Практикум духовного самоопределения.
план-конспект урока по обществознанию (10 класс) на тему
Это интегрированный с психологией урок - практикум для 10 класса по обществознанию, который может быть проведен после изучения темы "Духовные ценности". В ходе этого урока ребята выполняют творческие задания и проявляют свои ценности, а также узнают о логотерапии В. Франкла и универсальной системе ценностей Шварца.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Практикум по духовным ценностям | 22.67 КБ |
iu_obshchestvoznanie_-shablon.ppt | 1.14 МБ |
Предварительный просмотр:
Практикум духовного самоопределения.
Цель: осознание учащимися личностной ценностной позиции
Задачи:
- создать условия для применения и закрепления изученного материала по данной теме;
- создать условия для осознания роли духовных ценностей в своей жизни;
- приятие и корректировка новых ценностных установок.
На экране – 1 слайд «Практикум духовного самоопределения».
- Беседа по вопросам.
- Здравствуйте, ребята. Сегодня у нас интегрированный с психологией урок – практикум.
Мы сегодня применим знания о духовных ценностях на практике, выполним несколько творческих заданий, связанных с нашим ценностным миром, узнаем о системе ценностей с точки зрения психологии, а также выполним тест, на определение личностных ценностей.
- Как вы понимаете выражение «духовный мир личности»?
- Мы прояснили для себя такие понятия, как духовная деятельность и духовные ценности. Актуально ли говорить о духовных ценностях в 21 веке? ( Да, т.к. это продукты дух. деятельности, которая существует всегда, как «обработка» людей людьми).
- Как Вы думаете, каждый ли человек ориентируется на духовные ценности? ( Да, так как они определяют поведение человека).
На экране – 2 слайд.
Притча. Прослушайте притчу и закончите ее, выбрав самостоятельное решение.
«Жили на улице два соседа. Вдруг один другому сделал большое зло. Обиженный человек, горя желанием отомстить, отправился к мудрецу за советом…»
Что же мудрец ему предложил?
- ответить обидчику добром;
- не обращать внимание;
- отмстить вдвойне;
- постараться простить;
- не иметь с этим человеком ничего общего;
- стерпеть и сделать вид, что ничего не случилось.
Обсуждение выбранных учениками концовок, подведение к мысли о том, что в данных ответах учащиеся проявили не только свое мнение, но и свои ценности, моральные установки.
- В чем ценность «золотого» правила нравственности «Поступай с другими так, как хотел бы, чтоб поступали по отношению к тебе»? (Оно регулирует отношения между сообществами, группами людей, делая их безопасными, мирными.)
- Мы с Вами живем в эпоху постиндустриального общества. Как формируются духовные ценности в постиндустриальном обществе? ( Активность СМИ (печатные издания, ТВ и радио, кинохроника), Интернет).
На экране – 3 слайд. Творческое задание: дать краткое название фотографии на слайде и обосновать его.
Дополнительные вопросы:
– Можно ли считать, что в названии фотографии были проявлены какие-либо ваши жизненные ценности? Могли бы вы перечислить те ценности, которыми живете сейчас? Что для вас имеет непреходящее значение?
- Считаете ли Вы, что существует конфликт ценностей?
- Какое определение понятию «бездуховность» вы можете дать?
- На экране – 4 слайд. Информация про В.Франкла. На слайде – его цитата:
«Так, я помню, как однажды утром шёл из лагеря, не способный больше терпеть голод, холод и боль в ступне, опухшей от водянки, обмороженной и гноящейся. Моё положение казалось мне безнадёжным. Затем я представил себя стоящим за кафедрой в большом, красивом, тёплом и светлом лекционном зале перед заинтересованной аудиторией, я читал лекцию на тему «Групповые психотерапевтические опыты в концентрационном лагере» и говорил обо всём, через что прошёл. Поверьте мне, в тот момент я не мог надеяться, что настанет тот день, когда мне действительно представится возможность прочесть такую лекцию.»
- Перед вами фрагмент воспоминаний одного человека. Он организовал психологическую помощь в концентрационном лагере Терезиенштадт, будучи его узником с 09.1942 г, как и остальные заключенные. Всё своё время пребывания в концлагере (около 3-х лет) он посвятил врачебной деятельности, которую он, конечно же, держал втайне от СС. Вместе с другими психиатрами и социальными работниками со всей Центральной Европы он оказывал заключённым специализированную помощь. Задача службы состояла в преодолении первоначального шока и оказании поддержки на начальном этапе пребывания.
На экране – 5 слайд. Вторая цитата из книги В. Франкла. на слайде.
На экране – 6 слайд.
- Это австрийский психолог В.Франкл. (фото на слайде) Может кто-то из Вас знает что-либо о нем?
Краткая справка о жизни и логотерапии психолога.
На экране – 7 слайд.
- Эти книги помогли многим людям найти ответы на многие жизненные вопросы и обрести уверенность в себе. Вы можете записать их названия.
- Классификация ценностей по Шварцу
- Как вы думаете, какие ценности могут быть универсальными для многих культур?
Информация об истории теста ценностей и вычленении универсальных для разных культур ценностей. 7 слайд с классификацией ценностей, 8 и 9 слайды с информацией. 10 слайд – мотивационные типы личностей по Шварцу.
4. Практикум по тесту Шварца.
- Я предлагаю Вам использовать методику Шварца для того, чтобы узнать, какие ценности и мотивационные типы характерны для вас.
Задание в конце тестирования: «Кратко сформулируйте свою позицию по отношению к своим ценностям, опишите ее в 2-3 предложениях». (Результаты, полученные в ходе тестирования ученики получают на следующем уроке).
5. Рефлексия.
- В качестве итога нашего практикума я предлагаю Вам зачитать записанные вами предложения о своих ценностях.
6. Спасибо за внимание.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Какой совет дал мудрец? Ответить обидчику добром; не обращать внимания; отмстить вдвойне; постараться простить; не иметь с этим человеком ничего общего; стерпеть и сделать вид, что ничего не случилось.
«..Так, я помню, как однажды утром шёл из лагеря, не способный больше терпеть голод, холод и боль в ступне, опухшей от водянки, обмороженной и гноящейся. Моё положение казалось мне безнадёжным. Затем я представил себя стоящим за кафедрой в большом, красивом, тёплом и светлом лекционном зале перед заинтересованной аудиторией, я читал лекцию на тему «Групповые психотерапевтические опыты в концентрационном лагере» и говорил обо всём, через что прошёл. Поверьте мне, в тот момент я не мог надеяться, что настанет тот день, когда мне действительно представится возможность прочесть такую лекцию.»
Что было делать? Мы должны были пробуждать волю к жизни, к продолжению существования, к тому, чтобы пережить заключение. Но в каждом случае мужество жить или усталость от жизни зависела исключительно от того, обладал ли человек верой в смысл жизни, в своей жизни. Девизом всей проводившейся в концлагере психотерапевтической работы могут служить слова Ницше: «Тот, кто знает, «зачем» жить, преодолеет почти любое «как»».
Ценностям мы не можем научиться - ценности мы должны пережить.
Духовное, по определению, и есть свобода в человеке. Духовная личность - это то в человеке, что всегда может возразить!
Шкала ценностей по М.Рокичу Желательное конечное состояние (терминальные ценности) Инструментальные компоненты (модели поведения) Комфортная жизнь Честолюбие Захватывающая жизнь Широта взглядов Успех Талант Жизнь в мире Бодрость Жизнь в красоте Чистота Равноправие Смелость Безопасность семьи Прощение Свобода Помощь Счастье Честность Внутренняя гармония Воображение Зрелая любовь Независимость Национальная безопасность Интеллект Наслаждение Логика Спасение Любовь Самоуважение Послушание Социальное признание Вежливость Истинная дружба Ответственность Мудрость Самоконтроль
Теоретическая модель отношений между десятью мотивационными типами ценностей (по Ш. Шварцу)
Власть ( Power ) — социальный статус, доминирование над людьми и ресурсами; Достижение ( Achievement ) — личный успех в соответствии с социальными стандартами; Гедонизм ( Hedonism ) — наслаждение или чувственное удовольствие; Стимуляция ( Stimulation ) — волнение и новизна ; Самостоятельность ( Self - Direction ) — самостоятельность мысли и действия ; Универсализм ( Universalism ) — понимание, терпимость и защита благополучия всех людей и природы; Доброта ( Benevolence ) — сохранение и повышение благополучия близких людей ; Традиция ( Tradition ) — уважение и ответственность за культурные и религиозные обычаи и идеи ; Конформность ( Conformity ) — сдерживание действий и побуждений, которые могут навредить другим и не соответствуют социальным ожиданиям; Безопасность ( Security ) — безопасность и стабильность общества, отношений и самого себя. Определение мотивационных типов соответственно их центральной цели:
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий к семинару- практикуму по Духовному краеведению Подмосковья. « Святитель Тихон, Патриарх Московский и всея Руси»
Сценарий к семинару- практикуму « Изучение жизни святых на уроках «Духовное краеведение Подмосковья». Святитель Тихон, Патриарх Московский и всея Руси» в рамках Седьмых областных Рождественских образо...
Проект «Добровольчество и волонтерство как инструмент гражданско-патриотического и духовно-нравственного воспитания, профессионального и личностного самоопределения»
Волонтерская деятельность – инструмент социального, культурного, экономического и экологического развития страны. Идеология добровольчества (волонтерства) основывается на принципах гражданского ...
14.04.2020 Электронный практикум УД Психология личности и профессиональное самоопределение Специалист: личность и профессия гр.318-МТ17 Ушакова О.А
Практическое задание...
От диагностики к социализации и профессиональному самоопределению обучающихся с интеллектуальными нарушениями семинар - практикум
Профессиональные пробы являются эффективной практической формой профессиональной ориентации, позволяющей учащимся с ОВЗ на практике осознать свои возможности, познакомиться с требованиями профессий, и...