рабочая программа по обществознанию (профиль)
рабочая программа по обществознанию (10 класс) по теме
рабочая программа разработана для профильного обучения в классах социально-экономического профиля. Программа для 10 класса средней школы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_10_klass.docx | 34.26 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Настоящая программа по обществознанию составлена на основе федерального компонента Государственного стандарта среднего (полного) общего образования (профильный уровень) и авторской программы "Обществознание.10—11 классы, профильный уровень" (210 ч) под редакцией Л. Н. Боголюбова, академика РАО, доктора педагогических наук, профессора; Л. Ф. Ивановой, кандидата педагогических наук; А. Ю. Лазебниковой, доктора педагогических наук ("Просвещение".2007 год). Рабочая программа ориентирована на 10-11 классы, рассчитана на 105 учебных часов из расчёта 3 часа в неделю.
Содержание среднего (полного) обществоведческого образования на профильном уровне представляет собой комплекс знаний, отражающих основные объекты изучения: общество в целом, человек в обществе, познание, социальные отношения, политика, духовно-нравственная сфера. Все означенные компоненты содержания взаимосвязаны, как связаны и взаимодействуют друг с другом изучаемые объекты. В данном курсе представлены основы важнейших социальных наук: философии, социологии, политологии, социальной психологии. Программа учитывает, что в профильных классах как самостоятельные курсы изучаются экономика и право. Успешное освоение содержания обществознания требует межпредметного взаимодействия с этими курсами.
Помимо знаний, содержательными компонентами курса являются: социальные навыки, умения, ключевые компетентности, совокупность моральных норм и принципов поведения людей по отношению к обществу и другим людям; система гуманистических и демократических ценностей.
Освоение нового содержания осуществляется с опорой на межпредметные связи с курсами истории, географии, литературы и др.
Цели курса:
- развитие социального мышления личности учащегося, познавательного интереса к изучению социально-гуманитарных дисциплин;
- развитие критического мышления, позволяющего объективно воспринимать социальную информацию и уверенно ориентироваться в её потоке;
- воспитание гражданственности, социальной ответственности, приверженности гуманистическим и демократическим принципам;
- освоение системы знаний, составляющих основы философии, социологии, политологии, социальной психологии, необходимых для эффективного взаимодействия с социальной средой;
- овладение умениями получения и осмысления социальной информации, освоение способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности;
- формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области социальных отношений.
Основные содержательные линии рабочей программы по обществознанию (профильный уровень) отражают ведущие и социально-значимые проблемы обществоведческих наук и практики в данных областях знаний. К ним относятся: проблемы социального взаимодействия и общественных отношений; социальных интересов и социальных конфликтов; социализации индивида; проблемы молодёжи как социальной группы; профессионального и социального самоопределения молодых людей; личность в политической жизни.
Требования к уровню подготовки обучающихся.
Предусматривается формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами являются:
- определение сущностных характеристик изучаемого объекта; самостоятельный выбор критериев для сравнения, сопоставления, оценки и классификации объектов;
- использование элементов причинно-следственного и структурно-функционального анализа;
- исследование реальных связей и зависимостей;
- умение развернуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства (в том числе от противного);
- объяснение изученных положений на самостоятельно подобранных конкретных примерах;
- поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа и извлечение необходимой информации из источников, созданных в различных знаковых системах (текст, таблица, график, диаграмма, аудиовизуальный ряд и др.);
- отделение основной информации от второстепенной, критическое оценивание достоверности полученной информации;
- передача содержания информации адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно);
- перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.), выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации;
- выбор вида чтения в соответствии с поставленной целью (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.);
- уверенная работа с текстами различных стилей, понимание их специфики; адекватное восприятие языка средств массовой информации;
- владение навыками редактирования текста;
- самостоятельное создание алгоритмов познавательной деятельности для решения задач творческого и поискового характера;
- участие в проектной деятельности, в организации и проведении учебно-исследовательской работы: выдвижение гипотез, осуществление их проверки, владение приемами исследовательской деятельности, элементарными умениями прогноза (умение отвечать на вопрос: «Что произойдет, если...»);
- формулирование полученных результатов;
- создание собственных произведений, идеальных моделей социальных объектов, процессов, явлений, в том числе с использованием мультимедийных технологий, реализация оригинального замысла, использование разнообразных (в том числе художественных) средств, умение импровизировать;
- пользование мультимедийными ресурсами и компьютерными технологиями для обработки, передачи, систематизации информации, создания баз данных, презентации результатов познавательной и практической деятельности;
- владение основными видами публичных выступлений (высказывание, монолог, дискуссия, полемика), следование этическим нормам и правилам ведения диалога (диспута).
- Курс призван помочь осуществлению выпускниками осознанного выбора путей продолжения образования или будущей профессиональной деятельности.
Учебно-тематическое планирование курса
№ урока | дата | тема | Дом задание |
1. | Вводное занятие. | ||
| |||
1-1 1-2 | Наука и философия | п.1 Вопросы, задания, текст | |
1-3 1-4 | Человек и общество в ранних мифах и первых философских учениях | п.2 вопросы, задания | |
1-5 1-6 | Философия и общественные науки в Новое и Новейшее время. | п.3 вопросы, задания текст | |
1-7 1-8 | Из истории русской философской мысли | п.4 вопросы, задания текст | |
1-9 1-10 1-11 | Деятельность в социально-гуманитарной сфере и профессиональный выбор | п. 5-6 вопросы, задания текст | |
1-12 | Повторительно-обобщающий урок по теме «Социально-гуманитарные знания и профессиональная деятельность» | Повторить все определения и понятия темы | |
| |||
2-1 2-2 | Происхождение человека и становление общества | п.7 вопросы, задания текст | |
2-3 2-4 | Сущность человека как проблема философии | п.8 вопросы, задания | |
2-5 2-6 | Общество и общественные отношения | п.9 вопросы, задания текст | |
2-7 2-8 | Общество как развивающаяся система | п.10 вопросы, задания | |
2-9 2-10 2-11 | Типология общества | п.11-12 вопросы, задания текст | |
2-12 2-13 | Историческое развитие человечества: поиски социальной макротеории | п.13 вопросы, задания, текст | |
2-14 2-15 | Исторический процесс | п.14 вопросы, задания | |
2-16 2-17 | Проблема общественного прогресса | п.15 вопросы, задания | |
2-18 2-19 | Свобода в деятельности человека | п.16 вопросы, задания, текст | |
2-20 | Повторительно-обобщающий урок по теме: «Общество и человек» | Повторить все определения и понятия темы | |
| |||
3-1 3-2 | Деятельность людей и ее многообразие | п.17 вопросы, задания | |
3-3 3-4 | Содержание и формы духовной деятельности | п.18 вопросы, задания, текст | |
3-5 3-6 | Трудовая деятельность | п.19 вопросы, задания | |
3-7 3-8 | Политическая деятельность | п.20 вопросы, задания, текст | |
3-9 | Повторительно-обобщающий урок по теме «Деятельность как способ существования людей» | Повторить все определения и понятия темы | |
| |||
4-1 4-2 | Проблема познаваемости мира | п.21 вопросы, задания | |
4-3 4-4 | Истина и ее критерии | п.22 вопросы, задания | |
4-5 4-6 | Многообразие путей познания мира | п.23 вопросы, задания, текст | |
4-7 4-8 | Научное познание | п.24 вопросы, задания, текст | |
4-9 4-10 | Знание и познание | п.25 вопросы, задания, текст | |
4-11 4-12 | Социальное познание | п.26 вопросы, задания | |
4-13 4-14 4-15 | Самопознание и развитие личности | п.27 вопросы, задания, практикум | |
4-16 | Повторительно-обобщающий урок по теме «Сознание и познание» | Повторить все определения и понятия темы | |
| |||
5-1 5-2 5-3 | Индивид, индивидуальность, личность | п.28 вопросы, задания | |
5-4 5-5 5-7 | Возраст и становление личности | П.29 Вопросы, задания, практикум | |
5-8 5-9 5-10 | Направленность личности | п.30 вопросы, задания, текст | |
5-11 5-12 5-13 | Общение как обмен информацией | п.31 вопросы, задания, текст | |
5-14 5-15 5-16 | Общение как взаимодействие | п.32 вопросы, задания, практикум | |
5-17 5-18 5-19 | Общение как понимание | п.33 вопросы, задания, практикум | |
5-20 5-21 | Малая группа | п.34 вопросы, задания | |
5-22 5-23 5-24 | Групповая сплоченность и конформное поведение | п.35 вопросы, задания, практикум | |
5-25 5-26 5-27 | Групповая дифференциация и лидерство | п.36 вопросы, задания, практикум | |
5-28 5-29 5-30 | Семья как малая группа | п.37 вопросы, задания, текст | |
5-31 5-32 5-33 | Антисоциальные и криминальные молодежные группировки | п.38 вопросы, задания, проект | |
5-34 5-35 5-36 | Конфликт в межличностных отношениях | п.39 вопросы, задания, проект | |
5-37 | Повторительно-обобщающий урок по теме «Личность. Межличностные отношения» | Повторить все определения и понятия темы | |
| |||
6-1 6-2 6-3 | Подготовка к единому государственному экзамену ( пробный экзамен) | Повторить все определения и понятия тем за год | |
6-4 6-5 6-6 | Правильно пишем эссе | Написать эссе по выбранной теме | |
6-7 6-8 | Итоговое повторение курса( защита рефератов, проектов) | Подготовка рефератов | |
Резерв времени -2 ч. |
содержание тем учебного курса
Специфика социально-гуманитарного
знания ( 6 час)
Естественнонаучные и социально-гуманитарные знания, их общие черты и отличия. Социальные науки, их классификация.
Основные этапы развития социально-гуманитарного знания.
Основные специальности в области социально-гуманитарного знания Профессиональные образовательные учреждения социально-гуманитарного профиля. Основные профессии, связанные с социально-гуманитарными знаниями.
Введение в философию ( 6 час)
Место философии в системе обществознания. Философия и наука. Смысл философских проблем Основные функции философии. (2 часа).
Философия человека. (8 час)
Сущность человека как проблема философии. Человечество как результат биологической и социокультурной эволюции. Человек как стремление быть человеком.
Деятельность как способ существования людей. Потребности и интересы. Мотивация деятельности и социальные приоритеты.
Свобода и необходимость в человеческой деятельности. Свобода и произвол. Свобода и ответственность. Свобода выбора.
Мышление и деятельность. Соотношение мышления и языка. Язык как форма мысли. Понятие информации.
Знание, сознание, познание. ( 10 ч )
Виды и уровни человеческих знаний Опыт и знание. Мифологическое и рационально-логическое знание. Знание и сознание.
Теоретическое и обыденное сознание. Мировоззрение, его виды и формы. Философия. Религия. Искусство. Право. Мораль. Нравственная культура.
Онтология и теория познания. Проблема познаваемости мира. Наука, основные особенности методологии научного мышления.
Понятие научной истины, её критерии. Относительность истины. Истина и заблуждение.
Дифференциация и интеграция научного знания. Особенности наук, изучающих общество и человека. Современные проблемы социальных и гуманитарных наук.
Понятие культуры. Многообразие и диалог культур. Культуры и цивилизации.
Социальная философия ( 14 ч )
Социум как особенная часть мира. Факторы изменения социума. Типы социальной динамики. Революционное и эволюционное в историческом процессе.
Формации и цивилизации. Типологии обществ. Дискуссии о постиндустриальном и информационном обществе.
Системное строение общества. Структура общества. Социальная система и ее среда.
Многообразие и неравномерность процессов общественного развития. Проблема общественного прогресса.
Процессы глобализации и становление единого человечества. Социально-гуманитарные последствия перехода к информационному обществу.
Духовная жизнь людей. Общественное и индивидуальное сознание. Самосознание и его роль в развитии личности.
Социальная и личностная значимость образования. Тенденции развития образования в современном мире. Роль и значение непрерывного образования в информационном обществе.
Введение в социологию
Социология как наука. Место социологии среди других наук. Структура социологического знания. Основные вехи развития социологии (2 час).
Общество и общественные отношения (14 час)
Общество как форма совместной жизнедеятельности людей. Многообразие подходов к пониманию общества. Основные признаки общества.
Социальное взаимодействие и общественные отношения. Виды социальных взаимодействий. Понятие системы общественных отношений.
Социальные группы, их классификация. Понятие формальных и неформальных групп. Устойчивые социальные группы. Маргинальные группы. Толпа, ее свойства и основные признаки.
Социальные институты. Основные функции социальных институтов. Социальная инфраструктура.
Социальная стратификация и мобильность. Основные измерения стратификации. Бедность и неравенство. Роль и значение среднего класса в современном обществе. Типы социальной мобильности.
Социальные интересы. Причины социальных конфликтов. Характеристики социального конфликта Управление социальным конфликтом. Пути разрешения социальных конфликтов.
Социальные проблемы современной России. Роль учреждений социальной защиты. Конституционные основы социальной политики Российской Федерации.
Личность и общество (8 час)
Социализация индивида. Факторы формирования личности. Социальное поведение. Социальная роль. Социальные роли в юношеском возрасте.
Социальный контроль. Социальные ценности и нормы. Роль права в жизни общества. Правовая культура.
Отклоняющееся поведение, его формы и проявления. Социальные последствия отклоняющегося поведения. Проблема роста преступности и криминализации общества в России.
Молодёжь как социальная группа. Особенности молодежной субкультуры. Проблемы молодежи в современной России. Профессиональное и социальное самоопределение молодого человека.
Виды социальных отношений (10 час)
Экономические институты. Влияние экономики на социальную структуру. Экономика и культура. Качество и уровень жизни. Экономика и политика.
Социология труда. Содержание индивидуального труда. Мотивация труда. Удовлетворенность трудом. Социальное партнерство и перспективы его развития в России.
Семья и брак как социальные институты. Классификация типов семьи. Функции семьи. Традиционные семейные ценности.
Тенденции развития семьи в современном мире. Проблемы неполных семей. Демографическая и семейная политика в Российской Федерации.
Социально-бытовые интересы. Материально-вещественная среда обитания человека. Культура бытовых отношений.
«Рассмотрено» Руководитель МО________/Холодкова Т.В./ Протокол № ___ от «__» ____________2010 г. | «Согласовано» Заместитель руководителя по УВР МОУ СОШ № 2 ____________/Краснова Л.Н). «__»____________2010 г. | «Утверждено» Руководитель МОУ СОШ № 2 _____________/Летягина И.М../ Приказ № _ от «__» 2010 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Учителя истории и обществознания высшей категории
Яковлевой Л.Г.
по обществознанию
10 класс (профиль)
Рассмотрено на заседании
педагогического совета
протокол № ____от «__»_______2010г.
2010 – 2011 учебный год
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
рабочая программа по обществознанию 8 класс профиль
рабочая программ по обществознанию, 8 класс, профильный уровень 68 ч. Л.Н. Боголюбов...
рабочая программа по обществознанию 9 класс профиль
рабочая прогамма по обществознанию 9 класс 68 ч. Л.Н. Боголюбов...
рабочая программа по обществознанию 10 класс профиль
рабочая программа по обществознанию, 10 класс, профильный уровень, 102 часа, 3 часа в неделю. Л.Н. Боголюбов...
Рабочая программа по обществознанию 11 класс (профиль) по программе Л.Н. Боголюбова.
Рабочая программа содержит: пояснительную записку, календарно-тематическое планирование, КИМы для проверки знаний учащихся за полугодие,год....
Рабочая программа по обществознанию (профиль) 11 класс
Рабочая программа по обществознанию (профиль) 11 класс...
Рабочая программа по обществознанию (профиль) 10-11 классы
Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования, а также программы Обществоведение.10- 11 классы. Профильный уровень под...
КТП рабочая программа по обществознанию к учебнику Л.Н.Боголюбова "Обществознание" 11 класс (профиль)
КТП рабочая программа по обществознанию к учебнику Л.Н.Боголюбова "Обществознание" 11 класс (профиль)....