отличительные особенности.

Теплица растений. Поиск по цветовой гамме и сравнение.

Т/Мастерская – «Подарок весны» (флористика)

Тема: Перелетные птицы

Признаки весны.

Характеристика перелетных птиц, их внешний вид, гнездование, видовые особенности.

Сам/работа с картой мира (путь перелетных птиц)

Смена декораций зимнего леса на весенний (выполнение задания)

Посещение зооуголка (птицы)

Т/Мастерская – «Птичка» (нитки)

май

Тема: «Радуга весны – Бабочки»

Экскурсия по весеннему парку, цветение деревьев, трав и кустарников. Насекомые. Виды насекомых. Бабочки.

Т/Мастерская - Куколка

Тема: «Подарки весны»

Экскурсия по весеннему парку, цветение деревьев, трав и кустарников.

Посещение зооуголка

Т/Мастерская - кукла «Летница-волшебница» (из ткани)

Тема: «Весенние сказки на Усадьбе»

Легенды и сказки о растениях «Петербургской усадьбы»

Фотографирование с ручными животными в Зимнем саду

Т/Мастерская - памятный медальон «Мои друзья»

Возможны изменения в тематическом плане (влияние погодных условий и т.д.) Замена темы осуществляется на равнозначную по содержанию и с учетом возрастных особенностей дошкольников и младших школьников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Нестандартные задачи как средство обучения, воспитания и развития школьников

Материал из опыта работы по указанной теме. Систематизация задач школьного курса, их роль и назначение, некоторые приемы решения нестандартных задач...

Тема самообразования: "Игра как средство обучения, воспитания и развития личности

Данный материал глубоко рассматривает понятие "Игра", ее цели. Приметы дидактических игр....

Речевое развитие дошкольников и младшиих школьников

В настоящее время происходят гуманизация и демократизация современного общества, социально-экономические перемены, модернизация системы образования. В это непростое время большое внимание уделяется пр...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ по обучению грамоте и развитию связной речи младших школьников «ПИШИЧИТАЙ»

Программа по курсу «Пишичитай» составлена в целях развития речи детей младшего школьного возраста. Программа составлена для обучения по одному часу в неделю – 35 часов в год (1 занятия в неделю по 45 ...

«Досуговые программы «Петербургской усадьбы» как возможность сочетания обучения, воспитания и релаксации дошкольников и младших школьников»

В данной статье приведены примеры досуговых программ, которые разработаны, апробированы и с успехом проводятся в образовательном учреждении как отвечающие современным требованиям....

Статья "Место и роль робототехники в воспитании дошкольников и младших школьников"

В статье раскрываются перспективы преподавания робототехники, начиная с младшего возраста....

Конспект занятия по нетрадиционному рисованию в группе дошкольников 5-6 лет (техника «Цветные ладошки») «Раз ладошка, два ладошка, получились осьминожки»

Цель: Нарисовать рисунок в технике «Цветные ладошки». Укреплять умение выполнять работу в нетрадиционных техниках.Задачи:Обучающая: - Познакомить детей с новым видом нетрадиционной техники...