Технологическая карта урока
учебно-методический материал по обществознанию (11 класс) на тему

Михайлова Наталья Владиленовна

Технологическая карта урока  по обществознанию в 11 классе ( профильный уровень) на тему "Многообразие духовной культуры"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tehnologicheskaya_karta_uroka.doc102 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                  Муниципальное  образовательное бюджетное учреждение

                                                                             «Сясьстройская общеобразовательная  школа №1»

                                                                                 Волховского района Ленинградской области

                                         ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ

                                                           (11 класс, профильный уровень)

                                                «МНОГООБРАЗИЕ  ДУХОВНОЙ КУЛЬТУРЫ»

        учитель истории и обществознания

                                                                                                                                       высшей категории

        Михайлова Наталья Владиленовна

                                                                                                 г.  Сясьстрой

                                                                                                    2017 год

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ (11 класс, профильный уровень)

 «МНОГООБРАЗИЕ  ДУХОВНОЙ КУЛЬТУРЫ»

  1. ЦЕЛЬ УРОКА: определить особенности народной, элитарной и массовой культуры и выявить значение влияния, которое оказывают различные виды культуры на духовное развитие общества в целом.
  2. ЗАДАЧИ УРОКА:

Образовательные:

- охарактеризовать особенности различных видов культуры, как вида человеческой деятельности  на конкретных примерах творческой деятельности выдающихся деятелей культуры,

- закрепить навыки работы с  дополнительной литературой и другими источниками информации.

Развивающие:

- сформировать  понимание взаимосвязи в современной жизни различных видов культуры,

- уметь ставить проблему и искать пути ее решения.

Воспитательные:

- оказывать влияние на формирование  эстетической культуры учащихся,

- углублять духовное воспитание учащихся.

  1. ТИП УРОКА: интегрированный урок обществознания с элементами литературы и музыки с отработкой навыков            самостоятельного применения новых знаний в ходе решения поставленной проблемы.
  2. ВИД УРОКА: урок-лекция с элементами практического исследования
  3. МЕСТО ТЕМЫ В СИСТЕМЕ УЧЕБНЫХ ЗНАНИЙ:   В учебной программе по курсу «Обществознание», 11 класс (профильное изучение предмета) данная тема является переходной от темы  «Место искусств в духовной культуре» (п.34) к теме «Массовая  культура» (п.35). Осмысленному усвоению учащимися новой темы  поможет ранее изученный материал, Так, проблема ответственности в деятельности   для творческого человека была рассмотрена  в п.16 (10 кл.) «Свобода в деятельности человека»,  проблемы развития  духовного мира личности и общества в целом были рассмотреныВ п.28 «Духовное развитие общества и в п.29 «Духовный мир личности». При объяснении нового материала необходимо опереться на знания, полученные учащимися в процессе курса «История России.XX  век», «Всемирной истории», а также знаний, полученных   на уроках литературы и музыки.

      6. МЕТОДЫ И ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ: Методы – наглядный, поисковый, практический.

                                                                             Приемы – проблемные вопросы.

                                                                             Формы – индивидуальная, фронтальная

  1. ФОРМИРУЕМЫЕ  КОМПЕТЕНЦИИ

Ценностно-смысловые компетенции: способность видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем.

Общекультурные компетенции: способность совершенствовать и развивать свой интеллектуальный и общекультурный уровень

Учебно-познавательные: знать  определения изучаемых понятий, структуру  понятия «культура», типологию видов культуры, уметь задавать вопросы к изучаемым фактам.

Информационные: владеть навыками работы с учебной и неучебной  литературой; самостоятельно извлекать, систематизировать, анализировать, отбирать необходимую для решения учебной задачи информацию; преобразовывать и точно передавать ее, осознанно воспринимать информацию.

Коммуникативные: следовать этическим нормам и правилам ведения диалога; уметь высказать свое суждение и спросить мнение партнера.

       8. ОБОРУДОВАНИЕ УРОКА: проектор, презентация к уроку, подготовленные таблицы для   выполнения самостоятельной работы,  записи музыки А.Шнитке, песен ансамбля «Битлз», издания: В.Набоков «Дар», Д.Чейз «Избавьте меня  от нее», видеоролик «Опросы на улицах на знание основ русской культуры».

       9. ЛИТЕРАТУРА:

1. «Обществознание», 10 класс (профильный уровень), под редакцией Л.Н.Боголюбова, А.Ю. Лазебниковой, Н.М.Смирновой, Москва 2007год;

2. «Обществознание»,11 класс (профильный уровень), под редакцией Л.Н. Боголюбова, А.Ю. Лазебниковой, Н.М. Смирновой, Москва, 2008 год:

3. Методические рекомендации к учебнику «Обществоведение. 10-11», Москва 2004 год.

      10. ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ

   http://pedsovet.su/,

   https://infourok.ru/,         

   http://nsportal.ru/,

   https://vimeo.com/208770296,

   https://xmusik.me/q/lsW987Xk5PiR_YrkRpO_s8eD66Hkt8K9wQ/,

   https://xmusik.me/a/6366-Bitlz/,    http://online-knigi.com/author/98/nabokov-vladimir-vladimirovich.

СТРУКТУРА И ХОД УРОКА

Название этапа урока (время)

Цель этапа

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Результа-тив-

ность

1

Организационный момент

(1 мин.)

Мобилизация внимания учащихся, переключение на учебную деятельность, проверка готовности к уроку

Слайды 1-2. Приветствие учащихся, вступительное слово учителя, в котором делается  акцент на  нетрадиционность урока, как интегрированного урока, включающего в  себя получение  знаний  по нескольким школьным дисциплинам, в частности, обществознание, литература, музыка. Учитель просит подписать листы, на которых расположена таблица «Виды духовной культуры» для выполнения самостоятельной работы

 Приветствуют учителя, подписывают листы с таблицами

Включение в учебный процесс

2

Целеполага-

ние, осуществ-

ляемое на ос-

новее ранее

изученного

материала

(4 мин.)

Развивать умение учащихся работать с понятиями

 учебной литературы,  умение отвечать на поставленные вопросы. Обобщить знания о понятии «культура», выйти на целеполагание данного урока  через понимание проблемы культурного многообразия

Слайды 3-6. Работа над  историей возникновения понятия «культура»,  акцент на  сложность  данного понятия,

которое отражает многогранность человеческой деятельности. Структура понятия «культура» с разных точек зрения:

а. человеческая деятельность,  направленная на изменение окружающего мира,

б. определенный уровень развития общества.
Культура материальная и духовная,

Виды -народная, элитарная, массовая

Только затем учитель переходит к слайду 7,  на котором записана цель урока.  

Слайд 8. Учитель просит учащихся заполнить первую графу таблицы, в которую нужно занести виды культур. Далее, по ходу урока, в процессе обсуждения заполняется вся таблица

Слайд 9. (Таблица)

Озвучивают  ответы на вопросы учителя, формулируют понятия и самостоятельно должны выйти на целеполагание урока:

ВЫЯВИТЬ ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ И ОСОБЕННОСТИ КАЖДОГО ВИДА КУЛЬТУРЫ И ОБОСНОВАТЬ ЗНАЧИМОСТЬ КАЖДОГО ИЗ ВИДОВ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ОБЩЕСТВА В ЦЕЛОМ

 

Записывают материал в таблицу

Умение учащихся сформулировать цель урока

3

Изучение нового материала

(15 мин.)

Ознакомление с основными видами культуры, их особенностями и выявление влияние этих видов культур на  развитие общества

1.Народная культура

Слайд 10. Народная культура

Включает ценности не только потребляемые,  но и  создаваемые народом.

 XIX  век, Вильям Джонс создает термин фольклор ( народ, знания, мудрость), впоследствии  ставший обозначать произведения народной культуры

Вопросы для обсуждения – Как вы думаете?  Какие черты присущи именно народной культуре?

Формы  народного творчества?

Каково главное назначение народной культуры? (Проблема!)

Предполагаемые ответы  учащихся – не имеет автора , т.е анонимна ,  отражает ценности простых людей – справедливость, добро, красота, солидарность. Произведения создаются людьми, не имеющими профессиональной подготовленности

Мифы, былина, сказки, песни, танцы

Сохранение национальной идентичности, т.е. самосохранение этноса, его уникальности и самобытности

Продолжается оформление таблицы

Умение  вести диалог с учителем, опираясь на  получен-ные ранее знания

Умение   видеть проблему отличительных черт народного творчества, формулировать

ее и  находить решение

2.Элитарная культура

Слайд 11.

XIX – XX века – Хосе Ортега и Гассет, Карл Мангейм -   одни из первых  вводят  понятие «элитарная культура»

 

А.Распространялась в годах, среди образованной части публики, привилегированной частью общества (Таблица)

Б.Создавалась профессиональными художниками, музыкантами, писателями.

В. Субъектом элитарной, высокой культуры является – ЛИЧНОСТЬ – свободный творческий человек. Поэтому творения этой культуры  всегда личностно окрашены и рассчитаны на личностное восприятие вне зависимости широты их аудитории.

Каково главное назначение элитарной  культуры? (Проблема!)

Слайд 12.

Особенности элитарной культуры:

1. Требует определенного уровня образования, широкого культурного кругозора, развитого эстетического чувства;

2. Характерна закрытость, трудна для понимания,

3. Противостоит культуре большинства;

4. Отсутствует коммерческая выгода

 

Предполагаемые ответы:

Элитарная культура является источником образов, идей, гипотез, она развивает общество, заставляет людей по-новому смотреть на окружающий мир, способствует формированию сознания

Умение   видеть проблему отличительных черт элитарного искусства, формулировать

ее и  находить решение

3. Массовая культура

Слайд 13. Объяснение материала учителем

А.  Рубеж XIX-XX веков – появление массового общества,

Б. Индустриализация, машинное производство,

В. Жизнь человека делится на работу и досуг,

Г. Спрос на услуги, помогающие провести досуг,

Д. Обязательное образование,

Е. – Рождение массовой культуры

Продукты массовой культуры:

Литература-беллетристика,

Музыка – поп музыка,

Изобразительное искусство – плакаты,

Кинематограф – триллеры, блокбастеры

Особенности массовой культуры:

1.Общедоступность,

2.Занимательность,

3.Серийность, тиражируемость,

4.Пассивность восприятия,

5.Коммерческий характер

Слайд 15. Позитивные и негативные черты массовой культуры

Занесение материала в таблицу

Учащиеся

зачитывают текст слайда

Умение   видеть проблему отличительных черт массовой культуры, формулировать

ее и  находить решение

4

Практическая

работа

(20мин.)

Закрепление пройденного материала, проведение сравнительного анализа произведений, относящихся к разным видам культуры

(Литература)

Слайд 16. Задание: сравнить  произведения, опираясь на услышанные отрывки и определить, к каким видам культуры принадлежит творчество представленных авторов (текст прилагается).

 По возможности, определить  имена авторов (портреты на слайдах не подписаны).

Зачитываются отрывки из романа В.В.Набокова «Дар»:

1.стр.62-68 – Бессонная ночь,

2.стр.198-199 –Рассуждения о России,

3.стр.316-Что делать,

4.стр.394-395 – Мысли о возвращении в Россию

( на выбор учителя)

Зачитывается отрывок из детективного романа  Д.Чейза « Избавьте меня от нее»

 

Предполагаемые ответы учащихся:

Первое произведение принадлежит В.В.Набокову (1899-1977)- русскому и американскому писателю, эмигрировавшему из России в 1919 году. Главный герой романа «Дар» писатель Федор Константинович Годунов –Чердынцев. Роман глубоко автобиографичен.  Очень сложен для восприятия. В нем главной линией является не сюжетное действие, а  раскрытие внутреннего мира героя, его переживаний. Он заставляет думать и размышлять.

Второй отрывок сразу же нацеливает читателя на описание детективного сюжете, легкого для прочтения.

Вывод- первое произведение относится к элитарной культуре, второе – к массовой культуре.

 

Учащиеся

совершенствуют навыки анализа художест-венного

произведе-

ния, уме-

ния прово-

дить анна-

логию  с

теоретичес

ким материа-

лом

(Музыка)

Сдайд 17.

Учащие заслушивают фрагменты музыкальных произведений А.Шнитке (Концерт Гроссо – написан в 1977 году, использован в фильмах «Агония», на церемонии открытия XXII Олимпийских игр  в Сочи).

Далее заслушиваются фрагменты песен из репертуара ансамбля «Битлз»

Задание – провести  сравнительный анализ и определить, с какому виду  культуры относят данные произведения.

Предполагаемые ответы учащихся:

Музыка первого  автора очень сложна, контрастна, это  какое-то обостренное отношение к миру, требует специальной подготовленности слушателя.

Это произведение относится к элитарной культуре. Музыка, созданная ансамблем «Битлз» - наивысшее проявление массовой культуры. Одно из самых ярких  и  мелодичных

Слайд 18.

(Проблема!)

Можем ли мы говорить о превосходстве какой-либо из культур?

Предполагаемый ответ:

Каждый из видов культуры выполняет свою миссию, решает свои задачи.

Умение

видеть

проблему

и искать

пути ее

решения

Сайт 19.

(Проблема!)

  • Молодежь– преемник и проводник культурного наследия
  • Подготовленность современной молодежи  для восприятия культурного наследия 

Просмотр фрагмента ролика

https://rg.ru/2017/03/21/nuzhna-li-klassika-pokoleniiu-ru.html.

Обсуждение данной проблемы проводится на следующем уроке.

Умение

видеть

проблему

и искать

пути ее

решения

5

Рефлексия

(4 мин.)

Обобщить  полученные знания подвести итоги урока.

Итак, урок подходит к концу. Можем ли сказать, что цель, поставленная в начале урока, выполнена? Какие  методы помогли ее достичь?

Предполагаемые ответы:

 Да, цель достигнута.

Методы, способствующие достижению цели – усвоение лекционного материала, отработка навыка составления опорной записи в виде таблицы. Проведение сравнительного анализа различных  произведений.

6

Домашнее задание

(1 мин.)

Закрепление пройденного материала

П.35.  В таблице привести примеры других произведений, которые можно отнести к различным видам культуры. Уметь высказывать свое отношение к поднятой проблеме неподготовленности современной молодежи к духовному наследию.

                                       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока по теме "Свободное время. Каникулы" (6 класс). Технологическая карта урока "Еда. Кафе"

В технологической карте урока представлена разработка урока по теме"Свободное время. Каникулы." и разработка урока по теме "Еда.Кафе" для 6 класса....

Методическая разработка "От технологической карты раздела к технологической карте урока"

Уровень образования: основное общее образованиеКласс: 5 классПредмет: биологияТип ресурса: технологические картыКраткое описание ресурса: технологические карты разделов по темам: "Введение в биологию"...

Курсы повышения квалификации. Экспертные карты.Технологическая карта урока.

Данный материал может быть полезен для тех, кто проходит курсы повышения квалификации. В нём представлены примеры экспертных карт двух кроссвордов и викторины, а также технологическая карта урока в 5 ...

Технологическая карта "Технологическая карта урока биологии в 6 классе по теме «Передвижение веществ в растении»

Цели урока:   сформировать представление о передвижении веществ по растениюЗадачи урока:Предметные: на основе знаний о строении стебля, сформировать представление о процессе транспорта вещес...

Технологическая карта урока Урок № 32. «Культурная карта Российской Федерации» (практическое занятие)

Класс 5 Тема урока «Культурная карта Российской Федерации» Тип урока практическое занятие, урок-путешествие Средства обучения (УМК) Цель: Создать условия для формирования представлений о на...