1. Организационный момент | Перед началом урока прошу учеников разделиться на группы по собственному желанию. 5 групп по 6 человек. - Здравствуйте те, у кого сегодня хорошее настроение. Здравствуйте те, кто сегодня грустит. Здравствуйте те, кто любит проводить время в общении. Здравствуйте те, кто готов вступать в отношения с новыми людьми. Надеюсь, что наше сегодняшнее общение доставит нам взаимное удовольствие. А что для этого нужно? Ответим на этот вопрос в конце урока.
| Настраиваются на работу, включаются в деловой ритм урока, концентрируют внимание. | Мотивация на учебные действия, самоопределение. | Целеполагание, организация своей учебной деятельности. | Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками | Ставят перед собой цель: «Чего я хочу получить сегодня от урока?» | Готовы к сотрудничеству, внимательны, собраны. |
2 Актуализация знаний. Сообщение темы. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся. | - Послушайте притчу и ответьте на вопросы. « Однажды Хинг Ши сидел на берегу озера со своим учеником. Хинг Ши обратился к своему ученику с вопросом : «Янг Ли, скажи, когда, по-твоему, наступит полная гармония в человеческих отношениях?» Ученик сказал: «Мне кажется, гармония в отношениях между людьми наступит только тогда, когда все люди придут единому мнению, будут мыслить одинаково, тогда не будет разногласий, ни споров.» Хинг Ши ответил : «Это невозможно, да и не нужно. Ведь в данном случае наступила бы не гармония, а полное обезличивание человека, потеря его внутреннего «я», индивидуальности. Гармония в человеческих отношениях станет возможна лишь тогда, когда каждый человек будет стремиться к уважению права другого на выражение своей индивидуальности.» - Вопросы к классу - Как вы поняли смысл притчи? - О чем она? - Какое отношение притча имеет к теме нашего урока? (ответы учеников) Тема урока : «Человек – личность». - Ответьте на вопросы, приведенные в рубрике «Вспомним» на с. 8 учебника. ( ответы учеников) План урока - Что такое личность.
- Индивидуальность – хорошо или плохо?
- Сильная личность- какая она?
Проблемный вопрос урока. - Почему личностью может стать только человек среди людей? - Почему человек не только биологическое, но и социальное существо?
| Записывают дату и тему урока в тетрадь, стараются сформулировать цель урока. | Самоопределение. Осознавать целостность мира и многообразия взглядов на него, вырабатывать свои мировоззренческие позиции
| Целеполагание. | Умение вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении вопроса. | Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме.
| Работа с книгой, устные ответы. |
3. Изучение нового материала | - Что такое личность? Когда мы употребляем понятие «человек», то имеем в виду представителя человеческого рода, уникальное творение природы, обладающее рядом общих свойств. - Вспомните, какова двойственная сущность человека. (ответы учеников). Человек – самая большая тайна мироздания, над раскрытием которой несколько тысячелетий бьются все великие философы. Человек - высокоразвитое живое существо, относящееся к биологическому виду(Человек разумный). Как и любой организм, человек обладает органами чувств, кровеносной, мышечной, нервной и другими системами. Однако его природные качества проявляются в более сложных взаимодействиях. Как высшее психическое существо, человек имеет разум. Если человек благодаря разуму выделился из животного мира, то должен постоянно подтверждать статус разумного существа, призванного сохранять и преобразовывать жизнь на Земле. Задание : представьте выводы о сущности человека на основе наших предыдущих размышлений и оформите его графически. ( Во время выполнения задания составляется следующая схема.)
Задание: Откройте учебник на с. 8, внимательноизучите текст рубрики «Обсудим вместе» и ответьте на вопросы после него. (Проверка выполнения задания)
Мы убедились, что вне общества себе подобных человек не может развиваться. Ученые – обществоведы выделяют два этапа становления человека: - детское общество – семья, школа(игра, труд, учение); - взрослое общество – семья, работа (учение, труд). - Какой образ создается у вас при слове «личность»? ( ответы учеников). Задание: изучите абзацы 3,4 и 5 на с.8 и графически отобразите содержание понятия «личность» и «сознание». (Во время выполнения задания составляется следующая схема).
Проблемное задание: Предположите, с какого времени человек становиться личностью. Все ли окружающие нас люди являются личностями? Ответ аргументируйте. (Проверка выполнения задания) - Посмотрим, что думают по этому поводу авторы учебника. Откройте с. 9, прочтитеабзацы 1и2, ответьте на вопрос: «Когда человек становится личностью?» Составьте развернутый план ответа на этот вопрос, представив основные , на ваш взгляд, характеристики личности. (Во времы выполнения задания в тетради появляются записи) 1. Человек становится личностью: - когда начинает понимать себя; - с отделением своего «я» от других людей; - с появлением индивидуальности; - любой человек является личностью, но различается степень уважения к данной личности. 2. Уважаема личность или нет, можно определить по тому, как человек: - трудится; - относится к окружающему миру; - оценивает самого себя. 3. Личность должна иметь следующие качества: целеустремленность, волю, старательность, настойчивость. Вопросы к классу: - О чем свидетельствуют приведенные факты? - Какие выводы вы можете сделать? ( ответы учеников)
| Отвечают на вопросы учителя.
Составляют схемы и план:
человек общественное существо: способно размышлять; решать сложные проблемы; развивается только в обществе себе подобных | Биологическое существо: Часть живой природы; Организм, живущий по биологическим законам |
Личность – совокупность качеств человека, которые появляются: в процессе жизни в обществе: в результате деятельности: в процессе общения с другими людьми | Сознание – отношение человека к миру: Сознание дает человеку возможность: Заниматься различной деятельностью; вступать в общение с другими людьми; оценивать окружающих и себя |
| Оценивание усваиваемого материала. Сохраняют мотивацию к учеб ной деятельности; проявляют интерес к новому учебному материалу; выражают положительное отношение к процессу познания; адекватно понимают причины успешности/неуспешности учебной деятельности | Прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала; принимают и сохраняют учебную задачу
| Взаимодействуют в ходе групповой работы, ведут диалог, участвуют в дискуссии; принимают другое мнение и позицию, допускают существование различных точек зрения | Выявляют особенности и признаки объектов; приводят примеры в качестве доказательства выдвигаемых положений.
| Записи в тетради; устные ответы |
5. Закрепление изученного материала | Проверим себя и выполним несколько заданий . - Прочитайте высказывания из рубрики «В классе и дома» на с. 16 и выберите качества личности, которые вы считаете достойными человека. - Какие положительные качества вы можете еще назвать? - Какие качества вызывают у вас отрицательные чувства? ( Проверка выполнения заданий) | Учатся применять полученные знания в процессе групповой работы. | Стараются следовать в поведении моральным нормам | Проявляют познавательную инициативу, контролируют свои действия | Осознают применяемый алгоритм с достаточной полнотой. | Самостоятельно выполняют действия по алгоритму. | Самопроверка |
6. Рефлексия | На большом листе группой нарисуйте карандашами свое настроение в виде полоски, листочка, облачка, пятнышка. (Рисуют каждый свое настроение, из которого складывается общее настроение). | Проводят самооценку результатов своей деятельности и деятельности всего класса | Сравнивают разные точки зрения; оценивают собственную учебную деятельность; сохраняют мотивацию к учебной деятельности
| Прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала | Планируют сотрудничество, используют критерии для обоснования своих суждений. | Проводят рефлексию способов и условий своих действий. | самооценка |