Технологическая карта урока
учебно-методический материал по обществознанию (11 класс) на тему
Технологическая карта урока по обществознанию в 11 классе ( профильный уровень) на тему "Многообразие духовной культуры"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologicheskaya_karta_uroka.doc | 102 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное образовательное бюджетное учреждение
«Сясьстройская общеобразовательная школа №1»
Волховского района Ленинградской области
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ
(11 класс, профильный уровень)
«МНОГООБРАЗИЕ ДУХОВНОЙ КУЛЬТУРЫ»
учитель истории и обществознания
высшей категории
Михайлова Наталья Владиленовна
г. Сясьстрой
2017 год
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ (11 класс, профильный уровень)
«МНОГООБРАЗИЕ ДУХОВНОЙ КУЛЬТУРЫ»
- ЦЕЛЬ УРОКА: определить особенности народной, элитарной и массовой культуры и выявить значение влияния, которое оказывают различные виды культуры на духовное развитие общества в целом.
- ЗАДАЧИ УРОКА:
Образовательные:
- охарактеризовать особенности различных видов культуры, как вида человеческой деятельности на конкретных примерах творческой деятельности выдающихся деятелей культуры,
- закрепить навыки работы с дополнительной литературой и другими источниками информации.
Развивающие:
- сформировать понимание взаимосвязи в современной жизни различных видов культуры,
- уметь ставить проблему и искать пути ее решения.
Воспитательные:
- оказывать влияние на формирование эстетической культуры учащихся,
- углублять духовное воспитание учащихся.
- ТИП УРОКА: интегрированный урок обществознания с элементами литературы и музыки с отработкой навыков самостоятельного применения новых знаний в ходе решения поставленной проблемы.
- ВИД УРОКА: урок-лекция с элементами практического исследования
- МЕСТО ТЕМЫ В СИСТЕМЕ УЧЕБНЫХ ЗНАНИЙ: В учебной программе по курсу «Обществознание», 11 класс (профильное изучение предмета) данная тема является переходной от темы «Место искусств в духовной культуре» (п.34) к теме «Массовая культура» (п.35). Осмысленному усвоению учащимися новой темы поможет ранее изученный материал, Так, проблема ответственности в деятельности для творческого человека была рассмотрена в п.16 (10 кл.) «Свобода в деятельности человека», проблемы развития духовного мира личности и общества в целом были рассмотреныВ п.28 «Духовное развитие общества и в п.29 «Духовный мир личности». При объяснении нового материала необходимо опереться на знания, полученные учащимися в процессе курса «История России.XX век», «Всемирной истории», а также знаний, полученных на уроках литературы и музыки.
6. МЕТОДЫ И ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ: Методы – наглядный, поисковый, практический.
Приемы – проблемные вопросы.
Формы – индивидуальная, фронтальная
- ФОРМИРУЕМЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ
Ценностно-смысловые компетенции: способность видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем.
Общекультурные компетенции: способность совершенствовать и развивать свой интеллектуальный и общекультурный уровень
Учебно-познавательные: знать определения изучаемых понятий, структуру понятия «культура», типологию видов культуры, уметь задавать вопросы к изучаемым фактам.
Информационные: владеть навыками работы с учебной и неучебной литературой; самостоятельно извлекать, систематизировать, анализировать, отбирать необходимую для решения учебной задачи информацию; преобразовывать и точно передавать ее, осознанно воспринимать информацию.
Коммуникативные: следовать этическим нормам и правилам ведения диалога; уметь высказать свое суждение и спросить мнение партнера.
8. ОБОРУДОВАНИЕ УРОКА: проектор, презентация к уроку, подготовленные таблицы для выполнения самостоятельной работы, записи музыки А.Шнитке, песен ансамбля «Битлз», издания: В.Набоков «Дар», Д.Чейз «Избавьте меня от нее», видеоролик «Опросы на улицах на знание основ русской культуры».
9. ЛИТЕРАТУРА:
1. «Обществознание», 10 класс (профильный уровень), под редакцией Л.Н.Боголюбова, А.Ю. Лазебниковой, Н.М.Смирновой, Москва 2007год;
2. «Обществознание»,11 класс (профильный уровень), под редакцией Л.Н. Боголюбова, А.Ю. Лазебниковой, Н.М. Смирновой, Москва, 2008 год:
3. Методические рекомендации к учебнику «Обществоведение. 10-11», Москва 2004 год.
10. ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ
https://xmusik.me/q/lsW987Xk5PiR_YrkRpO_s8eD66Hkt8K9wQ/,
https://xmusik.me/a/6366-Bitlz/, http://online-knigi.com/author/98/nabokov-vladimir-vladimirovich.
СТРУКТУРА И ХОД УРОКА
№ | Название этапа урока (время) | Цель этапа | Деятельность учителя | Деятельность учеников | Результа-тив- ность |
1 | Организационный момент (1 мин.) | Мобилизация внимания учащихся, переключение на учебную деятельность, проверка готовности к уроку | Слайды 1-2. Приветствие учащихся, вступительное слово учителя, в котором делается акцент на нетрадиционность урока, как интегрированного урока, включающего в себя получение знаний по нескольким школьным дисциплинам, в частности, обществознание, литература, музыка. Учитель просит подписать листы, на которых расположена таблица «Виды духовной культуры» для выполнения самостоятельной работы | Приветствуют учителя, подписывают листы с таблицами | Включение в учебный процесс |
2 | Целеполага- ние, осуществ- ляемое на ос- новее ранее изученного материала (4 мин.) | Развивать умение учащихся работать с понятиями учебной литературы, умение отвечать на поставленные вопросы. Обобщить знания о понятии «культура», выйти на целеполагание данного урока через понимание проблемы культурного многообразия | Слайды 3-6. Работа над историей возникновения понятия «культура», акцент на сложность данного понятия, которое отражает многогранность человеческой деятельности. Структура понятия «культура» с разных точек зрения: а. человеческая деятельность, направленная на изменение окружающего мира, б. определенный уровень развития общества. Виды -народная, элитарная, массовая Только затем учитель переходит к слайду 7, на котором записана цель урока. Слайд 8. Учитель просит учащихся заполнить первую графу таблицы, в которую нужно занести виды культур. Далее, по ходу урока, в процессе обсуждения заполняется вся таблица Слайд 9. (Таблица) | Озвучивают ответы на вопросы учителя, формулируют понятия и самостоятельно должны выйти на целеполагание урока: ВЫЯВИТЬ ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ И ОСОБЕННОСТИ КАЖДОГО ВИДА КУЛЬТУРЫ И ОБОСНОВАТЬ ЗНАЧИМОСТЬ КАЖДОГО ИЗ ВИДОВ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ОБЩЕСТВА В ЦЕЛОМ
Записывают материал в таблицу | Умение учащихся сформулировать цель урока |
3 | Изучение нового материала (15 мин.) | Ознакомление с основными видами культуры, их особенностями и выявление влияние этих видов культур на развитие общества 1.Народная культура | Слайд 10. Народная культура Включает ценности не только потребляемые, но и создаваемые народом. XIX век, Вильям Джонс создает термин фольклор ( народ, знания, мудрость), впоследствии ставший обозначать произведения народной культуры Вопросы для обсуждения – Как вы думаете? Какие черты присущи именно народной культуре? Формы народного творчества? Каково главное назначение народной культуры? (Проблема!) | Предполагаемые ответы учащихся – не имеет автора , т.е анонимна , отражает ценности простых людей – справедливость, добро, красота, солидарность. Произведения создаются людьми, не имеющими профессиональной подготовленности Мифы, былина, сказки, песни, танцы Сохранение национальной идентичности, т.е. самосохранение этноса, его уникальности и самобытности Продолжается оформление таблицы | Умение вести диалог с учителем, опираясь на получен-ные ранее знания Умение видеть проблему отличительных черт народного творчества, формулировать ее и находить решение |
2.Элитарная культура | Слайд 11. XIX – XX века – Хосе Ортега и Гассет, Карл Мангейм - одни из первых вводят понятие «элитарная культура»
А.Распространялась в годах, среди образованной части публики, привилегированной частью общества (Таблица) Б.Создавалась профессиональными художниками, музыкантами, писателями. В. Субъектом элитарной, высокой культуры является – ЛИЧНОСТЬ – свободный творческий человек. Поэтому творения этой культуры всегда личностно окрашены и рассчитаны на личностное восприятие вне зависимости широты их аудитории. Каково главное назначение элитарной культуры? (Проблема!) Слайд 12. Особенности элитарной культуры: 1. Требует определенного уровня образования, широкого культурного кругозора, развитого эстетического чувства; 2. Характерна закрытость, трудна для понимания, 3. Противостоит культуре большинства; 4. Отсутствует коммерческая выгода
| Предполагаемые ответы: Элитарная культура является источником образов, идей, гипотез, она развивает общество, заставляет людей по-новому смотреть на окружающий мир, способствует формированию сознания | Умение видеть проблему отличительных черт элитарного искусства, формулировать ее и находить решение | ||
3. Массовая культура | Слайд 13. Объяснение материала учителем А. Рубеж XIX-XX веков – появление массового общества, Б. Индустриализация, машинное производство, В. Жизнь человека делится на работу и досуг, Г. Спрос на услуги, помогающие провести досуг, Д. Обязательное образование, Е. – Рождение массовой культуры Продукты массовой культуры: Литература-беллетристика, Музыка – поп музыка, Изобразительное искусство – плакаты, Кинематограф – триллеры, блокбастеры Особенности массовой культуры: 1.Общедоступность, 2.Занимательность, 3.Серийность, тиражируемость, 4.Пассивность восприятия, 5.Коммерческий характер Слайд 15. Позитивные и негативные черты массовой культуры | Занесение материала в таблицу Учащиеся зачитывают текст слайда | Умение видеть проблему отличительных черт массовой культуры, формулировать ее и находить решение | ||
4 | Практическая работа (20мин.) | Закрепление пройденного материала, проведение сравнительного анализа произведений, относящихся к разным видам культуры (Литература) | Слайд 16. Задание: сравнить произведения, опираясь на услышанные отрывки и определить, к каким видам культуры принадлежит творчество представленных авторов (текст прилагается). По возможности, определить имена авторов (портреты на слайдах не подписаны). Зачитываются отрывки из романа В.В.Набокова «Дар»: 1.стр.62-68 – Бессонная ночь, 2.стр.198-199 –Рассуждения о России, 3.стр.316-Что делать, 4.стр.394-395 – Мысли о возвращении в Россию ( на выбор учителя) Зачитывается отрывок из детективного романа Д.Чейза « Избавьте меня от нее»
| Предполагаемые ответы учащихся: Первое произведение принадлежит В.В.Набокову (1899-1977)- русскому и американскому писателю, эмигрировавшему из России в 1919 году. Главный герой романа «Дар» писатель Федор Константинович Годунов –Чердынцев. Роман глубоко автобиографичен. Очень сложен для восприятия. В нем главной линией является не сюжетное действие, а раскрытие внутреннего мира героя, его переживаний. Он заставляет думать и размышлять. Второй отрывок сразу же нацеливает читателя на описание детективного сюжете, легкого для прочтения. Вывод- первое произведение относится к элитарной культуре, второе – к массовой культуре.
| Учащиеся совершенствуют навыки анализа художест-венного произведе- ния, уме- ния прово- дить анна- логию с теоретичес ким материа- лом |
(Музыка) | Сдайд 17. Учащие заслушивают фрагменты музыкальных произведений А.Шнитке (Концерт Гроссо – написан в 1977 году, использован в фильмах «Агония», на церемонии открытия XXII Олимпийских игр в Сочи). Далее заслушиваются фрагменты песен из репертуара ансамбля «Битлз» Задание – провести сравнительный анализ и определить, с какому виду культуры относят данные произведения. | Предполагаемые ответы учащихся: Музыка первого автора очень сложна, контрастна, это какое-то обостренное отношение к миру, требует специальной подготовленности слушателя. Это произведение относится к элитарной культуре. Музыка, созданная ансамблем «Битлз» - наивысшее проявление массовой культуры. Одно из самых ярких и мелодичных | |||
Слайд 18. (Проблема!) Можем ли мы говорить о превосходстве какой-либо из культур? | Предполагаемый ответ: Каждый из видов культуры выполняет свою миссию, решает свои задачи. | Умение видеть проблему и искать пути ее решения | |||
Сайт 19. (Проблема!)
| Просмотр фрагмента ролика https://rg.ru/2017/03/21/nuzhna-li-klassika-pokoleniiu-ru.html. Обсуждение данной проблемы проводится на следующем уроке. | Умение видеть проблему и искать пути ее решения | |||
5 | Рефлексия (4 мин.) | Обобщить полученные знания подвести итоги урока. | Итак, урок подходит к концу. Можем ли сказать, что цель, поставленная в начале урока, выполнена? Какие методы помогли ее достичь? | Предполагаемые ответы: Да, цель достигнута. Методы, способствующие достижению цели – усвоение лекционного материала, отработка навыка составления опорной записи в виде таблицы. Проведение сравнительного анализа различных произведений. | |
6 | Домашнее задание (1 мин.) | Закрепление пройденного материала | П.35. В таблице привести примеры других произведений, которые можно отнести к различным видам культуры. Уметь высказывать свое отношение к поднятой проблеме неподготовленности современной молодежи к духовному наследию. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока по теме "Свободное время. Каникулы" (6 класс). Технологическая карта урока "Еда. Кафе"
В технологической карте урока представлена разработка урока по теме"Свободное время. Каникулы." и разработка урока по теме "Еда.Кафе" для 6 класса....
Технологическая карта урока на тему "Географическая карта". 5 класс
Технологическая карта урока .ФГОС....
Методическая разработка "От технологической карты раздела к технологической карте урока"
Уровень образования: основное общее образованиеКласс: 5 классПредмет: биологияТип ресурса: технологические картыКраткое описание ресурса: технологические карты разделов по темам: "Введение в биологию"...
Курсы повышения квалификации. Экспертные карты.Технологическая карта урока.
Данный материал может быть полезен для тех, кто проходит курсы повышения квалификации. В нём представлены примеры экспертных карт двух кроссвордов и викторины, а также технологическая карта урока в 5 ...
Технологическая карта "Технологическая карта урока биологии в 6 классе по теме «Передвижение веществ в растении»
Цели урока: сформировать представление о передвижении веществ по растениюЗадачи урока:Предметные: на основе знаний о строении стебля, сформировать представление о процессе транспорта вещес...
Технологическая карта урока по географии "Карта и её математическая основа. Практическая работа №1. Определение на основе иллюстраций учебни-ка и карт атласа территорий России с наибольшими искажениями на различных картографических проекциях"
Учебное занятие по изучению и первичному закреплению новых знаний и способов деятельности...
Технологическая карта урока Урок № 32. «Культурная карта Российской Федерации» (практическое занятие)
Класс 5 Тема урока «Культурная карта Российской Федерации» Тип урока практическое занятие, урок-путешествие Средства обучения (УМК) Цель: Создать условия для формирования представлений о на...