Проект «Добровольчество и волонтерство как инструмент гражданско-патриотического и духовно-нравственного воспитания, профессионального и личностного самоопределения»
проект

Рыжикова Елена Михайловна

Волонтерская деятельность – инструмент социального, культурного, экономического и экологического развития страны. Идеология добровольчества (волонтерства) основывается на принципах гражданского патриотизма, гражданско-патриотических идеалах, заложенных в Конституции Российской Федерации. Последние десять лет в современной России стремительно развивается волонтерское движение. Добровольческие инициативы становятся предметом публичного внимания. По поручению Президента РФ разработан план мероприятий по развитию волонтёрского движения, стандарт поддержки добровольчества (волонтерства) в регионах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 4.5._proekt_volonterstvo.docx21.06 КБ

Предварительный просмотр:

Проект «Добровольчество и волонтерство как инструмент гражданско-патриотического и духовно-нравственного воспитания, профессионального и личностного самоопределения» (в рамках федерального проекта в области образования «Социальная активность»)

Приложение к программе развития школы

Куратор проекта: Леухина Л.Е., Соловьева И.К., Нагорных Е.М.

Волонтерская деятельность – инструмент социального, культурного, экономического и экологического развития страны. Идеология добровольчества (волонтерства) основывается на принципах гражданского патриотизма, гражданско-патриотических идеалах, заложенных в Конституции Российской Федерации.

Последние десять лет в современной России стремительно развивается волонтерское движение. Добровольческие инициативы становятся предметом публичного внимания. По поручению Президента РФ разработан план мероприятий по развитию волонтёрского движения, стандарт поддержки добровольчества (волонтерства) в регионах.

В федеральном проекте в области образования «Социальная активность», утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. №204, поставлена задача: «создание условий для поддержки общественных инициатив и проектов в сфере добровольчества (волонтерства)».

В Ханты-Мансийском автономном округе разработана «Концепция развития добровольчества в ХМАО-Югре» (утвержденная распоряжением правительства ХМАО-Югры 20.11.2017 №612-рп, в редакции распоряжения правительства ХМАО-Югры от 31.08.2018 №438-рп), которая призвана способствовать активизации важнейшего для общества и государства ресурса – социально ответственного инициативного гражданина и направлена на создание благоприятных условий для развития добровольческой (волонтерской) деятельности.  

Целевыми группами системы добровольчества (волонтерства) являются: дети, для которых актуально познание окружающего мира, природы, общества через игру, коллективные формы взаимодействия друг с другом и со взрослыми;
подростки, для которых актуальны образцы для подражания, способы поведения, дающие им признание в коллективе сверстников и среди взрослых, и образы героев; молодежь, определяющая свои перспективы и жизненные траектории.

Через активное вовлечение в социальную деятельность и сознательное участие в ней, через создание особой атмосферы кадетского братства, содружества, через развитие деятельности можно достигнуть успехов в формировании активной гражданской позиции, в личностном и профессиональном самоопределении, а также социализации учащихся.

Кадетский казачий компонент является эффективным ресурсом развития добровольчества и волонтерства, так как он рассматривается как система элементов социального и творческого опыта добровольческой деятельности, обеспечивающая освоение первичных общеполитических знаний, опыта служения Отечеству, воспитание милосердия, формирование гражданско-патриотической и духовно-культурной компетентности учащихся кадетских казачьих классов.

Волонтерское движение и социальные практики -  неотъемлемая часть внеучебной деятельности, где учащиеся кадетских классов получают возможность отработать практические умения и навыки. Данный проект предусматривает реализацию волонтерского движения по нескольким направлениям: событийное, культурное, социальное, медиа-волонтерство.

Событийное волонтерство – добровольческая деятельность на спортивных, социокультурных, образовательных и иных мероприятиях местного, регионального, федерального уровней.

Культурное волонтерство – добровольческая деятельность, направленная на сохранение и продвижение культурного достояния, создание атмосферы открытости и доступности культурных пространств, популяризацию культурной сферы среди молодежи и сохранение исторической памяти.

Социальное волонтерство – добровольный труд, направленный на решение социальных проблем.

Медиа-волонтерство – добровольческая деятельность людей любого возраста, заинтересованных в занятии журналистским творчеством, стремящихся получить базовые знания в области журналистики.

Волонтерская площадка школы зарегистрирована в региональном отделении Всероссийского общественного движения «Волонтеры Победы».

План деятельности по развитию добровольчества и волонтерства МБОУ «СОКШ №4»

направление

содержание

сроки

ответственные

1

Создание единого интернет-ресурса для освещения деятельности волонтеров – как раздел медиапроекта «Кадетский (казачий) вестник».

Репортажи о деятельности волонтеров, привлечение новых желающих

В течение года

Обновление – не реже 1 раза в месяц

Зайнуллина Г.Ф.

2

Ведение базы данных «Рука друга» (информация о нуждающихся в добровольческой помощи)

Как основание для проведения акций и оказания добровольческой поддержки.

В течение года

Обновление – не реже 1 раза в месяц

Соловьева И.К., социальный педагог

3

Участие во всероссийской акции «Добровольцы детям»

Социальная практика «Казачьи забавы для малышей» (организация игровых проектов в начальной школе, в дошкольных учреждениях)

В течение года

1 раз в месяц

Леухина Л.Е.,  Куцуева И.К., Грибкова Е.Г. – тьюторы кадетских классов

4

Проведение школьного этапа Всероссийского конкурса «Доброволец России»

Выявление лидеров волонтерского движения в школе, поощрение лучших волонтеров

Октябрь

Леухина Л.Е., куратор проекта

5

«Мастерская волонтера»

Дискуссионная площадка по обмену опытом в области волонтерской деятельности

В течение года

Леухина Л.Е.

6

Участие в городской конференции «Молодежь за добрые дела»

Предъявление опыта добровольческой волонтерской деятельности

Декабрь

Леухина Л.Е.

7

Участие в деятельности «Школы волонтера»

Обучение волонтеров

В течение года

Леухина Л.Е.

8

Распространение среди детей и молодежи культуры волонтерства (добровольчества) через включение в социальные практики различной направленности

8.1

Социальное направление: Воспитание милосердия, осознания необходимости заботы о людях с особыми социальными потребностями и ограниченными возможностями

«На службе добра»

Организация досуговых мероприятий (концертов, спектаклей, фестивалей, выставок), творческих мастерских («Умная кисточка», «Лучики в ладошках»), оказание помощи и поддержки детям-инвалидам, а также членам общества инвалидов. Участие в обучающих семинарах «Особенные люди»

В течение года (по отдельному плану)

Исполнители: 

Стригин В.О.

Максимова Л.А.

Вишнякова Е.Г.

Сулейманова Г.Ф., тьюторы кадетских классов

Партнеры:

Реабилитационный центр «Детство», городское общество инвалидов

8.2

Социальное направление: социокультурная реабилитация детей, находящихся в сложной жизненной ситуации

«Рука друга»

Оказание помощи детям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации (воспитанникам центра психологической помощи семье и детям «Веста»).

В течение года (по отдельному плану)

Исполнитель:

Соловьева И.К., социальный педагог

Партнер:

Центрсоциально-психологической помощи семье и детям «Веста»

Приход храма Святого Духа

8.3

Социальное направление (в рамках Всероссийского общественного движения «Волонтеры Победы»): формирование у учащихся социальной компетентности и опыта конструктивного гражданского поведения, воспитание милосердия и сострадания

«Забота»

Шефство над ветеранами, тружениками тыла, пожилыми людьми, проживающими в городе (в рамках Всероссийской акции «Твори добро»)

В течение года (по отдельному плану)

Исполнители:

Тьюторы кадетских казачьих классов

Партнеры:

Совет ветеранов города Нефтеюганска

Городское общество старожилов Городское казачье общество

8.4

Событийное направление: формирование  общественно-политических взглядов подростков, воспитание гражданского самосознания.  

«Диалог поколений»

Творческие встречи в клубе фронтовых друзей.

Городская акция «Встреча 3-х поколений».

Встречи, посвященные памятным героическим датам истории Родины.

Встречи учащихся с людьми разных профессий.

Совместные концерты, экскурсии, выставки, конференции.

В течение года

Исполнители:

Тьюторы кадетских классов

Партнеры:

Городское казачье общество

Совет ветеранов города Нефтеюганска

Городское общество старожилов

Общественная организация «Офицеры России»

8.5

Событийное направление: повышение правовой грамотности учащихся кадетских казачьих классов через организацию открытой интерактивной площадки

Дискуссионный правовой клуб «Перекресток»

Проведение дискуссионных интернет-форумов и блогов правовой и патриотической направленности.

В течение года

Исполнители:

Учителя истории и обществознания

Партнеры:

«Офицеры России»

Городское казачье общество

«Ветераны Чернобыля»

«Союз ветеранов Афганистана»

ОМВД, МЧС

8.6

Медиа-направление: активное использование информационно-телекоммуникационных сетей и медиатехнологий для развития гражданской активности и патриотизма учащихся.

Использование ресурса автоматизированной системы сопровождения добровольческой деятельности в сети Интернет  «Добровольцы России.рф»

Медиа-центр «Кадетский/ казачий вестник» (виртуальный проект).

Информирование участников  по актуальным вопросам кадетского и казачьего движения; выявление и формирование общественного мнения; проведение благотворительных медиа-акций.  Объединяет в себе школьные средства массовой информации:  пресс-центр, телевидение, радио, фотостудия,  интернет-дайджест.

В течение года

Исполнители:

Зайнуллина Г.Ф.

Вишнякова Е.Г.

Партнеры:

ТРК «Юганск»

Газета «Здравствуйте, нефтеюганцы»

Нефтеюганское городское казачье общество

8.7

Событийное направление: организация  шефской деятельности на основе принципов казачьей общины, кодекса чести казака; социальные практики на предприятиях и в организациях города

«Школа профессионального самоопределения»: социальные предпрофессиональные практики на предприятиях и в организациях города.

В течение года

Леухина Л.Е.,

Партнеры: ОМВД, ГИБДД, МЧС, ВГОО «Офицеры России» и пр.

8.8

Ателье «Казачий костюм»

Изучение  особенностей казачьего костюма, разработка эскизов моделей, пошив  костюмов, изготовление атрибутики

В течение года

Исполнитель:

Чачило О.М.

Партнеры: нефтеюганское городское казачье общество

8.9

Культурное направление: организация  благотворительных концертов, спектаклей, в том числе на основе казачьего фольклора.

Создание возможностей для творческого самовыражения и раскрытия творческого потенциала каждого, сохранение культурного наследия и историко-культурной среды.

«Мы этой памяти верны»

Творческая деятельность, способствующая самореализации и самоопределению учащихся. Проведение концертов для населения города (для ветеранов, старожилов и пр.).

Участие в добровольческих акциях «Песни Победы», «Георгиевская ленточка»

Апрель-май

Исполнители:

Корнишин И.В.

Фарафонова Г.М., педагоги дополнительного образования, тьюторы кадетских классов

Партнеры:

ДМШ имени В.В.  Андреева, ТО «Культура», городское казачье общество, приход храма Святого Духа



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Духовно-нравственные ценности воспитания в русской семье"

Актуальность. На современном этапе развития общества происходят значительные изменения в различных сферах жизнедеятельности человека, которые существенным образом затрагивают проблему семейных о...

Проект "Использование музыки на уроках русского языка как средство духовно-нравственного воспитания и развития творческих способностей обучающихся"

С данным проектом выступала на Республиканской Ярмарке инновационных проектов осенью 2011 г., получила диплом 3 степени. А в апреле 2012 г. делилась наработками по проекту в г.Отрадном на Международно...

Педагогический проект «Пути формирования у школьников способности к профессиональному и личностному самоопределению»

Актуальность проекта заключается в потребности в самоопределении учащихся на рубеже старшего подросткового и раннего юношеского возрастов. Проект позволяет формировать у учащихся представление о мире ...

Проект «Организация внеурочной деятельности в целях гражданско-патриотического воспитания учащихся с учетом требований ФГОС».

Данный проект посвящен 70-летию годовщины победы в Великой Отечественной Войне, в котором реализуется система мероприятий для развития патриотического воспитания. Проект рассчитан на три года. Ц...

Возможности проекта «Будь готов!» в развитии системы гражданско-патриотического воспитания учащихся

Цель проекта "Будь готов!" - привлечение учащихся к практической деятельности, в рамках которой формируются гражданско-патриотические основания личности подростка....

Работа МБОУ СОШ № 27 над проектом «Метапредметный подход в формировании системы гражданско- патриотического и экологического воспитания учащихся через организацию эколого – патриотической тропы «Мысхако»

Наша школа является инновационной площадкой , работаем по теме "ИМетапредметный подход в формировании гражданско - партриотического и экологического воспитания учащихся через организацию эколого ...

ДЕТСКИЙ ЭКСКУРСИОННЫЙ ЦЕНТР «ВОЛОНТЕРСТВО В ИЗУЧЕНИИ ГОРОДА» КАК СРЕДСТВО ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ УЧАЩИХСЯ

Одной из таких форм работы является волонтёрское движение, которое реализуется в МБОУ «Гимназия №12».  На  базе данной гимназии в рамках Международного грантового ...