Рабочая программа по обществознанию (профиль) 10-11 классы
рабочая программа по обществознанию (10, 11 класс) на тему
Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования, а также программы Обществоведение.10- 11 классы. Профильный уровень под редакцией Л. Н. Боголюбова, А. Ю. Лазебниковой. – М.: Просвещение, 2010 год
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
11_obshch_pr_gotovoe.docx | 437.66 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 3 с углубленным изучением отдельных предметов
имени Героя Советского Союза В.И.Фадеева городского округа Самара
«Согласовано» на заседании методического объединения учителей иностранных языков Протокол № от « » _______ 2014 г. Председатель ____________________ /О.А.Комова/ | «Принято» на заседании Педагогического совета протокол № от « __ » _________ 2014г. | «Утверждено» Приказ № от « __ » _________ 2014 г. Директор _________________________ /И.Н.Коковина/ |
Рабочая программа
по обществоведению
среднего общего образования
для10- 11 классов
Составитель:
учитель Хлевная Н.А.,
Высшая квалификационная категория
«Согласовано»
Заместитель директора по УР
________________________/ В.П.Шульгина/
« __ » _________2014 г.
2014 год
Содержание программы
2.Общая характеристика учебного предмета
3.Описание места учебного предмета, курса в учебном плане
4.Требования к знаниям, умениям, навыкам обучающихся
5.Содержание учебного предмета
7.Календарно-тематическое планирование
8.Планируемые результаты изучения обществознания
9.Критерии и нормы оценки результатов освоения программы
10.Учебно - методическое обеспечение и материально - техническое обеспечение образовательного процесса
1.Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования, а также программы Обществоведение.10- 11 классы. Профильный уровень под редакцией Л. Н. Боголюбова, А. Ю. Лазебниковой. – М.: Просвещение, 2010 год. Программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта. Содержание среднего (полного) обществоведческого образования на профильном уровне представляет собой комплекс знаний, отражающих основные объекты изучения: общество в целом, социальные отношения, политика, духовно - нравственная сфера. Все означенные компоненты содержания взаимосвязаны, как связаны и взаимодействуют друг с другом изучаемые объекты. В данном курсе представлены основы важнейших социальных наук: философии, социологии, политологии, социальной психологии.
Данная программа выполняет две основные функции:
Информационно-методическая функция позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся средствами данного учебного предмета.
Организационно-планирующая функция предусматривает выделение этапов обучения, структурирование учебного материала, определение его количественных и качественных характеристик на каждом из этапов, в том числе для содержательного наполнения промежуточной аттестации учащихся.
Изучение обществоведения в старшей школе на профильном уровне направлено на достижение следующих целей:
- Развитие личности в период ранней юности, ее духовно-нравственной,
политической и правовой культуры, экономического образа мышления, социального поведения, основанного на уважении закона и правопорядка, способности к личному самоопределению и самореализации; интереса к изучению социальных и гуманитарных дисциплин;
- Воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности,
правового самосознания, толерантности, приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;
- освоение системы знаний об экономической и иных видах деятельности
людей, об обществе, его сферах, правовом регулировании общественных отношений, необходимых для взаимодействия с социальной средой и выполнения типичных социальных ролей человека и гражданина, для последующего изучения социально-экономических и гуманитарных дисциплин в учреждениях системы среднего и высшего профессионального образования или для самообразования;
- овладение умениями получать и критически осмысливать социальную
информацию, анализировать, систематизировать полученные данные; освоение способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых для участия в жизни гражданского общества и государства;
- формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения
типичных задач в области социальных отношений; гражданской и общественной деятельности, межличностных отношений, отношений между людьми различных национальностей и вероисповеданий, в семейно-бытовой сфере; для соотнесения своих действий и действий других людей с нормами поведения, установленными законом; содействия правовыми способами и средствами защите правопорядка в обществе.
Цели курса вносят существенный вклад в реализацию целей социально-гуманитарного образования на современном этапе развития общества и школы:
- содействие самоопределению личности, созданию условий для ее реализации;
- формирование человека-гражданина, интегрированного в современную действительность и нацеленного на ее совершенствование, ориентированного на развитие гражданского общества и утверждение правового государства;
- воспитание гражданственности и любви к Родине;
- создание у учащихся целостных представлений о жизни общества и человека в нем, адекватных современному уровню научных знаний;
- выработка основ нравственной, правовой, экономической, политической, экологической культуры;
- интеграция личности в систему национальных и мировой культур;
- содействие взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народами, различными расовыми, национальными, этническими, религиозными и социальными группами;
- помощь в реализации права учащихся на свободный выбор взглядов и убеждений с учетом многообразия мировоззренческих подходов;
- ориентация учащихся на гуманистические и демократические ценности.
Основные цели курса определены, исходя из современных требований к гуманитарному образованию учащихся полной средней школы:
- способствовать формированию гражданско-правового мышления школьников,
- развитию свободно и творчески мыслящей личности;
- передать учащимся сумму систематических знаний по обществознанию,
- обладание которыми поможет им свободно ориентироваться в современном мире;
- формировать у учащихся представление о целостности окружающего мира при
- его территориальном многообразии, сложных проблемах, встающих перед человечеством, имеющих свои специфические особенности в разных странах;
- развить у школьника словесно – логическое и образное мышление;
- способствовать формированию гражданско-правовой грамотности.
- помочь учащимся разобраться в многообразии общественных отношений, в
- себе, в других людях;- помочь выработать собственную жизненную позицию.
В основу содержания курса положены следующие принципы:
- соответствие требованиям современного школьного гуманитарного
образования, в том числе концепции модернизации образования;
- структурирование заданий учащимся применительно к новому
познавательному этапу их учебной деятельности;
- формирование у учащихся умения работать с различными источниками,
способности выработки собственных позиций по рассматриваемым проблемам, получение опыта оценочной деятельности общественных явлений.
2.Общая характеристика учебного предмета
Обоснованность создания рабочей программы: обществоведения является важнейшим предметом в образовательном процессе, без которого невозможно существование и развитие человеческого общества. Происходящие сегодня изменения в общественных отношениях, средствах коммуникации (использование новых информационных технологий) требуют повышения коммуникативной компетенции школьников, совершенствования их подготовки.
Срок реализации рабочей учебной программы – два учебных года.
Уровень обучения: углубленный.
Цели и задачи
Изучение обществоведения в старшей школе направлено на достижение следующих целей:
В направлении личностного развития:
- развитие личности в период ранней юности, ее духовно-нравственной, политической
и правовой культуры, экономического образа мышления, социального поведения, основанного на уважении закона и правопорядка, способности к личному самоопределению и самореализации; интереса к изучению социальных и гуманитарных дисциплин;
- воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, правового
самосознания, толерантности, приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации.
В метапредметном направлении:
- освоение системы знаний об экономической и иных видах деятельности людей, об
обществе, его сферах, правовом регулировании общественных отношений, необходимых для взаимодействия с социальной средой и выполнения типичных социальных ролей человека и гражданина, для последующего изучения социально-экономических и гуманитарных дисциплин в учреждениях системы среднего и высшего профессионального образования или для самообразования;
- формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения
типичных задач в области социальных отношений; гражданской и общественной деятельности, межличностных отношений, отношений между людьми различных национальностей и вероисповеданий, в семейно-бытовой сфере; для соотнесения своих действий и действий других людей с нормами поведения, установленными законом; содействия правовыми способами и средствами защите правопорядка в обществе.
В предметном направлении:
- овладение умениями получать и критически осмысливать социальную информацию, анализировать, систематизировать полученные данные; освоение способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых для участия в жизни гражданского общества и государства;
- Создание фундамента для математического развития, формирования механизмов мышления, характерных для математической деятельности.
Задачи изучения предмета:
- содействие самоопределению личности, созданию условий для ее реализации;
- формирование человека-гражданина, интегрированного в современную действительность и нацеленного на ее совершенствование, ориентированного на развитие гражданского общества и утверждение правового государства;
- воспитание гражданственности и любви к Родине;
- создание у учащихся целостных представлений о жизни общества и человека в нем, адекватных современному уровню научных знаний;
- выработка основ нравственной, правовой, экономической, политической, экологической культуры;
- интеграция личности в систему национальных и мировой культур;
- содействие взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народами, различными расовыми, национальными, этническими, религиозными и социальными группами;
- помощь в реализации права учащихся на свободный выбор взглядов и убеждений с учетом многообразия мировоззренческих подходов;
- ориентация учащихся на гуманистические и демократические ценности.
Курс обществоведения 10-11 классов включает основные содержательные линии:
- Социально-гуманитарные знания и профессиональная деятельность;
- Общество и человек;
- Деятельность как способ существования людей;
- Сознание и познание;
- Личность. Межличностные отношения;
- Социальное развитие современного общества;
- Политическая жизнь современного общества;
- Духовная культура;
- Современный этап мирового развития.
Содержание среднего общего образования по «Обществоведению» представляет собой комплекс знаний, отражающих основные объекты изучения: общество в целом, человек в обществе, познание, экономическая сфера, социальные отношения, политика, духовно-нравственная сфера, право. Все обозначенные компоненты содержания взаимосвязаны, как связаны и взаимодействуют друг сдругом изучаемые объекты. Помимо знаний, в содержание курса входят: социальные навыки, умения, ключевые компетентности, совокупность моральных норм и принципов поведения людей по отношению к обществу и другим людям; правовые нормы, регулирующие отношения людей во всех областях жизни общества; система гуманистических и демократических ценностей.
Содержание курса уровне обеспечивает преемственность по отношению к основной школе путем углубленного изучения некоторых социальных объектов, рассмотренных ранее. Наряду с этим, вводятся ряд новых, более сложных вопросов, понимание которых необходимо современному человеку.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- успешного выполнения типичных социальных ролей; сознательного взаимодействия с
различными социальными институтами;
- совершенствования собственной познавательной деятельности;
- критического восприятия информации, получаемой в межличностном общении и в массовой коммуникации;
- осуществления самостоятельного поиска, анализа и использования собранной
социальной информации;
- решения практических жизненных проблем, возникающих в социальной
деятельности;
- ориентировки в актуальных общественных событиях, определения личной
гражданской позиции;
- предвидения возможных последствий определенных социальных действий;
- оценки происходящих событий и поведения людей с точки зрения морали и права;
- реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения
гражданских обязанностей;
- осуществления конструктивного взаимодействия людей с разными убеждениями, культурными ценностями и социальным положением.
3.Описание места учебного предмета, курса в учебном плане
Рабочая программа рассчитана на 204 часа, 3 часа в неделю.
На изучение обществоведения в 10 классах на профильном уровне в МБОУ СОШ №3 отводится 3 ч в неделю, 102 часа в год. В соответствии с положением «О формах, периодичности, порядке текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся». За курс 10 класса предусмотрено 3 контрольные работы, включая итоговую контрольную работу. В процессе изучения тем курса учитель осуществляет промежуточный контроль по отдельным темам в форме срезовых тематических работ и тестирований.
На изучение обществоведения в 11 классах на профильном уровне в МБОУ СОШ №3 отводится 3 ч в неделю, 102 часа в год. В соответствии с положением «О формах, периодичности, порядке текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся». За курс 11 класса предусмотрено 5 контрольных работ, включая итоговую контрольную работу. В процессе изучения тем курса учитель осуществляет промежуточный контроль по отдельным темам в форме срезовых тематических работ и тестирований, используя тесты ЕГЭ.
Межпредметные и межкурсовые связи: математика – тема: «Пропорции», «Среднее арифметическое», история – тема: «Летоисчисление», биология – тема: «Человек, как биологическое существо», «Биологическое и социальное в человек», право – тема: «Отрасли права», «Конвенция о правах человека», «Конституция РФ».
4.Требования к знаниям, умениям, навыкам обучающихся
В результате изучения обществоведения на профильном уровне ученик 10 класса должен:
Знать/понимать:
- социальные свойства человека, его место в системе общественных отношений;
- закономерности развития общества как сложной самоорганизующейся системы;
- основные социальные институты и процессы;
- различные подходы к исследованию проблем человека и общества;
- особенности различных общественных наук, основные пути и способы социального и
гуманитарного познания.
Уметь:
- характеризовать с научных позиций основные социальные объекты (факты, явления,
процессы, институты), их место и значение в жизни общества как целостной системы; проблемы человека в современном обществе;
- осуществлять комплексный поиск, систематизацию и интерпретацию
социальной информации по определенной теме из оригинальных неадаптированных текстов (философских, научных, правовых, политических, публицистических);
- анализировать и классифицировать социальную информацию, представленную в
различных знаковых системах (текст, схема, таблица, диаграмма, аудиовизуальный ряд); переводить ее из одной знаковой системы в другую;
- сравнивать социальные объекты, выявляя их общие черты и различия; устанавливать
соответствия между существенными чертами и признаками социальных явлений и обществоведческими терминами, понятиями; сопоставлять различные научные подходы; различать в социальной информации факты и мнения, аргументы и выводы;
- объяснять: внутренние и внешние связи (причинно-следственные и
функциональные) изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, общества и природы, общества и культуры, подсистем и структурных элементов социальной системы, социальных качеств человека);
- раскрывать на примерах важнейшие теоретические положения и понятия социально-
экономических и гуманитарных наук;
- участвовать в дискуссиях по актуальным социальным проблемам;
- формулировать на основе приобретенных социально-гуманитарных знаний
собственные суждения и аргументы по определенным проблемам;
- оценивать различные суждения о социальных объектах с точки зрения общественных
наук;
- подготовить аннотацию, рецензию, реферат, творческую работу, устное
выступление;
- осуществлять индивидуальные и групповые учебные исследования по социальной
проблематике;
- применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения
познавательных и практических задач, отражающих актуальные проблемы жизни человека и общества.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- эффективного выполнения типичных социальных ролей;
- сознательного взаимодействия с социальными институтами
- ориентировки в актуальных общественных событиях и процессах; выработки собственной гражданской позиции,
- оценки общественных изменений с точки зрения демократических и гуманистических ценностей, лежащих в основе Конституции Российской Федерации;
- самостоятельного поиска социальной информации, необходимой для принятия собственных решений; критического восприятия информации, получаемой в межличностном общении и в массовой коммуникации;
- нравственной оценки социального поведения людей;
- предвидения возможных последствий определенных социальных действий субъектов общественных отношений;
- ориентации в социальных и гуманитарных науках, их последующего изучения в учреждениях среднего и высшего профессионального образования;
- осуществления конструктивного взаимодействия людей с разными убеждениями, культурными ценностями и социальным положением.
В результате изучения обществоведения на профильном уровне ученик 11 класса должен:
Знать/понимать:
- биосоциальную сущность человека, основные этапы и факторы социализации личности, место и роль человека в системе общественных отношений;
- тенденции развития общества в целом как сложной динамичной системы, а также важнейших социальных институтов;
- необходимость регулирования общественных отношений, сущность социальных норм, механизмы правового регулирования;
- особенности социально-гуманитарного познания.
Уметь:
- характеризовать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки, закономерности развития;
- анализировать актуальную информацию о социальных объектах, выявляя их общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками изученных социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями;
- объяснять: причинно-следственные и функциональные связи изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, важнейших социальных институтов, общества и природной среды, общества и культуры, взаимосвязи подсистем и элементов общества);
- раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия социально-экономических и гуманитарных наук;
- осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах (текст, схема, таблица, диаграмма, аудиовизуальный ряд);
- извлекать из неадаптированных оригинальных текстов (правовых, научно-популярных, публицистических и др.) знания по заданным темам;
- систематизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную социальную информацию; различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы;
- оценивать действия субъектов социальной жизни, включая личности, группы, организации, с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;
- формулировать на основе приобретенных обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам;
- подготовить устное выступление, творческую работу по социальной проблематике;
- применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- успешного выполнения типичных социальных ролей; сознательного взаимодействия с различными социальными институтами;
- совершенствования собственной познавательной деятельности;
- критического восприятия информации, получаемой в межличностном общении и в массовой коммуникации; осуществления самостоятельного поиска, анализа и использования собранной социальной информации.
- решения практических жизненных проблем, возникающих в социальной деятельности;
- ориентировки в актуальных общественных событиях, определения личной гражданской позиции;
- предвидения возможных последствий определенных социальных действий;
- оценки происходящих событий и поведения людей с точки зрения морали и права;
- реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей;
- осуществления конструктивного взаимодействия людей с разными убеждениями, культурными ценностями и социальным положением.
5.Содержание учебного предмета
Социально-гуманитарные знания и профессиональная деятельность (16 часов)
Естественно-научные и социально-гуманитарные знания, их общие черты и отличия. Социальные науки и их классификация. Место философии в системе обществознания. Философия и наука. Социология, политология, социальная психология как общественные науки. Основные этапы развития социально-гуманитарного знания. Древние мыслители о мире и человеке. Взгляды на общество и человека в индустриальную эпоху.
Общественная мысль России. Философские искания XIX в. Русская философская мысль начала XX в. Профессиональная деятельность в сфере социально-гуманитарного знания. Потребности современного общества в специалистах социально-гуманитарного профиля. Основные профессии социально-гуманитарного профиля. Профессиональные образовательные учреждения.
Общество и человек (25 часов)
Происхождение человека и становление общества. Человечество как результат биологической и социокультурной эволюции. Сущность человека как проблема философии. Социальная сущность деятельности. Мышление и деятельность. Соотношение мышления и языка. Общество, социальные взаимодействия и общественные отношения. Общество как форма совместной жизнедеятельности людей. Отличия общества от социума. Социум как особенная часть мира. Системное строение общества. Социальная система, ее подсистемы и элементы. Социальная система и ее среда.
Типология обществ. Уровни рассмотрения общества: социально-философский, историко-типологический, социально-конкретный. Восток и Запад. Цивилизационное развитие общества. Типология цивилизаций.
Смысл и направленность общественного развития. Формации и цивилизации. Цивилизация и культура. Понятие культуры.
Исторический процесс и его участники. Типы социальной динамики. Факторы изменения социума. Общественный прогресс. Многообразие и неравномерность процессов общественного развития. Свобода и необходимость в человеческой деятельности. Свобода и произвол. Свобода и ответственность. Свобода выбора.
Деятельность как способ существования людей (12 часов)
Многообразие деятельности. Потребности и интересы. Типология деятельности. Природа творческой деятельности.
Деятельность в сфере духовной культуры. Сохранение и распространение духовных ценностей. Освоение ценностей духовной культуры.
Трудовая деятельность. Социология труда. Социальное партнерство и перспективы его развития в России. Политическая деятельность. Власть и политика. Типология властных отношений. Легитимность власти.
Добавлены темы: «Виды деятельности», «Духовная жизнь общества», «Человеческий фактор производства», «Социальное партнерство», «Повторительно-обобщающий урок: «Деятельность как способ существования людей».
Сознание и познание (17часов)
Онтология и теория познания. Проблема познаваемости мира. Понятие об агностицизме. Познавательная деятельность. Чувственное и рациональное познание.
Истина и ее критерии. Понятие научной истины. Относительность истины. Истина и заблуждение. Виды и уровни человеческих знаний. Мифологическое и рационально-логическое знание. Жизненный опыт и здравый смысл. Научное познание. Основные особенности методологии научного мышления. Дифференциация и интеграция научного знания. Социальное познание, его особенности. Современные проблемы социальных и гуманитарных наук. Знание и сознание. Общественное и индивидуальное сознание. Теоретическое и обыденное сознание. Самопознание и самооценка. Самосознание и его роль в развитии личности. Трудности познания человеком самого себя.
Добавлены темы: «Познание как деятельность», «Критерии истины», «Истина и заблуждения», «Народная мудрость и здравый смысл», «Социальные науки», «Самопознание и развитие личности», «Повторительно-обобщающий урок: «Сознание и познание».
Личность. Межличностные отношения (32 часа)
Индивид, индивидуальность, личность. Структура личности. Устойчивость и изменчивость личности. Периодизация развития личности. Понятие возраста в психологии. Становление личности. Направленность личности. Социальная установка. Ценностные ориентации, убеждения. Социальная принадлежность и социальная позиция. Социальное поведение. Общение как обмен информацией. Средства межличностной коммуникации. Вербальное и невербальное общение. Особенности общения в информационном обществе. Общение как межличностное взаимодействие. Типы взаимодействия: кооперация и конкуренция. Общение в юношеском возрасте. Общение как взаимопонимание. Механизмы взаимовосприятия в процессе общения. Идентификация в межличностном общении. Эмпатия. Эффекты и стереотипы межличностного восприятия. Малые группы. Группы условные. Референтная группа. Межличностные отношения в группах. Интеграция в группах разного уровня развития.
Межличностная совместимость. Групповая сплоченность. Дружеские отношения. Конформность, нонконформность, самоопределение личности. Групповая дифференциация. Взаимоотношения в ученических группах. Стиль лидерства. Семья как малая группа. Психология семейных взаимоотношений. Тендерное поведение. Воспитание в семье. Антисоциальные группы. «Дедовщина» и другие формы насилия в группе. Особая опасность криминальных групп. Конфликт. Проблема межличностного конфликта. Структура, функции, динамика конфликта. Пути конструктивного разрешения конфликта.
Добавлены темы: «Возраст и становление личности», «Жизненные цели», «Как разрешать конфликты».
11класс
Социальное развитие современного общества (28 часов)
Социальная структура и социальные отношения. Социальные группы, их классификация. Маргинальные группы. Социальные институты. Типы и функции социальных институтов. Социальная инфраструктура. Социальная стратификация и мобильность. Роль экономики в жизни общества. Экономические институты. Влияние экономики на социальную структуру. Качество и уровень жизни. Экономика и политика. Экономика и культура.
Социальные статусы и роли. Ролевое поведение. Ролевой набор. Ролевой конфликт. Социальные роли в юношеском возрасте.
Социальные ценности и нормы. Мораль. Право. Роль права в жизни общества. Правовая культура. Социализация индивида.
Отклоняющееся поведение и социальный контроль. Формы и проявления отклоняющегося поведения. Социальные последствия отклоняющегося поведения.
Социальное сотрудничество. Социальные интересы. Социальный конфликт и пути его разрешения.
Этнос и нация. Этническое многообразие современного мира. Этнокультурные традиции и ценности. Ментальные особенности этноса.
Межнациональное сотрудничество и конфликты. Проблемы регулирования межнациональных отношений. Конституционные основы национальной политики России,
Демографическая ситуация в России и в мире. Демографическая политика в России.
Семья и брак как социальные институты. Традиционные семейные ценности. Тенденции развития семьи в современном мире. Проблема неполных семей. Государственная политика поддержки семьи.
Культура бытовых отношений. Социально-бытовые интересы. Материально-вещественная среда обитания человека. Молодежь как социальная группа. Особенности молодежной субкультуры. Проблемы молодежи в современной России.
Тенденции развития социальных отношений в России. Социальные проблемы современной России. Конституционные основы социальной политики РФ.
Политическая жизнь современного общества (34 часа)
Политическая система, ее структура и функции. Политический режим. Типы политических режимов. Тоталитаризм и авторитаризм, их общие черты и отличия.
Государство в политической системе. Понятие бюрократии. Современная государственная служба, ее задачи. Основные направления политики государства.
Демократия, ее основные ценности и признаки. Проблемы современной демократии. Делегирование властных полномочий. Парламентаризм. Развитие традиций парламентской демократии в России.
Выборы в демократическом обществе. Избирательная система. Избирательная кампания. Избирательные технологии.
Человек в политической жизни. Политическое участие. Понятие политической культуры.
Гражданское общество и правовое государство. Основы гражданского общества. Общественный контроль за деятельностью институтов публичной власти.
Политическая идеология. Политическая психология и политическое поведение.
Политические партии и движения. Типология политических партий. Становление
многопартийности в России. Сетевые структуры в политике.
Политическое лидерство. Понятие и типология лидерства. Имидж политического лидера. Группы давления (лоббирование).
Политические элиты. Типология элит. Элита и контрэлита. Особенности формирования элит в современной России.
Истоки и опасность политического экстремизма. Политический терроризм, его особенности в современных условиях.
Политический конфликт. Причины политических конфликтов, пути их урегулирования.
Место и роль СМИ в политической жизни. Типы информации, распространяемой СМИ. Влияние СМИ на избирателя. Политический процесс, его формы. Развитие политических систем. Особенности политического процесса в современной России. Современный этап политического развития России.
Духовная культура (16 часов)
Понятие «духовная культура». Духовное развитие общества. Многообразие и диалог культур. Толерантность.
Духовная жизнь людей. Мировоззрение, его виды и формы. Менталитет. Высшие духовные ценности. Патриотизм. Гражданственность.
Мораль и нравственность. Нравственные ориентиры личности. Нравственная культура.
Социальная и личностная значимость образования. Тенденции развития образования в современном мире. Роль и значение непрерывного образования в информационном обществе.
Наука. Функции современной науки. Этика науки.
Роль религии в жизни общества. Религия как одна из форм культуры. Мировые религии. Принцип свободы совести. Религия в современном мире. Межконфессиональные отношения.
Искусство. Виды и жанры искусства. Миф и реальность современного искусства.
Массовая культура. СМИ и культура. Роль телевидения в культурной жизни общества.
Современный этап мирового развития (24 часа)
Многообразие современного мира. Особенности традиционного общества. Достижения и противоречия западной цивилизации. Кризис индустриальной цивилизации.
Целостность и противоречивость современного мира. Глобальные проблемы современности. Взаимосвязь глобальных проблем.
Глобализация и ее последствия. Процессы глобализации и становление единого человечества.
Взгляд в будущее. Социально-гуманитарные последствия перехода к информационной цивилизации.
6. Тематический план
№ п/п | Наименование разделов и тем | Количество часов | |
10 класс | 11 класс | ||
Социально-гуманитарные знания и профессиональная подготовка | 16 | ||
Общество и человек | 25 | ||
Деятельность как способ существования людей | 12 | ||
Сознание и познание | 17 | ||
Личность. Межличностные отношения | 32 | ||
Социальное развитие современного общества | 28 | ||
Политическая жизнь современного общества | 34 | ||
Духовная культура | 16 | ||
Современный этап мирового развития | 24 |
7.Календарно-тематическое планирование
10 класс
№ п/п | Тема | Кол-во часов | Дата проведения | ЦОР | Требования к ЗУН |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
Социально-гуманитарные знания и профессиональная подготовка - 16 часов | |||||
1 | Наука и философия | 1 | 1 неделя | http://www.prosv.ru/ebooks/Chelovek_i_obshestvo_2/3.html | Знать особенности различных общественных наук, отличия общественных наук от естественных наук. Уметь классифицировать группы социально-гуманитарных наук |
2 | Структура философии | 1 | 1 неделя | ||
3 | Стартовая диагностическая работа на тему: «Общество как динамичная система» | 1 | 1 неделя | http://www.prosv.ru/ebooks/Chelovek_i_obshestvo_2/3.html | |
4 | Человек и общество в ранних мифах. Анализ стартовой диагностической работы на тему: «Общество как динамичная система» | 1 | 2 неделя | http://www.prosv.ru/ebooks/Chelovek_i_obshestvo_2/3.html | |
5 | Первые философские учения | 1 | 2 неделя | http://www.prosv.ru/ebooks/Chelovek_i_obshestvo_2/3.html | |
6 | Философские искания XIX в. Русская философская мысль начала XXв. | 1 | 2 неделя | http://www.prosv.ru/ebooks/Chelovek_i_obshestvo_2/3.html | |
7 | Философия и общественные науки в Новое, и Новейшее время | 1 | 3 неделя | http://www.prosv.ru/ebooks/Chelovek_i_obshestvo_2/3.html | |
8 | Взгляды на общество и человека в индустриальную эпоху. | 1 | 3 неделя | http://www.prosv.ru/ebooks/Chelovek_i_obshestvo_2/3.html | |
9 | Общественная мысль России. Философские искания XIX в | 1 | 3 неделя | http://www.prosv.ru/ebooks/Chelovek_i_obshestvo_2/3.html | |
10 | Из истории русской философской мысли | 1 | 4 неделя | ||
11 | Специфика философского знания | 1 | 4 неделя | http://www.prosv.ru/ebooks/Chelovek_i_obshestvo_2/2.htm | |
12 | Потребности современного общества в специалистах социально-гуманитарного профиля. | 1 | 4 неделя | ||
13 | Мотивы выбора профессии | 1 | 5 неделя | http://www.prosv.ru/ebooks/Chelovek_i_obshestvo_2/2.htm | |
14 | Деятельность в социально-гуманитарной сфере. | 1 | 5 неделя | ||
15 | Профессиональный выбор. | 1 | 5 неделя | ||
16 | Социально-гуманитарные знания и профессиональная деятельность | 1 | 6 неделя | ||
Общество и человек – 25 часов | |||||
17 | Происхождение человека и становление общества | 1 | 6 неделя | http://www.prosv.ru/ebooks/Chelovek_i_obshestvo_2/2.htm | Знатьи характеризовать общество, социальные взаимодействия и общественные отношения; разбираться отличиях общества от социума. Уметь работать в группе, выступать публично, формулировать на основе приобретенных социально-гуманитарных знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам |
18 | Человечество как результат биологической и социокультурной эволюции | 1 | 6 неделя | http://www.prosv.ru/ebooks/Chelovek_i_obshestvo_2/2.htm | |
19 | Сущность человека как проблема философии | 1 | 7 неделя | http://www.prosv.ru/ebooks/Chelovek_i_obshestvo_2/2.htm | |
20 | Социальная сущность деятельности. | 1 | 7 неделя | http://www.prosv.ru/ebooks/Chelovek_i_obshestvo_2/2.htm | |
21 | Мышление и деятельность. Соотношение мышления и языка. | 1 | 7 неделя | http://www.prosv.ru/ebooks/Chelovek_i_obshestvo_2/2.htm | |
22 | Общество и общественные отношения | 1 | 8 неделя | http://www.prosv.ru/ebooks/Chelovek_i_obshestvo_2/2.htm | |
23 | Общество, социальные взаимодействия и общественные отношения | 1 | 8 неделя | http://www.prosv.ru/ebooks/Chelovek_i_obshestvo_2/2.htm | |
24 | Контрольная работа по теме: «Социальные и гуманитарные знания» | 1 | 8 неделя | http://www.prosv.ru/ebooks/Chelovek_i_obshestvo_2/2.htm | |
25 | Общество как форма совместной жизнедеятельности людей. | 1 | 9 неделя | http://www.prosv.ru/ebooks/Chelovek_i_obshestvo_2/2.htm | |
25 | Общество как развивающаяся система Анализ контрольной работы на тему: «Социальные и гуманитарные знания» | 1 | 9 неделя | http://www.prosv.ru/ebooks/Chelovek_i_obshestvo_2/2.htm | |
27 | Типология обществ | 1 | 9неделя | http://www.prosv.ru/ebooks/Chelovek_i_obshestvo_2/2.htm | |
28 | Уровни рассмотрения общества: социально-философский, историко-типологический, социально-конкретный. Восток и Запад | 1 | 10 неделя | http://www.prosv.ru/ebooks/Chelovek_i_obshestvo_2/2.htm | |
29 | Цивилизационное развитие общества. Типология цивилизаций. | 1 | 10 неделя | http://www.prosv.ru/ebooks/Chelovek_i_obshestvo_2/2.htm | |
30 | Историческое развитие человечества: поиски социальной макро-теории | 1 | 10 неделя | ||
31 | Смысл и направленность общественного развития | 1 | 11 неделя | http://www.prosv.ru/ebooks/Chelovek_i_obshestvo_2/2.htm | |
32 | Формации и цивилизации. Цивилизация и культура. | 1 | 11 неделя | http://www.prosv.ru/ebooks/Chelovek_i_obshestvo_2/2.htm | |
33 | Понятие культуры | 1 | 11 неделя | http://www.prosv.ru/ebooks/Chelovek_i_obshestvo_2/2.htm | |
34 | Исторический процесс и его участники. | 1 | 12 неделя | http://www.prosv.ru/ebooks/Chelovek_i_obshestvo_2/2.htm | |
35 | Типы социальной динамики. | 1 | 12 неделя | http://www.prosv.ru/ebooks/Chelovek_i_obshestvo_2/2.htm | |
36 | Факторы изменения социума. Общественный прогресс | 1 | 12 неделя | ||
37 | Проблема общественного прогресса | 1 | 13неделя | ||
38 | Свобода в деятельности человека | 1 | 13неделя | ||
39 | Свобода и необходимость в человеческой деятельности | 1 | 13неделя | ||
40 | Свобода и произвол. Свобода и ответственность. Свобода выбора. | 1 | 14 неделя | ||
41 | Общество и человек | 1 | 14 неделя | ||
Деятельность как способ существования людей - 12 часов | |||||
42 | Деятельность людей и ее многообразие (урок-исследование) | 1 | 14 неделя | http://www.prosv.ru/ebooks/Chelovek_i_obshestvo_2/2.htm | Знать и характеризовать деятельность в сфере духовной культуры, объяснять процесс сохранения, распространение и освоение духовных ценностей. Уметь осуществлять комплексный поиск, систематизацию социальной информации по теме, сравнивать, анализировать, делать выводы, рационально решать познавательные и проблемные задания, объяснять сущность социального Знать и характеризовать политическую деятельность, сопоставлять понятия «власть» и «политика», анализировать типологию властных отношений |
43 | Многообразие деятельности. Потребности и интересы. | 1 | 15 неделя | ||
44 | Содержание и формы духовной деятельности | 1 | 15 неделя | ||
45 | Сохранение и распространение духовных ценностей | 1 | 15 неделя | ||
46 | Освоение ценностей духовной культуры | 1 | 16 неделя | ||
47 | Трудовая деятельность | 1 | 16 неделя | ||
48 | Контрольная работа по теме: «Деятельность как способ существования людей» | 1 | 16 неделя | ||
49 | Фирмы занятости людей. Анализ контрольной работы по теме: «Деятельность как способ существования людей» | 1 | 17 неделя | http://www.prosv.ru/ebooks/Chelovek_i_obshestvo_2/2.htm | |
1 Полугодие: 48ч | |||||
50 | Политическая деятельность Власть и политика. | 1 | 17 неделя | Уметь участвовать в дискуссии, работать с документами; работать в группе, выступать публично; формулировать на основе приобретенных социально-гуманитарных знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам Уметь формулировать собственные суждения и аргументы по теме | |
51 | Типология властных отношений. | 1 | 17 неделя | ||
52 | Легитимность власти. | 1 | 18 неделя | ||
53 | Деятельность как способ существования людей | 1 | 18 неделя | ||
Сознание и познание – 17 часов | |||||
54 | Проблемы познаваемости мира | 1 | 18 неделя | Знать и характеризовать сущность и особенности научного познания, познакомиться с основными особенностями методологии научного мышления, методами научного познания. Уметь работать с документами; работать в группе, выступать публично, участвовать в дискуссии, формулировать на основе приобретенных социально-гуманитарных знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам | |
55 | Онтология и теория познания | 1 | 19 неделя | ||
56 | Истина и ее критерии | 1 | 19 неделя | ttp://www.prosv.ru/ebooks/Chelovek_i_obshestvo_2/3.html | |
57 | Понятие научной истины. Относительность истины | 1 | 19 неделя | ||
58 | Многообразие путей познания мира | 1 | 20 неделя | ||
59 | Виды и уровни человеческих знаний.. | 1 | 20 неделя | ||
60 | Мифологическое и рационально-логическое знание | 1 | 20 неделя | ||
61 | Научное познание | 1 | 21 неделя | ||
62 | Основные особенности методологии научного мышления. | 1 | 21 неделя | ||
63 | Социальное познание, его особенности. | 1 | 21 неделя | http://www.prosv.ru/ebooks/Chelovek_i_obshestvo_2/2.htm | |
64 | Современные проблемы социальных и гуманитарных наук | 1 | 22 неделя | ||
65 | Знание и сознание | 1 | 22 неделя | ||
66 | Народная мудрость и здравый смысл | 1 | 22неделя | ||
67 | Самопознание и развитие личности | 1 | 23 неделя | ||
68 | Самопознание и самооценка | 1 | 23 неделя | ||
69 | Трудности познания человеком самого себя. | 1 | 23 неделя | ||
70 | Сознание и подсознание | 1 | 24 неделя | ||
Личность. Межличностные отношения – 32 час | |||||
71 | Индивид, индивидуальность, личность | 1 | 24 неделя | Знать и характеризовать существенные черты индивида, индивидуальности, личности, объяснять структуру личности, показать процессы устойчивости и изменчивости личности. Уметь раскрывать на примерах важнейшие теоретические положения и понятия философских наук; объяснять причинно-следственные связи изучаемых социальных объектов | |
72 | Структура личности. Устойчивость и изменчивость личности. | 1 | 24 неделя | ||
73 | Периодизация развития личности. | 1 | 25 неделя | http://www.prosv.ru/ebooks/Chelovek_i_obshestvo_2/2.htm | |
74 | Возраст и становление личности | 1 | 25неделя | ||
75 | Становление личности. | 1 | 25 неделя | ||
76 | Направленность личности | 1 | 26 неделя | ||
77 | Социальная установка. | 1 | 26неделя | ||
78 | Ценностные ориентации, убеждения. Социальная принадлежность и социальная позиция. | 1 | 26неделя | ||
79 | Общение как обмен информацией | 1 | 27 неделя | ||
80 | Средства межличностной коммуникации. Вербальное и невербальное общение. | 1 | 27 неделя | ||
81 | Особенности общения в информационном обществе.. | 1 | 27 неделя | ||
82 | Общение как межличностное взаимодействие | 1 | 28 неделя | http://www.prosv.ru/ebooks/Chelovek_i_obshestvo_2/2.htm | |
83 | Механизмы взаимовосприятия в процессе общения | 1 | 28неделя | ||
84 | Идентификация в межличностном общении | 1 | 28неделя | ||
85 | Общение как понимание | 1 | 29 неделя | ||
86 | Общение в юношеском возрасте. | 1 | 29 неделя | ||
87 | Механизмы взаимовосприятия в процессе общения. | 1 | 29 неделя | ||
88- | Малые группы | 1 | 30неделя | ||
89 | Группы условные. Референтная группа. | 1 | 30 неделя | ||
90 | Групповая сплоченность и конформное поведение | 1 | 30 неделя | ||
91 | Контрольная работа на тему: «Личность. Межличностные отношения» | 1 | 31неделя | http://www.prosv.ru/ebooks/Chelovek_i_obshestvo_2/2.htm | |
92 | Групповая дифференциация и лидерство | 1 | 31неделя | ||
93 | Дружеские отношения. Конформность, нонконформность, самоопределение личности. | 1 | 31неделя | ||
94 | Семья как малая группа | 1 | 32 неделя | http://www.prosv.ru/ebooks/Chelovek_i_obshestvo_2/2.htm | |
95 | Психология семейных взаимоотношений | 1 | 32 неделя | ||
96 | Тендерное поведение. Воспитание в семье.. | 1 | 32 неделя | ||
97 | Антисоциальные и криминальные молодежные группы | 1 | 33 неделя | ||
98 | «Дедовщина» и другие формы насилия в группе. | 1 | 33 неделя | ||
99 | Конфликт в межличностных отношениях | 1 | 33 неделя | ||
100 | Структура, функции, динамика конфликта | 1 | 34 неделя | ||
101 | Конфликты в межличностных отношениях. | 1 | 34 неделя | http://www.prosv.ru/ebooks/Chelovek_i_obshestvo_2/2.htm | |
102 | Личность. Межличностные отношения | 1 | 34 неделя | ||
2 Полугодие: 54ч. Уч. Год: 102ч. |
11 класс
№ п/п | Тема | Кол-во часов | Дата проведения | ЦОР | Требования к ЗУН |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
Социальное развитие современного общества (28 ч.) | |||||
1 | Социальная структура. | 1 | 1 неделя | http://www.prosv.ru/ebooks/Chelovek_i_obshestvo_2/3.html | Знать, что свободное общество- одна из основных ценностей современного мира. Анализировать различные трактовки свободного общества. Уметь работать с учебником и дополнительной литературой. Уметь характеризовать электоральное поведение, протестное и экстремальное. Знатьи характеризовать общество, социальные взаимодействия и общественные отношения; разбираться отличиях общества от социума. Уметь работать в группе, выступать публично, формулировать на основе приобретенных социально-гуманитарных знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам |
2 | Социальные отношения | 1 | 1 неделя | ||
3 | Тенденции в развитии социальных отношений | 1 | 1 неделя | ||
4 | Стартовая диагностическая работа «Личность. Межличностные отношения» | 1 | 2 неделя | ||
5 | Социальная инфраструктура. Анализ стартовой диагностической работы на тему: «Личность. Межличностные отношения» | 1 | 2 неделя | http://www.prosv.ru/ebooks/Chelovek_i_obshestvo_2/2.htm | |
6 | Социальные статусы и роли | 1 | 2 неделя | ||
7 | Ролевой набор. Ролевой конфликт. Социальные роли в юношеском возрасте. | 1 | 3 неделя | ||
8 | Социальные ценности и нормы | 1 | 3 неделя | ||
9 | Отклоняющееся поведение и социальный контроль | 1 | 3 неделя | http://www.prosv.ru/ebooks/Chelovek_i_obshestvo_2/2.htm | |
10 | Социальные интересы | 1 | 4 неделя | ||
11 | Формы социального взаимодействия | 1 | 4 неделя | http://www.prosv.ru/ebooks/Chelovek_i_obshestvo_2/2.htm | |
12 | Этническое многообразие | 1 | 4 неделя | ||
13 | Нация и национальность | 1 | 5 неделя | ||
14 | Межэтнические отношения | 1 | 5 неделя | ||
15 | Национальная политика | 1 | 5 неделя | ||
16 | Современная демографическая ситуация в России | 1 | 6 неделя | http://ege.yandex.ru/social/ | |
17 | Демографическая политика в России | 1 | 6 неделя | http://ege.yandex.ru/social/ | |
18 | Институт семьи и брака | 1 | 6 неделя | http://ege.yandex.ru/social/ | |
19 | Быт и бытовые отношения | 1 | 7 неделя | http://ege.yandex.ru/social/ | |
20 | Молодежь в современном обществе | 1 | 7 неделя | http://ege.yandex.ru/social/ | |
21 | Особенности молодежной субкультуры. Проблемы молодежи в современной России. | 1 | 7 неделя | ||
22 | Социальная структура Российского общества | 1 | 8 неделя | http://ege.yandex.ru/social/ | |
23 | Тенденции развития социальных отношений в России | 1 | 8 неделя | ||
24 | Социальные проблемы современной России. | 1 | 8 неделя | ||
25 | Социальные институты | 1 | 9 неделя | http://ege.yandex.ru/social/ | |
26 | Контрольная работа по теме: «Социальное развитие современного общества» | 1 | 9 неделя | ||
27 | Социальное развитие современного общества. Анализ контрольной работы по теме: «Социальное развитие современного общества» | 1 | 9 неделя | http://ege.yandex.ru/social/ | |
28 | Конституционные основы социальной политики РФ | 1 | 10 неделя | ||
Политическая жизнь современного общества (34 ч.) | |||||
1 | Политическая система общества | 1 | 10 неделя | http://www.prosv.ru/ebooks/Chelovek_i_obshestvo_2/2.htm | Уметь различать два уровня политического сознания. Характеризовать политические идеологии. Определять место СМИ в современной политической жизни. Знать, что такое политическое поведение. Чем различаются его формы. Уметь характеризовать электоральное поведение, протестное и экстремальное. Уметь регулировать политическое поведение. Знать, что такое политическая элита. Как она формируется. Уметь приводить примеры элиты 90 – х гг. Знать основные положения урока. Перечислять основные функции политического лидерства. Уметь сравнивать виды лидерства. |
2 | Политическая система, ее структура и функции. | 1 | 10 неделя | ||
3 | Политический режим | 1 | 11 неделя | http://www.prosv.ru/ebooks/Chelovek_i_obshestvo_2/2.htm | |
4 | Типы политических режимов. Тоталитаризм и авторитаризм, их общие черты и отличия | 1 | 11неделя | ||
5 | Демократия, ее основные ценности и признаки. | 1 | 11неделя | ||
6 | Проблемы современной демократии. Делегирование властных полномочий. Парламентаризм. | 1 | 12 неделя | ||
7 | Государство в политической системе Понятие бюрократии | 1 | 12 неделя | http://www.prosv.ru/ebooks/Chelovek_i_obshestvo_2/2.htm | |
8 | Современная государственная служба, ее задачи. Основные направления политики государства | 1 | 12 неделя | ||
9 | Правовое государство | 1 | 13 неделя | ||
10 | Выборы в демократическом обществе. | 13 неделя | |||
11 | Гражданское общество | 1 | 13 неделя | ||
12 | Роль СМИ в политической жизни | 1 | 14 неделя | ||
13 | Типы информации, распространяемой СМИ. Влияние СМИ на избирателя. | 1 | 14 неделя | ||
14- | Политическое сознание | 1 | 14 неделя | ||
15 | Политическая идеология. | 1 | 15 неделя | ||
16 | Политическое поведение | 1 | 15 неделя | http://ege.yandex.ru/social/ | |
17 | Политическая психология | 15 неделя | |||
18 | Политические партии и движение | 1 | 16 неделя | http://ege.yandex.ru/social/ | |
19 | Контрольная работа по теме: «Политическая жизнь современного общества» | 1 | 16 неделя | ||
20 | Лидеры в политической жизни. Анализ контрольной работы по теме: «Политическая жизнь современного общества» | 1 | 16 неделя | http://ege.yandex.ru/social/ | |
1 полугодие: 48 ч. | |||||
21 | Лидеры в политической жизни | 1 | 17 неделя | ||
22 | Выборы в демократическом обществе | 1 | 17 неделя | http://ege.yandex.ru/social/ | |
23 | Избирательная система. Избирательная кампания. Избирательные технологии. | 1 | 17 неделя | ||
24 | Человек в политической жизни | 1 | 18 неделя | http://ege.yandex.ru/social/ | |
25 | Политическое участие. Понятие политической культуры. | 1 | 18 неделя | ||
26 | Политический конфликт | 1 | 18 неделя | http://ege.yandex.ru/social/ | |
27 | Причины политических конфликтов, пути их урегулирования. | 1 | 19 неделя | ||
28 - | Политический процесс | 1 | 19 неделя | http://ege.yandex.ru/social/ | |
29 | Сетевые структуры в политике | 1 | 19 неделя | ||
30 -31 | Роль политического лидера в жизни общества | 1 | 20 неделя | http://ege.yandex.ru/social/ | |
31 | Имидж политического лидера. Группы давления (лоббирование | 1 | 20 неделя | ||
32- | Политическая жизнь современного общества | 1 | 20 неделя | ||
33 | Особенности политического процесса в современной России | 1 | 21 неделя | ||
34 | Современный этап политического развития России. | 1 | 21 неделя | ||
Духовная культура (16 ч.) | |||||
1 | Духовное развитие общества | 1 | 21 неделя | http://www.prosv.ru/ebooks/Chelovek_i_obshestvo_2/2.htm | Знать и характеризовать деятельность в сфере духовной культуры, объяснять процесс сохранения, распространение и освоение духовных ценностей. Уметь осуществлять комплексный поиск, систематизацию социальной информации по теме, сравнивать, анализировать, делать выводы, рационально решать познавательные и проблемные задания, объяснять сущность социального |
2 | Духовный мир личности | 1 | 22 неделя | ||
3 | Мировоззрение, его виды и формы | 1 | 22 неделя | ||
4 | Мораль и нравственность | 1 | 22 неделя | http://www.prosv.ru/ebooks/Chelovek_i_obshestvo_2/2.htm | |
5 | Функции науки | 1 | 23 неделя | ||
6 | Социальная и личностная значимость образования | 1 | 23 неделя | ||
7 | Тенденции развития образования в современном мире. | 1 | 23 неделя | ||
8 | Роль религии в жизни общества | 1 | 24 неделя | ||
9 | Место, искусство в духовной культуре | 1 | 24 неделя | ||
10 | Массовая культура | 1 | 24 неделя | ||
11 | СМИ и культура. Роль телевидения в культурной жизни общества. | 1 | 25 неделя | ||
12 | Элитарная культура | 1 | 25 неделя | http://ege.yandex.ru/social/ | |
13 | Контрольная работа по теме: «Духовная культура» | 1 | 25 неделя | ||
14 | Духовная культура и ее основные факторы. Анализ контрольной работы по теме: «Духовная культура» | 1 | 26 неделя | ||
15 | Искусство. Виды и жанры искусства. | 1 | 26 неделя | ||
16 | Миф и реальность современного искусства | 1 | 26 неделя | ||
Современный этап мирового развития (24 ч.) | |||||
1 | Многообразие современного мира | 1 | 27 неделя | Знать и характеризовать сущность и особенности научного познания, познакомиться с основными особенностями методологии научного мышления, методами научного познания. Уметь работать с документами; работать в группе, выступать публично, участвовать в дискуссии, формулировать на основе приобретенных социально-гуманитарных знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам | |
2 | Особенности традиционного общества. Достижения и противоречия западной цивилизации. Кризис индустриальной цивилизации. | 1 | 27 неделя | ||
3 | Глобализация и её последствия | 1 | 27 неделя | ||
4 | Процессы глобализации и становление единого человечества. | 1 | 28 неделя | ||
5 | Сетевые структуры современной, мировой политики | 1 | 28 неделя | ||
6 | Социально-гуманитарные последствия перехода к информационной цивилизации. | 1 | 28 неделя | ||
7 | Целостность и противоречивость современного мира | 1 | 29 неделя | ||
8 | Процессы глобализации и становление единого человечества. | 1 | 29 неделя | ||
9 | Глобальные проблемы современности. | 1 | 29 неделя | http://www.prosv.ru/ebooks/Chelovek_i_obshestvo_2/2.htm | |
10 | Взаимосвязь глобальных проблем. | 1 | 30 неделя | ||
11 | Контрольная работа по теме: «Современный этап мирового развития» | 1 | 30 неделя | ||
12 | Тенденции в развитии социальных отношений. Анализ контрольной работы по теме: «Современный этап мирового развития» | 1 | 30 неделя | ||
13 | Социальные группы | 1 | 31неделя | ||
14 | Социальные институты | 1 | 31 неделя | ||
15 | Агенты социализации | 1 | 31неделя | ||
16 | Деятельность и ее компоненты | 1 | 32 неделя | ||
17 | Формы культуры | 1 | 32 неделя | ||
18 | Мораль как форма общественного сознания | 1 | 32 неделя | ||
19 | Социальные нормы | 1 | 33 неделя | ||
20 | Классификация социальных норм. | 1 | 33 неделя | ||
21 | Девиантное и делинквентное поведение | 1 | 33 неделя | http://ege.yandex.ru/social/ | |
22 | Особенности девиантного поведения. | 34 неделя | |||
2 | Последствия делинкветного поведения. | 34 неделя | |||
24 | Роль мировоззрения в жизни общества | 1 | 34 неделя | ||
2 Полугодие: 54ч. Уч. год: 102ч. |
8.Планируемые результаты изучения обществознания
Выпускник научится:
Знать/понимать
- биосоциальную сущность человека, основные этапы и факторы социализации личности, место и роль человека в системе общественных отношений;
- тенденции развития общества в целом как сложной динамичной системы, а также важнейших социальных институтов;
- необходимость регулирования общественных отношений, сущность социальных норм, механизмы правового регулирования;
- особенности социально-гуманитарного познания.
Уметь:
- характеризовать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки, закономерности развития;
- анализировать актуальную информацию о социальных объектах, выявляя их общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками изученных социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями;
- объяснять: причинно-следственные и функциональные связи изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, важнейших социальных институтов, общества и природной среды, общества и культуры, взаимосвязи подсистем и элементов общества);
- раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия социально-экономических и гуманитарных наук;
- осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах (текст, схема, таблица, диаграмма, аудиовизуальный ряд); извлекать из неадаптированных оригинальных текстов( правовых, научно-популярных, публицистических и др. ) знания по заданным темам; систематизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную социальную информацию; различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы;
- оценивать действия субъектов социальной жизни, включая личности, группы, организации, с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;
- формулировать на основе приобретенных обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам;
- подготовить устное выступление, творческую работу по социальной проблематике;
- применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- успешного выполнения типичных социальных ролей; сознательного взаимодействия с различными социальными институтами;
- совершенствования собственной познавательной деятельности;
- критического восприятия информации, получаемой в межличностном общении и в массовой коммуникации;
- осуществления самостоятельного поиска, анализа и использования собранной социальной информации.
- решения практических жизненных проблем, возникающих в социальной деятельности;
- ориентировки в актуальных общественных событиях,
- определения личной гражданской позиции;
- предвидения возможных последствий определенных социальных действий;
- оценки происходящих событий и поведения людей с точки зрения морали и права,
- реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей;
- осуществления конструктивного взаимодействия людей с разными убеждениями, культурными ценностями и социальным положением.
9.Критерии и нормы оценки результатов освоения программы
Формы контроля: текущий и итоговый. Проводится в форме контрольных работ, рассчитанных на 45 минут, тестов и самостоятельных работ на 15 - 20 минут с дифференцированным оцениванием и устных ответов.
Текущий контроль проводится с целью проверки усвоения изучаемого и проверяемого программного материала; содержание определяются учителем с учетом степени сложности изучаемого материала, а также особенностей обучающихся класса. Итоговые контрольные работы проводятся:
- после изучения наиболее значимых тем программы,
- в конце учебного года.
Ставится оценка:
- «5» - за ответ, обнаруживающий осознанность знаний, их безошибочность, умение излагать материал в соответствии с требованиями логики и нормами литературной речи. Оценка «5» ставится за краткий, точный, правильный, глубокий ответ или за отличное исправление ошибочного ответа по сложной теме.
- «4» - при наличии неполноты ответа или одной – двух несущественных неточностей.
- «3» - за знание основных положений темы при значительной неполноте знаний, одной – двух ошибок
- «2» - за незнание большей части материала темы или основных ее вопросов
- «1» - при отказе от ответа или при полном незнании темы
Нормы оценки знаний за письменную работу учащихся по обществоведению.
Оценка «5» ставится, если ученик:
- выполнил работу без ошибок и недочетов;
- допустил не более одного недочета.
Оценка «4» ставится, если ученик выполнил работу полностью, но допустил в ней:
- не более одной негрубой ошибки и одного недочета;
- или не более двух недочетов.
Оценка «3» ставится, если ученик правильно выполнил не менее половины работы или допустил:
- не более двух грубых ошибок;
- или не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочета;
- или не более двух-трех негрубых ошибок;
- или одной негрубой ошибки и трех недочетов;
- или при отсутствии ошибок, но при наличии четырех-пяти недочетов.
Оценка «2» ставится, если ученик:
- допустил число ошибок и недочетов превосходящее норму, при которой может быть выставлена оценка «3»;
- или если правильно выполнил менее половины работы.
Нормы оценки знаний за выполнение теста учащимися по обществоведению
% выполнения | Менее 51 | 51-64 | 65-84 | 85-100 |
Отметка | «2» | «3» | «4» | «5» |
Нормы оценки знаний за творческие работы учащихся по обществоведению
Отметка Содержание | 2 | 3 | 4 | 5 | ||
1Общая информация | Тема предмета не очевидна. Информация не точна или не дана. | Информация частично изложена. В работе использован только один ресурс. | Достаточно точная информация. Использовано более одного ресурса. | Данная информация кратка и ясна. Использовано более одного ресурса. | ||
2 Тема | Не раскрыта и не ясна тема Объяснения некорректны, запутаны или не верны. | Тема частично раскрыта. Некоторый материал изложен некорректно. | Сформулирована и раскрыта тема Ясно изложен материал. | Сформулирована и раскрыта тема Полностью изложены основные аспекты темы. | ||
3 Применение и проблемы | Не определена область применения данной темы. Процесс решения неточный или неправильный. | Отражены некоторые области применения темы. Процесс решения неполный. | Отражены области применения темы. Процесс решения практически завершен. | Отражены области применения темы. Изложена стратегия решения проблем. | ||
9.Контрольно-измерительные материалы по проведению промежуточной аттестации |
Комплект билетов по обществоведению подготовлен с учётом федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования.
Экзаменационные билеты охватывают содержание курса по обществоведению за курс десятого класса.
Вопросы и требования к ответам ориентированы на базовые знания и умения учащихся. Билеты содержат типологически разные вопросы, каждый из которых позволяет оценить не только теоретические знания учащихся по обществоведению, но и умение анализировать источники, решать практические задачи, а также составлять план развернутого ответа.
Ввиду необходимости нормализации нагрузки учащихся в период сдачи экзаменов количество билетов 20.
Первые и вторые вопросы в традиционной форме воспроизводят важнейшие тематические единицы курса. Они направлены на проверку теоретических знаний, а также знания моральных и правовых норм, основ экономики, что одновременно предполагает умений их логично излагать, перестраивать, аргументировать и иных умений, предусмотренных требованиями к уровню подготовки учащихся.
Третьи вопросы даны в виде фрагментов документов с заданиями к ним, в форме познавательных задач, в форме заданий на составления развернутого плана - ответа. Они направлены на выявление умения применять для решения таких задач полученные знания.
Оценка ответа ученика на экзамене выводится как среднее арифметическое из оценок, определяемых отдельно по каждому из трех вопросов билета.
Рекомендации к оцениванию ответа на первый и второй вопросы билета
Владение знанием на теоретическом уровне предполагает:
- знание определений основных понятий курса, их существенных признаков, умение привести правильные примеры для конкретизации отдельных признаков понятия, употребление понятий в правильном контексте;
- •понимание функциональных и причинно-следственных связей между общественными явлениями, социальными процессами, умение раскрыть эти связи, обоснование связи между причиной и следствием;
- •понимание содержания социальных норм, умение назвать общее и различное между определенными социальными нормами, привести примеры социальных норм, раскрыть роль различных социальных норм в системе регуляции общественных отношений;• умение раскрывать на примерах теоретические положения, используя при этом и собственные примеры;
- •умение логически стройно излагать в соответствии с вопросом билета соответствующие факты, идеи, делать выводы.
Отметка «5» выставляется при условии, если учащийся полно и правильно изложил теоретический вопрос, привел собственные примеры, правильно раскрывающие те или иные положения, сделал обоснованный вывод.
Отметка «4» выставляется при условии, если учащийся (не допуская ошибок) правильно изложил теоретический вопрос, но недостаточно полно или допустил незначительные неточности, не искажающие суть понятий, теоретических положений, правовых и моральных норм. Примеры, приведенные учеником, воспроизводили материал учебников. На заданные экзаменаторами уточняющие вопросы ответил правильно.
Отметка «3» выставляется при условии, если учащийся смог с помощью дополнительных вопросов воспроизвести основные положения темы, но не сумел привести соответствующие примеры или аргументы, подтверждающие те или иные положения.
Отметка «2» выставляется при условии, если учащийся не раскрыл теоретический вопрос, на заданные экзаменаторами вопросы не смог дать удовлетворительный ответ.
Рекомендации к оцениванию ответа на третий вопрос билета
Третий вопрос каждого билета направлен на выявление умений применять теоретические знания в познавательной деятельности. В зависимости от характера вопроса могут быть востребованы умения:
- понимать смысл поднятой в тексте или задаче проблемы;
- извлекать знания из предложенных текстов;
- различать факты и субъективные мнения;
- формулировать ответы на поставленные вопросы;
- использовать соответствующие теоретические знания в контексте ответа;
- обосновывать и аргументировать их с опорой на теоретические знания и социальный опыт;
- приводить примеры;
- выражать собственное мнение по обсуждаемой теме и свое отношение к социальным явлениям;
- давать оценку действий субъектов социальной жизни с позиций обществоведческого знания.
Предлагаются фрагменты текстов, к которым сформулирован ряд вопросов и заданий, или познавательная задача. Для определения отметки применяются следующие примерные критерии:
Отметка «5» выставляется при условии, если учащийся понял смысл текста (задачи), полно и правильно выполнил предложенные задания, проявил высокий уровень всех требующихся для выполнения заданий знаний и умений.
Отметка «4» выставляется при условии, если учащийся понял смысл текста (задачи), предложенные задания выполнил правильно, но недостаточно полно. На заданные экзаменаторами вопросы ответил правильно. Проявил необходимый уровень всех требующихся для выполнения заданий знаний и умений.
Отметка «3» выставляется при условии, если учащийся понял смысл текста (задачи), но смог выполнить задание лишь после дополнительных вопросов, предложенных экзаменаторами. При этом на поставленные экзаменаторами вопросы не вполне ответил правильно и полно, но подтвердил ответами понимание вопросов и продемонстрировал отдельные требующиеся для выполнения заданий знания и умения.
Отметка «2» выставляется при условии, если учащийся не понял смысла текста (задачи), не смог выполнить задания. На заданные экзаменаторами вопросы ответил неудовлетворительно, не продемонстрировал сформированность требующихся для выполнения заданий знаний и умений.
Или. Учащийся понял отдельные детали текста, но не его основной смысл, задания выполнил неправильно, на заданные экзаменаторами вопросы ответил неудовлетворительно, не продемонстрировал сформированность требующихся для выполнения заданий умений. Общая отметка по ответу ученика на экзамене выводится как среднее арифметическое из отметок, определяемых отдельно по каждому из трех вопросов билета.
Билеты для переводного экзамена 10 класс
Билет № 1
- Человек как результат биологической и социально – культурной эволюции.
- Политическая система, ее структура и функции.
- Прочитайте приведенный ниже текст, каждое положение которого обозначено определенной буквой.
(А) Основы исследования социального конфликта заложил немецкий социолог Георг Зиммель. (Б) Социальные конфликты объективно неизбежны в любой социальной структуре. (В) Скорее всего, они являются необходимым условием общественного развития. (Г) Весь процесс развития общества, по мнению многих, состоит из конфликтов и консенсусов. (Д) Сама социальная структура общества с ее жесткой дифференциацией социальных слоев, групп и отдельных индивидов представляет собой источник конфликтов.
Определите, какие положения текста имеют:
- Фактический характер,
- Характер оценочных суждений,
- Характер теоретических утверждений.
Запишите в таблицу под буквой , обозначающей положение, цифру, выражающую его характер.
Ответ:
А | Б | В | Г | Д |
Билет № 2
- Свобода и необходимость в деятельности человека.
- Государство в политической системе.
- Из – за общего экономического спада, возникшего в стране М., гражданина К. уволили с предприятия. В течение двух месяцев гражданин К. не мог найти нового места работы. Выберите из приведенного ниже списка характеристики, связанные с безработицей гражданина К., и запишите цифры, под которыми они указаны.
- Структурная,
- Сезонная,
- Циклическая,
- Скрытая,
- Фрикционная,
- Открытая.
Ответ:
Билет № 3
- Религия как одна из форм культуры. Принцип свободы совести.
- Этническое многообразие современного мира. Межнациональное сотрудничество и конфликты.
- Установите соответствие между видами проступков и их примерами: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из авторского столбца.
Примеры проступков: Виды проступков:
А. Неисполнение договора аренды, 1) административный
Б. Несоблюдение правил дорожного движения, 2) гражданско – правовой
В. Оскорбление чести и достоинства человека, 3) дисциплинарный
Г. Нарушение правил внутреннего трудового распорядка,
Д. Нарушение авторского права.
Запишите в таблицу цифры под соответствующими буквами.
Ответ:
А | Б | В | Г | Д |
Билет № 4
- Научное познание. Дифференциация и интеграция научного знания.
- Конституционные основы социальной политики в Российской Федерации.
- Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда, и запишите цифру, под которой оно указано.
- Идея,
- Убеждение,
- Знание,
- Мировоззрение,
- Идеал.
Ответ:
Билет № 5
- Формы и разновидности культуры.
- Демократия, ее основные ценности и принципы.
- Вам поручено подготовить развернутый ответ по теме «Инфляция». Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трех пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.
Билет № 6
- Духовная сфера человека. Формы и разновидности культуры.
- Малая группа. Межличностные отношения в группе.
- Найдите в приведенном ниже списке принципы демократии. Запишите цифры, под которыми они указаны.
- Принцип суверенитета народа,
- Принцип монополизации власти,
- Принцип представительства,
- Принцип господства одной правящей идеологии,
- Принцип большинства.
- Принцип неограниченности власти.
Ответ:
Билет № 7
- Социальные и гуманитарные науки.
- Отклоняющееся поведение, его формы и проявления.
- Прочитайте приведенный ниже текст, каждое положение которого обозначено определенной буквой.
(А) Переход государственной экономики через разгосударствление к смешанной экономике рыночного типа не означает исключение государства из экономической жизни общества. (Б) В развитых странах со смешанной экономикой роль государства в функционировании экономики далеко не одинакова. (В) Она отличается по масштабам, формам и методам воздействия государства на экономику. (Г) Эти различия, на наш взгляд, обусловлены многими факторами объективного материального порядка. (Д) Так, в США сложилась форма государственно – частного предпринимательства через систему правительственных заказов.
Определите, какие положения текста имеют:
- Фактический характер,
- Характер оценочных суждений,
- Характер теоретических утверждений.
Запишите в таблицу под буквой , обозначающей положение, цифру, выражающую его характер.
Ответ:
А | Б | В | Г | Д |
Билет № 8
- Общество как сложная динамичная система.
- Политическая элита. Политическое лидерство.
- Установите соответствие между социальными слоями современного общества и их представителями: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из авторского столбца.
Представители социальных слоев: Социальные слои:
А. Врачи, 1) верхний,
Б. Крупные бизнесмены, 2) средний,
В. Безработные, 3)нижний,
Г. Квалифицированные служащие,
Д. Политические лидеры.
Запишите в таблицу цифры под соответствующими буквами.
Ответ:
А | Б | В | Г | Д |
Билет № 9
- Основные сферы жизни общества.
- Безграничность потребностей и ограниченность ресурсов.
- Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда, и запишите цифру, под которой оно указано.
- Исследование,
- Теория,
- Наука,
- Закон,
- Понятие.
Ответ:
Билет № 10
- Мораль как форма общественного сознания.
- Правонарушение: понятие и виды.
- Вам поручено подготовить развернутый ответ по теме «Роль социального конфликта в развитии общества». Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трех пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.
Билет № 11
- Историческое развитие человечества: теория локальных цивилизаций и теория общественно-экономических формаций.
- Роль СМИ в политической жизни общества.
- Прочитайте приведенный ниже текст, каждое положение которого обозначено определенной буквой.
(А) Основной чертой современной экономики является быстрое замещение труда знаниями. (Б) После длительного господства административно – командной системы в России в конце 1980 – начале 1990 годов, начался переход к рыночным отношениям. (В) Считаем, что в результате этого перехода развитие человека станет главным условием любого хозяйственного прогресса. (Г) Это позволит говорить о предстоящей замене трудовой деятельности новым типом активности, отличающимся выраженными элементами творчества. (Д) Возможно, в перспективе большинство людей будут более творческими в своих действиях, чем они являются сегодня.
Определите, какие положения текста имеют:
- Фактический характер,
- Характер оценочных суждений,
- Характер теоретических утверждений.
Запишите в таблицу под буквой , обозначающей положение, цифру, выражающую его характер.
Ответ:
А | Б | В | Г | Д |
Билет № 12
- Социальная стратификация, ее критерии.
- Экономические блага и факторы производства.
- Установите соответствие между видами культуры и их объектами: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из авторского столбца.
Объекты культуры: Виды культуры:
А. Язык , 1) Материальная,
Б. Погребение, 2) Духовная,
В. Символ,
Г. Галстук,
Д. Ритуал.
Запишите в таблицу цифры под соответствующими буквами.
Ответ:
А | Б | В | Г | Д |
Билет № 13
- Социальная мобильность, социальные «лифты».
- Политика и ее роль в жизни общества.
- Вам поручено подготовить развернутый ответ по теме «Политические режимы». Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трех пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.
Билет № 14
- Религия как компонент духовной жизни.
- Типы экономических систем.
- Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда, и запишите цифру, под которой оно указано.
- Стиль и образ жизни,
- Субкультура,
- Ценности,
- Навыки и умения,
- Потребности.
Ответ:
Билет № 15
- Экономический цикл и его основные фазы
- Глобальные проблемы современности, их сущность, проявления, пути разрешения.
- Вам поручено подготовить развернутый ответ по теме «Массовая культура». Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трех пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.
Билет № 16
- Человек, индивид, личность.
- Понятие «государство». Формы государства.
- Вам поручено подготовить развернутый ответ по теме «Экономические системы». Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трех пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.
Билет № 17
- Семья как малая группа.
- Экономика как хозяйство. Второй закон экономики.
- Прочитайте приведенный ниже текст, каждое положение которого обозначено определенной буквой.
(А) Субкультура хиппи – одна из старейших молодежных субкультур. (Б) Численность хиппи «третьей волны» только в Москве достигает около 2,5 – 3 тыс. человек. (В) В языке хиппи содержится большое количество английских заимствований. (Г) Представляется, что хиппи следует отнести к субкультурам, которым свойственны стремление к самопознанию, склонность к философии. (Д) Думается, что представители этой субкультуры принадлежат к достаточно интеллектуальной, образованной части молодежи.
Определите, какие положения текста имеют:
- Фактический характер,
- Характер оценочных суждений,
- Характер теоретических утверждений.
Запишите в таблицу под буквой , обозначающей положение, цифру, выражающую его характер.
Ответ:
А | Б | В | Г | Д |
Билет № 18
- Деятельность как способ существования человека.
- Правовое государство и гражданское общество.
- Установите соответствие между видами социальной мобильности и их примерами: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из авторского столбца.
Примеры социальной мобильности: Виды социальной мобильности:
А. Увольнение работника, 1) Вертикальная,
Б. Международный туризм, 2) Горизонтальная,
В. Переход из православной религиозной группы в католическую,
Г. Член фракции парламента стал ее руководителем,
Д. Переход с одного предприятия на другое.
Запишите в таблицу цифры под соответствующими буквами.
Ответ:
А | Б | В | Г | Д |
Билет № 19
- Истина, ее критерии.
- Экономический рост. Основные показатели экономического рост.
- Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда, и запишите цифру, под которой оно указано.
- Чистая монополия,
- Монополистическая конкуренция,
- Трест,
- Несовершенная конкуренция,
- Олигополия.
Ответ:
Билет №20
- Экономика как наука. Первый закон экономики.
- Понятие государства и его функции.
- Вам поручено подготовить развернутый ответ по теме «Семья в современном обществе». Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трех пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.
10.Учебно - методическое обеспечение и материально - техническое обеспечение образовательного процесса
Список литературы:
- Программа основного общего образования.Обществонание.10-11 классы М.: Просвещение, 2013
- Обществознание 10 класс. Боголюбов Л.Н., Лазебникова А.Ю., М.: Просвещение, 2004
- Обществознание 11 класс. Боголюбов Л.Н., Лазебникова А.Ю., М.: Просвещение, 2004
Дополнительная литература:
- Дидактические материалы. Обществознание 10-11 класс. Лазебникова А.Ю., Калачева Е.Н., Демидов Б.В. М.: Экзамен
- Дидактические материалы. Человек и общество. Боголюбов Л.Н... - М.: Просвещение, 2012г.
- Дидактические материалы. Философия . Леонтьев А.А. М.-Дрофа 2015.
- Дидактические материалы Тесты по обществознанию. Чеброва Р.Н. Саратов. – Лицей, 2013
- Дидактические материалы. Полный справочник для подготовки к ЕГЭ Баранов П. А., Воронцов А. В., Шевченко С. В М.: Астрель, 2013
- Электронные учебники:
Обществознание.
Открытый банк заданий ФИПИ
Цифровые образовательные ресурсы:
- Большая советская энциклопедия. – http://www.rubrikon.com
- Электронная версия энциклопедии Кирилл и Мефодий. - http://www.km.ru/pc/
- E-mail festival@1 september.ru
- http://www.stepanat11.ru/kontrmat2.html
- http://ege.yandex.ru/social/
Технические средства обучения
- мультимедийный проектор,
- Компьютер.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
рабочая программа по обществознанию (профиль)
рабочая программа разработана для профильного обучения в классах социально-экономического профиля. Программа для 10 класса средней школы...
Рабочая программа по биологии (профиль) для 11 класса
Рабочая программа по биологии (профиль) для 11 класса...
Рабочая программа по обществознанию для 10-11 классов социально-гуманитарного профиля
Данная программа предназначена для учащихся 10-11 классов социально-гуманитарного профиля, содержит пояснительную записку, календарно-тематическое планирование, содержание программы, список основных п...
рабочая программа по биологии профиль 10-11 класс учебник А.В.Теремов, Р.А.Петросова "Биологические системы и процессы"
рабочая программа по биологии профиль 10-11 класс учебник А.В.Теремов, Р.А.Петросова "Биологические системы и процессы"...
рабочая программа по математике (профиль) в 11 классе авторы Ю.М.Колягин -Л.С.Атанасян
материал расчитан на 6ч в неделю/204ч/год. Рабочая программа +календарно-тематическое планированмие...
Рабочая программа по обществознанию (профиль) 11 класс
Рабочая программа по обществознанию (профиль) 11 класс...