14.04.2020 Электронный практикум УД Психология личности и профессиональное самоопределение Специалист: личность и профессия гр.318-МТ17 Ушакова О.А
план-конспект
Практическое задание
Скачать:
Предварительный просмотр:
Министерство образования и молодежной политики
Свердловской области
ГАПОУ СО «Ревдинский многопрофильный техникум»
ЭЛЕКТРОННЫЙ ПРАКТИКУМ
Тема: Специалист: личность и профессия
Учебная дисциплина «Психология личности и профессиональное самоопределение»
для студентов группы 318-МТ/17 «Монтаж, техническое обслуживание и ремонт промышленного оборудования (по отраслям)»
Автор: Ушакова Ольга Александровна,
Преподаватель
ГАПОУ СО «Ревдинский многопрофильный техникум»
Городской округ Ревда
Дата учебного занятия: 14.04.2020
Пояснительная записка к электронному практикуму
группа 318-МТ/17
Задание сдать до 16.04.2020 включительно.
Учебная дисциплина «Психология личности и профессиональное самоопределение»
Преподаватель Ушакова Ольга Александровна
Все задания делаются на компьютере и выводятся на печать. После окончания дистанционного обучения до особого распоряжения задания сдаются в файловой папке.
В период дистанционного обучения все задания, выполненные студентами отправляются в личном сообщении по электронной почте oaushakova_revda@mail.ru, для проверки выполнения и оценивания заданий.
Также все задания будут размещаться в группе в контакте https://vk.com/board163534796 и отчет о выполнении студентами всех заданий. По всем вопросам звонить по телефону 89089122073 (Ушакова Ольга Александровна).
Требования к оформлению документа:
Заглавные буквы в наименовании документа, шрифт полужирный, шрифт 16.
Основной текст: Шрифт - Times New Roman, размер шрифта -14.
Выравнивание текста по ширине.
Межстрочный интервал (1,5 пт).
Поля документа (верхнее –1,5см; нижнее –2,0см; левое –2,5см; правое –1,5см.)
Имя файла задавать в следующем виде: дата_ФИО студента_группа
Тема: Тема: Специалист: личность и профессия
Задачи учебного занятия:
- Рассмотреть понятие о системе профориентационной работы и его подсистемы.
- Проанализировать такие определения, как профориентационная работа, профессиональное просвещение (профессиональная информация, профессиональная пропаганда и агитация), предварительная профессиональная психодиагностика, профессиональное воспитание, профессиональная консультация, профотбор и профадаптация.
- Составить модель служебной лестницы по своей профессии, специальности
- Лекция (Прочитать, ответить на вопросы)
В начале необходимо изучить теоретическую часть с определениями основных понятий. После этого следует выполнить задания, приведённые в конце темы. Для контроля усвоения материала выполненное задание необходимо прикрепить и отправить на проверку преподавателю.
Лекция
Профессиональное становление личности — процесс сложный, противоречивый, неоднозначный, он начинается не в учреждении профессионального образования, а значительно раньше. Юный человек начинает задумываться, присматриваться и примериваться к будущей сфере деятельности под влиянием родителей, сверстников, школьных педагогов, значимых взрослых, средств массовой информации. Многие вузы начинают профориентационную работу с самых младших классов, присматриваясь к учащимся на проводимых вузом конкурсах, олимпиадах и аналогичных мероприятиях, раскрывая все особенности и прежде всего преимущества предстоящей им деятельности, показывая оптимальные способы приобщения к данной профессии. Оставшихся вне пристального внимания вузовских профориентаторов всевозможные профориентационные центры знакомят с миром профессий. И все равно сделать свой профессиональный выбор нелегко, особенно в условиях, когда профессиональная мобильность становится нормой.
Личностное самоопределение -это определение себя относительно выработанных в обществе (и принятых данным человеком) критериев становления личности и дальнейшая действенная реализация себя на основе этих критериев. Личностное самоопределение формируется раньше профессионального, на основе личностного самоопределения складываются требования к профессии.
Мотивы выбора профессии -основания для выбора той или иной профессии. В качестве мотивов могут выступать профессиональные интересы, жизненные предпочтения, материальные и духовные ценности. Направления деятельности по профессиональной ориентации -включают: профессиональную активизацию, профессиональное просвещение, профессиональную консультацию, профессиональное воспитание (развитие), профессиональный подбор, профессиональный отбор, социально-профессиональную адаптацию.
Профессиональная адаптация -это приспособление человека к новым для него условиям труда (ее разновидность -производственная адаптация как приспособление к условиям конкретного труда в данной производственной группе).
Профессиональная консультация - совместная деятельность консультанта и консультируемого, направленная на решение вопросов, связанных с выбором профессии, планированием профессиональной карьеры, построением нового профессионального проекта и т.п. с учетом склонностей, интересов и сформировавшихся способностей, а также потребностей общества, народного хозяйства. Профессиональная консультация должна располагать сведениями о роли и перспективах каждой профессии, о потребности в кадрах, о содержании трудовой деятельности, социально-экономическом и санитарно-гигиеническом статусе профессий, путях профессионального обучения, с одной стороны, и о тех требованиях, которые предъявляет профессия к человеку, его психическим особенностям, о медицинских и физиологических показаниях к профессии - с другой. Профессиональная консультация способствует установлению оптимального соотношения между стремлениями и возможностями человека и реальными потребностями страны в специалистах соответствующей квалификации и играет важную роль в профессиональном самоопределении. Профессиональная консультация имеет своей целью установление соответствия индивидуальных психологических и личностных особенностей специфическим требованиям той или иной профессии.Профессиональная пригодность -совокупность психических и психофизиологических особенностей человека, необходимых и достаточных для достижения общественно приемлемой эффективности в той или другой профессии. П.п. не дана человеку изначально, она формируется в процессе обучения и последующей профессиональной деятельности при наличии положительной мотивации, ее возникновению и упрочению способствует система материальной и моральной стимуляции, удовлетворение, получаемое от деятельности осознание общественной значимости ее результатов и др.Профессиональное обучение -направлено на стимулирование у учащихся психологических качеств, необходимых для успешного прохождения этапов профессионализации (выбора профессии, освоения профессии, адаптации к профессии, овладения мастерством и творчеством в профессии, повышения квалификации и т.д.).
Профессиональное просвещение -предусматривает вооружение учащихся определенной совокупностью знаний о социально-экономических и психофизиологических особенностях различных профессий; об условиях правильного выбора одной из них; воспитание у учащихсяположительного отношения к различным видам профессиональной и общественной деятельности; формирование мотивированных профессиональных намерений, в основе которых лежит осознание ими социально-экономических потребностей и своих психофизиологических возможностей.
Профессиональное развитие -формирование профессиональных и личностных качеств, навыков, способов и стратегий профессиональной культуры человека -основы для решения актуальных социально-профессиональных задач.
Профессиональные способности -индивидуально-психологические свойства личности человека, отличающие его от других, отвечающие требованиям данной профессиональной деятельности и являющиеся условием ее успешного выполнения.
Профессиональные склонности -избирательная направленность индивида на определенную деятельность, побуждающая ею заниматься.
Профориентация-это система мероприятий, направленных на выявление личностных особенностей, интересов и способностей у каждого человека для оказания ему помощи в разумном выборе профессий, наиболее со ответствующих его индивидуальным возможностям.Профотбор-это система мероприятий, позволяющая выявить людей, которые по своим индивидуальным личностным качествам наиболее пригодны к обучению и дальнейшей профессиональной деятельности по определенной специальности
Профессиональная ориентация
Психологические исследования профессионального самоопределения старшеклассников (Е. А. Климов, П. А. Шавир и др.) выявили ряд закономерностей, на которые необходимо опираться организаторам профориентационной работы.
Прежде всего, нужно помнить, что выбор профессии — лишь один аспект формирования жизненных планов, в котором находят свое выражение идейные и нравственные мотивы. В юности вопрос «кем быть?» неотделим от вопроса «каким быть?» и включен в широкий спектр отношений школьника с различными сторонами действительности. Поэтому вопросы профессиональной ориентации не могут быть автономной сферой воспитания, а могут быть поняты как сложный, длительный, подчас противоречивый процесс, неотделимый от развития личности в целом. Действительно, только воспитанный человек с высоким уровнем общей культуры, уважающий труд и знающий ему цену, в достаточной степени застрахован от выбора «престижных», «модных» профессий.
Необходима специальная работа по формированию резервного профессионального намерения, в особенности у старшеклассников, планирующих продолжение учебы в вузе. Наличие резервного намерения создает оптимальную психологическую основу для преодоления внутреннего противоречия между потребностью в получении высшего образования и необходимостью трудоустройства и способствует не только снятию психологического напряжения, связанного с чувством бесперспективности, уныния, фрустрации, но и формированию чувства удовлетворенности своим трудом на производстве, а, следовательно, более высокой его производительности и стабильности.
В профориентационной работе необходимо делать акцент не на уровень квалификации (кому быть рабочим и какого разряда, а кому — инженером), а на содержание и условия трудовой деятельности, в которой каждый может достичь желаемых результатов. Таким образом, необходимо формировать обобщенную профессиональную направленность, интерес к более общей сфере деятельности, а не к конкретной профессии.
Из сказанного следует, что профессиональная ориентация не может быть ограничена определенным набором мероприятий. Необходим переход на долговременные формы профориентации молодежи, рассчитанные на длительный период и включающие системное использование разнообразных средств. Наивно полагать, что человек, поступивший в высшее учебное заведение, выбрал профессию и профессиональная ориентация в этом случае не нужна. Как раз наоборот: раскрытие достоинств и преимуществ профессии, к осуществлению которой готовится студент, показ ее ограничений способствует формированию необходимой мотивации или, напротив, убеждает в ошибочности профессионального выбора. Вуз после окончания обучения дает право на работу по полученной специальности и минимум знаний и умений, которые надо совершенствовать всю последующую жизнь, поэтому профессиональное становление человека тесно связано с его развитием как личности.
ПРАКТИКУМ
1.Составить модель служебной лестницы по своей профессии, специальности (вставить название должности в синие прямоугольники)
2. Определить условия для достижения уровня профессии (вставить текст в зеленые квадраты). Что для этого нужно личности?
Источники информации
1.Гудкова Е.В. Основы профориентации и профессионального консультирования/ Под ред. Е.Л. Солдатовой. -Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2005, гл.1. стр. 34-43.
2.Носкова О.Г. Психология труда. –М.: Академия, 2004, гл. 8. стр. 220-227, гл. 9. стр. 231-252.
3.Пряжников Н.С., Пряжникова Е.Ю. Психология труда и человеческого достоинства. –М.: Академия, 2005, гл. 10. стр. 353-362.
4.Пряжников, Н.С. Теория и практика профессионального самоопределения. –М.: МГППИ, 1999, гл. 6. Стр. 44-58.5.Толочек В.А. Современная психология труда.–СПб.: Питер, 2005, гл. 7. стр. 165-202
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
10.04.2020 Электронный практикум "Отрасли психологии" группа 318-МТ/17 Ушакова О.А.
Практикум: таблица и термины...