От диагностики к социализации и профессиональному самоопределению обучающихся с интеллектуальными нарушениями семинар - практикум
презентация к уроку по технологии (9 класс)

Манушкина Наталья Сергеевна

Профессиональные пробы являются эффективной практической формой профессиональной ориентации, позволяющей учащимся с ОВЗ на практике осознать свои возможности, познакомиться с требованиями профессий, испытать себя в различных видах деятельности и определяются в выборе будущей профессии.

 

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Государственное казенное общеобразовательное учреждение «Урюпинская школа» Региональный семинар практикум «От диагностики к социализации и профессиональному самоопределению обучающихся с интеллектуальными нарушениями»

Слайд 2

КВЕСТ -ТЕХНОЛОГИИ

Слайд 3

Профессиональные пробы

Слайд 4

Столярное дело Озеленение Швейное дело Клининг Трудовое обучение

Слайд 5

Внеурочная деятельность Мой дом Юный столяр Послушная глина

Слайд 6

Волгоградское региональное методическое объединение учителей профессионально-трудового обучения, работающих с детьми с ОВЗ Проект "Проф-ОЛИН« ( профессиональная ориентация лиц с интеллектуальными нарушениями) https://rmo2.tilda.ws

Слайд 7

Проф-ОЛИН Цель проекта: Создание эффективного инструментария профориентационной работы с обучающимися с интеллектуальными нарушениями(умственной отсталостью); включение расширенного перечня профессиональных проб в работу учреждений Волгоградской области,реализующих АООП. Проект "Проф-ОЛИН"( профессиональная ориентация лиц с интеллектуальными нарушениями) направлен на эффективное сопровождение профессионального выбора лиц с интеллектуальными нарушениями путем прохождения обучающимися цикла профессиональных проб и выбора ими нескольких наиболее привлекательных вариантов и сопоставления соответствующих им версий ощущения «себя в профессии». Проект реализуется в Волгоградской области с 2019 года совместно с педагогами регионального методического объединения профессионально-трудового обучения.

Слайд 8

Этапы реализации проекта: 2019-2020 г. -анализ метод. лит.и составление методики и вариантов профпроб; 2020-2021г.- апробация методики в ОУ Волгоградской обл.реализующих АООП, расширение направлений для разработки профпроб в соответствии с профессионально-трудовой подготовкой и материально-техническими возможностями; 2021-2022г.- плановое проведение профпроб в ОУ региона, исследование рынка труда для организации в новом учебном году профпроб по новым направлениям; 2022-2023г. -разработка и реализация профпроб брошюровщик (вручную),вышивальщица текстильно-галантерейных изделий, вязальщица трикотажных изделий и полотна, горничная гончар, облицовщик-мозаичник, цветовод-декоратор, исполнитель художественно оформительских работ, фотограф. Расширение аудитории за счет вовлечения в профпробы ОУ реализующие инклюзивные образовательные программы, обучающихся из ОУ, реализующих АООП. Обогащение материально- технической базы за счет использования средств гранта для создания атмосферы схожей с реальными рабочими буднями для эффективного знакомства с профессиями. Создание информационного печатного материала за счет средств гранта для обучающихся и их родителей (законных представителей) о возможностях получения профессионального образования в регионе; 2023-2024г. -трансляция проекта"Проф-ОЛИН" в регионе офлайн и онлайн режимах.

Слайд 9

Правила выбора профессии Чтобы правильно выбрать свою будущую профессиювам надо найти «золотую средине» по формуле «ХОЧУ-МОГУ-НАДО» Основная задача найти такую профессию, которая бы отвечала всем трем требованиям. З она оптимального выбора

Слайд 12

Реализация профориентационной работы: учебно-воспитательный процесс; внеурочная работа; внешкольная работа.

Слайд 18

ЭКСКУРСИИ



Предварительный просмотр:

Выступление по РИП

3 года назад на базе  Урюпинской школы была открыла региональная инновационная площадка. Тема инновационной площадки: «Разработка и применение диагностических карт профессиональных возможностей детей с ОВЗ и инвалидностью». Как все начиналось: на территории нашего города функционируют четыре региональных инновационных площадки по инклюзии детей с ОВЗ. Отдел образования города Урюпинска предложил проконсультироваться с Анатолием Анатольевичем Сергеевым по поводу открытия РИП на базе нашей школы. Так после знакомства  с концепцией проекта, было принято решение подать документы на открытие данной площадки. 

В 2020 году школы началась работа по подбору материала к теме площадки «Разработка и применение диагностических карт профессиональных возможностей детей с ОВЗ и индивидуальностью», в это же время шла работа в региональном мо учителей трудового обучения по разработке методических рекомендации по проведению профессиональных проб в процессе технологического образования обучающихся с умственной отсталостью под руководством Абраменко О.В., руководителя РМО  и педагога нашей школы Назарова Э.Н., которая  участвовала в методической работе и разработала один из вариантов профпробы. Этот материал впоследствии был утвержден  и опубликован ВГАПО, в виде методических рекомендаций педагогов, по вопросам профессионального самоопределения обучающихся с умственной отсталостью.

С каждым годом увеличивается количество детей со сложной структурой дефекта, поэтому нашими педагогами прорабатываются и внедряются современные методы работы: кейс-метод, квест-технологии направленные на развитие у обучающихся функций эмоционально-волевой регуляции, самоконтроля, психических процессов (память, мышление, координация движения, запаса знаний об окружающем мира).

На РМО учителей технологии, нашими педагогами представлены конкурсные работы:

  • «Жизнь скромного маленького стульчика» учитель технологии А.В. Назаров;
  • «Швейное дело» учитель Маркова Э.И.;
  • «Огород на подоконнике», «Путешествие в город мастеров» Учитель технологии А.М.Усов;
  • «Моя комната- территория чистоты и порядка»Учитель технологии Семиколенова И. А.;
  • «Пир на весь мир» учитель СБО Димитренко О. В.;
  • «Деловая игра «Уютный дом» Манушкина Н.С.

В 2020 году все педагоги приступили к разработке собственного варианта профпроб в соответствии с утвержденным ранее методическими рекомендациями. Они активно применяют различные подходы к теоретической и практической части программы. По окончанию профпроб проводятся в соответствии с методикой рефлексия и диагностическая работа.

Проанализировав полученные результаты диагностики в рамках РИП «Разработка и применение диагностических карт профессиональных возможностей детей с ОВЗ и инвалидностью» было принято решение в 2022-2023 учебном году обновить систему трудового обучения в ГКОУ «Урюпинская школа» трудовым направлениям (столярное дело, швея, озеленение, клининг) и внедрить с 5 класса модульное обучение  для каждого обучающегося. И уже по окончанию эксперимента рассмотреть эффективность модульной системы обучения.

По промежуточным итогам мы уже наблюдаем эффективность работы по модулям. Обучающиеся осваивают наиболее широкий круг профессиональной подготовки,  это было не возможно при традиционной системе, обучающиеся приобретают большее количество компетенцией, которыми они смогут пользоваться в своей трудовой деятельности. Модульная система облегчает выделение групп учащихся, которым можно усложнить вид деятельности, тем самым облегчить работу учителя, так как этим подгруппам можно давать более углубленное изучение материала, в том числе в рамках внеурочной деятельности на занятиях « Юный, столяр», «Послушная глина», «Мой дом».

Группы, в которых освоение материала упрощено, так как обучающиеся в силу своих интеллектуальных возможностей материал полностью усвоить не могут, работа будет иметь ознакомительный характер.

Работа в модулях позволяет нашим учащимся увидеть работу всех профилей трудового обучения нашей школы, работа по профориентации наших педагогов носит разноплановый характер.

Так в 2022-23 учебном году мы приняли участие в разработке сайта «Путеводитель выпускника» в рамках регионального проекта «Проф-ОЛИН» руководителем проекта является Абраменко О. В., руководитель РМО ТО. На сайте выпускники и их родители могут узнать о возможностях поступления по всей Волгоградской области, имеющиеся направления профессиональной подготовки в регионе, условия поступления учебные заведения.

В дальнейшем мы планируем в рамках проекта «Проф-ОЛИН» участвовать в вариативном создании   Дорожной карты выпускника - это комплекс мероприятий, направленный на подготовку выпускника к осознанному выбору профессии.    

 Вопрос «Кем быть?» - один из главных и значимых для каждого выпускника, особенно для лиц с ограниченными возможностями здоровья. Готовность к профессиональному самоопределению учащихся с ограниченными возможностями здоровья (далее ОВЗ) находится на низком уровне. Им очень сложно выбрать профессию, которая соответствовала бы их возможностям, желаниям и была востребована на рынке труда.

 Профессиональные пробы являются эффективной практической формой профессиональной ориентации, позволяющей учащимся с ОВЗ на практике осознать свои возможности, познакомиться с требованиями профессий, испытать себя в различных видах деятельности и определяются в выборе будущей профессии.

Таким образом ведущими направлениями при организации профориентационной работы в школе для детей с интеллектуальными нарушениями, станут профотбор и профконсультации на основе выбора объективных показателей способностей, притязаний, самооценки каждому ребенку.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Профессиональное самоопределение обучающихся через вовлечение их в учебно-исследовательскую деятельность по экологии

В методическом материале представлен проект педагогического эксперимента по формированию профессионального самоопределения обучающихся...

Профессиональное самоопределение обучающихся через организацию профессиональных проб на этапе основного общего образования и профильного обучения на этапе среднего общего образования

Профессиональное самоопределение обучающихся через организацию профессиональных проб на этапе основного общего образования и профильного обучения на этапе среднего общего образования...

«Сопровождение профессионального самоопределения обучающихся. Проблемы институционального перехода на конкретных этапах развития личности обучающегося"

Важнейшим критерием осознания и продуктивности профессионального становления личности является ее способность находить личностный смысл в профессиональном труде, самостоятельно проектировать, творить ...

Театр моды, как эффективный способ профессионального самоопределения обучающихся с интеллектуальными нарушениями

Расширение коррекционной развивающий среды для социализации, и профессионального самоопределения обучающихся с ментальными нарушениями...