Технологическая карта для урока обществознание по теме "Труд" 5 класс
учебно-методический материал по обществознанию (5 класс) по теме
Технологическая карта урока обществознание в 5 классе. тема "Труд"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologicheskaya_karta.doc | 86.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Разработала учитель обществознания ГБОУ СОШ № 7 Осипова Любовь Тимофеевна
Технологическая карта открытого урока обществознания в 5 классе
Тема урока | Труд | ||
Дата урока | |||
Тип урока | Урок обобщения и систематизации знаний | ||
Цель урока | Расширить представления о труде как основном виде деятельности человека, систематизировать знания учащихся о различных видах труда, его творческой природе, значении труда в жизни человека. | ||
Образовательные | Проектор, презентация Power Point, «Труд», ученические компьютеры. | ||
План урока | 1. Труд в деятельности человека. 2.Мир профессий. | ||
Личностно значимая проблема | «Высота культуры всегда стоит в прямой зависимости от любви к труду» М. Горький | ||
Методы и формы | Методы: наглядный, частично-поисковый, практический, контроля. Формы: работа в группах | ||
Основные понятия | Труд, творчество, профессия, материальные ценности, духовные ценности | ||
Планируемые результаты | |||
Предметные | Метапредметные УУД | Личностные УУД | |
Учащиеся научатся различать виды труда, понимать значение трудовой деятельности для личности и общества, систематизировать обществоведческую информацию в таблицах. | Регулятивные: планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, оценивают правильность выполнения действия Познавательные: выбирают наиболее эффективные способы решения задач; контролируют и оценивают процесс и результат деятельности. Коммуникативные: участвуют в коллективном обсуждении проблем, организовывают учебное сотрудничество со сверстниками, работают в группе, находят общее решение, учитывая мнения друг друга, формулируют и аргументированно отстаивают свое мнение | Формирование мотивации, направленной на активное и созидательное участие в общественной жизни, заинтересованности не только в личном успехе, но и в развитии различных сторон жизни общества Выражают устойчивый учебно- познавательный интерес к новым общим способам решения задач. |
Продолжение табл.
Этапы | Время (мин) | Деятельность учителя | Деятельность | Формы | Универсальные |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
I. Организа-ционный этап | 2 | Приветствие учащихся | Приветствие учителя, друг друга. Формиро-вание групп | Групповая, коллек-тивная | Личностные: проявление эмоционального отношения к учебно-познавательной деятельности. |
II. Мотивация | 5 | Учитель: Наш народ богат талантами, мастерами своего дела. Таким человеком был замечательный поэт Валерий Яковлевич Брюсов. Вы можете познакомиться с одним из его стихотворений (Слайд 1,2) . (Приложение 1 на партах учащихся). Но вот беда – одно слово в нем за давностью лет утеряно. Давайте его восстановим. «Вызов» 1. Что такое труд? 2. Какие характеристики труда присутствуют в стихотворении? 3.Определите тему нашего урока | Самостоя-тельно читают стихотворе-ние, затем идет обсуждение в каждой группе Дают определение «труд». Сегодня на уроке мы будем повторять знания по теме «Труд» | Работа в группе | Познавательные: самостоятельное выделение и формулирование учебной цели, структурирование знаний. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем, умение выражать свои мысли. Личностные: уважение к труду как основе жизни и благосостоянию. |
III.Актуа-лизация знаний | 7 | Учитель: Но ведь животные, насекомые тоже преобразуют окружающий мир… В чем разница между активностью животных и деятельностью человека? ( Слайд 3 ) 1. Чем отличается активность паука от активности ткачихи? 2. Сделайте выводы на основе изображений
| Учащиеся приходят к выводу, что труд ткачихи осознанный, целенаправ-ленный, а паук плетет паутину на основе инстинктов. Анализируя изображение, делают выводы, что история человечества – это история трудовой деятельности. | Работа в группах | Познавательные: самостоятельное выделение и формулирование учебной цели, преобразование объекта из чувственной формы в модель для выявления общих признаков. Коммуникативные: учебное сотрудничество с учителем, умение выражать свои мысли, владение монологической речью. |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
IV. Обобщение и системати-зация знаний | 20 | Проблемное задание: (Слайд 4) 1. Установите, какой характер труда преобладает среди людей вашего ближайшего окружения. 2.Сегодня в мире ученые насчитывают несколько десятков тысяч профессий, различающихся содержанием и характером труда. Вспомните, каким бывает труд по характеру? (Слайд 5) Задание: Заполните таблицу, используя известные вам характеристики труда (Приложение 2). Работаем в группах. Кто быстрее и правильнее выполнит задание. Учитель: 1. Как вы оцените свою работу? 2. Какие возникли затруднения? Задание на правильное написание обществоведческих терминов и знание их определений (Слайд 6): цена, товар, услуга, меценат, благотворительность. Динамическая пауза Изобразите, какие движения характерны для водителя автобуса, художника, дворника, плотника, учителя, парикмахера. (звучит тихая музыка) (Слайд 7) Используя характеристики трудовой деятельности. 1. Охарактеризуйте деятельность ученика (сложная, умственная, безвозмездная, творческая, ручная) 2. Докажите фактами, что вы, ученики 5 класса, действительно выполняете деятельность, которая по результатам и эффективности можно назвать трудовой. группа. (Слайд 8,9) Прочитайте стихотворение, которое условно разделено на 2 логические части, определите причины этого. (Приложение 3) Компьютерное тестирование учащихся. (1и 2 группы работают с тестами) Составление синквейна (3и 4 группы) 3 группа – ключевое слово «Труд» 4 группа – ключевое слово «Профессия» | Учащиеся дают разно- образные ответы Учащиеся называют неизвестную профессию постижёр Учащиеся называют правильное написание общество-ведческих терминов и объясняют их смысл Учащиеся изображают движения стоя, характерные для лиц указанных профессий
Выступают представите-ли каждой группы у доски, анализи-руют, доказывают, аргументи-руют ответы Учащиеся определяют, что речь в стихотворе-нии идет о мастерстве и профессиона-лизме людей. Очень важно в любую работу вкладывать душу |
Работа в группе Коллек-тивная работа Работа в группе | Познавательные: осознанное построение речевого высказывания в устной форме, распознают объекты и их понятия, выделяют существенные признаки; строят рассуждения и обобщают полученную информацию. Коммуникативные: проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач; ставят вопросы, обращаются за помощью; формулируют свои затруднения; предлагают помощь и сотрудничество здоровьесбережение, переключение внимания, отдых |
Окончание табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
V. Рефлексия | 4 | Учитель: Поразмышляем об уроке… (Слайд 9) 1 Чем для вас был интересен сегодняшний урок? 2. Что нового узнали на уроке? 3. Что удивило? 4. Пригодятся ли в вашей жизни знания, которые вы приобрели? | Отвечают Определяют свое эмоциональ-ное состояние на уроке | Работа в группах | Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его. Познавательные: осознанное построение речевого высказывания в устной форме Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала |
Домашнее задание | 2 | Написать эссе по теме «Без тру-да не выловишь и рыбку из пруда» | Записывают домашнее | Индиви-дуальная работа | Регулятивные : прогнозирование, саморегуляция. |
Приложение 1
Задание для 1 группы
В мире слов разнообразны,
Что блестят, горят и жгут,-
Золотых, стальных, алмазных,-
Нет священней слова:(«___»)
Задание для 2 группы
Троглодит стал человеком
В тот заветный день, когда
Он сошник повел к просекам,
Начиная круг («___»).
Задание для 3 группы
Все, что пьем мы полной чашей,
В прошлом создано («___»)
Все довольство жизни нашей,
Все чем красен каждый дом.
Задание для 4 группы
Новой лампы свет победный,
Бег моторов, поездов,
Монопланов лет бесследный,
Все – наследие («____»)
Приложение 2.
Задание: Заполните таблицу, используя известные вам характеристики труда
Профессия | Характер труда |
Учитель | |
Домохозяйка | |
Художник | |
Постижёр |
1. Простой – 2. Сложный
3. Умственный – 4. Физический
5. Оплачиваемый – 6. Безвозмездный
7. Ручной – 8. Механический
9. Творческий – 10. Традиционный
Приложение 3.
Часть 1:
Странное дело,
А может быть, нет-
Жил-был на свете
Когда-то сапожник.
Был сапожником
Сорок пять лет,
Но про него говорили:
- Художник!
Часть 2:
Странное дело,
А может быть, нет-
Жил-был на свете
Когда-то художник.
Был он художником
Семьдесят лет,
Но про него говорили:
- Сапожник!
(Р. Сеф «Странное дело»)
1. Как вы думаете, почему труд художника сравнили с трудом сапожника?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологические карты к урокам обществознания
Я на своей странице сосздала блог, где разместила уроки обществознания, созданные в соответсвии с требованиями ФГОС ОО РФ.http://nsportal.ru/blog/obshcheobrazovatelnaya-tematika/all/2014/10/28/tekhnol...
Технологическая карта к уроку обществознания 10 класс "Религия в современном мире".
Технологическая карта по обществознанию 10 класс "Религия в современном мире". Учащиеся на уроке научатся: определять, что такое религия, ее значение в жизни общества; особенности и многообразие миров...
технологическая карта к уроку обществознания в 6 классе Труд-основа жизни
технологическая карта...
Технологическая карта к уроку обществознания по теме "Семья и семейные отношения"
Технологическая карта к уроку обществознания по теме "Семья и семейные отношения"...
Технологическая карта к уроку обществознания по теме "Образование в жизни человека"
Технологическая карта к уроку обществознания по теме "Образование в жизни человека"...
Доклад "ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА НА УРОКАХ ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ"
В современном образовательном процессе особое внимание уделяется применению инновационных методов и технологий, которые способствуют более эффективному и интересному усвоению учебного материала. Одним...