Урок 6 класс "Основной закон страны"
план-конспект урока обществознания (6 класс) по теме

 

Тема урока по обществознанию 6 класс.

«Основной закон страны»

        Цели и задачи:

        Объяснить значение понятий: «конституция», «принцип разделения властей», «президент», «депутат»; и проследить историю складывания конституций в мире и в России; охарактеризовать основные разделы Конституции РФ; объяснить и характеризовать систему власти в Российской Федерации; задуматься над проблемой воспитания в себе законопослушности, ответственности перед законом и государством.

        Ожидаемые учебные результаты:

        Учащиеся должны:

         -анализировать, сравнивать, участвовать в эвристической беседе, дискуссии;

         -работать с документами, выделять главное, актуализировать ранее изученное;

         -вырабатывать навыки работы в группе.

       Оборудование:учебник, рабочая тетрадь, пакет с рабочими материалами,

текст Конституции Российской Федерации.

        Тип урока: урок-путешествие.

 

Ход урока

        Мотивация            

       Китайский философ IVв до н.э. Шан Ян, предвидя возможную реакцию на его реформы, издал специальный указ, направленный на то, чтобы рассеять всякие сомнения и заставить общинников поверить в силу государственных законов. Суть указа такова: каждого, кто перенесет бревно от северных ворот столицы к южным обещали наградить десятью золотыми монетами. Цена неслыханная. Народ дивился, но не двигался. Тогда объявили на площади, что награда увеличивается до 50 золотых. Наконец, нашелся человек, который согласился проделать эту операцию  - взял на глазах толпы бревно, взвалил на плечи и перенес через весь город от одних ворот к другим. И ему действительно, было вручено при всем народе 50 золотых монет. И все это было проделано для того, чтобы народ поверил, что законы не обманывают. На таких наглядных примерах Шан Ян обучил общинников доверять законам.

 

         Вопросы к классу:

        1. О чем рассказывает эта притча?

        2. В чем ее смысл?

        3. Как она связана с темой нашего урока?

 

Объявление темы и хода занятия.

            

                                                                                                                                                                                                     

                                                                                                                                              План проведения занятия:

1. Понятие «конституция».

2. Из истории складывания Конституции в мире  и в России.

3. Конституция – Основной закон жизни.

4. Система органов власти в современной России.

5. Депутаты и их роль в жизни общества.

           

      1.Понятие «конституция».

     Учитель: Термин «конституция» произошел от латинского слова constitution– устройство, постановление. Она определяет (по ходу объяснения на доске появляется схема):

 

    image      2. Из истории складывания Конституции.

         Учитель:  Для того чтобы разобраться в тех вопросах, которые мы наметили, я предлагаю совершить экскурсию в удивительную страну под названием «Конституция». Первая наша остановка будет на станции под названием «История складывания конституций в мире и в России».

          На этой станции вы, разбившись на группы, познакомитесь с документами, которые расскажут вам о том, как создавались главные законы в разных странах мира, прочитаете фрагменты древних рукописей и выступите в роли экскурсоводов.

 

                                                                 

 

 

                                                               Рабочий материал для первой группы

 

       Первые попытки создать Конституцию возникли много столетий назад. Еще в древнем Риме так называли государственные документы, которые исходили от правителей-императоров.

        В своем современном виде первые конституции появились  в США (в1791 г. Билль о правах) и во Франции в 1789 г. «Декларация прав человека и гражданина».

          

Фрагмент «Декларация независимости» США

«Мы считаем самоочевидными истины, что все люди созданы равными и наделены Творцом определенными неотъемлемыми правами, к числу которых относится право на жизнь, на свободу и на стремление к счастью; что для обеспечения этих прав люди создают правительства, справедливая власть которых основывается на согласии управляемых; что если какой-либо государственный строй нарушает эти права, то народ вправе изменить его или упразднить и установить новый строй, основанный на таких принципах и организующий управление в таких формах, которые должны наилучшим образом обеспечить безопасность и благоденствие народа».

   Вопросы к группе:

  1. Когда были сделаны первые попытки создать Конституцию?

  2. Назовите наиболее четко разработанные конституции, провозглашенные в ХVIIIвеке?

  3. Каковы неотъемлемые права человека по американской конституции?

   4. В каком случае народ имеет право на сопротивление?

   5. Что такое справедливая власть, сточки зрения американской конституции?

 

                              Рабочий материал для второй группы

 Первые попытки создать Конституцию в России принадлежит декабристам П.Пестелю и Н.Муравьеву. Но крепостная Россия не была тогда готова к переходу от господства царского самодержавия к власти правды и закона. Примером может служить трагикомический факт. Очевидцы утверждали, что мятежные солдаты, пришедшие в декабре 1825 года на Сенатскую площадь Петербурга, кричали: «Да здравствует Константин и его жена Конституция!» Не слишком понимая тонкости права и престолонаследия, они полагали, что Конституция – Это жена великого князя Константина, который должен был сменить на троне своего брата – умершего императора Александра I.

Активно процесс вызревания конституционного строя пошел в период правления Александра II– царя-реформатора. Умный, дальновидный император своей властью намерен был даровать выборный парламент, который ограничивал бы его же самодержавную власть. Однако намерениям не суждено было сбыться. Императора убили террористы.

  Следующий шаг на пути к Конституции в России был сделан 17 октября 1905 г. Николай IIподписал Манифест «Об усовершенствовании государственного порядка». Царь «даровал своим подданным политические и гражданские права и свободы, а также провозглашал создание нового законодательного органа – Государственной думы, избираемого на основе народного представительства. Этот документ фактически принято считать первой русской Конституцией, а Думу – первым русским парламентом.

После Октябрьской революции в 1918 году был принят документ с названием Конституция. Нона закрепила власть рабочих, у которых было несколько больше прав, чем у крестьян.

Затем были Конституции 1936., 1977 г.

Сегодня действует Конституция Российской Федерации, которая была принята 12 декабря 1993 г.

Вопросы к группе:

1. Кем и когда были сделаны первые попытки по созданию Конституции?

2. Какие изменения в жизни российского государства хотел произвести Александр II?

3. Почему они не удались?

4. Какой документ фактически принято считать первой русской Конституцией?

5. Проследите и охарактеризуйте этапы развития Конституции при советской власти?

6. Какая Конституция действует в Российской Федерации в настоящее время?

 

3. Конституция – Основной закон жизни.

Учитель: Продолжим наше путешествие. Сейчас мы попадем на страницы ныне действующей Конституции.

 

Задание

Разделитесь на 10 групп. Каждая группа получает свое индивидуальное задание по изучению Конституции. Работая с текстом Конституции РФ и текстом учебника на страницах 47-50, заполните таблицу и ответьте на вопрос:

- Почему Конституция – это Основной закон жизни?

Структура и содержание Основного закона жизни

Название разделов

Содержание

1.Преамбула

Вводная часть, в которой говорится об уважении к Отечеству и необходимости обеспечить процветания и благополучия России

2.Основы конституционного строя

Российская Федерация – Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления.

Человек, его права и свободы – высшая ценность.

Носителем власти в РФ является народ.

Россия суверенна. Содержится характеристика Федеративного устройства России.

РФ – социальное государство, светское государство. Конституция имеет высшую юридическую силу. Законы и иные правовые акты, принимаемые в РФ, не должны противоречить Конституции РФ

3.Права и свободы человека и гражданина

Характеристика личных (гражданских), политических и социально-экономических прав и свобод человека и гражданина в РФ

4.Федеральное устройство

Характеристика федеративного устройства РФ, государственный язык – русский. Разграничиваются вопросы, находящиеся в ведении РФ и в ведении субъектов РФ. Определяются границы, денежная единица, правовая база республик

5.Президент РФ

Президент – глава государства, гарант Конституции. ОН определяет основные направления внутренней внешней политики государства. Описан механизм выборов Президента, его полномочия. Прописан механизм отстранения Президента от власти

6.Федеральное собрание

Это парламент нашей страны. Федеральное собрание состоит из двух палат – Совет Федерации и Государственной думы. Прописаны порядок их выборов и роспуска, их полномочия

7.Правительсво РФ

Осуществляет исполнительную власть. Расписаны полномочия правительства, порядок роспуска

8.Судебная власть

Правосудие в РФ осуществляется только судом. Содержится характеристика судей. Прописаны полномочия различных видов судов РФ

9.Местное самоуправление

Обеспечивает самоуправление в РФ. Указаны их полномочия

10.Конституционные поправки и пересмотр Конституции

Определяется, кто и как может вносить поправки, прописан механизм внесения поправок

 

       Проверка выполнения задания: каждая группа презентует работы, по ходу заполняется таблица..

4. Система органов власти в современной России.

         Учитель:Наша следующая остановка в путешествии называется «Кто и как, согласно Конституции нами управляет?»

 

                Задание

         На странице нашего путеводителя по стране «Конституция» изображена схема «Органы власти современной России».

         Давайте внимательно ее рассмотрим, она не до конца выполнена, видимо, художник поторопился и не закончил ее.

         Попробуем восполнить его недоработку, используя полученные знания на предыдущей станции, и следующие термины: Президент, Федеральное собрание, Верховный суд, Государственная дума, Правительство, Совет Федерации, Министерства.

image            Учитель: Посмотрите внимательно на схему. На ней хорошо видно, что в Конституции нашей страны закреплен принцип разделения власти (каждая ветвь власти выполняет свои задачи).

       Подводятся итоги обсуждения и делаются выводы.

 

5. Депутаты и их роль в жизни общества.

           Учитель:Я несколько не сомневаюсь, что следующая и последняя наша остановка вам покажется интересной, потому что носит название «Станция Депутатская».

   - Кто такие депутаты?

 

                 Задание

           - Я предлагаю «оживить» станцию и «нарисовать» портрет депутата.

 Разобьемся по группам:

            Первая группа -описывает внешний облик депутата, манеры поведения.

            Вторая группа –профессиональные качества, уровень образования, широту знаний, эрудицию.

            Третья группа – необходимые черты характера (пунктуальность, тактичность, доброжелательность, выдержку и т.д.).

            Четвертая группа – моральные качества.

             Группы выполняют задание, и по ходу презентации работы групп на доске появляется «портрет» депутата.

 

            Учитель:Внешний и внутренний мир депутата стал понятен. А для чего вообще нам с вами нужны депутаты?

           - Может быть, не стоит тратить столько денег и сил на их выборы?

           - Какую роль в жизни нашего общества играют депутаты?

          Высказываются мнение ребят и подводятся итоги работы.

       

     

        Подведение итогов занятия

       Учитель:Вот и закончилось наше путешествие в интересную страну «Конституция».

- Вспомните, какие станции мы посетили?

- Что вам запомнилось больше всего?

- О чем новом для себя вы узнали?

 

Домашнее задание:Выучить п.8 и выполнить задание 3 к параграфу.

 

(Материал взят из методического пособия Е.Н Сорокиной «Поурочные планы по обществознанию»)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

РОЛЕВЫЕ ИГРЫ И ПРОЕКТЫ

    Проблема повышения эффективности обучения, развития и воспитания учащихся всегда была и остается актуальной в педагогическом процессе любой образовательной области.

      Одним из путей решения этой проблемы является широкое внедрение в учебный процесс развивающих педагогических технологий.

      Экономические, социальные и психологические трудности, испытываемые обществом, отражаются в первую очередь на подрастающем поколении. Существует мнение, что « трудные дети» - это дети, которых «не долюбили» и которые «не доиграли». Игровым «технологиям» в последнее время уделяется большое внимание. Теория игрового обучения имеет длительную историю, а многофункциональный характер игр и их возможности породили в педагогической науке различные подходы к их рассмотрению и анализу. При этом многочисленные авторы сходятся на том, что игра, применяемая в учебном процессе, должна:

  - во-первых воссоздавать межличностные отношения в процессе взаимодействия по принятию решений, организации коллективной и индивидуальной деятельности;

   - во-вторых, игра должна отражать наиболее важные теоретические и практические элементы внутрипредметного и межпредметного содержания, способствующие раскрытию творческого потенциала и формированию профессионально направленных интересов.

     Игровая форма организации учебной деятельности  выступает важнейшей предпосылкой отказа учителя от авторитарных методов обучения. Освоение педагогом игровой формы организации уроков и возникновение впоследствии этого психологически раскрепощенной обстановки на уроках выступают своеобразным индикатором готовности перехода учителя к более гуманной системе обучения.

      Игра может выступать в следующих функциях:

 

    
 

ФУНКЦИИ   ИГРЫ

 

РЕАЛИЗУЕМЫЕ   ЗАДАЧИ

 

 

imageimageimageimageimageimageimageimageimageimageimageimageimageimageimageimageimageimageimageimageimageimageimage

Формирование коммуникативных ЗУН, реализуемых в прфессиональной деятельности специалиста

Систематизация ЗУН на основе межпредметных и межцикловых знаний

Мотивация профессиональног самосовершенствования

Формирование профессионально-важных свойств и качеств личности

Формирование профессильных умений и навыков

онао

Формирование системы исторических знаний

 
 

Создание условий само- и взаимодиагностики, с целью коррекции профессиональных ЗУН                                                                                              

 

 

Диагностическая

Коммуникативная

Обучающая

Развивающая

Воспитательная

Мотивационная

Системообразующаяя

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

        Второй путь решения проблемы повышения эффективности обучения, развития и воспитания учащихся является метод проектов.

        В современной педагогике укоренились два названия этого метода: метод проектов (Е.С.Полат, И.Д.Чечель и др.) и метод учебных проектов (Н.Ю.Пахомова), предполагающих по своей сути один путь использования- решение учебной проблемы, создание учебного проекта.

         Метод проектов – это система обучения, при котором учащиеся приобретают знания и умения в процессе самостоятельного планирования и выполнения постепенно усложняющихся практических заданий-проектов.

          Учебный проект – комплекс поисковых, исследовательских, расчетных, графических и других видов работ, выполняемых учащимися самостоятельно с целью практического или теоретического решения значимой проблемы. В основе проектной работы лежит креативность, умение ориентироваться в информационном пространстве и самостоятельно конструировать свои знания и образовательную траекторию.

          В настоящее время педагогика рассматривает проектный метод с двух точек зрения. Первая – определяет метод проекта как дидактический метод  обучения, который применяется в учебном процессе наряду сдругими дидактическими методами: проблемным изложением материала, наглядным, практическим, частично-поисковым и т.д.

          Со второй точки зрения метод проектов рассматривается как педагогическая технология. Она включает в себя достаточно разнообразные методы, среди которых можно выделить исследовательский, анализ материала учебной и нормативно-справочной литературы, методы сбора и обработки информации практические и др.

          Таким образом, учебный проект – это и задание для учащихся, которое сформулировано педагогом (или самими учащимися) в виде проблемы, это и целенаправленная деятельность проектантов, это и определенная форма организации учебного процесса во взаимодействии учащихся с педагогом и между членами команды, это и конечный результат деятельности как найденный учащимися способ решения проблемы.

           Главная цель использования метода проектов – формирования у учащихся проектных умений, предполагающих планирование и организацию мышления и деятельности по решению разнообразных теоретических и практических задач. К проектным умениям следует отнести проблематизацию, целеполагание, планирование деятельности, рефлексию и самоанализ.

           Основные требования к методу учебного проекта следует определить как сочетание шести букв «П».

1. Проблема – работа над проектом всегда направлена на разрешение конкретной проблемы. Проблема может быть учебная, профессиональная, социальная, она должна быть интересна в исследовательском плане, сточки зрения подбора информации, практического использования результата.

2. Проектирование – планирование собственной деятельности, а также деятельности команды по решению проблемы.

3.Поиск – наличие исследовательской работы как непременное условие каждого проекта.

4.Продукт – как практический результат работы над проблемой.

5.Презентация – обязательное представление результата работы и его защита.

6.Портфолио – комплект документов, в котором собраны все рабочие материалы по проектной деятельности (черновики, планы, графики, отчеты и т.п.).

      В отличие от традиционных уроков, цели и задачи  для проектов не сообщаются ученикам. Учащиеся работают с проблемой. Не подозревая того, они свои знания систематизируют, добывают новые, работая с информацией.

При этом преподаватель иногда проводит консультации, иногда необходимы лекции по новому материалу или объяснение непонятных терминов, понятий, закономерностей, иногда составляются и уточняются алгоритмы деятельности. Новый материал должен подаваться не заранее в надежде на то, что когда он будет необходим, учащиеся им воспользуются, а в минуты наибольшей потребности, только тогда он будет востребован учащимися, незамедлительно применен в практической деятельности обучающихся и моментально усвоен.

        Таким образом, выстраивается видимый план учебного проекта, который включает в себя:

- тему проекта;

- проблему проекта;

- цели и задачи проекта;

- планирование деятельности учащимися на различных этапах;

- осуществление практических действий и получение продукта проектной деятельности;

- презентацию проекта;

- рефлексию собственной деятельности.

         Еще одна особенность метода проектов – совместное обучение учащихся в группе. Несмотря на то, что часть проектов выполняется индивидуально, в большинстве проектов используется групповая работа, что дает больший учебно-воспитательный эффект. При этом работа в группе никак не отменяет, но, напротив, усиливает личную заинтересованность учащихся в получении положительного результата, так как здесь есть осознание того, что качество и эффективность работы команды зависит от качественной и эффективной деятельности каждого ее члена.

       Учебные проекты находят все более широкое применение в образовательном процессе, поэтому возникла необходимость в их классификации. Е.С.Полат предложена следующая классификация проектов.

 1.По доминирующей в проекте деятельности:

1.1 Исследовательские проекты– основные требования к таким проектам: социальная значимость проблемы, четкие цели проектной деятельности, продуманная структура проектной деятельности.

1.2 Творческие– проекты подразумевают творчество как деятельность.

1.3 Ролевые (игровые)– проекты предполагают имитацию социально- деловых отношений.

1.4 Информационные– проекты направлены на сбор и статическую обработку информации, а результатом проектной деятельности может быть статья, реферат, конференция по рассматриваемой проблеме.

1.5 Практико-ориентированные проекты– В них с самого начала определяется результат практической деятельности.

   2. По предметно-содержательной области:

   2.1 Монопроекты– выполняются в рамках одного предмета, но с привлечением знаний из других областей.

2.1.1 Литературно-творческие– издаются школьные журналы, газеты.

2.1.2 Естественно-научные– чаще всего решается исследовательская задача.

2.1.3 Экологические– также требуют привлечения исследовательских методов, интеграции знаний из разных областей.

2.1.4 Языковые– при изучении иностранных языков.

2.1.5 Культуроведческие– связаны с историей и традициями разных стран.

2.1.6 Географические– составление карт местности.

2.1.7 Музыкальные– обсуждение музыкальных произведений.

   2.2 Межпредметные – проблема, решаемая в процессе их выполнения, находиться на стыке нескольких предметов.

   2.3 Надпредметные– целью которых является организация продуктивной деятельности учащихся в группе, формирование навыков групповой работы.

    3. По характеру контактов:

    3.1 Внутренние– в пределах одного образовательного учреждения вне зависимости от того, какое количество предметов предполагается охватить проектом.

    3.2 Региональные (или муниципальные)– выполняются несколькими образовательными учреждениями города или области.

    3.3 Международные– существуют сайты, где учащихся приглашают принять участие в проектах, рассчитанных на работу ребят из разных стран.

     4. По количеству участников:

    4.1 Личностные– такие проекты удобно использовать в качестве зачетных или итоговых работ, так они показывают знания и умения конкретного учащегося.

    4.2 Парные.

    4.3 Групповые.

    5. По продолжительности выполнения:

    5.1 Краткосрочные(продолжительностью от одного до нескольких уроков).

    5.2 Средней продолжительности– срок выполнения такого проекта может быть от недели до месяца, темы более обширные.

    5.3 Долгосрочные– от месяца до нескольких месяцев.

         В числе наиболее приоритетных задач педагогики следует выделить интеллектуальное развитие учащихся, профессиональную подготовку и овладение навыками самообразования. Эта задача требует подбора адекватного содержания образовательного процесса, который помимо учебных элементов, соответствующих тому или иному предмету, должен включать в себя определенную деятельность, также соответствующую научному познанию. Это, в свою очередь, требует работы педагога в рамках соответствующих педагогических технологий, одной из наиболее перспективных и методически разработанных является метод учебного проекта.

        Учебное проектирование позволяет сориентировать учебный процесс на конкретного учащегося, его познавательные потребности и возможности, дает возможность учесть его индивидуальные качества, его стремление к самосовершенствованию и самопознанию. В работе над проектом учащиеся не просто приобретают знания, но формируют и развивают навыки исследовательских работы, решения задач, умение работать с информацией.

        Данную технологию следует отнести к здоровьесберегающим, она комфортна и для учащихся и для педагогов. Это проявляется в смене деятельности учащихся, в возможности работать в индивидуальном темпе. Учитывая, что в проектной деятельности наряду с результатами рассматривается и процесс, педагог может реально ощутить динамику успешности образовательного процесса, ориентируясь не столько на отметки учащихся, сколько на развитие умения решать учебные или профессиональные проблемы.

       

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по обществознанию "Конституция – основной закон страны."

Урок по обществознанию 6 класс (презентация)Тема: Конституция – основной закон страны.Цель урока:охарактеризовать основные положения Конституции РФ....

Конспект урока обществознания в 6 классе по теме "Конституция - основной закон страны"

тема "Конституция - основной закон страны".Цели урока:Образовательная - сформировать представление о Конституции, познакомить со структурой документа. Объяснить новые понятия: права и обязанности...

Урок-путешествие "Конституция-основной закон страны"

Урок разработан для учащихся 7-8 классов, посвящённый 20-летию Конституции....

Методическая разработка урока по обществознанию "Конституция РФ- основной закон страны".

Методическая разработка урока по обществознанию "Конституция РФ- основной закон страны"  использовалась для проведения уроков, посвященных 20-летию со дня принятия Конституции РФ. Материал расчит...

урок по обществознанию в 9 классе "Конституция-основной закон страны"

Урок по обществознанию в 9 классе и использованием ЭОР по теме: "Конституция-основной закон страны"...

Открытый урок по обществознанию в 6 "А" классе по теме "Конституция - основной закон страны"

Цели урока:Образовательная - сформировать представление о Конституции, познакомить со структурой документа. Объяснить новые понятия: права и обязанности, парламент и правительство РФ.Развивающая...