программа дополнительного образования "В мире веществ"
рабочая программа (7 класс) по теме

Храброва Татьяна Владимировна

     Стремительное развитие высоких технологий, создание множества новых материалов с уникальными свойствами, успехи современной медицины и генетики -  вот далеко не полный перечень областей науки, техники и технологии, фундаментальной базой которых является химическая наука.

      Кроме того Санкт-Петербург является научным, культурным центром России, что открывает большое поле для деятельности. Поэтому данная программа входит в естественно - научную и гуманитарную образовательную область. Программа курса с одной стороны позволяет с помощью простых средств и приемов, сделать изучение такого сложного предмета как химия, доступнее и интереснее, с другой стороны – расширяет образовательное пространство. Предусматривает посещение музеев: (естественно-научных, мемориальных, искусствоведческих); проведение занятий на базе химической лаборатории Технологического института, Педагогического университета, кафедры минералогии и кристаллографии ЛГУ. Многообразие литературных источников по данной теме, делает ее привлекательной для развития навыков работы с научной, научно-популярной и справочной литературой. Работа с современными технологиями.

     Программа расчитана на три года для обучающихся с 12 до 15 лет. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon khrabrova.doc191 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка.

Программа эколого-биологической направленности.

Стремительное развитие высоких технологий, создание множества новых материалов с уникальными свойствами, успехи современной медицины и генетики -  вот далеко не полный перечень областей науки, техники и технологии, фундаментальной базой которых является химическая наука.

   Кроме того, Санкт-Петербург является научным, культурным центром России, что открывает большое поле для деятельности. Поэтому данная программа входит в естественно - научную и гуманитарную образовательную область. Программа курса с одной стороны позволяет с помощью простых средств и приемов, сделать изучение такого сложного предмета как химия, доступнее и интереснее, с другой стороны – расширяет образовательное пространство. Предусматривает посещение музеев: (естественнонаучных, мемориальных, искусствоведческих); проведение занятий на базе химической лаборатории Технологического института, Педагогического университета, кафедры минералогии и кристаллографии ЛГУ. Многообразие литературных источников по данной теме, делает ее привлекательной для развития навыков работы с научной, научно-популярной и справочной литературой. Работа с современными технологиями.

  Новизна Данная программа не только существенно расширяет кругозор учащихся, но и представляет возможность интеграции в национальную и мировую культуру, раскрывает материальные основы окружающего мира, дает химическую картину природы.

В программу включены прогрессивные научные знания и ценный опыт практической деятельности человека.

Общие принципы отбора содержания материала:

  1. Системность
  2. Целостность
  3. Объективность
  4. Научность
  5. Доступность для учащихся основной школы
  6. Реалистичность
  7. Практическая направленность

Данный образовательный курс расширяет и углубляет базовый компонент химического образования, обеспечивает интеграцию химического, биологического, исторического, информационно технологического характера. Он позволяет учесть интересы и профессиональные намерения старшеклассников и, следовательно, сделать обучение более интересным для учащихся

получить более высокие результаты.

Актуальность развитие химической науки служит интересам общества, призвано улучшать жизнь людей и решать проблемы, стоящие перед человеком и человечеством; следовательно, вещества нужно изучать, чтобы правильно их применять.

Вооружение учащихся знаниями о веществах, которые нас окружают в повседневной жизни.

Раскрытие роли химии в познании природы и обеспечении и жизни общества, значение химического образования для правильной ориентации в жизненных ситуациях.

Педагогическая целесообразность Развитие внутренней мотивации учения, повышения интереса к познанию химии.

Использование информационных технологий с целью повышения интереса к изучению естественнонаучных дисциплин.

Отличительной особенностью данной программы является интеграция между предметами естественнонаучного и гуманитарного цикла, что позволяет воспитать всесторонне развитую личность, с активной жизненной позицией.

   Цель программы:

   1. Формирование научной картины мира и развитие естественнонаучного мировоззрения, экологического мышления и выработка навыков здорового образа жизни.

   Задачи программы:

Обучающие: способствовать формированию у обучающихся:

лабораторно-практических навыков;

способности использования химических знаний в реальной жизненной практике;

познакомить с методами и приемами теоретического и экспериментального изучения химических процессов, происходящих в окружающем нас мире веществ;

Воспитательные: способствовать формированию у обучающихся:

культуры общения, активности, навыков работы в команде;

чувства товарищества, взаимной поддержки, совместного творчества;

экологически грамотной личности;

Развивающие:

содействовать развитию у обучающихся: потребности в познании окружающего мира, наблюдательности, логических способностей, грамотного отношения к природе без нанесения ей ущерба, умелого обращения с веществами в любых условиях жизни и труда для сохранения своего здоровья.

Условия реализации образовательной программы.

Программа рассчитана на три года.        

   Первый год обучения – учащиеся 7 классов (12-13 лет).    

   Второй – на учащихся 8 классов (13-14 лет).

   Третий – на учащихся 9 классов (14-15 лет).

Особенности детей этого возраста в том, что ребята стремятся организоваться в группы по интересам, у них проявляется интерес к исследовательской деятельности, к практическим занятиям. Предмет химии для них является новой наукой, поэтому они охотно включаются в ее изучение.

  На первом году обучения необходимо познакомить учащихся с историей химии, показать, на сколько глубоко проникла химия в нашу повседневную жизнь; необходимость осторожного обращения с химическими веществами, которые используются в быту, влияние различных веществ на организм человека.

   На втором году обучения необходимо показать связь химии с другими науками. Необходимость соблюдения правил безопасной работы с веществами.

   Программа третьего года обучения предоставляет учащимся возможность реализовать свой интерес к предмету химии, познакомиться со способами деятельности, необходимыми для успешного усвоения профильной программы, создать базу для ориентации в мире современных профессий. Экологические аспекты курса.

   Наряду с традиционными формами занятий в курсе широко используется культурное наследие Санкт-Петербурга, что позволяет формировать интерес к предмету химии и развивать любовь к родному городу.

   Занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 часа. Раз в месяц выезд в С-Петербург на экскурсии.

   В объединения принимаются все желающие.

Ожидаемые результаты и способы их проверки.

I год обучения

Учащиеся должны знать:

- история возникновения химии с древнейших времен до наших дней;

- правила поведения в кабинете химии и во время экскурсий;

- правила соблюдения мер безопасности при работе с химическими реактивами и их хранения;

- понятие о телах и веществах;

- вещества земной коры; минералы;

- вещества живой природы;

- способы вычисления процентного состава веществ;

- понятие – бытовая химия;

- причина порчи продуктов;

- вещества-консерванты;

- растворимость; растворы;

- минеральные удобрения;

- средства защиты растений от вредителей и болезней;

- правила гигиены в походе; походная аптечка;

- приемы работы с лабораторным оборудованием;

- понятие – индикатор;

- правила сбора растений.

Учащиеся должны уметь:

- работать с основным лабораторным оборудованием;

- проводить простейшие опыты с веществами;

- наблюдать и описывать вещества; свойства веществ;

- различать понятия: вещества и тела;

- классифицировать вещества;

- вычислять процентный состав;

- ориентироваться в надписях на продуктах;

- внимательно читать инструкцию и правильно выполнять рекомендации по применению препаратов (мин. удобрений, и средств защиты растений)

II год обучения

 Учащиеся должны знать:

- понятие «Атом», «Молекула», «Химический элемент»;

- периодическая система химических элементов;

- основные вычисления по химическим формулам;

- химическая реакция: классификация и сущность;

- Санкт-Петербург в судьбе М.В. Ломоносова и Д.И. Менделеева;

- свойство воды; способы очистки воды;

- способы выражения концентрации растворенного вещества;

- влияние веществ на организм человека.

Учащиеся должны уметь:

- различать понятия: атом, молекула, хим. элемент;

- ориентироваться в периодической системе;

- проводить вычисления по химическим формулам;

- составлять уравнения реакций и объяснять их сущность;

- проводить вычисления для приготовления растворов с заданной концентрацией.

III год обучения

Учащиеся должны знать:

- историю развития Колпино;

- свойства и способы получения металлов;

- коррозия металлов и способы защиты от коррозии;

- основные понятия аналитической химии;

- качественные реакции на катионы анионы;

- вычисления по химическим уравнениям реакций;

- использование различных элементов и их соединений в жизнедеятельности человека;

- основные понятия экологии.

Учащиеся должны уметь:

- проводить опыты на боле сложном уровне;

- проводить реакции на определения состава веществ;

- проводить необходимые вычисления по химическим уравнениям реакций;

- подбирать и подготавливать материал для составления временных и постоянных экспозиций.

Формы промежуточной и итоговой аттестации.

   1. Выпуск тематических газет, журналов.

   2. Составление отчета – аннотации по посещенным музеям.

   3. Разработка экскурсий по Санкт-Петербургу, конкретному музею.

   4. Защиты исследовательских работ.

   5. Выступления перед младшими школьниками.

   6. Выполнение индивидуальных творческих работ.

   7. Сбор материалов для создания экспозиции.

   8. Создание компьютерных презентаций по темам.

   9. Творческие задания: мини-сочинения, иллюстрации к занятиям, схемы-конспекты…

 

Учебно-тематический план

1ый год обучения (4 часа в неделю, всего 144 часа)

№ п/п

Наименование         темы

Количество часов

Теория

Практика

Всего

1.

Введение – задачи на год.                                 У истоков химической науки.

2

8

-

6

-

16

2.

Химия-наука экспериментальная.

8

8

16

3.

Тела и вещества. Классификация веществ.

10

6

16

4.

Вещества живой природы.

9

7

16

5.

Вещества в моем доме.

17

3

20

6.

У мамы на кухне. О пищевых продуктах языком химика.

14

16

30

7.

Химия в саду и огороде.

5

7

12

8.

Химия помощник туриста

4

4

8

9.

Поход в лес для сбора растительного материала для приготовления проб индикаторов и красителей.

2

7

9

Подведение итогов года

1

-

1

Итого:

79

65

144

2ой год обучения (4 часа в неделю, 144 часа в год)

№ п/п

Наименование         темы

Количество часов

Теория

Практика

Всего

1.

Введение – задачи на год. Техника безопасности. Повторение знаний, умений, навыков, полученных в 1 год обучения. Посвящение в химики.

2

14

16

2.

Начало всех начал…

10

6

16

3.

Жилой дом химических элементов.

14

6

20

4.

Вычисления в химии. Решение задач с применением знаний по математике, физике.

8

12

20

5.

Химические реакции вокруг нас.

Занимательная химия.

8

10

18

6.

«Вода - ты жизнь».

10

8

18

7.

Растворы в нашей жизни.

8

8

16

8.

Растворы и процессы в организмах. Влияние различных веществ на развитие организма.

10

6

16

9.

Подведение итогов года. Мастерская: чай – как он приятен, вкусен, крепок, ароматен.

-

4

4

Итого:

68

76

144

3ий год обучения (4 часа в неделю, всего 144 часов)

№ п/п

Наименование         темы

Количество часов

Теория

Практика

Всего

1.

Введение – задачи на год. Техника безопасности.

Дом, в котором мы живем.

Градообразующее предприятие -Ижорский завод.

4

12

16

2.

Металлы в науке, в технике и в быту.

16

16

32

3.

Элементы аналитической химии.

4

2

6

4.

Решение задач повышенного уровня. Участие в олимпиаде по химии.

10

16

26

5.

Искусство фотографии и химия.

6

12

18

6.

Кремний и его соединения в природе, быту, строительстве.

12

18

30

7.

Химия и окружающая среда.

5

3

8

8.

Подведение итогов года. Элементы аналитической химии

4

4

8

Итого:

61

83

144

Содержание программы

1ый год обучения.

   Тема 1. У истоков химической науки. 16 час.

Введение – задачи на год. Техника безопасности.

Зарождение химии в Древнем мире, в период Средневековья.

 Экскурсия в Эрмитаж.

   Тема 2. Химия – наука экспериментальная. 16 часов.

Техника безопасности для работы в кабинете химии. Приемы обращения и ознакомление с лабораторным оборудованием.

Практические занятия:

№1 Т.Б. и основные приемы работы с лабораторным оборудованием.

№2 Наблюдение и описание веществ.

Экскурсия в музей и стеклодувную мастерскую СПбТУ.

   Тема 3. Тела и вещества – 16 часов.

Тело и вещества. Классификация веществ. Вещества земной коры.

Экскурсия в Минералогический музей СПбГУ.

   Тема 4. Вещества живой природы – 16 часов.

Органические и неорганические вещества в живом организме. Содержание веществ в человеческом организме. Вычисления процентного состава.

Практическое занятие:

 № 3 Обнаружение крахмала в различных продуктах.

Экскурсия в Анатомический музей ГАФК им. П.Ф.Лесгафта.

   Тема 5. Вещества в моем доме – 20 часов.

Внимание: бытовая химия. Правила безопасной работы и хранения веществ. Стирка, уборка помещений. Средства гигиены и косметики. Домашняя аптечка. Вредные вещества в моем доме и их источники.

Практические занятия:

№4 Варим мыло.

№5 Способы выведения пятен с различных тканей.

   Тема 6. У мамы на кухне – 30 часов.

О пищевых продуктах языком химика. Коды пищевых добавок. Почему продукты портятся и как их сохранить. Вещества– консерванты. Вода. Растворы. Растворимость.

Практические занятия:

№6 Консервирующее действие поваренной соли.

№7 Как определить качество меда.

Экскурсии: музей “Хлеба”, завод “Кока-кола” или “Чупа-чупс”.

№8 Анализ чипсов.

№9 Анализ сладких газированных напитков.

 Тема 7. Химия в саду и огороде – 12 часов.

Химизация сельского хозяйства. Минеральные удобрения. Средство защиты растений от вредителей и болезней.

Практическое занятие:

 №10. Ознакомление с веществами, которые используют в сельском хозяйстве.

Экскурсия в музей почвоведения В.В.Докучаева.

   Тема 8. Химия – помощник туриста - 8 часов.

Водонепроницаемая ткань, посуда туриста. Химия вокруг костра. На страже здоровья. Как подать сигнал друг другу с помощью химии.

        

   Тема 9. Растительные индикаторы и красители – 10 часов.

Поход в лес для сбора расширительного материала. Индикаторы. Красители.

Практическое занятие:

 №11. Приготовление растворов и индикаторов и красителей. Испытание их действия.

Подведение итогов года.

2ой год обучения.

   Тема 1. Введение – задачи на год. Техника безопасности.

Повторение ЗУН – 16 часов.

В игровой форме повторить материал прошлого года. Рассказать о планах на этот год. В заключение темы вечер «Посвящение в химики».

   Тема 2. Начало всех начал – 16 часов.

Понятие «атом», «молекула», «химический элемент». Названия химических элементов.

   Тема 3. «Жилой дом» химических элементов – 20 часов.

Периодический закон и периодическая система химических элементов. Положение элементов в ПСХЭ Д.И.Менделеева – «три службы Родине».

Экскурсия в музей – архив Д.И.Менделеева.

   Тема 4. «Химия – точная наука» - 20 часов.

Вычисления в химии. Решение задач с применением знаний по математике и физике.

Экскурсия в музей ВНИИ Метрологии.

   Тема 5. «Химические реакции вокруг нас» – 18 часов.

Сущность химических реакций. Занимательные опыты. Классификация химических реакций. Основные законы, объясняющие, как протекают химические реакции.

Практические работы:

 №1,2. Классификация химических реакций по разным признакам.

Экскурсия в музей М.В.Ломоносова.

   Тема 6. «Вода – ты жизнь» – 18 часов.

Самое удивительное вещество на Земле. Аномалии воды. Свойства воды. Какую воду мы пьем.

Практическое занятие:

 №3. Определение качества водопроводной воды.

Экскурсия в музей «Мир воды».

   Тема 7. Растворы в нашей жизни – 16 часов.

Растворы. Растворимость. Способы выражения концентрации растворенного вещества.

Практические занятия:

 №4. Приготовление растворов заданной концентрации.

 №5 Выращивание кристаллов.

Занятие в лаборатории кристаллогинезиса в СпбГУ или «Гео-шоу» на выставке «Мир камня».

   Тема 8. Растворы и процессы в живых организмах – 16 часов.

Влияние различных веществ на развитие организма.

Экскурсия в музей Гигиены.

Тема 9. Подведение итогов года – 4 часа.

Мастерская: чай, как он приятен, вкусен, крепок, ароматен.

3ий год обучения

   Тема 1. Введение – задачи на год. Техника безопасности.

Дом, в котором мы живем – 16 часов.

История развития Колпино – это история развития науки и промышленности в России. Градообразующие предприятия – «Ижорские заводы»

Экскурсия в Музей «Ижорского завода».

   Тема 2.  Металлы в науке, технике, быту – 32 часа.

Металлы в природе. Физические свойства металлов на службе человека. Сплавы металлов. Коррозия и способы защиты. Интересные и занимательные факты о металлах.

Практические занятия:

№1. Исследования электропроводности металлов.

№2. Исследование работы гальванического элемента.

№3. Химическая активность различных металлов.

№4. Коррозия металлов.

Экскурсия 1) в музей Горного института им. Г.В.Плеханова.

2) в музей Монетного двора.

   Тема 3. Элементы аналитической химии – 6 часов.

Классификация катионов. Качественные реакции. Решение задач на распознание веществ по катионам.

Практические работы:

№1. Качественные реакции на катионы.

№2 экспериментальное решение задач.

   Тема 4. Решение расчетных задач повышенного уровня – 26 часа.

Основные типы расчетных задач. Комбинированные задачи.

Задачи на смеси. Алгебраические  способы решения задач. Ярмарка – конкурс задач.

   Тема 5. Искусство фотографии – 18 часов.

История изобретения фотографии. Химические вещества, используемые для экспонирования, проявления, закрепления фотоизображения. Химическая сущность цветной фотографии.

Практическая работа

№7. Выделение серебра из отработанных фоторастворов.

Экскурсия в Государственный центр Фотографии.

   Тема 6. Кремний и его соединения – 30 часов.

Кремний и его соединения в природе, быту, строительстве.

Практическое занятие

№8. «Силикатный сад».

Экскурсии: 1) в музей Ломоносовского фарфорового завода.

2) на завод «Победа-Кнауф»

3) Музей горного института.

   Тема 7. Химия и окружающая среда – 8 часов.

Основные понятия экологии. Воздействие вредных веществ на человека. Понятие о П.Д.К.

Практическая работа

 №9. «Моделирование процесса образования кислотных дождей».

 

  Тема 8. Элементы аналитической химии – 8 часов.

Анализ растворов на содержание анионов. Понятие о дробном анализе. Решение задач на распознавание веществ по анионам.

Практические работы

№1. Качественные реакции на анионы.

№2. Экспериментальное решение задач.

   Подведение итогов года. Награждение активных участников в работе.

Методическое обеспечение образовательной программы.

п/п

Раздел или тема программы

Формы занятий

Приемы и методы организации учебно- воспитательного процесса

Дидактический материал, техническое оснащение занятий

Формы подведения итогов

I.1.

У истоков химической науки.

комбинированное занятие,

лекция,

семинар,

практическое занятие,

лабораторная работа,

игра

праздник,

аукцион,  

экскурсия,

мастерская,

гостиная,

зашита проектов,

зачет,

конкурс,

КВН,

пресс-конференция

фестиваль,

творческая встреча,

и т.д.

Словесные методы: (устное изложение, беседа, анализ текста и т.д.).

Наглядные методы (показ видеоматериалов, иллюстраций, компьютерных презентаций, наблюдение, работа по образцу и др.).

Практические методы (тренинг, упражнения, лабораторные работы и др.)

Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:

объяснительно-иллюстративный - дети воспринимают и усваивают готовую информацию

репродуктивный - учащиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности

частично-поисковый - участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом

исследовательский - самостоятельная творческая работа учащихся

Методы, в основе которых, лежит учащихся занятия:

фронтальный - одновременная работа со всеми учащимися

коллективный - организация проблемно-поискового или творческого взаимодействия между всеми детьми

индивидуально-фронтальный- чередование индивидуальных и фронтальных форм работы,

групповой - организация работы по малым группам (от 2 до 7 человек)

коллективно-групповой - выполнение заданий малыми группами, последующая презентация результатов выполнения заданий и их обобщение

в парах - организация работы по парам индивидуальный - индивидуальное выполнение заданий, решение проблем

   1. Стандартное лабораторное оборудование для кабинета химии.

   2. Реактивы, необходимые для проведения практических занятий.

   3. Коллекции и натуральные объекты:

Алюминий

Волокна

Каменный уголь

Каучук

Металлы и сплавы

Минералы и горные породы

Нефть и важнейшие продукты ее переработки

Пластмассы

Стекло и изделия из стекла

Топливо

Чугун и сталь

4. Диафильмы и диапозитивы.

5. Кинофильмы и кинофрагменты.

6. Видеофильмы.

7.ТСО: компьютер, телевизор, видеомагнитофон, магнитофон, графо- и эпипроекторы, мультимедийный проектор, диапроектор, и др.

12. Презентации для занятий.

13. Выставки, подготовленные при помощи учащихся.

14. Фотографии, портреты ученых.

15. Плакаты по отдельным темам.

16. ПСХЭ

17. Таблица растворимости…

Выпуск тематических газет, журналов.

Составление отчета – аннотации по посещенным музеям.

Разработка экскурсий по Санкт-Петербургу, конкретному музею.

Защиты исследовательских работ.

Выступления перед младшими школьниками.

Выполнение индивидуальных творческих работ.

Сбор материалов для создания экспозиции.

Создание компьютерных презентаций по темам.

Защита проектов, рефератов.

Творческие задания: мини-сочинения, иллюстрации к занятиям, схемы-конспекты…        

2.

Химия – наука экспериментальная.

3.

Тела и вещества

4.

Вещества живой природы

5.

Вещества в моем доме

6.

У мамы на кухне

7.

Химия в саду и огороде

8.

Химия – помощник туриста

9.

Растительные индикаторы и красители

II.1.

Введение

2.

Начало всех начал

3.

«Жилой дом» химических элементов

4.

«Химия – точная наука»

5.

«Химические реакции вокруг нас»

6.

«Вода – ты жизнь»

7.

Растворы в нашей жизни

8.

. Растворы и процессы в живых организмах

9.

Подведение итогов года

III.1.

История развития Колпино – это история развития науки и промышленности в России.

2.

 Металлы в науке, технике, быту.

3.

Элементы аналитической химии

4.

Решение расчетных задач повышенного уровня.

5.

Искусство фотографии.

6.

Кремний и его соединения

7.

Химия и окружающая среда

8.

Элементы аналитической химии

Материально-техническое обеспечение.

  1. Стандартное лабораторное оборудование для кабинета химии.

  1. Реактивы, необходимые для проведения практических занятий.

  1. Коллекции и натуральные объекты:

Алюминий

Волокна

Каменный уголь

Каучук

Металлы и сплавы

Минералы и горные породы

Нефть и важнейшие продукты ее переработки

Пластмассы

Стекло и изделия из стекла

Топливо

Чугун и сталь

  1. Диафильмы и диапозитивы.

  1. Кинофильмы и кинофрагменты.

  1. Видеофильмы.

  1. ТСО: компьютер, телевизор, видеомагнитофон, магнитофон, графо- и эпипроекторы, мультимедийный проектор, диапроектор, и др.

  1. Презентации для занятий.

  1. Выставки, подготовленные при помощи учащихся.

  1. Фотографии, портреты ученых.

  1. Плакаты по отдельным темам.

  1. ПСХЭ

  1. Таблица растворимости

Список литературы.

На сегодняшний день существует множество изданий для школьников, касающихся проблем рассматриваемого курса. Поэтому в первую очередь необходимо пользоваться той литературой, которая имеется в кабинете химии, в школьной библиотеке, в домашних библиотеках учителя и учащихся. Перчислим лишь некоторые рекомендуемые издания.

 Для педагогов:

  1. Кукушкин Ю.Н. Химия вокруг нас – М.Высшая школа, 1992.

  2.Степин Б.Д., Аликберова Л.Ю. Занимательные задания и эффектные опыты по химии.-М.Дрофа, 2002.

  3.Штремплер Г.И. Домашняя лаборатория. (Химия на досуге). М.,Просвещение. 1996.

  4. Аликберова Л.Ю., Рукк Н.С. Полезная химия: задачи и истории. М.,Дрофа, 2005.

  5. Азимов А. Краткая история химия. М:ЗАО Центр-полиграф, 2002.

  6. Волков В.А. и др. выдающиеся химики мира: биографический справочник. М.: Высшая школа, 1991.

  7. Юдин А.М. Химия в нашем доме.-М.:Химия, 1995.

  8. Штремплер Г.И. Химия на досуге: загадки, игры, ребусы: книга для учащихся.- М., Просвещение, 1993.

  9. Егоров А.С. и др. Химия внутри нас: Введение в биохимию. Ростов-на-Дону, Феникс, 2004.

  10. Пичугина Г.В. Химия и повседневная жизнь человека.-М.: Дрофа 2004.

   

Для детей:

1. Энциклопедия для детей. Т.17 (химия). М.: Аванта+, 2000.

2. Малышкина В. Занимательная химия.- СПб «Тригон», 1998.

3. Энциклопедический словарь юного химика. М. Педагогика, 1990.

4. Кукушкин Ю.Н. Рассказы о химии и веществах. СПб. Синтез, 1995.

5. Карцова А.А. Химия без формул, или знакомые незнакомцы. СПб. «Аквилон», 2005.

6. Степин Б.Д., Аликберова Л.Ю. Книга по химии для домашнего чтения. М. химия, 1995.

7. Книга для чтения по неорганической химии. Сост. В.А. Крицман. М. Просвещение, 1984.

8. Леенсон И.А. Чет или нечет. Занимательные очерки по химии. – М.: Химия, 1987.

9. Соболевский В.И.Замечательные минералы. – М.: Просвещение,1983.

10. Популярная библиотека химических элементов: В 2 т./ Под ред. Петрянова-Соколова И.В. – М.: Наука, 1983.

11. Научно-популярные журналы «Гео», «Вокруг света», «Наука и жизнь» (Издания разных лет).

ПРИЛОЖЕНИЕ № 1

Конспект занятия по теме «История фейерверков и салютов».

Цели занятия: познакомить учащихся с историей создания фейерверков в России.

Задачи занятия: формирование понятия качественная реакция (окрашивание пламени солями различных металлов); формирование критического отношения к любой рекламной акции; правила безопасной работы при работе с химическими реактивами.

Оборудование:

  1. Презентация.
  2. Реактивы: растворы солей в пронумерованных емкостях, медная проволока смеси для фейерверка.
  3. Лабораторное оборудование: спиртовка, спички, асбестовые сетки, тигельные щипцы, лучины.

Ход занятия.

I. Мотивационно-ориентационный этап.

   Назначение этого этапа −мотивация деятельности учащихся.

  1. Инструктаж по ОТ в кабинете химии.
  2. Просмотр и работа с  презентацией:
  • Рассказ учащихся о истории создания фейерверков и салютов.
  • Выполнение заданий из презентации.
  • Маленький фейерверк.

II. Оценочно-рефлексивный этап.

  1. Подведение итогов выполненной работы.
  2. При помощи смайликов изобразите ваши ощущения после занятия.

Литература и другие источники информации.

  1. Степин Б.Д., Аликберов Л.Ю. Книга по химии для домашнего чтения. − М.: Мирос, 1994.
  2. Трапенок В.А., Антонова Л.А. От маленькой хлопушки до большого фейерверка (От простого к сложному). – М.: Кристалл, 1997
  3. Чувырин А.В. Занимательная пиротехника, часть 1 и 2. – М.: Основа, 2003
  4. Звоницкий Э. «Фейерверки и салюты» 2003 г.
  5. Интернет ресурсы.

ПРИЛОЖЕНИЕ № 2

Конспект занятия по теме «Горькая правда о …»

Цели занятия: познакомить учащихся с вредным воздействием чипсов на

       организм  человека.

Задачи занятия: формирование понятия качественная реакция (анализ чипсов на наличие масла,  крахмала, хлорида натрия); формирование критического отношения к любой рекламной акции; пропаганда здорового питания.

Оборудование:

  1. презентация, созданная учеником 9А класса Герасимовым М.
  2. чипсы, разных фирм.
  3. реактивы: растворы азотной кислоты(2М);

                                                 соляной кислоты(1:1);

                                                нитрата серебра(0,02М);

                                                иода (спиртовой);

  1. Лабораторное оборудование: фильтровальная бумага;

                                                              спиртовка, спички;

                                                               чашка для выпаривания;

                                                               штатив с пробирками(4 шт.);

Ход занятия.

I. Мотивационно-ориентационный этап.

   Назначение этого этапа −мотивация деятельности учащихся.

  1. Просмотр презентации.
  2. Беседа с учащимися по следующим вопросам:
  • Что собой представляют чипсы?
  • Какие вкусовые добавки используют в процессе изготовления чипсов?
  • Каким образом можно доказать их наличие?
  • Какие качественные реакции вам известны?

II. Исследовательский этап.

  1. Инструктаж по ОТ в кабинете химии (инструкции № ).
  2. Обсуждение работы (изучение схемы выполнения работы).
  3. Выполнение работы.

Ход работы.

I. Анализ чипсов на наличие масла.

  1. Положите чипс на фильтровальную бумагу.
  2. Согните бумагу пополам и раздавите чипс.
  3. Посмотрите бумагу на свет. Количество масла можно оценить по размеру пропускающего свет пятна.
  4. Проделайте эти операции со всеми образцами. Сравните количество масла в различных марках чипсов.

II. Анализ чипсов на наличие крахмала.

  1. Капните раствором иода на чипс. Отметьте, какая часть чипса стала черно-синей.
  2. Раскрошите другой чипс в пробирку, добавьте воду до 1/3 пробирки. Осторожно нагревайте пробирку в течение 3-5 минут.
  3. Отфильтруйте воду от чипсов.
  4. Добавьте к фильтрату несколько капель иода. Отметьте, есть ли какие-либо изменения.

  III. Анализ чипсов на наличие хлорида натрия.

  1. Раскрошите чипс и положите крошки в пробирку, налейте до половины пробирки воду, нагрейте пробирку до кипения.
  2. Отфильтруйте воду от чипсов.
  3. Разделите фильтрат на две части.
  4. Выпарите одну часть фильтрата досуха в чашке для выпаривания.
  5. Погрузите предварительно прокаленную медную проволоку в остаток, затем внесите ее в пламя спиртовки. Что наблюдаете?
  6. Ко второй части фильтрата добавьте несколько капель раствора нитрата серебра и 2-3 капли раствора азотной кислоты.

  IV. Анализ чипсов на калорийность.

  1. Налейте 5 мл воды в большую пробирку. Измерьте температуру воды.
  2. Закрепите пробирку с водой в штативе под углом.
  3. Взвести большой чипс.
  4. Держа чипс щипцами, подожгите его и нагревайте в его пламени пробирку с водой.
  5. Измерьте температуру воды после того, как весь чипс сгорел.
  6. Вычислите калорийность 100 г чипсов по вашим результатам:

Масса чипса = _____________ г.      

 Масса воды = _____________  г.

Температура воды до нагревания = _____________ 0С.

Температура воды после нагревания = ____________  0С.

Изменение температуры воды = ____________ 0С.

Калорийность = _________________________________________________ ккал.

  (Чтобы температура 10 г воды изменилась на 10С, необходимо 42 Дж теплоты.  Переведите Дж в ккал, учитывая, что 1 ккал = 4,18 кДж.)

  1. Сравните полученные данные с теми, что указаны на этикетке.

III. Оценочно-рефлексивный этап.

Подведение итогов выполненной работы. Каждая микрогруппа представляет полученные результаты. Оценка деятельности микрогрупп.

Вопросы для обсуждения:

  1. Почему чипсы обладают высокой калорийностью?
  2. Как можно показать, что чипсы содержат углерод?
  3. Почему после кипячения в воде, чипсы не дают реакцию на крахмал?

Литература и другие источники информации.

  1. Программы элективных курсов. Химия. 8−9 классы. Предпрофильное обучение /авт.-сост. Г.А.Шипарев. − М.: Дрофа, 2006.
  2. Степин Б.Д., Аликберов Л.Ю. Книга по химии для домашнего чтения. − М.: Мирос, 1994.
  3. Интернет ресурсы.

ПРИЛОЖЕНИЕ № 3

Сценарий межпредметной конференции, проведенной объединением ДО «Химия вокруг нас»

«ГОРЬКАЯ ПРАВДА О СЛАДКОМ ЛИМОНАДЕ".

Цель занятия: познакомить учащихся с вредным воздействием                                                                                                    газированных напитков на организм человека, особенно подростка;

          указать на необходимость критического отношения к любой рекламной

          акции; пропаганда здорового питания.

Оборудование:

  1. Презентация, созданная учеником 8А класса Герасимовым М.
  2. Фотографии с экскурсии на завод Coca-Cola.
  3. Растворы красителей, ортофосфорной кислоты.
  4. Лимонная кислота, заменители сахара.
  5. Результаты экспериментальный работы.

Ход конференции.

Вступительное слово учителя: (слайд № 1, 2)                                                                     Почему мы решили провести эту конференцию? Врачи-диетологи всего мира наконец-то сошлись в перечне продуктов самых вредных для человека. И первое место занимают сладкие газированные напитки (газета «Комсомольская правда» от 16-23 ноября 2006 года) (слайд №3).

Идея проведения конференции появилась после экскурсии на завод Coca-Cola с членами объединения, при изучении темы: «О пищевых продуктах языком химика» в рамках работы объединения ДО «Химия вокруг нас»

 (слайд № 4).

    Подготовительный период состоял из сбора информации о газированных напитках, об их пользе и вреде. Положительных мнений в собранном материале мы не нашли, а вот отрицательного материала было найдено много. Этой информацией мы с вами и поделимся.

История появления компании Coca-Cola (слайд № 5). Впервые Coca-Cola появилась в Атланте в 1886 году, в аптеке доктора Пембертона. В скором времени напиток приобрёл огромную популярность, но отведать его можно было только в аптеке. Тогда предприниматели Яза Кембер и Роберт Уиндер купили у доктора Пембертона право на продажу Кока-Колы в бутылках. Производство напитка в бутылках принесло этим людям огромное состояние. Для того чтобы избежать подделок для Кока-Колы была придумана бутылка особенной формы, которую сложно повторить. В1980 году Coca-Cola появилась в России (ОЛИМПИАДА), в 1992 году создано представительство в Санкт-Петербурге. В1995 году на Пулковском шоссе состоялось торжественное открытие завода по розливу Кока-Колы в пластмассовые бутылки.

.Ассортимент компании (слайд № 6). Для того чтобы привлечь внимание покупателей производители придумывают все новые и новые напитки. Как говорится на любой вкус и цвет.

Утилизация тары от напитков, одна из экологических проблем. В передаче Первого канала «Пока все дома» «оч.умелые ручки» часто предлагают использовать бутылки для изготовления различных полезных вещей. (Учащимися была подготовлена выставка изделий из пластмассовых бутылок: «Отходы в доходы»).

Реклама напитков, порой слишком назойливая, сделала этот напиток одним из самых популярных (слайд № 7).  

Чем же так вредны газированные напитки (слайд № 8 - № 13)?

 Чем же так вредны газированные напитки? (Смотри прилагаемые материалы)

 В Интернете можно найти множество забавных мифов о газировке

 (слайд № 14). Вот лишь некоторые из них:

  1. Газировкой можно испортить краску на машине.
  2. В ней можно отстирать масляные пятна.
  3. Газировка растворяет ржавчину.
  4. Кусок мяса в стакане газировки может раствориться за несколько дней.
  5. Молочный зуб растворяется в газировке за два дня, коренной – за неделю.
  6. Американские полицейские используют «шипучку» для смывания крови  с дороги.

В заключение встречи хотелось бы дать несколько советов, которые позволят уменьшить вред от любой газировки (слайд № 15):

1. Пейте её холодной. Разрушение эмали зубов зависит и от температуры напитка.

2. Пейте через трубочку, чтобы избегать контакта с банкой.

3. Ограничьтесь одним стаканом 1-2 раза в неделю.

4. Откажитесь от газировки, если страдаете ожирением, диабетом, гастритом, язвой.

5. Не давайте газировку детям до 3х лет.

Источники информации:

1. http://www.rian.ru/review/20060616/49582096-print.html

2. Здоровье школьника; №11 2006г.

3. Аргументы и факты; №22 2006г.

4. Комсомольская правда от 16-23 ноября 2006г.

5.Экскурсия на завод Coca-Cola (телефон для записи: 329-11-21, с14мая).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа дополнительного образования по физической культуре "Игры народов мира" для 1 класса.

p { margin-bottom: 0.21cm; } «...У всех народов существует более или менеезначительный запас игр, характеризующих донекоторой степени быт народа.»(Гориневский В.В.) Программа  «Подвижные иг...

Модифицированная программа дополнительного образования "В мире танца "

Программа по хореографии для детей 7 - 14 лет, рассчитанная на 5 лет обучения. Три этапа реализации программы позволяют варьировать нагрузку в зависимости от возраста.Удобна, проста и понятна в примен...

программа дополнительного образования "В мире вежливых слов и выражений"

Программа дополнительного  образования может быть использована в рамках реализации ФГОС  в 5 классе (внеурочная деятельность по предмету  "Русский язык"). Курс направлен на развитие кул...

Программа дополнительного образования "В мире науки физики"

Программа дополнительного образования для использования учителями физики при проведении занятий кружков в начальной школе....

Программа дополнительного образования "Вещи. Смеси, Вещества"

Программа по химии разработана для обучающихся 12 - 13 лет и предполагает ее реализацию в рамках работы пришкольного или загороднего лагеря...