Технологические карты к урокам обществознания
учебно-методический материал по обществознанию (6 класс) по теме
Я на своей странице сосздала блог, где разместила уроки обществознания, созданные в соответсвии с требованиями ФГОС ОО РФ.
http://nsportal.ru/blog/obshcheobrazovatelnaya-tem... вот ссылка на страницу моего мини - сайта
http://nsportal.ru/blog/obshcheobrazovatelnaya-tem... вторая страница моего мини-сайта
На данной странице расположены не все уроки, остальные находятся на моих страницах мини-сайта
http://nsportal.ru/node/1405815 - ТРЕТЬЯ СТРАНИЦА МОЕГО САЙТА - 7 КЛАСС
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Уроки обществознания по ФГОС | 87.13 КБ |
Предварительный просмотр:
Уроки 1–2
Тема урока | ЧЕЛОВЕК – ЛИЧНОСТЬ | ||
Тип урока | Ознакомление с новым материалом | ||
Цель урока | Создать условия для формирования представлений учащихся о личности, качествах личности, ее месте в истории; способствовать расширению знания учащихся о влиянии социальной среды на человека | ||
Образовательные | Домашек, Е. В. Школьный справочник по обществознанию [Текст] / Е. В. Домашек. – Ростов н/Д. : Феникс, 2010. Презентация «Человек, индивид, личность» [Электронный ресурс]. – Режим доступа : www.proshkolu.ru/user/ | ||
План урока | 1. Что такое личность. 2. Индивидуальность – плохо или хорошо? 3. Сильная личность – какая она? | ||
Личностно значимая проблема | Каждый из нас – личность, каждому присущи свои положительные качества, и если бы каждый смог применить их в полной мере, то наше общество усовершенствовалось бы в нравственном отношении | ||
Методы и формы | Методы: наглядный, частично-поисковый, практический, контроля. Формы: индивидуальная, групповая, фронтальная | ||
Основные понятия | Личность, человек, качества личности, воля | ||
Планируемые результаты | |||
Предметные | Метапредметные УУД | Личностные УУД | |
Научатся: понимать, что человек принадлежит обществу, живет и развивается в нем. Получат возможность научиться: понимать себя, анализировать свои поступки, чувства, состояния, приобретаемый опыт; работать в группах и парах | Познавательные: выявляют особенности и признаки объектов; приводят примеры в качестве доказательства выдвигаемых положений. Коммуникативные: взаимодействуют в ходе групповой работы, ведут диалог, участвуют в дискуссии; принимают другое мнение и позицию, допускают существование различных точек зрения. Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала; принимают и сохраняют учебную задачу | Сохраняют мотивацию к учебной деятельности; проявляют интерес |
ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА
Этапы урока | Время | Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формы организации взаимодействия | Универсальные учебные действия (УУД) | Формы контроля |
I. Мотивация к учеб- ной деятельности | 2 | Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала | Создаёт условия для возникновения у обучающихся внутренней потребности включения в учебную деятельность, уточняет тематические рамки. Организует формулировку темы и постановку цели урока учащимися | Слушают и обсуждают тему урока, обсуждают цели урока и пытаются самостоятельно их формулировать | Фронтальная работа | Личностные: стремятся хорошо учиться и сориентированы на участие в делах школьника; правильно идентифицируют себя с позицией школьника. Регулятивные: самостоятельно формулируют цели урока после предварительного обсуждения | |
II. Акту-ализация знаний | 7 | 1. Ознакомление с учебником и рабочей тетрадью. Чтение вступительной статьи «Как работать с учебником». 2. Задание | 1. Знакомит учащихся учебником (его внешним видом, общим содержанием, условными обозначениями) и рабочей тетрадью, с основными темами и задачами предмета. 2. Организует диалог с учащимися по вопросам: – Чем обладает еще человек, кроме инстинктов? Почему древние люди не могли жить по одиночке, а объединялись в племена и роды? Прочитайте текст. Выскажите свое мнение, почему так произошло. – Что нужно ребенку для того, чтобы он развивался, как человек? – Сверьте свои высказывания с текстом | 1. Рассматривают учебник, знакомятся с его структурой, читают вступительную статью. 2. Отвечают | 1. Индивиду-альная 2. Фронтальная работа | Познавательные: используют общие приёмы решения познавательных задач; ориентируются в разнообразии способов их решения. Коммуникативные: высказывают собственное мнение; слушают друг друга, строят понятные речевые высказывания | 1. Уст- 2. Уст- |
III. Изучение нового материала | 17 | 1. Презентация «Человек, индивид, личность». 2. Работа (Приложение 1). 3. Работа с материалом рубрики «Картинная галерея», 4. Задания 5. Работа с рубриками «Путешествие в прошлое», с. 13, «Картинная галерея», с. 14, «Жил на свете человек», с. 15 | 1. Показывает слайды презентации, комментирует новую информацию. 2. Делит учащихся на группы, объясняет принцип работы с карточками и схемой: 1) соотнести термин и его определение; 2) прокомментировать свой выбор. 3. Организует работу по материалам рубрики: – Составьте словесный портрет девушек; попытайтесь представить черты их характера по их внешнему виду, особенности их поведения. 4. Нацеливает учащихся на самостоятельную работу по выполнению заданий в рабочей тетради, проводит выборочный контроль. 5. Организует прочтение текста рубрик и обсуждение репродукции картины В. А. Серова «Петр I». – Прочитайте текст. Подумайте, всегда ли выражение «смотреть свысока» означает взгляд с верхнего этажа. Хотелось бы вам общаться с человеком, который смотрит на вас свысока? – Рассмотрите картину В. А. Серова. Как вы думаете, удалось художнику передать индивидуальность каждого персонажа картины? В чем это проявляется? Прочитайте текст о Л.-В. Бетховене. В чем проявлялась сила его личности? Знакомы ли вам его произведения? Есть ли среди них любимое? | 1. Знакомятся 2. Работают 3. Рассматривают картину, отвечают на поставленные вопросы, выражают собственное мнение. 4. Выполняют задания в рабочей тетради. 5. Знакомятся с материалами рубрик учебника, отвечают на вопросы, высказывают собственную точку зрения, делают выводы | 1. Индивидуальная работа. 2. Работа в группах. 3. Фронтальная работа. 4. Индивидуальная работа. 5. Фронтальная работа | Личностные: выражают осо-знанные устойчивые эстетические предпочтения и ориентацию на искусство, как значимую сферу человеческой жизни. Регулятивные: совместно Познавательные: извлекают необходимую информацию Коммуникативные: аргументируют свою позицию и координируют её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности | 1. Устные ответы. 2. Устные ответы. 3. Устные ответы. 4. Письменные задания. 5. Устные ответы |
IV. Первичное осмысление и закрепление изученного | 7 | Решение кроссворда «Человек – личность» (Приложение 2) | Организует работу с учащимися по разгадыванию кроссворда и определению слов, характеризующих личность | Разгадывают кроссворд | Индивидуальная работа | Познавательные: самостоятельно осуществляют поиск нужной информации | Устные ответы |
V. Итоги урока. Рефлексия | 5 | Обобщение полученных сведений | Проводит беседу по вопросам: – Какие качества характеризуют личность? – Что мы относим к биологическим качест- вам, а что к социальным? – Какие качества личности человека мы относим к положительным, а какие к отрицательным? | Отвечают на вопросы. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке | Фронтальная работа | Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его. Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала | Оценивание учащихся за работу на уроке |
Домашнее задание | 2 | § 1. Индивидуальные творческие задания «Биографии исторических личностей» | Конкретизирует домашнее задание | Записывают | Индивидуальная работа |
Приложение 1
Схема «Человек, индивид, личность»
Каждая группа получает набор карточек с определением терминов:
1) отдельно взятый человек, представитель человеческого рода, обладающий определенными биологическими особенностями;
2) живое тело;
3) это то, что отличает человека от животного и социального мира, совокупность характерных особенностей и свойств;
4) сознательный член общества, человек, подчиняющий свои личные интересы общественным;
5) человек, обладающий сознанием и способный к различной деятельности и взаимоотношениям с другими людьми;
6) самоопределение самого себя.
Приложение 2
Кроссворд «Человек – личность»
1. Ум легкомыслен и упорен.
В сужденьях скор и слишком смел.
Нет, человек не так-то бел,
Да и опять, не так-то черен… (Смелость.)
3. Цель творчества – самоотдача,
А не шумиха, не успех.
Позорно, ничего не знача,
Быть притчей на устах у всех… (Творчество.)
2. Если люди тебя уважают,
Часто просят дать им совет,
И тебя очень многие знают,
Значит, завоевал… (авторитет).
4. Владеет тот собой среди толпы смятенной,
Ответственность несёт всегда за тех,
Кто верит вновь, наперекор Вселенной,
В себя и в свой в делах успех… (Ответственность.)
5. Сравнима любовь твоя
С чем в настоящем?
Сравнима с огнём она,
Вечно горящим… (Любовь.)
7. Оттенков множество для глаз:
Нет в людях краски безусловной,
Добра не чужд иной виновный,
И праведник грешит сто раз… (Доброта.)
6. Можно жить безмятежно, условясь
Зло считать для удобства добром.
Но что делать тому, чья совесть
Всё нежданно поставит ребром?.. (Совесть.)
8. Всегда бывает счастлив тот человек,
Кто цель благородную в жизни поставит.
Кто живёт для людей свой недолгий век,
Тот след глубокий на Земле оставит… (Цель.)
Уроки 3–4
Тема урока | ПОЗНАЙ САМОГО СЕБЯ | ||
Тип урока | Комбинированный | ||
Цель урока | Способствовать изучению учащимися себя как части природы и общества, выявлению своих биологических особенностей и потребностей; раскрыть роль знаний о собственных способностях и возможностях, их правильной оценки для успешной самореализации личности | ||
Образовательные | Домашек, Е. В. Школьный справочник по обществознанию [Текст] / Е. В. Домашек. – Ростов н/Д. : Феникс, 2010 | ||
План урока | 1. Познание мира и себя. 2. Что такое самосознание. 3. На что ты способен | ||
Личностно значимая проблема | Важный спутник таланта – труд. Талант – это не более чем возможность осуществления творческих успехов, но далеко еще не мастерство. Талант не освобождает человека от работы, а предполагает большой творческий напряженный труд. Люди, чья талантливость в глазах всего человечества была бесспорна, – это всегда, без исключения, титаны труда | ||
Методы и формы | Методы: наглядный, частично-поисковый, практический, контроля. Формы: индивидуальная, фронтальная | ||
Основные понятия | Знания, познания, возможности, самосознание, самопознание, способности | ||
Планируемые результаты | |||
Предметные | Метапредметные УУД | Личностные УУД | |
Научатся: характеризовать свои потребности и способности; проявлять личностные свойства в основных видах деятельности. Получат возможность научиться: работать с текстом учебника; анализировать схемы и таблицы; высказывать собственное мнение, суждения | Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи и зависимости между объектами. Коммуникативные: планируют цели и способы взаимодействия; обмениваются мнениями, слушают друг друга, понимают позицию партнера, в том числе и отличную от своей, согласовывают действия с партнером. Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; учитывают выделенные учителем ориентиры действия | Проявляют заинтересованность не только в личном успехе, но и в решении проблемных заданий всей группой; выражают положительное отношение к процессу познания; адекватно понимают причины успешности/неуспешности учебной деятельности |
ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА
Этапы урока | Время | Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формы организации взаимодействия | Универсальные учебные действия (УУД) | Формы контроля |
I. Мотивация к учеб- ной деятельности | 2 | Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала | Создаёт условия для возникновения у обучающихся внутренней потребности включения в учебную деятельность, уточняет тематические рамки. Организует формулировку темы и постановку цели урока учащимися | Слушают и обсуждают тему урока, обсуждают цели урока и пытаются самостоятельно их формулировать | Фронтальная работа | Личностные: стремятся хорошо учиться и сориентированы на участие в делах школьника; правильно идентифицируют себя с позицией школьника. Регулятивные: самостоятельно формулируют цели урока после предварительного обсуждения | |
II. Акту-ализация знаний | 7 | Беседа на тему «Что значит познать себя» | Организует беседу по вопросам: – Какими методами пользуется человек при изучении природы? Что значит «найти себя»? Каковы ваши сильные и слабые стороны? Как вы понимаете выражение «зарыть свой талант»? Можно ли достичь желаемого, если мобилизовать все свои возможности? Нужно ли торопиться стать взрослым? | Отвечают на вопросы, высказывают собственное мнение | Фронтальная работа | Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель. Коммуникативные: проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач, ставят вопросы | Устные ответы |
III. Изучение нового материала | 17 | 1. Обсуждение эпиграфа урока «Что я такое? С тех пор как существуют люди, они отвечают на это не словами, то есть орудием разума, а всей жизнью» (Л. Н. Толстой). 2. Работа 3. Задания 4. Тест на самопознание (Приложение) | 1. Знакомит учащихся с эпиграфом урока, организует обсуждение по вопросам: – Как вы понимаете это высказывание Л. Н. Толстого? Как вы думаете, почему именно с этого высказывания мы начинаем наш урок? – Почему человеку так важно осознавать свое «Я»? – Почему важно осознавать, чем человек отличается от других? 2. Организует работу по прочтению нового материала и обсуждению картины А. А. Дейнеки «Будущие летчики» (1938). – Знаете ли имена известных российских ученых прошлого и настоящего времени? – В какой области знаний они проявили себя? Рассмотрите картину. – Почему художник дал такое название картине? – О чем мечтают друзья, глядя на небо? – Может ли их мечта осуществиться? – Что необходимо для того, чтобы мечта стала реальностью? 3. Формулирует задание, проводит выборочный контроль. 4. Проводит с учащимися тестирование | 1. Знакомятся 2. Выполняют задания, отвечают на вопросы, высказывают собственное мнение. 3. Самостоятельно выполняют задания. 4. Отвечают на вопросы теста; определяют результаты своего самопознания | 1. Фронтальная работа. 2. Индивидуальная работа. 3. Индивидуальная работа. 4. Фронтальная работа | Личностные: выражают устойчивую учебно-познавательную мотивацию учения. Регулятивные: совместно с учителем обнаруживают и формулируют учебную проблему; самостоятельно определяют промежуточные цели Познавательные: ориентируются в своей системе знаний: самостоятельно предполагают, какая информация нужна для решения учебной задачи. Коммуникативные: формулируют собственное мнение и позицию; задают вопросы; строят понятные для партнёра высказывания | 1. Устные ответы. 2. Устные ответы. 3. Записи в рабочих тетрадях |
IV. Первичное осмысление и закрепление изученного | 7 | Работа с учебником. Рубрика «Учимся | Нацеливает учащихся на самостоятельную работу, поясняет задания, организует выборочный контроль | Выполнение | Индивидуальная работа | Познавательные: самостоятельно осуществляют поиск нужной информации. Регулятивные: ориентируются в учебнике и рабочей тетради | Записи |
V. Итоги урока. Рефлексия | 5 | Обобщение полученных сведений | Проводит беседу по вопросам: – Зачем человек познает себя? – Влияет ли самооценка на поведение человека? – Нужно ли сравнивать себя с другими? | Отвечают на вопросы. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке | Фронтальная работа | Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его. Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала | Оценивание учащихся за работу на уроке |
Домашнее задание | 2 | § 2. Задание рубрики «В классе и дома», с. 23–24 | Конкретизирует домашнее задание | Записывают | Индивидуальная работа |
Приложение
Тест «Какой у тебя характер?»
Ответь «да» или «нет».
1. Уважаешь ли ты дружбу? («Да» – 1, «нет» – 0.)
2. Привлекает ли тебя все новое? («Да» – 0, «нет» – 1.)
3. Предпочитаешь ли ты старую одежду новой? («Да» – 1, «нет» – 0.)
4. Притворяешься ли ты довольным безо всякой на то причины? («Да» – 0, «нет» – 1.)
5. Менял ли в детстве более трех раз выбор своей будущей профессии? («Да» – 0, «нет» – 1.)
6. Лишаешься ли ты уверенности в себе, когда предстоит решить трудное задание? («Да» – 0, «нет» – 1.)
7. Коллекционируешь ли ты что-нибудь? («Да» – 1, «нет» – 0.)
8. Часто ли ты меняешь свои планы в последний момент? («Да» – 0, «нет» – 1.)
Результаты:
свыше 6 очков – ты уравновешенный человек, редко создаешь хлопоты родителям, педагогам, друзьям;
от 3 до 6 очков – у тебя изменчивое настроение и характер; не забывай, что, проявляя постоянство и настойчивость, ты будешь преуспевать в жизни;
менее 3 очков – внимание! Почему ты не веришь в свои силы? Нужно больше доверять своим родителям и поискать себе друзей среди одноклассников.
Уроки 5–6
Тема урока | ЧЕЛОВЕК И ЕГО ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ | ||
Тип урока | Ознакомление с новым материалом | ||
Цель урока | Способствовать формированию представлений о деятельности как о типе поведения, свойственном только человеку, и его отличительных особенностях | ||
Образовательные | Презентация «Человек и его деятельность» [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http://www.proshkolu.ru/ | ||
План урока | 1. «Птицу узнают по полету, а человека – по работе». 2. «Пчела мала, да и та работает». 3. Жизнь человека многогранна (основные формы деятельности человека) | ||
Личностно значимая проблема | Человек на протяжении всей жизни совершает определенные действия, поступки по отношению к окружающему миру, | ||
Методы и формы | Методы: наглядный, частично-поисковый, практический, контроля. Формы: индивидуальная, фронтальная | ||
Основные понятия | Человек, деятельность, творчество, потребность, труд, знания, поведение, поступки | ||
Планируемые результаты | |||
Предметные | Метапредметные УУД | Личностные УУД | |
Научатся: формировать представление о деятельности человека. Получат возможность научиться: работать с текстом учебника; анализировать схемы и таблицы; высказывать собственное мнение, суждения | Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют цели; анализируют вопросы, формулируют ответы. Коммуникативные: участвуют в коллективном обсуждении проблем; обмениваются мнениями, понимают позицию партнера. Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; самостоятельно выделяют и формулируют цель; составляют план и последовательность действий | Применяют правила делового сотрудничества; сравнивают разные точки зрения; оценивают собственную учебную деятельность; выражают положительное отношение к процессу познания |
ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА
Этапы урока | Время | Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формы организации взаимодействия | Универсальные учебные действия (УУД) | Формы контроля |
I. Мотивация к учеб- ной деятельности | 2 | Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала | Создаёт условия для возникновения у обучающихся внутренней потребности включения в учебную деятельность, уточняет тематические рамки. Организует формулировку темы и постановку цели урока учащимися | Слушают и обсуждают тему урока, обсуждают цели урока и пытаются самостоятельно их формулировать | Фронтальная работа | Личностные: стремятся хорошо учиться и сориентированы на участие в делах школьника; правильно идентифицируют себя с позицией школьника. Регулятивные: самостоятельно формулируют цели урока после предварительного обсуждения | |
II. Акту-ализация знаний | 7 | Беседа «Что такое труд?» | Организует беседу по вопросам: – Что такое труд? – Чем труд человека отличается от труда пчел или муравьев? – Как в труде проявляются способности человека? | Аргументировано отвечают на вопросы, высказывают собственные выводы | Фронтальная работа | Познавательные: осуществляют поиск нужной информации. Коммуникативные: высказывают собственное мнение; слушают друг друга, строят понятные речевые высказывания | Устные ответы |
III. Изучение нового материала | 17 | 1. Презентация «Человек и его деятельность». 2. Работа 3. Работа с поэтическим произведением (Приложение 1). 4. Задание 5. Работа с дополнительным материалом рубрики «Путешествие (Приложение 2) 6. Работа 7. Работа | 1. Показывает слайды презентации, комментирует новую информацию. 2. Организует обсуждение рубрики: – Почему плоды ассоциируют с результатом человеческого труда? 3. Знакомит с отрывком из стихотворения – Что хотел сказать автор этими стихотворениями? – Какова основная идея стихов? – Какая связь между трудом человека и качествами его личности, отношением к труду? 4. Формулирует задание, организует самостоятельную работу учащихся. 5. Формулирует задание, организует самостоятельное прочтение текста и его последующее обсуждение по вопросам: – Благодаря чему эти люди стали известными? – Каким образом каждый из них смог преодолеть свои возможности? 6. Предлагает рассмотреть картину В. Г. Перова «Тройка» (1866) и ответить на вопросы: – Что можно сказать о занятии этих детей? – Каково ваше мнение: своим ли делом они заняты? – Какие чувства вызвала эта картина у вас и почему? 7. Организует самостоятельную работу учащихся с материалами учебника | 1. Знакомятся 2. Отвечают 3. Высказывают собственное мнение по прослушанному отрывку и стихотворению 4. Выполняют задание в рабочих тетрадях. 5. Знакомятся с дополнительной информацией, анализируют ее; принимают участие в обсуждении вопросов, высказывают собственную точку зрения, выслушивают точку зрения одноклассников, приходят к единому выводу. 6. Рассматривают картину, отвечают 7. Самостоятельно знакомятся с материалами, анализируют их, отвечают на вопросы, делают самостоятельно выводы | 1. Индивидуальная работа. 2. Фронтальная работа. 3. Фронтальная работа. 4. Индивидуальная работа. 5. Фронтальная работа. 6. Фронтальная работа. 7. Индивидуальная и фронтальная работа | Личностные: оценивают жизненные ситуации. Регулятивные: совместно Познавательные: извлекают необходимую информацию из учебника; дополняют и расширяют имеющиеся знания и представления о своих предках, о связи между поколениями; ориентируются в своей системе знаний: самостоятельно предполагают, какая информация нужна для решения учебной задачи; отбирают необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем. Коммуникативные: читают вслух и про себя тексты учебника и при этом ведут «диалог | 2. Уст- 3. Уст- 4. Проверка рабочих тетрадей. 5. Уст- 6. Уст- 7. Уст- |
IV. Первичное осмысление и закрепление изученного | 7 | Задания в рабочей тетради, № 3, 6–8, | Нацеливает учащихся на самостоятельную работу, поясняет задания, организует выборочный контроль | Выполнение заданий в учебнике | Индивидуальная работа | Познавательные: самостоятельно осуществляют поиск нужной информации. Регулятивные: ориентируются в учебнике и рабочей тетради | Записи |
V. Итоги урока. Рефлексия | 5 | Обобщение полученных сведений | Проводит беседу по вопросам: – | Отвечают на вопросы. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке | Фронтальная работа | Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его. Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала | Оценивание учащихся за работу на уроке |
Домашнее задание | 2 | § 3. Задания рубрики «В классе и дома», с. 31–32 | Конкретизирует домашнее задание | Записывают | Индивидуальная работа |
Приложение 1
Стихотворения разных поэтов о труде
Гласит нам заповедь Христова…
Гласит нам заповедь Христова Труд на земле всему основа,
«Трудись не покладая рук», Жизнь на земле венчает труд.
Генрих Акулов
Труд
В мире слов разнообразных, Что блестят, горят и жгут, – Золотых, стальных, алмазных, – Нет священней слова: «труд»! Троглодит стал человеком В тот заветный день, когда Он сошник повёл к просекам, Начиная круг труда. Всё, что пьём мы полной чашей, В прошлом создано трудом: Всё довольство жизни нашей, Всё, чем красен каждый дом. Новой лампы свет победный, Бег моторов, поездов, Монопланов лёт бесследный, – Всё – наследие трудов! | Все искусства, знанья, книги – Воплощённые труды! В каждом шаге, в каждом миге Явно видны их следы. И на место в жизни право Только тем, чьи дни – в трудах: Только труженикам – слава, Только им – венок в веках! Но когда заря смеётся, Встретив позднюю звезду, – Что за радость в душу льётся Всех, кто бодро встал к труду! И, окончив день, усталый, Каждый щедро награждён, Если труд, хоть скромный, малый, Был с успехом завершён! |
Валерий Брюсов
Приложение 2
Путешествие в прошлое
(тексты для обсуждения)
Знаменитый оратор Древней Греции Демосфен был от природы косноязычен. Это мешало его желанию стать оратором. Он стал произносить речи с камешками во рту под шум морских волн. Ему было нелегко, но он добился успеха.
***
Знаменитый русский полководец Александр Суворов родился настолько слабым, что, вопреки обычаю того времени, отец даже не решился записать мальчика в полк. Но Александр мечтал о военной карьере, поэтому много времени уделял закаливанию своего организма, физической подготовке, затем поступил на службу простым солдатом. Он был единственным в русской армии полководцем, который прошел путь от солдата до генералиссимуса.
***
Герой Великой Отечественной войны Алексей Маресьев в воздушном бою получил тяжелое ранение, оказался на территории противника. Одиннадцать дней он добирался до своих, испытывая голод и жуткие мучения (у него были раздроблены ноги). Врачи ампутировали ему ноги, тем не менее он вернулся в строй, стал снова летать на боевых самолетах.
Уроки 7–8
Тема урока | ПОТРЕБНОСТИ ЧЕЛОВЕКА | ||
Тип урока | Ознакомление с новым материалом | ||
Цель урока | Способствовать формированию представлений о духовном мире человека, потребностях как источнике активности человека | ||
Образовательные ресурсы | Презентация «Что человек чувствует, о чем размышляет» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://nsportal.ru/shkola/obshchestvoznanie/library/chto-chelovek-chuvstvuet-o-chem-razmyshlyaet | ||
План урока | 1. Какие бывают потребности. 2. Мир мыслей. 3. Мир чувств | ||
Личностно значимая проблема | «Чувства человека взаимодействуют друг с другом. Они могут поддерживать друг друга, могут конфликтовать и далее враждовать… Главное – увидеть, какие реальные чувства живут в нашей собственной душе…» (Кротов В. Г. Государство чувств. М., 1997.) | ||
Методы и формы | Методы: наглядный, частично-поисковый, практический, контроля. Формы: индивидуальная, фронтальная, групповая работа | ||
Основные понятия | Потребности, мысли, чувства, действия, эмоции, познания, умозаключения, суждения | ||
Планируемые результаты | |||
Предметные | Метапредметные УУД | Личностные УУД | |
Научатся: раскрывать основные черты духовного мира человека. Получат возможность научиться: работать с текстом учебника; анализировать таблицы; решать логические задачи; высказывать собственное мнение, суждения | Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют цели; анализируют вопросы, формулируют ответы. Коммуникативные: участвуют в коллективном обсуждении проблем; обмениваются мнениями, понимают позицию партнера. Регулятивные: ставят учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что ещё неизвестно | Оценивают собственную учебную деятельность, свои достижения; анализируют и характеризуют эмоциональное состояние и чувства окружающих, строят свои взаимоотношения с их учетом |
ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА
Этапы | Время (мин) | Обучающие | Деятельность учителя | Деятельность | Формы | Универсальные | Формы контроля |
I. Моти-вация к учеб-ной деятельности | 2 | Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала | Создаёт условия для возникновения у обучающихся внутренней потребности включения в учебную деятельность, уточняет тематические рамки. Организует формулировку темы и постановку цели урока учащимися | Слушают и обсуждают тему урока, обсуждают цели урока и пытаются самостоятельно их формулировать | Фронтальная работа | Личностные: понимают необходимость учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов. Регулятивные: самостоятельно формулируют цели урока после предварительного обсуждения | |
II. Акту-ализация знаний | 7 | Беседа «Потребности человека» | Организует беседу по вопросам: – Что такое деятельность? – Каковы отличительные черты деятельности человека? | Аргументировано отвечают на вопросы, высказывают собственные выводы | Фронтальная работа | Познавательные: осуществляют поиск нужной информации. Коммуникативные: высказывают собственное мнение; слушают друг друга, строят понятные речевые высказывания | Устные ответы |
III. Изучение нового материала | 17 | 1. Презентация «Что человек чувствует, о чем размышляет». 2. Работа (Приложение 1). 3. Работа 4. Задания 5. Работа 6. Знакомство с мифом (Приложение 2) | 1. Показывает слайды презентации, комментирует новую информацию. 2. Организует работу по заполнению таблицы – Зачем человек спит, общается, трудится, закрывает квартиру на ключ? – Какие потребности он испытывает? – Что такое потребности? – Какие потребности человека проявляются уже с первых дней его жизни? 3. Нацеливает учащихся на самостоятельную работу со словарем. 4. Организует самостоятельную работу учащихся, проводит выборочный контроль. 5. Формулирует задание, организует самостоятельное прочтение текста, предлагает рассмотреть картину. Проводит обсуждение по вопросам: – Что можно сказать об этих людях, об их духовном мире? – Если бы персонажи картины заговорили, что бы мог сказать каждый из них? 6. Знакомит учащихся с мифом и организует обсуждение дискуссионного вопроса: – Что помогло Эдипу справиться с загадкой? | 1. Знакомятся с новой информацией, задают уточняющие вопросы, обсуждают новую информацию. 2. Заполняют таблицу, отвечают на поставленные вопросы. 3. С помощью словаря определяют новые термины, приводят примеры. 4. Выполняют задания в рабочих тетрадях. 5. Знакомятся с информацией рубрик, анализируют ее; принимают участие в обсуждении вопросов, высказывают собственную точку зрения, выслушивают точку зрения одноклассников, приходят к единому выводу. 6. Слушают миф, анализируют его, отвечают на вопросы, делают самостоятельно выводы | 1. Индивидуальная работа. 2. Фронтальная, индивидуальная работа. 3. Фронтальная работа. 4. Индивидуальная работа. 5. Фронтальная работа. 6. Фронтальная работа | Личностные: оценивают жизненные ситуации. Регулятивные: определяют последовательность промежуточных целей с учётом конечного результата; составляют план и последовательность действий. Познавательные: распознают объекты и их понятия, выделяют существенные признаки; строят рассуждения и обобщают полученную информацию. Коммуникативные: проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач; ставят вопросы, обращаются за помощью; формулируют свои затруднения; предлагают помощь и сотрудничество | 2. Устные ответы, записи в тетради. 3. Устные ответы. 4. Проверка рабочих тетрадей. 5. Устные ответы 6. Уст- |
IV. Первичное осмысление и закрепление изученного | 7 | Задания рубрики «В классе и дома»: | Распределяет учащихся на группы, определяет задания, нацеливает на самостоятельную работу, организует контроль 1-я группа – № 1, с. 39; 2-я группа – № 2, с. 39; 3-я группа –№ 3, с. 39; 4-я группа – № 4, с. 40; 5-я группа – № 5, с. 40 | Выполняют задания, готовят развернутые аргументированные ответы | Групповая работа | Познавательные: самостоятельно осуществляют поиск нужной информации (из материалов учебника, из рассказа учителя, по воспроизведению Регулятивные: ориентируются в учебнике и рабочей тетради | Проверка выполнения заданий |
V. Итоги урока. Рефлексия | 5 | Обобщение полученных на уроке сведений | Отчет групп о проделанной работе | Отвечают на вопросы. Определяют свое эмоиональное состояние на уроке | Фронтальная работа | Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его. Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала | Оценивание учащихся за работу на уроке |
Домашнее за-дание | 2 | § 4. Задания | Конкретизирует домашнее задание | Записывают домашнее | Индивидуальная работа |
Приложение 1
Таблица «Мои мысли и чувства»
Я чувствую… | Я размышляю… |
1. | 1. |
2. | 2. |
3. | 3. |
Приложение 2
Миф «Об Эдипе и Сфинксе»
Около города Фивы поселилась Сфинкс – чудовище с головой женщины и туловищем льва. Она не пропускала людей, пока они не отгадают загадку. Если они не могли дать правильный ответ, Сфинкс их съедала. Никто не мог пройти мимо, и никто не осмеливался ее уничтожить. Один человек, по имени Эдип, видя горе горожан, решил избавить их от беды. Сфинкс предложила ему следующую загадку: «Кто имеет четыре ноги утром, две – днем, три – вечером и бывает самым слабым, когда имеет больше всего ног?» Эдип догадался, что это человек: в младенчестве он ползает, в зрелом возрасте ходит, в старости опирается на палку. Сфинкс пришла в отчаяние, что ее загадку разгадали, и бросилась со скалы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта к уроку обществознания 10 класс "Религия в современном мире".
Технологическая карта по обществознанию 10 класс "Религия в современном мире". Учащиеся на уроке научатся: определять, что такое религия, ее значение в жизни общества; особенности и многообразие миров...
Технологическая карта для урока обществознание по теме "Труд" 5 класс
Технологическая карта урока обществознание в 5 классе. тема "Труд"...
технологическая карта к уроку обществознания в 6 классе Труд-основа жизни
технологическая карта...
Технологическая карта к уроку обществознания по теме "Семья и семейные отношения"
Технологическая карта к уроку обществознания по теме "Семья и семейные отношения"...
Технологическая карта к уроку обществознания по теме "Образование в жизни человека"
Технологическая карта к уроку обществознания по теме "Образование в жизни человека"...
Доклад "ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА НА УРОКАХ ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ"
В современном образовательном процессе особое внимание уделяется применению инновационных методов и технологий, которые способствуют более эффективному и интересному усвоению учебного материала. Одним...