Технологическая карта по обществознанию 10 класс.
календарно-тематическое планирование (обществознание , 10 класс) по теме
Технологическая карта по обществознанию для 10 класса с включением тем по антикоррупционной политики.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
t.k.po_obshch._10_kl.doc | 207.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка.
Содержание среднего (полного) общего образования на базовом уровне по обществознанию представляет собой комплекс знаний, отражающих основные обьекты изучения: общество в целом, человек в обществе, познание, экономическая сфера, социальные отношения, политика, духовная сфера, право. Знания об этих социальных объектах дают социология, экономическая теория, политология, социальная психология, правоведение, философия. Все означенные компоненты содержания взаимосвязаны, как связаны и взаимодействуют друг с другом изучаемые объекты. Помимо знаний, в содержание курса входят социальные навыки, умения, ключевые компетентности, совокупность моральных норм и принципов поведения людей по отношению к обществу и другим людям; правовые нормы, регулирующие отношения людей во всех областях жизни общества. Система гуманистических и демократических ценностей.
Настоящая технологическая карта разработана на основе Федерального компонента Государственного стандарта среднего (полного) общего образования и авторской программы по обществознанию среднего (полного) общего образования (под редакцией академика РАО, доктора педагогических наук Л. Н. Боголюбова).
Технологическая карта конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам и темам курса. Она рассчитана на 68 учебных часов из расчета 2 учебных часа в неделю с включением в содержание тем уроков по антикоррупционной деятельности.
Используемый учебно-методический комплект: учебник «Обществознание. 10 класс» (авторов Л.Н.Боголюбова, Л.Ф.Иванова, А.Ю.Лазебникова и др. – М.: Просвещение,2002). Рабочая программа предусматривает следующие формы промежуточной и итоговой аттестации: контрольные работы, тестирование, обобщающие уроки.
Изучение обществознания в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:
- развитие личности в период ранней юности, ее духовно – нравственной, политической и правовой культуры; интереса к изучению социальных и гуманитарных дисциплин;
- воспитание гражданской ответственности, правового самосознания, толерантности;
- освоение системы знаний об экономической и иных видах деятельности людей, об обществе, его сферах, правовом регулировании общественных отношений;
- овладение умениями получать и критически осмысливать социальную информацию, анализировать, систематизировать полученные данные, освоение способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых для участия в жизни гражданского общества.
Федеральный базисный учебный план для среднего (полного) общего образования в 10 классе отводит 68 (70) часов, из расчета 2 часа в неделю, один из которых планируется для различных видов самостоятельной работы учащихся. В 10 классе предлагается дать целостное представление о развитии общества, его актуальных проблемах, о человеке в современном мире.
Изучение курса в 10 классе начинается с раздела «Общество и человек». В нем на более высоком, по сравнению с основной школой, уровне раскрывается природа и сущность человека, системный характер общества.
Раздел «Основные сферы общественной жизни» дает представление о подсистемах общества, об условиях деятельности человека в каждой из них. Расширить изучение «Экономики» до 8 часов. И уменьшить «Социальную сферу» до 10 часов.
Раздел «Право» раскрывает значение права и правовой культуры, дает краткую характеристику современного российского законодательства.
№ п.п. | Дата | Тема урока | Цели урока. | Понятия. | Содержание | Тип Урока | Д.З. |
1. 2. | Вводный урок. Что такое общество. | Познакомить с определением понятий: общество, гос-во, страна; дать характеристику сферам жизни общества. | Общество Государство Страна | 1. Общество как совместная жизне-ть Людей. 2. Общество и природа. 3. Общество и культура 4. Науки об обществе. | Изучение нового материала. | Записи С.3-6 |
3. | История воззрения на общество. | Познакомить с мыслями античных философов, фр. Просветителей и их осн. Взглядами на общество, углубить зн. В становлении и развитии общ-ых наук. | Социология Политическая экономия История Этнография Правоведение | 1. История воззрения на общество в трудах Аристотеля, Платона, Д.Локка, Гоббса. | Комби- Нированн- Ый. | П. 2 (Кравч.) Доклады |
4. | Строение общества. Антикоррупционная политика. | Закрепить понятия общества; выявить отличительные особенности; познакомить с социальными институтами Коррупция как симптом общественной и государственной дисфункции. Коррупция как угроза национальной безопасности Российской Федерации. | Общество Институт Основные сферы общества | Многоз-ть общества, Специфика Взаимод-я общества и природы | Комбини- рованный | П. 3 (Кравч.) |
5. | Цивилизация и общество. | Дать представление о цивилизациях; основных взглядах на сущность и происхождения этого понятия; учить выделять основные этапы эволюции цивилизации. | Менталитет Культорология формация | Возникно- Вение цивилизации. Культура, Ее основные функции. | Комбини- рованный | П.4 (Кравч.) |
6. | Природа человека. | Познакомить с понятиями «природа» в узком и широком смысле слова, вспомнить элементарные умения защиты природы (поведения в лесу, на улице) | Комбини- рованный | Записи Подгот. Доклады. |
7. | Человек как духовное существо. | Помочь уч-ся в осознании духовно-нравствееых ориентиров человека и их роли в деятельности. | Совесть Долг | Духовный мир человека Мораль, ценности, идеалы. Мировоззре- Ния и его роль в жизни человека. | Изучение нового материала | П. 4 (Богол.) С.35-45 |
8. | Мировоззрение. Ценностные ориентиры личности. | Сформировать представление уч-ся о роли мировоззрения в жизни человека. | мировоззрение | Микрокосмос Человека Ценности мировоззрение | Изучение нового материала | П.4. (Богол.) |
9. | Деятельность как способ существования людей. Антикоррупционная политика. | Дать представление о деятельности человека и ее многообразии. Антикоррупционное мировоззрение. Коррупционность - мировоззренческая характеристика общества и личности | Деятельность Потребности | Деятельность Черты Дея-ти Классифика- Ция потребностей | Комби- Нированн- ый | П.5 (Богол.) С.46-55 |
10. | Многообразие форм человеческой деятельности. | Сформировать представление уч-ся о многообразии форм чел. Дея-ти, о природе сознания и особенностях его формирования | Общение Сознание | Классифика- Ция Дея-ти Виды общения | Комби- Нирован- ный | П.5 С.50-55 |
11. | Познание и знание. | Способствовать пониманию уч-ся видов и ступений познания | Познание Знание Чувственное познание Рациональное познание Истина | 1. Познаем ли мир 2. познание чувственное и рациональное 3. Истина и ее критерии | Комби- Нирова- нный | П.1(Кр.) П.6 (Богол.) С.55-67 |
12. | Человек в системе социальных связей. | Выделить особенности основных признаков понятия «личность», познакомить с характеристикой основных т. Зрения на соотношения биологического и социального. | Индивид Личность | Биолог. И соц- Ое в человеке Личность Социальное поведение и социализация личности Самозознагие. | Изуч. Нового материала | П.7 (Богол.) С. 67- 77. |
13. | Социализация личности. | Сформировать устойчивое представление уч-ся о соотношении в человеческом поведении природных и культурных фактов. | Социализация Агенты социализации Институты социализации | Институты социализации Функции агентови институтов соц-ии Приемы соц-ии | Комби- Нирован- ный | П.7. (Богол.) С.70-76 |
14. | Проверочная работа «Общество и человек». | Проверить усвоение знаний уч-ся, подготовить проверочную работу в виде ЕГЭ. | Повторно- Обобшаю- Щий урок | Понят. |
15. | Культура и духовная жизнь общества. | Способствовать пониманию уч-ся, что такое культура и каковы ее виды. | Культура Элитарная культура Массовая культура | Что такое культура. Зачем нужна культура. Массовая и элитарная культура. | Изучение нового материала | П. 8 (Богол.) С.78-90 |
16. | Диалог культур. Средства массовой информации. | Продолжить работу по формированию у уч-ся четких представлений о культуре и духовной жизни общества. | Контркультура Элита | Культура Массовая культура «Контркуль- тура» «Субкуль- тура» | Комбини- рованный | П.8. (Богол.) С.82-89 |
17. | Наука и образование. | Дать уч-ся представление о науке как виде познания и сфере жизни общества. | Наука | Наука. Задачи Науч. Дея-ти Научные исс- ледования | Комбини- рованный | П.9. (Богол.) С.90-94 |
18. | Образование. Антикоррупционная политика. | Дать представление уч-ся о роли образования и его принципах. Содержание антикоррупционного образования. | образование | Функция образования | Комбини- Рованный | П.9 (Богол.) С.94-100 |
19. | Мораль. Религия. Антикоррупционная политика. | Сформировать представление уч-ся о морали от возникновения ее до наших дней. Выбор в условиях альтернативы и ответственность за его последствия. Гражданин и коррупция. | Мораль | Мораль. Закономерности Развития морали. Структура морали. Функция морали. | Комбини- рованный | П. 10 (Богол.) С.100-112 |
20. | Искусство и духовная жизнь. | Познакомить с понятием искусство, ее видами, функцией, как оно соотносится с худож-ой культурой, уметь анализировать произведение искусства. | Искусство | Что такое искусство. Особенности искусства. Виды искусства. Этическая кльтура. Тенденции духовной жизни современной России. | Комбини- рованный | П.11 (Богол.) С.113-125. Подгот. К К.раб. |
21. | Повторно-обобщающий урок по главе 3 «Духовная культура». | Закрепить знания уч-ся о культуре, ее видах и духовной жизни общества. | Работа с текстом С.138 №22,23 (Метод.) |
22. | Роль экономики в жизни общества. | Дать уч-ся представление о роли экономики в жизни общества, знать, что такое экономика, какова ее структура и какую роль она играет в человеческом об-ве. | экономика | Экономика как подсистема общества Экономика и уровень жизни Экономика исоциальная структура об-ва Экономика и политика. | Изучение Нового материала | П. 9 (Крав.) С.60 |
23. | Эволюция капитализма. | Дать представление о сущности информационных и человеческих ресурсов экономики, познакомить с развитием капитализма в России, в сравнении с развитием кап-ма в др. странах. | Рыночная экономика | Государство и экономика Экономич. Системы и их типы Особенности рыночной экономики Россия в условиях рыночной экономики | Комбини- рованный | П.10 (Крав.) С.67-74 В.2. |
24. | Экономическая культура. | Знать основные элементы экономической культуры; объяснить, в чем суть и значение экономически грамотного и нравственно- ценного поведения человека в экономике | Экономическая культура общества | Сущность и структура Отношение и интересы Связь эконом. Культуры и деятельности | Комбини- рованный | П.11 (Крав.) С.75- 83 +п.13 (Богол.) С.137 |
25. | Производитель на рынке. | Познакомить с сущностью и закономерностями развития производства страны; сущность «производства» и его основу, особенности хозяйственных субъектов- предприятий и их роль в экономике страны. | Предприятие Фирма Отрасль Маркетинг | Комбини- рованный | П.12 (Крав.) С.84 В.1-5 |
26. | Предприниматель- Ство и бизнес. | Познакомить с сущностью предприн-ва как социального и экономического института об-ва, сущность предприним-их отношений, особенности организации малого бизнеса и его роль в экономике страны. | Предпринима- Тельство Товарищество Корпорация | Работа над понятиями Третий принцип пред- Ва Сущность эконом. И правовой основы производ-го бизнеса | Комбини- рованный | П.13 (Крав.) С.92 В.1-5 |
27. | Инфраструктура рыночной экономики | Познакомить с устройством рыночной экономики, познакомить с новыми понятиями, с условиями возникновения банков. | Брокеры дилеры | Три элемента инфраструкту- Ры рыночной экономики Биржа, работа биржи Создание банков и их роль | Комбини- рованный | П.14. (Крав.) С.98 В.1-4 |
28. | Роль государства в экономике. | Познакомить с участием государства в регулировании экономики страны. | Прямые и косвенные налоги Гос. Бюджет Государст- Венный долг | Основные экон. Функции государства Налоги Гос.бюджет и долг | Комбини- рованный | П.15 (Крав.) С.106 В.1-6 Подгот. К к.р. |
29. | Тестовая работа по главе «Экономика». | Проверить качество и прочность знаний уч-ся с помощью тестовых работ | Понятия + эссе |
30. | Социальная структура общества. | Познакомить с социальным статусом личности в обществе; знать, что такое социальная стратификация. | Социальная общность Статусные группы Номинальные группы Агрегатные группы Общность Социальная мобильность | Многообразие Социальных групп Социаль.нера- Венство Соци-ая стратификация Социальная мобильность Социальные интересы | Комбини- рованный | П.14. (Богол.) С.151 |
31. | Социальные взаимодействия. Антикоррупционая политика. | Знать, что такое социальное взаимодействие; знать причину социальных конфликтов, уметь анализировать влияние неравенства на труд. Деятельность людей Особенности процесса социализации в современных условиях (конкуренция агентов социализации). | Социальные действия и взаимодействия Конфликты | Социальные действия и взаимодейст- Вия Социальные взаимоотно- шения | Комбини- рованный | П.15 (Богол.) С.162 |
32. | Социальные конфликты. | Дать представление о социальных конфликтах как особом взаимодействие индивидов, групп и объединений, расширить знания о конфликтах на производстве | Социальные конфликты Причины конфликтов Классификация конфликтов | Комбини- рованный | П.15 (Богол.) С.164-170 |
33 34. | Социальные нормы и отклоняющееся поведение. | Сформировать представление о социальных нормах и санкциях, о социальном контроле как особом механизме поддержания общественного порядка. | Социальные нормы Отклоняющее поведение Социальный контроль | Норма социальная Социальный контроль Девиантное поведение Деликвентное поведение | Комбини- рованный | П.16 (Богол.) С.173-176, С.176-182 |
35. 36. | Нации и межнациональные отношения. Национализм. Межнациональ- Ные конфликты и Пути их решения. | Углубить и систеиатизировать знания уч-ся об исторически сложившихся общностях людей, сформировать представление об этносоциальных конфликтах, их типах, путях уреулирования. | Этнос Этническая группа Этническая общность Национализм Этнические кофликты | Этнические общности Национальное самосознание Национализм Национальная политика | Комбини- рованный | П.17. (Богол.) С.184-188. С.189-193 |
37. | Семья и быт. | Дать представление о семье, ее функциях. | семья | Семья как социальный институт. Функция. Бытовые отношения. | Изучение Нового материала | П.18 (Богол.) С.196-207 Текст С.205-206 |
38. | Практикум «Семья и быт». | Закрепить изученный материал в виде ЕГЭ. | Работа с тестами и текстом | практикум | П.18 (Богол.) Текст С.205 |
39. | Социальное развитие и молодежь. Антикоррупционая политика. | Сформировать представление уч-ся о социальных процессах в современной России и молодежи как социально-демократической группе. Молодежь и коррупция. Статус государственного служащего. Коррупция как разновидность девиантного поведения, как нарушение ролевых функций членов социума под непосредственным влиянием частных интересов. | Социальные процессы в современной России. Молодежь как социальная группа. Развитие ссциальных ролей в юношеском возрасте. Молодежная субкультура. | Изучение нового материала | П.19 (Богол.) С.207-217 Докум. С.216 |
40. | Контрольная работа по главе «Социальная сфера». | Повторить изученный материал на основе тестовых материалов, подготовки к ЕГЭ. | Контро- Льный урок | Повтор. Понят. |
41. | Политическая власть. | Дать уч-ся представление о политичесеой сфере и политических институтах. | Легализация Легитимация Политика | Политическая деятельность и об-во Политеческая сфера и политические институты Политические отношения Политическая власть. | Изучение нового материала | П.16 (Крав.) С.112 |
42. | Политическая система. | Сформировать представление уч-ся о структуре политической системы. | Политическая система общества | П.21 (Богол.) С.229 |
43. | Сущность и организация государства. Антикоррупционная политика. | Дать представление о государстве как наиболее важном политическом институте и его функциях. Политические цели и средства их достижения. Коррупция как способ борьбы за власть, как способ существования власти. | Федерация Унитарное гос-во Конфедерация | Государство в современном научном понимании Гос-во как наиболее важный полит-ий институт Функции гос-ва Гос-ый аппарат | Изучение нового материала | П.17 (Крав.) С.117-123 |
44. | Политический режим. | Дать представление о политических режимах, признаках, видах пол-их режимов демократии на примере РФ | Политический режим | Комбини- рованный | П.21 (Богол.) С.234-240 |
45. | Местное самоуправление. | Познакомить систорией возникновения местного самоуправления, функциями мест. самоуправления | Знакомство с терминами Из истории возникновения Функции Польза местного самоуправ-ия | Изучение нового материала | П. 18 (Крав.) С.124-129 |
46. 47. | Гражданское общество и правовое государство. Условия политической жизни. Антикоррупционная политика. | Сформировать представление уч-ся о гражданском обществе и правовом гос-ве ,указать на принцип разделения властей, взаимоотношениях гр-го общества и государства Проблемы формирования правового государства и гражданского общества в РФ. Роль гражданского общества в противодействии коррупции. | Гражданское общество | Понятие «граж. Об-во» Структура гражданского общества Главный принцип гражданского общества | Изучение нового материала | П.22 (Богол.) С.241-251 П.19 (Кравч.) С.130 |
48. | Формы управления политической жизнью и механизмы управления граждан. Антикоррупционная политика. | Сформировать представление уч-ся о механизме участия граждан в избирательной и полит-ой системе общества Политический лоббизм, его формы. Коррупция и избирательный процесс. | Голосование Референдум Политическая партия Политическая программа | Изучение нового материала | П.20 (Крав.) С.138-146 |
49. | Демократические выборы и политические партии. Антикоррупционная политика. | Сформировать представление уч-ся о полит-их партиях и партийных системах СМИ и коррупция | Избирательная система | Избирательная система Типы избирательных систем Многопартий- Ность и партийные системы | Комбини- рованный | П.23 (богол.) С.251-261 |
50. 51. | Участие граждан в политической жизни. Субъекты политической жизни. Антикоррупционная политика. | Дать представление об участии гражданина в политической жизни страны с целью повлиять на принятие и реализацию государственных решений. Стандарты антикоррупционного поведения. Выбор и ответственность. | Политический процесс Политическое участие Политическая культура | Сущность политического процесса. Политическое участие. Политическая культура. | Комбини- рованный | П.24 (Богол.) С.262-271 П.21 (Крав.) С.147-153. |
52. | Повторительно- обобщающий урок «Политическая сфера». | Закрепить знания уч-ся, полученные при изучении темы «Политическая сфера». | Понятия, Тексты |
53. 54. | Право в системе социальных норм. Система права. Нормы права. | Дать представление о праве особой системе норм | Право | Определение права. Основные признаки права. Право и мораль. Система права. Норма права. Отрасль права. Институт права. | Изучение нового материала. | П.25 (Богол.) С.273-283 |
55. | Источники права. | Сформировать представление уч-ся о том, какими способами и где формируются правовые нормы, дать представление об источниках права. | Источник права | Что такое источник права. Основные источники права. Виды нормативных актов. | Конбини- рованный | П.26 (Богол.) С.284-295. |
56. 57. | Правоотношения и правонарушения. Юридическая ответственность. | Дать представление о правонарушениях, их признаках и субъектах правоотношений. | Правоотно- Шение Юридическая ответствен- ность | Что такое правоотно- Ение. Что такое правонару- Шение. Юридическая Ответствен-ть Система судебной защиты. | Комбини- рованный | П.27. (Богол.) С.295-299. П.27 С.299-301 |
58. | Развитие права в современной России. | Познакомить с видами кодексов Рф и их действием. | Работа с текстом. | Комбини- рованный | П.27 (Богол.) С.303-305 + текст |
59. 60. | Современное российское законодательство. | Сформировать представление об отраслях права как совокупности правовых норм, регулирующих большую сферу общественных отношений, учить работать с документами. | Конституци- Оное право. Администра- Тивное право. Гражданское Право. Трудовое право. Семейное право. Уголовное право. Экологическое право. | Изучение новаого материала. | п.28 (Богол.) С.306- 318 |
61. | Предпосылки правомерного поведения. | Познакомить с понятиями правосознания, правомерное поведение,объяснить предпосылки правомерного поведения, сформировать представление уч-ся о необходимости развития в себе правовую культуру. | Правосознание Правовая культура | Правосознание. Правовая культура. Правомерное поведение. | Комбини- рованный | П.29 (Богол.) С.318-326 Текст |
62. | Общество в развитии. (Современное общество.) | Сформировать представление уч-ся о многовариантности общественного развития. | глобализация | Многовариант- Ность общественного развития. Целостность и противоречи- Вость современного мира. Проблема общественного прогресса. | Комбини- рованный | П.30 (Богол.) С.328-342 П.5 (Крав.) С.36-43 |
63. | Модернизация. | Познакомить с устройством мировых систем, проследить иути становления. | модернизация | Модернизация. Органическая Неорганич-ая Модер-я: добро Или зло. | Комбини- рованный | П.6 (Крав.) С.43-49 |
64. | Глобализация человеческого общества. Антикоррупционная политика. | Сформировать представление о развитии общества: прогресс, его критерии, выделить глобальные проблемы современности. Глобализация как процесс создания новой системы мира. Место России в мире XXI в. | Доиндустри- Альное общество. Индустриаль- Ное общество. Постиндуст- Риальное общество. | Комбини- рованный | П.7 (Крав.) С.50- 54 Рефер. О странах Мира. |
65. | Мировая система. | сформировать представление о понятиях ядро, полуферия, периферия; использовать сам. Раб. Уч-ся – рефераты о странах мира. | Ядро Полупериферия Периферия Третий мир | Ядро. Периферия. Полупери- Рия. | Комбини- рованный | П.8 (Крав.) С.54-59 Рефера- Ты |
66. | Человек и общество (итоговое повторение) | Повторить изученный материал | Повторе- Ния |
67 | Итоговая контрольная работа . | Проверить усвоение изученного материала с помощью тестовых работ. | итоговый |
68. | Повторение изученного. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока обществознания в 5 классе. Вводный урок.
Технологическая карта урока обществознания в 5 классе.Вводный урок с целью создания условий для определения значимости изучения предмета обществознания, через формирование суждений о возможности...
Технологическая карта урока обществознания в 8 классе
Технологическая карта урока обществознания в 8 классе.Тема "Моральный выбор - это ответсвенность"....
Технологическая карта урока обществознания в 6 классе, тема "Мораль"
Технологическая карта урока обществознания по теме "Мораль" в 6 классе. (Авторы учебника: Кравченко А.И., Певцова Е.А.) Тип урока - урок изучения и первичного закрепления новых з...
технологическая карта урока обществознания в 8 классе "Государственная охрана права"
Материалы к уроку обществознания в 8 классе по учебнику издательства "Баласс", ОС "Школа 2100", авторов д.Д.Данилова, Е.В. Сизовой и др....
Технологическая карта по обществознанию 5-6 класс. Сетевой образовательный модуль по обществознанию"Открываем путь к почёту и уважению"
Сетевой образовательный модуль по обещствознанию носит активный, деятельностный характер, создает условия для самореализации, обеспечивает возможности общения, взаимодействия, проходит вне стен ...
Методическая разработка по обществознанию (9 класс) на тему: Технологическая карта урока обществознания по теме: «Правонарушения и юридическая ответственность».
Технологическая карта урока обществознания в 9 классе по теме "Правонарушения и юридическая ответственность" содержит:1) цель и планируемые результаты;2) этапы с указанием содержания деятель...
Методическая разработка по обществознанию (5 класс) на тему: Технологическая карта урока обществознания по теме: «Самообразование».
Технологическая карта урока обществознания в 5 классе по теме "Самообразоание" содержит:1) цель и планируемые результаты;2) этапы с указанием содержания деятельности учителя и учеников;3) ра...