Программа дополнительного образования "Я в мире с собой и другими"
методическая разработка по обществознанию (7, 8, 9 класс) на тему
Данная образовательная программа направлена на ориентацию воспитанников в жизни общества, подготовке ребят к социальному диалогу и сотрудничеству на основе соблюдения правовых знаний.
Педагогической целесообразностью программы является то, что тематика курса позволяет несколько расширить представления воспитанников в области психологии, правоведения, понимание самого себя, своего места в этом мире, сформировать мотивацию на здоровый образ жизни.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metod_razrabotka_2012_-_ya_v_mire_s_soboy_i_drugimi.doc | 62 КБ |
Предварительный просмотр:
ГБОУ Гимназия №284
Кировского района Санкт-Петербурга
Программа «Я в мире с собой и другими».
Работа выполнена:
Аникиной Наталией Викторовной
Учитель обществознания Гимназии №284
Санкт-Петербург
2012 г.
Программа «Я в мире с собой и другими».
В современных условиях развития общества, на первом месте оказалась потребность общества в воспитании человека качественно нового типа. Перед обществом встала задача формирования самостоятельной, ответственной и социально мобильной личности, способной к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда. Личности способной к саморазвитию и самосовершенствованию, способной к творческому самовыражению.
Каким сам себя видит ребенок в этом обществе? Какой образ себя он создаст и попытается воплотить в жизнь? Каким, он примет себя как ценность? Как укрепит веру в себя и свои силы, ощутит свою уникальность и неповторимость? На эти вопросы ребенок сможет найти вопросы, но важно, чтобы ответы, которые он найдет, помогали в его дальнейшей жизни.
Программа «Я в мире с собой и другими» имеет социально-педагогическую направленность и поможет создать условия для развития и воспитания нравственной и духовной личности на основе умений и навыков рационального поведения и общей культуры, поможет детям сориентироваться в жизни, стать достойным членом общества.
Данная образовательная программа направлена на ориентацию воспитанников в жизни общества, подготовке ребят к социальному диалогу и сотрудничеству на основе соблюдения правовых знаний.
Педагогической целесообразностью программы является то, что тематика курса позволяет несколько расширить представления воспитанников в области психологии, правоведения, понимание самого себя, своего места в этом мире, сформировать мотивацию на здоровый образ жизни.
Актуальность: осваивая данную программу, дети получают знания о правах и свободах человека, у них формируется система ценностей и установок человеческого поведения, приобретаются знания и умения, необходимые для самостоятельной жизни человека в обществе, воспитывается понимание человеческого достоинства, уважение к другим людям, толерантность, стремление к использованию ненасильственных средств разрешения конфликтов, развивается чувство солидарности и стремление к сотрудничеству с другими людьми.
Отличительной особенностью данной программы от уже существующих является то, что права человека изучаются с точки зрения их важнейших функций: философско-культурологической, образовательно-правовой, психолого-развивающей, воспитательно-формирующей, коррекционной.
Цель: сформировать и развить у обучающихся уважения к правам и основным свободам человека, чувства человеческого достоинства. способствовать формированию правовой культуры учащихся
Задачи:
Обучающие
- формировать умения и навыки публичных выступлений, учебно-исследовательской деятельности, работе в группе;
- развить умение анализировать собственные поступки, извлекать уроки из произошедших событий, контролировать свои эмоции, пользоваться языком жестов, мимики, приемами убеждения
- развить общеучебные умения обучающихся: планировать свою работу и поэтапно осуществлять ее, работать с дополнительной литературой, вести дискуссию, работать в группе, публично выступать и т.д.
- умения самостоятельно приобретать и применять на практике знания по правам человека
Развивающие
- развить навыки критичного анализа информации;
- повысить правовую культуру обучающихся.
- развить творческие способности; коммуникативные навыки.
Воспитывающие
- повысить уровень знаний и умений, которые пригодятся обучающимся в повседневной жизни, облегчат адаптацию в мире взрослых,
- сформировать у обучающихся умения строить собственное поведение в рамках имеющихся прав, свобод, обязанностей; обеспечивающие успешность в обществе.
- стремления к взаимопониманию, терпимости, равенству и дружбе между нациями, национальными, этническими, религиозными и языковыми группами;
Программу осваивают дети в возрасте 12-14 лет.
Срок освоения программы 2 года
Предлагаемая программа рассчитана на 72 часа.
Время занятий – 1 час в неделю.
Форма организации занятий – групповая.
Ожидаемые результаты:
В процессе обучения учащиеся приобретают следующие конкретные умения:
- анализировать правовые документы; формулировать, аргументировать и отстаивать собственную позицию по спорным проблемам; представлять результаты исследований в виде таблиц, схем, выступлений, делать выводы.
- использовать приемы самопознания, самовоспитания в процессе личностного роста;
- самостоятельно ставить цель, выстраивать поэтапный план ее достижения;
- мотивировать свое поведение, опираясь на ценности ЗОЖ; повышения личной безопасности;
- действовать в коллективе, находить общее решение;
- пользоваться приемами убеждения, понимать мимику, жесты, применяя на практике эти навыки в общении с людьми;
- строить свое поведение на основе внимания и уважения к окружающим людям.
Способы определения результативности программы:
- наблюдения педагога;
- тестирование;
- анкетирование;
- творческие работы детей.
Подведение итогов программы на заключительном занятии в форме диспута.
В программе есть раздел «Права ребенка»
Раздел: Права детей | |||||
19 | Конвенция о правах ребенка | 1 | 1 | 2 | |
20 | Я и семья | 1 | 2 | 3 | |
21 | Личность в семье | 1 | 1 | 2 | |
22 | Мои права и обязанности в школе | 1 | 1 | 2 | |
23 | Личность среди сверстников | 1 | 1 | 2 | |
24 | Подросток и право на труд | 2 | 2 | 4 |
Краткое содержание занятий по разделу:
Раздел: Права детей | ||
19 | Конвенция о правах ребенка | Урок-практикум. Блиц опрос. История создания Конвенции о правах детей. Работа в группах, знакомство с основными статьями Конвенции. Дидактическая игра «Я и мои права» |
20 | Я и семья | Права ребенка в семье. Личные права. Права и обязанности родителей. Моделирование и решение проблемных ситуаций. Сюжетная игра «Круглый стол». |
21 | Личность в семье | Роль семьи в жизни человека. Признаки семьи. Игра «Маски откровения». Психологический тест. Работа в группах: Правила для детей; Правила для родителей. |
22 | Мои права и обязанности в школе | Школа и личные цели ученика. Закон об Образовании. Отношения с одноклассниками. Права и обязанности ученика. Работа в группах «Новая школа». |
23 | Личность среди сверстников | Накопление человеком личного социального опыта. Признаки формального и неформального общения. Работа в подгруппах над высказываниями знаменитых людей. Игра: составление рассказа по цепочке. |
Список используемой литературы.
Глухарева Л.И. Права человека: Альбом схем // Право в школе. 2004. №2. С. 55-59.
Лидере А.Г. Психологический тренинг с подростками: учеб, пособие для студ. высш. учеб, заведений. М., 2003.
Матвеев В.Ф., Гройсман А.Л. Профилактика вредных привычек у школьников: кн. для учителя. М., 2001.
Никитин А.Ф. Права человека: хрестоматия по курсу. М.Д993.
Никитин А.Ф. Права человека: учеб, пособие для средней шк. М.,1993.
Никитин А.Ф. Права человека в школе: дайджест. М., 1993.
Николаева Л.П. Колесов Д.В. Уроки профилактики наркомании в школе. М., 2000.
Ниренберг Д., Калеро Г. Как читать человека словно книгу. М., 1998.
Плотниекс И. Психология в семье. М., 1991.
Степанько С.Н. Обществознание 8-9. Элективный курс «Подросток и закон». Волгоград, 2007.
Чалтон Э. Основные принципы обучения здоровому образу жизни// Вопр. психол. 1997 № 2.
Шейное В.П. Конфликты в нашей жизни и их разрешение. Минск, 1996.
Литература для учащихся
Всеобщая декларация прав человека.
Конвенция о правах ребенка.
Конституция РФ
Никитин А.Ф. Права человека: учеб, пособие для средней шк. М., 1993.
Материалы периодических изданий и других видов СМИ.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа дополнительного образования по личностному развития "Я и другие"
Для молодых людей с отклонениями в умственном развитии...
Модифицированная программа дополнительного образования "В мире танца "
Программа по хореографии для детей 7 - 14 лет, рассчитанная на 5 лет обучения. Три этапа реализации программы позволяют варьировать нагрузку в зависимости от возраста.Удобна, проста и понятна в примен...
программа дополнительного образования "В мире вежливых слов и выражений"
Программа дополнительного образования может быть использована в рамках реализации ФГОС в 5 классе (внеурочная деятельность по предмету "Русский язык"). Курс направлен на развитие кул...
программа дополнительного образования "В мире веществ"
Стремительное развитие высоких технологий, создание множества новых материалов с уникальными свойствами, успехи современной медицины и генетики - вот далеко не полный перечен...
Программа дополнительного образования "В мире науки физики"
Программа дополнительного образования для использования учителями физики при проведении занятий кружков в начальной школе....
Рабочая программа дополнительного образования "В мире прекрасного" для 5-11 классов
Данная программа разработана рассчитана на один год обучения и предназначена для учащихся 5-11 классов. Она разработана в соответствии с требованиями Закона об образовании РФ, Федерального государстве...
Программа дополнительного образования "В мире живой природы"
Программа дополнительного образования "В мире живой природы" направлена на работу с одаренными детьми.Цели программы:развитие интеллектуального и творческого потенциала уча...