Рабочая программа по обществознанию для 10-11 классов социально-гуманитарного профиля
рабочая программа по обществознанию (10 класс) на тему
Данная программа предназначена для учащихся 10-11 классов социально-гуманитарного профиля, содержит пояснительную записку, календарно-тематическое планирование, содержание программы, список основных понятий, литературы для учителя и учащихся
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
рабочая программа по обществознанию 10-11 (профиль) | 57.32 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №94»
Рабочая программа по обществознанию
на 2014-2015 учебный год
10-11 классы
(профильный уровень)
3 часа в неделю
количество часов в год - 102
Учитель Золотова Елена Владимировна
Программа составлена на основе программы «Обществознание. 10-11 классы, профильный уровень». Авторы: Л.Н. Боголюбов, Л.Ф. Иванова, А.Ю.Лазебникова. М.:Просвещение, 2009.
Учебник: Л.Н. Боголюбов, А.Ю. Лазебникова, Н.М. Смирнова. Обществознание. 10 класс. Профильный уровень.- М.: Просвещение, 2008
Л.Н. Боголюбов, А.Ю. Лазебникова,К.Г. Холодковский. Обществознание. 11 класс. Профильный уровень.- М.: Просвещение, 2010
Учебное пособие для учителя: Е.Н. Сорокина. Поурочные разработки по обществознанию. Профильный уровень: 10 класс.-М.:ВАКО, 2008
Е.Н. Сорокина. Поурочные разработки по обществознанию. Профильный уровень: 11 класс.-М.:ВАКО, 2010
Рассмотрено на заседании
М/О учителей Гуманитарного цикла
протокол №1 от 28.08.2014
Руководитель М/О_______ Н.Л.Брехова
Утверждено Педагогическим советом №1
протокол №1 от 29 августа 2014г.
Директор школы_________ Н.С.Емельяненко
Содержание
Пояснительная записка………………………………………………………….3
Календарно-тематическое планирование……………………………………..8-9
Содержание программы…………………………………………………….17-22
Ключевые понятия и термины………………………………………………23-24
Контрольные материалы по курсу………………………………………….25-28
Список литературы для учителя………………………………………………29
Список литературы для учащихся………………………………………….….30
Пояснительная записка
Предмет «Обществознание» является одним из наиболее важных в учебном плане ОУ РФ, т.к. содержание среднего (полного) обществоведческого образования на профильном уровне представляет собой комплекс знаний, отражающих основные объекты изучения: общество в целом, человек в обществе, познание, социальные отношения, политика, духовно-нравственная сфера.
Необходимость введения курса вызвано необходимостью помощи старшеклассникам осознанного выбора путей продолжения образования или будущей профессиональной деятельности.
Особенностью является то, что в данном курсе представлены основы важнейших социальных наук: философии, социология, политология, социальной психологии. Авторская программа рассчитана на изучение предмета в объеме 105 часов в год, однако календарно-тематическое планирование рассчитано на 102 часа, увеличено количество часов, отведенных на самостоятельную работу обучающихся, для повторения и обобщения пройденного материала. Программа учитывает, что в профильных классах как самостоятельные курсы изучаются экономика и право, с которыми осуществляется межпредметное взаимодействие.
Содержание курса на профильном уровне обеспечивает преемственность по отношению к основной школе, где изучался курс «Обществознание», путем углубленного изучения некоторых социальных объектов, рассмотренных ранее.
Программа адресована для учащихся 10-11 классов (профильного уровня) общеобразовательной школы.
В результате изучения обществознания на профильном уровне предусматривается формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами являются:
- определение сущностных характеристик изучаемого объекта; самостоятельный выбор критериев для сравнения, сопоставления, оценки и классификации объектов;
- использование элементов причинно-следственного и структурно-функционального анализа;
- исследование реальных связей и зависимостей;
- умение развернуто обосновать суждения, давать определения, приводить доказательства (в том числе от противного);
- объяснение изученных положений на самостоятельно подобранных конкретных примерах;
- поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа и извлечение необходимой информации из источников, созданных в различных знаковых системах (текст, таблица, график, аудиовизуальный ряд и др.);
- отделение основной информации от второстепенной, критическое оценивание достоверности полученной информации;
- передача содержание информации адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно);
- перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.), выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации;
- выбор вида чтения в соответствии с поставленной целью (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.);
- уверенная работа с текстами различных стилей, понимание их специфики; адекватное восприятие языка средств массовой информации;
- владение навыками редактирования текста;
- самостоятельное создание алгоритмов познавательной деятельности для решения задач творческого и поискового характера;
- участие в проектной деятельности, в организации и проведении учебно-исследовательской работы: выдвижение гипотез, осуществление их проверки, владение приемами исследовательской деятельности, элементарными умениями прогноза (умение отвечать вопрос: «Что произойдет, если…»);
- формулирование полученных результатов;
- создание собственных произведений, идеальных моделей социальных объектов, процессов, явлений, в том числе с использованием мультимедийных технологий, реализация оригинального замысла, использование разнообразных (в том числе художественных) средств, умение импровизировать;
- пользование мультимедийными ресурсами и компьютерными технологиями для обработки, передачи, систематизации информации, создания баз данных, презентации результатов познавательной и практической деятельность;
- владение основными видами публичных выступлений ( высказывание, монолог, дискуссия, полемика), следование этическим нормам и правилам ведения диалога (диспута).
В соответствии с этим перед курсом стоят следующие цели:
- развитие личности в период ранней юности, ее духовной культуры, социального мышления, познавательного интереса к изучению социально-гуманитарных дисциплин; критического мышления, позволяющего объективно воспринимать социальную информацию и уверенно ориентироваться в ее потоке;
- воспитание общероссийской идентичности, гражданственности, социальной ответственности; приверженности к гуманистическим и демократическим ценностям, положенным в основу Конституции РФ;
- освоение системы знаний, составляющих основы философии, социологии, политологии, социальной психологии, необходимых для эффективного взаимодействия с социальной средой и успешного получения последующего профессионального образования и самообразования;
- овладение умениями получения и осмысления социальной информации, систематизации полученных данных; освоение способов познавательной, практической деятельности в характерных социальных ролях;
- формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области социальных отношений, в сферах гражданской и общественной деятельности, в межличностных отношениях, включая отношения между людьми разных национальностей и вероисповеданий, в познавательной, коммуникативной, семейно-бытовой деятельности; для самоопределения в области социальных и гуманитарных наук.
В структуре изучаемой программы выделяются следующие основные разделы:
- Социально-гуманитарные знания и профессиональная деятельность.
- Общество и человек.
- Деятельность как способ существования людей.
- Сознание и познание.
- Личность. Межличностные отношения.
- Социальное развитие современного общества.
- Политическая жизнь современного общества.
- Духовная культура.
- Современный этап мирового развития.
Программа предусматривает различные типы уроков, как теоретические, так и практические занятия, разнообразные формы контроля. Формами промежуточной аттестации учащихся являются участие в проектной деятельности, круглых столах, тестировании, подготовка мультимедийной презентации по отдельным проблемам изученных тем.
Оценка знаний и умений обучающихся проводится с помощью итогового теста, который охватывает все основные темы курса, включает в себя 15 вопросов с вариантами ответов.
Рабочая программа составлена на основе государственного стандарта основного общего образования по истории, рекомендованной Министерством образования РФ в 2004 году, и авторской программы «Обществознание. 10-11 классы, профильный уровень». Авторы: Л.Н. Боголюбов, Л.Ф. Иванова, А.Ю.Лазебникова.- М.:Просвещение, 2009.
Программа рассчитана на изучение обществознания в объеме 102 часов в год, 3 часа в неделю.
- Календарно-тематическое планирование
10 класс
Календарные сроки | № п/п | Наименование разделов и тем | Количество часов | Форма контроля | ||
Всего | Теория | Практика | ||||
I четверть (27 часов) | ||||||
сентябрь | Тема 1. Социально-гуманитарные знания и профессиональная подготовка | 15 | 8 | 7 | ||
1,2 | Наука и философия | 2 | ||||
3 | Место философии в системе обществознания | 1 | практическая работа | |||
4 | Человек и общество в ранних мифах и первых философских учениях. | 1 | ||||
5 | Древние мыслители о мире и человеке. Практикум | 1 | практическая работа | |||
6,7 | Философия и общественные науки в Новое и Новейшее время. | 1 | 1 | тест | ||
8 | Практикум по теме «Философия и общественные науки в Новое и Новейшее время» | 1 | практическая работа | |||
9,10 | Из истории русской философской мысли | 2 | ||||
11 | Общественная мысль России (практикум) | 1 | практическая работа | |||
12,13 | Деятельность в социально-гуманитарной сфере и профессиональный выбор. | 2 | ||||
октябрь | 14 | Основные профессии социально-гуманитарного профиля. (практикум) | 1 | практическая работа | ||
15 | Повторительно-обобщающий урок по теме «Социально-гуманитарные знания и профессиональная подготовка» | 1 | тест | |||
Тема 2. Общество и человек | 22 | 15 | 7 | |||
16,17 | Происхождение человека и становление общества | 2 | ||||
18 | Практикум по теме «Происхождение человека и становление общества» | 1 | практическая работа | |||
19 | Сущность человека и становление общества | 1 | ||||
20 | Практикум по теме «Сущность человека и становление общества» | 1 | практическая работа | |||
21,22 | Общество и общественные отношения | 2 | ||||
23 | Практикум по теме «Общество и общественные отношения» | 1 | практическая работа | |||
24,25 | Общество как развивающаяся система | 2 | ||||
ноябрь | 26 | Практикум по теме «Общество как развивающаяся система» | 1 | практическая работа | ||
27 | Семинар по теме «Общество» | 1 | семинар | |||
II четверть (24 часа) | ||||||
28 | Типология обществ | 1 | ||||
29,30 | Историческое развитие человечества: поиски социальной макротеории. | 2 | ||||
31 | Исторический процесс | 1 | ||||
32 | Практикум по теме «Исторический процесс» | 1 | практическая работа | |||
33 | Контрольная работа по теме «Исторический процесс» | 1 | тест | |||
34,35 | Проблема общественного прогресса | 2 | ||||
36, 37 | Свобода в деятельности человека | 2 | ||||
декабрь | 38 | Повторительно- обобщающий урок по теме «Общество и человек» | 1 | тест | ||
Тема 3. Деятельность как способ существования людей. | 10 | 7 | 3 | |||
39 | Деятельность людей и ее многообразие | 1 | ||||
40 | Практикум по теме «Деятельность» | 1 | практическая работа | |||
41, 42 | Содержание и формы духовной деятельности | 2 | ||||
43,44 | Трудовая деятельность | 2 | ||||
45, 46 | Политическая деятельность | 2 | ||||
47 | Повторительно-обобщающий урок по теме «Деятельность как способ существования людей» | 1 | тест | |||
48 | Контрольная работа по теме «Деятельность как способ существования людей» | 1 | тест | |||
Тема 4. Сознание и познание. | 17 | 11 | 6 | |||
49, 50 | Проблема познаваемости мира | 2 | ||||
51 | Истина и ее критерии | 1 | ||||
III четверть (30 часов) | ||||||
январь | 52 | Тест по теме «Истина и ее критерии» | 1 | тест | ||
53 | Многообразие путей познания мира | 1 | ||||
54 | Практикум по теме «Основные особенности научного мышления» | 1 | практическая работа | |||
55,56 | Научное познание | 2 | ||||
57 | Практикум по теме «Жизненный опыт и здравый смысл» | 1 | практическая работа | |||
58, 59 | Социальное познание | 2 | ||||
60, 61 | Знание и сознание | 2 | ||||
62 | Самопознание и развитие личности | 1 | ||||
февраль | 63 | Практикум по теме «Основные особенности научного мышления» | 1 | практическая работа | ||
64 | Повторительно – обобщающий урок по теме «Сознание и познание». | 1 | тест | |||
65 | Тестирование по теме «Сознание и познание» | 1 | тест | |||
Тема 5. Личность. Межличностные отношения. | 31 | 25 | 6 | |||
66, 67 | Индивид, индивидуальность, личность. | 2 | ||||
68 | Индивид, индивидуальность, личность | 1 | ||||
69, 70 | Возраст и становление личности | 2 | ||||
71, 72 | Направленность личности | 2 | ||||
73 | Направленность личности | 1 | тест | |||
74, 75 | Общение как обмен информацией | 2 | ||||
март | 76 | Тест по теме «Общение как обмен информацией» | 1 | тест | ||
77, 78 | Общение как взаимодействие | 2 | ||||
79 | Практикум по теме «Общение как взаимодействие» | 1 | практическая работа | |||
80, 81 | Общение как понимание | 2 | ||||
IV четверть (21 час) | ||||||
апрель | 82 | Практикум по теме «Общение» | 1 | практическая работа | ||
83,84 | Малые группы | 2 | ||||
85,86 | Групповая сплоченность и конформное поведение | 2 | ||||
87 | Практикум по теме «Групповая сплоченность и конформное поведение» | 1 | практическая работа | |||
88,89 | Групповая дифференциация и лидерство | 2 | ||||
90,91 | Семья как малая группа | 2 | ||||
92 | Практикум по теме «Семья как малая группа» | 1 | практическая работа | |||
май | 93,94 | Антисоциальные и криминальные молодежные группировки | 2 | |||
95,96 | Конфликт в межличностных отношениях | 2 | ||||
97-102 | Итоговое повторение | 3 | 3 | тест | ||
Итого | 102 | 70 | 32 |
Календарно-тематическое планирование
11 класс
Календарные сроки | № п/п | Наименование разделов и тем | Количество часов | Форма контроля | ||
Всего | Теория | Практика | ||||
I четверть (27 часов) | ||||||
сентябрь | Тема 1. Социальное развитие современного общества | 18 | 12 | |||
1 | Социальная структура и социальные отношения | 1 | ||||
2 | Социальные группы, их классификация | 1 | ||||
3 | Социальные институты | 1 | ||||
4 | Роль экономики в жизни общества | 1 | ||||
5 | Практикум по теме «Роль экономики в жизни общества» | 1 | практическая работа | |||
6 | Социальные статусы и роли | 1 | ||||
7 | Практикум по теме «Социальные статусы и роли» | 1 | практическая работа | |||
8 | Социальные ценности и нормы | 1 | ||||
9 | Практикум по теме «Социальные ценности и нормы» | 1 | практическая работа | |||
10 | Отклоняющееся поведение | 1 | ||||
11 | Социальное сотрудничество | 1 | ||||
12 | Практикум по теме «Социальный конфликт и пути его разрешения» | 1 | практическая работа | |||
13 | Этнос и нация | 1 | ||||
14 | Практикум по теме «Этнос и нация» | 1 | практическая работа | |||
октябрь | 15 | Межнациональное сотрудничество и конфликты | 1 | |||
16 | Межнациональное сотрудничество и конфликты | 1 | ||||
17 | Демографическая ситуация в России и в мире | 1 | ||||
18 | Практикум по теме «Демографическая политика в России» | 1 | практическая работа | |||
19 | Семья и брак как социальные институты | 1 | ||||
20 | Практикум по теме «Семья и брак как социальные институты» | 1 | практическая работа | |||
21 | Культура бытовых отношений | 1 | ||||
22 | Практикум по теме «Культура бытовых отношений» | 1 | практическая работа | |||
23 | Молодежь как социальная группа | 1 | ||||
24 | Молодежные субкультуры | 1 | ||||
25 | Молодежные субкультуры | 1 | семинар | |||
ноябрь | 26 | Тенденции развития социальных отношений в России | 1 | |||
27 | Практикум по теме «Социальные проблемы современной России» | 1 | практическая работа | |||
II четверть (24 часа) | ||||||
28 | Тестирование по теме «Социальное развитие современной России» | 1 | тест | |||
29 | Повторительно-обобщающий урок по теме «Социальное развитие современного общества» | 1 | ||||
30 | Контрольное тестирование по теме «Социальное развитие современного общества» | 1 | тест | |||
Тема 2. Политическая жизнь современного общества | 28 | 18 | 10 | |||
31 | Политическая система, ее структура и функции | 1 | ||||
32 | Типы политических режимов | 1 | ||||
33 | Практикум по теме «Типы политических режимов» | 1 | практическая работа | |||
декабрь | 34 | Демократия | 1 | |||
35 | Практикум по теме «Демократия» | 1 | практическая работа | |||
36 | Государство в политической системе | 1 | ||||
37 | Гражданское общество и правовое государство | 1 | ||||
38 | Практикум по теме «Гражданское общество и правовое государство» | 1 | практическая работа | |||
39 | СМИ в политической жизни | 1 | ||||
40 | Типы информации, распространяемой СМИ | 1 | ||||
41 | Политическая идеология | 1 | ||||
42 | Практикум по теме «Политическая идеология» | 1 | практическая работа | |||
43 | Политический экстремизм | 1 | ||||
44 | Практикум по теме «Политический экстремизм» | 1 | практическая работа | |||
45 | Политические партии и движения | 1 | ||||
46 | Политическое лидерство | 1 | ||||
47 | Практикум по теме «Политическое лидерство» | 1 | практическая работа | |||
48 | Политические элиты | 1 | ||||
49 | Типология элит | 1 | ||||
50 | Выборы в демократическом обществе | 1 | ||||
51 | Избирательная система | 1 | ||||
III четверть (30 часов) | ||||||
январь | 52 | Человек в политической жизни | 1 | тест | ||
53 | Политическая культура | 1 | ||||
54 | Политический конфликт | 1 | ||||
55 | Практикум по теме «Политический конфликт» | 1 | практическая работа | |||
56 | Политический процесс и его формы | 1 | ||||
57 | Политический процесс и его формы | 1 | семинар | |||
58 | Повторительно –обобщающий урок по теме «Политическая жизнь современного общества» | 1 | тест | |||
Тема 3. Духовная культура. | 19 | 12 | 7 | |||
59 | Понятие «духовная культура» | 1 | ||||
февраль | 60 | Духовное развитие общества | 1 | |||
61 | Практикум по теме «Толерантность» | 1 | практическая работа | |||
62 | Духовный мир личности | 1 | ||||
63 | Практикум по теме «Духовный мир личности» | 1 | практическая работа | |||
64 | Мораль и нравственность | 1 | ||||
65 | Мораль и нравственность | 1 | семинар | |||
66 | Наука | 1 | ||||
67 | Функции современной науки | 1 | ||||
68 | Образование | 1 | ||||
69 | Практикум по теме «Социальная и личная значимость образования» | 1 | практическая работа | |||
70 | Роль религии в жизни общества | 1 | ||||
71 | Практикум по теме «Роль религии в жизни общества» | 1 | практическая работа | |||
72 | Искусство | 1 | ||||
март | 73 | Место искусства в духовной культуре | 1 | семинар | ||
74 | Массовая культура. | 1 | ||||
75 | Тест по теме «Массовая культура» | 1 | тест | |||
76 | Повторительно-обобщающий урок по теме «Духовная культура». | 1 | ||||
77 | Контрольное тестирование по теме «Духовная культура». | 1 | тест | |||
Тема 4. Современный этап мирового развития. | 9 | 6 | 3 | |||
78 | Многообразие современного мира | 1 | ||||
79 | Практикум по теме «Многообразие современного мира» | 1 | практическая работа | |||
80 | Глобализация и ее последствия | 1 | ||||
81 | Практикум по теме «Глобализация и ее последствия» | 1 | практическая работа | |||
IV четверть (21 час) | ||||||
апрель | 82 | Сетевые структуры в современной мировой политике. | 1 | |||
83 | Целостность и противоречивость современного мира. | 1 | ||||
84 | Социально-гуманитарные последствия перехода к информационной цивилизации. | 1 | ||||
85 | Повторительно-обобщающий урок по теме «Современный этап мирового развития» | 1 | ||||
86 | Контрольное тестирование по теме «Современный этап мирового развития» | 1 | тест | |||
87-88 | Повторение по теме 1 | 2 | ||||
89-90 | Повторение по теме 2 | 2 | ||||
91-92 | Повторение по теме 3 | 2 | ||||
93-94 | Повторение по теме 4 | 2 | ||||
95-101 | Тестирование по материалам ЕГЭ | 7 | ||||
102 | Итоговый урок по курсу | 1 | ||||
ИТОГО | 63 | 39 |
Содержание учебной программы
10 класс
Тема 1. Социально-гуманитарные знания и профессиональная подготовка (15 часов)
Социально-гуманитарные знания и профессиональная деятельность. Социальные науки и их классификация. Наука и философия. Социология, политология, социальная психология как общественные науки. Основные этапы развития социально – гуманитарного знания. Древние мыслители о мире и человеке. Человек и общество в ранних мифах и первых философских учениях. Философия и общественные науки в Новое и Новейшее время. Из истории русской философской мысли. Деятельность в социально-гуманитарной сфере и профессиональный выбор.
Тема 2. Общество и человек (22 часа)
Происхождение человека и становление общества. Человечество как результат биологической и социокультурной эволюции. Сущность человека как проблема философии. Мышление и деятельность. Соотношение мышления и языка. Общество, социальные взаимодействия. Общество как форма совместной жизнедеятельности людей. Отличия общества от социума. Социум как особенная часть мира. Системное строение общества. Социальная система, ее подсистемы и элементы. Типология обществ. Уровни рассмотрения общества: социально-философский, историко-типологический, социально-конкретный. Восток и Запад. Цивилизационное развитие общества. Типология цивилизаций. Формации и цивилизации. Цивилизация и культура. Понятие культуры. Историческое развитие человечества: поиски социальной макротеории. Исторический процесс и его участники. Факторы изменения социума. Проблема общественного прогресса. Многообразие и неравномерность процессов общественного развития. Свобода в деятельности человека. Свобода и произвол. Свобода и ответственность. Свобода выбора.
Тема 3. Деятельность как способ существования людей. (10 часов)
Деятельность людей и ее многообразие. Потребности и интересы. Типология деятельности. Природа творческой деятельности. Содержание и формы духовной деятельности. Сохранение и распространение духовных ценностей. Освоение ценностей духовной культуры. Трудовая деятельность. Социология труда. Социальное партнерство и перспективы его развития в России. Политическая деятельность. Власть и политика. Типология властных отношений. Легитимность власти.
Тема 4. Сознание и познание (17 часов)
Проблема познаваемости мира. Агностицизм. Познавательная деятельность. Чувственное и рациональное познание. Истина и ее критерии. Научная истина. Относительность истины. Виды и уровни человеческих знаний. Мифологическое и рационально-логическое знание. Жизненный опыт и здравый смысл. Научное познание. Социальное познание, его особенности. Современные проблемы социальных и гуманитарных наук. Знание и сознание. Общественное и индивидуальное сознание. Теоретическое и обыденное сознание. Самопознание и развитие личности. Самооценка. Самосознание. Трудности познания человеком самого себя.
Тема 5. Личность. Межличностные отношения (31 час)
Индивид, индивидуальность, личность. Структура личности. Устойчивость и изменчивость личности. Периодизация развития личности. Возраст и становление личности. Направленность личности. Социальная установка. Ценностные ориентации, убеждения. Социальная принадлежность и социальная позиция. Социальное поведение. Общение как обмен информацией. Средства межличностной коммуникации. Вербальное и невербальное общение. Особенности общения в информационном обществе. Общение как межличностное взаимодействие. Типы взаимодействия: кооперация и конкуренция. Общение в юношеском возрасте. Общение как взаимопонимание. Механизмы взаимовосприятия в процессе общения. Эмпатия. Групповая сплоченность и конформное поведение. Малые группы. Условные группы. Референтная группа. Интеграция в группах разного уровня развития. Межличностная совместимость. Дружеские отношения. Конформность, нонконформность, самоопределение личности. Групповая дифференциация и лидерство. Семья как малая группа. Психология семейных взаимоотношений. Гендерное поведение. Воспитание в семье. Антисоциальные и криминальные молодежные группировки. Дедовщина и другие формы насилия. Конфликт в межличностных отношениях. Структура, функции, динамика конфликта. Пути конструктивного разрешения конфликта.
Содержание учебной программы
11 класс
Тема 1. Социальное развитие современного общества (30 часов)
Социальная структура и социальные отношения. Социальные группы, их классификация. Маргинальные группы.
Социальные институты. Типы и функции социальных институтов. Социальная инфраструктура. Социальная стратификация и мобильность.
Роль экономики в жизни общества. Экономические институты. Влияние экономики на социальную структуру. Качество и уровень жизни. Экономика и политика. Экономика и культура.
Социальные статусы и роли. Ролевое поведение. Ролевой набор. Ролевой конфликт. Социальные роли в юношеском возрасте.
Социальные ценности и нормы. Мораль. Право. Роль права в жизни общества. Правовая культура. Социализация индивида.
Отклоняющееся поведение и социальный контроль. Формы и проявления отклоняющегося поведения. Социальные последствия отклоняющегося поведения.
Социальное сотрудничество. Социальные интересы. Социальный конфликт и пути его разрешения.
Этнос и нация. Этническое многообразие современного мира. Этнокультурные традиции и ценности. Ментальные особенности этноса.
Межнациональное сотрудничество и конфликты. Проблемы регулирования межнациональных отношений. Конституционные основы национальной политики России.
Демографическая ситуация в России и в мире. Демографическая политика в России.
Семья и брак как социальные институты. Традиционные семейные ценности. Тенденции развития семьи в современном мире. Проблема неполных семей. Государственная политика поддержки семьи.
Культура бытовых отношений. Социально-бытовые интересы. Материально-вещественная среда обитания человека. Молодежь как социальная группа. Особенности молодежной субкультуры. Проблемы молодежи в современной России.
Тенденции развития социальных отношений в России. Социальные проблемы современной России. Конституционные основы социальной политики РФ.
Тема 2. Политическая жизнь современного общества (28 часов)
Политическая система, ее структура и функции. Политический режим. Типы политических режимов. Тоталитаризм и авторитаризм, их общие черты и отличия.
Государство в политической системе. Понятие бюрократии. Современная государственная служба, ее задачи. Основные направления политики государства.
Демократия, ее основные ценности и признаки. Проблемы современной демократии. Делегирование властных полномочий. Парламентаризм. Развитие традиций парламентской демократии в России.
Выборы в демократическом обществе. Избирательная система. Избирательная кампания. Избирательные технологии.
Человек в политической жизни. Политическое участие. Понятие политической культуры.
Гражданское общество и правовое государство. Основы гражданского общества. Общественный контроль за деятельностью институтов публичной власти.
Политическая идеология. Политическая психология и политическое поведение.
Политические партии и движения. Типология политических партий. Становление многопартийности в России. Сетевые структуры в политике.
Политическое лидерство. Понятие и типология лидерства. Имидж политического лидера. Группы давления (лоббирование).
Политические элиты. Типология элит. Элита и контрэлита. Особенности формирования элит в современной России.
Истоки и опасность политического экстремизма. Политический терроризм, его особенности в современных условиях.
Политический конфликт. Причины политических конфликтов, пути их урегулирования.
Место и роль СМИ в политической жизни. Типы информации, распространяемой СМИ. Влияние СМИ на избирателя.
Политический процесс, его формы. Развитие политических систем. Особенности политического процесса в современной России. Современный этап политического развития России.
Тема 3. Духовная культура (19 часов)
Понятие «духовная культура». Духовное развитие общества. Многообразие и диалог культур. Толерантность.
Духовная жизнь людей. Мировоззрение, его виды и формы. Менталитет. Высшие духовные ценности. Патриотизм. Гражданственность.
Мораль и нравственность. Нравственные ориентиры личности. Нравственная культура.
Социальная и личностная значимость образования. Тенденции развития образования в современном мире. Роль и значение непрерывного образования в информационном обществе.
Наука. Функции современной науки. Этика науки.
Роль религии в жизни общества. Религия как одна из форм культуры. Мировые религии. Принцип свободы совести. Религия в современном мире. Межконфессиональные отношения.
Искусство. Виды и жанры искусства. Миф и реальность современного искусства.
Массовая культура. СМИ и культура. Роль телевидения в культурной жизни общества.
Тема 4. Современный этап мирового развития (9 часов)
Многообразие современного мира. Особенности традиционного общества. Достижения и противоречия западной цивилизации. Кризис индустриальной цивилизации.
Целостность и противоречивость современного мира. Глобальные проблемы современности. Взаимосвязь глобальных проблем.
Глобализация и ее последствия. Процессы глобализации и становление единого человечества.
Взгляд в будущее. Социально-гуманитарные последствия перехода к информационной цивилизации.
Итоговое повторение (8 часов).
Тестирование по материалам ЕГЭ (7 часов).
Итоговый урок по курсу.
Ключевые понятия и термины
Общественные науки, социально-гуманитарное знание, социология, политология, философия, социальная педагогика, философский плюрализм, наука, предмет науки, миф, мифологическое сознание, даосизм, буддизм, конфуцианство, реинкарнация, йога, Дао, логос, гуманизм, разделение властей, социалистический идеал, технократизм, экзистенциализм, социальная статика, социальная динамика, цивилизационный подход, культурный раскол, культурный тип, цивилизация догоняющего типа, деизм, профессия, должность, человек, субъект, деятельность, мышление, язык, философская антропология, общество, общественные отношения, культура, закономерности общественного развития, законы, тенденции, природа, общественный институт, система, социальная революция, сферы жизни общества, общественно-экономическая формация, стадиальный подход к истории, локально-цивилизационный подход, базис, надстройка, субъекты исторического процесса, эволюция, реформа, историческая личность, общественный прогресс, регресс, критерий прогресса, свобода, свобода выбора, потребность, интерес, творчество, цель, действие, духовные ценности, духовный мир, труд, знание, познавательная деятельность, онтология, понятие, суждение, гносеология, чувственное познание, рациональное познание, агностицизм, эмпиризм, относительная истина, абсолютная истина, критерий, гипотеза, экстраверт, интроверт, эмпатия
Социальный «лифт», жизненные шансы, стиль жизни, люмпены, маргиналы, социальная сфера, социальная дифференциация, социальное неравенство, социальная стратификация, класс, страта, социальная мобильность, социальный институт, институциализация, социальная инфраструктура, дисфункция, экономика, экономическая сфера общества, экономические институты, экономические механизмы, уровень жизни, потребление, ВВП на душу населения, уровень бедности, социальный статус, социальная роль, ролевой набор, ролевой конфликт, социализация, авторитет, престиж, манипуляция ценности, нормы, социальные нормы, правовые отношения, нормы морали, нормы права, отклоняющееся поведение, социальный контроль, преступность. социальный интерес, социальное взаимодействие, конкуренция, социальное сотрудничество, социальный конфликт, пути разрешения социального конфликта, соперничество, стадии социального конфликта, этнос, нация, национальность, национальный менталитет, национальные традиции и ценности, межэтнические отношения, межэтнические конфликты, национальная политика, сепаратизм, толерантность, демографическая политика, миграция, воспроизводство населения, быт, социально-бытовые интересы, материально-вещественная среда обитания человека, культура бытовых отношений, типы социального объединения и общения, интерьер, домашняя работа, домашнее хозяйство, рациональное питание, досуг, урбанизация, тинэйджеры, субкультура, контркультура, социальная стратификация, социальное государство, социальная политика, социальное обеспечение. социальное страхование, прожиточный минимум, потребительская корзина, политическая система, политический режим, тоталитаризм, авторитаризм, демократия, политический плюрализм, многопартийность, политическое и правовое равенство, парламентаризм, защита прав меньшинства, свобода, легитимность, гласность, бюрократия
Контрольные материалы по курсу
- Какие из перечисленных терминов используются, в первую очередь, при описании социальной сферы общества?
1) группа, этнос
2) торговля, деньги
3) выборы, референдум
4) искусство, мораль
2. Что из приведенного ниже является примером хозяйственной деятельности?
1) решение учеником задачи по математике
2) игра девочек в «Дочки-матери»
3) выращивание урожая на огороде
4) чтение стихотворения на конкурсе
3. Анатолий работает на заводе. Он — хороший отец и друг. Его хобби —
футбол: он регулярно посещает футбольные матчи. Все это характеризует
Анатолия как
1) индивида
2) личность
3) спортсмена
4) работника
4. Верны ли следующие суждения о взаимосвязи общества и природы?
А. Общество включает в себя природную среду.
Б. Природные условия влияют на особенности хозяйственной деятельности.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
5. Систему ценностей и требований, регулирующих поведение людей с позиции
добра и зла, называют
1) культурой
2) искусством
3) наукой
4) моралью
6. Верны ли следующие суждения о свободе совести?
А. Свобода совести — это конституционная обязанность гражданина иметь
убеждения.
Б. Свобода совести предполагает, что гражданин может свободно выбирать,
иметь и распространять религиозные и иные убеждения.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
7. Количество товаров, которое продавцы готовы поставить на рынок для
продажи в определенный период времени и по каким-то ценам, называется
1) спросом
2) прибылью
3) предложением
4) специализацией
8. Какое суждение характеризует функцию денег как средства обращения?
1) Деньги – посредник в обмене товаров.
2) Деньги – средство межгосударственных расчетов.
3) Деньги – измеритель ценности товаров и услуг.
4) Деньги – средство сохранения ценностей.
9. Фирма производит высококачественное автомобильное топливо и машинные
масла. Работники фирмы являются сособственниками предприятия, получая
по итогам года прибыль в форме дивидендов. Какую форму собственности
представляет данное предприятие?
1) государственную
2) кооперативную
3) муниципальную
4) акционерную
10. Верны ли следующие суждения о налогах?
А. Налоги формируют доходы государственного бюджета.
Б. Налоги призваны перераспределять часть доходов граждан и прибыли
фирм.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
11.Какая социальная группа выделена по территориальному признаку?
1) жители региона
2) работники железной дороги
3) подростки
4) любители уличного баскетбола
12. Правило: младший по возрасту человек должен первым приветствовать
старшего при встрече – относится к нормам
1) права
2) морали
3) политики
4) этикета
13. Верны ли следующие суждения о социальном конфликте?
А. В основе любого конфликта обязательно лежит противоречие интересов.
Б. Целью конфликта может быть защита своих прав.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
14. Какой из перечисленных признаков характерен для демократических
выборов?
1) соблюдается тайная подача голосов избирателями
2) голосуют граждане, обладающие недвижимым имуществом
3) военнослужащие голосуют под контролем командования
4) граждане не имеют возможности голосовать по месту жительства
15. Парламент страны Z имеет двухпалатную структуру, субъекты вправе
принимать собственную конституцию. Какова форма государственного
устройства страны Z?
1) республика
2) монархия
3) унитарное государство
4) федеративное государство
Список литературы для учителя
- Боголюбов, Л.Н. Готовимся к Единому Государственному Экзамену. Обществоведение [Текст] / Л.Н. Боголюбов. – М.: Дрофа, 2004.- 106 с.
- Кравченко, А.И. Задачник по обществознанию. 10-11 класс [Текст] / А.И. Кравченко. – М.: Просвещение, 2002. – 308 с.
- Краюшкина, С.В. Тесты по обществознанию: 10 класс [Текст] / С.В. Краюшкина. – М.: Экзамен, 2008. – 158 с.
- Краюшкина, С.В. Тесты по обществознанию: 11 класс [Текст] / С.В. Краюшкина. – М.: Экзамен, 2010. – 160 с.
- Поляков, К.В. Обществознание: глобальный мир в XXI веке: 11 класс: книга для учителя [Текст] / Л.В. Поляков, В.В. Федоров, К.В. Симонов.- М.: Просвещение, 2007 . – 367 с.
- Сбигнева, Е.П. Классные часы в 10-11 классах [Текст] / Е.П. Сбигнева, Т.Б. Солдатова. – Ростов-на –Дону: Феникс, 2005.- 408 с.
- Сорокина, Е.Н. Поурочные разработки по обществознанию. Профильный уровень: 10 класс [Текст] / Сорокина Е.Н. -М.:ВАКО, 2008. – 512 с.
- Сорокина, Е.Н. Поурочные разработки по обществознанию. Профильный уровень: 11 класс [Текст] / Сорокина Е.Н. -М.:ВАКО, 2010. – 272 с.
- Степанько, С.Н. Обществознание 11 класс: поурочные планы [Текст] / С.Н. Степанько. – Волгоград: Учитель, 2007.- 184 с.
Список литературы для учащихся
- Боголюбов, Л.Н. Обществознание. 10 класс. Профильный уровень. [Текст]: учебник для 10 класса общеобразовательных учреждений / Боголюбов, Л.Н. А.Ю. Лазебникова, Н.М. Смирнова. - М.: Просвещение, 2008.-416 с.
- Боголюбов, Л.Н. Обществознание. 11 класс. Профильный уровень. [Текст]: учебник для 10 класса общеобразовательных учреждений / Боголюбов, Л.Н. А.Ю. Лазебникова, Н.М. Смирнова, А.Т. Кинкулькин - М.: Просвещение, 2010.- 432 с.
- Боголюбов, Л.Н. Обществознание: практикум: пособие для 10 класса общеобразовательных учреждений: профильный уровень [Текст] / Л.Н. Боголюбов, Ю.И. Аверьянов, Л.Ф. Иванова. – М.: Просвещение, 2008.-160 с.
- Боголюбов, Л.Н. Обществознание: практикум: пособие для 11 класса общеобразовательных учреждений: профильный уровень [Текст] / Л.Н. Боголюбов, Ю.И. Аверьянов, Л.Ф. Иванова. – М.: Просвещение, 2008.-160 с.
- Корсаков, Г.Г. Как сдать ЕГЭ по обществознанию на 100 баллов [Текст] / Г.Г. Корсаков. – Ростов-на Дону: Феникс, 2003.- 280 с.
- Котова, О.А. Самое полное издание типовых вариантов заданий ЕГЭ. 2011. Обществознание [Текст] / О.А. Котова, Т.Е. Лискова. – М.: АСТ: Астрель, 2011. – 254 с.
- Лазебникова, А.Ю. Обществознание. Единый государственный экзамен. Типовые тестовые задания [Текст] / А.Ю. Лазебникова, Е.Л. Рутковская. – М.:Экзамен, 2011.- 68 с.
- Лазебникова, А.Ю. Обществознание. Практикум по выполнению типовых тестовых заданий ЕГЭ [Текст] / А.Ю. Лазебникова, М.Ю. Брандт. – М.: Экзамен, 2011. – 104 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по английскому языку для учащихся 10 социально-гуманитарного класса
Рабочая программа по английскому языку составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и примерно...
Рабочая программа по английскому языку для учащихся 11 социально-гуманитарного класса
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа по английскому языку составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего...
Рабочая программа по русскому языку для 10 класса социально-гуманитарного профиля по программе В.В.Бабайцевой
Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования (2004), Примерной программы среднего (полного) общего образования по русскому языку и прогр...
Методическая разработка. Рабочая программа по английскому языку. 10-11 классы, физико-математический профиль
Рабочая программа к УМК Spotlight 10-11....
Рабочая программа по обществознанию для 5-9 классов по программе Боголюбова Л.Н.
Рабочая программа составлена согласно требованиям ФГОС основного общего образования содержит календарно- тематическое планирование с ЭКОР...
Рабочая программа по физической культуре для 10 класса социально-гуманитарного профиля на 2018-2019 уч.год
Рабочая программа по учебному предмету «Физическая культура» для 10 класса составлена с использованием материалов Федерального государственного образовательного стандарта основного общего ...
Рабочая программа по курсу "История" 10-11 класс "Социально-экономический профиль"
В связи с переходом на линейную систему изучения истории, Рабочая программа по истории составлена на основе нормативных документов: Рабочая программа по истории составлена на основе нормативно-п...