Интегрированный урок краеведения и русского языка
классный час по обществознанию (5 класс) на тему
Углубить представление о Родине, Отчизне, Отечестве; раскрытие особенностей большой и малой Родины; формировать чувство любви и уважения к истории своей страны, к языку как носителю культуры, воспитывать гражданина и патриота.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
integrirovannyy_urok.docx | 24.67 КБ |
Предварительный просмотр:
Интегрированный урок краеведения и русского языка.
Работа учителя истории и обществознания МКОУ Перлевской СОШ
Воронежская область
Семилукский район
Цыплаковой Н. А.
Интегрированный урок краеведения и русского языка.
Перлевка – Родина моя.
Цели: углубить представление о Родине, Отчизне, Отечестве; раскрытие особенностей большой и малой Родины; формировать чувство любви и уважения к истории своей страны, к языку как носителю культуры, воспитывать гражданина и патриота.
Оборудование: аудиозаписи песен о Родине, пословицы и поговорки о Родине, «Толковый словарь» С.И. Ожегова, выставка рисунков учащихся о родном селе, карта Воронежской области, стенд с фотографиями, выставка книг, посвященная Воронежскому краю, сборники стихов о Родине.
Ход урока.
1.Звучат фрагменты песен о Родине.
Учитель: мы послушаем сейчас стихотворение о нашем селе. Оно было напечатано в газете «Семилукская жизнь» в 2003 году (читает подготовленная ученица).
Село далекое родное,
Деревня милая моя.
Здесь все обычное, простое,
Сады и трели соловья.
Глухая сельская дорога,
Травой поросшие поля.
И церковь старая - дом Бога,
Перлевка – Родина моя.
Повсюду ветхие домишки,
С утра коров погнал пастух.
Как на картинке старой книжки,
Царит крестьянский добрый дух.
А во дворе собака лает,
Машина редко прошумит.
И каждый человек здесь знает,
Что жизнь спокойно пролетит.
Заменит лошадь здесь машину,
Не строят фабрику, завод,
И каждый день здесь гнут все спины,
Ведь люди полют огород.
В селе простые развлеченья,
Без пабов, баров, казино.
Здесь под гармошку песнопенья,
Здесь ходят в клуб, а не в кино.
Я рассказала вам частицу,
Хочу сказать еще и то,
Что я деревню на столицу
Не променяю ни за что!
Обратимся и к творчеству нашего перлевского жителя – Свиридова Николая, у которого любовь к родному краю вылилась в стихи:
…Поле скошено, поднята зябь,
Лишь мелькнет серой тенью полевка,
Да вороны над пашней кричат:
Вот и встретились. Здравствуй, Перлевка!
Учитель:почему наш урок мы начинаем с чтения стихотворений о родном селе? (ответы детей).
Что же объединяет людей, живущих в городе, селе, области, стране?(Мы все россияне, наша Родина- Россия). Работа с понятиями «отчий дом», «Отечество», «Отчизна». Эти слова объединяет и один корень. Учитель предлагает школьникам подобрать однокоренные слова к слову «Отечество», подобрать синонимы к этому слову.
Учитель: с историей России мы соприкасаемся почти ежедневно.У стен древней крепости, старинного дома или памятников, поставленных в честь прошедших событий и героев войны. История находит отражение в народных песнях и сказках, в названиях городов и сел, улицах, именах и фамилиях. В услышанных сейчас песнях говорится не только о большой Родине, но и о малой, там, где человек родился, пошел в школу, где живут его друзья. А главное – Родина начинается с отчего дома. И если задать вопрос: что такое Родина? Многие ответят: место, где человек родился, вырос. И будут правы, потому что родные с детства места- это наша Родина, наш родной край.
Для каждого человека Родина начинается сотчего дома. Если посмотреть на карту Воронежской области, то можно увидеть недалеко от Воронежа маленькую- маленькую точку. Это и есть наше село со звучным и красивым названием Перлевка. Расположено оно в 36 километрах от г.Воронежа. Возникло в 1656 году. Село древнее и большое.По холмам и балкам сравнительно небольшой лентой тянется на 18 км с севера на юг. Есть две версии названия села.
Рассказывают ученики.
Версия первая: основателями села были беглые казаки с Дона - Петр и Левка.
Более правдоподобная вторая версия. Село получило название от речки Перлевка, которая протекала с севера на юг по селу и впадала в речку Ведуга (приток Дона).Река Перлевка упоминается еще в документах начала 17 века («дозорная книга 1615 года). В «Толковом словаре русского языка, составленного В.И. Далем, «перелевки» (перлевки)- это места, где река переливается через берега. Теперь эта речка высохла, и осталось еле заметное русло, которое весной в половодье воскрешает исчезнувшую речку. Селу Перлевка подчинены хутора Кочетовка, Ложки, Чагодаевка. Удалось выяснить происхождение хутора Кочетовка. Здесь поселились выходцы с Украины, их дворы славились петухами (на Украине петуха называли кочетом). Со всех окрестных сел приезжали за ними крестьяне.
1. Работа со словарем С. И. Ожегова.
Учитель: Попробуем проанализировать разговорные названия некоторых улиц с.Перлевка с помощью словаря С. И. Ожегова. В Перлевке есть название улицы Мотня.Выясняем по словарю, что мотня- мешок в средней части невода, куда попадает рыба. А ведь улица упиралась в болотистое место. Человек, не знающий этого, мог просто-напросто заблудиться среди топи. Или еще одно интересное название улицы, которое опять же попытаемся объяснить с помощью словаря С. И. Ожегова- Желябово. Эта улица формой представляет углубление в дереве. Сколько лет прошло, пытались эту улицу выровнять, засыпали даже щебенкой, но посмотришь: снова появилось это углубление. Обратимся к словарю и осмелимся сделать вывод, что желоб и желяб одинаковое по смыслу слово. Желоб- длинное, полукруглое или прямоугольное углубление.
Изучение истории происхождений названий, как и вообще изучение родного края,- увлекательное занятие.
2.Выполнить задание.
В жизни человека есть самые важные, самые дорогие для человека слова. Какие? Узнаем, когда отгадаем кроссворд.
- Течет, течет, не вытечет. Бежит, бежит, не выбежит.
Про какое дерево говорят: «мерзнет, дрожит на ветру».
- Живет в лесу работник, лесной носатый плотник.
- Вежливое слово.
- Предмет, где лежат карандаши, ручки, ластик.
- Дерево- символ России.
1.Р | е | к | а | ||||||
2.О | с | и | н | а | |||||
3.Д | я | т | е | л | |||||
4.С | п | а | с | И | б | о | |||
5.П | е | Н | а | л | |||||
6.Б | е | р | е | з | А |
Какое слово получилось по вертикали?
- Столица нашей Родины?
- Зимующая птица, которая очень любит сало?
- Дерево, плод которого любят снегири?
1.М | о | с | к | в | а | |
2.С | И | н | и | ц | а | |
3.Р | я | б | и | н | а |
Какое слово получилось в этом кроссворде?
3.Запишите пословицы и поговорки с этими словами.
4.Напишите мини- сочинение о том, что для вас такое Родина, начните так: «Родина- это…»
Читаются сочинения. Учениками рецензируются.
Вывод: в большой стране у каждого человека есть свой уголок – улица, деревня, город, дом, где он родился и вырос. Это его маленькая Родина, а из множества таких маленьких родных уголков и состоит наша большая общая великая Россия. Каждый человек любит свою страну, а любить свою Родину – значит жить с ней одной жизнью. И какая будет жизнь – все зависит от вас.
Подведение итогов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированный урок (ОБЖ, литература, русский язык) по русскому языку в 8 классе по теме: "Обобщающий урок по односоставным предложениям"
Данная разработка представляет собой материал для проведения обобщающего урока по видам односоставных предложений. Основная цель урока - повторение видов односоставных предложений, определение и...
Интегрированные урок английского и русского языка (урок практикум) в 11 классе по теме "Подготовка к написанию эссе на английском языке с привлечением знаний из области "Филология" на тему"Формирует ли чтение личность человека?"
Развитие коммуникативной компетенции по проблеме "Написание эссе "Моё личное мнение"(в части аргументации) на английском языке.(профильный уровень)....
"Старинные русские меры". Интегрированный урок по математике, русскому языку и литературе. Авторы: Дороженко Ж.Ю., Прищепова И.А.
Урок посвящен таким забытым старинным мерам, как пядь, вершок, аршин, локоть, сажень. Направлен на обогащение знаний по темам русского языка, литературы и математики, развитие интереса к...
Конспект урока в 6 классе "Интегрированный урок географии и русского языка"
Данный урок соответствует теме География сказок Урок интегрированный - география и русский язык. На уроке ученики путешествуют по населенным пунктам, связанным со сказками...
Интегрированный урок физики и русского языка на тему «Механическое движение. Правильное употребление причастных оборотов на уроке физики»
Интегрированный урок физики и русского языка на тему «Механическое движение. Правильное употребление причастных оборотов на уроке физики.»...
Сценарий урока -квеста (интегрированного урока по математике, русскому языку и литературе) в 6 классе.
В современном мире очень трудно удивить наших детей.А ведь именно удивление часто является мощным толчкомк дальнешему вниманию и ... познанию нового и неиведанного!!Вот я и попыталась объединить забав...
Интегрированный урок литературы и русского языка в 6 классе по теме: литература: «Великая Отечественная война в произведениях русских поэтов XX века»: русский язык: «Изобразительно-выразительные средства языка в произведениях о войне»
В данном материале представлен интегрированный урок литературы и русского языка в 6 классе "Нам дороги эти позабыть нельзя"...